Беседы с батюшкой. Священник Павел Зуев. 6 мая 2025

6 мая 2025 г.

Сегодня мы беседуем с председателем Миссионерского отдела Сергиево-Посадской епархии, настоятелем храма Святой Троицы в Химках священником Павлом Зуевым.

Сегодня день памяти Георгия Победоносца. Об этом святом нельзя не поговорить, особенно в том контексте, что буквально через три дня в нашей стране отмечается День Победы в Великой Отечественной войне. Для нас это повод задуматься: случайно ли такое совпадение, что День Победы состоялся, можно сказать, в дни празднования памяти великомученика, которому церковная история дала наименование Победоносец?

Есть такое выражение: «Случайность – это псевдоним Бога». Мы знаем, что в 1945 году 6 мая, в день памяти великомученика Георгия Победоносца, была Пасха. Конечно, это не случайно. Уже в среду, 9 мая, был подписан Акт о капитуляции.

Житие святого удивительно. Во всем мире есть храмы, посвященные ему, и даже есть страна, которая названа его именем: Грузия (Джорджия). Там очень много храмов, и события из жизни святого отмечаются в Грузии даже активнее, чем в России.

Святой Георгий великомученик. Какое-то время я думал, что великомученик – это человек, который претерпел особые мучения, издевательства. Но это не так. Я вчитывался в жития и находил, что мученики претерпевали порой даже большие пытки, чем те люди, которые названы великомучениками. Великомученик – это человек знатного рода, происхождения; он пострадал за Христа, поэтому носит такой титул, звание в святцах. Так же, как и епископ, священник священномученик, простой монах  преподобномученик, мирянин мученик или великомученик (в зависимости от того, был ли он высокого рода).

Великомученик Георгий Победоносец жил во времена Диоклетиана. Император был настоящим зверем; он активно уничтожал христианство и христиан, хотя в начале своего царства не был таким суровым. Великомученик Георгий родился в Бейруте и происходил из знатного рода (у него были знатные родители). Когда его отец умер, он поступил на военную службу, стал отличным римским солдатом, и император приблизил его к себе. Но потом императору пришло в голову возрождать язычество... Детальные подробности мы не знаем, но Диоклетиану нужно было проверить огромное количество народа христиане они или нет. Мучители клали икону или распятие на землю и говорили: «Проходите и наступайте на икону». Кто отходил в сторонку, тех нужно было убить, потому что они христиане, будут представлять угрозу (их стало очень много).

В первые века после Воскресения и Вознесения Господа Иисуса Христа христианство стало распространяться. Римский историк писал: «Христиане, как овцы, умирают на аренах колизеев… Их так много, что они могли бы сделать восстание». Он говорил как бы пренебрежительно: мол, христиане проигрывают, потому что они глупы. Через некоторое время другой историк сказал, что христиане вовсе не проигрывают: с убийством одного христианина ко Христу обращаются десятки человек. Тертуллиан говорил: «Кровь мучеников – это семя Церкви». Так и происходит они не только не отступают, но «нападают»; у них есть оружие смирение.

Все это происходило во времена великомученика Георгия (хотя были и годы затишья). И вот оказывается, что он христианин, и император в гневе начинает производить над ним пытки, издеваться – он хотел его убить. Над ним издевались восемь дней – это говорит о масштабе личности великомученика Георгия. Его закидали негашеной известью… Пришли через день, думали, что остались одни кости, – а он продолжает петь псалмы, и ничего с ним не произошло. Это привело в раздражение Диоклетиана; было предпринято много разных мучений. Ему надевали железные сапоги с гвоздями внутри, раскаляли их и заставляли бежать и он бежал так быстро, что мучители за ним не успевали. Это подтверждение христианской веры: это чудо; и это возможно. Это факты из жизни великомученика Георгия, которые действительно были, и их нельзя обойти стороной.

На гербе нашей столицы, города Москвы, изображается великомученик Георгий. Не только на официальных зданиях, но и на трамваях, в метро, на административных документах изображен великомученик Георгий, сидящий на коне и поражающий копьем змия.

