– Сегодня мы беседуем с председателем Миссионерского отдела Сергиево-Посадской епархии, настоятелем храма Святой Троицы в Химках священником Павлом Зуевым.
Сегодня день памяти Георгия Победоносца. Об этом святом нельзя не поговорить, особенно в том контексте, что буквально через три дня в нашей стране отмечается День Победы в Великой Отечественной войне. Для нас это повод задуматься: случайно ли такое совпадение, что День Победы состоялся, можно сказать, в дни празднования памяти великомученика, которому церковная история дала наименование Победоносец?
– Есть такое выражение: «Случайность – это псевдоним Бога». Мы знаем, что в 1945 году 6 мая, в день памяти великомученика Георгия Победоносца, была Пасха. Конечно, это не случайно. Уже в среду, 9 мая, был подписан Акт о капитуляции.
Житие святого удивительно. Во всем мире есть храмы, посвященные ему, и даже есть страна, которая названа его именем: Грузия (Джорджия). Там очень много храмов, и события из жизни святого отмечаются в Грузии даже активнее, чем в России.
Святой Георгий – великомученик. Какое-то время я думал, что великомученик – это человек, который претерпел особые мучения, издевательства. Но это не так. Я вчитывался в жития и находил, что мученики претерпевали порой даже большие пытки, чем те люди, которые названы великомучениками. Великомученик – это человек знатного рода, происхождения; он пострадал за Христа, поэтому носит такой титул, звание в святцах. Так же, как и епископ, священник – священномученик, простой монах – преподобномученик, мирянин – мученик или великомученик (в зависимости от того, был ли он высокого рода).
Великомученик Георгий Победоносец жил во времена Диоклетиана. Император был настоящим зверем; он активно уничтожал христианство и христиан, хотя в начале своего царства не был таким суровым. Великомученик Георгий родился в Бейруте и происходил из знатного рода (у него были знатные родители). Когда его отец умер, он поступил на военную службу, стал отличным римским солдатом, и император приблизил его к себе. Но потом императору пришло в голову возрождать язычество... Детальные подробности мы не знаем, но Диоклетиану нужно было проверить огромное количество народа – христиане они или нет. Мучители клали икону или распятие на землю и говорили: «Проходите и наступайте на икону». Кто отходил в сторонку, тех нужно было убить, потому что они – христиане, будут представлять угрозу (их стало очень много).
В первые века после Воскресения и Вознесения Господа Иисуса Христа христианство стало распространяться. Римский историк писал: «Христиане, как овцы, умирают на аренах колизеев… Их так много, что они могли бы сделать восстание». Он говорил как бы пренебрежительно: мол, христиане проигрывают, потому что они глупы. Через некоторое время другой историк сказал, что христиане вовсе не проигрывают: с убийством одного христианина ко Христу обращаются десятки человек. Тертуллиан говорил: «Кровь мучеников – это семя Церкви». Так и происходит – они не только не отступают, но «нападают»; у них есть оружие – смирение.
Все это происходило во времена великомученика Георгия (хотя были и годы затишья). И вот оказывается, что он христианин, и император в гневе начинает производить над ним пытки, издеваться – он хотел его убить. Над ним издевались восемь дней – это говорит о масштабе личности великомученика Георгия. Его закидали негашеной известью… Пришли через день, думали, что остались одни кости, – а он продолжает петь псалмы, и ничего с ним не произошло. Это привело в раздражение Диоклетиана; было предпринято много разных мучений. Ему надевали железные сапоги с гвоздями внутри, раскаляли их и заставляли бежать – и он бежал так быстро, что мучители за ним не успевали. Это подтверждение христианской веры: это чудо; и это возможно. Это факты из жизни великомученика Георгия, которые действительно были, и их нельзя обойти стороной.
На гербе нашей столицы, города Москвы, изображается великомученик Георгий. Не только на официальных зданиях, но и на трамваях, в метро, на административных документах изображен великомученик Георгий, сидящий на коне и поражающий копьем змия.
