Беседы с батюшкой. Священник Роман Колесников. 9 июля 2024

9 июля 2024 г.

Сегодня мы беседуем со священником Романом Колесниковым, клириком храма во имя святителя Николая Чудотворца в Отрадном города Москвы.  

Сегодня в Церкви отмечается событие исторического значения: 20 лет назад в Россию вернулась Тихвинская чудотворная икона Божией Матери. Она проделала долгий путь. В советское время была вывезена из России, находилась в разных странах. В последние годы пребывала в Америке. Есть интересная история, связанная с ее возвращением. Один из хранителей иконы завещал, чтобы она вернулась в Россию, только когда будет возрожден Тихвинский Успенский монастырь, и 20 лет назад он был восстановлен, а икона торжественно принесена в Россию. В России много чудотворных икон Богородицы. Некоторые из них по времени написания относят к апостолам, некоторые к существованию Византийской империи, более поздние и даже появившиеся непосредственно у нас. Но неизменно из века в век мы видим на Руси особое почитание Богородицы, Ее особое покровительство. Почему так получилось, что Богородица особенно любит наш удел?

– Это не нужно объяснять. Мы чувствуем, что Россия и русский человек пребывают и живут под покровом Пресвятой Богородицы. Большинство православных людей чувствуют этот покров, и при упоминании Пресвятой Богородицы у них нет сомнений в том, что Она рядом. Не случайно существует церковное предание о том, что некий человек, праведник, видел видение: ходил по райским чертогам. Он встречал многих святых, но не увидел Пресвятой Богородицы и спросил: «А где Она?» Ему ответили, что Она на земле.

Я хотел бы немножко рассказать и о своей истории. В 2004 году, когда Пресвятая Богородица возвращалась в Тихвин, я жил в Риге и был старообрядцем. Я помню это великое событие: в Риге в кафедральном соборе пребывала Пресвятая Богородица, и любой верующий человек имел возможность поклониться Божией Матери. Для меня это был первый серьезный опыт молитвенного общения с Православной Церковью. Я тогда уже окончил православную семинарию, но сделал это с чувством, что все равно вернусь в свою церковь и буду нести послушание именно в старообрядческом согласии. Для меня эта встреча в кафедральном соборе города Риги с Пресвятой Богородицей в кругу православных людей определила всю мою дальнейшую жизнь. Рядом еще были мощи священномученика Иоанна (Поммера), которые, как я считаю, тоже привели меня в православие.

Тихвинская икона Божией Матери совершила такое чудо, что я, будучи уверенным в том, что ни в коем случае нельзя соприкасаться с Православной Церковью, изменился сердцем и стал православным. Помню, уже спустя много-много лет, буквально несколько лет назад я с паломниками специально посетил Тихвин для того, чтобы сказать перед Тихвинской иконой спасибо за то, что Богородица тогда сделала такое миссионерское дело и привела меня, сомневающегося грешника, к Православной Церкви.

Каждый православный человек знает, что Пресвятая Дева Мария – Споручница грешных. Мы чувствуем это и на своей личной жизни, и на жизни всей нашей страны. Невозможно объяснить, каким образом живет наша Русь. Это можно объяснить только покровом Пресвятой Богородицы.

– Россия считается одним из уделов Пресвятой Богородицы. Собственно, как и Афон, на который Вы достаточно часто совершаете поездки. Может быть, это тоже не случайно, что Богородица призвала Вас к Себе, а затем Вы приняли такое послушание и сопровождаете людей на Афон.

– Да, благодарю Бога и Пресвятую Богородицу за это. Полезно посещать святые места, паломничать, потому что в этих обстоятельствах мы чувствуем близость Пресвятой Богородицы. Она открывается Промыслом Божиим.

В паломничестве всегда многое неизвестно. Невозможно все предугадать и предусмотреть. Я был свидетелем очень многих историй, когда Пресвятая Богородица, как сейчас говорят, разруливала многие сложные ситуации. Когда и на Афоне, и в святых местах Руси спокойный человек вдруг начинал вести себя неадекватно, а потом признавался, что не знает, что это было, но чувствует, что это благодать Божия так подействовала, что у него стало вылезать самое низменное, самое нехорошее. И слава Богу, что такие люди посещают святые места. Так они исцеляются, меняются и становятся верующими. Самое главное, что делает Пресвятая Богородица в таких поездках: меняет человека, обновляет его. Он начинает видеть жизнь не с точки зрения просто истории, политики, работы и отдыха, а с точки зрения Промысла Божия. Это дорогого стоит.

