В студии – клирик Богоявленского кафедрального собора в Елохове иерей Виктор Ленок.
– Завтра мы празднуем особый праздник, день поминовения усопших – Радоницу. Давайте вспомним это событие. И первый вопрос: что значит слово «Радоница» и откуда пошла такая традиция?
– Слово «радоница» напрямую связано с пасхальной радостью. Наша жизнь, наши сердца пронизаны пасхальной радостью о Воскресении Христовом. Пасха празднуется 40 дней, и в эти дни, пропитанные пасхальной радостью, мы, конечно, никак не можем забыть о тех, кто уже ушел ко Господу, потому что, как сказал апостол Павел, нас всех ждет смерть и суд. После того как мы посетили всех болящих, навестили всех родственников, намыли окна, привели себя в порядок, напитались пасхальной благодатью, время вспомнить и о тех, кто отошел ко Господу. Вечером надо постараться прийти на особое заупокойное богослужение – парастас, а завтра пройдет еще одно особое богослужение, после которого – литургия, и затем будут служиться панихиды. Здесь мы стараемся совместить пасхальную радость с воспоминаниями о тех, кто уже пришел к Господу. У нас не должно быть грусти, потому что смерти нет, Господь победил ее, и мы в этот день, на этих заупокойных богослужениях, пытаемся передать нашу пасхальную радость тем, кто ушел в вечность.
– А почему именно на девятый день после Пасхи мы вспоминаем усопших? Почему Радоница празднуется именно в этот день?
– Традиция Радоницы родилась исключительно в Русской Православной Церкви. Это наша чтимая традиция. Тут нужно вспомнить еще библейские события. Именно на девятый день после Своего воскресения Спаситель во второй раз явился Своим ученикам. Апостольские постановления тоже дают нам указания, что именно девятый день – время поминовения усопших. На этих пасхальных заупокойных богослужениях печаль должна отойти в сторону. Самое важное для тех, кто уже преставился (особенно для тех, кто ушел без покаяния), – это чтобы мы постарались следовать словам апостола Павла о том, что мы должны непрестанно молиться, за все благодарить и всегда радоваться. Пока эта пасхальная радость у нас еще в сердцах (я надеюсь, что мы как можно дольше ее сохраним), надо поделиться ею с усопшими родными. Сохранить эту радость сегодня очень трудно, потому что все мы в жизни проходим разные испытания. Но надо отложить всякие житейские попечения и прийти в храм на эти особые богослужения. И в этот день постараться по возможности, хотя большинство людей будет работать или учиться, приехать на могилы к своим родственникам и помолиться о них. А кто не сможет, постараться сделать это в ближайшие дни.
– А как правильно в эти дни вести себя на кладбище? Многие не посещают богослужения и ждут священника, чтобы он освятил кладбище, прочитал молитвы. Либо просто посещают могилы. Какие бы Вы дали рекомендации, что нужно обязательно сделать в этот день православному христианину?
– В этот день православному христианину обязательно необходимо прийти в храм Божий. В ближайший храм на заупокойное богослужение. В нашем соборе они уже завершились, но завтра они продолжатся. Для тех, кто работает и учится, завтра будет специально совершаться ранняя литургия, как и во многих храмах, думаю. Необходимо прийти на нее, помолиться, оставить приношения в память о тех, кто уже преставился, и постараться вспомнить их добрым словом и молитвой. Если не получится прийти в храм – помолиться дома и попросить Господа передать им от вас вашу пасхальную радость. Можно собраться дома со своими близкими, вместе приехать на кладбище и помолиться о тех, кто уже ушел. Молитва – это самое главное лекарство и самый главный питательный источник для усопших душ, для наших ушедших близких, особенно для тех, кто ушел без покаяния. Это очень важно для них.
– А что такое парастас и чем он отличается от панихиды?
