Беседы с батюшкой. Достаточно ли быть хорошим человеком, чтобы спастись? Священник Алексий Дудин. 11 октября 2024

11 октября 2024 г.

– Тема сегодняшней передачи: может ли спастись просто хороший человек? Это для меня довольно сложная тема. Буквально за час до того, как приехать на работу, я шел по улице, а рядом шли несколько молодых людей с девушками, которые разговаривали между собой. И кто-то из них сказал: «Хороших людей значительно больше, чем плохих». Я подумал, что это прямо к нашей передаче, а потом задумался: что же такое «хороший человек»? Потому что у каждого есть собственное представление о том, что такое «хороший человек». Наверное, существуют какие-то критерии, по которым мы это оцениваем. Что такое «просто хороший человек» и какое он имеет отношение к спасению?

– Действительно, очень важный вопрос. Особенно в наше время, когда есть некая попытка упрощения всего, в том числе тех норм и правил, которые перед нами ставит Церковь. Эти нормы и правила у нас многовековые, и они являются спасительными. Потому что они ограждают нашу духовную жизнь от тех падений, которые в обществе зачастую считаются нормой.

Что значит «хороший человек»? Наверное, это человек, которого мы считаем хорошим. Наше суждение о человеке на чем-то построено. Действительно, как Вы сказали, оно построено на наших жизненных установках. Одно дело – то, что считается хорошим в молодежной среде, а другое – то, что считается хорошим в среде зрелых людей.  А еще бывает совершенно другое – то, что считается хорошим в Церкви. Почему? Давайте попробуем на эту тему порассуждать.

Что значит «хороший человек», с точки зрения Бога? Давайте попробуем к этому вопросу подойти издалека. Наверное, люди готовы принять в сердце слова Священного Писания о том, что ничто нечистое не войдет в Царствие Божие. Рядом с Богом, с чистотой, светом,  радостью, не может пребывать человек грязный, мрачный, унылый. Он диссонирует с Царством Небесным. Ему там самому будет плохо. Поэтому для того, чтобы человеку попасть в Царство Небесное, чтобы он был пригодным для Царства Небесного, нужно к этому приготовиться: очистить свое сердце и стать своим, родным Богу. Также нужно стать сродником для святых, потому что они прежде всего являются наследниками Царства Небесного. Мы знаем, что Господь зовет и ждет всех. Но спасаются и приходят к Богу отнюдь не все люди. Потому что не всем людям Бог нужен.

Суды Господни отстоят очень далеко от человеческих судов. То, что считается высоким у людей, зачастую бывает мерзостью у Бога. Это мы знаем из Священного Писания. Наверное, самая яркая вещь, с которой трудно примириться современному человеку, – это то, что мы должны быть целомудренными. Причем мы должны быть целомудренными не только в своей жизни, но и в своих помыслах. Об это в современном мире многие, к сожалению, спотыкаются. Мы знаем, что огромное количество проблем, претензий, бед в жизни человека происходит от того, что люди не хранят свое целомудрие.

Еще раз повторю: это не только те границы брака, которые необходимо соблюдать, не только та верность, которая понятна и существует между супругами, в том числе и в других религиозных системах. Так, например, в мусульманском мире существуют целые системы определенной безопасности от нарушения супружеских границ. Но Господь от нас требует целомудрия и в помыслах. А это серьезная, тяжелая вещь, которую современному человеку очень трудно воспринять, потому что весь мир как бы пропагандирует свободную жизнь. Но человек должен еще хранить и свои помыслы. Мы знаем, что всякий, кто вожделел в своем сердце, уже любодействует. Поэтому современному человеку очень важно помнить, что такие границы существуют с древних времен и доселе.

В житии святого Василия есть мытарства блаженной Феодоры. Вот на этих мытарствах бесы блуда больше всех похвалялись, что утащили людей в ад. Человек наиболее удобопреклонен к падению именно в этой сфере. Это очень тяжелая сфера для современного человека. Но Церковь здесь должна отстаивать чистоту, и чистоту не только человеческих действий, но и человеческих мыслей. Об это современный человек часто спотыкается. Это очень важный момент.

Мы должны быть не просто хорошими людьми. Мы должны уклоняться от зла, но говорит Господь: уклоняйся от зла и делай добро. Здесь очень важно понимать, что человек должен не только отказываться от зла, но должен быть соработником Богу, соработником Христу.

