Беседы с батюшкой. Священник Константин Кокора 7 мая 2023

7 мая 2023 г.

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик Крестовоздвиженского храма в Митине священник Константин Кокора.

– Когда мы учились в семинарии, поздравляли друг друга с праздником – днем расслабленного. Шутки шутками, но почему в пасхальные дни мы вспоминаем это событие? Что за Овчая купель? Где она сейчас? Почему чудеса прекратились?

– У нас было другое – что это профессиональный мужской праздник. Сначала Неделя жен-мироносиц, а потом Неделя о расслабленном.

Все довольно грустно. Расслабленный – это паралитик, который лежал тридцать восемь лет около купели Вифезда близ Иерусалима. Она называется Овчая, потому что через нее прогоняли скот, чаще всего овец. Этот человек лежал в числе прочих людей с поломанными судьбами, которые болели, изнемогали.

Почему они были у этой купели? Потому, что раз в год воды в ней возмущались, и сказано: кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал. Есть стих в эпизоде с исцелением, который отсутствует в самых древних рукописях, о том, что Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду. Таким образом она становилась целебной.

Важно, что Спаситель обращается именно к этому человеку. Он задает ему вопрос, на который, казалось бы, ответить очень просто: хочешь ли быть здоров? Ответ напрашивается сам собой. Кто бы сказал, что не хочет? В Евангелии нет ни одного лишнего слова, и Господь задает вопрос не просто так. К сожалению, есть категория людей, которые пользуются своим унизительным положением, когда не могут работать, обеспечить сами себя в силу тех или иных обстоятельств. И они находят в этом некую прекрасность, говорят: «Мне и так хорошо, я работать не хочу и не буду. Мне нравится, когда меня кормят и обо мне заботятся». Поэтому Христос и спрашивает, собирается ли он менять свою жизнь, если станет здоров; сможет ли найти в себе силы жить своим трудом, искать себе пропитание, быть здоровым не только физически, но и душевно.

Человек отвечает, что хочет. И, наверное, он ждал, что Христос поможет ему подойти к воде. Он говорил о том, что нет человека, который бы ему помог. Но Иисус вместо того, чтобы окунуть его в купель или попросить апостолов сделать это, говорит: встань, возьми постель твою и ходи. Это двойное чудо. Если долго лежать, у нас затекает какая-то конечность, и мы не можем сразу начать двигаться. А человек, который лежал в параличе тридцать восемь лет, вдруг встал, взял циновку и пошел. Это уникально.

Дальше враги Христа, ревнители религиозных практик и традиций – фарисеи, спрашивают расслабленного, Кто его исцелил. Он отвечает, что не знает. И они говорят ему: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. То есть их волнует не то, что человек здоров, а то, что Иисус исцелил в субботу.

– «Подумаешь, чудо».

– Чудо-то ладно, главное то, что Он субботу нарушил. В очередной раз мы видим в Евангелии этот конфликт формы и содержания первостепенных и второстепенных вещей. В итоге фарисеи допрашивают этого человека.

Он встречает Иисуса второй раз, и Христос говорит ему еще одну знаковую фразу: не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. То есть какие-то его действия привели к тому, что он стал паралитиком. Видимо, он вел такой образ жизни, что оказался в этом тяжелом положении. И человек возвращается, говорит фарисеям о том, Кто сделал это чудо. Может, он таким образом сдал Христа или же, наоборот, хотел Его проповедовать. Святые отцы по-разному оценивают это действие. В любом случае конфликт разгорается с новой силой, возрастает их желание разделаться со Христом за то, что Он ставит себя равным Богу, приказывает человеку ходить, прощает грехи, повелевает природе изменяться. Все это будоражит их ум, и они с новой силой наступают на Него.

Эпизод очень сильный, продолжительный, ему посвящена целая неделя. Эта купель была найдена археологами, сейчас ее можно посмотреть. Она большая, вместительная, с цистернами. Люди находились там в ожидании чуда. И оно достигло этого человека, который, как мы надеемся, спасся, исцелился и даже поменял свой образ жизни.

– В те времена часто были какие-то чудесные явления. Люди входили в воду в нужное время, ангел сходил, вопросы решались. И сейчас многие не отказались бы от таких чудес. Почему они тогда совершались? Почему Христос их совершал? Неужели Ему нужно было благодаря им привлечь к Себе как можно больше людей? Или здесь есть что-то особое?

