Сегодня у нас в гостях священник Павел Зуев, настоятель храма во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Пушкинском поле.
– Сегодня поговорим о тех евангельских словах, которые актуальны для каждого дня человеческой жизни, но особенно когда вспоминаются события, связанные с чествованием Животворящего Креста Господня. В сентябре отмечается Воздвижение. Это месяц, когда можно поразмышлять над тем, что же есть крест и почему Евангельская история так сильно связана с ним. Христос, обращаясь к ученикам, говорит: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Что значат эти слова? Что значит отвергнуться себя? Что значит взять свой крест? Что нужно сделать с собой, чтобы оказаться достойным этого шествия за Христом? Отказаться от своего «я», от своей личности, работы и семьи?
– Очень интересный вопрос. У меня сразу в голове возник образ из «Мастера и Маргариты». Два человека беседуют о том, есть Бог или нет. Воланд удивляется, когда говорят, что Бога нет, и спрашивает: «Если Бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?» Собеседники отвечают, что управляет сам человек. И Воланд их останавливает. А он дьявол по замыслу этого романа, и странно то, что как бы сам дьявол говорит, что Бог есть, что они рассуждают не так. И как же человек может управлять своей жизнью? И он спросил, что они планируют делать сегодня вечером. Берлиоз говорит, что у него будет заседание... А Воланд отвечает, что это невозможно, потому что Аннушка уже разлила масло.
В этой связи хочется сказать, что православный человек всегда помнит о том, что Господь управляет его жизнью. Христос сказал: Я есть путь и истина и жизнь. Поэтому «отвергнуться себя» – это в том смысле, что поставить Бога во главу угла, то есть выше всего остального.
Как сказал блаженный Августин Аврелий: «Если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем». Труды, социальный статус, работа, семья, наше окружение – это все, безусловно, важно и нужно. Это способствует тому, что мы можем реализоваться в любви. То есть мы можем практиковаться в любви на тех людях, которые нас окружают. Как бы это ни звучало. Но не нужно забывать: все то, чего мы добились, что у нас есть, это не столько потому, что мы такие молодцы. Это Господь поставил нас в эти условия, чтобы мы принесли плоды достойно тому положению, в котором находимся.
Что значит взять крест и следовать за Христом? В обществе, особенно нецерковном, это зачастую воспринимается так: влачить жалкое существование, в котором нет никаких развлечений и удовольствий, только бренность бытия. Даже рисуется такая картинка: сгорбленный человек практически на коленях с большим крестом на спине идет в Царство Небесное. Это ложное представление, потому что Сам Христос является для нас примером во всем. И если такой образ применить ко Христу, то это никак не сходится. Спаситель рассказал людям, как на самом деле выстраиваются отношения между Богом и человеком. И чтобы все эти иллюзии отошли, Он Сам взял крест. Неверующие любят спрашивать: если бы Христос принял смерть на гильотине, носили бы мы на груди ее изображение? Но история не терпит сослагательного наклонения. И Христос выбрал не самое гуманное средство смерти. Распятие на кресте – самая страшная и мучительная казнь, которую придумало человечество. И Господь избирает смерть именно в таком виде.
Мы носим на груди распятого Христа не как символ того, что Его убили. Хотя до какого-то момента и Его ученики так думали. Когда Лука и Клеопа идут в Эммаус и встречают Иисуса, то говорят: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля. То есть и в духовном смысле будет для них лидером. Его ученики тоже так думали. Но если бы не было смерти, не было бы воскресения. А воскресение – это основа христианской веры, потому что Христос воскрес. Конечно, у нас есть скорби, испытания, сложности. Мы вынуждены работать в разных условиях, чтобы жить и пропитать себя и своих близких. В этом исполняются слова Бога, которые Он сказал еще в раю: в поте лица твоего будешь есть хлеб. Даже если это не физическая тяжелая работа, а где-то в офисе, все равно человеку сложно работать и добывать себе пропитание.