– Вопрос телезрительницы из Москвы: «Что такое смирение и покаяние?»

– Прежде всего, смирение – это готовность следовать воле Божией, это поиск не того, что хочешь ты, а того, что хочет Бог. В большинстве случаев смирение проявляется в том, что человек ведет себя кротко, не настаивает на своем, не лезет со своим мнением, не усиливается в своих словах. Но бывает смирение, к которому призывает Бог, которое требует от человека активного действия. Например, когда Господь посылал пророков обличить царя, то это было активное действие, и не все пророки были готовы на это идти. Это было небезопасно, но Господь требовал от них этого активного действия. Смирение – это не всегда тишина, безмолвие. В большинстве случаев это тишина, безмолвие, сосредоточенность, но иногда смирение – это активное действие. В любом случае всегда смирение – это следование не своей воле, а воле Божией.

Что такое покаяние? Для современного человека это означает: ты должен написать список своих грехов, пойти к батюшке на исповедь и благополучно отчитаться за свои грехи. На одной из моих первых исповедей в Казанском соборе я принимал одного военного человека, который после исповедания всех своих грехов (причем это было четко, ясно) сказал: «Доклад закончил». Я ему отвечаю: «Доклад принял. Что дальше будем делать?» Дело в том, что покаяние требует от человека изменения. Богу не нужен отчет в наших согрешениях. Бог и так их знает.

Покаяние – это активное изменение своей греховной жизни, когда человек прилагает усилия и с Божией помощью побеждает грех или, по крайней мере, не соглашается с ним. Потому что есть грехи, которые повторяются в нашей жизни из раза в раз и от которых избавиться очень сложно. Даже святые люди, например, многократно каялись и исправлялись в грехе осуждения. Это тот грех, который прямо раздирает наше общество. Таким образом, покаяние – это изменение. Итак, смирение – это поиск и активное исполнение воли Божией, а покаяние есть исправление своей греховной жизни.

Мы коснулись любимой темы осуждения. Она буквально пронизывает наше общество. Господь говорит: не судите, да не судимы будете. Что значит быть праведным перед Богом? Это значит оправдаться перед Богом, найти в себе те благие зерна, которые позволят нам быть Богом помилованными. Человек не может быть праведным постоянно. Любой человек перед Богом согрешает вольно и невольно. Это, к сожалению, происходит ежедневно, постоянно. Но это не значит, что мы не должны прорабатывать наши грехи. Мы должны постоянно проводить работу над ошибками.

В жизни человека бывают определенные ключевые моменты, которые прямо требуют от человека сосредоточенности и строгого исполнения того, что поручил ему Господь. Если человек это делает, то его ключевые поступки в жизни становятся залогом его прощения и принятия в Царствие Божие. Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность. Не то, что он всегда во всем был праведен, а то, что он совершил этот подвиг веры, и Господь этот подвиг веры взял как главное зерно его жизни.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Кто, кроме Бога, вообще может ответить на этот вопрос? В Евангелии сказано: человекам это невозможно, Богу же все возможно. По моему мнению, спастись может не только хороший человек, но даже очень плохой. Вспомните разбойника на кресте».

– Действительно, то, что Вы говорите, – это истина и правда, но разбойник на кресте был спасен не потому, что он плохой человек, и не потому, что ему повезло. Некоторые, особенно протестанты, говорят: зачем напрягаться, мучиться, каяться, зачем поститься? Достаточно воскликнуть: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем», – и будешь спасен, как этот самый разбойник.

Но вот по поводу подвига этого разбойника хотелось бы сказать особо. Ведь зачастую современный человек даже близко не понимает, что совершил этот разбойник на кресте. Этот разбойник был осужден на самую страшную казнь того времени. Распятие было самой страшной, самой позорной и самой мучительной казнью. Потому что смерть на кресте продолжалась в течение нескольких дней. Для того чтобы сделать вдох, человек провисал на руках. Он вынужден был постоянно проворачиваться на прибитых руках и ногах, и это превращалось в бесконечную пытку. Если мы себя вспомним, то даже из-за какой-то ерунды в этой жизни мы часто раздражаемся. В тот момент, когда Христа распяли, все вокруг Него (и второй разбойник) поносили Его.

Так вот, перебороть ненависть и злобу, которые были прямым следствием этих нечеловеческих страданий, было величайшим подвигом. В момент своего самого страшного испытания в этой жизни благоразумный разбойник сумел не уйти в свой эгоизм, не уйти в себя, но увидеть кротость, любовь и смирение Христовы, когда Христос молился за Своих распинателей, просил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают.