– Мы мыслим как люди. Если бы в нашей жизни были какие-то чудеса, то мы их сразу бы растиражировали, привлекли к себе внимание.

– Были бы новости, социальные сети, подписчики.

– Господь же делает наоборот. Помните, Он часто советует не распространяться о чудесах.  А на какие-то большие чудеса, как Преображение, Он берет только трех апостолов. То есть даже не все апостолы удостаиваются чести видеть их.

Интересно, что в Евангелиях нет греческого слова «чудо». Там есть два слова, которые заменяют его: первое значит «могущество» или «сила», второе – «знамение» или «знак». То есть получается, что Христос не творит чудо в прямом смысле, это всегда либо явление Божьего могущества, либо знак. Евангелие от Иоанна недаром называют «Книгой знамений»: там используется только слово «знамение», то есть знак того, что Христос есть Царь.

В древности люди не сомневались в существовании чудес и в том, что кто-то мог творить их. Но знамения Иисуса ставят другие вопросы: Кто есть Христос, если Он творит такие чудеса? Что означают эти чудеса? На что они указывают? Конечно, для верующих людей они значат, что Христос есть Царь, это знамение пришествия Царства Божьего в силе. Само Евангелие напрямую говорит только о Царствии Божием.

Чудеса обязывали людей. Христос перед сотворением чуда часто спрашивает, верит ли человек, сможет ли вместить это в себя. Почему? Кому-то Он говорит, что тот исцелился, кому-то, что спасся. Чудо – это вторая сторона служения Христа. Первая – Его проповедь о покаянии, а вторая – чудеса, наглядная проповедь Евангелия. Когда Господь творит какое-то чудо, Он надеется на то, что человек исцелится не только физически, но что прозреет его душа и он станет христианином, Его последователем.

Из Евангелия мы знаем, что такие люди были. Они оставляли то место, где получали милостыню, уходили из семьи и следовали за Христом именно потому, что понимали, что Он есть источник жизни.

В наше время, конечно, чудес меньше. Но мы можем ошибаться, ведь о чудесах не сильно распространяются. Думаю, в жизни каждого человека есть вещи, которые он вкладывает в копилку своего сердца, понимая, что так его посетил Господь. Какие-то исцеления или маленькие чудеса. Может, человек опаздывал, но успел. Или не успел, но это спасло его жизнь. Может, человек не склонен об этом говорить, поэтому мы и не узнаем. Но это могло привести его к вере. И есть еще вторая сторона этой проблемы: даже в Евангелии не все люди, которые видели чудеса, приходили к вере. Они могли только удивиться.

– Как прокаженные – один только вернулся.

– Да. Кто-то мог поблагодарить, что исцелен, и жить дальше примерно так же. Или, наоборот, чудеса могли приводить людей в неистовство и грех, как это было с врагами Христа. Человек исцелился, а их это напрягло.

– Да, а нам кажется, что произошло что-то невероятное, что вот она – истина.

– В Евангелии от Иоанна Господь говорит, что сами чудеса не так необходимы для человека, они не могут заставить его поверить. Иоанн передает это так: пришел к своим, и свои Его не приняли. В другом месте Он говорит: люди более возлюбили тьму, то есть сами чудеса как свидетельства света им были не нужны. Это, конечно, звучит парадоксально, но кому-то эти чудеса не были угодны.

Чудо всегда заставляет человека поменяться. Господь призывает учеников и дает им силы изгонять все вражеские ополчения. Апостол Марк пишет, что они проповедовали покаяние и творили чудеса. Они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями.

В первую очередь, апостолы проповедовали покаяние. Господь говорит: ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное. А чудеса – это как бы сопроводительные знаки. И конечно, если в жизни человека мало чудес, это не значит, что он неверующий, что Господь его не любит. Это, наоборот, значит, что вера его настолько большая, что чудеса ему в принципе не нужны. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что чем меньше в жизни людей чудес, тем более зрелая их вера.

Читая Евангелие, мы часто представляем себя именно людьми, которые принимают чудо. Мы говорим: а где же чудо в нашей жизни? Но даже в сегодняшнем повествовании сказано, что не было человека, который спустил бы этого больного к купальне. Тридцать восемь лет не было. А где же я? Я не сказал, что сейчас побегу быстрее всех. Но где моя любовь, когда я говорю, что прибегу на следующий год, а тут пусть кто-то другой?