– Вопрос телезрителя: «В IV веке римский историк Аммиан Марцеллин писал, что даже дикие звери менее свирепы, чем христиане к своим противникам и оппонентам. Получается, что из гонимых они стали гонителями?» Сложно говорить о цитате этого историка – надо быть хорошо погруженным в контекст. Я так понимаю, цитата относится к тому времени, когда при Константине Великом христианство было объявлено разрешенной религией, а язычников, наоборот, начали всячески ущемлять, и христиане превратились в «гонителей», которые теперь притесняют «несчастных» язычников.
– Мне вспомнилась такая аналогия. Наш Бог – Агнец. На проскомидии мы каждый раз вспоминаем слова пророка Исайи: как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих (Ис. 53, 7).
Господь говорит: будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби (Мф. 10, 16). Христианин, когда хулят его Бога, хулят его веру (но не его самого), превращается во льва. Здесь речь идет не о гневе, когда человек забывается… Есть пример из патерика, где грешник сравнивается с зараженным бешенством псом, который лижет пилу. И когда от этого лизания у него появляется кровь, он, опьяненный ею, не останавливается. Так и грешник, который продолжает дальше грешить… Но здесь речь идет совсем о другом.
Когда начинают хулить твою веру, ты становишься ее защитником. Гнев – это свойство каждого человека; вопрос в том, как мы его употребляем. Можно забываться и как-то уничтожать другого человека, а есть праведный гнев, который можно обращать на свои грехи… Или сказать: так нельзя говорить или предпринимать какие-то действия в отношении христианской веры. А если человек облечен властью, то он может употребить эту власть для того, чтобы закрыть уста (как в Книге пророка Даниила – «заградить уста львов»), которые хотят похулить христианскую веру.
– Я недавно изучал жизни лионских мучеников. Их мучения проходили во время языческих праздников. Этими мучениями заменили гладиаторские бои; был праздник, и в качестве развлечения вместо боев выпустили мучеников-христиан, на которых натравляли животных и устраивали другие мучения.
– Мне вспоминается история, когда проводились издевательства над христианами, и весь стадион это поддерживал, кричал, шумел… Были и христиане на трибунах. И один старец, взрослый человек, христианин, встал и начал говорить: «Что вы делаете? Над чем вы смеетесь?» Но люди так зашлись в этой радости, что убили этого человека. И когда они его убили, они остановились, замолчали, только тогда осознали, что натворили…
Свидетельств того, чтобы христиане издевались над кем-то, нет даже у Иосифа Флавия, которому невыгодно было обелять и превозносить Иисуса Христа или Его учеников. Хотя он свидетельствует, что Воскресение Христово действительно было.
– Тот же Иосиф Флавий писал, что Иоанна Предтечу убили несправедливо, и из-за этого Ирод был наказан и сослан в Галлию…
Мы говорили про Диоклетиана, и интересно вспомнить о том, что Диоклетиан организовал гонения, потому что боялся, что христиане нелояльны по отношению к государственной власти. Ведь признаком лояльности является приношение жертв языческому богу. Кроме того, были прославленные в качестве богов императоры, то есть приносили жертву еще и государственному культу императора. Если человек не приносил жертв, он считался изменником, предателем. Из-за этого были гонения, и «нелояльных» христиан казнили. В Советском Союзе до Великой Отечественной войны были гонения, в принципе, по тем же мотивам. Именно в этом (в контрреволюционной деятельности) обвиняли Православную Церковь и ее иерархов. Вот такая интересная параллель между эпохами, и как непредсказуемо повели себя Православная Церковь и великомученик Георгий в этих условиях...
– Во времена Диоклетиана христиане были в высоких домах, работали в суде, в исполнительных, законодательных органах и просто на рынках – везде. И было естественное желание, чтобы христиан становилось все больше. Но если это превратно понимать, то это как будто какой-то класс, который заполоняет собой все и хочет подчинить себе власть. Это не так. Христианин – это человек, который следует за Христом. Можно вспомнить эпоху судей в Ветхом Завете: судья должен соответствовать критериям, чтобы не завидовать и никак не участвовать сердцем в происходящих разбирательствах. Он должен иметь материальный достаток и быть обеспеченным человеком, чтобы не влиять на процесс. Так и христианин.