– Вопрос телезрителя: «В IV веке римский историк Аммиан Марцеллин писал, что даже дикие звери менее свирепы, чем христиане к своим противникам и оппонентам. Получается, что из гонимых они стали гонителями Сложно говорить о цитате этого историка  надо быть хорошо погруженным в контекст. Я так понимаю, цитата относится к тому времени, когда при Константине Великом христианство было объявлено разрешенной религией, а язычников, наоборот, начали всячески ущемлять, и христиане превратились в «гонителей», которые теперь притесняют «несчастных» язычников.

– Мне вспомнилась такая аналогия. Наш Бог – Агнец. На проскомидии мы каждый раз вспоминаем слова пророка Исайи: как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих (Ис. 53, 7).

Господь говорит: будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби (Мф. 10, 16). Христианин, когда хулят его Бога, хулят его веру (но не его самого), превращается во льва. Здесь речь идет не о гневе, когда человек забывается Есть пример из патерика, где грешник сравнивается с зараженным бешенством псом, который лижет пилу. И когда от этого лизания у него появляется кровь, он, опьяненный ею, не останавливается. Так и грешник, который продолжает дальше грешить Но здесь речь идет совсем о другом.

Когда начинают хулить твою веру, ты становишься ее защитником. Гнев это свойство каждого человека; вопрос в том, как мы его употребляем. Можно забываться и как-то уничтожать другого человека, а есть праведный гнев, который можно обращать на свои грехи… Или сказать: так нельзя говорить или предпринимать какие-то действия в отношении христианской веры. А если человек облечен властью, то он может употребить эту власть для того, чтобы закрыть уста (как в Книге пророка Даниила – «заградить уста львов»), которые хотят похулить христианскую веру.

– Я недавно изучал жизни лионских мучеников. Их мучения проходили во время языческих праздников. Этими мучениями заменили гладиаторские бои; был праздник, и в качестве развлечения вместо боев выпустили мучеников-христиан, на которых натравляли животных и устраивали другие мучения.

– Мне вспоминается история, когда проводились издевательства над христианами, и весь стадион это поддерживал, кричал, шумел… Были и христиане на трибунах. И один старец, взрослый человек, христианин, встал и начал говорить: «Что вы делаете? Над чем вы смеетесь?» Но люди так зашлись в этой радости, что убили этого человека. И когда они его убили, они остановились, замолчали, только тогда осознали, что натворили

Свидетельств того, чтобы христиане издевались над кем-то, нет даже у Иосифа Флавия, которому невыгодно было обелять и превозносить Иисуса Христа или Его учеников. Хотя он свидетельствует, что Воскресение Христово действительно было.

– Тот же Иосиф Флавий писал, что Иоанна Предтечу убили несправедливо, и из-за этого Ирод был наказан и сослан в Галлию 

Мы говорили про Диоклетиана, и интересно вспомнить о том, что Диоклетиан организовал гонения, потому что боялся, что христиане нелояльны по отношению к государственной власти. Ведь признаком лояльности является приношение жертв языческому богу. Кроме того, были прославленные в качестве богов императоры, то есть приносили жертву еще и государственному культу императора. Если человек не приносил жертв, он считался изменником, предателем. Из-за этого были гонения, и «нелояльных» христиан казнили. В Советском Союзе до Великой Отечественной войны были гонения, в принципе, по тем же мотивам. Именно в этом (в контрреволюционной деятельности) обвиняли Православную Церковь и ее иерархов. Вот такая интересная параллель между эпохами, и как непредсказуемо повели себя Православная Церковь и великомученик Георгий в этих условиях...

– Во времена Диоклетиана христиане были в высоких домах, работали в суде, в исполнительных, законодательных органах и просто на рынках везде. И было естественное желание, чтобы христиан становилось все больше. Но если это превратно понимать, то это как будто какой-то класс, который заполоняет собой все и хочет подчинить себе власть. Это не так. Христианин это человек, который следует за Христом. Можно вспомнить эпоху судей в Ветхом Завете: судья должен соответствовать критериям, чтобы не завидовать и никак не участвовать сердцем в происходящих разбирательствах. Он должен иметь материальный достаток и быть обеспеченным человеком, чтобы не влиять на процесс. Так и христианин.