Так Господь указывает на необходимость милосердия к больным и прокаженным людям. Проказа была не только физическим недугом, но и моральным, нравственным. Это были изгои общества. Недаром в Средние века появились и стали популярны лазареты, лепрозории, в которых исцеляли людей. Церковь напрямую в этом участвовала, потому что больным нужна была не только физическая поддержка, но и моральная.

А Христос прикасается к прокаженным. Это был скандал. Он дает коснуться своей одежды и кровоточивой женщине. Господь убирает средостения между людьми, разрушает эти ритуальные перегородки, мешающие тому, чтобы человек относился к другому как к образу и подобию Господа. Он помогает расширить любовь, распространить милосердие как можно шире.

В Священном Писании не так много чудес. В Евангелиях их порядка тридцати пяти. За три с половиной года служения. Девятнадцать в Евангелии от Матфея, восемнадцать в Евангелии от Марка, двадцать в Евангелии от Луки и семь в Евангелии от Иоанна.

Апостолы не стремились передать благовестие Христа только чудесами. Их заботили не столько сами чудеса, сколько то, на что они указывают. Все чудеса укладываются в одну схему: у человека есть какая-то надобность – болезнь, беснование, какое-то страдание, вопрос, требование исцеления (иногда безмолвное), потом следует ответ Христа в виде незамедлительной помощи, происходит исцеление, и тут же толпа как-то реагирует: или она уверовала, или восхищена, или улюлюкает и так далее.

В каждом чуде есть некая сноска – то, на что оно указывает. Например, Спаситель спрашивает: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? Он не просто так это сказал: Он указывает на то, что люди живут только этим чудом. А жить чудом неправильно. Мы не можем только требовать от Бога чудес. Когда-то они прекратятся, и мы останемся ни с чем, потому что мы не нашли Бога в этих чудесах, не обрели веру, не стали довольными и благодарными за них.

Очень важно еще и то, что через это чудо Господь показывает Самого Себя. Он приглашает человека найти источник. Не довольствоваться только этим чудом, а пойти дальше.

– Вопрос от телезрительницы Фатины из Подмосковья: «Младенцу семь месяцев. Как по минимуму подготовиться к крещению?»

– Мне нравится замечание «по минимуму». Хотя бы чуть-чуть. Больше всего нужно обратить внимание на воцерковление взрослых. Младенцы в физическом отношении полностью зависят от взрослых: чем будут их кормить, как будут за ними ухаживать и так далее. Так и в духовной жизни очень важно не только крестить ребенка, но и обеспечить его духовной пищей: причастием, молитвами, воцерковлением и так далее.

В каждом храме проводятся специальные катехизические беседы. Можно прийти и поучаствовать в них. Но они имеют только теоретический характер. Они призваны мотивировать человека поменять что-то в своей жизни, стать ближе к Богу, воцерковиться самому.

К большому сожалению, многочисленные крещения, которые проходят в нашей стране, нечасто приводят к воцерковлению взрослых. Чем они осознаннее будут исповедовать Христа, чем больше будут руководствоваться в жизни Его заповедями, чем чаще будут причащаться и находиться в храме, тем младенцу будет благоприятнее и удобнее воцерковляться через них. В первую очередь через родителей, во вторую – через крестных.

Крещение – это всегда чудо, но человек должен ответить на него. Ребенок крещен, посвящен во Христа, через миропомазание на него сходит Святой Дух. А дальше человек не должен сидеть сложа руки, а должен заботиться об этом, умножать эти таланты, стараться, чтобы крещение было действительно в жизнь вечную и принесло спасение.

– Вопрос от телезрителя: «Женщина после родов сорок дней проходит очищение. В это время ей нельзя заходить в церковь?»

– Этот вопрос уходит корнями в Ветхий Завет и решается по-разному. По канонам Церкви такой женщине нельзя участвовать в таинствах. Мы выдерживаем эти сорок дней и потом произносим молитву. Но практика разная. Если человек воцерковленный и происходит большой праздник, например Пасха, то для него как-то странно не причаститься. Я бы разрешил. Но если особой нужды в этом нет, то можно спокойно выдержать эти сорок дней, позаботиться о ребенке. Важно, как женщина сама к этому относится.

Иногда слышу, что мамы не присутствуют на самом крещении. Мне кажется, это невозможно.

– Доходит до того, что женщина даже не входит в храм, находится в притворе. Я даже в своей собственной семье видел, как моя мама или тетя стояли в дверях церкви. Почему?

