(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)
В студии – иерей Стахий Колотвин, клирик храма святителя Николая Мирликийского в Тушине (г. Москва).
– Батюшка, поздравляем Вас с праздником Входа Господня в Иерусалим!
– Спасибо, друзья! Всех взаимно поздравляю с Вербным воскресеньем! …Когда я работал в Управлении Патриархии по работе с зарубежными учреждениями, прихожане и батюшки из приходов, которые расположены в Испании, в Италии, говорили: верб нет. Круглый год вокруг пальмы растут, можно на праздник украсить храм пальмами. Но люди скучают по матушке-России даже в эмиграции, поэтому вербы привозят с севера Германии, если еще успеют, а если поздняя Пасха, то и в Германии не найти.
А для нас такая локализация праздника не значит, что мы хотим все под Россию подогнать. Когда ты к чему-то с любовью относишься, то Господу все посвящаешь. Если у тебя нет пальм – посвяти вербочку, если нет вербочки – посвяти подснежник, выглянувший из-под снежного покрова, который сегодня еще во многих уголках нашей необъятной Родины скрывает зеленые поля.
Конечно, для нас все вещи, связанные с природным антуражем, с украшением храмов, – это лишь дополнение к тому, что мы должны переживать душой. Почему Вербное воскресенье из года в год отмечают даже многие невоцерковленные люди? Приходят и говорят: батюшка, год назад был на исповеди (или Рождественским постом)… Подолгу не бывают, но душа зовет именно в Вербное воскресенье. Почему? В советское время церковные праздники было запрещено праздновать. А Вербное воскресенье, Вход Господень в Иерусалим – как раз праздник со слезами на глазах, который возник задолго до Дня Победы, до воспоминания о Куликовской битве, до памяти павших воинов, которую мы совершаем в родительскую субботу. Сегодня еще все украшено, зеленые яркие облачения в нашей русской традиции, а вечером все снова в черном, начинается Страстная седмица, финальный «рывок» нашего сострадания Христу на пути к Пасхе Христовой.
Мы знаем, что сегодня – момент величайшего земного торжества Спасителя, и Господь не против этого торжества. Порой можно услышать, что Господу ничего земного не нужно: ни земного торжества, ни того, чтобы Ему поклонялись. Понятно, что Господь ни в чем не нуждается, Он Всеблагой. И хотя Он подчеркнуто смирился – не гарцевал на коне, не въезжал на огненной колеснице, как пророк Илия, мог и даже более впечатляющим образом появиться, а не на простом ослике, Он не отвергал ничего, не велел отрокам замолчать или перестать бросать одежды. Господь все это принимал. Он показал, что можно торжествовать, можно праздновать. Некоторые говорят: что вы радуетесь спортивным победам? Да ничего в этом нет плохого: если ты можешь результатам человеческого труда порадоваться – слава Тебе, Господи! Или какой-то гражданский праздник, памятная дата – люди тоже торжествуют, и ничего в этом нет страшного. Сказано: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими». Это слова еще подготовительные, ветхозаветные, это истина, которую Господь открыл еще в доевангельскую эпоху, и мы продолжаем на нее опираться, принимая Благовестие Христа. Мы со Христом пребываем в сегодняшней радости торжественного Входа в Иерусалим, но должны Ему сострадать.
Сейчас, конечно, людей, которые пойдут работать на пятидневку, затянет суета. Но очень важно в предстоящие дни посетить последние литургии Преждеосвященных Даров, по которым мы потом будем скучать весь год. Это уникальная служба, и на ней обязательно надо побывать хотя бы раз за пост. В эти дни вспоминаются последние наставления Христа. Христос привлек к Себе внимание людей Своими земными «достижениями» (Он исцелял, бесов изгонял, кормил тысячи людей от нескольких хлебов и рыб), чтобы люди Его внимательно послушали. Если мы посмотрим на Священное Писание, то увидим, что после того, как Господь воскресил Лазаря, торжественно вошел в Иерусалим и привлек внимание людей, Он сказал самые важные слова.
