Беседы с батюшкой. Священник Николай Катан. 3 ноября 2024

3 ноября 2024 г.

(В расшифровке сохранены особенности устной речи)

В студии клирик храма в честь Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском (Москва) священник Николай Катан.

– Замечательный праздник Казанской иконы Божией Матери 4 ноября, а также День народного единства. Расскажите историю этого праздника.

– Этот праздник относит нас в стародавние времена Московской Руси, когда после взятия Казани великим князем Московским и всея Руси Иоанном IV на тех территориях стали поселяться христиане и основываться храмы. А буквально через 20 лет произошел большой пожар. Это всегда большое горе для людей, а тогда и не было таких строительных возможностей, как сейчас. Все было из дерева и, конечно, быстро горело.

Люди возвращались на свои пепелища, пытались найти хоть что-то. Одной девочке во сне явилась Богородица и сказала, что на таком-то месте она сможет найти Ее уцелевшую икону. Девочка проснулась и рассказала об этом своим родителям. Они, конечно, прислушались, но искать не стали, подумали, что дочь под впечатлением от случившейся трагедии. На следующую ночь произошло то же самое явление. Богородица явилась и в третий раз и сказала, чтобы к Ней прислушались и всё выполнили. Родители испугались, что Божья Матерь явилась не каким-то иерархам, не градоначальнику, а обычной верующей девочке, и отправились к духовенству города, рассказали обо всем. Их благословили искать икону. И на том месте, которое было указано во сне, нашли икону Богородицы, которая в будущем стала именоваться Казанской.

В это время в Казани миссионером был будущий патриарх Московский и всея Руси Гермоген. Тогда он был батюшкой Ермолаем. Он записал рассказ о том, как обреталась икона, какие чудеса совершались от нее. Многие люди, которые имели проблемы со зрением, исцелялись. Было замечено, что исцеления бывают именно в этом направлении. Об иконе прознал и сам царь, для него сделали список с нее и отправили в Москву. Он почитал образ и очень молился.

Через некоторое время после смерти царя Ивана Грозного и его наследника Федора Ивановича династия Рюриковичей пресеклась, и на московский престол был избран Борис Федорович Годунов. Он правил недолго, хотя был, безусловно, талантливым человеком. Можно по-светски назвать его правлением неудачным, потому что на это время выпало очень много бед, был большой неурожай, люди стали роптать. Бояре видели в нем недостойного царя, потому что он был из простого, а не дворянского рода, не имел благородных корней. А в то время было очень важно, кто ты был по роду, какие у твоего рода заслуги. Ведь там были и Шуйские, и Бельские, и другие более знатные люди. Бояре стали распространять слух, что это Господь наказывает их за то, что избрали такого царя. И народ это подхватил.

В это же время появляется так называемый Лжедмитрий I, который, не имея особой поддержки в Польше, с небольшим войском вторгается в пределы Руси и сразу же получает большую поддержку среди южного населения, через пределы которого проходит. Через некоторое время Лжедмитрий оказывается в Москве. Более того, в это же время умирает царь Борис. Там много историй, но не будем на них останавливаться.

Умирает царь Борис, его наследника убивают, и Лжедмитрий ставится на престол. Правит один год, и потом убивают его самого. Начинается период Смутного времени, когда появляются разные Лжедмитрии, тот же Болотников. Все воюют против всех. Лихие люди ищут, где бы поживиться, и переходят от одного главы шайки к другому.

Перейдем сразу к 1611 году. Первое народное ополчение идет к Москве. Оно собралось для того, чтобы освободить город, в тот момент уже захваченный поляками. Но ополчение претерпевает неудачу, потому что под Москвой начинают ссориться и решать, кто будет царем. Дело распадается.

В это же время Троице-Сергиева лавра удачно выдерживает осаду. Шестнадцать месяцев под ее стенами стояли большие войска поляков, казаков, всего того сброда, которое собралось, чтобы грабить, насиловать и убивать. Много чудес было явлено преподобным Сергием в этот период. Он являлся многим защитникам своей обители, наставлял их и помогал. Также он является в видении одному торговому человеку в Нижнем Новгороде, Кузьме Минину, и говорит ему, что надо объявить людям о необходимости собирать войско. Также он получает откровение, что по молитвам Пресвятой Богородицы и наших русских святых Господь переменил гнев на милость над русским народом, потому что Россия могла ведь просто исчезнуть в том бардаке и войне всех против всех.