– Это ветхозаветные предписания.

– Тогда это больше касалось каких-то гигиенических вопросов.

– В том числе. Но и ритуальных, богословских.

– Насколько я помню, в Ветхом Завете считалось, что при рождении мальчика очищение длится сорок дней, при рождении девочки – восемьдесят.

– Интересно, что мы что-то оставляем из Ветхого Завета, а что-то упраздняем. Вопрос в традиции. Такая традиция существует, и она подкреплена веками исповедания. Но в каждой традиции есть какие-то исключения; или, по крайней мере, должна быть какая-то гибкость. Священники могут говорить по-разному: кто-то, что женщине в нечистоте нельзя входить в храм, кто-то, что нельзя целовать икону, кто-то, что нельзя участвовать в таинствах.

Но ведь есть еще болезненная нечистота. И тут мы вспоминаем новозаветный эпизод, когда Иисус разрешает кровоточивой женщине прикоснуться к Нему. Он не говорит ей, что она в нечистоте, что пусть приходит через сорок дней.  

Этот вопрос решается по-разному. Но есть такая традиция и канонические предписания: сорок дней после родов женщина не должна приходить в храм и участвовать в таинствах. Но если она придет помолиться, то кто ее выгонит?

– Это личное ощущение каждого. Может, ей самой некомфортно...

– Да, важно, как человек настроен. Например, мы причащаем женщин на смертном одре.

– И не так важно, что с ней происходит.

– Да. Значит, это можно делать.

– А святую воду можно?

– Можно. Видимо, нельзя то, что связано с Евхаристией. А если женщине необходимо исповедоваться, например? Она родила, у нее угроза здоровью. Неужели мы скажем, что нельзя?

– «Выживи еще сорок дней, а потом придешь».

– Да. Нужно более гибко смотреть на эти вещи. Тем более с приходом Христа и Его благой вести. Сейчас рассуждали о субботе, и мы понимаем, что человек на первом месте. Главное – это его спасение, его алкание и жажда встречи со Христом, все остальное – второстепенно. Этим и надо руководствоваться.

– Люди постоянно задают такие вопросы.

– Священники будут по-разному отвечать. Кто-то скажет, что нельзя.

Если есть некое постоянное общение со священником, то этот вопрос можно решить очень быстро. Священник видит, чем живет человек. А если не было никакого опыта духовной жизни, все по каким-то суевериям, тогда и живите в этих рамках. Общение со священником может быть даже проявлением внутренней свободы. Он что-то подскажет, и станет легче разбираться в вопросах.

– Не все женщины стремятся к этому. Некоторые согласны сорок дней не появляться в храме.

– В этом тоже есть некое благочестие.

– Самое главное, чтобы это вело ко спасению. Но, повторюсь, на крещении женщине нужно присутствовать обязательно. Если посмотреть метрические книги, то до II века детей крестили очень быстро, на второй день.

– Многие знакомые священники и сейчас крестят сразу же. И я понимаю их. У меня маленький ребенок, полтора месяца. Хочется его причастить, но не могу, надо сначала крестить. Но есть некая традиция крестить на сороковой день. В этом даже ощущается какая-то неполноценность, хочется сделать это побыстрее.

– Вы отталкиваетесь от себя. Вы причащаетесь. Очень важно, в каком состоянии находятся взрослые. Не секрет, что иногда детей крестят просто потому, что это добрая русская традиция. Или из каких-то языческих опасений: мало ли что случится, мало ли Бог прогневается... Нет цели причащать ребенка, воцерковлять и молиться за него. Есть цель обезопасить себя. Хотя это тоже не лишено смысла.

– Если младенцу уже семь месяцев, то что нужно сделать? Наверное, прийти в храм и просто спросить, когда есть свободная дата?

– Конечно, спросить, что нужно для этого сделать, как подготовиться и так далее. Но отталкиваться надо прежде всего от родителей. Мы крестим детей по вере родителей. И очень важно это объяснить, потому что тогда будет осмысленность, проявление четкой осознанности: зачем я это делаю, какой смысл в это вкладываю.

Мы сейчас говорим о чудесах, но не все они автоматически спасали людей. Когда Христа допрашивают, Он молчит, хотя мог бы явить какое-то чудо. Может, как-то иначе бы на это посмотрели. В процессе суда Его отправляют к Ироду. Апостол Лука пишет о том, что Ирод хотел посмотреть на Него, какие чудеса Он явит. Что делал Христос на этой встрече? Молчал. Хотя мог бы что-нибудь показать.