Мы читаем в Евангелии, что Господь три года проповедовал в Своей земной жизни, когда Он после Крещения от Иоанна в реке Иордан вышел на публичную проповедь из той безвестности, в которой пребывал в предыдущие десятилетия. Он дает наставления, притчи, но и совершает много исцелений. Евангелист говорит: всех, кто к Нему пришел, –исцелил. Однако если мы возьмем прямую речь Христа, когда Он поучал, то тот объем, что Он сказал за три года, примерно равен тому, что Он сказал за последние три дня, перед Тайной Вечерей, перед днем Своих страданий. Мы по своей человеческой психологии знаем, что последние слова запоминаются лучше всего. Например, скончался человек, и близкие вспоминают: когда в последний раз виделись, обсуждали какие-то радостные планы, или серьезно разговаривали, или просто посидели, помолчали. И нам важно это переживание. И если Христос дорог нам, мы должны эти евангельские чтения принимать близко к сердцу. Если мы их примем в свое сердце, наша пасхальная радость будет совсем другой. И эти страстные богослужения, на которые получится выбраться, тоже будут восприниматься совсем иначе. Мы увидим, что Христос не просто взошел на крест, но перед тем, как взойти на него, Он дал нам все необходимое. Конечно, мы говорим о Божественной Евхаристии.
Так радостно: сегодня один из тех дней года, когда причащается больше всего людей. В Москве бывает, что даже на Рождество меньше причащается, потому что разъезжаются из города на каникулы, в отпуск… А на Вход Господень в Иерусалим столько людей приходит! Конечно, священник ждет, что и в Великий Четверг, в день Тайной Вечери, будет не меньше народа.
Я восхищаюсь нашими людьми, которые в четверг целый день работают, но успевают встать на раннюю литургию и причаститься с утра, до работы. А после этого рабочего дня пусть с опозданием, но приходят на 12 Страстных Евангелий. И понимаешь, что священник не должен себя воспринимать как самого святого человека: я смотрю на людей и вижу, что они ближе к Богу. Я очень надеюсь, что кто-нибудь из них придет ко Господу и скажет: Господи, может, Ты еще и отца Стахия возьмешь, не такой уж он плохой был! Дорогие друзья, не нужно думать, что батюшка – профессионал, он сейчас за всех помолится – и мы все попадем в Царствие Небесное. Даже если у батюшки будет в три раза длиннее борода, без опоры на мирян, на общее стремление к Чаше Христовой ничего не получится.
Если бы Господь считал, что достаточно одного человека, Он бы на Тайной Вечере апостолов не призвал. Зачем они Ему – те, которые начинают спорить, кто из них первый? Зачем Ему предатель за столом? Он мог бы в последние часы перед страданием Сам помолиться перед Богом Отцом, ангел бы Его пришел утешать в Гефсиманском саду… А Господь их призвал, потому что Евхаристия – это общее таинство, это – радость, которой ты делишься. Недаром по учению Православной Церкви не принято совершать Божественную литургию священнику одному. Любое другое богослужение он может совершить один, а для литургии нужен хотя бы еще один человек в храме.
Иногда в паломнической поездке заходишь в небольшой храм, и там один батюшка служит и старушка стоит. Уже есть община из двух человек. И это наше отличие. У других христиан, которые стремятся ко Христу, но полноты истины не имеют, например, у католиков, священник может сам для себя, один мессу послужить. Сама Божественная литургия (Божественный пир, о котором мы поем «иже Херувимы тайнообразующе») прекрасна и без людей, она еще до творения людей совершалась и совершается вне времени. И мы к ней немного присоединяемся, то утром, то вечером, потому что она не принадлежит к дневному богослужебному кругу. И Господь пришел, чтобы ее с нами разделить. Он нас ждет, чтобы разделить с нами Евхаристию, и священник ждет нас для этого же. Безбожные люди говорят: батюшка хочет, чтобы побольше причастилось, потому что он жадный и хочет, чтобы больше пожертвовали. Но нам просто радостно видеть людей. Вот, например, пришла многодетная семья, причастились семь человек, и они могут принести меньше, чем бездетный человек. Просто когда есть единство, когда много людей вокруг, тогда легче молиться. Как Господь говорит: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Но лучше не ограничиваться двумя-тремя людьми, дорогие друзья, идемте в храм!