И обычный торговый человек выходит на площадь Нижнего Новгорода и объявляет о том, что нужно собрать и организовать ополчение. Но так как он тоже был простого, не очень знатного происхождения, ему нужна была поддержка человека, кто мог бы это все возглавить. И он находит такого человека – Дмитрия Пожарского, который присоединяется к ополчению. Они проходят через поволжские города, Ярославль, спускаются к Москве и освобождают ее в 1612 году, примерно в дни рядом с нынешним праздником Казанской иконы Божией Матери, то есть 4 ноября. Сведения о том, какой именно это был день, разнятся. Тем более это было по старому стилю, с которым у нас сейчас разница в 13 дней, а тогда была меньше, потому что она с каждым веком увеличивается. И было принято решение праздновать освобождение Москвы от интервентов, начало освобождения всей Руси, 4 ноября 1612 года.

Все эти события связаны с Казанской иконой Божией Матери. И первое, и второе ополчения имели в своих рядах эту икону как чудотворную. Ее несли впереди с молитвой, и она, несомненно, явилась символом освобождения России от захватчиков. И, наверное, даже не столько от захватчиков. Смутное время и захват нашего Отечества иностранными войсками (на севере были шведы, у Москвы поляки) не произошли бы, если бы мы сами этого не допустили, если бы не рвались к власти, не начинали предавать и забывать о наставлениях своих предков и отцов, с каким трудом они это собирали.

Изучаешь историю, и просто сердце кровью обливается, сколько было потеряно монастырей, святынь, сожжено святых храмов, сколько порушено церковной утвари... Это просто удивительно, люди столько сил вложили в созидание этого, а потом приходилось поднимать все с нуля.

Почему этот праздник является еще и Днем народного единства? Потому, что в войске князя Минина и второго ополчения были не только наши русские православные люди. Смута настолько надоела всем, что и поволжские народы в лице татар, мордвы, марийцев решили объединиться под одним знаменем для того, чтобы освободить Россию, чтобы наступил мир и нормальная жизнь для людей. Всем надоело жить, когда не знаешь, с какой стороны завтра придет беда.

– У всех людей было такое смирение.

– Да, беда всех примирила и успокоила. Когда начиналось это нестроение, каждый хотел перетянуть одеяло на себя, получить как можно больше власти. Но потом, когда беда случилась, все поняли, что нужно какое-то покаяние, понимание – то, о чем писал из заключения патриарх Гермоген. Мы упустили тот момент, что патриарх, избранный на российский престол, был заточен, потому что писал русским людям о том, что нужно каяться и вставать на защиту Родины. Это не нравилось оккупантам, и его заточили в темницу, где потом уморили голодом. Он был прославлен уже в начале XX века. Его памятник есть в Александровском саду. Он стоит спиной к Кремлю, лицом на запад, с крестом, указывая, что святые также стоят на защите нашей Родины. Главное, нам об этом не забывать. Преподобный Сергий сказал во сне Кузьме Минину, что суд Божий был переменен на милость только по молитвам Богородицы и русских святых. И, конечно же, этот праздник должен напоминать нам о том, что беда может наступить всегда, если мы забудем о том, кто мы и через какие трудности прошел наш народ. Эти уроки истории нужно обязательно выучить.

– Совсем недавно наши родители тоже пережили смутное время, когда огромная страна разделилась. Сейчас мы пытаемся привести это все в порядок, что тоже очень и очень непросто. Важно и сейчас со смирением отнестись к этой ситуации и по милости Божьей как-то выбраться и победить. Многие тогда не поверили девочке Матроне, которая рассказала о чудесном явлении Богородицы в Казани. Сейчас я от многих слышу, что должно произойти какое-то чудо. Все мы надеемся на чудо, и никто не хочет ничего делать. Насколько правильно программировать себя на это: мол, что бы ни случилось, Бог поможет? Ведь может быть такое, что Бог не поможет, чуда не будет. Что нам нужно сделать для того, чтобы Бог изменил, скажем так, Свое мнение, видение того, что происходит?

