В гостях – духовник Екатеринбургской духовной семинарии священник Константин Корепанов.
– Кажется, что мы живем в такое время, когда общество разучилось читать книги. Все больше внимания уделяется нахождению информации в Интернете. Как Вы считаете, так ли это?
– Наверное, так. У Умберто Эко есть книжечка, которая называется «Не надейтесь избавиться от книг». С этой точки зрения я так же к этому отношусь. Если посмотреть на среднестатистический класс гимназии, российской школы, срез среднестатистической группы в каком-нибудь обычном, не филологическом вузе, то на первый взгляд вроде складывается такое мнение. Но если я резко смахиваю всю эту информацию и захожу, например, на интернет-площадку «Лабиринт», чтобы купить книгу, то, во-первых, тону в потоке разных книг разных изданий: хороших, доступных, суперкачественных и элитных.
Например, Вы когда-нибудь слышали об издательстве «Снег»? Я тоже не слышал. Но, представляете, какие книги оно издает! Издательство находится в Пятигорске. Мне прислали несколько книг, изданных этим издательством: это потрясающая полиграфия, просто космос! Обычные книги: Чехов, Толстой… Но они хорошо подобраны, хорошо отредактированы, хорошо изданы...
Рынок книг огромный. Это маркетинг: никто не будет выпускать книги, если их никто не покупает. Это просто факт. Но я не об этом, я не маркетолог. Так вот, я захожу на «Лабиринт», хочу купить книгу. Так как я книгу не знаю, мне нужно понять, можно ли мне для моих детей купить эту книгу. И я начинаю читать отзывы, которых пятьдесят, сто. Кому-то 14 лет, кому-то – 78, но они прочитали книгу и написали отзыв. Иногда это плохой отзыв, в том смысле, что мне не нравится, как он написан: просто ради баллов или ради того, чтобы показать, мол, я здесь. Но люди читают книги. Вопрос в том, что мы видим.
Приведу пример, чтобы был понятен субъективизм некоторых наших оценок. Я подхожу к любому студенту и спрашиваю: «В твоем окружении есть хоть одна счастливая семья?» Он говорит: «Нет». Но меня всю жизнь окружают счастливые семьи. И в моем детстве так было, и сейчас это так. То есть я знаю не одну счастливую семью, а несколько.
В данном случае нужно ходить по тем тропам, по которым ходят люди, читающие книги. Можно ходить по тем тропам, по которым ходят люди, не читающие книг, и тогда складывается впечатление, что книг никто не читает, все смотрят Интернет, TikTok, видеошоты и этим заполняют все свободное время. Тогда нужно сменить дислокацию, перейти на те тропинки, по которым ходят читающие люди. И окажется, что таких много.
Это так же, как и с нашей верой. Человек, который сидит где-нибудь в научной лаборатории, говорит: «Неужели кто-то еще верит в Бога? Все занимаются наукой, все стали программистами. Кто верит в Бога?» Но приходишь в храм и понимаешь: верят. Кто-то скажет: «Так там одни бабушки!» Нет, извините, не бабушки. Сегодня ко мне на беседу пришла молодая женщина и говорит: «Нет хороших одиноких молодых людей, которые никогда не были женаты; мне их никогда не найти». Я осмотрелся по храму и сказал: «Сейчас здесь стоят трое, которые никогда не были женаты. Хорошие парни без вредных привычек. Но я Вам их не порекомендую, это не Ваш вариант, не Ваш формат. Но вообще они есть».
То есть все субъективно. Так и с книгами. Если кажется, будто их никто не читает, вы просто не там ходите, не там живете, не туда заходите. На самом деле читают, и читают много.
