В студии настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове в Санкт-Петербурге протоиерей Вадим Буренин.
– Сегодня будем говорить на тему: свобода в Церкви. Она может подразумевать несколько аспектов. Первый: Господь создал нас свободными людьми, и такими мы и должны быть в Церкви. С другой стороны, это может быть вседозволенность, когда я чувствую себя настолько свободным, что считаю, что со своей молитвой могу входить в любой монастырь. И третий момент: это может быть свобода от Церкви. Все эти аспекты так или иначе могут быть в контексте нашей темы. Вы вошли в Церковь ребенком и, наверно, в то время не думали о свободе. Что для Вас значит понятие свободного человека в Церкви и свободы в Церкви в общем смысле?
– Когда ты ребенок, то, как правило, еще не являешься рабом греха. У тебя нет таких пороков, которые бы вносили какие-то комплексы в твои взаимоотношения внутри Церкви. Ты совершенно свободен в прямом и переносном смысле. Ощущаешь себя уютно и комфортно. В этом отношении Господь говорит: будьте как дети. Ребенок в церкви не чувствует никакого дискомфорта. Конечно, если это ребенок из здоровой семьи во всех смыслах этого слова.
Но бывают и больные дети. У нас в храме неоднократно были больные дети, в том числе онкобольные, и каждый раз мы относились к ним с любовью и наблюдали, насколько ребенок, несмотря на свои серьезные переживания, боли, страхи, в церкви оттаивает и чувствует себя действительно очень и очень благодатно. Это очень важно. Здесь как раз и раскрывается тайна Святой Троицы. Священник каждый раз молится и произносит, что человек получает благодать Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа. И это делает человека человеком. В нем есть образ Божий. Таким образом, находясь в Церкви, человек может достигать богоподобия.
Совсем недавно мы молились святым мученицам Вере, Надежде и Любови. Эти три девочки были так воспитаны мамой, что чувствовали, что без Церкви не смогут жить. Они не могут отказаться от Церкви, не могут отказаться от веры в Бога. Эта тайна Святой Троицы, которую они прочувствовали, позволила им стать настоящими свидетельницами истины перед лицом вечности, перед Богом и людьми.
Очень важно, чтобы человек везде оставался самим собой, таким, какой он есть на самом деле. И если человек не раб греха, свободен от него, то он несет величайшую ответственность, которая дана ему Богом. Свобода для него величайшая ответственность. И эти девочки настолько прочувствовали эту ответственность, что для них стала невозможна жизнь на земле без Творца и Создателя. Дети могут свидетельствовать об истине, причем в совершенно разном возрасте. И свидетельствовать так, что этому могут удивиться и многие взрослые люди и начать брать с них пример в этом твердом вероисповедании. Об этом строки Священного Писания: будьте как дети.
– Вопрос от телезрителя Димитрия из Гатчины: «Молодежь зачастую боится переступить порог храма. Они считают, что столкнутся там со множеством запретов, что у них не будет свободы. Как родителям объяснить детям то, что в Церкви не запреты, а радость общения с Богом?»
– Я сам многодетный отец, приходил в общеобразовательную школу и проводил внеклассные занятия у своих детей. И каждый раз приглашал ребят посетить храм, рассказывал его историю. Кстати, сегодня 270 лет со дня рождения императора Павла I. Каждый раз рассказывая на приходе историю самого прихода и тех православных людей, которые в нем молились (это и Александр Васильевич Суворов, и Александр Сергеевич Пушкин, и многие-многие наши великие соотечественники), я знакомил ребят с величайшей историей и нашего государства, и Русской Православной Церкви. Многие важные события происходили и происходят именно при участии Церкви и священнослужителей. А после были чаепитие и беседа. У ребят была возможность задать нам вопросы. И в таком живом общении происходило воцерковление очень и очень многих. В нашем городе есть и другие настоятели, которые так же, как и я, приглашают школьников в храм, в собор, в монастырь и рассказывают именно о том, что является важным: о нашей истории, вере, культуре. И таким образом они способствуют тому, чтобы люди, на сегодняшний день боящиеся зайти в храм, может быть, сомневающиеся или имеющие какие-то другие обстоятельства, познакомились с Русской Православной Церковью.
