У нас в гостях председатель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии священник Василий Равлик.
– Батюшка, Вы в нашей епархии человек новый. Расскажите немного о себе.
– Действительно, я совсем недавно оказался на Уральской земле, 27 августа начался отсчет моего пребывания здесь. В Екатеринбургскую епархию я был направлен как выпускник Московской духовной академии. Путь моего духовного образования начался в 2014 году, когда я поступил на бакалавриат, затем продолжил обучение в магистратуре Московской духовной академии, после этого – в аспирантуре. Таким образом, 10 лет за партой, которые продолжились в качестве преподавателя.
Учебным комитетом я был направлен в Екатеринбургскую епархию в первую очередь именно в качестве преподавателя местной семинарии. По благословению отца Корнилия несу послушание на регентском отделении в качестве преподавателя истории Русской Православной Церкви. Это связано с моим профилем историка, так как я обучался на кафедре церковной истории. Мои научные интересы – история Древней Церкви, тем не менее волей-неволей я должен знать всю историю.
Также на вечернем отделении регентского факультета есть возможность заниматься на подготовительном отделении со слушателями вечерних курсов по основам православного богослужения, так как я являюсь сотрудником кафедры церковно-практических дисциплин здесь, в Екатеринбургской семинарии. Литургика всегда была областью моих больших интересов, я всегда изучал литературу о том, как формировалась литургия. Все это мне очень интересно.
Я очень люблю фразу: «Если хочешь что-то понять сам, попытайся объяснить это другому». Поэтому сейчас, в процессе обучения студентов, заново начинаешь открывать для себя какие-то вещи, по-новому на них смотреть. Это опыт, безусловно, очень полезный. И я очень рад, что у меня есть возможность чем-то поделиться и узнать что-то новое. Это что касается моего образовательного опыта.
Священный сан я принял в 2021 году, будучи еще студентом Московской духовной академии. Мое служение проходило недалеко от Сергиева Посада, где я жил и учился (в городе Пушкино Московской области, на полпути между Москвой и Сергиевым Посадом). В замечательном храме Пресвятой Троицы в городе Пушкино прошли три года моего священнослужения. Всегда с большой благодарностью вспоминаю об этом храме.
Не без Промысла Божьего, оказавшись в Екатеринбурге, я был назначен в храм Большой Златоуст, главный придел которого посвящен сошествию Святого Духа. Тропарь праздника тот же, поэтому можно сказать, что я снова в Троицком храме. Как и в академии в Троице-Сергиевой лавре у Троицы на службе, так и в храме в городе Пушкине, так и в Екатеринбурге. Поэтому я очень рад, стараюсь во все вникать, знакомлюсь и с городом, и с областью.
Очень радуюсь, что здесь есть друзья-однокурсники, с которыми мы вместе обучались в Московской духовной академии. Поэтому ощущение, что мы приехали не на новое место, а вернулись в семью. Нас все тепло принимают, и те люди, которых мы уже знаем, избавляют нас от чувства, что мы с семьей где-то на чужбине. За все это хочется сказать слова благодарности и Богу, и гостеприимной Екатеринбургской земле.
– Вы не раз упоминали, что являетесь выпускником Московской духовной академии. Не секрет, что это одна из старейших духовных школ нашей Церкви. Что Вам больше всего запомнилось по результатам учебы в академии?
– Когда становишься священнослужителем и люди идут с животрепещущими вопросами, которые очень глубокие, касаются Священного Писания, приходит в голову мысль: «Ведь я же это проходил на занятиях, мы же это учили, а я так плохо слушал, что теперь не помню». Вот за это себя немного укоряю. Тогда казалось, что времени мало, что мы такие загруженные, а теперь, оказавшись вне стен академии, понимаешь, сколько было времени для самообразования. Я три года учился в аспирантуре, из них два года совмещал учебу с работой ассистентом кафедры церковной истории, поэтому была возможность преподавать студентам историю Древней Церкви. И если на исповеди приходится сталкиваться с молодым поколением или со студентами, я всегда говорю: «Пользуйтесь отпущенным вам временем, потому что потом жалеешь, что оно не было потрачено с той пользой, которая была потенциально возможна».
