В студии священник Павел Когельман, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском (г. Москва).
– Наступил Рождественский пост, и вроде надо собраться, хотя это радостное время, потому что мы идем к празднику Рождества Христова. Конец года, много разных забот, но скоро мы встретим родившегося Богомладенца. Как правильно пройти этот путь, как не погрязнуть в суете, корпоративах? Очень многое отвлекает нас.
– Во-первых, хочется всех телезрителей поздравить с началом Рождественского поста. Вопрос, который Вы задаете, с одной стороны, очень простой, с другой – сложный. Действительно, в это время вся страна готовится в первую очередь к празднику Нового года. Это предвкушение новогодних праздников, окончания трудового года, у кого-то еще и каникулы, а у православных вдруг пост. Длинный, 40 дней. Но он радостный, потому что впереди светлый праздник Рождества Христова. И когда все празднуют Новый год, ты можешь быть немножко не как все, но надо найти грань, чтобы не осуждать тех, кто не постится. Это дело каждого человека: кто-то уже пришел к Церкви, кто-то еще нет. Осуждать ни в коем случае нельзя. Вместе с тем ты можешь принести свою маленькую жертву Христу. Да, иногда, если этого требует необходимость, можно пойти на это дело любви, чтобы не обидеть людей, но при этом все должно быть в меру. Всегда есть какая-то рыбная пища. Можешь поститься и не выпячивать это, не делать постное лицо.
– Да, это к тому, ходить или нет на новогодние корпоративы.
– Ходить или нет – каждый решает сам. Если это принято, то надо идти, никого не осуждая. Побыть там некоторое время, поздравить и уйти. Для людей это важно. Мы живем в стране, где есть какие-то порядки. Надо найти золотую середину между постом и обычной светской жизнью.
– Иметь рассуждение.
– Рассудительность очень нужна.
– И при этом никого не обидеть, не осудить и не дискредитировать наше православное сообщество как какое-то темное, заунывное, а, наоборот, послужить примером.
– Конечно, если люди знают, что ты христианин и ходишь в храм, постишься, то не совсем уместно будет отплясывать в первых рядах. Нужно за этим следить.
– А как подготовить к этому детей? Ведь очень много разных светских традиций: утренники, письма Деду Морозу. У всех новогодний праздник, а мы постимся. Как правильно приобщить детей к посту?
– Если постится вся семья, то все происходит органически. Если родители понимают, что это и для чего, то объяснят это и детям, выстроят приоритеты. Да, у нас есть светский праздник Новый год, смена календаря, но есть намного более высокий, духовный праздник, несоизмеримо больший по содержанию. И когда ребенок это понимает, то тоже приносит какую-то свою маленькую жертву. Родители дарят подарки на Рождество, потому что оно более важное. Знаю православные семьи, которые и елку ставят именно к Рождеству. А некоторые ставят уже сейчас и к Новому году приходят с пресыщением. Здесь тоже нужна рассудительность. И нужно объяснить детям, что праздник Рождества более важный для нас.
– Но при этом Новый год мы все равно празднуем.
– Да, в этом нет ничего плохого.
– А как отпраздновать Новый год по-православному?
– Не хочется давать каких-то советов, потому что семьи очень разные, традиций много. Сейчас во многих храмах стали проводить молебен на начало нового года вечером 31 декабря. Мы благодарим Бога за прошедший год, в котором было и хорошее, были и какие-то трудности, которые мы преодолевали с Его помощью. Мы просим благословения на следующий год. С одной стороны, это просто смена одного числа на другое, но с другой – время осмысления и надежд на лучшее.
В некоторых храмах проводят ночные литургии. В прошлом году я был на такой литургии в нашем храме. Мне очень понравилось. В окно видишь много салютов, от них громко и светло, а в храме тишина и ощущение вечности. Каждый православный христианин должен обязательно когда-нибудь сходить на ночную литургию. Это будет совершенно незабываемый опыт, который захочется повторить. А в молодости, конечно, хочется быть в компании. Всему свое время.
– Не так зазорно под куранты и шампанского выпить, да?