Мне нравится по многим причинам бывать в «Лабиринте», но не в интернет-магазине (я стал редко туда заходить по разным причинам). У нас в Екатеринбурге есть магазин «Книжный лабиринт», который является отпочковавшейся структурой интернет-магазина «Лабиринт». Я не рекомендую ни одному жителю Екатеринбурга заходить в этот магазин. Но если зашли, никогда ничего там не покупайте, потому что там абсолютно нереальные цены, завышенные в 3-4 раза даже по сравнению с интернет-магазином «Лабиринт» (хотя это недешевая интернет-площадка). Но я захожу туда, чтобы визуально увидеть книги, которые вышли. Потому что в Интернете трудно искать, а там все сразу видишь. Меня интересует, собственно, только один сегмент – детская литература. У меня шестеро детей. Я знаю хорошие классические книги для подростков. Это Фенимор Купер, Жюль Верн, Вальтер Скотт, какие-то романы для девочек. Но что-то же и новое публикуется. Издаются огромные серии книжек для девочек. Издательство «Качели» издает замечательные романы для девочек, и другие издают.
Я захожу в магазин и понимаю: «О, вот этой обложки я не видел». Смотрю: романы для девочек, для школьниц, но с особым сюжетом, где описываются девочки в экстремальных психологических ситуациях. Например, девочка плохо слышит, плохо видит, подверглась буллингу, нет мамы или папы или пережила смерть близкого человека. Вы когда-нибудь читали что-то подобное? А это серия таких романов, которые в свое время, лет 15–20 назад, получили какую-то премию. И теперь они переводятся на русский язык, издаются.
В мое время таких книг не было. В мое время не было целого пласта литературы. Например, не было американской женской литературы, типа Монтгомери, Олкотт и ее романа «Маленькие женщины». Мы ничего о них не знали. Скорее всего, люди, которые переводили книги, сами их не знали. Это американская, канадская литература начала XX века. Замечательные произведения. Девочки сейчас зачитываются. Это очень полезно, очень содержательно; сюжет на очень высоком художественном уровне, замечательный, потрясающий. Для воспитания девочек просто исключительно. Но в советское время никто не знал о такой литературе. Может, специалисты знали, но в обычных магазинах ее не продавали. В библиотеках никто это не рекомендовал, не говорили, что такая литература есть.
И все это сейчас издано. Есть что почитать. И девочки читают, если их родители предлагают им такие книги. Православные родители должны думать о том, что дать почитать своим детям. Конечно, есть традиционная приключенческая литература, которая очень хороша; она нужна, необходима. Но есть и современная литература, которая тоже хороша и тоже необходима и мальчикам, и девочкам.
Например, есть необыкновенная книга, о которой я много раз на разных площадках говорил. Автор – Эдуард Веркин, он достаточно плодовитый. Не советую покупать гуртом все подряд, потому что он пишет для разных возрастов; есть книги, которые детям читать категорически нельзя, потому что это страшно или трудно. Например, повесть о Великой Отечественной войне «Облачный полк». Написано замечательно, это совсем иной формат книги о войне. Но это нужно прочитать. Эффект переживания необыкновенный. Я подарил книгу всем своим знакомым, у кого дома есть мальчики, чтобы ее прочитали. Это необыкновенно! Это совсем иной способ разговора о событиях Великой Отечественной войны.
У Эдуарда Веркина есть еще одна книжка, она не о войне, меньше по размеру, проще по содержанию, называется «Т-34». Я сам не читал, не мой формат. Книжка для раннего подросткового возраста. Почему я про нее говорю? Ее прочитал мой старший сын, который много читает, и читает сложную литературу. Он ее прочитал и поставил на полку, никаких эмоций она у него не вызвала. У меня есть еще один ребенок, который не читает в принципе; для него чтение – это пытка, мука, что-то вообще из ряда вон выходящее. Но читать надо; он учится в школе, а там читать требуют. У них была очень хорошая учительница в начальной школе, она просила завести читательский дневник и сказала: «Ты обязан прочитать столько-то страниц». Он набирал эти самые страницы вплоть от «Колобка», чтобы сдать этот дневник. И он напал на эту книгу Эдуарда Веркина, потому что она показалась ему интересной по картинке: там нарисованы мальчишеские лица и танк «Т-34». Он ее прочитал; мы заставляли его читать вслух по главе. Прошло полгода, и он мне говорит: «Пап, а есть еще такая книга, как «Т-34»? Ребенок не читает в принципе, читал подневольно, но книга его зацепила, он помнит о ней спустя полгода. Она оставила в нем след, а это что-то значит.