И именно в этот момент у Христа оплеванного, униженного, Который с точки зрения того мира был самым слабым в тот момент, разбойник просит, чтобы Он помянул его во Царствии Своем. Он увидел Его праведность, Его любовь. Разбойник понял и принял, что действительно достойное по делам своим приемлет. Где вы видели злодея, который раскаивается, тем более в такой тяжелой обстановке? Он действительно совершил величайший подвиг. Пусть он и не столь долго длился по времени, но это был подвиг величайший.

Уверяю вас, когда мы окажемся на смертном одре и нас будут постигать серьезные испытания, очень тяжело будет довериться Богу в тот момент, прочувствовать милость Божию, не озлобиться. Эти слова, которые родились из покаянного сердца разбойника, были следствием величайшего подвига. Поэтому не надо этот подвиг обесценивать, считая, что ему это легко далось и что Господь за такой малый подвиг первым ввел его в Царство Небесное. Нет; его подвиг был очень велик.

– В Гатчине прошла большая конференция. Не люблю слово «конференция», я бы все-таки сказал, что это была встреча людей, которые занимаются проблемами тех, кого мы называем алкоголиками, наркоманами и так далее. Раньше их вообще называли злодеями. Это служение, которое посвящено проблемам людей, которых мы не любим называть хорошими; наоборот, говорим, что они плохие, потому что пьют и так далее. Вы с ними работаете каждый день из года в год. Для этих людей стать хорошими – сложный труд. Поясните, каким образом мы способны в данном случае и не осуждать, и вместе с тем рассуждать.

– Во-первых, люди, которые занимаются с таким контингентом – бездомными, пьяницами, наркоманами, просто с нуждающимися (как правило, человек, который находится в такой экстремальной ситуации, редко бывает добрым и приветливым; в большинстве случаев он немножко озлобленный и требует долготерпения и внимания), совершают определенный подвиг. Такое христианское служение, служение милосердия – самый короткий путь к исправлению собственных грехов. Тот, кто помогает грешнику свернуть с грешного пути, и его душу спасает, и сам освобождается от множества своих грехов и недостатков. Кто милует других, того и Господь будет миловать.

Как их не осуждать? Это отдельный вопрос. Наверное, самый правильный святоотеческий рецепт в этом случае – разделять грех и грешника. Мы много раз об этом слышали, но трудно это исполнить на практике. Мы все-таки срываемся, если видим, когда человек пьет, и говорим: «Пьяница проклятый! Сколько зла сделал...» Надо говорить: «Человек-то он хороший, но пьет; и я готов принять этого человека, но не готов принять его грех пьянства».

Такие люди не всегда бывают благодарными. Расскажу историю, которая у нас случилась относительно недавно в одном из замечательных приютов Гатчинской епархии. Один человек был бездомным, но получал помощь, ему помогли оформить инвалидность. А он втихаря начал всем вокруг себя подсыпать отраву. Слава Богу, никто не умер от этих сильнодействующих препаратов, которые были у него под рукой. Дело вскрылось. Когда он напился, признался: «Я вас всех ненавижу, всех постараюсь извести». И это несмотря на то, что ему делали добро и помогали. Такое в жизни встречается.

Опять вспоминается образ благоразумного разбойника, который в последний момент раскаялся и попросил прощения у Бога, у Христа, Которому он напрямую ничего злого не сделал; он нашел в себе силы покаяться и попросить прощения. А бывает, люди приходят за помощью и остаются озлобленными на весь свет.

Поэтому работать с такими людьми – это особый подвиг, нужна особая мудрость. И не надо ждать благодарности от них, надо ждать милости от Бога для себя самого, прося: «Господи, я человек недостойный, стараюсь других миловать, помилуй и Ты меня». Это настрой на правильную, спасительную жизнь.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

– Вопрос телезрительницы Ирины из Ярославля: «Как я думаю, хороший человек – это мирское понятие. Это в миру мы так называем людей, судя по каким-то внешним критериям. А у Господа Бога требования более строгие. Но у меня вопрос другой. Я слышала выражение, что к вере приходит тот, кого Господь выбирает. То есть не каждый человек может своими стараниями, своими трудами, своими мыслями прийти к вере, а кого Господь выбрал. Получается, мы перекладываем ответственность на Господа Бога: мол, я плохой, потому что Ты Сам меня не выбрал. Или, может быть, я неправильно понимаю это выражение? Объясните, пожалуйста».