Не случайно Московская духовная академия находится в стенах Троице-Сергиевой лавры. Кто-то говорит, что это далеко от Москвы, что далеко архивы, культурная жизнь, далеко преподаватели, профессора московских вузов, которых можно было бы привлекать. Возможно, есть некий отрыв, хотя Москва на самом деле доступна. Но пребывание в Троице-Сергиевой лавре – это особый опыт. Это и опыт лаврских богослужений. Будучи студентом, я нес послушание в академическом хоре, это был однородный мужской хор. Регент, помимо того, что помог научиться петь (я до семинарии не пел), привил чувство вкуса к церковному пению, любовь к древнерусскому пению, к византийскому пению. Вот это вспоминается больше всего.
Мы с однокурсниками поддерживаем очень хорошую связь, и порой всплывают такие диалоги: «Вот бы снова в нашу комнату, на завтрак, потом в Троицкий собор к Сергию Радонежскому на поклон, посидеть на парах у любимых преподавателей, которые щедро делились с нами замечательными знаниями, потом богослужение лаврское посетить». В лавре богослужение в академическом храме отличается от богослужения в лаврских храмах, немножко есть разница даже в традиции. Наш хор пел и там, и там, и мы приобщались к обеим традициям. Это была замечательная возможность. Мне дорого вспоминать и академическое богослужение, и лаврское.
– Совсем недавно Вас назначили на должность председателя Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии. Это важное, ответственное служение. Какие первые решения, трудности? На что в первую очередь обратили внимание?
– Зайду немного издалека. Я внутренне не знал, готов ли нести послушание на таком поприще. Потому что за те два года, которые мне удавалось совмещать преподавание и обучение в аспирантуре Московской духовной академии, я хорошо понял систему высшего образования. В семинарии все эти вещи тоже не вызывают вопросов. А вот система среднего образования осталась в прошлом, когда я сам сидел за партой как школьник. И, погрузившись в нее вновь, я обнаружил, что многое изменилось за прошедшие годы. Школьный учитель работает в более сложных условиях, у него нет такой свободы творчества, как у преподавателя высшей школы; он должен четко придерживаться всех планов, следовать программе.
Здесь, на Екатеринбургской земле, тоже есть своя специфика взаимодействия Церкви и школы. Где-то люди настороженно относятся к священнику. Например, в Пушкино я был прикреплен к конкретной школе, и меня там всегда были очень рады видеть. Директор приглашала меня на 1 сентября, чтобы сказать ученикам напутственные слова, мы встречались и в конце года, и в течение года. Здесь, в Екатеринбурге, работа выстраивается больше именно с педагогами. Знакомясь с педагогами, приходится заново зарабатывать авторитет, потому что для них я немного чужой человек.
Все-таки я из системы высшего образования, в школе учителем не работал, образование не педагогическое. Но есть опыт нашего владыки, митрополита Евгения, который тоже ступил на этот путь и принес очень богатые плоды своего служения. Поэтому после каждой встречи с ним по поводу работы отдела я выхожу заряженный, с намерением идти в школу к учителям, директорам, начальникам районных отделов образования и выстраивать с ними взаимоотношения.
Приоритет в работе – это преподавание «Основ православной культуры» в школе. И дело не в том, что мы как-то пытаемся навязать это школам. Есть большой запрос от учителей, есть запрос от родителей и детей. И наша задача – предоставить педагогам доступ к хорошим материалам для преподавания «Основ православной культуры», чтобы они могли чувствовать себя в этом предмете уверенно. Потому что большинство педагогов – люди светские, и, выходя на эту религиозную стезю, они, конечно, немножко теряются, переживают, что могут донести до детей что-то неправильно. Они хотят быть в этих вопросах хорошо образованными, подкованными. И эту возможность и епархиальный отдел, и Синодальный на всех уровнях создают.