Проповедовать о Христе можно по-разному. Можно говорить: «Вы – грешники, вы сгорите в аду, если будет так продолжать». Или проповедовать «в лоб», когда в каждом слове употребляется имя Иисуса Христа. Конечно, некоторых людей это может раздражать. Но есть такая проповедь, когда ты можешь говорить о Боге и о добродетелях, не называя их, и человек может сам догадаться и додуматься о чем-то. Но лично христианину выгоды в этом нет – выгода есть христианству в целом, чтобы всех привести к Иисусу Христу.
То, что христиан становилось все больше, никак не влияло на их братские отношения; мол, мы с тобой одной веры – дай мне лучший кусок... Они были христианами, и всё. Просто их становилось все больше. Но Диоклетиан в этом увидел угрозу. Христиан обвиняли в том, что они собираются ночами, а там есть и женщины – значит, они какие-то блудники; обвиняли в том, что они каннибалы и едят какого-то младенца... С одной стороны, это было из-за недостатка понимания, что происходит, а с другой – как ты им это объяснишь, когда они Христа убили?..
С момента Воскресения Христа начинается проповедь Евангелия. Всех учеников гнали, убивали – как христиане могли открыто проповедовать? Они использовали то, что могли использовать, – римские катакомбы, эти несколько сотен километров подземных ходов. По законодательству для религиозных культов можно было собираться только на кладбище – там никто не преследует, поэтому они и собирались в катакомбах, а выходить на улицу было небезопасно. И эти изображения (мы в предыдущих эфирах про это говорили – рыба, якорь) – это всё условные обозначения для того, чтобы узнать, где «свои».
Все это не способствовало тому, чтобы между первыми христианами и государством выстраивались плотные взаимоотношения. В понимании государства: если не приносишь жертвы богам, то не совсем к государству лоялен. Наоборот, не так. Христианин – воин; это идеальный солдат, который не претендует на власть, служит за жалованье, которое ему даешь; он никак не лукавит, не хочет тебя обмануть, и в нем ты можешь быть стопроцентно уверен. Но языческий разум видел так, будто христиане представляют опасность.
– А как же можно быть лояльным по отношению к власти, которая убивает и преследует твоих друзей, родственников, за христианскую веру? Важно, что именно твоих друзей и близких эта власть убивает. Как можно при этом оставаться к ней лояльным?
– Это очень сложный вопрос. Это из разряда вопросов: «Как ты можешь радоваться в раю, когда знаешь, что твои друзья, близкие, которые не верили в Бога, окажутся в аду?» То есть как ты можешь наслаждаться полнотой Царства Небесного, если знаешь, что твои друзья в аду, мучаются, страдают? Это Адамов комплекс. Я попробую отчасти ответить на Ваш вопрос, если нет – конкретизируйте. Адамов комплекс вывел еще Августин Аврелий, его принцип в том, что когда человек согрешает против другого, то сам ненавидит и не воспринимает человека, против которого он согрешил. Например, муж изменил жене. Пока жена не в курсе – все нормально. Но мужу становится противна жена. Он начинает изменять к ней свое отношение, хотя она ничего плохого ему не сделала. Другой пример: учительница математики. На контрольной один ученик не знает урока. После контрольной он старается засунуть свою тетрадь, листок, в середину, чтобы не сразу обнаружилось его нерадение. А отличник, наоборот, кладет свою работу сверху, приветлив с учительницей. У нерадивого же ученика до следующего урока в мыслях крутится самое страшное по отношению к этой учительнице: чтобы ее сбила машина, чтобы она заболела… Отличник живет своей жизнью и радуется, зная, что получит отличную оценку и, возможно, похвалу. Учительница ничего плохого не сделала ни тому, ни другому. Но тот, кто не выучил, ее ненавидит.
А по отношению к власти как быть лояльным, когда твоих близких гонят? Отвечу так: мы – христиане, а Новый Завет говорит, что всякая власть от Бога. Апостол Павел говорит, что нет власти не от Бога, а он это не просто так говорит, сидя в кафе и попивая эспрессо с булочкой, – он знает, о чем говорит, его уничтожает власть, его везут в тюрьму, разбивается корабль, они оказываются на острове с уголовниками, змея кусает его за руку. Все говорят: да что это за грешник такой, что спасся от кораблекрушения, а его змея укусила и он сейчас умрет? А он ее скидывает и не умирает. Все не так однозначно.