Проповедовать о Христе можно по-разному. Можно говорить: «Вы грешники, вы сгорите в аду, если будет так продолжать». Или проповедовать «в лоб», когда в каждом слове употребляется имя Иисуса Христа. Конечно, некоторых людей это может раздражать. Но есть такая проповедь, когда ты можешь говорить о Боге и о добродетелях, не называя их, и человек может сам догадаться и додуматься о чем-то. Но лично христианину выгоды в этом нет – выгода есть христианству в целом, чтобы всех привести к Иисусу Христу.

То, что христиан становилось все больше, никак не влияло на их братские отношения; мол, мы с тобой одной веры дай мне лучший кусок... Они были христианами, и всё. Просто их становилось все больше. Но Диоклетиан в этом увидел угрозу. Христиан обвиняли в том, что они собираются ночами, а там есть и женщины значит, они какие-то блудники; обвиняли в том, что они каннибалы и едят какого-то младенца... С одной стороны, это было из-за недостатка понимания, что происходит, а с другой  как ты им это объяснишь, когда они Христа убили?..

С момента Воскресения Христа начинается проповедь Евангелия. Всех учеников гнали, убивали как христиане могли открыто проповедовать? Они использовали то, что могли использовать, римские катакомбы, эти несколько сотен километров подземных ходов. По законодательству для религиозных культов можно было собираться только на кладбище там никто не преследует, поэтому они и собирались в катакомбах, а выходить на улицу было небезопасно. И эти изображения (мы в предыдущих эфирах про это говорили рыба, якорь) – это всё условные обозначения для того, чтобы узнать, где «свои».

Все это не способствовало тому, чтобы между первыми христианами и государством выстраивались плотные взаимоотношения. В понимании государства: если не приносишь жертвы богам, то не совсем к государству лоялен. Наоборот, не так. Христианин воин; это идеальный солдат, который не претендует на власть, служит за жалованье, которое ему даешь; он никак не лукавит, не хочет тебя обмануть, и в нем ты можешь быть стопроцентно уверен. Но языческий разум видел так, будто христиане представляют опасность.

– А как же можно быть лояльным по отношению к власти, которая убивает и преследует твоих друзей, родственников, за христианскую веру? Важно, что именно твоих друзей и близких эта власть убивает. Как можно при этом оставаться к ней лояльным?

– Это очень сложный вопрос. Это из разряда вопросов: «Как ты можешь радоваться в раю, когда знаешь, что твои друзья, близкие, которые не верили в Бога, окажутся в аду?» То есть как ты можешь наслаждаться полнотой Царства Небесного, если знаешь, что твои друзья в аду, мучаются, страдают? Это Адамов комплекс. Я попробую отчасти ответить на Ваш вопрос, если нет – конкретизируйте. Адамов комплекс вывел еще Августин Аврелий, его принцип в том, что когда человек согрешает против другого, то сам ненавидит и не воспринимает человека, против которого он согрешил. Например, муж изменил жене. Пока жена не в курсе – все нормально. Но мужу становится противна жена. Он начинает изменять к ней свое отношение, хотя она ничего плохого ему не сделала. Другой пример: учительница математики. На контрольной один ученик не знает урока. После контрольной он старается засунуть свою тетрадь, листок, в середину, чтобы не сразу обнаружилось его нерадение. А отличник, наоборот, кладет свою работу сверху, приветлив с учительницей. У нерадивого же ученика до следующего урока в мыслях крутится самое страшное по отношению к этой учительнице: чтобы ее сбила машина, чтобы она заболела… Отличник живет своей жизнью и радуется, зная, что получит отличную оценку и, возможно, похвалу. Учительница ничего плохого не сделала ни тому, ни другому. Но тот, кто не выучил, ее ненавидит.

А по отношению к власти как быть лояльным, когда твоих близких гонят? Отвечу так: мы – христиане, а Новый Завет говорит, что всякая власть от Бога. Апостол Павел говорит, что нет власти не от Бога, а он это не просто так говорит, сидя в кафе и попивая эспрессо с булочкой, – он знает, о чем говорит, его уничтожает власть, его везут в тюрьму, разбивается корабль, они оказываются на острове с уголовниками, змея кусает его за руку. Все говорят: да что это за грешник такой, что спасся от кораблекрушения, а его змея укусила и он сейчас умрет? А он ее скидывает и не умирает. Все не так однозначно.