– Как-то повлиять на сознание Ирода. Да что угодно мог бы сделать.

– Все эти вещи говорят о том, что в спасении нет автоматичности. Или, например, единственный в Евангелии эпизод со знаком минус – засохшая смоковница, которую проклял Христос. Люди удивляются, почему Он это сделал. Как же так? Наше сознание негодует, почему такое отрицательное чудо. Мы не обращаем внимания на воскрешение мертвых, на исцеление бесноватых и недужных, а говорим, что тут Господь повел Себя не так.  

Таким эпизодом Он показывает, что на самом деле мог бы поступить совсем по-другому и с этими врагами и противниками истины. Они делали все намеренно. Иисус рассказывает им притчу о злых виноградарях. Они сами отвечают, что виноградники надо отнять, и понимают, что это сказано о них. Такое осознанное противление истине называется в Евангелии хулой на Духа Святого. Когда все эти чудеса, знамения, проповедь, сила, с которой Христос это делает, не убеждают человека, Господь констатирует факт, что они намеренно противятся истине, какие бы чудеса Он ни показал.  

Фарисеи искушают Христа показать знамения с неба, но Он отказывается. Был ряд случаев, когда Христос не делал чудес. В Евангелии от Марка: пришел в Свое отечество… и не мог совершить там никакого чуда… И дивился неверию их. То есть если люди не верили, то Христос не мог действовать.

Он не навязывает чудо, не пытается, как фокусник, завлечь толпу. Когда сатана искушает Христа в пустыне, Христос не пытается никому ничего доказать, не идет на стремление в любом случае сделать чудо, хотя потом насыщает толпу в пять и в четыре тысячи человек.

Толпа кричит распятому Христу: пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него. Многие святые отцы говорят, что это сатана еще раз приступает к Нему. «Сойди с креста». Сколько Ему нужно было явить чудес? Мы понимаем: сколько бы чудес ни было, человек может не поверить.  

– В момент смерти Христа было землетрясение, затмение, завеса раздралась надвое, чего только не произошло, но синедрион как был против, так против и остался.

– Сотник, видя все это, говорит: воистину Он был Сын Божий. Но даже по воскресении Христос не является всем подряд. Он мог явиться Каиафе и сказать: «Помнишь Меня?» И тот бы поверил. Но апостол Павел пишет, что Он явился одновременно более чем пятистам братьям. Ученики отдают свою жизнь за это благовестие, распространяют его, совершенно никого не боясь, мужественно проповедуют по всему миру. Но при этом мы не скажем, что все им верят. И даже если какие-то чудеса в жизни происходят, это не значит, что человек автоматически становится верующим.

Много чудес было и в XX веке. Сколько чудес творил отец Иоанн Кронштадтский! Даже есть книга свидетельств об этих чудесах, когда люди сами о них говорили. Сколько чудес было (и сейчас происходит) у мощей святой Матроны! Люди реально от всего исцеляются, находят работу, зачинают ребенка, обретают смысл жизни и так далее. Но мы не видим в храмах толпы людей, идущих ко Причастию, у них нет огромного желания покаяться. Все-таки само чудо не обязывает человека, оно приглашает вступить в серьезные, глубокие отношения со Христом. Но при этом Христос не может заставить человека верить в Него.

– Мы все равно ищем чудеса у разных бабушек, целителей, экстрасенсов. Почему-то их чудеса милее, что ли, для многих? Или спрос рождает предложение?

– Да. Мы с Вами говорили о язычниках, а это все очень близко, люди этим сейчас очень живо интересуются. Посмотрите, сколько таких журналов в киосках.

– И это в XXI веке.

– В XXI веке. И люди чем интересуются? Гороскопами, кто ты по знаку Зодиака, в какой год родился. Поразительно, что и чудеса люди примечают: вот мне это помогло. Помню, женщина раскладывает карты Таро. Естественно, это грех, она об этом знает. Я говорю: «А Вы можете от этого сейчас отказаться (на самом раннем этапе)?» Она говорит: «Нет, уже не могу». То есть человека это все обязывает, привязывает к чему-то. Он приходит к экстрасенсу и понимает, что от того зависит его жизнь. Еще и ментальная психологическая привязанность будет стопроцентная. И люди говорят, что какие-то чудеса происходят.