Это значит, что книга до сих пор может делать очень многое. Особенно для людей словесных, которыми должны быть церковные люди. Мы – люди словесные во всех смыслах этого слова (начиная с того, что мы – люди книги, и заканчивая тем, что мы созданы по образу Бога Слова). Мы должны читать. И наших детей мы должны учить любить книгу, понимать ее. Не потому, что это, скажем, дает знания, учит мудрости, а потому, что это делает тебя человеком. Книга учит любить, страдать, понимать, чувствовать, думать. И пока стоит Церковь, пока люди верят во Христа, книга не потеряет своей актуальности; по крайней мере, для нашей среды.
– Я неоднократно слышал от людей, в том числе и от священнослужителей, что к Богу их привел роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Это было связано с тем, что в советское время было сложно узнать о Боге, и многие узнавали о Нем именно через эту книгу. Или по каким-то иным причинам она так влияет на людей?
– Не знаю. Могу представить ситуацию середины 80-х – начала 90-х годов, при которой молодые люди могли прийти в Церковь под воздействием этого романа. Действительно, в условиях абсолютного отсутствия духовной литературы и хоть каких-то сведений о Христе роман о сатане со вставками из псевдоевангелия, наверное, людей настолько потряс, что они не увидели в этом романе ничего нехристианского, увидели только христианское и пришли в церковь, потому что на тот момент это было единственное место, где можно было услышать слова и о Христе, и о сатане. Но это был короткий период, потом вакуум очень быстро заполнился всякой литературой.
Нужно понимать, что у романа «Мастер и Маргарита» есть одно очень большое отличие: это все-таки очень хороший роман. Это намного лучше, чем Мережковский, Андреев. Это все-таки с художественной точки зрения очень цепляющая вещь. Это первое отличие. Во-вторых, все-таки Булгаков очень смело говорит о том, о чем обычно не говорят. Даже в нашей среде о таких вещах все-таки стараются больше молчать, чем говорить. Сознательно эпатирующее направление этого романа цепляет людей даже сейчас. Цепляет именно смелым изображением темных сил, представлением их не только темными, но такими, какими они представлены, в соблазнительном свете. Люди до сих пор ищут ответы на вопросы, которые ставит этот роман. И это, в общем-то, хорошо.
Но на самом деле то, что люди обращаются к роману «Мастер и Маргарита», цепляются за него, вызывает у меня внутреннюю гримасу (я стараюсь ее не проявлять). На мой взгляд, «Братья Карамазовы» – более эпатирующее художественное произведение, несравненно более глубокое и гораздо более значимое и важное, но, увы, современное поколение оно не цепляет. Люди, которые формировались в атеистической стране, скажем, в 60–70-е годы, предпочитали читать Достоевского, он был для них как богослов; был тем, кто открывал мир богочеловеческих отношений. Хотя он почти не пишет об этом, он как раз пишет об инфернальных отношениях. Но у Достоевского все несравненно глубже и гораздо ближе к истине, чем в романе «Мастер и Маргарита».
Православный человек, который никогда не читал «Мастера и Маргариту», ничего не потерял. Да, через этот роман можно прийти в Церковь. Если человек пришел в Церковь, прочитав этот роман, пусть Михаилу Булгакову это будет зачтено как то, что и он может приводить людей к Богу. Но если православный человек, уже сформировавшийся, читающий «Добротолюбие», прочитает роман «Братья Карамазовы», ничего плохого в этом не будет. Очень рекомендую.