Иногда мы по своему эгоизму думаем: батюшка радуется, ему в алтаре просторно стоять, а мы стоим в набитом храме. Лучше приходить, когда поменьше народу. Может, этого и не выскажешь, а все равно думаешь: как сегодня душно, жарко было, многолюдно, исповедь перед причастием затянулась. Какая-то досада присутствует. А если бы Христос к нам так относился с досадой: зачем пришли эти грешники? Вот святитель Николай, святитель Спиридон, еще у нас из календаря святых много. Господу вполне достаточно. Да и вообще если ни один человек не пришел, Господь в Троице абсолютно Всеблагой. Но Он нас ждет, немощных и грешных. И я призываю всех людей, которые постоянно ходят в храм: сейчас, на Страстной седмице, и уж тем более на Пасху Христову в храме будут люди, которые не знают, как перекреститься, которые встанут посреди прохода, – и надо это обязательно терпеть. Может, ты только благодаря этому станешь похож на Христа. Христос Свои последние часы жизни надеялся провести среди учеников, которые Его будут поддерживать, а они заснули. А в последние минуты язычники, римские воины, которые даже на другом языке говорили, над Ним издевались. А земляки вообще Его предали на эту смерть. Он никакой человеческой опоры не получил и все равно даровал нам Тело и Кровь Свои. Если мы хотим хоть немного быть похожими на Христа, это многолюдство надо потерпеть. А если мы не будем на Него похожи, то не сможем наследовать Царство Небесное. Если мы усыновимся Богу, если станем как Христос, мы получим надежду на наследование Царства Небесного.
Это временное многолюдство, и его надо потерпеть (потом люди разъедутся на дачи, сельские храмы наполнятся; кто-то, увы, после Великого поста пропадет, до Петрова или Рождественского их не увидишь). Поэтому-то новые храмы и строятся в городах. Если в будний день в храм зайти – никого нет, зачем еще храм строить? Я служил сначала в одном новом храме, который только начал строиться, потом сам занимался строительством храма в Митино и спрашивал людей, которые в первый раз пришли: что вас сподвигло прийти? Разные причины: кто-то заболел, кого-то позвали в крестные к ребенку… Но очень многие говорили: я давно собирался, но когда рядом открылся храм, я понял, что откладывать больше нельзя. А до этого откладывал десять лет. Появляется храм, он наполняется людьми, и надо строить новый храм, а не ждать, пока народ разойдется и мы летом в уютной компании с батюшкой будем молиться. Батюшке, может, и приятнее, и спокойнее, и легче, когда вокруг постоянные прихожане, некое малое стадо. Господу тоже было уютнее, Он поэтому на Тайную Вечерю только двенадцать апостолов позвал. Даже не семьдесят, Ему хотелось уютно помолиться. Когда приходишь в будний день или на раннюю службу в праздник, когда немного людей – это другие ощущения и переживания. Но где-то мы должны собираться малым кругом, а где-то идти вширь. Это как мы собираем какой-то праздник в кругу своей малой семьи: муж, жена, дети. А какой-то праздник – в кругу большой семьи: бабушки и дедушки, двоюродные братья и сестры, дяди и тети съехались. Разные ситуации, разные праздники по-разному переживаются. Но все имеют свою ценность. И если мы к Церкви будем относиться как к семье, причем к семье, где Глава – Сам Христос, Который нас принимает и собирает, ждет нас в гости, то нам не будет в тягость ни служба, когда мало народу и поэтому грустно, ни служба многолюдная, когда душно, жарко и толкаются. Потому что это – разные переживания общения со Христом.