Я предлагаю школьникам и учащимся колледжей прийти к нам в храм. Приходят совершенно юные ребята, мы с ними общаемся, беседуем. И сами приходим к ним. Мы не должны только молиться в храме. У нас есть возможность приходить к представителям нашего общества и общаться с ними, предлагать познакомиться с нашими приходами, соборами, монастырями.
– Вопрос от телезрительницы Елизаветы из Гомеля: «Как поступать с детьми и внуками, если они не хотят ходить в церковь, не хотят молиться и больше интересуются земной жизнью? Надо их оставить в покое и уповать только на волю Божью?»
– Мы постоянно сталкиваемся с этими ситуациями. Всех нас интересует земная жизнь. Мы не можем, живя в обществе, быть в стороне от него. Нас интересуют разнообразные события, которые происходят вокруг, нам нужно отвечать на те или иные вызовы. И мы стараемся отвечать, осуществляя и открытое социальное служение, и просветительскую, миссионерскую, катехизаторскую деятельность.
На сегодняшний день представители Церкви прикладывают все усилия, какие возможно приложить в тех или иных условиях, чтобы свидетельствовать об истине. И каждый раз, когда необходимо побеседовать с теми людьми, которые ничего не хотят слышать о Боге, если они согласны, мы, безусловно, беседуем. В домашних условиях у всех есть возможность за чашечкой чая поговорить о том, что является действительно важным. Более того, в какой-то момент можно познакомить своих родных и близких с теми или иными важными событиями, которые происходят в том числе и в жизни нашей области.
Недавно мы совершали память святого благоверного князя Александра Невского. В Санкт-Петербурге были организованы прекрасные выставки, различные мероприятия, лекции. Была возможность посетить не только Александро-Невскую лавру и те или иные храмы, но и музеи, услышать информацию, которая поможет задуматься о том, что является действительно непреходящим. Поэтому не проходите мимо того, что может и вам оказать определенную помощь и содействие. Если вы посетите ту или иную лекцию или мероприятие вместе со своими родственниками, тем самым и сами духовно обогатитесь.
Сегодня, например, в Павловском дворце начинается цикл лекций, посвященных Павлу I. Послезавтра, 5-го числа, состоится первая лекция. Есть и много других возможностей постараться донести до своих родных и близких истину Христову. И здесь надо и самим приложить определенные усилия, может быть, что-то почитать, с чем-то познакомиться, постараться так донести до других свою веру, чтобы родные сказали, что им это действительно нужно, что эта информация принесет им пользу. Уповать только на то, что я что-то кому-то порекомендовал, а он после этого должен куда-то пойти и что-то начать делать, по меньшей мере, странно. Чтобы человек, тем более взрослый, духовно преобразился, нужно приложить значительно большие усилия. Даже апостол Павел после своего обращения ко Христу определенный период времени получал духовное вразумление, наставление. Это является очень и очень важным. И для этого нужно определенное время. И намерение благое. Человек действительно имеет свободу выбора. И он должен свободно выбрать Бога, выбрать добро, совершенствоваться в этом добре. И когда человек направляет эту свободу в мирное русло, то действительно получает от Бога, как говорил Серафим Саровский, благодать, то есть Божественную энергию и силу, и дальше творит те дела, которые являются делами Божьими. Наоборот, человек, который добровольно выбирает не Бога и правильную жизнь с Ним, а какое-то зло, насилие, сам лишает себя свободы. В момент этого выбора он отказывается от свободы, ведь она есть только в Боге. Когда человек совершает какие-то поступки, за которые потом может быть мучительно больно, он становится рабом, заложником греха, какой-то страсти, того, что уводит его от Бога.