Господь говорит, что мы должны взять крест как оружие победы над смертью, возвысить его и идти. Как Данте взял сердце и нес. Крест освящает, укрепляет, отгоняет врагов, видимых и невидимых. Это оружие. И в стихирах накануне, и в сам день праздника мы слышим, что крест – это оружие против дьявола. «Крест Твой дал еси нам». Мы обращаемся ко Христу, а дьявол трепещет от силы креста только потому, что на нем был распят Сам Богочеловек Христос.
– Нет ли здесь какой-то параллели: если Господь берет крест и идет с ним на страдания, финал которых смерть, то, призывая нас взять свой крест, Он призывает и нас принять страдания, поношения, унижения, избиения, финалом которых будет мучительная и страшная смерть?
– Как бы нам ни хотелось этого избежать, но так и есть. Духовная жизнь во вражде с телесной. И проповедь о Христе в наши дни уже ни для кого не секрет. Все видели открытие Олимпийских игр во Франции. Зачем вообще надо было туда вплетать Тайную Вечерю и так далее? Или сербский спортсмен, который осенил себя крестным знамением и был дисквалифицирован за это? Это был финал, он стал вторым. Ему должны были дать серебряную медаль и чествовать как второго человека в этом виде спорта на этих Олимпийских играх. Но его дисквалифицировали только потому, что он осенил себя крестным знамением. Это очень странно… Мы серьезно относимся к Господу. Но мы относимся к Нему так же, как Он отнесся к нам. Он за нас умер. И поэтому все те сложности, испытания, трудности, которые человек преодолевает в жизни, – это крест.
Из Предания Церкви мы знаем, что Господь не дает креста не по силам. Зачастую мы ощущаем, что не готовы на несение своего креста. Есть такой известный образ, который изображен в притче, когда человек обращается к Богу и просит дать ему другой крест. Потом он оказывается в неком пространстве, где находятся разные кресты: большие, маленькие, с украшениями. Разные-разные. Он берет один, другой и оказывается не готов к испытаниям этих крестов. Берет другие, но и они ему не по силам, слишком тяжелые. Потом где-то в углу он видит маленький крестик и говорит, что хочет взять его. А Бог говорит, что это и был его крест, который он снял. Мы, конечно, имеем возможность влиять на свое предназначение, но у Бога все равно Свои планы на каждого человека. Поэтому мы доверяем Богу полностью. На Божественной литургии мы молимся о безболезненной, непостыдной и мирной кончине…
Но это случается не всегда. Здесь актуально вспомнить новомучеников, которые жили в XX веке. Это родственники многих из нас. Они служили в тех храмах, куда мы сейчас приходим. Прошло чуть больше 100 лет. Они тоже хотели безмятежной жизни. Но на их долю выпало такое исповедничество. Оно бывает разным. Бывает открытым, когда к твоей голове приставляют оружие и спрашивают, веришь ты в Бога или нет. И тогда нужно сделать выбор в моменте. Ты либо выбираешь земную жизнь и как-то договариваешься со своей совестью, либо выбираешь Христа и отдаешь свою жизнь, а Церковь прославляет тебя как мученика, потому что ты реально отверг все земные блага и пошел за Ним, ведь так сложились обстоятельства.
– Если я не хочу, чтобы моя жизнь была наполнена страданиями и лишениями, то получается, что в христианстве мне не место?