У нас о празднике Входа Господня в Иерусалим есть воспоминание на каждой Божественной литургии, когда совершается великий вход. Великий вход – это когда исторически переносились Дары, совершалась проскомидия. Дьякон избирал лучшие хлебы из принесенных людьми на литургию, попроще – на трапезу, а еще попроще – священнослужителям, чтобы отнести домой и покормить детей. Остальные раздавали вдовицам, нищим, пожилым членам общины, кто уже не мог работать (в древности пенсий не было, а у некоторых и детей не было) и о ком заботилась Церковь. Самое лучшее приносили в центр храма, как и сейчас выходит из северных дверей процессия: дьякон или один батюшка, если служба без дьякона; это тоже, по сути, символ Входа Господня в Иерусалим. Причем символ сразу в двух аспектах: символ торжества (торжественный вход, все преклоняются, хор исполняет великолепные песнопения, дьякон возглашает, батюшка всех перечисляет – момент торжества) и символ того, что Господь идет на страсть, на смерть, Господь идет, чтобы пострадать, мучиться, перейти от жизни к смерти.
– А в чем смысл этого вхождения? Как это можно объяснить и зачем Ему было нужно в таком виде входить в Иерусалим?
– Господь так входил в Иерусалим, потому что пророки обещали такой вход. И чтобы люди, которые ждали прихода Господа, готовили его своей праведной жизнью, не сомневались в том, что это Он. А кто-то Его не ждал, книжникам и без Христа было хорошо.
– Это же было стихийно? Никто это не организовал?
– Стихийно, никто не организовал, но когда люди вошли в Иерусалим, они увидели то, что предсказали пророки за сотни лет до этого: отроки, «победы знамения носяще», с пальмовыми ветвями, приветствуют Его. А помните прокимен, который только что звучал на празднике: Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу? Один наш батюшка, ученый, преподаватель по Ветхому Завету отец Андрей, сказал интересную проповедь. Священнику очень важно самому прислушиваться к проповедям и наставления получать. Отец Андрей заметил интересный момент, на который я раньше не обращал внимания: хвала возносилась не только детьми, которые уже умели говорить, но и теми, кто еще пил грудное молоко. У меня младший ребенок совсем маленький, только вчера год исполнился, он еще говорить не умеет, только какие-то звуки издает. А тут – настоящее чудо. Одно из толкований говорит о том, что дети не просто радостно восклицали какими-то смешными детскими звуками, а действительно прославляли Христа. Это такое завершающее чудо, которого не было в Ветхом Завете.
Конечно, воскрешение людей (например, Лазаря воскресил Господь) – это больше по сравнению с ветхозаветными чудесами. Он воскресил четверодневного мертвеца, который уже начал разлагаться. Без души тело возвращается в круговорот элементов таблицы Менделеева. Но фарисеи и саддукеи могли сказать, что и Илья-пророк, и Елисей воскрешали. Христос просто один из пророков, что Он Себя Мессией выставляет? Кощунник, всех обманывает. А вот когда грудные младенцы, которые вообще не разговаривают, начали ясно возглашать «Осанна в вышних!» – это такое чудо, от которого отвернуться невозможно. И все слышали. Могли сказать: просто что-то похожее было. Но что-то похожее один младенец мог издать. А надо понимать, что детей было много. Сейчас на службу приходишь – тоже детей приносят. Если в семье три ребенка – это уже многодетная семья, а в древности было по десять детей. И значит, в каждой семье были младенцы.
Многие могут сказать: не сработало. Потому что потом люди кричали: «Кровь Его на нас и на детях наших! Распни Его!» Те же самые кричали. Кто-то из тех. А кто-то отмолчался, а кто-то и не знал, спал ночью перед трудовым днем. Кто-то смотрел издалека, как там все повернется. Разные были ситуации. Но после воскресения Христа, после Его вознесения, после сошествия Святого Духа, когда апостолы пошли на проповедь, воспоминание о чудесах Христа и живые свидетельства о том, что в Иерусалиме происходило в эти дни, помогали людям поверить, что Господь действительно воскрес.
…Как этому поверить? Посмотришь на ребенка – и теплые воспоминания возникают. И это у каждого жителя Иерусалима, у паломников, которые приехали праздновать Пасху из разных мест. Понятно, что в дальнее паломничество ходят без детей, но мы помним, что отрока Иисуса тоже брали в паломничество с собой. А маленького ребенка дома не оставишь, нянек не было у обычных людей, и их тоже могли взять с собой. И у людей тоже было живое воспоминание. Господь в начале проповеди, в заповедях блаженств говорит: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Чистые детские сердца, в отличие от взрослых с их ожесточенными от множества грехов сердцами, позволили им увидеть, что перед ними Сам Господь, и они Ему восклицали хвалу. Не так важно, что восклицали взрослые люди. Они одежды свои праздничные, самые лучшие постилали под ноги Господа, и это тоже была настоящая жертва. Но это – усилие взрослого человека. А малышу и этого не надо: у него сердце чистое, он Господа видит и радуется.