Бывает и такая ситуация, когда человек понимает, что у него есть сильная страсть. И он пытается ей противостоять. Например, он страдает от алкоголизма и понимает, что ему нужна помощь, и просит ее у Бога. Но у него уже развилась химическая зависимость, ему в значительной степени трудно, потому что есть какие-то рефлексы, сложившиеся десятилетиями. Здесь очень важной является помощь человека, который находится рядом. Неоднократно у нас были такие случаи, когда тот, кто был рядом, своей праведной жизнью из десятилетия в десятилетие своей кротостью, терпением и смирением способствовал тому, что находящийся рядом близкий действительно духовно преображался, отказывался от той или иной страсти и жил дальше в Боге совершенно свободно, ревностно, ощущая себя счастливым. И в церкви он чувствовал себя комфортно, уютно, благодатно.
– Мне пришлось очень много общаться с людьми, которые ушли в протестантизм. И практически всегда история одна и та же. Либо батюшка, либо свечница сказали что-нибудь резкое про внешний вид. Одна девушка рассказала, что ушла потому, что не чувствовала свободы. Священник сделал ей замечание по поводу брюк, а она ответила, что христианство не зависит от того, ходишь в брюках или юбке. Люди уходят из православной веры именно по той причине, что не ощущают себя в той степени свободы, которая связана с одеждой, с такими, может быть, не самыми главными постулатами в поведении. К сожалению, так происходит. Что Вы можете сказать об этом?
– В Санкт-Петербургской епархии при катехизаторских курсах есть возможность пройти обучение и свечницам, и сотрудникам храма, чтобы познакомиться и с православным вероучением, и с теми нормами поведения, которые должны быть в храме. Конечно, никакое хамство, никакая грубость в церкви совершенно неприемлемы. Но действительно бывают какие-то непростые ситуации, когда те же самые свечницы, может быть, в дни, когда очень много людей, устают и начинают вести себя как у себя дома на кухне или во дворе, при этом находясь в храме, где должны оставаться настоящими православными христианами. Здесь необходима работа человека над собой. И духовенство должно помогать своим сотрудникам, тем, кто трудится на приходе, осуществлять свое служение во всяком благочестии и чистоте. Это задача, которая стояла, стоит и будет стоять в будущем, потому что люди, которые приходят из светского общества, нуждаются в серьезном воспитании и духовном обучении. Я очень рад, что это имеет место у нас в Санкт-Петербургской митрополии. Дай Бог, чтобы так было и в других местах.
И действительно, посещая разные храмы за пределами нашей епархии, я периодически слышу, как та или иная свечница или сотрудница разговаривают с людьми. И иногда приходится проявить свою любовь к человеку и тихонечко, спокойно попробовать объяснить, что такое хорошо, что такое плохо, как в данный момент правильно вести себя в храме. И надо сказать, каждый раз я сталкивался с пониманием; и очень надеюсь, что и те, кто нас слышит сейчас, постараются тоже проявить искреннюю любовь к тому или иному человеку. С любовью, кротко, без хамства и грубости постараются что-то объяснить…
Бывают и такие ситуации, когда начинается перебранка между людьми. У людей недопонимание, что они находятся в своих мыслях и переживаниях и не проявляют того, что нужно. И опять-таки в этот момент можно совершенно спокойно людям напомнить, что они находятся в храме Божьем.
Кроме того, нередко бывает, когда люди приходят в храм и начинают разговаривать. Если хочется побеседовать, пригласите друг друга в гости. Если далеко ехать или какие-то другие сложности, можно посидеть на скамеечке рядом с храмом или в парке. У нас на приходе для этого есть церковный дом. Всегда можно найти место, где есть возможность пообщаться, было бы желание. А когда мы приходим в храм на богослужение, то должны молиться единым сердцем и едиными устами. Мы наблюдаем по телевидению, как служит наше священноначалие, это красивые торжественные молитвенные духовные богослужения, которые наполняют всех верующих той радостью, которую испытывает человек, когда совершается соборная молитва.