Чудо чуду рознь. Чудеса есть вообще везде. Есть чудеса в других религиях, когда физические законы преодолеваются. Человек может очень долго не есть или не пить или предать себя самосожжению. Но у Христа каждое чудо на вес золота, потому что оно всегда осмысленное. Христос всегда руководствуется целью спасения человека, чтобы это чудо помогло ему обрести физическое и духовное прозрение. Чтобы это чудо, в конце концов, сделало его полноценным человеком.

Поэтому после чудес, которые происходят не с помощью Бога, человек может вообще никак не поменяться: не стать более сострадательным, более вдумчивым, более верующим, милосердным и любвеобильным, более благодарным. Чудо от Христа – это всегда призыв к перемене своей жизни.

– Вопрос телезрительницы: «Для меня самое главное чудо – это жить по евангельским заповедям. Но выходит, что у меня веры нет, если у меня ничего не получается? Я верю в Господа Бога своего, в Творца. Его заповеди прекрасные, они мне очень нравятся, до слез. Святые отцы пишут (особенно я люблю Иоанна Кронштадтского): делай вот так и так. Начинаешь делать – все кувырком. Ну хоть бы что-то я у себя отметила, что у меня что-то получилось! Но ни грамма не получается! Начинаешь стараться – спотыкаешься, и ничего не получается. Естественно, и уныние приходит, иной раз и ропот. Как быть? Вера-то есть…»

– Мы в начале нашего эфира сказали о мнении святителя Иоанна Златоуста: чем меньше чудес, тем осознаннее вера. Поэтому, наоборот, Ваша вера тем и крепка, что в ней нет каких-то чудес и знамений, но при этом Вы идете за Христом. Христос говорил: возьми крест свой, и следуй за Мной (Мф. 16, 24). Как отмечал христианский философ Кьеркегор, идти вслед за кем-то – это не видеть спины впереди идущего. То есть идти за Христом, когда Он при тебе, когда есть знамения, чудеса, когда все спорится и ты сам становишься источником чудес, – это одно. Но когда ты идешь и спотыкаешься, ничего не понимаешь, вроде как сеешь доброе, а пожинаешь злое от своих домочадцев – это как раз и есть исповедание Христа.

Вдумайтесь, ведь Сам Господь в таком же положении. Несмотря на обилие чудес, на Его восхитительную проповедь, на Его заповеди, что Он получает в ответ? Где вся та толпа, которых Он исцелил, когда Он был на Кресте? Никого нет. Казалось бы, где все эти прозревшие слепые, исцелившиеся бесноватые, бывшие хромые и так далее? Никто не пришел, не поднял руки, не возвысил голос в защиту Христа.

Как сказано в Евангелии, блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20, 29). И поэтому Ваша вера еще более крепка, чем вера людей, которые строят ее на чудесах. Наш век, может быть, более зрелый в этом отношении, с нас по-другому спросится. Конечно, время земной проповеди Спасителя было уникально. Никогда и нигде не было столько чудес. Но при этом Христос не строил Свою проповедь на одних чудесах. И сами апостолы не стремились передать все чудеса.

Помните, как Иоанн Богослов говорит, что не вместить всех чудес Христа в книги, то есть просто невозможно было их описать. Но чудеса когда-то заканчиваются. В Деяниях мы видим, что апостолы продолжают чудеса. Апостол Павел ни разу не пишет, что мы должны чудотворить, добиваться больших чудес.

Он говорит: даже если я могу горы передвигать и чудеса творить, но любви не имею – это не имеет абсолютно никакого смысла. Поэтому есть или нет чудеса – это не так важно, а важно то, как ты относишься к ближнему, как исполняешь заповеди.

Поэтому все в жизни будет по-другому, если Вы не сойдете с этого пути. Когда-нибудь эти чудеса Вы точно обнаружите. Господь обязательно присутствует в Вашей жизни, если Вы живет по заповедям. Просто нужно, наверное, сколько-то потерпеть. Но Вы блаженны в этом смысле.

– Многие люди просят чудес, хотят их. Меня много раз спрашивали, какой эффект будет от общения с тем или иным священником. Я даже не знал, что ответить. Им хотелось чего-то, каких-то резких изменений в своей жизни. Но если действительно в твоей жизни произошло какое-то чудо, как к нему нужно относиться? Кстати, в «Известии учительном» для священников написано: если вдруг ты увидел, что Тело и Кровь Христовы превратятся в реальные кровь и тело, то ты подлежишь запрету. Как сейчас относиться к чуду? Это какой-то знак от Бога, милость от Него или что-то другое?

