В гостях в студии – настоятель храма апостола и евангелиста Луки (г. Тверь) священник Антоний Русакевич.
– Два замечательных праздника сегодня, это и есть основание для нашего разговора. Мы часто в течение года обращаемся к теме народного единства. Мы должны быть едины с точки зрения гражданской позиции и, конечно, с точки зрения церковной, поскольку Христос в Евангелии призывал всех Своих учеников к единству. Он молился об этом единстве. Особенно это вспоминается сегодня, в праздник Казанской иконы Божией Матери. Почему?
– В Евангелии от Иоанна мы читаем молитву Иисуса Христа Отцу, в которой Он просит о единстве учеников. Мы видим неразрывную связь единства и молитвы. Крестный ход тоже получается олицетворением единства в молитве. Почему крестный ход так интересует людей? Почему эта практика привлекает к себе?
– В Тверском регионе есть еще знаменитый Волжский крестный ход. Он многодневный, от истоков Волги. Финальная точка разная бывает, но начинается он всегда на истоке Волги, с освящения начала нашей великой русской реки.
Многодневный крестный ход – это тяжелая практика, несмотря на то что он объединяет множество людей. Буквально объединяет регион, проходя через множество поселений.
Но с организационной точки зрения нет ли опасности в этом? Часто крестный ход проходит через опасные места, где дикая природа. Где останавливаться на ночь, чем питаться? С одной стороны, это большое воодушевление, но как решаются практические вопросы?
– Если говорить о Твери, то сейчас продолжается строительство колокольни Спасо-Преображенского собора. Многие люди участвуют в этом, покупая кирпичики, жертвуя на строительство колокольни. Это тоже ведь можно назвать единством в молитве. Потому что люди, жертвуя, поминают своих близких и объединяются в едином потоке молитвы.
– Когда колокольню построят, нужно начать строить новый храм, чтобы те, кто не успел, поучаствовали в строительстве.
– Таким образом мы можем соприкоснуться с теми великими людьми, которые участвовали в строительстве собора и первой колокольни, второй колокольни, включая святого князя Михаила Тверского, святую княгиню Анну Кашинскую и многих других. История не умирает в учебнике, а продолжает жить в нас. Она оживает вновь и вновь, и мы становимся соучастниками этих дел. Сейчас кирпичей не хватает или, наоборот, уже скопилось – и строители не успевают их разложить?
– Я знаю, что у строителей все идет по плану, с Божьей помощью, это самое главное. Те, кто хочет поучаствовать в этом добром деле, еще могут такую возможность использовать.
Потом, конечно, возможностей будет уже меньше. Каждый раз, когда мы говорим об этом, люди с интересом узнают о строительстве колокольни, и многие принимают участие. Но бывает какое-то сомнение… Мне пишут: «Батюшка, проверьте, мои деньги точно дошли или нет?»
Приходится объяснять: «Не переживайте, все делается официально, с благословения священноначалия. Деньги, которые вы переводите, поступают именно на счет для строительства». Все это делается абсолютно законно, сохраняется чек, где написано, куда человек перевел деньги.
Те, что хотят получить сертификат об участии в строительстве, могут написать на почту фонда, приложить чек, какие имена они написали, и им вышлют сертификат, который это подтверждает. Это официальный документ. Он не только с печатью фонда, но и с номером кирпичика, для многих людей это нужно.
Есть люди, которые уже обладают искренней верой. Им нет смысла требовать дополнительных доказательств того, что их пожертвование пошло на доброе дело. Но для людей, которые еще далеки от Церкви или сомневаются, это необходимо. И всегда такая возможность, эти подтверждения есть.
Прошло уже несколько месяцев, и виден результат наших общих усилий, когда помогали десятки тысяч людей. Кто-то даже не имея финансовых возможностей. Люди говорят: «Мы будем просто молиться, чтобы Господь помог». Кто-то делает репосты, рассказывает своим знакомым об этом. Это тоже помощь. Помощь может быть любая в таком добром деле.
Первый ярус уже закончили, это достаточно видимый результат, потому что колокольня большая. Десятки метров уже построены. Колокольня стремится ввысь, уже второй ярус начинают строить.
– То есть она уже определенно выше человеческого роста?
– Да, намного выше, конечно.
– Там ведь исторически была арка?
– Это тоже важный момент. Вы правильно упомянули, что при возрождении собора и колокольни были проведены очень серьезные работы (археологические и архивные). Потрачено много усилий, чтобы восстановить облик и собора, и колокольни и при этом соблюсти все так, как необходимо.
Сейчас, когда идет строительство, возрождается то, что уже было. И внешне, и внутренне выглядит все точно так, как было до революции. Принимая участие в таком добром деле, мы действительно прикасаемся к истории.
Можно приехать в Тверь. Интересно посмотреть, как идет строительство, помолиться в соборе. Когда прикасаешься вживую ко всему этому, то впечатления совершенно другие… Семья приходит и говорит: «Вот наши имена». Каждый свое имя вкладывает туда, люди фотографируются, потом делятся этим. Это действительно незабываемое воспоминание. Ребенок вырастет, но вспомнит, что сделали такое доброе дело.