– Парастас появился не так давно. Это особое заупокойное всенощное бдение, которое совершается накануне литургии. Он появился в западных областях Российской империи в XVII веке. Во время вечернего богослужения читается дополнительно 17-я кафизма, поется особый канон, а после окончания богослужения совершается лития. Служба довольно долгая, но это стояние перед Богом за тех, кто уже отошел ко Господу – та малая лепта, которую мы можем принести Ему, чтобы Господь изменил участь наших близких. Это побуждает нас задуматься о том, что переход в вечность ждет каждого, постараться взять самое лучшее от тех, кто ушел к Богу, а худшее, что происходило в жизни, не вспоминать, а постараться исправиться. Даже если человек ушел без покаяния, даже если у нас были какие-то обиды на усопшего – простить его ради всеобщего воскресения и постараться самому исправиться и не повторять ошибок ушедших. Это поможет улучшить загробную участь усопшего человека. Постараемся простить всех и обнять их пасхальной радостью.
– Телезрители часто спрашивают, можно ли на парастасе и на панихидах молиться за некрещеных родственников или за тех, кто покончил жизнь самоубийством.
– Священник точно не может за них молиться. В таких ситуациях лучше брать благословение и совершать домашние молитвы определенным молитвенным правилом. Это даже необходимо. Есть особый чин домашней молитвы о самоубийцах. Мы знаем, что самоубийство – это единственный грех, в котором нельзя покаяться. Господь Милосерден, Он любит каждого человека, хотя мы об этом редко задумываемся. Но благодаря Его милосердию молитвы живых людей могут изменить участь их близких. Ведь Господь после Своей смерти сошел во ад, сломал врата ада и вывел из него томящиеся души праведников в Царство Небесное. Но Он смотрит на наши сердца, в каком они состоянии. Как мы относимся к людям, даже к тем, которые не открыли для себя истину. Являемся ли мы добрым примером для них сегодня и готовы ли молиться за них? Возможно, во время парастаса человек про себя вспоминает именно таких родственников, которые ушли без покаяния, не обрели истины и не были крещены, совершили непростительный грех самоубийства. Но необходимо проявить особое молитвенное старание в личной, келейной молитве, а просить священника поминать их не нужно.
– Какие еще существуют формы поминовения?
– Есть панихида (будет служиться завтра после литургии) и более сокращенный вид панихиды – лития. Есть еще чтение Псалтири об упокоении. Существует такая традиция: в течение сорока дней после того, как человек преставился, читать Псалтирь. Книга псалмов, наверно, самая радостная книга Ветхого Завета, она дает умиротворение, успокоение именно родственникам покойного. Между «славами» и кафизмами звучат особые молитвенные вставки с прошениями к Богу о прощении прегрешений усопшего, чтобы Господь помиловал, изменил его участь. Когда мы просим за кого-то, мы и сами меняемся. Этот наш особый молитвенный труд за других благотворно сказывается и на нашей жизни. Об этом тоже нельзя забывать.
Еще существует молитвенное правило в домашних молитвах. Если мы откроем чинопоследование утренних домашних молитв, мы найдем там и поминовение усопших. Очень хорошо было бы каждому православному христианину записать всех своих родственников, которые жили до нас, и составить помянник, небольшой синодик для ежедневного поминания на домашней молитве. А еще лучше каждый день дополнительно читать по одной кафизме из Псалтири с поминанием этих родственников. Можно там и о здравии поминать, особенно тех людей, которые тебя обидели, но на второй «славе» обязательно вставить поминовение об упокоении. Это было бы просто замечательно.
– Вопрос от телезрителя: «Мне интересно, что произойдет, если я посещу кладбище не на девятый день, а на десятый или одиннадцатый? Я думаю, что кладбище надо посещать не в какие-то определенные дни, а когда к этому есть стремление».
– Ничего плохого не произойдет. Все зависит от Вашего сердца. Самое главное – посетить кладбище. Важно прийти особенно сейчас, после зимы, когда растаял снег. Убрать листву, покрасить оградку, привести в порядок лавочку, посадить цветы… Как мы дома убираемся перед Пасхой: очищаем жилище от физической грязи, а душу в Великий пост – покаянием от духовной грязи, так и приходя на кладбище, мы стараемся убрать всю грязь, которая накопилась после зимы. Если не получается прийти завтра, то можно прийти в любой день. Можете хоть каждый день приходить, если есть такая возможность. Это замечательно – прийти и помолиться.
– Мне кажется, самое главное – не место погребения, а молитва. И следующий вопрос связан с тем, что многие подают записки об упокоении и спрашивают, для чего это нужно, как правильно их подавать. Согласны ли Вы, что молитва важнее посещения мест погребения? Главное – помнить, молиться и вспоминать.