– Верно. Если это семья, если это тихо и с постным столом, который сейчас можно сделать достаточно разнообразным. С другой стороны, нужно помнить: если мы, христиане, будем встречать праздник в светской компании, никого не осуждая, а радуясь вместе со всеми, то других может коснуться через нас свет Христов, который мы стараемся нести. И тогда это будет некое мягкое миссионерство. Люди могут нас о чем-то спросить, узнать, почему мы постимся…
– Мне всегда неловко в таких компаниях. Когда узнают о том, что я как-то связан с Церковью, или учился в семинарии, или работаю на православном телеканале, то на какой-то промежуток времени попадаю в центр внимания. Люди задают наболевшие вопросы. Бывает, спрашивают про «Мерседес», а бывает, задают какие-то тонкие вопросы. Их приятно слышать, потому что тогда есть возможность пригласить в храм или на дальнейшую беседу. Я не могу похвастаться какой-то большой миссионерской деятельностью, но у моих друзей есть случаи, когда они приводили людей в храм. Хотя бы просто на экскурсию. Поэтому даже за праздничным столом наша миссия продолжается.
– Да, каждый христианин может в любой момент оказаться миссионером.
– Несколько лет назад как раз 31 декабря мы вернулись из зоны СВО. Поздравляли там ребят с Новым годом и Рождеством. Все это проходило под звуки артиллерии. Потом приехали в Москву, а там салюты. И я понимаю, насколько звук артиллерии страшный. К нему невозможно привыкнуть. Как праздновать Рождество и веселиться, при этом не забывая тех, кто сейчас там? Вопрос очень важный. Ребята делают большое дело.
– Да, вопрос очень глубокий. Мы про них не забываем. Об этом каждый день говорится в Церкви. Во время литургии мы молимся о победе. Я знаю, что сейчас многие фирмы, предприятия отказываются от корпоративов в знак того, что идет СВО. Сейчас не время для пышных застолий. А где-то скромно собираются, поздравляют коллектив. Есть понятие «дела любви»: сделать скромный стол, посидеть. Все-таки Рождество – это вечный праздник. Оно всегда. Сколько было в истории войн, трагических и героических моментов у разных стран, но Рождество стоит над временем и пространством. Поэтому нужно сходить в храм на службу, а потом скромно с семьей и родными прославить родившегося Христа, подарить подарки. Это будет правильно. Жизнь продолжается. Но нужно всегда помнить о тех, кто встречает этот праздник под артиллерийским огнем.
– Будем молиться и поддерживать: кто чем может.
Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «Апостолы в это время держали пост в память о погибшем апостоле Филиппе. Он назывался: Филиппов пост. Рождество начали праздновать только с VI века. Никакого Рождественского поста апостолы не держали и Рождества не праздновали. Как это объяснить?»
Так сложилась история Церкви. Кстати, праздник Рождества тоже сформировался не сразу. Сначала был праздник Богоявления.
– Когда-то эти два праздника были соединены, потом разделились на Рождество и Крещение Господне.
– По уставу можно проследить, что это две одинаковые службы. Они идентичны, что как раз относит нас к древности, когда это был единый праздник.
– Тут нет никакого противоречия. История Церкви живая, со временем что-то меняется. Для чего нужен пост? Для особой подготовки к празднику. У нас есть четыре поста. Мы особо выделяем эти праздники и постимся, чтобы иметь возможность вырваться из суеты. Если подойти к празднику между делом, то можно и не заметить, как это событие пройдет мимо нас. А так понимаешь, что впереди событие глобального, вселенского масштаба – рождение Спасителя. Что мы можем принести в дар, как когда-то волхвы? У нас нет каких-то особых даров, только наша любовь, милосердие, жертвенность. Волхвы тратили свои силы и время. Мы стараемся делать так же.
– Даже церковный устав располагает к этому. Совсем скоро будет праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, и на катавасии будут петь: «Христос рождается – славите!» То есть рождественские ирмосы. Сегодня вечернее богослужение было посвящено святителю Филарету Московскому. В стихирах тоже было написано, что в этот праздник мы просим Бога достойно подготовиться к празднику Рождества и принести Богу дары, как когда-то волхвы. Это уже сегодня, 1 декабря.
– Пост уже начался.
– Да, уже готовимся к Рождеству. Все богослужения, вся Церковь уже пропитаны Рождеством.
Вопрос от телезрительницы: «Сорвалась в пост. Может, я взяла не свою планку? Можно ли поститься не ограничением в еде, а просто не переедая?»
Не прошло и трех дней, как говорится. Что ответить людям, которые понимают пост как гастрономический?