– Сказано в Евангелии: не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Ин. 15, 16). Есть некая ошибка, когда всеведение Божие люди воспринимают как некое предопределение. Давайте посмотрим на самый яркий пример всеведения Божьего, которое при этом не спасло человека. Скажите, мог ли Иуда спастись?

– Мог.

– Я думаю, что он мог спастись. Но таково было его произволение. Не потому, что Господь его избрал на то, чтобы он стал предателем, а потому, что его сердце так легло. Господь знал об этом как Всеведущий, до последнего старался Иуду спасти, пытался достучаться до его сердца. Он спрашивал: «Иуда, лобзанием ли предаешь Сына Человеческого?»

Это, кстати, один из примеров для тех, кто желает быть праведным неким обрядоверием. Мы знаем, что для того, чтобы спастись, нужно ходить в церковь, исповедоваться, причащаться…

– Ставить свечки.

– Ставить свечки, писать записки – это само собой; это все хорошие люди делают. Но как нам относиться к тому, что Иуда причастился – и после этого в него вошел сатана? Представляете, человек приобщился к самой большой святыне! И Господь это дал ему, не остановил его. Например, священник, стоя с Чашей, смотрит, был ли человек на исповеди, спрашивает, готовился ли к причастию. Для чего он это делает? Чтобы человек не повторил этого греха (у Иуды был страшный грех предательства), чтобы всегда подходил к Богу разумно.

Наша праведность, которой ждет от нас Господь, лежит не в плоскости исполнения тех обычаев, которые, в общем-то, лучше нас исполняли ветхозаветные фарисеи. Они исполняли весь закон и предания старцев. Но Господь говорит: если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф. 5, 20). Поэтому наша праведность должна исходить из сердца.  Даждь ми, сыне, твое сердце (Притч. 23, 26). Вот это, пожалуй, самое тяжелое в христианской вере. И это то, обо что люди чаще всего спотыкаются.

Зачастую приходит человек в церковь и просит определенное количество инструкций, которые дадут ему возможность считать себя перед Богом праведным, исполнившим основное. Я как-то общался с людьми и предложил им такую задачу. Представьте себе хорошего человека, который с соседями хорошо себя ведет, помогает им, всегда убирает улицу, стрижет газон, не оставляет за собой мусора, всем мило улыбается. Вот такой замечательный человек, который всем соседям нравится. Но при этом этот человек никогда не вспомнит и не поздравит с днем рождения своего отца, который живет в соседнем городе. Как можно относиться к человеку, который забросил своих родителей? Можно ли его назвать хорошим? Наверное, нет. Потому что наши отношения с родителями – это во многом наши отношения с Богом. Жизнь мы получаем опосредованно через наших родителей.

Если человек, забывший родного отца и родную мать, не может быть в нашем обществе признан правильным и хорошим, то тем более как можно считать правильным и хорошим человека, который забыл своего Небесного Отца, создавшего небо и землю и давшего нам все то доброе, что мы здесь имеем?

– Вопрос телезрителя Николая: «Я много раз слышал, что разбойник попал в рай потому, что раскаялся. Но, наверное, тут другое: он не раскаялся, он просто поверил в Иисуса Христа, в Царство Божие. А все ученики разбежались; получается, они предали Христа, перестали верить, что Иисус Христос – Сын Божий. Мне кажется, разбойник был единственным, кто поверил Иисусу Христу на слово, поэтому попал в рай».

– Я бы с Вами всецело согласился, если бы Христос на кресте проповедовал. Но Христос на кресте не проповедовал. Единственное, что мы слышим на кресте, – Он молился о тех, кто Его распинал, чтобы Господь не вменил им это в грех, потому что они не ведали, что творили. Господь на кресте усыновил Иоанна Богослова Своей Пречистой Матери, а Ее отдал на попечение апостолу Иоанну. Он не проповедовал о Царстве Небесном, не говорил на кресте: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Его проповедь уже свершилась, на кресте совершалось последнее дело: Его жертва, Его искупление, Его страдания.

Разбойник стал свидетелем только действенной проповеди Христа о любви. Христос явил любовь к распинающим Его, явил любовь к окружающим Его апостолам, Своей Пречистой Матери, и именно этой любовью был пленен разбойник. И именно через эту любовь, а не через проповедь он совершил дело своего покаяния.