– Христианство – это религия радости. Тут нет противоречия. Зачастую, когда мы говорим о загробной жизни в христианстве, почему это истинная религия и так далее, что же там после смерти, то нужно задуматься как минимум, есть она или нет. И тогда строится разговор о вере. Но христианство – религия радости, и далеко не всегда уместно говорить о смерти, грусти и печали. Конечно, если человек находится в хосписе или у него тяжело заболел ребенок, то когда приходишь общаться, разговор строится иначе, в каждом случае индивидуально, здесь нет шаблона. Но когда разговариваешь с молодым человеком, начинаешь свою проповедь с того: что будет, когда он умрет? Ему сейчас неинтересно думать об этом, он жив и наполнен силами. Зачем об этом размышлять? И тогда как раз актуально рассказать о том, что христианство – это религия радости, потому что Царство Небесное есть внутри каждого человека, не нужно ждать, когда ты где-то окажешься. И остальные плюсы христианства: настоящая радость, любовь, добродетели, которые у нас есть. Тут есть место абсолютно всем: и старикам, и детям, и младенцам, людям разных национальностей, социальных уровней и так далее. Как сказал апостол: нет Иудея, ни Еллина, нет раба, ни свободного, нет мужчины и женщины; ибо все вы – одно во Христе Иисусе.
Христианство – это религия радости, религия победы Христа над смертью. Воскресения бы не было, если бы не было смерти. Поэтому человек действительно должен умереть. Есть такое выражение: если ты умрешь прежде того, как умрешь, то ты не умрешь, когда будешь умирать. Если ты физически умрешь для страстей, наслаждений, которые тебя истощают и делают похожим на животное, если умрешь для них в этой жизни, то когда будешь умирать, не умрешь. Только твое физическое тело разделится с душой, которая уже насыщена истинными ценностями и благами. Ты приближаешься ко Христу, и для тебя не будет смерти. На отпеваниях, панихидах и глобальных заупокойных богослужениях, которых в Православной Церкви несколько, особенно Великим постом по субботам, говорится, что для праведника нет смерти, есть только переход из временной жизни в вечную. То есть он даже не ощущает этого момента. Вектор направления ко Христу продолжается дальше, но уже в другом качестве, в новом теле и так далее. Поэтому действительно это радость, когда ты приближаешься ко Христу и избавляешься от всего ненужного, разных зависимостей. Они, конечно, плюс-минус у всех одинаковые, но у каждого человека есть особенности. И когда ты от них избавляешься, то становишься свободнее и имеешь возможность увидеть, что твоя душа на самом деле может расширяться. И в ней оказывается очень много всего.
– Мне это напомнило другую евангельскую фразу, когда Христос говорит, что если зерно, упав в землю, не умрет, то не принесет плода. Чтобы принести плод, оно должно умереть. Мы можем продолжить обсуждение в этом контексте. Что значит умереть и для чего это нужно? Чтобы принести плод? Речь ведь не о физической смерти, потому что странно умереть физически и при этом ожидать плода. Тогда о чем мы говорим? Чего Господь требует от каждого человека?
– В одно из прошедших воскресений мы вспоминали историю о винограднике. Богатый человек приобрел в собственность виноградник, насадил его, ухаживал. Но у него было много разных дел, и он нанимает людей, чтобы те работали в винограднике. Пересказываю в свободной форме. Он давал им за это какой-то оклад, а во время сбора урожая они должны были принести плод. Но эти люди подумали, что виноградник их. У них случилась такая иллюзия. И когда хозяин посылает туда своих слуг, чтобы забрать то, что принадлежит ему, эти работники кого-то избили, кого-то убили. Так происходило два раза. Потом пришел сын хозяина. И дошло до того, что они решили, что если убьют наследника, то виноградник будет принадлежать им. Но ведь так не будет, потому что они не имеют никакого отношения к хозяину.
Еще приведу пример. Вот сейчас осень, начнутся дожди. И когда едешь в такси продолжительное время, смотришь в окно, идет дождь, а внутри сухо и тепло… Смотришь на проходящих мимо людей: кто-то с зонтиком, кто-то ждет на остановке автобус, а ты едешь в комфорте. И в какой-то момент у тебя может сложиться впечатление, что это твоя жизнь, твой автомобиль и так будет продолжаться всегда. Но наступает время, зачастую именно тогда, когда ты полностью расслабляешься, и тебе говорят, что приехали: плати и выходи.