– Вы правильно подчеркнули момент. Мы настолько уверены, что Господь в любом случае поможет... Нужно ли создавать какие-то условия для того, чтобы Бог имел возможность нам помочь? Ведь и от Него требовали явить какое-то знамение, что Он имеет силу все делать. Из Писания мы знаем, что Господь без нашего желания не может нас спасти. Если мы Его отринем и окончательно покажем, что Он нам не нужен, то Господь не сможет нас спасти.

В свое время я много думал о том, что такое самое большое чудо. Сегодня в Евангелии мы слышали эпизод о праведном Лазаре; Авраам говорит: Если Моисея и пророков не слушают, то даже и тому, кто воскреснет из мертвых, они все равно не поверят. Я пришел к выводу, что самое большое чудо в нашей жизни – это чудо покаяния. Можно человеку показать исцеление людей, воскрешение мертвых, мироточивые иконы, которых сейчас в изобилии, особенно там, где идет война (Донецкая икона «Семистрельная», многие воины засвидетельствовали), но самое главное чудо, которое может помочь, – покаяние. Когда человек не просто занимается самобичеванием, а по-настоящему понимает, видит в себе, что был не прав, что жил неправильно. И когда наш народ честно увидит себя, когда поймет, что нужно исправляться, тогда мы и дадим Богу возможность действовать, и Он сможет нас спасти.

Смутное время тоже начиналось с церковных проблем. Лжедмитрий сразу поставил своего патриарха. На юге был беглый епископ из Константинополя Игнатий. Он признал Лжедмитрия, почувствовал, что сможет себя возвысить, и тот взял его с собой и поставил лжепатриархом в Москве. Так и в наше время разъединяют Православную Церковь. Действуют через нее. На Украине появился свой патриарх, разделение происходит дальше.

– Чем больше, тем лучше для врагов.

– Да, мы ошибаемся, если думаем, что это какие-то незначительные вещи. Это значительные вещи. С этого как раз и начинается разделение. Именно поэтому и церковный, и государственный праздники объединяются в этот день, тем самым показывая, что день народного единства может быть только тогда, когда люди понимают, для чего существует народ, какая у него цель. Если мы чувствуем себя единым народом, то сможем себя сохранить. Все иначе, если каждый живет только для себя, чтобы сходить в магазин и удовлетворить какие-то свои потребности, насытить чрево, а что происходит за окном – не так важно. Мы каждый год стараемся напоминать людям, что война уже на пороге, идет СВО, и всем пора задуматься о том, что мы единый народ. И этот праздник сейчас, мне кажется, актуален как никогда.  

– Может ли христианин быть аполитичным? Он может, как Вы сказали, ходить в магазин, смотреть фильмы, даже творить милостыню, быть очень верующим, добрым христианином и при этом быть полностью в стороне от тех событий, которые происходят. Мне кажется, что так может быть. Но достаточно ли этого для христианина?

– Этот вопрос стоял еще на заре христианства, когда апостолы проповедовали. Они вообще шли ко всем народам. И они говорили не о политике, не о том, какому государству ты принадлежишь, а о том, что ты являешься гражданином неба. И потом этот вопрос появляется, когда в разных государствах люди массово стали воспринимать христианство. Но в то же время они не могли отказаться от того, что любят эту землю, подчиняются своему князю или царю.

И встал вопрос: как дальше жить христианину в этих условиях? Появилась мысль о том, что это не мешает быть христианином: любить свое Отечество, защищать его, если нужно, и при этом следовать заповедям Господним. Только в единственном случае ты можешь отказаться от этого, если государство идет против твоей веры, заставляет тебя отказаться от Христа. Мы видим, сколько в римской армии было верующих солдат, помним, что были 40 мучеников Севастийских, Георгий Победоносец, Дмитрий Солунский, великие военачальники, солдаты. Еще есть почитаемый мученик Евстафий Плакида, он вместе с семьей пострадал, двое его сыновей были в армии Траяна.

То есть солдаты готовы за свою родину отдать жизнь, но в то же время они не готовы своей верой поступиться. Поэтому единственный момент, когда человек может быть аполитичен, это когда он абсолютно отрекся от мира. Тогда нужно быть последовательным человеком. Если уж ты считаешь, что ты аполитичный, что это для тебя не имеет никакого значения, тогда ты должен идти до конца. Что это за аполитичное двуличие, когда ты ходишь в магазин, смотришь телевизор, пользуешься благами окружающего мира, а платить за это не хочешь?

Были случаи, когда люди брали кредиты и убегали в монастырь. Это из ряда вон… Если это шутка или какой-то юмор, это еще можно понять. Но когда ты серьезно ко всему относишься, разве к этому призывал тебя Господь?

Если мы посмотрим на жития наших великих святых подвижников, для них действительно было не так важно, кто правит, они полностью уходили от мира, молились за всех людей, за весь мир, за свою душу. Как Мария Египетская, которая подвизалась в пустыне. И когда Зосима ее встречает, она спрашивает, что вообще в мире происходит, она об этом и не знала. То есть будь аполитичным и последовательным христианином, но до конца, будь подвижником. Отключи вообще все, чтобы тебя ничто не отвлекало...

А если смотришь, что происходит в этом мире, можешь хотя бы молиться за свое Отечество, помогать страждущим и тем, кто живет рядом с тобой. Иначе это какой-то эгоизм получается. То есть я закрылся, мне хорошо, я спокоен, и больше мне ничего не надо. Мне неинтересно, кто страдает, кому плохо, чем живет мое государство.

Как показывает смутное время начала XX века, когда думаешь спрятаться и только наблюдать со стороны, тебя найдут и за тобой придут. Ты все равно пострадаешь только за то, что молчанием предавал свою веру, свое Отечество. Ты думал, что это все как-то не с тобой происходит. Когда беда приходит в страну, она придет к каждому.

Поэтому либо ты действительно подвижник, по-настоящему молишься, но все равно в таком случае будешь как-то влиять на ситуацию, как преподобный. Он вообще не хотел на что-то влиять, не хотел ни с кем какие-то государственные дела решать. Вообще ушел в пустыню.

– В лес, медведей кормил.

– И даже в этом случае ты, как светильник, будешь гореть на подсвечнике, как сказано в Писании. Ты не сможешь не влиять. Только своей молитвой уже будешь влиять на дела в нашей стране.

– А стоит ли таких людей обличать? Даже давайте не будем говорить про вопрос сегодняшнего дня. В целом, когда видишь, что человек не прав, что совершается грех или даже равнодушием своим он как бы приносит проблемы, как его правильно обличить? Какой нужно силой обладать, чтобы как-то поставить на место своего ближнего?

– Нам всегда нужно задумываться о том, какую цель мы преследуем. Если мы хотим, чтобы он исправился, то будем искать, как к замку ключ, как ему что-то сказать, как преподнести свою мысль. Выберем время, чтобы человек был способен нас услышать.

Если мы хотим просто высказаться ему в лицо, кто он такой, чтобы он узнал наше мнение, то это совсем другая ситуация. Именно поэтому в Писании сказано: если согрешит пред тобой брат твой, наедине его обличи. Если не послушает тебя, иди к нему со свидетелями, то есть возьми еще кого-то. Если и тут не послушает, поведай Церкви. То есть в церковном собрании нужно поднять вопрос, чтобы кто-то еще смог на него повлиять. Тут нужно задуматься, что ты хочешь. Если человек не прав, нужно найти время, а не просто заявиться и с порога ему в лицо сказать: «Ты грешник!»

– Или пост в социальных сетях написать.

– Сначала нужно к человеку обратиться по-дружески. Это даже элемент не столько веры, сколько светской этики или какой-то воспитанности. Если у кого-то мелочь какая-то случилась, шнурок развязался, мы подойдем и тихонечко об этом скажем. Мы так воспитаны: человек не позволит себе при всех кого-то высмеять.

Здесь то же самое. Нам нужно задуматься. Мы хотим помочь человеку, чтобы он исправился. Как это сделать? Иногда нужно выдержать паузу. Иногда нужно поймать момент, чтобы человеку сказать об этом. Может быть, он на эмоциях сейчас, нужно подождать, пока он успокоится, потом ему сказать – и больше будет пользы.