Мы идем к директорам, педагогам и предлагаем им и формы обучения, и платформы обучения; готовы обеспечить их всем необходимым. Надо заметить, что со стороны Синодального отдела эта работа проделывается очень качественно. Сегодня преподавание «Основ православной культуры» и материалы для этого сделаны настолько качественно, что многие задаются вопросом, почему по другим предметам не настолько интересно все сделано. Хочется поделиться этими новостями, этими возможностями как можно с большим количеством людей. Эта работа уже началась, она проделывается. Этот год заканчивается, я во все это окунулся только в конце октября; считаю, что 2025 учебный год будет сферой сугубо моей ответственности, где за каждый провал буду отвечать исключительно я.
– На пленарном заседании региональных Рождественских чтений сказали, что в Свердловской области выбор среди школьников «Основ православной культуры» возрос. Это так?
– Да, это действительно так. Из года в год этот показатель, к счастью, растет. Может быть, не так быстро, как хотелось бы, тем не менее динамика действительно положительная. И это без учета того, что есть небольшие уголки нашей епархии, где этот запрос поставлен слабо, но не в силу того, что там этот вопрос игнорируется, а в силу того, что плохая осведомленность. Есть большая надежда: когда мы и там всех проинформируем о том, какие есть замечательные возможности у педагогов, процент вырастет. Наша задача – познакомить с красотой православия в первую очередь. Проценты все равно не отображают, что количество учеников растет с каждым годом. И даже если процент маленький, на самом деле все большее количество детей имеет возможность приобщиться к своей православной культуре не формально, не скучно и рутинно, а именно по-настоящему в нее погрузившись, с любопытством с их стороны в первую очередь.
– Вы сказали, что педагоги – зачастую светские люди. Для них Синодальный отдел разработал специальные обучающие курсы на платформе «Клевер Лаборатория». Расскажите немного об этом.
– Я не называл эту платформу, хотя ее подразумевал. Вступив в должность, я сам теперь являюсь обучающимся на этой платформе. Я зарегистрировался на ней, будучи еще студентом Московской духовной академии, потому что узнал, что есть замечательная возможность, пройдя обучение на этой платформе, получить доступ к преподаванию «Основ православной культуры» (ОПК) в школе. Было понимание, что было бы здорово, если бы «Основы православной культуры» преподавались как минимум верующим человеком, а священником – еще лучше. Педагоги делились, что от школьников звучат, например, такие вопросы: «Я поругалась со своей одноклассницей, мы помирились, конфликт исчерпан. Нужно ли исповедоваться в этом?» Педагог теряется что ответить. Человеку с богословским образованием будет легче объяснить ребенку, что грех – это болезнь, что эта греховная болезнь провоцирует ссору. И даже если вы помирились, грех все равно сидит внутри, и нужно пойти на исповедь, чтобы уврачевать болезнь, в результате чего вы вообще перестанете с кем-либо ругаться (в идеале).
На платформе «Клевер Лаборатория» такие вещи преподносятся очень интересно, увлекательно. Поэтому я и сам обучаюсь на этой платформе, а в процессе несения своего послушания знакомлю с этим педагогов. Владыка Евгений очень активно включился; на прошлой неделе мы с ним были в городе Верхняя Пышма, где было собрание директоров и учителей предмета ОРКСЭ («Основы религиозных культур и светской этики»), где им был предложен вариант обучиться на платформе и преподавать этот предмет гораздо интереснее.
Мы сидели с одной сотрудницей администрации (собрание проходило в здании администрации), и она спросила, может ли она как мама зарегистрироваться на платформе. Ее это очень увлекло. Там действительно очень много материалов и для родителей, и для просто заинтересованных людей. Она тут же начала в телефоне регистрироваться. Потому что действительно невозможно остаться равнодушным, познакомившись с тем, какая работа делается для учителей, для детей, для будущего страны.
– Пленарное заседание регионального этапа Рождественских чтений в нашей епархии прошло с большим размахом: интересные доклады, организации, приглашенные гости. Все было на очень высоком уровне. Это то, что мы увидели, так сказать, своими глазами на открытии, на пленарном заседании. Какие важные и интересные события прошли или еще будут проходить в рамках наших епархиальных чтений?
– Муниципальный этап у нас в этом году по срокам немножко шире. Так как региональный этап уже прошел, в некоторых местах осталась возможность еще муниципальный этап вдогонку провести.