– Вы живете и служите в России, но при этом регулярно посещаете Афон. В Вашей жизни переплетаются два удела Богородицы. По Вашему ощущению, что объединяет эти два места с точки зрения именно покровительства и присутствия Богородицы?

– Сама Божья Матерь. Сейчас непростое время. Мы, слава Богу, живем в России и имеем возможность приобщиться к святым местам, которые находятся здесь. Но что касается Афона, сейчас очень непросто туда попасть. Но там я вижу людей, желающих и ищущих благодати Божией, и в молчании удивляюсь этому. Это люди, которые во что бы то ни стало захотели встретиться с Пресвятой Богородицей. Это совершенно другое настроение, когда люди с трудом получают визы, получают отказы, снова подают документы, когда перед поездкой появляются искушения, но они все равно приезжают. И за это Божья Матерь дает очень многое и во время поездки, и после нее.

И Афон, и святые места Руси объединяет Сама Пресвятая Богородица. Нельзя сказать, что где-то больше благодати, где-то меньше. Люди есть люди, и все грешники. И на Афоне есть грешники, и в России. Но когда мы ищем благодать Божию, то ищем не грешников, потому что нас не удивить грехом, мы сами такие, но мы ищем света, ищем горнего, стараемся в жизни некоторое время побывать на небе, а потом опять вернуться на землю в свою обыденную жизнь. Но эти минутки, дни, недели пребывания на небе очень укрепляют людей.

– Богородица считается игуменией Афонской Горы. Даже есть соответствующая икона. Это на самом деле так или это некий метафорический образ?

– Абсолютно так. Существует определенное негласное правило на Афоне, что все, что связано с ним и случается там, происходит по Ее благословению. Уже с момента подготовки документов на визу проявляется то, благословляет Божья Матерь человека или нет. Если человек не получает необходимых документов, то нет сомнений, что сейчас ему не стоит побывать на Святой Горе. А уж если он получил диамонитирион, то есть визу на Афон, то я сразу говорю братии: «Братья, у меня все рассчитано, прописано и продумано, но Вы сейчас получили визу на Афон, теперь мы полностью под покровом Пресвятой Богородицы, и абсолютно все, что вы там услышите (и хорошее, и, может быть, с вашей точки зрения, нехорошее), – это по благословению Пресвятой Богородицы». Мы привыкли в своей жизни все рассчитывать по минутам. На Афоне все есть благословение Пресвятой Богородицы. Сказали есть – ешь, сказали не есть – не ешь, сказали ночевать здесь, значит, так благословила Пресвятая Богородица, отказали – слава Пресвятой Богородице. Ничего плохого на Афоне с человеком не произойдет. Это еще нужно «заслужить», чтобы с человеком произошло что-то плохое.

Действительно, Афон – это место, где игуменией является Пресвятая Богородица. Это знают и афонские монахи, и паломники.

– А Вам доводилось на Святой Горе быть свидетелем каких-то событий, когда Вы или Ваши спутники понимали, что это действительно вмешательство Богородицы?

– Вмешательство не только Божией Матери, но и святых, которым мы поклоняемся. Могу рассказать одну историю, которых немало. В 2016 году мы паломничали с братией. Тогда было легко все забронировать. Мы спокойно причащались в монастырях. В ту поездку мы думали, подниматься или нет на вершину горы. Вроде хочется, но, с другой стороны, тяжело. Поэтому всю поездку сомневались, будем или нет. И с такой мыслью переночевали в Великой лавре.

На следующий день хотели переночевать в скиту Продром. Это румынский скит, в 6 км от Великой лавры. Всегда гостеприимный. Мы приходим, нас угощают. Шутим, смеемся, разговариваем. Потом я подхожу к архондарю монастыря и спрашиваю по поводу ночлега. И тут он мне отказывает, говорит, что нет мест. У меня не было брони, я заранее не договаривался, но почему-то для меня это известие стало как гром среди ясного неба. Мы-то планировали переночевать в Продроме. А теперь что делать? Я поворачиваюсь к братии, говорю, что мы здесь не ночуем и надо что-то делать. И монах говорит, что у нас есть два пути: вернуться в Лавру или подниматься на гору.