– Одно другому не мешает. Сегодня наша жизнь такая суетливая, что, как Вы правильно заметили, порой нет возможности поехать на кладбище. А когда мы подаем записки, священник молится за наших родных. Молитва – это его главная обязанность. Батюшке совсем не просто стоять у престола Божия и поминать людей. Это не механическое поминание, он старается пропустить через себя всех этих усопших православных христиан. Тем более что он их всех дополнительно поминает и на проскомидии. Частички просфор погружаются в Кровь Христову со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною и молитвами святых Твоих». Это особая помощь Милосердного Господа, и мы должны делать все для того, чтобы помочь тем, кто уже преставился. Мы не знаем их участи, она станет нам известна только тогда, когда мы сами преставимся. Но если у нас есть возможность им помочь, необходимо этой возможностью пользоваться и молиться ежедневно. Это занимает не так много времени, и нам надо постараться делать это. Если у вас нет времени – подаем записки в свои храмы, чтобы священники помолились особо за ваших усопших православных родственников. Конечно, в первую очередь мы вспоминаем о своих близких ушедших родственниках, поскольку основные конфликты, обиды и нестроения у нас происходят не с теми, с кем мы взаимодействуем очень редко, а с теми, с кем мы живем, общаемся, возрастаем, угасаем... С теми, кто очень близок каждому из нас.
– Вопрос от телезрителя Дмитрия: «Скажите, на Пасху читать обычные утренние и вечерние правила или ирмос девятой песни? Еще один вопрос. Если во время чтения утреннего и вечернего правила запнулся (или кто-то отвлек), заново начинать читать или можно продолжать?»
– Обычно утреннее и вечернее правило начинается сейчас не молитвой Святому Духу, а с тропаря Пасхи. Вы можете вместо «Достойно есть» добавить еще «Ангел вопияше».
Но вообще лучше молитвенное правило брать у своего духовника. Он вам точно расскажет о том, как необходимо построить молитву. Потому что у всех у нас разный уровень духовной жизни. Если вас духовник благословил определенными молитвенными правилами, то читайте то, что духовник благословил.
Что касается второго вопроса – постарайтесь просто продолжать, потому что лукавый все время пытается нам подножку поставить. Вы, даже если споткнулись, если упали на одно колено, вставайте с колена и продолжайте молиться Богу. Только от Него победа.
– А можно ли молиться за усопших, если они были в другом вероисповедании, в других религиях?
– Не просто можно, а нужно! И не просто молиться, но еще и творить милостыню. Может быть, вероисповедание его было другое, но он был добрым человеком, совершал добрые поступки, добрые дела. Стоит приумножить эту доброту, которая была в человеке. Добрые поступки, которые совершал тот или иной человек, умножить на два, на три, на четыре. Чем больше будет доброты, тем больше будет теплоты, тем будет лучше. Поэтому, конечно, молиться необходимо. Молитва – это самый главный инструмент, который нам дал Господь для того, чтобы мы исправились и исправилась ситуация. Даже у тех, кто ушел. А Господь все будет решать Сам. Мы это узнаем уже после того, как Он снова придет и будет Суд.
– Вопрос от телезрителя: «Что можно делать на Радоницу, а что категорически запрещено?»
– Можно делать то, что связано с состоянием сердца: молиться, радоваться. Убрать кладбище, прийти к родственникам, вместе помолиться за другого человека. Конечно, постараться не употреблять алкоголь на поминальных трапезах. К сожалению, берегов люди не знают и, вместо того чтобы вспомнить что-то хорошее о тех, кто ушел, выносят сор из избы. И, конечно, не о текущих политических событиях нужно говорить, не о проблемах в ЖКХ и так далее, нужно вместе помолиться.
Это же здорово, когда, например, в период Пасхи вместе собрались родственники и спели стихиры Пасхи. «Воскресенье Христово видевше…» Никто так обычно не делает. И нужно постараться как раз акцентировать свое внимание на том, что было хорошего. Что было хорошего в этих людях.