– Вернемся к вопросу о служении человеку и служении Богу. Я помню, несколько лет назад приезжал владыка Пантелеимон (Шатов), и мы были в доме трудников. Там владыка сказал: «Мы освятим помещение и будем молиться о том, чтобы здесь все было, но если вы, люди, которые здесь живут, не будете молиться, все бессмысленно». Возникает вопрос: насколько может научиться молиться тот, о котором мы привыкли думать, что это не очень хороший человек? Потому что молиться – это труд, который многим из нас неизвестен.

– Может быть, мой ответ прозвучит немного парадоксально, но такому человеку научиться молиться проще. Потому что эти люди действительно достигли дна и видели адскую бездну в своей жизни. Те, кто употребляет алкоголь, наркотики, кто опускается на дно нашего общества, видели и испытали то, что не испытывали обычные люди, привыкшие жить в более-менее комфортных условиях. Поэтому их молитва зачастую более искренняя и более действенная. В этом отношении их молитва похожа на молитву раскаявшегося благоразумного разбойника. И у них молитве даже можно поучиться, потому что они достигли отчаяния и возопили всем своим сердцем, всем своим существом: «Господи, помоги мне».

Без молитвы не может быть праведности, это верно. Как может быть праведность без Бога? Как можно жить без живого общения с Ним, если Он – наш любящий Отец и ждет от нас общения?

Когда мы читаем Священное Писание, Бог говорит нам; когда мы молимся – мы говорим Богу. И Бог жаждет этого общения. Это общение лежит в основе преображения нашего сердца и подготовки его к праведности, к пребыванию в Царстве Небесном.

– Вопрос телезрителя Олега из Санкт-Петербурга: «Батюшка, что Вы думаете о том, что хорошими делами прославиться нельзя? И второй вопрос: между мужчиной и женщиной могут быть отношения, кроме семьи и брака?»

– Первая фраза, по-моему, из песни старухи Шапокляк: «Хорошими делами прославиться нельзя». Действительно, хорошими делами (если они действительно хорошие и совершаются Бога ради) нельзя прославиться. Поясню, в каком отношении. Хорошими делами нельзя прославляться – вот это истинно так. Христос сказал: когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф. 6, 3). В семье, если жена, например, творит какую-то милостыню, пусть об этом не знает даже муж (если, конечно, это не сильно влияет на семейный бюджет, это тоже должно быть разумно). И если муж делает что-то благое, лучше перед женой не хвастаться; максимум можно сказать своему духовнику о том, что делаешь те или иные дела, чтобы духовник мог что-то скорректировать, если нужно. Больше ни перед кем открывать добрые дела нельзя и прославляться добрыми делами не стоит.

Если все-таки есть необходимость в обществе об этом рассказать, то можно сделать так, как будто это доброе дело сделали все. То есть это не я сделал, а мои соратники, неравнодушные прихожане, например. Это дело Господь совершил через меня, грешника, а я не помешал Богу сотворить через меня это доброе дело. Это если есть необходимость рассказать об этом добром деле или служении.

Дело в том, что сейчас часто берут интервью, и мы должны рассказывать о том, что делает Церковь, к чему призывает, какие дела должен творить христианин, в том числе должны показывать всё собственным примером. Господь говорит: по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35). Любовь прежде всего выражается в делах любви, а не только в декларациях: мол, я тебя люблю. Важно, что ты по отношению к другому делаешь, как к другому относишься. Это очень важный момент. Поэтому хорошими делами прославиться можно, а прославляться нельзя.

Что касается «неудобного» догмата христианства, верность и честность должны быть, и они соблюдаются в браке. Согласно «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви», Церковь признает даже брак нецерковный, но этот брак должен быть зарегистрирован государством. Люди должны честно сказать перед другими, перед обществом, что они муж и жена и несут друг за друга ответственность. Такой брак Церковь блудом не считает. Хорошо, конечно, если брак еще освящен таинством Венчания, но это по желанию людей. Люди, состоящие в браке, не освященном таинством Венчания, принимаются в церкви, допускаются до таинств Исповеди и Причастия.

Если же человек в браке не состоит, а использует другого как партнера, то это ложь и, если хотите, воровство. Потому что ты у человека забираешь годы его жизни, не даешь ему найти того, кто взял бы за него полноту ответственности, был бы с ним честен в браке. Сожительство, которое современное общество называет гражданским браком, Церковь порицала и будет порицать, потому что это не соответствует ни заповедям Божиим, ни даже человеческой правде.