– Я ощущаю себя в церкви свободным человеком, но при этом должен все-таки быть дисциплинированным. Какими законами нужно руководствоваться с теми, кто ведет себя не так, как не высказывать им этого и так далее? Свобода – это осознанная необходимость. Но тогда получается, это не столько свобода поведения, сколько свобода по отношению к другим людям. То есть прежде всего я должен принимать других людей свободными, а только потом себя. Или как?
– Когда человек приходит в какое-нибудь медицинское учреждение, он приходит с тем, что ему здесь могут оказать помощь, и верит в то, что она действительно будет оказана. Но ему там могут нагрубить или нахамить.
– Да, вполне.
– Или просто сказать: придите-ка в другой раз. Документы не подготовлены и так далее. Но мы понимаем, что здесь оказывается помощь... Так и когда мы приходим в полицию. Независимо от того, какой там сотрудник, человек точно знает, что здесь представитель правопорядка и те действия, которые нужно сделать в правовом поле, совершаются именно здесь. Это точное понимание.
И когда человек приходит в церковь, он тоже должен понимать, что пришел к Богу, поэтому именно Господь и управит то, с чем он пришел. Главное, чтобы человек тоже приложил усилия. И если он начинает это делать, Господь будет помогать. Так начинается соработничество с Ним. И это является очень важным. Господь помогает каждому человеку в том, что пойдет ему на пользу. Свои действия человек обязательно должен согласовывать с волей Божьей. И когда он поступает в соответствии с вероучением и идет по тому пути, который ведет в Царство Небесное, все произойдет так, как должно. Бывают трудности, сложности, но, преодолевая их, человек доказывает и Богу, и в том числе самому себе, что он и дальше с помощью Божьей будет достойно проходить свой земной путь.
– Вопрос от телезрительницы Ирины из Ярославля: «Действительно, если в церкви что-то не понравилось, показалось обидным, батюшка или работники сказали что-то не так, многие говорят, что нужно пойти в другую и найти такого батюшку, который будет по душе. Я считаю это неправильным. Это своего рода испытание. Вот такой человек попался на твоем пути, и это надо воспринимать как должное. Может быть, я ошибаюсь».
– Хорошо, когда есть такая возможность, как у Вас в Ярославле, пойти в один храм, в другой и пообщаться с разными священниками. Это возможность действительно обрести того пастыря Церкви, который, на Ваш и его взгляд, сможет оказывать Вам духовную помощь. Это является немаловажным, потому что бывают такие ситуации, когда люди чувствуют неприятие друг к другу. Священнику тоже может быть сложно общаться с тем или иным человеком, потому что у них совершенно разный уровень. Скажем, человек спортсмен, а батюшка больше любит культуру, театры, выставки. Может быть, он даже пришел из этой среды. И тут будут определенные сложности во взаимоотношениях. А другой батюшка бывший спортсмен. И он хорошо понимает другого спортсмена и сможет в той или иной ситуации дать правильный духовный совет, потому что пережил в жизни все то, что сейчас переживает этот человек. Таким образом он окажет ему максимально возможную духовную помощь в данной ситуации. Поэтому не стоит пренебрегать большим количеством духовенства. В больших городах это милость Божия, когда тот или иной человек имеет возможность, пообщавшись с разными священнослужителями, обрести для себя того, общение с которым пойдет на пользу его душе. И священник тоже, общаясь с человеком, прикладывает усилия, чтобы максимально ему помочь.
Бывают ситуации, когда действительно людям сложно определиться. Тогда нужно молиться и просить Бога, чтобы Он помог, вразумил и управил. И верить в то, что Господь, как Человеколюбец, действительно из Своей неизреченной Божественной любви окажет нам помощь и содействие. И мы потом будем сами удивляться, как Он все дивно устроил. Я неоднократно слышал о том, как Господь помогал людям; эта помощь спустя какое-то время становилась очевидной, и люди обращались к Богу и священнослужителю с огромной благодарностью.