Первый путь мы не рассматривали, так как это возвращение назад, где мы только что были. А второй путь – подниматься на гору. Но как? Мы же так не хотели, всю поездку смотрели на вершину и думали, идти или не идти. Вся поездка прошла в сомнении. И тут мы понимаем, что другого варианта нет. До скита Агия Анна мы не дойдем, тогда было уже три часа после обеда. Соответственно, мы только к ночи придем на вершину. Смех ушел. Мы понимаем, что надо идти, а дальше неизвестность. Как это осмыслить? И мы же такие бравые, каждое утро причащались в тех или иных монастырях, молились, неужели Пресвятая Богородица не видит нашей нужды, что мы хотели бы переночевать в Продроме?

 Тогда я поднимаю паломников, и мы идем в соборный храм. В скиту Продром две большие святыни: Божья Матерь и икона Иоанна Крестителя. Он на ней настолько грозный, что когда турки ворвались в скит в начале XIX века для того, чтобы разобраться с монахами, поддержавшими греческое восстание, и увидели, что перед ними стоит некий человек (Иоанн Креститель на иконе), испугались его и начали стрелять. Действительно, когда подходишь к этой иконе, торопеешь от того, что он такой грозный. Мы становимся перед иконой на колени и начинаем петь тропарь и кондак на усекновение главы Иоанна Предтечи. Я столько раз пел и читал его, но никогда не замечал фразы, которая именно тогда стала очевидной. В кондаке к празднику Усекновения главы Иоанна Предтечи есть фраза, что это было промыслительно, чтобы и в аду он был предтечей слова Божьего, предтечей Самого Христа. Очевидным и ясным внутри стало утверждение, что то, что происходит сейчас с тобой, тоже промыслительно. Монах дал нам продуктов с собой.

И мы благополучно добрались до места, хотя до конца не верили в свои силы. Мы поднялись на вершину, и это было по Промыслу Божией Матери. Это один из таких эпизодов, когда воочию видишь, что так совершается твоя жизнь. Жизнь под покровом Пресвятой Богородицы.

– Ваши спутники тоже это почувствовали?

– Да. И мы часто говорим о том, что точно будут искушения. Но в жизни невозможно подготовиться к искушениям. И несмотря на то, что мы уже несколько дней были на Афоне и видели, как все складывается в нашем паломничестве, тем не менее любое искушение застает человека врасплох. Тогда мы мобилизовались и поняли, что это происходит не просто так...

– Афон такое место, где Богородица почитается именно как игумения Святой Горы. И в целом там сосредоточение большого количества икон Пресвятой Богородицы, в том числе чудотворных. Сколько вообще на Афоне икон Богородицы? Какие самые известные?

– Их очень много. Иверская в Ивероне, «Троеручица» в монастыре Хиландар, икона «Сладкое лобзание» в монастыре Филофей, в Великой лавре икона «Экономисса», «Всецарица», «Отрада и утешение», «Грозное предстательство», «Достойно есть» в храме Протата. Последняя проявлялась и в Ксенофонте, и в Ватопеде. Десятки икон. И когда на Афоне начинается Светлая седмица, то каждый день в каком-либо монастыре совершается крестный ход с той или иной почитаемой иконой.

– С чем можно связать такой размах в количестве?

– Это Ее дом. Посмотрите, как Она проявляется в повседневности. Например, икона «Достойно есть». Некий старец в XX столетии молился со своим послушником в келье рядом с нынешним местом Кариес. Оставил своего послушника в келье, а сам пошел в Кариес. Послушник совершал всенощное бдение, молился один.

Доходит до места утрени, когда возвеличивают Пресвятую Богородицу и поется «Честнейшую херувим и Славнейшую без сравнения серафим», слышит стук в дверь, подходит, а с той стороны: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Это признак того, что перед тобой не призрак, не бесовское наваждение. Послушник открывает дверь, видит перед собой путника, который спрашивает: «Что ты делаешь?» –  «Я молюсь». – «Давай молиться вместе». Послушник абсолютно ни в чем не сомневается, впускает этого путника к себе в келью, и они начинают молиться.