– Вернемся к вопросу о социальном служении Церкви. Скажите, Вы перед собой ставите задачу сделать людей просто хорошими людьми?

– Я не ставлю такой задачи, у меня нет таких сил. Вообще любой человек создан Богом хорошим; давайте исходить из этого. Бог плохих людей не создавал. Нет на свете ни одного человека, который родился бы плохим. Человек становится хуже и хуже, если он сам тянется ко злу. Поэтому делать добро – для человека естественно. Людей, которые к нам приходят, чтобы поучаствовать в каких-то социальных проектах или в служении милосердия, мы всегда принимаем. И очень многие через служение ближнему познают Бога и приходят ко Христу. По сути, это основная радость и основная цель служения милосердия. Служа ближнему, ты служишь Богу, а через служение Богу потихонечку приходишь к Нему, Он для тебя открывается, и ты становишься не просто хорошим человеком с точки зрения этого мира, а постепенно познаешь Бога как своего Отца.

Быть просто хорошим человеком – это одно, а быть сыном или дочерью Отцу Небесному – это совершенно другой уровень, и именно этого от нас ждет Господь. Мы к этому стремимся, в том числе через наши добрые дела.

Любовь, к которой мы все призваны, является наивысшей христианской добродетелью. В сердце человеческом она не появится сразу. Не получится так, чтобы человек вечером помолился: «Господи, сделай меня добрым, любящим и смиренным», – а утром проснулся добрым, любящим и смиренным. Мы к этому идем постепенно, и наша жизнь в этом деле раскрывается.

Святые отцы говорят: если в тебе нет еще любви, делай дела любви. Дела милосердия, дела любви являются прямым путем к исправлению сердца. И здесь очень важно понимать, что человек делает и ради кого делает. Для этого Церковь транслирует традиции православного милосердия.

Если взять западную традицию, почему человек делает добро, с точки зрения западного обывателя? Потому, что у него есть чувство делания добра, и он этим чувством делания добра, чувством своей значимости, своей особенности, что он такой молодец, питает свою душу. Таким образом, как говорит западная традиция, человек получает свою награду. И люди делают добрые дела потому, что им это приятно.

У нас наоборот: мы должны научиться посвящать наше добро Богу. Господь о чем говорит? Что сделал – об этом не хвастай, сохрани это в тайне. Тебе не хочется, а все равно помоги человеку.

Доброе дело зачастую бывает интересно, пока оно в новинку. Когда человек первый раз идет кормить бездомных или посещает больных, он как на крыльях летит, ему интересно это новое делание. Потом он видит одни и те же лица и не всегда видит плод своего доброго делания. Истинное служение Богу начинается тогда, когда человек делает дело не ради собственного тщеславия, не ради ощущения, что делает что-то доброе, а именно ради Христа. Вот это особо ценно. И это Церковь хранит и несет людям.

– В школе волонтеров есть такой лозунг: если помогаешь людям ради себя, то буквально через месяц перестанешь быть волонтером; когда научишься служить не себе, а людям, тогда станешь настоящим волонтером.

Если говорить о прошедшей конференции, то как сейчас складывается ситуация со служением милосердия?

– Конференция, которая прошла, дала некое отдохновение и радость, потому что мы увидели огромное количество соработников Божиих. Приехали люди из девятнадцати епархий и рассказывали о том, как они служат ближнему. Это такой пример, который, во-первых, дает смирение: ты видишь, что не только ты один такой хороший, что таких много. Причем у других людей эти проекты более продуманные, более совершенные. Это дает и радость, и рост, и смирение. И возникает чувство, что Господь никогда не оставит нас и Церковь Христова всегда будет плодоносить, приносить плоды добрых дел, спасая наших людей.

Поэтому, Господи, благослови нас на все доброе и полезное; научи нас истинно творить Твои добрые дела, а мы пойдем за Тобой. Как говорили апостолы, мы рабы неключимые. Мы все неключимые, все никудышные, все ошибаемся, но что можем сотворить, то должны сотворить Господа ради.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает член Епархиального отдела по делам молодежи, ответственный по работе с молодежью в Домодедовском благочинии Московской епархии, настоятель Никольского храма села Лямцино Домодедовского района протоиерей Александр Трушин.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X