Так же и в жизни. Когда мы хороши в профессии или в каких-то сферах, складывается ощущение, что это наша заслуга. В самом начале я привел пример из «Мастера и Маргариты», когда человек думает, что он хозяин жизни, он решает. Но это не так. Это соработничество. У Бога есть Свой план на каждого человека, но даже время жизни зависит от самого человека. Из Ветхого Завета мы знаем: когда умирал царь Езекия, он испугался и упросил Творца дать ему еще 15 лет жизни. Человек может влиять даже на время своей жизни. Но нельзя говорить однобоко, что человек полностью управляет своей жизнью. Не можем мы этого сказать и по отношению к Творцу, потому что Он даровал нам свободу. Поэтому мы должны приносить плоды в тех областях, в которых сильны, профессиональны. Конечно, есть профессии, напрямую связанные с грехом. Но я сейчас говорю о благородных и полезных для общества профессиях. Человек должен трудиться максимально честно, открыто и сделать все, чтобы стать в этом деле лучшим. И в этом нет никакой гордыни. Но иногда бывает так, что человек, например, умеет хорошо рисовать, окончил университет или это талант от Бога, и когда приходит время проявить свое умение, допустим, кто-то просит его что-то нарисовать, он начинает отнекиваться, говорить, что не так уж хорошо рисует. Это как раз проявление гордыни или даже целой совокупности страстей. Это неправильно. С позиции человека это может казаться добродетелью, что он такой скромный, но адекватность в этом: когда ты действительно лучший в чем-то, не нужно бравировать этим, но и не нужно это скрывать. А когда спрашивают, можешь ли, отвечать: «Да».
Есть один уместный эпизод. Был такой футболист Пеле. Он один из немногих, кто не запятнал себя какими-то историями из обычной жизни, вне спорта. Он завоевал все, что можно. Был и олимпийским чемпионом, и чемпион мира. У него очень много званий. И когда у него брали интервью, то он просто называл свои регалии. Мой друг, посмотрев этот репортаж, сказал своей маме, что Пеле говорил с гордыней. Мама же ответила, что нет, он просто перечисляет факты своей жизни, кто он есть. Конечно, тут можно рассудить иначе, почему он сказал именно так, ведь мы лично с ним не знакомы. Но был вот такой диалог между двумя людьми: один отнесся к этому как к проявлению страсти, а другой сказал, что в этом нет ничего такого. Но в тех областях, в которых мы трудимся, нужно действительно быть честным и использовать все данные Богом таланты, чтобы принести как можно больший плод.
– В сентябре празднуется престольный праздник вашего храма, день памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Можно ли их привести как пример того, о чем мы говорим? Какой плод принесли эти мученицы? Мы не знаем, кем они работали. Те, кто составлял их житие, не посчитали это нужным. Видимо, в обычной жизни они как раз и не принесли никаких особенных плодов. Но зато мы знаем про их мученичество, страдания. Как это иллюстрирует наше рассуждение о необходимости принесения плода? Получается, что до этого страдания они как бы и не служили Богу?
– Каждый служит Ему от своего рождения. Каждое мгновение человеческой жизни направлено либо в сторону добра, либо в сторону зла. Есть много святых, которых мы даже не знаем. Есть те, о которых мы знаем совсем немного.