Послушник читает: «Честнейшую херувим и Славнейшую без сравнения Серафим». А путник его останавливает и говорит: «А знаешь, как у нас поют и возвеличивают Пресвятую Богородицу?» И начинает читать: «Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего». Послушник слушает и говорит: «Какая хорошая молитва, дай-ка я запишу». А записать нечем, и тогда путник начинает писать молитву «Достойно есть» пальцем на камне. Как это просто и обыденно... Каждый из нас мог бы оказаться в этой ситуации. Этот послушник не был святым, не был прозорливым, он просто совершал всенощное бдение. А Божья Матерь ему явилась.

Или, например, икона «Всецарица». Ведь несколько десятилетий назад она была абсолютно простой иконой. Когда к старцу приходили люди и жаловались на болезни, он говорил: «Молитесь Божией Матери». И показывал на эту икону. После этого люди заметили, что, обращаясь к этому образу Пресвятой Богородицы, они получают исцеление. Чем не простая жизнь?

А поскольку Афон – дом Пресвятой Богородицы, то Она так Себя проявляет. Но когда мы освящаем любую икону Божией Матери, Господскую или святого, то просим, чтобы Господь посетил ее благодатью и она тоже стала чудодейственной, чтобы любой, кто просил перед этой иконой исцеления и помощи, получал это. Другими словами, когда мы удивляемся уделу Божией Матери на Афоне, должны для себя определить, что Божья Матерь и в нашем доме может устроить Свой удел. И простая икона начинает мироточить и становится чудотворной. Божья Матерь рядом, но из-за того, что Она выбрала Афон, там много Ее икон.

– Торжества в Тихвине тоже доказательство особого отношения Богородицы к месту, где Ее почитают.

– Да, это не центр России, не Кремль, не дворцы. Кто бывал в Тихвине, засвидетельствует, что это абсолютно простой русский городок, даже можно сказать, что село. Но Божья Матерь решила пребывать именно там.  

– У нас тоже много чудотворных икон Богородицы, которые показывают, что у Нее к нам есть особая любовь и внимание.

– Помню, нес послушание, когда в Москву привозили частицу мощей святителя Николая Мирликийского. Несколько часов я стоял у мощей как дежурный священник. Я думал, у меня разорвется сердце: люди приходили к святителю Николаю, обращались к нему как к живому, кто подносил фотографии своих близких, кто приносил письма. Люди вслух проговаривали свое горе.

Вы начали передачу с вопроса, почему Россия удел Божией Матери. Потому, что русский народ такой. Православный человек так живо относится к Божией Матери, к святым.  

Но если все принимать близко к сердцу, это невозможно вытерпеть. У людей столько горя, столько скорбей… И так по-простому они обращаются к Ней. Слава Богу, я имею такую милость от Пресвятой Богородицы слышать нужды людей. Мы сейчас как раз были на Афоне, привезли много поясков Пресвятой Богородицы, маслице с чудотворных икон. Люди рассказывали, что у них происходит. Они просто святые. И нужно почитать за честь, что мы, как священники, имеем возможность иметь молитвенное и евхаристическое общение с такими людьми, с народом Божьим. Часто мы, священники, не понимаем этого. Нам кажется, что есть мы, а есть народ Божий. Что народ Божий с нами. А скорее всего наоборот: это мы являемся частью народа Божия. Слава Богу, что у нас есть такой народ и мы имеем возможность с ним молиться и причащаться.

Какое место и какая икона Богородицы для Вас на Афоне ближе всего?

– Монастырь Иверон, Иверская икона Божией Матери. Каждый раз, когда мы бываем на Афоне, я стараюсь там переночевать. Одно дело, когда мы посещаем монастырь и уезжаем из него, другое дело, когда там ночуем и имеем возможность побывать на службе у Пресвятой Богородицы. Раньше была возможность – и мы причащались Святых Христовых Таин. Божественная литургия на буднях часто совершалась в храме, где стоит Иверская Пресвятая Богородица.

– Иверская икона Богородицы имеет особое значение для всей России.

– Она русская.

– Она греческая.  

– Да, но по нашему ощущению она русская. Греки ее не так почитают, как русские. И всегда закон: когда приходишь в Иверон, а Пресвятая Богородица закрыта, начинаешь читать акафист Божией Матери. И откуда ни возьмись приходит монах и открывает часовню, а ты прикладываешься к иконе. Такой закон духовной жизни. Так Она действует.