– В Великий Понедельник, который уже наступил, уже прошло особое богослужение, пели «Се, Жених грядет в полуночи», «Чертог Твой вижу, Спасе мой», эксапостиларий был исполнен уже этим воскресным вечером… В Великий Понедельник мы вспоминаем проклятие смоковницы. Что это значит, в чем самый главный смысл?
– Что интересно, проклятие смоковницы вспоминается не только символически, но и в силу хронологической последовательности событий. Спаситель проходит в одну сторону, в храм Иерусалимский, и смотрит на смоковницу – на ней нет плодов. Проходит обратно – плодов по-прежнему нет. И со второй попытки (Господь всегда дает шанс, даже Иуде он его давал) Он ее проклинает. У нас тоже шанс есть во время Великого поста. Господь говорит: ну, давай исправься. Время покаяния, время исправления, работы над собой, когда тело свое крутишь через аскетические усилия, чтобы душе дать возможность вздохнуть полной грудью. Получилось у тебя или нет? Может быть, ты на смоковницу очень похож тем самым шелестением листиков: на Крестопоклонную пришел, на Покаянный канон, везде побывал, вербочки освятил… Шелест, шелест, и все люди вокруг думают: он такой верующий человек! А плоды-то где? Апостол Павел подсказывает древним христианам, говоря, что плоды – это любовь, радость, мир. Понятно, что до Пасхи это еще не та духовная радость, когда мы прыгаем, восклицаем, обнимаемся. Эта радость может быть тихой, светлой. У нас же Великий пост, по сути, закончился. Мы это завтра увидим, потому что будет литургия Преждеосвященных Даров, а Великим постом не положено ни в понедельник, ни во вторник служить литургию, если, конечно, не выпадет престольный праздник. Четыредесятницу мы уже завершили, Великий пост закончился, а где результат? Финальный звонок: Господь мимо нас проходит, пока торжественно, со Входом во Иерусалим. А второй раз пойдет – уже будет более строго смотреть. А когда Он пойдет на Голгофу, то строго смотреть не будет, но нам будет самим совестно, что мы не справились.
И вот мы смотрим на смоковницу, которая шелестит листьями. Причем, что интересно, ей еще не было время приносить плоды. И кто-то думает: на старости лет, когда на пенсии будет много времени, буду почаще в храм ходить. А другой: я только еще воцерковляюсь, эти заповеди пока не для меня. Или: «Какой я молодец! Самые тяжелые грехи не повторяю, а мелкие – ну, ничего, с кем не бывает? Пусть люди потерпят, да и Господь увидел, какие усилия я ради Него сделал». А лукавый подкидывает нам извинение: еще запас времени есть. Вот Страстная только начинается, а под конец ее буду подвижником, молитвенником... Нет, надо уже сейчас это делать. Господь говорит богачу: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя!» Понятно, что в эти первые три дня, когда Господь дает такие важные наставления в Евангелии, они нас немного пугают, но Он нас обнадеживает, и Он не будет нас подлавливать: не успел исправиться – сейчас его душу призову, чтобы он в ад попал. Господь обязательно будет ждать момента, когда мы станем лучше.
Но в отличие от нас Господь знает будущее. Если Он видит, что мы лучше не становимся, а, наоборот, от Него отдаляемся, то зачем нас оставлять на земле, копить грехи и к геенне огненной приближаться? Наоборот, проявлением заботы будет – остановить. Господь взял и иссушил эту смоковницу. Он ее не срубил, в огонь не кинул. Он просто не дал влаге поступать в нее. Мы молимся, Господь слышит наши молитвы и помогает нам. Но если мы не направляем усилий на исправление себя, на возрастание духовное, возрастание в любви к Богу и к людям, то Господь необязательно будет нас крушить, рубить, огнем попалять. Он просто отойдет в сторону. Главный образ воды для нас – это, конечно, крещение, освобождение от греха. Когда Господь рядом с нами, нам, чтобы совершить грех, надо усилие сделать: отойти от Господа и схватиться за грех. А когда Господь отойдет, а ты гордый от того, что в грехи не впадаешь, – споткнешься и упадешь. Мог годами не впадать в какой-то грех, а вот тут сразу съехал. Это не Господь ко греху подтолкнул, Он просто отошел и говорит: попробуй сам.