– Хочется ответить вопросом на вопрос: а почему мы всегда выбираем что-то? Все-таки не просто так дается определение скоромной пищи. Это влияет на нашу физиологию. Если сорвались, не нужно бояться, а просто покаяться перед Богом и стараться дальше идти по этому пути. В количественном отношении, конечно, тоже не переедать. Ведь переесть можно и скоромной пищи. Лучше все-таки держаться и того, и другого правила; и по составу пищи, и по ее количеству. Но при этом помнить, что еда не ставится во главу угла. В пост есть и другие духовные аспекты, которые намного важнее. Хотя все важно.
Человек всегда старается идти по пути наименьшего сопротивления, давать себе поблажки там, где их можно было не давать. И хочу напомнить, что строгий пост только для здорового человека, которому он никак не навредит. Это поддерживает Церковь. Если чувствуете, что здоровье может ухудшиться, то лучше что-то съесть, но пройти пост в здравии. Лучше ограничить себя в чем-то другом. В чем? Сейчас мы имеем много возможностей, потому что у нас есть разные зависимости: от социальных сетей, от телефонных разговоров, от бесконечной переписки и много чего другого.
– То есть если я ограничу себя в бесцельном и беспорядочном просмотре сериалов, то это может быть пост?
– Это он и есть.
– Хотя бы что-то сделать.
– Опять-таки почему или то, или то? Если врач говорит, что тебе нужна молочная пища, но, например, не нужна мясная, тогда откажись от мясной. Если тебе нужно мясо, белок, тогда свари кусок говядины без кулинарных изысков и съешь это как лекарство. И тогда и пост будет, и здоровью не навредишь. А если человек имеет силы, но сам себе делает послабления, то это лукавство. Лучше такие вопросы решать со священником, который знает ваше состояние.
– Обязательно подходить к батюшке? Есть люди, которые знают свой диагноз.
– Обычно батюшки так и говорят в общем благословении на пост: если есть рекомендации врача, нужно следовать им.
– Но православным тревожно, и они все равно идут спрашивать.
– Батюшка в любом случае примет каждого, всем ответит.
– Насколько я помню, в Московской духовной академии в Великий пост, очень строгий, по воскресеньям давали рыбу. Было такое благословение Святейшего патриарха. Люди учатся, и им нужно получать необходимые витамины. И мы действительно ели рыбу, хотя вроде как не положено.
– А совесть?
– Благословили же; значит, все нормально. Каждый по-разному постился, кто-то строже. Помню, ребята на службе падали в голодный обморок. Разве это дело? Мучать себя так не совсем правильно все-таки. И если вернуться к нашей телезрительнице, то ведь можно что-то не есть и быть такой злой, что не будет никакого настроения. Голодный человек заражает своим плохим настроением других людей.
– Да, лучше есть еду, чем людей.
– Такой вопрос: «Как правильно объяснить ребенку, почему люди и животные умирают? И как объяснить, куда попадают животные после смерти? Моей дочери шесть лет, и она начала задавать такие вопросы. Я теряюсь, не знаю, что ответить».
– Наверное, нужно, во-первых, рассказать, в чем отличие человека от животного, что только у человека есть бессмертная душа. И это уже будет ответом на половину вопроса. Обычно такой вопрос возникает тогда, когда у ребенка кто-то из домашних животных умирает, и он это очень переживает, привязавшись к этому любимцу семьи.
Мы действительно любим эту собачку (или кошечку), но так бывает, что они умирают. А человек – это совершенно другое. Можно пойти дальше и объяснить, что такое бессмертная душа и чем отличается физическое существование в телесном мире от духовного. Можно сказать, кто такие ангелы, что есть мир физический, а есть бестелесный мир. Можно вспомнить своих родственников: у всех же есть бабушки, дедушки, которые уже умерли. Сказать: давай мы сейчас помолимся о них, ведь их души живут.
То есть ребенку очень хорошо можно объяснить это на каком-то действенном примере, который он может применить к своим близким. Это будет очень важно. Можно сказать: давай составим листочек с именами ушедших родственников, и ты будешь утром или вечером наших бабушек и дедушек вспоминать. А потом добавим прошение о живых. Или наоборот: сначала о живых, потом об усопших. И тогда уже это будет как-то понятнее ребенку. А питомца мы любили, но так бывает, что он умирает.