Вера, Надежда, Любовь и мать их София: на греческом языке имена звучат по-другому. Это основные христианские добродетели. Тут можно сказать, что смерть, в принципе, как бы подводит итог человеческой жизни. Хочется нам этого или нет, но это так. Люди разные. И Господь Сам решает, кто окажется в Царстве Небесном, кто к этому стремился, а кто не стремился. Это Его дело, мы тут не вмешиваемся. Но бывают моменты, когда мы ужасаемся. Мы не осуждаем человека, но ужасаемся, когда, например, он ехал в автомобиле и открыто демонстрировал то, что не хочет наслаждаться теми благами, которые дает ему Христос. Ему было все равно. И вот он гибнет в авиакатастрофе. Можно привести в пример Михаила Задорнова. Он всю жизнь был открытым противником православия и много говорил об этом, принес много недоброго плода, отвратил людей от Церкви и привел их не туда, куда нужно. Но в конце жизни ему хватило смелости и мужества, обретя Христа, сказать, что вся его жизнь в этом отношении не принесла плода. И это сильно. Но есть некоторые академики РАН, люди с гигантским умом, мудростью, которые в конце жизни понимают, что то, чем они занимались, противоречит христианству и как бы неправильно. Они лично узнали Христа, но при этом говорили, что если признают, что Христос истина, то получится, вся их жизнь была зря. И у них не хватило мужества показать это людям, для которых они являлись авторитетами. Они не признали своего заблуждения. Только когда человек уже умер, мы можем сказать что-то про него. А пока он жив и творит что-то доброе или злое, мы не можем дать однозначного ответа по его поводу. А когда его «фильм» уже завершен, мы можем сказать о нем в той степени, в какой были с ним знакомы.
Мученицы Вера, Надежда, Любовь и София – это действительно добродетели. Христос явился для них высшим благом. Всем христианам, которые лично общались с императором, тот предлагал деньги, славу, земли и так далее за отказ от Христа. София была вдовой, поэтому ее жизнь не была радужной и прекрасной. Особенно в то время мужчина был защитник, добытчик и так далее. В наше время вдовам очень непросто, в то время было еще сложнее. И она воспитывает своих дочерей христианками. По преданию, мы знаем, что девочкам Вере, Надежде и Любови было от 9 до 12 лет. Мама не стояла у них над ухом и не говорила, как нужно поступить, они сами имели такое внутреннее убеждение. И Христос был для них не каким-то образом, а реальной фигурой, Богочеловеком, Который умер за грехи всех. Они любили Его сильнее своей жизни. Именно мать их так воспитала. А прибыли от этого воспитания никакой не было. Никаких благ они не имели с этого, наоборот, их ждала мученическая, страшная смерть.
Их мама София тоже причислена к лику святых как мученица, потому что она видела, как страдают ее дочери, и умерла в ближайшие часы на их могиле от переполняющих ее душу чувств. Конечно же, они для нас являются примером добродетели. За богослужением в день их памяти будет читаться Послание апостола Иакова. Там выделены такие добродетели, к которым стремится каждый человек: софия (премудрость), вера, надежда и любовь. Если ты сможешь их принять в свою душу и сохранить, не будешь ни в чем нуждаться, даже если внешне это будет не очень благополучная жизнь.
Любовь – такое слово, которое сейчас употребляется где только возможно, многое называется любовью, хотя ею не является. У апостола Иакова про нее говорится в самую последнюю очередь. В самом начале у него говорится о софии – премудрости. Умных много, а премудрых немного. Как кто-то говорил, что стариков много, а старцев мало.
Поэтому умный человек и разумный, а тем более премудрый – не одно и то же. В Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, или Премудрости Соломона, что читается в Великий пост на богослужении, говорится, что премудрость – это страх перед Творцом. Это сверхъестественная вещь, которая возможна только тогда, когда ты понимаешь, что несовершенный, и, узнав Бога, боишься сделать что-то, что тебя от Него отдалит.
Вера – это вообще основа человеческой жизни. Бывает вера на разных уровнях. Даже когда мы идем в магазин за хлебом, мы верим, что магазин будет открыт и там будет хлеб. В принципе, все основывается на вере. Вера и знания – разные вещи. Мы сами точно не знаем, какого числа мы родились, мы верим документу или родителям, органам, которые нам выдали документ, что мы такого-то числа родились. Все основано на вере. Есть люди, которые говорят: «Я не верю». Это неправда. Ты веришь в то, что чего-то или кого-то нет, если мы говорим о Боге. Вера разрушится тогда, когда мы обретем абсолютное знание, встретимся с Богом лицом к лицу, а не будем смотреть на Него, как говорит апостол Павел, как через тусклое стекло.