– Если сущностно, то о чем роман «Мастер и Маргарита»? Его изучают в школе, в 11-м классе, и я его прочитал, будучи школьником, но, честно говоря, практически ничего не понял. В школе учительница говорила: «Ребята, давайте найдем положительных героев в этом романе. Например, Маргарита: она пытается отомстить за любимого, она – положительный герой». Но мне уже тогда казалось, что там этих героев совсем нет.
– Я помню, как Вы подошли на 5-м курсе и сказали, что хотели бы побеседовать о романе «Мастер и Маргарита». Но тогда как-то все очень быстро закончилось, хотя это посадило меня за чтение романа уже в четвертый раз. Собственно, я до сих пор готов провести эту беседу и все жду, когда четвертый курс созреет, чтобы поговорить с ними на эту тему. Кстати, в этом году я проводил беседу по роману «Мастер и Маргарита» в выпускном классе гимназии, в которой работаю. Но это была неплодотворная беседа, потому что только один человек прочитал роман, все остальные не читали, просто присутствовали на уроках.
Устраивать богословский литературный обзор этого произведения сейчас я не буду, у нас не тот формат. Положительных героев там нет, но разве это что-то значит? У Достоевского почти нигде нет положительных героев, но от этого его произведения не становятся хуже. Это ничего не значит. На самом деле в романе «Мастер и Маргарита» есть удивительные вещи. Как любил говорить один человек, мы все торопимся читать, а читать надо медленно, внимательно. Вот вы прочитали «Мастера и Маргариту». Что-нибудь поняли? Нет. Перечитайте через три месяца, через полгода, через год, но уже не спеша. Куда торопиться? Вы знаете, чем все закончится. Попробуйте понять, что хотел сказать автор. Читайте внимательно. Забудьте фильм, который смотрели, просто прочитайте, что хотел сказать автор...
Отец Сергий Алексеев всегда любит повторять, что вообще-то Михаил Булгаков – сын профессора Киевской духовной академии. И в вещах если не богословских, то околоцерковных он понимает гораздо больше, чем мы. И что-то он хотел сказать. Что он хотел сказать? Не поняли – прочитайте его биографию. Это же очень интересная биография. Да, морфинист, но дело не в этом. До того, как все закрутилось в Москве, у него была удивительная женщина, просто сокровище. Любой мужчина в мире счел бы свою жизнь свершившейся, находясь рядом с таким человеком. Она вынянчила его, выходила, спасла от смерти, от морфия. Она вытащила его из ада, буквально спасла от смерти, поставила на ноги, сделала из него человека. Она действительно была женщиной с большой буквы. Что потом произошло? Почему он искал еще женщину? Почему он уехал в Москву? Почему он бросил ее?.. И в этом вопросе заключаются их отношения, понимание, осознание себя перед лицом женщины, здесь очень много ключей к роману «Мастер и Маргарита». Но надо прочитать, понять, увидеть все это, и тогда мы начнем проникаться подлинной глубиной не того, что нам говорят о романе, а того, что сам автор хотел сказать этим романом.
– Есть книги, а есть экранизации книг. У того же романа «Мастер и Маргарита» достаточно много экранизаций. Если Вы с ними знакомы, как считаете, были ли они удачными?
– Я всегда очень осторожно отношусь к экранизациям во всех смыслах этого слова. Мне нравится экранизация Бортко. Я вообще принципиально ее не смотрел и не хотел смотреть. Когда она была сделана, я сказал: «Нет, я не буду это смотреть, потому что это все равно неправильно. Фильм ничего не передает, потому что то, что там происходит, невозможно передать теми кинематографическими средствами, которые тогда были».
Спустя много лет я случайно попал на диалог Олега Басилашвили с Галкиным и Адабашьяном, когда они разговаривают на Патриарших прудах. Мне так это понравилось! Диалог-то я знаю, но как они его изобразили… Я думаю: посмотрю еще. Посмотрел – и уже смотрел это не как экранизацию. Нет, для меня это не экранизация. Для меня это закатное солнце – последний фильм, в котором снялись самые любимые артисты моего детства, из которых почти никого уже нет в живых.