– «Давай другого заведем» – или нет?
– Наверное, сразу не надо. Пусть у ребенка все уляжется. Это же все-таки живое существо. Опять-таки можно объяснить, чем живое существо отличается от неживого, что та же собака тоже испытывает боль, страх, какую-то радость. Поэтому она отличается от какой-то красивой игрушки. Собачка – это твой друг. Что же – поменяем ее сразу на другую? Нет, мы в ответе за тех, кого приручили. Тут можно затронуть уже другие, достаточно глубокие вопросы.
– Очень интересно. Один мой знакомый купил своему сыну, которому шесть лет, молитвослов (я присутствовал при этом). Очень красивый молитвослов известного православного издательства. И он сказал: «Сынок, у меня есть для тебя подарок». И протянул ему эту книжку. Мальчик так посмотрел… Он ожидал, что ему машинку подарят, либо шоколадку... И эту книжку он отложил надолго; видимо, она как-то не по душе пришлась.
Собственно, отсюда вопрос: в какой момент и как правильно ребенка приучать к молитве? Даже к самой элементарной, потому что в этом молитвословии базовые молитвы: «Царю Небесный», «Отче наш», ничего сложного там нет. Я смотрел на ситуацию и понимал, что этого ребенка на молитву поставить не скоро получится, у него другие ассоциации с этим возникли. Как правильно к этому отнестись?
– Мне кажется, очень правильно ставить себя на место других. Представьте, вы маленький человек, вам действительно хочется машинку, а вам дарят молитвослов. Обрадуетесь вы или нет? Причем вы не знаете, что это такое.
Молитвослов – это недорогая вещь, можно найти простенький, детский молитвослов. Но объяснить: «Я тебе дарю этот молитвослов, но это не единственный подарок. Почему его дарю? Ты сейчас взрослеешь, и мы с тобой можем уже обращаться к Богу. Конечно, можем и своими словами обратиться, но есть специальные молитвы, которые составили для нас святые отцы. И пусть тебя не пугает объем молитвослова, мы сейчас возьмем оттуда одну-две молитвы и будем уже к Богу обращаться по этой книжке вместе». А если есть братик или сестренка, тоже вместе можно это делать.
И тогда, мне кажется, это будет нормально. А если человек этого не понимает, он действительно расстроится, для него это может быть отрицательным примером: молитва – это что-то плохое, что забрало у меня радость от кого-то подарка. Хотя молитва – это же очень хорошо.
– А как ребенку объяснить, что такое Причастие? Как это сделать? Зачем оно нужно?
– Опять-таки какого возраста ребенок?
– Первоклассник, например. У него уже много вопросов возникает, уже читать умеет. Как это объяснить? Кроме того, что после причастия дают просфорки и вкусную запивку.
– Тут не каждому взрослому, наверное, можно все объяснить. А ребенок на чувственном уровне очень много воспринимает. И в этот момент можно как-то попробовать сказать, что сейчас здесь причащаются многие. И они приходят сюда, оставляют свои дела, какие-то проблемы, чтобы здесь причаститься. Для чего они это делают? Потому что это очень важно. Рассказать, что такое Тайная Вечеря; что Христос собрал апостолов в важный момент перед Своей крестной смертью. Значит, это было нужно. А сейчас Он здесь собирает нас. Потому что хочет быть с нами.
«Ты хочешь быть с Богом? А что значит быть с Богом? Это означает в том числе причаститься. То есть теперь ты уже будешь вместе с Ним, станешь как бы Его частью, Он станет твоей частью». До конца мы это, конечно, не объясним. До конца мы и сами никогда не поймем, насколько это все важно. Но на каких-то таких примерах ребенку это можно объяснить, и этого будет достаточно. Опять-таки если родители тоже причащаются. Если мы так не делаем, то это не работает. А часто так и бывает. Мы ребеночка будем водить на причастие, чтобы он не болел, не баловался, а сами – раз в год сходим.
– Бывает такое, что ребенок не хочет причащаться. Много разных переходных возрастов. С младенцами вопрос решается просто. Начинаешь сам причащаться – он смотрит. Тогда это работает. А когда раз в год или первый раз принесли – сколько раз мы в храме наблюдали такую историю… Это самый тяжелый для меня момент, когда плат держишь, помогаешь батюшке при причастии, а ребенок начинает извиваться...
– Это для всех трудный момент. И для батюшки, конечно.
– Для батюшки тем более. Обычно батюшки говорят: отойдите пока в сторонку. Здесь никаких обид... Но все это исправляется личным примером, получается.
– Да, и хорошо, если рядом окажется человек, который не будет говорить: «Это все потому, что вы в храм не ходили, много грешили, вот ребенок и кричит». А как-то с соучастием скажет: «Постойте пока в сторонке, так бывает, не бойтесь, вы не один такой». Тогда в следующий раз будет намного все спокойнее.
– Пришел такой вопрос: «Можно ли собороваться в Рождественский пост?»
А то обычно соборование в Великий пост, а сейчас Рождественский.
– Тут опять надо смотреть, какая ситуация. Если человек тяжело болеет, конечно, можно собороваться. Но если нет особой необходимости, мы все-таки по традиции соборуемся раз в году, и этого для большинства людей достаточно.
– Вопрос пришел к нам от Наталии: «Как реагировать на мат супруга, его родственников? Они не просто ругаются или что-то где-то вставляют, они матом разговаривают, и это без преувеличения».
В общем, что делать? Конечно же, на просьбы выражаться более корректно никакой реакции нет.
– Наверное, здесь важно помнить слова, что не то оскверняет человека, что входит в него, а то, что исходит из него. Мы знаем разные истории о священниках, которые были в лагерях, когда вокруг все было в сквернословии, в грязи греха, и они старались быть чистыми со Христом, не принимая скверну в себя.
Но мне, конечно, понятна эта ситуация. Когда для самого сквернословие становится неприемлемым, человек начинает чутко реагировать, если слышит это вокруг. И очень печально, и хочется помолиться, и вы сами обязательно молитесь за своего супруга и за родственников, чтобы Господь их как-то просветил…
Когда священники ездят в командировку на СВО (а в армии мат тоже, к сожалению, присутствует), там очень хорошо получается объяснить, что молитва – это обращение к Богу, а матерные слова – это уже обращение совсем к другим силам. Есть примеры подразделений, в которых командиры не ругаются. Есть верующие командиры, они стараются сами не ругаться, своих подчиненных на это настраивают. И у них ситуация намного лучше, это подтверждают и священники, и сами командиры.
– Кто-то говорил: тот, кто матерится, быстрее погибает.
– Да, есть такое. Мы призываем или Бога на помощь, или (даже, может быть, необдуманно) темные силы, потому что используем такие слова, которые ничего хорошего не несут. А телезрительнице желаю терпения, потому что одной со всеми родственниками воевать трудно будет.
– Вопрос: «Как держать пост при ограничениях от врачей (гастрит и тому подобное)?»
Собственно, мы это уже обсудили, но можем повторить.
– Если Вас мучит этот вопрос, то возьмите на себя какое-то дополнительное правило: например, не смотреть весь пост телевизор (кроме любимых православных телеканалов), или не слушать музыку, или прочитать что-то…
– Почаще исповедоваться, причащаться.
– Например, так. И выполняйте указания врачей. Ни в коем случае Вы тут не согрешите.
– Вопрос следующий: «Слышит ли умерший человек наши молитвы? И как понять, простил ли он нас?»
Бывает такое: поссоришься с человеком, а он уходит в иной мир. И не знаешь, как у него прощения теперь попросить. Как в этой ситуации быть?
– Наверное, мы до конца и не узнаем, простил ли он нас, но мы должны постараться сделать то, что можем сделать. Если есть какие-то сомнения, представить себе, если бы он был жив, что бы мы сделали? Мы бы просили прощения, может быть, подарили ему какой-нибудь подарок, вместе с ним куда-нибудь сходили, наладили общение.
Сейчас таким подарком будет молитва за него, например, панихида, которую не просто где-то там заказали, а пришли на нее сами и тоже помолились вместе со всеми. А еще лучше, конечно, если мы придем на литургию, исповедуемся, причастимся, потом останемся на панихиду, помолимся о нем. И для его души это будет очень-очень полезно. Я думаю, это как-то откликнется, и Вы успокоитесь.
– Еще милостыню можно давать, да?
– Конечно.
– Когда раздают конфеты или пирожки с просьбой помянуть, это получается та же самая милостыня?