Или ты что-то себе приписываешь: какой молодец по работе, по своим трудам... Господь отошел и смотрит: а что ты сам можешь сделать? И ты понимаешь, что в основном опирался на Бога. Да, есть и твои усилия. Господь не просто так дал подарок, ты трудишься, половина – это твой труд. Или чуть меньше. Господь это оценивает, но нужно понимать, что «Без Бога ни до порога», как говорит наша замечательная русская христианская поговорка. Мы можем почувствовать на себе, что без поддержки Господа у нас как духовные, так и обычные, повседневные достижения могут рушиться. Это не значит, что Господь нас сразу иссушает, Он нас пока предупреждает по дороге в Иерусалимский храм. А на обратном пути уже может нас и коснуться. Поэтому лучше действовать на опережение и как можно скорее Господу наши плоды приносить.
– На Страстной седмице проходят особые богослужения, уже упомянули Великий Четверг, двенадцать Страстных Евангелий. О других богослужениях расскажите, пожалуйста. Коротко, объемно, чтобы было понятно, что будет на них происходить. Наверное, Великий Пяток остается?
– Конечно. Иногда люди спрашивают: «Батюшка, если взять отгул на работе, то какой лучше выбрать?»
…Если брать выходной, то лучше брать Великий Четверг. Это как раз про Великий Пяток. Просто мы же в нашей русской богослужебной традиции начинаем уже заранее праздновать. Утреня Великого Пятка – это тоже богослужение, когда не литургия совершается, а читается Страстное Евангелие в четверг вечером, но это уже служба Великого Пятка. То есть ты приходишь с утра на Божественную литургию, на полную литургию, но утреня должна служиться на вечерне (в расписании будет написано: «Вечерня с литургией святителя Василия Великого»). У нас с опережением всё: русскому человеку не терпится добраться до Пасхи. Поэтому и в Великий Четверг мы сначала идем на Божественную литургию, это день воспоминания о Тайной Вечере, а вечером мы, можно сказать, уже настигаем пятницу и совершаем длинное чтение двенадцати Страстных Евангелий.
Больше всех о Страстях Господних писал евангелист Иоанн, другие поменьше – больше о первых годах проповедей Христа. Евангелист Иоанн, поскольку писал уже спустя десятилетия после написания других Евангелий, после смерти евангелистов, дополнял их и ставил акцент на страданиях Спасителя…
Конечно, лучше взять выходной в четверг, чтобы осмысленно сходить на богослужение, а не только усталым после работы. Если не получается прийти на весь день, то выбраться хотя бы либо утром, либо вечером. У кого-то очень рано начинается рабочий день, зато заканчивается раньше – и можно с опозданием в четверг вечером прийти на службу Великой Пятницы и послушать все Страстные Евангелия. Это трехчасовая, тоже торжественная служба, замечательные песнопения. Очень люблю песнопение «Днесь висит на древе», помню его с детства…
– Если есть хороший хор в храме, то там действительно стоит побывать.
– Иногда бывает и очень простой хор, но если человек молящийся, то уже невозможно не от души не спеть, потому что это пробивает...
– Тем более эти песнопения исполняются всего один раз…
– Да, это уникальные песнопения. Кажется, тут высокое богословие, что это мы говорим о нюансах музыкальных? Нет, Господь благословляет творчество. Вот псалмопевец Давид: мы уже привыкли псалмы читать, а если б он под лиру не играл, никто бы в Ветхом Завете слушать не стал…
Как утром поют на Великий Четверг! Как вместо «Иже херувимы» поют «Вечери Твоея тайныя днесь»! Причем для нас эта молитва вроде привычная – мы ее читаем каждый раз перед принятием Святых Христовых Таин, батюшка ее читает. Но здесь вот это пение... Где-то тоже по-простому споют, а где-то такой распев!..