И вот это для меня стало шедевром, потому что там люди, которых я уже очень давно не видел на экране (я не смотрю кино). И вдруг увидел, что они еще живы: Золотухин, Басилашвили… Вот что такое старая школа кино. И для меня это было замечательно. Я смотрел и думал: когда дети чуть подрастут, я расскажу им о романе, кое-что прочитаю, а потом мы посмотрим эту экранизацию.
У нас в семье очень интересное отношение к экранизациям. Мы любим читать книги. Практически каждый ребенок читает книгу сам по себе. Помимо того, что он читает книгу сам по себе, у нас есть время, когда я читаю им книгу. То есть я всегда в течение года читаю им книги. Это никак не отменяет того, что они читают сами. Кроме того, когда мы едем в какое-нибудь дальнее путешествие, мы заранее подбираем аудиокниги, скачиваем и слушаем их все вместе. Обычно это очень знаковые вещи, которые нужно услышать всем. При этом у нас есть коллекция аудиокниг дома, и желающие могут послушать дома какие-то книги: повести, рассказы небольшого формата для художественного и эстетического воспитания.
Некоторые из этих книг больше всего зацепили нашу семью. Это роман Шарлотты Бронте «Джейн Эйр». Я его много раз читал, но послушать и услышать его глазами детей для меня было в новинку. Вообще считаю, что это очень глубокий роман, и каждому верующему православному человеку прочитать его надо. Это один из лучших сюжетов мировой литературы, помогающий преодолеть фарисейство. Помогающий понять, почему фарисейство плохо, и отвергнуть его ради жизни. Потрясающий сюжет!
Несколько лет назад мы решили с детьми посмотреть экранизации «Джейн Эйр». Мы нашли их около десятка. Что будем смотреть? Взяли, выбрали, посмотрели. Роман большой. Нужен достаточно серьезный сериал, но тогда он сразу теряет художественность. В полнометражном фильме режиссер обязательно что-то выбросит, он не может снять все. И мы с детьми обсуждали этот очень важный вопрос.
Экранизация всегда будет другой. Не только потому, что режиссер – это не автор произведения. Он прочитал эту книгу и представляет то, что хочет и может представить. Он представляет свое видение, то, что для него важно. А для автора на самом деле было важно совсем другое. Для меня как для читателя может быть важно что-то третье. Фактически режиссер делает для меня некоторую выкладку, расставляет акценты.
Поэтому мы взяли три экранизации «Джейн Эйр» и вместе их смотрели. Одну я сам посмотрел и сказал, что мы ее смотреть не будем, она мне не нравится. А из более-менее современных выбрали три, посмотрели их и остановились на двух. Если посмотреть их, то в совокупности это будет замечательное представление о мире Джейн Эйр.
Понимаете, как с экранизацией все непросто... Взять, например, одно из самых экранизируемых произведений английской литературы – «Гордость и предубеждение». Кому что нравится, кто как смотрит. Мы сначала посмотрели экранизацию с Кирой Найтли. Замечательно. Дочка, которая прочитала книгу, говорит: «Нет, это совсем не то. Но смотреть здорово». Вот так, понимаете? Поэтому я бы так сказал: если родители хотят познакомить своего ребенка с тем или иным художественным произведением, экранизация – не всегда правильный путь.
Вообще мы должны понимать, что наша задача как родителей – не информировать их о содержании основных сюжетных линий той или иной книги, а помочь в том, чтобы они пережили ее вместе с героями. Для того, чтобы человек пережил это, понял, проникся, научился чувствовать и думать, сопереживать и делать выводы. Чтобы у него было свое мнение. Вот что важно. Мы используем книгу или фильм для того, чтобы художественно развивать наших детей.