– Да, конечно. Это будут маленькие подарочки от вас… И зачем на нас обижаться? Там уже все понятно, где правда, где ложь, где Бог, где все остальное. Мы знаем историю о богаче и Лазаре. Богач попал в ад, но он о своих родственниках вспомнил, не хотел, чтобы и они оказались там. В том мире тот, даже если у него какая-то обида есть, не захочет, чтобы вам было хуже. Уверен, что так и есть.
– Вопрос такой. Человек с детства инвалид по слуху. Когда посещает службу, то ничего не понимает, не слышно ни пения, ни речи, вообще ничего. Возникает мысль: есть ли смысл быть на службе? Или лучше слушать ее дома в наушниках, когда смотришь богослужение по телевизору? Что посоветуем: в храм не ходить?
– Как батюшка может посоветовать не ходить в храм, когда есть слова Христа: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20)? И чувства во время общественного богослужения совершенно непередаваемые. Можно взять печатное издание последования литургии, чтобы понимать, что происходит в данный момент. Если трудно стоять, можно в какие-то моменты и присесть и молиться вместе с людьми. Но каждый раз так делать, наверное, тяжело. Можно воспользоваться трансляцией с сурдопереводом. Есть специальные храмы, где проводят службы для слабослышащих людей.
– Если вы в Москве, я знаю, что в Новокосино есть храм во имя всех святых, в земле Российской просиявших. Там есть служба с сурдопереводом. Даже есть слабослышащий диакон, который произносит ектении и тут же повторяет их жестовым языком. Есть ли такое в других городах, это надо узнавать.
– Надо узнавать. Но в любом случае в церковь надо приходить ради таинств Исповеди и Причастия.
– Задает вопрос Дарья: «Я врач, и я охладела к своей работе. Стоит ли заставлять себя работать или лучше сменить профессию?»
Вообще это к любой профессии относится. Это бич нашего времени: выгорание, охлаждение, равнодушие.
– Недавно я читал статистику, что порядка шестидесяти процентов людей меняют свою первоначальную профессию. Я сам сейчас священник, а раньше был программистом. Поэтому я в чем-то понимаю телезрительницу. Но тут еще надо понять, что профессия врача – это не про работу, а именно про служение людям. С одной стороны, это служение подразумевает полную самоотдачу, жертвенность. Но, с другой стороны, в таких профессиях бывает и выгорание, которое у Вас сейчас и произошло.
Может быть, Вам просто нужно взять отпуск, съездить куда-нибудь отдохнуть, потому что иногда это помогает перезагрузиться и понять, кем Вы можете быть дальше. Если Вы привыкли служить людям, то на другой работе можете не чувствовать какой-то полноты. Конечно, ситуации бывают разные. Бывают проблемы с начальством, коллективом. Тогда можно, не меняя сферы деятельности, просто попробовать перейти в другое место. Хотя часто говорят, если проблема в тебе, ты с ней перейдешь и туда. Но если Вы чувствуете призвание к какой-то другой профессии, можете попробовать себя в ней, не уходя отсюда, потому что это может быть уже необратимо.
Еще, конечно, можно усиленно помолиться Богу, святителю Луке Крымскому, потому что он был врач. Почитайте его житие, кто он был, и поймете, что Вам Господь на самом деле дал возможность, пусть с трудностями и скорбями, но напрямую выполнять Его заповедь: возлюбить Бога и ближнего. И, может быть, Господь как-то ответит на Ваш запрос.
– Опять нужно иметь рассуждение о себе, получается. Уметь как-то вовремя остановиться, перезагрузиться, чтобы тебя суета не забрала. Но это касается всех профессий. Просто говорят, что сейчас многие сталкиваются с тем, что выгорают.
– Даже, может, не выгорают, а что-то переосмысливают. Или видят, что первоначальный путь был выбран в слишком молодом возрасте или под воздействием родителей. Часто мы навязываем детям какие-то свои нереализованные надежды, чаяния. А потом уже человек понимает, что на самом деле он хотел быть кем-то другим. Но сейчас все намного проще, можно получить разное образование параллельно. Если у тебя есть высшее образование, ты можешь получить еще одно в какой-то другой сфере, может быть, даже удаленно.
Ведущий Сергей Платонов
Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Елена Морозова. Женский характер
Божественная литургия 24 января 2025 года
Этот день в истории. 24 января
День ангела. 24 января
Церковный календарь 24 января. Преподобный Феодосий Великий
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!