Скоро День Победы, 80-й юбилей, будет шествие «Бессмертного полка». Мы же тоже вспоминаем о своих героических предках, о тех, кто добыл победу на поле сражения. А Господь добыл победу жизни над смертью. Поэтому нужно постараться в этот день не принести вреда своей душе, постараться сделать так, чтобы этот день был ярким, радостным, без серости, угрюмости, без обид. Ведь многие до сих пор держат обиды на тех, кто уже ушел к Богу, вспоминая их недобрым словом. И вот это категорически делать нельзя. А сделать необходимо наоборот – эту обиду отпустить. Вот это очень важный момент.
– Вопрос от телезрителя Владимира: «Христос претерпевал мучения, но были мученики, которые не чувствовали боли. В том числе Анания, Азария и Мисаил. Входя в печь, они ничего не ощущали. Почему одни люди мучились, а другие с Божьей помощью отключали восприятие болевого ощущения?»
– Мне кажется, чтобы это понять, необходимо это пережить. Это высший подвиг. Готовы ли мы сами за Христа свою жизнь отдать? Мы не знаем точно, что происходило именно в тот момент, когда мученики не чувствовали физической боли. Но мы знаем, что Господь может делать все, может показать Свою славу. Может быть, это было показано для маловерных, чтобы им показать силу Божию. Готовы ли мы претерпеть то, что претерпел Христос за каждого из нас? Готовы ли мы на такой подвиг, когда тебе скажут – «отрекись», а ты не отвернешься от Христа? Это очень важный вопрос для каждого христианина.
Готовы ли мы на мученический подвиг ради Христа? Ответить мы можем только тогда, когда этот период настанет. Подвиги мучеников, новомучеников позволяют укрепиться в вере и сказать: «Да, Господи, Ты можешь все; и да будет воля Твоя, не как я хочу, а как Ты». Господь может сделать что угодно.
– Вопрос от телезрительницы Татьяны: «У меня умер муж, ему было 39 лет, детей не было. Я скучаю по нему. Как мне жить без мужа? Я все еще его люблю. Как пережить смерть близкого?»
– Да, это очень сложный период. Как раз стоит попытаться принять переход. Но для того, чтобы его пережить, необходимо читать Псалтирь, творить милостыньку. Матушка Ксения Блаженная раздала все свое имение нищим, пожертвовала все средства. Ее считали сумасшедшей. А на самом деле она таким образом отмолила своего мужа. Тут скорее важно не просто это принять. Принятие может приходить год, два, три. Но постараться что-то сделать доброе. Не ради себя, а ради Христа. И пойти туда, куда вы никогда не ходили. Например, в госпиталь, в дом престарелых, в хоспис. Постараться там помочь. Если у вас нет навыков, пройти определенные курсы. Есть замечательные курсы сестер милосердия. Много разных фондов, многие храмы окормляют хосписы. Обратитесь в эти храмы, свяжитесь с теми, кто постоянно этим занимается. В память о муже постарайтесь приходить в эти места, где особая концентрация боли. Вы увидите, как ваше сердце, которое сегодня в угнетенном состоянии, начнет оттаивать. Эта боль, которая пронзила сердце, потихонечку начнет затмеваться. Нужно время на это и, самое главное, желание.
Унывать и руки опускать ни в коем случае нельзя, спешите творить добрые дела. К чему призывает нас Спаситель? Напитать, обуть, одеть, посетить болящего, прийти в тюрьму.
Кстати, в каждом городе, где находится следственный изолятор, тюрьма, туда приходит священник, приходят миряне. Такое служение ближнему поможет преодолеть это состояние боли в сердце, которая очень долго может уходить.
– Вопрос от телезрительницы Елены: «Как приобщить детей к службам, чтобы не отбить желание посещать церковь? Детям 6 и 11 лет».
– Чтобы не отбить желание, нужно самому приходить на службы вместе с детьми и объяснять, что вообще происходит. В этом возрасте дети уже вполне понимают многие вещи. Просто необходимо постепенно вводить детей в богослужения; и чтобы это было регулярно. Но если вы не будете сами приходить в храм, сами не будете исповедоваться, причащаться, участвовать в таинствах, то через некоторое время они просто отвернутся от храма, потому что самого ближайшего примера они не увидят. Конечно, насильно что-то заставлять не надо. И нужно начать с себя. Если ты с себя начнешь, то дети положительный пример увидят.