Особенно в семьях, между мужем и женой, это очень актуально, потому что высказать можно в любой момент. Но что будет из этого, если люди будут друг другу высказывать что-то постоянно? Тогда может быть беда. Потому что мы не будем слушать друг друга. В этот момент, даже если человек будет знать, что ты прав, ему гордость не позволит согласиться с тобой. А если ты отнесешься к нему с терпением, пониманием, дашь ему время, чтобы он остыл, эта буря пройдет, и потом спокойно можно будет обсудить все. Налить чайку для человека и поговорить.

– Может, самая большая любовь – это не сразу сделать замечание, возможно, где-то промолчать.

– Сквозь зубы сказать: я тоже тебя люблю, дорогая. Это начинается с семьи. Мы же детям это рассказываем.

Можно с пафосом сказать: сегодня День народного единства! А что это в повседневной жизни? Когда ты понимаешь, что мы родились в этой стране, у нас нет другой страны. Вот наша Родина, которая сохранялась нашими предками. Если погрузиться в историю, посмотреть, что происходило в начале XVII века, – это просто ужас! Сколько людей было убито, в монастыри заходили как разбойники, воровали, убивали…

Я думал, как вообще люди это перенесли, выжили, выдержали в таких климатических зонах и еще создали такое великое государство. Это просто подвиг. И мы не имеем права относиться к этому пренебрежительно. У нас другого Отечества нет. Мы должны относиться к тем, кто живет в нашей стране, как к соседям. Да, может быть, у нас разные мнения, разные религии. Сейчас даже атеисты переживают, что у нас многонациональная, многоконфессиональная страна (больше переживают, чем, наверное, сами эти конфессии). Но мы живем в этой стране, и нам нужно всем задуматься, что мы либо выживем, либо просто начнем друг друга преследовать по каким-то признакам.

Либо мы по-дружески, по-соседски будем жить, как во дворе, в котором у ребят разные имена, но они зачастую вообще не ссорятся. Может, только спорят из-за того, был гол или не был, а так живут мирно. А потом только, когда они вырастают, уже кто-то им начинает рассказывать о том, что это люди другой национальности, веры.

Я думаю, что это вообще не должно мешать нам. Господь ждет от нас, чтобы наше христианство начиналось именно с простых вещей. Не надо ждать, что Господь даст какой-то подвиг совершить. Сегодня, здесь и сейчас ты можешь совершать подвиг, поинтересоваться, кто вообще живет с тобой на лестничной площадке. Может, там бабушка, которой никто не может даже продукты купить. Вот будет День народного единства. Сходи в магазин и купи ей продукты (даже, может, за свой счет), принеси ей воды, помоги как-то.

Это и будет день народного единства, когда мы вокруг себя оглядываемся, смотрим, кто рядом живет, кому надо помочь. Может быть, ты подъехал во двор, а там женщина паркуется. Уступи ей место, пускай она припаркуется ближе, а ты отъедешь подальше от своего подъезда. Вот уже и начинается единство. Не с высоких слов, а с обычных вещей. Этого ждет от нас Господь.

– Как говорится, свою веру храни, а чужую веру уважай. Кто-то из мудрых так когда-то сказал. Это правда. Порой люди говорят о каких-то высоких материях, об идеалах этого мира, а у самих в семье разлад. Здесь тоже необходимо стремиться к некой цельности образа. Понятно, что не все будет гладко. И не будем никого осуждать, если у кого-то есть какие-то проблемы.

– Вспоминается история. Недавно у себя на участке мы копали колодец. И потом нужно было воду провести в дом. Приехали ребята, которые этим занимаются. Они казанские татары. Познакомились, они спрашивают: «Вы верующий человек?» Я говорю: «Да, я батюшка, служу». Разговорились, нашли очень много общих тем. Достойные люди. Вообще никаких противоречий не возникало.

Есть такая фраза – «жить по-человечески». Я думаю, это всем понятно. Если мы научимся жить по-человечески, то этот праздник по-настоящему будет днем единства, днем человечности. Потому что у всех народов заложено, что важно заботиться о своих детях, о своей семье, помогать друг другу. И каждому приятно, когда ему говорят доброе слово.