– Все имена дополнительно переписываются на листочки и будут поминаться в храме на протяжении, Бог даст, веков. Если пишешь имя живого, который (даже если это человек взрослый, пожилой) через 30 лет умрет, то что-то изменится? В кирпичике, очевидно, ничего не изменится, а вот в поминовении? Как этот вопрос решается?
– Обычно продолжают поминать людей о здравии, потому что для Бога все живы. Ничего принципиально не изменится, потому что Господь знает, о ком мы молимся. Часто возникает проблема у людей, когда пишут длительные поминовения: на сорокоуст, на полгода, на год. Подали записочку за болящего человека, а он отошел в вечную жизнь, и люди переживают: как же за него теперь будут молиться?
Можно обратиться в храм и сообщить о том, что человек умер. Если поминовение достаточно длительное, то могут переписать имя об упокоении. Тогда остаток этого срока продолжают молиться за человека об упокоении. Но если не удается этого сделать, ничего страшного в этом нет, потому что Господь знает, о ком мы просили молиться, и об этом человеке будут продолжать молиться. Мы действительно не знаем, жив человек или нет. У нас много таких знакомых, с кем мы, может быть, не общаемся долгое время. Оказывается, что человека уже давным-давно нет, а мы продолжаем о здравии молиться.
Сейчас просят помолиться о воинах, которые в зоне СВО пропали без вести. Тоже очень частый вопрос. Как молиться в таком случае? Мы молимся о здравии человека, пока не будет официальных подтверждений о гибели. Человек пропал, а потом его находят. Может быть, в плену был, или в госпитале, или еще какие-то ситуации. Бывает так, что с людьми нет связи месяцами и даже годами. Нам важно продолжать молиться о здравии человека. Я знаю такие случаи (это тоже не редкость), когда люди торопятся и начинают молиться об упокоении человека. Потом оказывается, что он жив, и у многих из-за этого большое смущение. Как быть теперь? На исповеди об этом сказать, что совершили такую ошибку, и молиться уже о здравии человека.
– Имена подаются для молитвенного поминовения, то есть мы говорим о молитве. Почему желание подать человека на молитвенное поминовение должно меня вдохновить, вообще появиться? Почему я должен захотеть помолиться за другого человека?
Один из вариантов ответа у меня возник. Поминая друг друга, мы тоже становимся едины. С одной стороны, мы просим Бога о помощи, утешении для того или иного человека. С другой стороны, перечисляя наших знакомых, родственников, друзей, мы таким образом вспоминаем их снова и снова и поддерживаем наше внутреннее единство.
– В этом и есть Церковь. Как Господь сказал, где двое или трое соберутся во имя Мое, там я посреди них (Мф. 18, 20). Когда мы собираемся для общей молитвы, то это уже не то состояние, когда мы молимся дома в уединении. Дома тоже нужно молиться, это очень важно. Утром, вечером и в течение дня мы молимся. Но когда мы собираемся в храме на общественное богослужение, пусть даже два-три человека, то и наше внутреннее состояние меняется. И другие люди о нас молятся.
Не все знают, но совершать Божественную литургию в одиночку священник не может по уставу. Обязательно должны быть другие люди. Те, кто будет помогать петь, читать, просто молиться рядом. Священник обязательно должен причащаться. И литургия в переводе на русский язык означает «общее дело». Когда мы собираемся в храме для общей молитвы, то это всегда благотворно влияет на наше духовное состояние.
Если человек говорит, что верит в Бога, но не приходит в храм, возникает вопрос: «В кого человек верит, если он не хочет общаться с Богом?» Потому что в службе мы молимся не только друг за друга, но общаемся со святыми. Когда совершается богослужение, в храме присутствуют и ангельские силы, и святые, которым мы молимся. Здесь происходит соединение видимого мира и невидимого. Тем самым мы соприкасаемся с ангельским миром, с благодатью Святого Духа, которую получаем через таинство. Очень важно молиться друг за друга.
Я всегда удивляюсь, как быстро Господь помогает. У меня есть чаты, где общаются тысячи людей. Цель – просто поддерживать друг друга. Многим православным людям не хватает общения, нет настоящих друзей, с кем можно было бы поделиться какой-то радостью или горестью, получить моральную поддержку, молитвенную. Очень часто наши родственники не верят в Бога и не хотят ходить в храм, поэтому кто-то чувствует себя одиноким. Слава Богу, если мы можем найти у себя в храме, в приходе единомышленников, друзей, но бывает, что у людей нет такой возможности, и хотя бы через Интернет люди могут объединиться. И я всегда удивляюсь, как Господь помогает по общим молитвам.
Бывает так, что люди приходят в полном отчаянии, особенно сейчас, когда из-за СВО матери просят помолиться за своих сыновей, а жены за своих мужей. Люди пропадают, в страшных жизненных ситуациях оказываются. Люди в отчаянии приходят за поддержкой. Я сам не знаю, что сказать. Тогда я отвечаю: «Давайте вместе помолимся». Рассказываю о том, как молиться, какие молитвы можно почитать о пропавших без вести, раненых или болящих. У нас есть молитвы на все случаи жизни. Надо только уметь пользоваться молитвословом. Святые отцы всё для нас придумали. Все молитвы есть, только пользоваться надо ими с искренней верой.
Бывает, что люди сами объединяются и говорят: «Пожалуйста, помолитесь. У меня крик души, я не знаю, что мне делать. Спасите меня, братья и сестры». Человек кратко описывает свою ситуацию и говорит: «Помолитесь, пожалуйста». И я не раз замечал, как Господь быстро помогает. Это настоящее чудо, но, с другой стороны, мы верим, что молитва помогает, иначе мы бы не молились. Нам нельзя специально искать чудес, но такие ситуации – часть нашей жизни. Я очень удивляюсь, как люди рассказывают, что их попросили помолиться. Тысячи людей молятся. Кто-то встанет у иконы, кто-то пойдет в храм, записочку написал, свечки поставил. Несколько часов проходит, и люди пишут о том, что случилось чудо. Какая-то страшная ситуация разрешилась. Человека не могут найти долгое время, люди начинают молиться, и каким-то чудом его находят. Сложная ситуация с документами, годами не получается что-то сделать, и тут каким-то невероятным образом Господь помогает, все решается.
Это пример для укрепления веры, пример того, насколько важна наша общая молитва. В одиночестве нам сложно что-то сделать, но когда мы в Церкви, когда мы объединяемся для общей молитвы, то Господь гораздо быстрее отвечает на наши молитвы.
Даже у нас могут быть сомнения в том, что мы просим. Человек просит о чем-то помолиться, а его спрашивают: «Ты сам-то веришь, что это возможно?» Ответ: «Не знаю, может, Господь поможет». Те, кто имеет опыт молитвы и видел, как Господь помогает, молятся без сомнений. Они понимают, что для Бога нет ничего невозможного.
Когда таких людей много, они с искренней верой начинают человека подбадривать добрым словом: «Не надо унывать, все Господь управит, не переживай. Надо потерпеть еще немножко». Или: «Посмотри, как много Господь тебе уже дал. Почему ты такой неблагодарный? Начни Бога не просить, а благодарить». Очень часто это хорошая эмоциональная встряска для людей. Человек, словно очнувшись от оцепенения, говорит: «Что это я унываю? Все хорошо, могло быть и хуже. На самом деле все не так уж и плохо. Господь все управит». Когда человек меняет свое внутреннее состояние, у него появляется искренняя вера, что для Бога нет ничего невозможного, и многие жизненные ситуации разрешаются. Иногда совсем не так, как мы ожидаем.
– У нас есть приходские чаты, где тоже регулярно появляются сообщения с просьбой помолиться в храме мученицы Татианы при МГУ. Люди пишут: «Прошу молитв о тяжко болящей». Появляются реакции. Это тоже становится проявлением совместной молитвы. Эти сложенные ручки или сердечки, как бы это ни казалось формальным, все равно действие, выражение человеческой солидарности с той трагедией, о которой человек пишет. Я вижу десять, двадцать, тридцать, сорок реакций и понимаю, что люди хотя бы произнесли какие-то слова молитвы. Через несколько часов появляется сообщение: «Спасибо, человек выжил». Думаешь: «Господи, наверное, святые люди в чате». Иначе как объяснить то, что случилось?
Благодарим Вас за разговор, очень полезный для всех нас. В завершение прошу у Вас слов напутствия, краткого подведения итогов.
– Хочется пожелать всем крепкой и искренней веры в Господа, чтобы мы почаще анализировали свою жизнь, вспоминали о том, как много Господь нам дает, и почаще Бога благодарили.
У нас бывает такая ошибка в духовной жизни, когда мы постоянно о чем-то просим. Это было бы, наверное, даже неприятно, если бы мы с кем-то общались, а он нас только просил, просил и просил.
В какой-то момент духовного развития человек понимает, что ему уже не о чем Господа просить, и он начинает только благодарить. Хочу всем пожелать использовать это как ориентир в духовной жизни, чтобы задавать вопрос: как часто мы Бога благодарим?
Стараться искренне молиться, не искать чудес. Когда мы постоянно ищем чудеса, это неправильно. Тогда мы перестаем искать Бога. Нам нужно искать Христа и общения с Ним. Все остальное Господь управит. Иногда надо потерпеть, набраться сил, но все будет хорошо. Божией помощи!
– В этой молитве благодарности будем пребывать едины, как сегодняшний день нас на это вдохновляет.
Ведущий Александр Черепенин, диакон
11 ноября 2025 г.
«Этот день в истории» (Екатеринбург)Этот день в истории. 11 ноября
11 ноября 2025 г.
«День ангела»День ангела. 11 ноября
11 ноября 2025 г.
«Церковный календарь» (Санкт-Петербург)Церковный календарь 11 ноября. Преподобный Авраамий, архимандрит Ростовский
11 ноября 2025 г.
«Читаем Евангелие вместе с Церковью»Евангелие 11 ноября. Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло
11 ноября 2025 г.
«Читаем Апостол» (Санкт-Петербург)Читаем Апостол. 11 ноября 2025
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!