И буквально на днях я буду выступать в городе Березовском на муниципальном этапе. Еще есть такие площадки, где в более семейном формате есть возможность педагогам определенного округа еще раз встретиться, пообщаться на актуальную тему 80-летия Великой Победы.
Из самых ярких событий после регионального этапа я бы назвал еще состоявшееся 13 декабря открытие всероссийской акции «История России в великих святых». Замечательный конкурс, организованный Всероссийской партией «Единая Россия» в сотрудничестве с Русской Православной Церковью и Екатеринбургским домом учителя.
Как выглядит эта работа? Сначала мы собрали учеников, познакомили их с самим конкурсом и его условиями. А дальше каждый старшеклассник сам выбирал из перечня в положении о конкурсе выдающегося святого Русской Православной Церкви. По договоренности с региональным штабом мы решили включить в список еще уральских святых, потому что это тоже замечательные люди, о которых важно знать.
И на этом открытии 13 декабря мы в первую очередь познакомили школьников с уральскими святыми: святым праведным Симеоном Верхотурским, священномучеником Константином Меркушинским и с царской семьей (сделав акцент именно на их внутрисемейных отношениях). Познакомившись с этими святыми и с общим списком святых, каждый ребенок имеет возможность создать свой проект, рассказать о святом младшим классам.
А затем, загрузив на специальную платформу свой проект, каждый ребенок претендует на то, чтобы выиграть во всероссийском этапе конкурса и поехать летом или осенью в «Артек». Мотивация, конечно, хорошая, но цель не только в том, чтобы все побывали в «Артеке» (хотя мы всем этого желаем, чтобы в конце лета там было как можно больше екатеринбуржцев). Но самое главное, чтобы и старшеклассники познакомились друг с другом. Когда ученик расскажет о святом ученику, это может иметь гораздо больший эффект, чем если это сделает учитель, тем более священник.
Это замечательная инициатива, мы горячо ее поддержали. Екатеринбургский дом учителя методически нас обеспечил, дал программу, как это правильно сделать, чтобы дети услышали, захотели, заинтересовались конкурсом. У них это получилось на самом высоком уровне. 13 декабря в мультимедийном парке «Россия – моя история» состоялась эта презентация, и дети ушли воодушевленные.
– Что нас ждет в рамках общецерковного этапа Рождественских чтений в Москве? Где посмотреть анонсы, как принять участие?
– Приглашаю к участию всех, потому что большинство площадок открыты. Ежегодно Рождественские чтения проходят на всероссийском и международном уровнях. Это место, где обсуждаются самые актуальные вопросы, предлагаются самые новые современные решения для взаимодействия школы и Церкви.
В этом году международный этап пройдет в Москве в конце января (с 25 по 30 января). К участию приглашаются все желающие. От нашей епархии также будет делегация. Видимо, в новом послушании я должен буду ее возглавить. Мы планируем участвовать в первую очередь на площадках в тех панельных дискуссиях, которые будут посвящены основам православной культуры…
Все эти анонсы, помимо того, что публикуются на сайте самого Синодального отдела религиозного образования и катехизации, очень хорошо представлены на всех платформах и СМИ Екатеринбургской епархии. В силу того что наш владыка Евгений является председателем этого Синодального отдела, у нас очень хорошо налажено сотрудничество. И в целом есть такое намерение (пользуясь случаем, скажу и как бы обяжу себя этим), чтобы епархиальный отдел нашего владыки тоже был образцовым. Чтобы он всегда мог приводить нас в пример, а не так, чтобы ему говорили: вы чего-то от нас требуете, а у вас самих есть пробелы.
– Я даже знаю, что есть специальное приложение Рождественских чтений.
– Да, но я его пока не установил.
– Тема чтений в 2025 году – 80-летие Победы. Этот праздник объединяет всех нас и, конечно же, важен для каждой семьи в нашей стране. А что лично для Вас и Вашей семьи значит День Победы?