– В Москве очень много списков с Иверской иконы Богородицы. Иверская часовня в центре Москвы. Хотя Иверская икона почитается как «Вратарница». Афонский список с иконы был поставлен на Воскресенских воротах часовни.

– Да, удивительно, когда ее принесли в монастырь, братия решила спрятать ее в алтаре, поскольку это святыня. Потом опять увидели ее над монастырскими вратами. Снова вернули в алтарь: негоже святыне находиться на улице над вратами. А когда ее в следующий раз увидели над вратами, Она сказала игумену: «Не вы Меня будете хранить, а Я вас буду хранить». И мне кажется, русский человек, услышав эту историю, как раз и полюбил Пресвятую Богородицу. В русском человеке это присутствует. Он знает, что не обстоятельства жизни хранят человека, а Божья Матерь. Если мы будем за Нее держаться, то обстоятельства жизни выстроятся как надо.

– Список был принесен в Москву в XVII веке. То есть уже тогда люди чувствовали особое заступничество Богородицы; что стоит к Ней обратиться за предстательством – и Она действительно услышит и поможет. Вы называли иконы Богородицы на Афоне и среди них упомянули две: «Грозное предстательство» и «Сладкое лобзание». Расскажите о них подробнее.

– Как проявляется Божья Матерь в жизни людей, так Ее и называют. Икона «Грозное предстательство» пребывает в монастыре Кутлумуш. Когда мы приходим туда, часто паломниками являются бизнесмены, деловые люди. Я говорю им: «Молитесь Божией Матери «Грозное предстательство», Она покрывает всех нас от искушения, от сложностей». Монастырь много раз горел: все сгорало, но икона никогда. А название свое икона получила тогда, когда так покрывала монастырь от полчищ турок, которые приходили к нему, что те даже не замечали его. Грозная для турок, а предстательство – для православных людей. Божья Матерь защищает невинных, которых обижают и оскорбляют.

Название «Сладкое лобзание» икона получила по своему иконографическому типу. Она похожа на Владимирскую, где Богомладенец прижимается к Своей Матери.

–  Мы сегодня обсуждали несколько икон. Можно ли говорить, что в них отразились разные свойства Богородицы?

Не Ее характер, а как Она раскрывается перед людьми в зависимости от тех или иных трудностей, в которых они пребывают. «Троеручицу», которая находится в монастыре Хиландар, написал преподобный Иоанн Дамаскин. Он был защитником икон и иконопочитания. За православие ему отрубили правую десницу. Он приходит в свою келью, становится перед Божией Матерью и начинает плакать: «Как же так, Божья Матерь? Я защищаю Тебя, защищаю иконы, молюсь. Защити меня тоже. Почему такое искушение?» Утром просыпается, а у него рука приросла. И в благодарность за это он приписывает Божией Матери третью десницу. Так Она Себя проявила.

Или, например, Божия Матерь «Акафистная» в Зографе, болгарском монастыре. Старец молился в своей келье и слышит голос Божией Матери: «Иди, старче, в монастырь, потому что там беда». Он все оставляет, приходит в монастырь и видит, что его окружили католики, которые поставили православным монахам условие: либо они принимают католичество, либо их сжигают. Братья запираются, их поджигают, и они все погибают. И старец, который был среди этих преподобномучеников, видит свою икону, которая была в келье, то есть она чудесным образом переместилась в монастырь. Все сгорели дотла, а икона Божией Матери осталась. Так Она Себя проявила.

Или в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре…

– А какая там икона?

– Там не икона, но хочу рассказать про историю с Божьей Матерью, как Она Себя там проявила. В начале XX века в русском монастыре были большие нестроения. В 1903 году братья спорили друг с другом, какой должен быть игумен (русский или грек), на каком языке молиться. Греки осуждали русского игумена за то, что в непростые для монастыря времена он еще умудряется давать милостыню паломникам. И вот он благословляет паломников хлебом, те выстроились в очередь и берут у него благословение, а потом уже отправляются в паломничества. И некий фотограф снимал это действо, что было обыденным для русского монастыря XX века. А когда он проявил пленку, то увидел, что среди этих паломников берет благословение некая женщина. Понятно, что на Афоне женщин нет, это была Божья Матерь. Таким образом, братия успокоилась, когда увидела, что даже Она берет благословение у русского игумена. На какое-то время споры прекратились.