Классическая история об этом. Учитель с учеником шли по пустыне. Ученик шел впереди своего учителя и увидел языческого жреца, который нес бревна. Ученик говорит: «Ты языческий жрец, гореть тебе в аду». И жрец его поколотил. А сзади шел учитель, опытный монах. Он подходит ближе и говорит жрецу: «Здравствуй, добрый человек, Божией помощи тебе в трудах твоих». Жрец отложил в сторону свои дрова, которые нес, поздоровался с этим старцем и говорит: «Какой ты хороший! А кто ты?» – «Я христианин». – «Был там один христианин – у нас с ним конфликт произошел».

Это такая история, которую мы, наверное, все знаем. Можно к человеку обратиться сразу с обличительной речью, подумав: «Я-то, конечно, не такой, как он, я достойнейший человек, я христианин».

– «Слава Богу, что я не такой».

– А можно по-доброму к человеку обратиться, по-хорошему с ним поговорить, пожелать ему доброго дня. Ну, что же делать, так случилось, что мы живем в стране, где есть много разных людей с разными воззрениями. Мы, наоборот, будем примером.

Недавно в Дагестане мученически погиб отец Николай, ему даже памятник там стоит – «Памятник дружбе трех религий».  И к нему многие местные правоверные мусульмане с уважением относились. Таких историй очень много.

– И у нас тоже много друзей-мусульман появилось на СВО, потому что начали знакомиться с военнослужащими, которые там выполняют свой долг. И они абсолютно нормально общаются.

– Беда всех объединила и показала, что у всех одно и то же Богом заложенное понимание человеческих отношений, какими они должны быть. Праздник Казанской иконы Божией Матери нам об этом напоминает. Еще раз приходишь к выводу, что без Бога ни до порога. Справились бы наши предки сами, если бы потеряли веру? Я думаю, вряд ли. А благодаря нашей вере, молитве и, конечно же, благословению и молитве за нас Царицы Небесной произошло очередное избавление нашего Отечества от беды.

И у нас всех есть возможность в этот день пойти в храм (потому что это выходной день), помолиться, привезти своих детей, вспомнить своих крестников, их тоже взять в храм, объяснить, как креститься, как молиться, поговорить о вере. То есть рассказать о празднике. Это действительно хороший повод для того, чтобы сходить в храм и провести этот день вместе, в кругу семьи и близких, вспомнить об этих страницах нашей истории и о том, как это влияет на нас сегодня.

– Кстати, пришел вопрос про крестных. С нашей точки зрения, он достаточно интересный, но надо растолковать, потому что он постоянно задается. В общем, хотят крестить сначала крестную, а потом ее крестника. То есть она уже после крещения станет крестной для этого ребенка. Это возможно вообще? Как Вы думаете?

– Такие истории периодически случаются. Когда мы служили в Якутске, у меня был храм при большом медицинском центре для детей. Там медицина недоступна в маленьких поселках, она доступна в самых больших городах. Из дальнего поселка приехали люди лечить ребенка. А он не был крещеным. Они говорят: можно нам крестить ребенка? (У нас в субботу всегда проводились крещения.) Приходит семья, хорошие люди, мы с ними сначала пообщались, провели беседу.

– Это настоящие якуты?

– Да, местные люди. Ребенку было уже около пяти лет, я ему рассказал, как креститься, зачем это все необходимо. Я спросил, кто будет крестным, и почему-то решил спросить: «А вы крещеные?» А они говорят: «Нет». И крестный тоже не крещен. Я говорю: «Интересно, а как Вы хотели стать крестным?» Начал расспрашивать. В итоге в этот день мы крестили шесть человек. В общем, вся семья крестилась. По-апостольски получилось: крестился весь дом.

Поэтому такие истории случаются. Нам хочется, чтобы все было идеально, с нашей точки зрения, чтобы крестные были воцерковленные, чтобы они сами это рассказали в будущем ребенку. Но, к сожалению, жизнь такая, что приходится сначала крестить крестных, провести перед этим огласительную беседу, рассказать им все. Может, иногда еще выделить отдельный день, как я иногда делаю на приходе…

Я очень рад, что сейчас есть огласительные беседы. Раньше было очень тяжело. Люди вообще не понимали, что происходит, зачем это все нужно. То есть получается какое-то «купи-продай». Они заплатили деньги, получили какую-то услугу и разошлись. Но так не должно быть.

Поэтому, отвечая на вопрос, скажу: да, нужно сначала крестить крестную. Я бы сделал это в два разных дня. Чтобы она сама пришла, крестилась, чтобы для нее самой это было событием. А потом, допустим, через неделю, она могла бы стать крестной.

– А стоит ли брать в крестные близких родственников: например, бабушку, дедушку?

– Иногда выбора нет... Несмотря на то, что мы живем в больших городах, на самом деле круг общения очень сузился… А тут бабушка или дедушка верующие, ходят в храм, им можно доверять, и их берут крестными. Они уж точно позаботятся о ребенке, им можно доверить сводить ребенка в храм. Это большое счастье, чтобы бабушка была еще и крестной. Она и так добрая, научит вере, а тут она еще и крестная. Так что многое сходится у людей в этом событии.

– А батюшку можно брать в крестные?

– Батюшку можно брать в крестные. Но если уж откровенно говорить, мы очень плохие крестные, потому что батюшка обычно занят. Вокруг него все время очень много людей. И он не всегда имеет возможность позаботиться как следует о ребенке, чтобы его привезти в храм. Только если родители сами будут приходить в тот храм, где служит батюшка, и, конечно, он с удовольствием будет общаться с ребенком.

Самое главное, что может батюшка, – это молиться. Он на каждой литургии будет поминать этих детей, что немаловажно. Но встречаться с семьей, вместе проводить какое-то время – такого почти не бывает. Это вряд ли. Только если это родственники или какие-то близкие друзья.

Хотя я у некоторых прихожан уже несколько раз сам крестил детей. Они просто приходили чуть ли не в слезах: нет крестных.

– Разжалобили.

– Да, пришлось согласиться. Я говорю: давайте я буду крестным. Я молюсь, конечно, за этих детей. Я их вижу постоянно в храме. То есть в этом плане им повезло. Но если это люди, которые живут далеко от меня, в другом городе, это уже, конечно, становится намного сложнее.

– Не должно быть формальности. Все-таки это дело серьезное.

– Да, поэтому иногда люди выбирают одного крестного или крестную. Я говорю: лучше так, чем выбирать абы кого. Главное, чтобы они были одного пола с крещаемым.

– У меня, кстати, нет крестной. Не знаю, как это получилось, надо у мамы спросить. Но как раз соблюдено это правило: у меня есть крестный – батюшка, а крестной нет.

– Я знаю историю, когда батюшка усыновлял ребенка, и потом оказалось, что он без крестного. Он обратился к духовнику, и тот ему подсказал, что если есть человек, который готов выполнять функции крестного, то он будет считаться крестным. То есть он не присутствовал на крещении, формально не был во время таинства. Но, исполняя обязанности крестного, он становится как крестный. Поэтому я знаю, что он так решил этот вопрос. Нашелся родственник – дядя, который очень подружился с ребенком.

– Важно, чтобы с согласия священника это все обсуждалось, чтобы это не было какое-то самовольное решение. Спасибо за беседу, очень важные мысли сегодня мы обсудили. Не нужно бояться общаться со священником, многие вопросы решаются очень быстро, иногда достаточно просто с батюшкой поговорить у себя на приходе.

– Или подписаться на его Telegram-канал.

– Да, у отца Николая есть Telegram-канал. Там можно задать вопросы и найти на них ответы.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 декабря 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЛЬБА: ОБИТЕЛЬ НЕУНЫВАЮЩИХ. Беседа с игуменией Еротиидой (Гажу). 6 часть

  • 18 декабря 2024 г. «Союз онлайн»

    документальный фильм СОЛЬБА: СКАЗКА, СЛОЖЕННАЯ БОГОМ

  • 17 декабря 2024 г. «Союз онлайн»

    ВДОХНОВЕНИЕ: Сольбинские чтения. Выставка мастеров

  • 16 декабря 2024 г. «Союз онлайн»

    ВДОХНОВЕНИЕ: Сольбинские чтения. Вера Казарина

  • 16 декабря 2024 г. «У книжной полки» (Екатеринбург)

    У книжной полки. Татьяна Грудкина. Тайна русского духа. Книга об удивительных людях

Вопросы и ответы

X