– День Победы в нашей семье всегда праздновался как праздник семьи, потому что по отцовской линии были участники Великой Отечественной войны. Даже не все верят, что такое возможно, но мой дедушка успел поучаствовать. В 1944 году его, 18-летнего парня, мобилизовали, у него были медали за освобождение Братиславы. То есть он уже участвовал в сражениях за освобождение Европы от немецко-фашистских захватчиков. Память об этом нам всегда как-то прививалась, передавалась. День Победы всегда был выходной день, поэтому в школу не нужно было идти, и целый день по телевизору показывали фильмы о войне. То есть смотреть их – это было любимое дело.
У нас были друзья, у них тоже дедушка был ветераном Великой Отечественной. У него была армейская каска, фляга. Он нам все это давал. По маминой линии родственников угоняли на работы в Германию. Они освободились после окончания войны, вернулись домой, испытали на себе все ужасы войны, поэтому это было памятно. Они пережили и голодные времена, и эту ссылку, будучи вывезенными на работы в Германию. И мама нам прививала, и бабушка говорила, чтобы даже крошки на столе не оставались, они трепетно относились к хлебу. Все эти вещи очень запомнились мне с детства.
Все-таки я отдаю себе отчет в том, что в силу возраста я не до конца осознавал это. И в процессе обучения уже в стенах академии я застал и 70-летие, и 75-летие Победы. В рамках проходивших мероприятий была возможность провести свое небольшое исследование. К 75-летию Победы я даже написал научную статью (она, правда, так и не была опубликована). Материалы конференции о подвиге духовенства блокадного Ленинграда так и не вышли в печать. Но есть целый пласт информации о том, как Русская Православная Церковь участвовала в Великой Отечественной войне, реально приблизив победу.
И люди об этом не знают. Они говорят: мы слышали про святителя Луку (Войно-Ясенецкого), про танковую колонну Дмитрия Донского и эскадрилью Александра Невского. И на этом в идеале знания исчерпываются. А на местах была огромная работа Церкви. Я подготовил тогда доклад и выступил с ним на конференции, и, как оказалось, спустя пять лет эта информация стала еще более актуальной. И в этом году, воспользовавшись возможностью, на муниципальном этапе чтений в Екатеринбурге я тоже выступил с докладом на секции. Одна из педагогов подошла ко мне и сказала: «Вы знаете, я впервые что-то узнала об участии Русской Православной Церкви в Великой Отечественной войне».
Даже если один человек об этом узнал впервые, я считаю свою миссию выполненной. И в Верхней Пышме тоже был на муниципальном этапе. Там тоже выступала девушка, молодой учитель, она первый год преподает в школе. И она подготовила доклад о священнослужителях в Великой Отечественной войне. Я как участник только выразил со своего места благодарность и всяческую поддержку, что эта тема развивается. И все участники собрания выразили пожелание в 2025 году в рамках обсуждения этой темы, чтобы участие Церкви в Великой Отечественной войне тоже было полноценно освящено и донесено до детей.
Об этом можно и нужно говорить. Нужно показать, что Церковь была со своим народом даже после того, как ее на протяжении многих лет физически уничтожали. Но пришла война, и Церковь все забыла, она даже и не имела никаких обид. Ее представители вместе со всеми и у станка, и в окопах, и в храмах у икон вымаливали победу.
– Пользуясь случаем, приглашаю Вас в начале февраля в нашу Екатеринбургскую духовную семинарию. Будет традиционная конференция «Церковь. Богословие. История». И будет секция, посвященная 80-летию Победы. Поэтому приходите выступать, приглашайте педагогов.
– Я уже зарегистрировался по теме своей будущей кандидатской диссертации, которую мне еще предстоит защищать, то есть по истории Древней Церкви, но постараюсь успеть везде.
– Мы встречаемся накануне дня памяти святителя Николая Чудотворца. Святитель Николай не является русским святым, но любим многими из нас. Как Вы полагаете, почему так сложилось?
– Я думаю, что нашему человеку очень близок именно характер святителя Николая. Это, во-первых, ревность по Богу. Из жития это не столь очевидно, но из Предания Церкви мы знаем, что святитель Николай, будучи участником Первого Вселенского Собора, так ревностно относился к чистоте веры, что даже поднял руку на Ария, потому что не мог терпеть богохульство, которое тот произносил. Это не к тому, что так следует поступать всем, но в целом о том, что человеку неспокойно, когда рядом поносят Бога.