Надежда – это противоположность отчаянию. Она действительно никогда не умирает, как говорится в Священном Писании. Есть такая история, когда жители одного села пришли в церковь, потому что не было долгое время дождя. Они договорились с батюшкой, выбрав какое-то время, совершить молебен, чтобы пошел дождь. И лишь один мальчик взял с собой зонтик. Тоже это о многом говорит. И когда мы ложимся в кровать вечером и заводим будильник, мы не знаем, что утром проснемся, но верим в это, и жизнь на этом как бы основана.
А любовь – это уже совокупность добродетелей, совершенство. Говоря о Кресте, особенно в дни Крестовоздвижения, мы видим, что это абсолютная любовь, которую Христос принес нам.
Отец Димитрий Смирнов приводил такой пример. Он говорил, что если ты готов за человека, объекта твоей любви, отдать два литра крови – ты его не любишь, четыре литра – ты его не любишь, а если всю кровь – тогда ты любишь человека, потому что целиком отдаешься другому. И это на примере Христа очень хорошо видно. Он Бог, но Он стал Человеком. В Гефсиманском саду Он три раза обращался к Богу Отцу: «Да минует Меня чаша сия». Но в конце прибавлял: «Не Моя воля будет, но Твоя».
– Как будете отмечать престольный праздник, раз уж мы заговорили о святых мученицах?
– Это будний день, будет богослужение, безусловно. Даст Бог, все сложится и благочинный нашего церковного округа приедет к нам на праздник, возглавит его. Придут люди. Конечно же, мы собираемся в храме для совершения Божественной литургии, это основа основ. И когда мы уже все причастимся от единой Чаши и вкусим Тело Христово, в церковном дворе будет небольшое мероприятие. Мы пригласили музыкантов, будет развлечение для детей, если погода позволит. Мы в данный момент думаем над этим и устраиваем навесы.
Если кому-то интересно, приходите к нам в храм. Есть Telegram-канал, он называется «Софийский храм города Пушкино». Если кому-то интересно услышать о том, как я рассказываю о православии, христианстве, я веду в Telegram свой канал, который называется «Бессмертные друзья». Он так назван именно потому, что Христос воскрес и мы никогда не умрем. Хотим мы этого или нет, тем не менее смерти нет, мы будем жить вечно.
– Мы сегодня вспоминали произведение Булгакова «Мастер и Маргарита», не так давно оно было в фокусе внимания. Оно периодически появляется в фокусе внимания общественности в силу содержащихся в нем неких посылов, в любом случае там имеется некая библейская история. В связи с этим возникает всегда вопрос: о чем писал Булгаков? Эти евангельские вставки, участие евангельских персонажей, в том числе Иисуса Христа – это он искажает Евангелие и издевается над ним или же там заложены какие-то смыслы? Что это было со стороны Булгакова?
– Расскажу немного о личном. Я верующий с детства, то есть в шесть лет начал алтарничать в храме и так далее. Когда я учился в школе, сильно не интересовался такими произведениями, но в школьной программе они есть. И когда я о нем услышал, у меня было такое отторжение: здесь говорится об Иешуа, но это ведь Иисус! В общем, очень сильно мне это не нравилось. Я открыто учительнице об этом и сказал. Но когда пришло время сдавать экзамен, она говорит: я не поставлю тебе оценку, так как ты не изучил это произведение. Я в краткой форме его прочитал.
Но потом я в контексте посмотрел, когда это было написано. Тогда нельзя было открыто говорить о вере. В этой связи вспоминается Виктор Цой и группа «Кино», у которых есть такие противопоставления в песне:
Если есть стадо – есть пастух,
Если есть тело – должен быть дух,
Если есть шаг – должен быть след,
Если есть тьма – должен быть свет.