Вопрос: зачем художественная литература ребенку-христианину? Если бы жизнь была нормальной, то незачем. Человек должен просто жить, чувствовать, вместе с отцом ходить на охоту, в военные походы, вместе с мамой слушать рассказы бабушек, прабабушек, прапрабабушек, вместе с ними готовить свадебный наряд, с малых лет ходить на разные женские посиделки, устраивать свадьбы, вместе шить, вышивать сначала для старшей сестры, потом для средней, потом для племянницы, еще для кого-то. В конце концов для тебя тоже кто-то это сделает. Так ты входишь во весь этот спектр отношений, и тебе не нужны книги.
Но у нас ничего этого нет. У нас нет воспитания чувств, традиций. Даже в церкви этого нет. Мы приводим ребенка в церковь незадолго до причастия, чтобы он причастился, и сразу уводим, потому что он будет мешать или ему будет там тяжело. Отвели его в воскресную школу, там ему рассказали, что такое Святая Троица или Символ веры. Но где он получит эстетику, где почувствует пение или чтение, икону? Да, мы можем рассказать об этом. Мы можем прочитать лекцию о православной иконографии или о православных песнопениях, но он же должен все почувствовать.
Давайте его отведем послушать «Покаяния отверзи ми» Веделя. Да, послушает. Но для него это еще вне зоны его ближайшего развития. Он к этому подойдет к своим 45 годам. Но пока ему нужно другое. А где в современной реальности вы найдете православные христианские песенки или, скажем, какой-нибудь кант в легкой форме? За столом люди не поют. Да, где-то кто-то это показал на рождественском вечере в воскресной школе, но этого мало. Нужно высококачественное исполнение и включенность в него. Но этих форматов нет. Раньше это было, а сейчас нет.
Апостол Павел навсегда закрепил: сначала душевное, потом духовное. И никак перепрыгнуть нельзя. Подождите, Сергий Радонежский перепрыгнул же. Он же не читал романов, а сразу стал молиться. Но Сергий Радонежский был освящен в утробе матери. Он уже родился духовным. Это исключение из правила, как и в случае с Прохором Мошниным, например, будущим Серафимом Саровским. Это не общее правило для всех детей. Это исключительные люди, у которых исключительная жизнь и исключительное служение, на которое они поставлены Богом.
А как быть всем остальным? Им остается душевное. И мы должны развивать душу человека так же, как развиваем тело. Давайте не будем заниматься трудом или физическими упражнениями, потому что они не имеют отношения к спасению. Скажем, гимнастика или хоккей не имеют отношения к спасению. Апостол Павел говорит, что телесные упражнения мало полезны, но все-таки полезны. Потому что это тело потом будет служить мне всю жизнь, чтобы я мог по ночам сидеть и на «Союзе» что-то говорить, а утром пойти служить литургию. Если мое тело не сможет этого сделать, то что я вообще смогу сделать, понимаете?
Мы развиваем тело физически и должны развивать душу. А у нас в повседневной жизни нет того, что развивает душу. За это и отвечает художественная культура: кино, книги, живопись, музыка. И мудрые родители должны дозированно, с пониманием того, что и для чего они делают, развивать души своих детей. Потому что они не могут заменить собой Христа. Христос в свое время, когда Ему будет угодно, явится им и откроется. Но если мы развили душу ребенка, это принесет гораздо больше плодов, чем если бы он был неразвитым душой. А главное, что для меня важно: у человека, воспитанного на книгах, кино или музыке, всегда больше ресурсов преодолеть уныние, которое обязательно его настигнет, чем у человека, всего этого лишенного.
А по поводу кино расскажу следующее. Посмотрели с матушкой один фильм буквально полмесяца назад. Она сделала мне подарок на день рождения. Фильм довольно старый, наверное, снят лет 15 назад. Я не буду говорить, в чем там сюжет, но в целом ситуация такова. Одна из сюжетных линий проста. Неудачливая женщина никак не может выйти замуж, потому что она безответно любит мужчину, который совсем ее не ценит. Обычная история.
Он пользуется ею, иногда встречается с ней. Но на самом деле он просто понимает, что она безотказная дурочка, влюбленная в него, и с ней можно делать что угодно. И все говорят, что его давно нужно бросить. Она отвечает: «Как? Он же может прийти и сказать: я тебя люблю, я по тебе скучал». И она растает, как мороженое. Ей все это нравится.