И второе, что очень близко людям, – это, конечно, его дела милосердия, когда чужое горе было его собственным горем. Николай Чудотворец хватается за занесенный меч, чтобы спасти оклеветанных судей; подбрасывает мешочки с золотом в дом бедного мужчины, желавшего отправить своих дочерей на неблагочестивую работу, чтобы как-то свести концы с концами. Люди с древности понимали, каким он был человеком, как он любил людей, и они проникались к нему особой любовью.
И как святитель Николай отвечает на молитвы... Это многовековой, тысячелетний опыт, что никто, хоть единожды обратившись к нему, не уходил неуслышанным, не получив какой-либо помощи. И люди всегда понимают: если что-то случилось, надо бежать в храм к Николаю Чудотворцу. Здесь возможны даже крайности, и с ними нужно бороться, когда на вопрос, кто такая Пресвятая Троица, люди отвечают: Спаситель, Божия Матерь и Николай Чудотворец. Это крайность, и нужно объяснять людям наши догматические истины.
Но святитель Николай действительно любимый святой. В нашей семье он особенно любим, потому что у нас всегда была традиция дарить подарки именно на память святителя Николая. Мы просыпались утром, а под подушкой нас ждали подарки. На Новый год их не дарили, на Рождество дарили что-то попроще. А вот память святителя Николая – 19 декабря – это был такой день, которого мы ждали целый год. Эта вера в него у нас была. И даже когда мы выросли, осталось понимание, что действительно не без помощи святого Николая родители находили средства и возможности дарить нам подарки, которые мы действительно хотели. Мы знали, что родители никак не могли их нам купить. Но как-то так получалось, что они у нас появлялись, не иначе это святой Николай помог. С возрастом эта вера в него не разрушилась, она просто изменилась, стало более осознанным понимание того, что святой Николай помогает и через людей в том числе.
– Как так получилось, что святитель Николай стал прототипом некоторых новогодних персонажей?
– Санта-Клаус – это же и есть святой Николай. Просто там произошли какие-то свои трансформации. А на Западе его полюбили, но отбросили религиозную составляющую, чтобы он стал просто хорошим символом Рождества. В Греции, например, символом Рождества является святитель Василий Великий. Он приносит подарки на Новый год. По юлианскому календарю Новый год у нас совпадает с днем памяти святителя Василия Великого.
А Дед Мороз – это уже советское изобретение, попытка подменить нашего святителя Николая. Потому что люди нуждались в этом символе, но его пытались отделить от религиозной почвы, отрезать от православия и преподнести людям что-то, что могло бы его заменить. И до сегодняшнего дня нам аукается эта практика. Хотя будет здорово, если главным содержанием этих дней будет не Новый год, а именно Рождество Христово.
– Вы сказали, что святитель Николай ассоциируется с чудесами и добрыми делами, которые он творил при жизни, и с чудесами, которые он творит сейчас, находясь в райских обителях, по молитвам тех людей, которые к нему обращаются. Что было бы правильно попросить у святого Николая в эти дни продолжающегося Рождественского поста?
– В первую очередь сил дойти до Рождества Христова, совершать его служение. Потому что лучшей благодарностью за его благодеяния по отношению к нам может быть повторение его примера. Не просто так: «Ты мне помоги, а я тебе свечку поставлю». Нет, лучше так: «Ты мне помоги, пожалуйста, а я постараюсь быть похожим на тебя». И, наверное, важны замечательные слова: «Моли Бога о нас». С ними мы обращаемся к каждому святому. Потому что не сам святой помогает нам, он в первую очередь предстоит за нас перед Богом. И Бог по таким ходатайствам святых за нас ниспосылает нам Свою помощь. Поэтому есть простая и краткая, но очень важная молитва: «Святителю отче Николае, моли Бога о нас».
Ведущий Сергей Новиков
Записали Нина Кирсанова и Елена Кузоро
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
По святым местам. Храм Иоанна Предтечи в селе Осиновка Самарской области
Мое кредо. Диакон Дионисий Сидоренко
Родное слово. Беседа с протоиереем Димитрием Долгушиным
Этот день в истории. 15 января
День ангела. 15 января
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!