– Самый знаменитый распев Львовского.
– Да... Уже Великий пост закончился, а у тебя это еще звучит в голове... Чувствуешь, как согрешил, думаешь, как сказал: «…ни лобзания Ти дам, яко Иуда». И понимаешь – вот как Иуда-то поступил! Господа предал. И я тоже согрешил. Действительно, даже воспоминание о музыкальном тоне песнопения, об этих чудесных словах уже мотивирует на покаяние.
Великий же пост и Страстная седмица должны нас поменять не на это время, а на весь год. Как спортивные сборы прошел спортсмен – и готовится. Как ты выучил что-то, получил диплом – не значит забыл, а долгие годы потом этими знаниями пользуешься. Точно так же эти Страстные богослужения – как самые концентрированные дни, часы подготовки к нашему экзамену духовной жизни.
В Великую Пятницу тем, кому позволяет рабочий график, я советую прийти на самую первую утреннюю службу, которая называется «царские часы». Она не очень длинная и как раз не многолюдная. В Великий Четверг и утром, и вечером народ. А на этой службе мало народу бывает. Она очень логичная – можно взять книжку или последить со смартфона. Если батюшка хорошо, четко читает – все и так понятно. Очень гармоничен каждый час. Вместо привычных псалмов звучат псалмы с пророчествами о страданиях Христа и Его Воскресении, затем – каждое пророчество отдельно из ветхозаветной пророческой книги, из апостольского послания, а далее – уже привычные, самые важные отрывки из Евангелия, которые мы слышали накануне, но здесь они в комплексе. Мы видим, как вся Библия открывается и ведет к страданию Христа как к величайшему переломному моменту в победе над смертью и даровании нам жизни вечной.
Затем идет служба выноса плащаницы. Поскольку служб в этот день много, то в приходской практике бывает, что она проходит отдельно в середине дня. В других храмах она присоединяется, например, с утра к часам. Получается длинная служба, но зато не нужно дважды приходить в храм.
Мы помним, что Господь рано умер. Обычно осужденные на кресте мучились сутками, чтобы люди на них дольше смотрели, – и после такого никто бунтовать не решался. А здесь Господь умирает рано: но един от воин копием ребра Ему прободе, и абие изыде кровь и вода. Не могли поверить – может, Он притворяется? Пронзили. У живого человека брызнул бы кровяной столб – сердце, как насос, качает кровь, а тут свидетельство смерти Христа.
Чаще всего люди приходят на службу после работы в пятницу вечером. Эта служба уже относится к Великой Субботе. Во время чина погребения плащаницы мы, можно сказать, переходим в следующий день – и это уже день в спокойствии. Если накануне у нас был день некоторого надрыва (искусственно себя накручивать не надо, но если ты чувствуешь – чувствуй), то здесь, наоборот, – тихое сочувствие Христу, Богородице. Она хоронит Своего единственного Сына, Который ничего дурного не сделал. Когда сейчас мать горюет о своих сыновьях, которые тоже трагически, героически погибли за родную землю, все равно понимаешь – Господь от чего-то уберег, от какого-то греха отделил, дал искупить какой-то более ранний грех; особенно это касается ребят, которые оступились, попали в тюрьмы и так далее. А Христос делал и думал только добро – вообще никакой вины: за чужие грехи пострадал.