Быть лояльным – это не значит угождать, лебезить и проявлять участие в деятельности этой власти. Ответом на это могут стать наши новомученики. Те люди, которые общались с ними, еще живы и могут об этом говорить. Лучше с такими вопросами обращаться к святителю Тихону, который знает, о чем идет речь. Когда он находился в заточении и не понимал, как обстоят дела в Церкви. Я к тому, что нужно разделить понятия... Власть есть, и мы с этим ничего не можем сделать. Повлиять на нее мы не можем. Существует христианство, молитва и все то, о чем мы забываем, когда становимся в плоскость человеческих отношений. Если дальше это развивать, то в чем смысл человеческой жизни? Ты умираешь, и все. Второй закон термодинамики никто не отменял, он работает. Жизнь не эволюционирует, она деградирует. Если оставить идеальное здание без ухода, то через несколько лет оно зарастет мхом и развалится.
– Мы на этой неделе вспоминаем также жен-мироносиц. Во всех – в великомученике Георгии, в новомучениках и исповедниках Церкви Русской, в женах-мироносицах – мы видим удивительную христианскую стойкость, которая позволяла им проповедовать о Христе в любых условиях. Как бы нам эту стойкость для себя объяснить, понять? Что же это было такое в них, что они не испытывали страха? Не боялись умереть, не боялись страданий и продолжали говорить о Христе.
– В последние дни я как раз стал об этом размышлять. И при общении с людьми привожу образ, который мы знаем по стихирам. Иосиф Аримафейский приходит к Пилату и говорит: дай мне Сего Странника. Но мне сейчас вспомнился Федор Михайлович Достоевский, который сказал: «…если б кто мне доказал, что Христос вне истины и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше бы хотелось оставаться со Христом, нежели с истиной». Конечно, это пример неудачный, это нельзя разделять, даже гипотетически, но это – момент любви ко Христу. Мы отличаемся от жен-мироносиц тем, что знаем: Христос воскрес. Они не знали, что Он воскрес. И Иосиф не знал. Он приходит к Пилату, имея звание, должности. Он рискует потерять все. Зачем ему нужен этот странный Человек, из-за Которого в городе произошло волнение? Наверняка там было сколько-то человек убито и т.п. Может, это не в тему, но очень интересна с миссионерской позиции песня группы «Сплин» «Чудак». Она, конечно, очень условная и топорная, но слова там интересные: «Он шел к людям, он нес им надежду, любовь, красоту. Люди взяли его и гвоздями прибили к кресту». И дальше: «Очень больно смотреть, если кто-то страдает за нас».
Иосиф просит дать ему Сего Странника, а с другой стороны – странного Человека: проповедовал, воскрешал, люди за Ним шли, потом отходили от Него. Он рассказывал, что Он есть Хлеб, говорил, чтобы ели Его Тело… Как это может быть? И Пилат удивляется, говорит: хочешь – забирай. И Его кладут в высеченный в скале гроб, очень дорогой – Иосиф был известный человек.
– Это его родовой склеп, где он сам хотел бы быть похороненным, он подготовил его для себя?
– Да. Это было в Палестине, где мало земли (из-за этого история о сеятеле приобретает и смысл, что как можно так расточать семена? Там было много разных клочков земли, не связанных друг с другом). И настолько он полюбил Христа, настолько Христос стал ему близок (он с Ним мог общаться, был впечатлен общением, понимал, что это не простой человек; и Никодим тоже приходил к Нему ночью), что отдал Ему этот гроб.
То же самое и жены-мироносицы. Мы знаем, что они купили большой объем мира, и эта покупка не осталась незамеченной в Израиле: Никодим и Иосиф собрались и купили много мира для помазания Христа. Жены-мироносицы идут со своими флакончиками мира. Там и Мария Магдалина, и Мария Клеопова. Если разобрать жизнь каждой жены-мироносицы (их не так много, которых мы знаем, – восемь и иные, как сказано), они были разного сословия. Мария Магдалина была блудницей…
– Была там жена домоправителя Ирода – Иоанна.
– Да, именно Иоанна была знатного рода. Христианство всех объединяет, они идут вместе, и это тоже очень интересно. Иосифа, Никодима и жен-мироносиц объединяет верность Христу, смелость. Они идут рано утром, когда никто из нормальных людей не ходил.
– Тем более – на следующий день после Пасхи.