В то же время мы должны не забывать о том, что жизнь Церкви весьма многогранна. Да, некоторые люди уходят из Церкви. И в Священном Писании говорится: чтобы зерно могло произрасти и принести плод, в обязательном порядке необходимо, чтобы оно упало на добрую почву. Человек должен быть основателен, должен желать познакомиться с истиной, несмотря ни на какие трудности. Если у человека куплен билет в театр или на какое-то представление, на поезд, а погода плохая, он все равно попытается добраться туда. А в Церкви мы приходим к Господу, Который пошел на крестную смерть ради того, чтобы мы имели вечную жизнь вместе с Ним. Он купил нас ценой Своей собственной крови. Понимая и осознавая это, мы должны дальше жить и трудиться в Церкви. Когда мы так пребываем в Церкви, Главой которой является Христос, то пребываем в полной свободе. Более того, эта свобода дает нам возможность всем вместе единым сердцем, едиными устами служить нашему Господу.
Когда же человек в церкви чувствует дискомфорт, так как ему не нравится общение со священником, то это какое-то внутреннее расстройство. Или свечница посоветовала подойти к батюшке. Или он сказал, что нужно обязательно молиться, читать утренние и вечерние молитвы, приходить на богослужения, а человек говорит, что у него работа, дела семейные и так далее. Просто нет времени на все на это, но при этом он хочет, чтобы у него в жизни было все так, как ему хочется. Здесь как раз проявляется определенная греховность, нежелание человека преодолеть ту греховную ситуацию, которая у него есть. Когда человек раздражен от того, что ему посоветовали что-то, это не является нормой. Так человек сразу лишает себя свободы. Это раздражение не дает ему возможности дальше пользоваться той свободой, которая есть в Боге. Он ограничивает себя. Ему посоветовали молиться, а он говорит, что у него нет времени. Посоветовали побеседовать с батюшкой, но он отказывается, потому что занят. То есть человек сам ставит себе определенные рамки, заборчики и тем самым лишает себя свободы внутри Церкви. И дальше он уже не имеет возможности этой свободой пользоваться, потому что она есть только в Боге.
Непонимание того, чего человек лишает себя, очень страшно. Потом это ограничение идет дальше: у человека помимо раздражения появляется обида и осуждение. И это все действует на психику, на человеческую душу и тело. И вместо того, чтобы получить благодатную помощь, Божественную энергию и силу, человек сам себе наносит вред. Это не свечница или священник что-то там сказали... Сам человек воспринимает то, что ему сказано, именно таким образом. Тот, кто хочет обидеться, обидится. А если человек не хочет обижаться, а хочет решить проблему, он будет пытаться это делать. И раз он пришел в церковь, то попытается решить ее именно так, чтобы это было во славу Божию.
У человека также может быть какая-то внутренняя убежденность: зайду на всякий случай в церковь, чтобы убедиться, что и здесь ничего не получится. Подобного рода вещи тоже имеют место. И они, конечно, совершенно недопустимы. Это говорит как раз о том, что на сегодняшний день мир нуждается в том, чтобы Церковь постоянно свидетельствовала об истине и говорила о том, что есть грех, как правильно поступать, как правильно вести себя. Это не должно быть потаканием страстям. Если человек пришел в храм, ему не понравилось, как там что-то сказали, и он отходит в сторону, то это его личное желание. Остается только перекреститься и помолиться: «Господи, помоги, вразуми и просвети этого человека». Это тоже является очень важным. А еще лучше помолиться вместе.
Ведущий Глеб Ильинский
Записала Анна Вострокнутова
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает член Епархиального отдела по делам молодежи, ответственный по работе с молодежью в Домодедовском благочинии Московской епархии, настоятель Никольского храма села Лямцино Домодедовского района протоиерей Александр Трушин.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. День за днем. Каждый день как подарок Божий
У книжной полки. Достоевский – знаток души человеческой
Воскресные беседы. Праведный Иаков Боровичский
Православный словарь. Великая суббота
Кулинарное паломничество. Салат «Покровские беседы». Храм Рождества Христова села Беседа
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!