Например, все думают, что кладбище такое страшное место, куда нельзя ходить. Наоборот, можно с детьми туда приходить. Это место не обладает какой-то сверхъестественной, магической силой. Это место, где погребены сродники. Чтобы мы вспомнили и подумали о том, что всех нас ждет смерть, ждет этот переход.
Мы просим у Господа каждую литургию, чтобы Господь нам дал смерть христианскую, непорочную, с покаянием, с примирением со своими близкими. Это здорово, когда есть возможность с детишками прийти на кладбище. Как раз Радоница – замечательное время, когда с детишками можно убраться там. Всем найдется работа. Сначала батюшку пригласить, помолиться на кладбище, чтобы он послужил литию, панихиду. После этого помянуть усопшего без алкоголя. А после этого еще прибраться. Если будет возможность прибраться до прихода священника, это вообще замечательно. Покрасить оградку, листочки разгрести, все очень красиво сделать.
– Вопрос от телезрителя Алексея: «Как справиться с тревогой на душе и в сердце?»
– Поможет молитва к Господу. Поможет чтение Священного Писания, Псалтири, а также участие в таинствах Церкви, покаяние, исповедь. Вообще почаще надо приходить в храм. Когда человек начинает часто приходить в храм, погружаться в эту глубину, которую частично открыл нам Господь, как раз вот это состояние мира постепенно поглощает сердце. Поэтому здесь лучше всего прийти на беседу со священником в ближайший храм.
Еще нужно понять причину. Что случилось в сердце человека, в жизни человека? Что привело к такому состоянию? Потому что это следствие определенных действий. Может быть, с его стороны, может быть, со стороны его близких, это неизвестно. Но, по крайней мере, прийти поговорить со священником – это очень правильно.
– Вопрос от телезрительницы Надежды: «Правда ли, что дети отвечают за грехи родителей? А если мать ходила на исповедь, каялась в содеянных грехах, все равно им за них отвечать?»
– Разные точки зрения на этот вопрос. Надо придерживаться мнения о том, что каждый будет отвечать за себя перед Богом. Но, может быть, родители могут показывать негативный пример, а дети могут повторять этот негативный пример. И еще, как вы знаете, когда человек погружается в одну страсть, за ней приходит вторая, третья, четвертая, пятая. Поэтому не нужно смотреть на кого-то, а смотреть в первую очередь на свое сердце, на свою жизнь. Не перекладывать ответственность на кого-то, при этом не исправляя себя. Не оправдываться. Потому что все мы очень любим оправдываться. «У меня не было времени, у меня были дела». Отложите все дела и придите к Богу. Помолитесь за своих родственников, за усопших. Постарайтесь. Всегда есть возможность найти время. Главное, чтобы желание было. Когда мы исправимся, еще и родители могут исправиться. Но надо начинать в первую очередь с себя, не перекладывая ответственность на кого-то другого.
– Батюшка, является ли грехом сквернословие?
– Конечно, является. Причем не просто грехом. Сегодня это стало повседневностью. Самое опасное оружие на земле – это язык. Сегодня мы это слышим в общественном транспорте, на детских площадках, просто по дороге от своего дома к магазину, от магазина к храму, от храма к школе, от школы к работе и так далее. Везде мы слышим эту ужасную, непристойную брань. Просто нужно понять, что нужно начинать бороться с этим. Начинать с себя и искоренять это, искоренять! Выжигать каленым железом эти слова из своего лексикона. Это очень непросто, потому что вокруг тебя так говорят.
– В чем опасность?
– Опасность в том, что ты проклинаешь свою маму. Маму другого человека, землю родную. И тем более это еще и богохульные слова. Это очень опасно. Это тебя отводит от того, чтобы ты обращался к Богу. Это отводит от того, чтобы ты молился за упокоение своих родственников. Молился о том, чтобы Господь тебе принес мир, радость, долготерпение, кротость, милосердие и другие качества, которых так нам не хватает сегодня.
Ведущий Павел Денисик
Записали Валерия Макарова и Софья Орлина
СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: ПАСХАЛЬНЫЙ ВИЗИТ К ПАТРИАРХУ ФЕОФИЛУ III
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: НИКОЛА ТУЛЬСКИЙ и ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: КРЯШЕНЫ. 3 часть
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: КРЯШЕНЫ. 2 часть
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: КРЯШЕНЫ. 1 часть
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!