Быть лояльным – это не значит угождать, лебезить и проявлять участие в деятельности этой власти. Ответом на это могут стать наши новомученики. Те люди, которые общались с ними, еще живы и могут об этом говорить. Лучше с такими вопросами обращаться к святителю Тихону, который знает, о чем идет речь. Когда он находился в заточении и не понимал, как обстоят дела в Церкви. Я к тому, что нужно разделить понятия... Власть есть, и мы с этим ничего не можем сделать. Повлиять на нее мы не можем. Существует христианство, молитва и все то, о чем мы забываем, когда становимся в плоскость человеческих отношений. Если дальше это развивать, то в чем смысл человеческой жизни? Ты умираешь, и все. Второй закон термодинамики никто не отменял, он работает. Жизнь не эволюционирует, она деградирует. Если оставить идеальное здание без ухода, то через несколько лет оно зарастет мхом и развалится.

– Мы на этой неделе вспоминаем также жен-мироносиц. Во всех – в великомученике Георгии, в новомучениках и исповедниках Церкви Русской, в женах-мироносицах – мы видим удивительную христианскую стойкость, которая позволяла им проповедовать о Христе в любых условиях. Как бы нам эту стойкость для себя объяснить, понять? Что же это было такое в них, что они не испытывали страха? Не боялись умереть, не боялись страданий и продолжали говорить о Христе.

– В последние дни я как раз стал об этом размышлять. И при общении с людьми привожу образ, который мы знаем по стихирам. Иосиф Аримафейский приходит к Пилату и говорит: дай мне Сего Странника. Но мне сейчас вспомнился Федор Михайлович Достоевский, который сказал: «…если б кто мне доказал, что Христос вне истины и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше бы хотелось оставаться со Христом, нежели с истиной». Конечно, это пример неудачный, это нельзя разделять, даже гипотетически, но это – момент любви ко Христу. Мы отличаемся от жен-мироносиц тем, что знаем: Христос воскрес. Они не знали, что Он воскрес. И Иосиф не знал. Он приходит к Пилату, имея звание, должности. Он рискует потерять все. Зачем ему нужен этот странный Человек, из-за Которого в городе произошло волнение? Наверняка там было сколько-то человек убито и т.п. Может, это не в тему, но очень интересна с миссионерской позиции песня группы «Сплин» «Чудак». Она, конечно, очень условная и топорная, но слова там интересные: «Он шел к людям, он нес им надежду, любовь, красоту. Люди взяли его и гвоздями прибили к кресту». И дальше: «Очень больно смотреть, если кто-то страдает за нас».

Иосиф просит дать ему Сего Странника, а с другой стороны – странного Человека: проповедовал, воскрешал, люди за Ним шли, потом отходили от Него. Он рассказывал, что Он есть Хлеб, говорил, чтобы ели Его Тело… Как это может быть? И Пилат удивляется, говорит: хочешь – забирай. И Его кладут в высеченный в скале гроб, очень дорогой – Иосиф был известный человек.

– Это его родовой склеп, где он сам хотел бы быть похороненным, он подготовил его для себя?

– Да. Это было в Палестине, где мало земли (из-за этого история о сеятеле приобретает и смысл, что как можно так расточать семена? Там было много разных клочков земли, не связанных друг с другом). И настолько он полюбил Христа, настолько Христос стал ему близок (он с Ним мог общаться, был впечатлен общением, понимал, что это не простой человек; и Никодим тоже приходил к Нему ночью), что отдал Ему этот гроб.

То же самое и жены-мироносицы. Мы знаем, что они купили большой объем мира, и эта покупка не осталась незамеченной в Израиле: Никодим и Иосиф собрались и купили много мира для помазания Христа. Жены-мироносицы идут со своими флакончиками мира. Там и Мария Магдалина, и Мария Клеопова. Если разобрать жизнь каждой жены-мироносицы (их не так много, которых мы знаем, – восемь и иные, как сказано), они были разного сословия. Мария Магдалина была блудницей…

– Была там жена домоправителя Ирода  Иоанна.