– Чуда любой ценой добиваться не нужно в том смысле, что мы говорим: да будет воля Твоя на все. То есть момент доверия Христу в любой ситуации должен присутствовать, будет чудо или не будет. В Евангелии есть пример. К Иисусу приходят ученики Иоанна Крестителя, и Он говорит: идите и скажите ему, что слепые прозревают, хромые ходят, мертвые воскресают. Но Иоанн в скором времени будет обезглавлен. То есть само наличие чуда в жизни не изменяет хода природных вещей: мы обязательно будем болеть, все равно когда-то умрем и так далее.

Чудо именно в том, что Христос воскрес. И это самое главное. В том, что мы обрели смысл жизни, через воскресение призваны найти Царство Божие в себе, обрести встречу со Христом, найти эти отношения. И поэтому чуда любой ценой просить не надо, но в первую очередь надо найти источник этих чудес. И тогда мы сможем заметить чудо даже в нашей повседневной жизни.

Мы ждем каких-то эффектных и многочисленных масштабных чудес, как в Ветхом Завете: море расступилось, огонь вдруг сошел на жертвы. Но Христос в Евангелии просит не распространяться о чудесах. Он адресует это конкретному человеку. Поэтому в нашей жизни их, может быть, много, просто мы их не очень хорошо замечаем или не умеем на них отвечать. Поэтому, когда чудо есть, мы должны поблагодарить Бога. Не так: произошло и произошло, как будто это будничное событие. А так: благодарю Тебя, Господи, за все. Последние слова Иоанна Златоуста в ссылке: «Слава Богу за все». Казалось бы, человек умирает во второй ссылке. Он был архиепископом Константинополя, главным христианином по чину в столичном городе, и теперь он в ссылке. За что спасибо, за что слава Богу? За поношения, за извержение из сана, за обман, за несправедливый суд?

Конечно, все не просто так в нашей жизни. Господь обязательно явит Свое чудо, если оно будет нужно, поспособствует спасению человека. Если чуда нет, мы должны строить свои отношения с Богом как взрослые люди.

Хотя, конечно, нам всем хочется чуда. Что тут скрывать? Абсолютно всем хочется, чтобы больные выздоровели, чтобы люди, находящиеся в унынии, обрели смысл жизни, чтоб неверующие стали верующими. Но даже у Господа, как мы видим в Евангелиях, не было стремления всех исцелить. Были люди, которые так и не исцелились. И в этом остается некая загадка. Господь не исцеляет всех, но при этом показывает Свое отношение к смерти, к страданиям, к изъянам этой жизни.

Чаще всего чудо – это нарушение природных физических законов. Наоборот, чудо – это восстановление нормальных отношений, это то, что должно быть в нашей жизни, чтобы не было хромых, нищих, прокаженных, ВИЧ-инфицированных, наркоманов, зла, воровства, греха и так далее. Очень важно, что Господь показывает Свое отношение к этому миру и призывает нас точно так же относиться к миру. Он говорит: Я восстановлю все это. И Он платит за это восстановление Своей жизнью. Об этом тоже не надо забывать: все чудеса имели изнанку, темную сторону. Чем больше Он творил чудес, тем сильнее выводил из себя фарисеев, саддукеев, книжников и первосвященников.

Вот парадокс человеческой воли: чудо не всегда приятно. Как говорит евангелист Иоанн: люди более возлюбили тьму (Ин. 3, 19). Заметьте, возлюбили… Это не просто какая-то случайность или что-то иное. Человек как бы говорит: «Нет, чуда мне не нужно. Лучше без чудес, распять Христа – и пусть будет как раньше».

– Да, так и живем. Говорим, что это совпадение, случайность, а не чудо.

– И сколько бы этих случайностей ни было, человек волен сказать «нет». Поэтому люди верующие видят: ты помолился – Господь ответил. Люди неверующие скажут: это просто совпадение, случайность. Чудо не обязывает. Слава Богу, потому что Господь не насилует человеческую волю. Он предлагает человеку некий знак Своего присутствия в жизни, а дальше говорит: как ты ответишь, так и будет, у тебя есть свобода.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать