Беседы с батюшкой. Священник Антоний Русакевич. 4 ноября 2025

4 ноября 2025 г.

В гостях в студии – настоятель храма апостола и евангелиста Луки (г. Тверь) священник Антоний Русакевич.

 Два замечательных праздника сегодня, это и есть основание для нашего разговора. Мы часто в течение года обращаемся к теме народного единства. Мы должны быть едины с точки зрения гражданской позиции и, конечно, с точки зрения церковной, поскольку Христос в Евангелии призывал всех Своих учеников к единству. Он молился об этом единстве. Особенно это вспоминается сегодня, в праздник Казанской иконы Божией Матери. Почему?

 Потому, что это День народного единства, когда все мы объединяемся в общей молитве, проводятся крестные ходы. В Твери есть замечательная традиция, когда каждый год проводится крестный ход. Жители и гости города собираются вместе, чтобы помолиться в Спасо-Преображенском соборе. Потом они идут с молитвой, песнопениями до площади Михаила Тверского, где совершается молебен. Такая общая молитва объединяет и воодушевляет всех людей.

 

Большинство людей отмечают праздники застольем, используя их как возможность отдохнуть от работы. Мы используем это как возможность помолиться. Когда видишь огромное количество людей, когда мы идем по улицам крестным ходом, с молитвой, то воспринимается это совершенно по-другому и теми, кто идет, и теми, кто видит, как много людей выходят на улицу для совместной молитвы, молебна.

 

Для меня это всегда удивительное событие, потому что сразу видишь: как много православных людей. Критики Церкви любят говорить, что православных людей у нас немного. На самом деле это не так. Крестный ход позволяет увидеть, как много православных людей объединяются общей молитвой в такой замечательный день.

 

– В Евангелии от Иоанна мы читаем молитву Иисуса Христа Отцу, в которой Он просит о единстве учеников. Мы видим неразрывную связь единства и молитвы. Крестный ход тоже получается олицетворением единства в молитве. Почему крестный ход так интересует людей? Почему эта практика привлекает к себе?

Крестный ход можно воспринимать с личной точки зрения как небольшой духовный подвиг. Человек мог бы остаться дома или просто помолиться у себя в храме и потом пойти домой. Но после молитвы даже у себя в храме люди приходят в центр города, к собору, чтобы вместе пройти с молитвой по улицам. Для многих достаточно непросто долгое время идти пешком.

 

Когда в других городах проводятся крестные ходы, то это десятки километров, иногда не один день. Достаточно длительные крестные ходы, которые длятся недели и даже месяцы. Хороший пример – это ежегодный крестный ход от истока Волги, когда совершается молебен, освящается исток Волги, и люди потом идут по Тверской епархии, по многим районам Тверской области. Очень часто этот крестный ход идет дальше по Волге.

 

Я помню, что однажды крестный ход длился и шел до Астрахани, очень далеко. Пройти даже часть такого большого пути – это достаточно серьезный духовный подвиг, потому что человек отказывается от своих дел, от привычного образа жизни и приобретает новый духовный опыт.

Когда люди идут крестным ходом, они молятся, разговаривают, поддерживают друг друга. Это всегда очень объединяет людей, когда мы не просто помолились в храме на литургии, а общаемся в другое время, в других событиях, помогаем друг другу преодолевать трудности. Когда люди идут пешком, кому-то может быть тяжело, у кого-то вода кончилась или еда, и люди делятся друг с другом.

 

Уже не раз я замечал, поскольку сам принимал участие в крестных ходах, как это меняет людей в лучшую сторону. Могу привести интересный пример: у меня есть знакомый, он не очень верующий, но бабушка у него верующая. Он дал ей слово, что пройдет крестным ходом. Молодой человек понял: это действительно что-то особенное, когда люди идут с молитвой.

 

У него было сначала предубеждение, что какие-то странные люди собираются и непонятно зачем идут. Но когда он, неверующий человек, сам прошел этот путь, у него возникло большое уважение к верующим людям. Он сам мне об этом рассказывал.

 

Может быть, он не поверил в Бога, но у него появилось уважение к людям, которые идут десятки километров пешком. Никто не унывает, не возмущается, как им тяжело. Люди с хорошим настроением, друг друга поддерживают, молятся, несут святыни (они бывают достаточно тяжелые). Для него было шоком, когда он увидел другую сторону православной жизни.

 

 – В Тверском регионе есть еще знаменитый Волжский крестный ход. Он многодневный, от истоков Волги. Финальная точка разная бывает, но начинается он всегда на истоке Волги, с освящения начала нашей великой русской реки.

Многодневный крестный ход – это тяжелая практика, несмотря на то что он объединяет множество людей. Буквально объединяет регион, проходя через множество поселений.

Но с организационной точки зрения нет ли опасности в этом? Часто крестный ход  проходит через опасные места, где дикая природа. Где останавливаться на ночь, чем питаться?  С одной стороны,  это большое воодушевление, но как решаются практические вопросы?

Организация любого массового мероприятия с большим количеством людей (а если оно не на несколько часов, а на долгие дни или недели) требует больших усилий, чтобы соблюдались все правила безопасности. Любой крестный ход совершается по благословению правящего архиерея. В нашей епархии это митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. Он дает благословение на совершение крестных ходов по епархии.

 

Если участвуют и какие-то святыни, то обязательно должно быть благословение священноначалия. Чтобы было понятно: если какая-то частица мощей, то откуда она, если чудотворная икона, то что это за икона.

 

Невозможно людям самим собраться и сказать: «Мы пойдем крестным ходом, у нас есть замечательная святыня». Я встречал людей, которые одержимы такими идеями, но это всегда приводит к духовным проблемам. Если мы хотим делать доброе дело, оно всегда в Церкви делается с благословения.

 

После получения благословения создается комиссия, в которую входят ответственные священники, отделы, которые причастны к этому событию (миссионерский, информационный, другие церковные структуры), и составляется план мероприятия, график. В соответствии с ним вносятся корректировки, потому что где-то может быть ремонт дороги, где-то мероприятия по безопасности (мы живем в непростое время). Все это учитывается.

 

Особенно непросто, когда все это делается в большом городе. Допустим, когда крестный ход проходит в Твери, то многие улицы перекрываются. Конечно, кому-то это не нравится. Когда мы идем по городу, я замечаю: те улицы, которые обычно свободны, перекрыты. Видно, как много людей в это вовлекается: городские службы, полиция, МЧС, врачи. Идет согласование на всех уровнях, чтобы было четкое взаимодействие между всеми структурами.

 

Мы не можем сказать: «Давайте пойдем по Твери или любому другому городу». Обязательно должно быть согласование с местными властями. Если необходимо перекрыть улицу, то договариваются, на какое время, чтобы это было не так долго и никого не ущемляло. Когда есть правильно составленный график и люди, обладающие административным опытом проведения подобных мероприятий, идет серьезная работа в соответствии с графиком.

 

Могут быть корректировки, но это большая редкость, если произойдет форс-мажор. Известны случаи, когда крестный ход должен проходить в деревне через речку. И тут мост обрушился. Приходится срочно придумывать объездные пути, как людям добираться. При проведении подобных массовых мероприятий главное, чтобы все люди получили положительные эмоции. Если пренебречь безопасностью и кто-то получит травму при проведении крестного хода, то это вызовет большой резонанс.

 

Несмотря на то что крестные ходы – это длительное мероприятие, которое вовлекает огромное количество людей (тысячи или даже десятки тысяч), мы не слышим, чтобы там возникали инциденты или несчастные случаи. Это из-за четкой организации и милости Божией. Когда все делается с благословения, то и Господь нам помогает в таком добром деле.

 

Поэтому один из главных вопросов при проведении крестных ходов – это безопасность людей. Есть пожилые, кто-то может силы не рассчитать. Бывает так, что человек идет и думает: «Я пройду десять километров». Потом понимает, что не может пройти столько. Важно, чтобы человеку вовремя оказали помощь, дали попить хотя бы, довезли до следующей точки на маршруте.

 

Возникает много ситуаций. Меня всегда удивляет, как люди помогают друг другу, стараются поддержать. Приятно видеть, как православные объединяются. Нет возмущения, недовольства, все с хорошим настроением. Если кто-то не имеет такого опыта, то я рекомендую всем хоть раз в жизни пройти крестным ходом. Это очень хороший духовный опыт, который мы будем потом вспоминать еще долгое время.

 

– Если говорить о Твери, то сейчас продолжается строительство колокольни Спасо-Преображенского собора. Многие люди участвуют в этом, покупая кирпичики, жертвуя на строительство колокольни. Это тоже ведь можно назвать единством в молитве. Потому что люди, жертвуя, поминают своих близких и объединяются в едином потоке молитвы.

 Конечно, это замечательное, доброе дело, но не у всех есть возможность в этом поучаствовать. Строительство идет достаточно ограниченное время. Мы живем и не замечаем, как растут чужие дети, как строятся храмы. Мы с вами уже разговаривали о начале строительства колокольни. Казалось, что это было совсем недавно, но сейчас первый ярус колокольни уже закончен. Когда видишь близко это, то удивительно, как Господь помогает быстро проводить строительство такого серьезного объекта.

 

Десятки тысяч людей объединяются общей целью. Один человек ничего не сможет сделать, и без Бога ничего невозможно сделать. Но когда мы всей душой стремимся сделать доброе дело и когда нас много, то мы видим, как Господь отвечает. Для меня это чудесный пример того, как общие усилия могут дать быстрый результат.

 

В середине лета только начали строить колокольню, а сейчас, осенью, уже закончили первый ярус. На него уже нельзя пожертвовать кирпичики при всем желании, потому что их туда невозможно вложить. Второй ярус продолжает строиться, 10 сентября он был заложен. Туда также вкладываются имена, обо всех благодетелях и жертвователях молятся на каждом богослужении в соборе.

 

Уже обсуждали с владыкой Амвросием, что в колокольне также будет храм, и на богослужениях там будут поминать помогавших ее строить. Те, у кого есть большие возможности, могут помочь более серьезно, но простые люди могут пожертвовать даже один кирпичик, и это будет для них большая лепта. Для состоятельного человека это незаметно совсем, а для многих – важно.

 

Мне пишут люди: «Батюшка, как придет пенсия, я обязательно куплю кирпичик за себя и за своих близких. Хочу получить сертификаты, чтобы подарить их близким и знать, что наша семья сделала общее доброе дело. Колокольня будет стоять, а наши имена на этих кирпичиках, и за нас будут молиться».

 

Так формируется история конкретной семьи, об этом можно рассказать своим детям, внукам. Это ведь интересно, что удалось принять участие в таком историческом деле. Потом и нас не станет, а колокольня будет стоять, а люди – молиться о нас и наших близких, чьи имена наносят на кирпичики и размещают при строительстве.

 

Каждый раз, когда я вижу, как Господь быстро помогает, для меня это просто чудо. Благодаря Интернету люди могут принять в этом участие из любого уголка мира. Они пишут из Калининграда, Владивостока, из разных уголков России и СНГ, даже из других стран и благодарят за такую замечательную возможность.

 

Приезжающим в Тверь рекомендую самим прийти на Соборную площадь, и в лавке, рядом со строящейся колокольней, можно пожертвовать за кирпичики и написать свои имена и своих близких. На специальный раствор наносятся имена, которые точно уже никуда не денутся. Определенной пресс-формой в виде букв выдавливаются имена и потом вкладываются в кирпичик. Человек видит, что они явно не сотрутся и остаются на века. Его кирпичик откладывают в стопочку, потом передают строителям.

 

Когда видишь все это вживую, то понимаешь, что реально участвуешь в добром деле. Это укрепляет нашу веру. Если рядом с колокольней проходишь, то можно увидеть написанные имена. Это замечательный опыт, которого потом может уже не быть. Колокольню построят, а времени остается все меньше.

 

– Когда колокольню построят, нужно начать строить новый храм, чтобы те, кто не успел, поучаствовали в строительстве.

Будем молиться. В Тверской епархии огромное количество храмов, которые еще предстоит восстанавливать. Новые храмы строятся, потому что город развивается, появляются новые районы. Сейчас несколько храмов планируется в городе. Я надеюсь, что такие возможности еще будут, и мы о них расскажем.

 

Колокольня Спасо-Преображенского собора – это исторический объект. Мы не просто помогаем что-то строить, а прикасаемся к истории. С этим собором связаны многие события из жизни Твери, о которых мы можем почитать в учебниках истории. Когда ты можешь поучаствовать в таком деле, это потрясает воображение. Ты не просто прикасаешься к истории, а в ней участвуешь. 

 

Таким образом мы можем соприкоснуться с теми великими людьми, которые участвовали в строительстве собора и первой колокольни, второй колокольни, включая святого князя Михаила Тверского, святую княгиню Анну Кашинскую и многих других. История не умирает в учебнике, а продолжает жить в нас. Она оживает вновь и вновь, и мы становимся соучастниками этих дел. Сейчас кирпичей не хватает или, наоборот, уже скопилось  и строители не успевают их разложить?

 Я знаю, что у строителей все идет по плану, с Божьей помощью, это самое главное. Те, кто хочет поучаствовать в этом добром деле, еще могут такую возможность использовать.

Потом, конечно, возможностей будет уже меньше. Каждый раз, когда мы говорим об этом, люди с интересом узнают о строительстве колокольни, и многие принимают участие. Но бывает какое-то сомнениеМне пишут: «Батюшка, проверьте, мои деньги точно дошли или нет?»

Приходится объяснять: «Не переживайте, все делается официально, с благословения священноначалия. Деньги, которые вы переводите, поступают именно на счет для строительства». Все это делается абсолютно законно, сохраняется чек, где написано, куда человек перевел деньги.

Те, что хотят получить сертификат об участии в строительстве, могут написать на почту фонда, приложить чек, какие имена они написали, и им вышлют сертификат, который это подтверждает. Это официальный документ. Он не только с печатью фонда, но и с номером кирпичика, для многих людей это нужно.

Есть люди, которые уже обладают искренней верой. Им нет смысла требовать дополнительных доказательств того, что их пожертвование пошло на доброе дело. Но для людей, которые еще далеки от Церкви или сомневаются, это необходимо. И всегда такая возможность, эти подтверждения есть.

Прошло уже несколько месяцев, и виден результат наших общих усилий, когда помогали десятки тысяч людей. Кто-то даже не имея финансовых возможностей. Люди говорят: «Мы будем просто молиться, чтобы Господь помог». Кто-то делает репосты, рассказывает своим знакомым об этом. Это тоже помощь. Помощь может быть любая в таком добром деле.

Первый ярус уже закончили, это достаточно видимый результат, потому что колокольня большая. Десятки метров уже построены. Колокольня стремится ввысь, уже второй ярус начинают строить.

То есть она уже определенно выше человеческого роста?

 Да, намного выше, конечно.

Там ведь исторически была арка?

 Это тоже важный момент. Вы правильно упомянули, что при возрождении собора и колокольни были проведены очень серьезные работы (археологические и архивные). Потрачено много усилий, чтобы восстановить облик и собора, и колокольни и при этом соблюсти все так, как необходимо.

Сейчас, когда идет строительство, возрождается то, что уже было. И внешне, и внутренне выглядит все точно так, как было до революции. Принимая участие в таком добром деле, мы действительно прикасаемся к истории.

Можно приехать в Тверь. Интересно посмотреть, как идет строительство, помолиться в соборе. Когда прикасаешься вживую ко всему этому, то впечатления совершенно другиеСемья приходит и говорит: «Вот наши имена». Каждый свое имя вкладывает туда, люди фотографируются, потом делятся этим. Это действительно незабываемое воспоминание. Ребенок вырастет, но вспомнит, что сделали такое доброе дело.

Все имена дополнительно переписываются на листочки и будут поминаться в храме на протяжении, Бог даст, веков. Если пишешь имя живого, который (даже если это человек взрослый, пожилой) через 30 лет умрет, то что-то изменится? В кирпичике, очевидно, ничего не изменится, а вот в поминовении? Как этот вопрос решается?

 Обычно продолжают поминать людей о здравии, потому что для Бога все живы. Ничего принципиально не изменится, потому что Господь знает, о ком мы молимся. Часто возникает проблема у людей, когда пишут длительные поминовения: на сорокоуст, на полгода, на год. Подали записочку за болящего человека, а он отошел в вечную жизнь, и люди переживают: как же за него теперь будут молиться?

Можно обратиться в храм и сообщить о том, что человек умер. Если поминовение достаточно длительное, то могут переписать имя об упокоении. Тогда остаток этого срока продолжают молиться за человека об упокоении. Но если не удается этого сделать, ничего страшного в этом нет, потому что Господь знает, о ком мы просили молиться, и об этом человеке будут продолжать молиться. Мы действительно не знаем, жив человек или нет. У нас много таких знакомых, с кем мы, может быть, не общаемся долгое время. Оказывается, что человека уже давным-давно нет, а мы продолжаем о здравии молиться.

Сейчас просят помолиться о воинах, которые в зоне СВО пропали без вести. Тоже очень частый вопрос. Как молиться в таком случае? Мы молимся о здравии человека, пока не будет официальных подтверждений о гибели. Человек пропал, а потом его находят. Может быть, в плену был, или в госпитале, или еще какие-то ситуации. Бывает так, что с людьми нет связи месяцами и даже годами. Нам важно продолжать молиться о здравии человека. Я знаю такие случаи (это тоже не редкость), когда люди торопятся и начинают молиться об упокоении человека. Потом оказывается, что он жив, и у многих из-за этого большое смущение. Как быть теперь? На исповеди об этом сказать, что совершили такую ошибку, и молиться уже о здравии человека.

 Имена подаются для молитвенного поминовения, то есть мы говорим о молитве. Почему желание подать человека на молитвенное поминовение должно меня вдохновить, вообще появиться? Почему я должен захотеть помолиться за другого человека?

Один из вариантов ответа у меня возник. Поминая друг друга, мы тоже становимся едины. С одной стороны, мы просим Бога о помощи, утешении для того или иного человека. С другой стороны, перечисляя наших знакомых, родственников, друзей, мы таким образом вспоминаем их снова и снова и поддерживаем наше внутреннее единство.

 В этом и есть Церковь. Как Господь сказал, где двое или трое соберутся во имя Мое, там я посреди них (Мф. 18, 20). Когда мы собираемся для общей молитвы, то это уже не то состояние, когда мы молимся дома в уединении. Дома тоже нужно молиться, это очень важно. Утром, вечером и в течение дня мы молимся. Но когда мы собираемся в храме на общественное богослужение, пусть даже два-три человека, то и наше внутреннее состояние меняется. И другие люди о нас молятся.

Не все знают, но совершать Божественную литургию в одиночку священник не может по уставу. Обязательно должны быть другие люди. Те, кто будет помогать петь, читать, просто молиться рядом. Священник обязательно должен причащаться. И литургия в переводе на русский язык означает «общее дело». Когда мы собираемся в храме для общей молитвы, то это всегда благотворно влияет на наше духовное состояние.

Если человек говорит, что верит в Бога, но не приходит в храм, возникает вопрос: «В кого человек верит, если он не хочет общаться с Богом?» Потому что в службе мы молимся не только друг за друга, но общаемся со святыми. Когда совершается богослужение, в храме присутствуют и ангельские силы, и святые, которым мы молимся. Здесь происходит соединение видимого мира и невидимого. Тем самым мы соприкасаемся с ангельским миром, с благодатью Святого Духа, которую получаем через таинство. Очень важно молиться друг за друга.

Я всегда удивляюсь, как быстро Господь помогает. У меня есть чаты, где общаются тысячи людей. Цель – просто поддерживать друг друга. Многим православным людям не хватает общения, нет настоящих друзей, с кем можно было бы поделиться какой-то радостью или горестью, получить моральную поддержку, молитвенную. Очень часто наши родственники не верят в Бога и не хотят ходить в храм, поэтому кто-то чувствует себя одиноким. Слава Богу, если мы можем найти у себя в храме, в приходе единомышленников, друзей, но бывает, что у людей нет такой возможности, и хотя бы через Интернет люди могут объединиться. И я всегда удивляюсь, как Господь помогает по общим молитвам.

Бывает так, что люди приходят в полном отчаянии, особенно сейчас, когда из-за СВО матери просят помолиться за своих сыновей, а жены за своих мужей. Люди пропадают, в страшных жизненных ситуациях оказываются. Люди в отчаянии приходят за поддержкой. Я сам не знаю, что сказать. Тогда я отвечаю: «Давайте вместе помолимся». Рассказываю о том, как молиться, какие молитвы можно почитать о пропавших без вести, раненых или болящих. У нас есть молитвы на все случаи жизни. Надо только уметь пользоваться молитвословом. Святые отцы всё для нас придумали. Все молитвы есть, только пользоваться надо ими с искренней верой.

Бывает, что люди сами объединяются и говорят: «Пожалуйста, помолитесь. У меня крик души, я не знаю, что мне делать. Спасите меня, братья и сестры». Человек кратко описывает свою ситуацию и говорит: «Помолитесь, пожалуйста». И я не раз замечал, как Господь быстро помогает. Это настоящее чудо, но, с другой стороны, мы верим, что молитва помогает, иначе мы бы не молились. Нам нельзя специально искать чудес, но такие ситуации – часть нашей жизни. Я очень удивляюсь, как люди рассказывают, что их попросили помолиться. Тысячи людей молятся. Кто-то встанет у иконы, кто-то пойдет в храм, записочку написал, свечки поставил. Несколько часов проходит, и люди пишут о том, что случилось чудо. Какая-то страшная ситуация разрешилась. Человека не могут найти долгое время, люди начинают молиться, и каким-то чудом его находят. Сложная ситуация с документами, годами не получается что-то сделать, и тут каким-то невероятным образом Господь помогает, все решается.

Это пример для укрепления веры, пример того, насколько важна наша общая молитва. В одиночестве нам сложно что-то сделать, но когда мы в Церкви, когда мы объединяемся для общей молитвы, то Господь гораздо быстрее отвечает на наши молитвы.

Даже у нас могут быть сомнения в том, что мы просим. Человек просит о чем-то помолиться, а его спрашивают: «Ты сам-то веришь, что это возможно?»  Ответ: «Не знаю, может, Господь поможет». Те, кто имеет опыт молитвы и видел, как Господь помогает, молятся без сомнений. Они понимают, что для Бога нет ничего невозможного.

Когда таких людей много, они с искренней верой начинают человека подбадривать добрым словом: «Не надо унывать, все Господь управит, не переживай. Надо потерпеть еще немножко».  Или: «Посмотри, как много Господь тебе уже дал. Почему ты такой неблагодарный? Начни Бога не просить, а благодарить». Очень часто это хорошая эмоциональная встряска для людей. Человек, словно очнувшись от оцепенения, говорит: «Что это я унываю? Все хорошо, могло быть и хуже. На самом деле все не так уж и плохо. Господь все управит». Когда человек меняет свое внутреннее состояние, у него появляется искренняя вера, что для Бога нет ничего невозможного, и многие жизненные ситуации разрешаются. Иногда совсем не так, как мы ожидаем.

 У нас есть приходские чаты, где тоже регулярно появляются сообщения с просьбой помолиться в храме мученицы Татианы при МГУ. Люди пишут: «Прошу молитв о тяжко болящей». Появляются реакции. Это тоже становится проявлением совместной молитвы. Эти сложенные ручки или сердечки, как бы это ни казалось формальным, все равно действие, выражение человеческой солидарности с той трагедией, о которой человек пишет. Я вижу десять, двадцать, тридцать, сорок реакций и понимаю, что люди хотя бы произнесли какие-то слова молитвы. Через несколько часов появляется сообщение: «Спасибо, человек выжил». Думаешь: «Господи, наверное, святые люди в чате». Иначе как объяснить то, что случилось?

Благодарим Вас за разговор, очень полезный для всех нас. В завершение прошу у Вас слов напутствия, краткого подведения итогов.

 Хочется пожелать всем крепкой и искренней веры в Господа, чтобы мы почаще анализировали свою жизнь, вспоминали о том, как много Господь нам дает, и почаще Бога благодарили.

У нас бывает такая ошибка в духовной жизни, когда мы постоянно о чем-то просим. Это было бы, наверное, даже неприятно, если бы мы с кем-то общались, а он нас только просил, просил и просил.

В какой-то момент духовного развития человек понимает, что ему уже не о чем Господа просить, и он начинает только благодарить. Хочу всем пожелать использовать это как ориентир в духовной жизни, чтобы задавать вопрос: как часто мы Бога благодарим?

Стараться искренне молиться, не искать чудес. Когда мы постоянно ищем чудеса, это неправильно. Тогда мы перестаем искать Бога. Нам нужно искать Христа и общения с Ним. Все остальное Господь управит. Иногда надо потерпеть, набраться сил, но все будет хорошо. Божией помощи!

 В этой молитве благодарности будем пребывать едины, как сегодняшний день нас на это вдохновляет.

Ведущий Александр Черепенин, диакон

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X