И так получилось, что она уезжает на другой континент и там встречается с одним американским сценаристом. Попадает в Лос-Анджелес, в Беверли-Хиллз. И там случайно знакомится с одним старичком, которого захотела подвезти. А он умный человек. Он сразу понял, чем она больна, какая у нее больная душа. И он говорит: «Послушай, я известный сценарист. А ты видела этот фильм?» И он начинает ей рассказывать, что есть такие фильмы. Не тот Голливуд, который мы знаем после 80-х, а Голливуд до 80-х годов. Называет реальные фильмы, причем не те, которые он сам снимал, просто чтобы она посмотрела. Это черно-белое кино или цветное, но снятое до того времени, как стали создавать блокбастеры по известной схеме. Нам не показывают эти фильмы. Может, они известны в американском переводе.
Она начинает смотреть старые американские фильмы – и на глазах преображается. Он умно советует ей смотреть кино, где женщины делают осознанный, разумный вывод и не позволяют относиться к себе как к вещи. Просто показывают это в художественном фильме.
Неделю она смотрит фильмы по вечерам. Через неделю к ней является этот ее мужчина, который помолвлен, обручен, у которого свадьба через три дня. Но ему захотелось показать, что она по-прежнему в его власти. Приезжает, говорит: «Я тебя люблю, вот тебе цветы». Она поначалу растаяла, но потом говорит: «Так ты ушел от своей невесты?» – «Нет, одно другому не мешает». И она резко говорит: «Нет, уходи, ты мне такой не нужен. Я не позволю так к себе относиться».
В этих эпизодах они показали, какое значение имеет кино, если оно хорошее, вовремя показано и иногда очень ненавязчиво сопровождается некоторыми комментариями. Оно может помочь человеку выйти из глубокой депрессии, сделать правильный выбор, набраться сил, чтобы сделать то, что должен сделать человек.
У Крапивина есть произведение, в котором обычный советский мальчишка ходит по обычной советской подворотне, где его постоянно подкарауливают компанией мальчишки чуть постарше. Он пытается этого избежать, у него это периодически получается. Он точно рассчитал, в какое время там проходить нельзя, и старается избегать этого места. Но там случаются разные события. И в конце концов, воодушевленный этими событиями, он сбивается с регламента, оказывается в ненужном месте в ненужное время. Он испугался, струсил. И вдруг он вспоминает, где он сейчас был и что делал. А он слушал пятую симфонию Чайковского. И эти аккорды зазвучали в его душе. И он понимает: если слушал эту музыку, я не могу сейчас струсить. Это невозможно. И эта музыка выпрямляет его. Он не стал сильнее, не посещал секцию, не занимался боксом. Музыка его выпрямила, и он дал отпор. Те настолько этого не ожидали, что убежали.
И это правда – вот что может сделать музыка. Она выпрямляет человека. По поводу воспитания ребенка: надо, чтобы у ребенка была такая музыка, которая дает ему силы. Чтобы в нужный момент, когда он ослабнет духом или телом, он послушал эту музыку и выпрямился и сделал то, что должен сделать. И музыка ему в этом поможет. Или герой фильма, или книга. Мы готовим детей к тому, чтобы они смогли оставаться людьми в любом месте, где бы ни оказались.
– Фильм о девушке, который Вы описали, называется «Отпуск по обмену»?
– Да.
– Замечательный фильм. Спасибо за этот разговор, обязательно будем ждать Вас снова.
Ведущий Сергей Новиков
Записали Нина Кирсанова и Елена Кузоро
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Алексей Солоницын. Чудотворец наших времен
Всенощное бдение 6 декабря 2024 года
Региональный этап Рождественских образовательных чтений 6 декабря 2024 года
Божественная литургия 6 декабря 2024 года
Этот день в истории. 6 декабря
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!