– И вот мироносицы идут, и их волнует только то, кто откроет им вход в гроб. Они не знают, что Он воскреснет, они все забыли об этом. Они просто идут. Они настолько любят Христа, что только одно их беспокоит: кто откроет гроб? Приходят – там открыто. Заходят внутрь – ангел сидит и говорит, что Он воскрес и встречает их в Галилее. Не «вы к Нему идите», а Он вас встречает, Он ждет, Он идет к вам навстречу. Евангелия разнятся, но не противоречат друг другу. Их объял страх и ужас. Они никому ничего не сказали, потому что боялись. Но дальше – как об этом не сказать? Как бы ты ни боялся, но Христос воскрес! Они бегут, всем рассказывают, и потом (как в субботу вечером мы читали) Христос обличает одиннадцать Своих учеников в неверии и жестокосердии. Он приходит к ним закрытыми дверями и говорит: «Почему вы не поверили женам-мироносицам, Луке и Клеопе? Я же вам все рассказал». Он их так обличал. И это поразительно. Мы же с вами уже знаем об этом, даже когда входим в Великий пост, на время ограничивая себя в еде и в другом. Великая Суббота – уже даже не слишком скорбная, мы уже на литургии одеваемся в белые облачения, идет освящение куличей, яиц, уже какая-то суета…
– И уже пасхальные песнопения поются…
– Да, Апостол и Евангелие читаются о том, что воскрес Христос, хотя это – Великая Суббота...
Военкор на СВО Анна Долгарева пишет:
А воздух жаркий и липкий, и так его мало.
Пропустите, говорит, пропустите, я Его мама…
Но ее, конечно, не пропускают,
Ад хохочет, трясется и зубы скалит,
торжествует.
А она говорит: дайте мне хоть ручку Его неживую,
Подержать за ручку, как в детстве,
Я же мама, куда мне деться…
Вот она стоит, смерть перед ней, в глаза ей смеется,
Пасть у смерти вонючая, зрачки-колодцы,
Смерть идет по земле, истирает гранит и крошит,
А она отвечает: маленький мой, хороший,
Ты уж там, где ты есть, победи, пожалуйста, эту дрянь.
Ты вот ради этого, пожалуйста, встань,
Открывай глаза свои, неживые, незрячие.
И плачет, сильно-пресильно плачет.
Он войдет в ее дом через три дня.
Мама, скажет, мама, послушай, это и правда я,
Не плачь, родная, слушай, что тебе говорят:
Мама, я спустился в ад, и я победил ад,
Мама, я сделал все, как ты мне сказала.
Смерть, где твое жало?
– С очень глубоким смыслом. И завершается так же, как завершается Евангельская история: вестью о Воскресении Христовом, о том, что Христос воскрес.
Я просил бы Вас подвести итог нашей беседе и напутствовать наших зрителей в эти пасхальные и победные дни.
– Благодарю за приглашение, за возможность пообщаться в эти светлые дни. Конечно, не могут пройти мимо каждого христианина слова Христа о том, что наступит такая радость, которую никто от нас не отнимет. Это такое пожелание, потому что мы все уже потихоньку теряем эту радость, она уже отличается от той, что была в пасхальную ночь, мы ее расходуем. Не раздаем, приобретая, а просто расходуем. Неужели Христос говорит неправду? Никто не отнимет, а она куда-то девается… Но Христос всегда говорит правду. И эту радость от Воскресения Христова, которая есть в сердце каждого христианина, никто не отнимает, мы сами ее раздаем. Желаю всем нам, чтобы мы делились ею, приобретая эту радость в себе. И, по крайней мере, до отдания Пасхи приветствовать всех: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!» Желаю всем нам, чтобы эту радость мы сохранили как можно дольше и несли ее абсолютно всем. Христос воскресе!
– Воистину воскресе!
Ведущий Александр Черепенин, диакон
Записали Иван Игнатов и Валерия Макарова
У книжной полки. Верую! Наглядное объяснение Символа веры
У книжной полки. Не умру, но жив буду... Жизнеописание схиархимандрита Илариона (Удодова)
Этот день в истории. 24 мая
День ангела. 24 мая
Церковный календарь 24 мая. Священномученик Мокий Амфипольский
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!