– По этим событиям появилась икона «Светописанная», праздник в ее честь отмечается 3 сентября. А в самом монастыре нет какой-то местночтимой или чудотворной иконы?

– Когда мы заходим, по левую сторону находится барельеф, который указывает на это событие…

– Всю программу мы говорим о Богородице и Ее помощи, заступничестве, предстательстве. А с чем вообще мы можем к Ней обратиться? Мы говорили о глобальных вещах, чтобы Она нас от чего-то оградила, защитила, в первую очередь от греха и от людей, которые желают нам зла. Это единственное, с чем к Ней можно обращаться, или спектр проблем шире?

– Абсолютно обо всем мы можем и должны просить Божью Матерь. Беда современного цивилизованного городского человека в том, что он делит свои нужды на важные и неважные. Жизнь важна во всех проявлениях, поэтому абсолютно все, что нас беспокоит, должна знать Божья Матерь. Как говорят, дитя не плачет – мать не внемлет. Надо рассказывать Божией Матери о том, что нас беспокоит, чего мы не понимаем, чего не умеем. К Кому еще прибегать? По паломничествам я вижу, как действительно и в моей жизни, и в жизни других людей Она решает все эти простые вопросы.  

– А нет ли такого, что наше почитание Богородицы затмевает почитание Иисуса Христа?

– Надо быть осторожным.

– Мы призваны к тому, чтобы поклоняться Богу, с Ним разговаривать, с Ним участвовать в таинствах, в которых Он подает нам благодать. А Богородице мы говорим обо всех наших проблемах. Не занимает ли Она таким образом для нас место Бога?  

– Этого не должно быть. Если у кого-то такое происходит, то нужно останавливаться и всегда себя проверять, чтобы не было языческого представления, что есть Господь, Который далеко от нас, и есть Божья Матерь, Которая рядом… Мы должны отдавать себе отчет в том, что Господь рядом. Когда мы посещаем Святую Гору, Господь проявляет Свою благодать через иконы Божией Матери.

– Главное, не забывать о том, что за Богородицей всегда есть Бог, Который действует через Нее.  

– Да, именно так.

– Кроме Богородицы есть множество святых. Недавно Церковь вспоминала бесчисленное количество святых, просиявших в христианской Церкви. Но почему больше всего мы обращаемся именно к Богородице? Это можно оценить и по количеству икон. Наше особое почитание к Ней вылилось в бесчисленное количество списков и икон. Мне кажется, даже Иисуса Христа мы не изображаем в таком количестве, в каком изображена Богородица.

– У каждого человека есть своя история. Для кого-то особое место занимает Божья Матерь, для кого-то какой-либо святой. Все индивидуально. Икон Богородицы много, потому что Господь дал Ей такое послушание: быть с людьми. Нам часто кажется, что в жизни мы вроде как одни и все время сдаем какие-то экзамены. Получилось преодолеть искушение – мы молодцы, не получилось – мы троечники.

Духовная жизнь построена не так. Божья Матерь рядом. Такой Господь Ей дал удел. И то, что Она рядом с людьми, – это показатель того, что Сам Господь рядом. Часто бывает так, что мы даже подозреваем Самого Бога, что Он не с нами. А когда Господь благословляет землю присутствием Божией Матери, то тем самым показывает: «Я рядом с вами. Просто вы в своем сознании не можете это вместить и думаете, что Я все время ставлю подножки и подсчитываю ваши падения». Это глубочайший грех, который выражается в страхе часто причащаться, часто бывать у святыни, в страхе не поститься тогда, когда это позволяет церковный устав. В этом очень много глубочайших вопросов, которые нужно пересмотреть. А как это сделать? Человек десятилетиями привык делать так, как он делает. Но Господь видит нашу косность. И как нам объяснить, что Он рядом? Наверное, поэтому Он и дает нам чудотворные иконы Пресвятой Богородицы.

– С нашей человеческой точки зрения, для Него как для Сына, конечно, Мать занимает особое место, и Он Ее благословляет на особое присутствие с нами, тем самым показывая Свое особое отношение к нам.

Ведущий Александр Черепенин

Записала Анна Вострокнутова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X