Мы испытываем сострадание, сочувствие – эта служба уже спокойная. Кроме того, мы понимаем, что Господь уже сходит в ад, чтобы порадовать праведников, чтобы сокрушить ад. И когда мы погребаем плащаницу, это тоже крестный ход торжества. Многолюдная процессия, которая началась в сегодняшний день Входа Господня в Иерусалим, по сути, продолжается, но ряды совсем поредели – даже апостолы разбежались. Кроме Иоанна Богослова, никого у креста не было. Только жены-мироносицы, Иосиф Аримафейский, Никодим совершают эту погребальную процессию. Причем мы знаем о похоронах на Ближнем Востоке – там собираются сотни человек. Если бы Христа хоронили торжественно, как Его встречали, то тоже вышли бы десятки тысяч человек. А тут никого нет…
Точно так же мы приходим на службу… Пятница, вечер – кто-то пошел по барам, кто-то – по клубам, кто-то просто развлекаться, а ты все-таки дошел до храма. Тут нет никакого противоречия, потому что во времена Христа было все то же самое. Мир вокруг как-то сам по себе жил, причем все готовились к празднику: великий день Субботы – это ветхозаветный праздник. Моисей вывел иудеев из Египта, были казни египетские, фараон отпустил – вот какие чудеса. Все люди сами по себе празднуют, мало ли кого там распяли, пытали. Ну, бывает, бунтовщики какие-то, самозванцы. И мало людей (можно сказать, за всю Церковь, за все человечество) Господа хоронят.
Когда приходим на службу в пятницу вечером, то, по сути, мы входим в число мироносиц, даже на чуть-чуть, на полшага обгоняем апостолов, которые отошли на тот момент от Христа.
Конечно, обиднее всего за службу Великой Субботы – Божественную литургию… А потом уже батюшки кропят пасхальную снедь, приходят многие люди, которые далеки от веры, но хотя бы пришествие этого пасхального дня, семейная традиция их сердце тянут к Богу. Да, конечно, жалко, что их не было в другие дни, но все равно радостно видеть это многолюдство.
Тем не менее этот день суетный. Даже воцерковленные люди думают: надо разговеться, приготовить стол, все помыть, почистить к Пасхе. И службу пропускают. А на этой службе, по сути, читается Евангелие Воскресения Христа… На иконе «Воскресение», где Христос сходит в ад, по сути, изображен момент Великой Субботы еще до того, как Господь воскрес и вернулся в наш тварный мир. Недаром во все прошедшие субботы, в том числе поминальные, которые были Великим постом, мы вспоминали усопших именно в этот день, потому что Господь посетил усопших в субботу, был вместе с ними.
Дорогие друзья, если кто-то выберется в Великую Субботу на службу, это замечательная служба, и на ней уже читают ветхозаветные пророчества о Воскресении Христа. Еще мир не знал, а Господь уже пророкам открыл... И тут так же: люди только ночью будут встречать Пасху, а если мы придем в Великую Субботу, то раньше будем ощущать ее...
– Да, и к этому располагают особые песнопения, не так много времени остается. Вместо «Херувимской песни» будет «Да молчит всякая плоть человеча» – тоже раз в год поется. Вместо «Аллилуйя» – «Воскресни, Боже, суди земли». В этот момент, кстати, священники переодеваются в белое.
– Да, элемент вроде бы детский. Помню, как я всегда радовался, когда был ребенком: батюшка был в черном, а теперь в белом. Когда уже сам священником стал, заранее для скорости надеваю на себя частично белое облачение, но прикрываю его черным… До революции на Пасху продолжали в белом служить, в красное не переоблачались.
Дорогие братья и сестры, мы прошли эти заключительные дни вместе со Христом пока в своих планах. «Господь и намерение целует». Не все у нас получится из того, что мы сегодня обсудили, но что-то должно получиться. Любим Бога, заботимся о ближнем, достойно встречаем грядущую Пасху Христову!
– Конечно же, всем желаем Страстную седмицу пройти достойно, не оступиться и встретить праздник Светлого Христова Воскресения. Пожелаем нашим телезрителям всего самого доброго, крепкого здоровья, обязательно любите богослужения, ходите на службы, вникайте в них. Как только начнете понимать структуру, красоту богослужения, тогда будет в храме очень хорошо.
Ведущий Сергей Платонов
Записали Валерия Макарова и Анна Топорова
СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: ПАСХАЛЬНЫЙ ВИЗИТ К ПАТРИАРХУ ФЕОФИЛУ III
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: НИКОЛА ТУЛЬСКИЙ и ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: КРЯШЕНЫ. 3 часть
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: КРЯШЕНЫ. 2 часть
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: КРЯШЕНЫ. 1 часть
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!