– Да, именно Иоанна была знатного рода. Христианство всех объединяет, они идут вместе, и это тоже очень интересно. Иосифа, Никодима и жен-мироносиц объединяет верность Христу, смелость. Они идут рано утром, когда никто из нормальных людей не ходил.

– Тем более – на следующий день после Пасхи.

 И вот мироносицы идут, и их волнует только то, кто откроет им вход в гроб. Они не знают, что Он воскреснет, они все забыли об этом. Они просто идут. Они настолько любят Христа, что только одно их беспокоит: кто откроет гроб? Приходят – там открыто. Заходят внутрь – ангел сидит и говорит, что Он воскрес и встречает их в Галилее. Не «вы к Нему идите», а Он вас встречает, Он ждет, Он идет к вам навстречу. Евангелия разнятся, но не противоречат друг другу. Их объял страх и ужас. Они никому ничего не сказали, потому что боялись. Но дальше – как об этом не сказать? Как бы ты ни боялся, но Христос воскрес! Они бегут, всем рассказывают, и потом (как в субботу вечером мы читали) Христос обличает одиннадцать Своих учеников в неверии и жестокосердии. Он приходит к ним закрытыми дверями и говорит: «Почему вы не поверили женам-мироносицам, Луке и Клеопе? Я же вам все рассказал». Он их так обличал. И это поразительно. Мы же с вами уже знаем об этом, даже когда входим в Великий пост, на время ограничивая себя в еде и в другом. Великая Суббота – уже даже не слишком скорбная, мы уже на литургии одеваемся в белые облачения, идет освящение куличей, яиц, уже какая-то суета…

– И уже пасхальные песнопения поются…

– Да, Апостол и Евангелие читаются о том, что воскрес Христос, хотя это – Великая Суббота...

Военкор на СВО Анна Долгарева пишет:

 

А воздух жаркий и липкий, и так его мало.
 Пропустите, говорит, пропустите, я Его мама

Но ее, конечно, не пропускают,
 Ад хохочет, трясется и зубы скалит,
 торжествует.
 А она говорит: дайте мне хоть ручку Его неживую,
 Подержать за ручку, как в детстве,
 Я же мама, куда мне деться
 Вот она стоит, смерть перед ней, в глаза ей смеется,
 Пасть у смерти вонючая, зрачки-колодцы,
 Смерть идет по земле, истирает гранит и крошит,
 А она отвечает: маленький мой, хороший,
 Ты уж там, где ты есть, победи, пожалуйста, эту дрянь.
 Ты вот ради этого, пожалуйста, встань,
 Открывай глаза свои, неживые, незрячие.

И плачет, сильно-пресильно плачет.

Он войдет в ее дом через три дня.
 Мама, скажет, мама, послушай, это и правда я,
 Не плачь, родная, слушай, что тебе говорят:
 Мама, я спустился в ад, и я победил ад,
 Мама, я сделал все, как ты мне сказала.
 Смерть, где твое жало?

 

С очень глубоким смыслом. И завершается так же, как завершается Евангельская история: вестью о Воскресении Христовом, о том, что Христос воскрес.

Я просил бы Вас подвести итог нашей беседе и напутствовать наших зрителей в эти пасхальные и победные дни.

– Благодарю за приглашение, за возможность пообщаться в эти светлые дни. Конечно, не могут пройти мимо каждого христианина слова Христа о том, что наступит такая радость, которую никто от нас не отнимет. Это такое пожелание, потому что мы все уже потихоньку теряем эту радость, она уже отличается от той, что была в пасхальную ночь, мы ее расходуем. Не раздаем, приобретая, а просто расходуем. Неужели Христос говорит неправду? Никто не отнимет, а она куда-то девается… Но Христос всегда говорит правду. И эту радость от Воскресения Христова, которая есть в сердце каждого христианина, никто не отнимает, мы сами ее раздаем. Желаю всем нам, чтобы мы делились ею, приобретая эту радость в себе. И, по крайней мере, до отдания Пасхи приветствовать всех: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!» Желаю всем нам, чтобы эту радость мы сохранили как можно дольше и несли ее абсолютно всем. Христос воскресе!

– Воистину воскресе!

Ведущий Александр Черепенин, диакон

Записали Иван Игнатов и Валерия Макарова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X