Есть разные точки зрения по этому поводу, но я склоняюсь к той, что открыто Булгаков не мог сказать, что есть свет, поэтому он очень активно писал о тьме. Если есть тьма, неизбежно должен быть свет. Тьма – это абсолютное зло, которое поглощает все. Те, кто эти маячки в книге мог заметить, их заметили, а те, кто не хотел об этом думать, как я в свое время, могли и не обратить особого внимания на это произведение.
Конечно, оно очень своеобразное, оно достойно внимания. Но я отношусь к нему именно так: если есть зло, то обязательно должен быть свет. Если тебе представляют зло и тьму, то у тебя у самого должно родиться противопоставление, потому что не может быть все настолько черно и темно, должен быть свет. И ты неизбежно отходишь от этого и приближаешься к свету, к Богу, к добродетелям.
– Живя в ту эпоху и написав это произведение, что Булгаков пытался передать своим читателям?
– Передать то, что Христос – это свет. Я сейчас не готов сильно вдаваться в подробности этого произведения (давно его не перечитывал). Но, в принципе, я уже сказал, что если есть тьма, то должен быть свет.
– В завершение прошу Вас подвести итоги нашей беседы и что-то пожелать нашим телезрителям.
– Желаю в этом новом церковном году, который начинается с Рождества Пресвятой Богородицы (а заканчивается Успением Пресвятой Богородицы), нести свой крест достойно. И чтобы то дело, на которое Господь нас призывает, мы исполняли тоже с честью. Мы все знаем, как это нужно делать. Это тоже очень интересный момент. Если мы отложим гаджеты и все вещи, которые нас отвлекают от духовной жизни, то увидим яснее то, что мы можем или должны сделать, потому что христианство – не такая религия, в которой нужно делать только так и никак иначе.
Из Евангелия мы знаем, что Христос есть всё и во всех. Он не меняется, а остается таким же, как и был. С юношей Он разговаривает на языке этого юноши, с человеком, который уже отходит в вечность, Он разговаривает на его языке, с ученым – на научном языке, с обычным человеком – на обычном языке.
Важно, чтобы мы не пренебрегали теми духовными возможностями, которые предоставляются Православной Церковью, и приближались ко Христу в меру своих сил, возможностей, образования и так далее. Не надо думать, что мы какие-то особенные или, наоборот, этого не очень достойны, поэтому отложим это дело или отдадим его тем людям, которые имеют специальное образование.
Желаю, чтобы Господь давал нам силы нести тот крест, который есть у каждого. Вспоминается история, когда человек умер, и Господь показывает ему следы на песке, около моря. В какие-то моменты жизни там были следы как будто двух людей. А когда у человека произошли какие-то несчастья и беды, то были следы одного. И тогда человек начинает роптать на Бога и говорить, что в самый трудный момент Он от него отошел. А Бог говорит: «Нет, Я нес тебя на руках в эти моменты».
Поэтому не будем забывать, что Христос нас любит всегда, Он отдал за нас Свою жизнь. И в самые тяжелые моменты жизни, когда у нас на душе ощущение, что Его нет или Он от нас отошел, мы не должны в Нем сомневаться. В лучшие моменты жизни накапливайте благодать. И когда у нас не будет сил обращаться к Богу, чтобы эта сверхъестественная энергия действовала в нас и как-то способствовала нашему продвижению к Богу.
Ведущий Александр Черепенин
Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Свято-Смоленского храма села Южа Ивановской области священник Алексий Лихачев.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Всероссийский старец. Архимандрит Кирилл (Павлов). Православный календарь 2025
У книжной полки. Петр Алеут, cвятой эскимос
Божественная литургия 6 октября 2024 года
Церковный календарь 6 октября. Преподобные жены Ксанфиппа и Поликсения
Православный словарь. Нечаянная радость
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!