Беседы с батюшкой. Светлая седмица

6 мая 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святых равноапостольных Константина и Елены протоиерей Михаил Браверман. 

− Наверное, в эти дни нет ни одного человека, не наполненного радостью о воскресшем Христе. Даже люди, которые еще, как говорится, не вошли в церковную ограду, наверное, чувствуют пасхальную радость православных христиан и каким-то образом приобщаются к ней. Во время ночной службы крестный ход – это всегда очень большое событие. Но раньше после крестного хода в храм возвращалось очень мало людей. Сейчас ситуация коренным образом изменилась: сколько людей ушло на крестный ход, столько возвращается обратно в храм. Скажите, пожалуйста, Светлая седмица только для православных христиан или для всех людей?

− Господь Иисус Христос есть Бог всех людей. К сожалению, не все об этом знают, но, по слову апостола Павла, Христос есть Спаситель всем человеком, паче же верным. Поэтому все люди призваны войти в радость Христова Воскресения. Одни люди еще не знают о задаче всей своей жизни, другие только на пути к ней. А задача всей жизни − спасение, которое даровано нам Христом Богом. Он всегда дарует нам Самого Себя в Своей Церкви.

− Но дело спасения – это единоличное дело. Мы говорим, что Христос – мой личный, персональный Спаситель. Насколько это правильно?

− Это правильно. Но насколько спасение − дело индивидуальное и личное, настолько оно и общее дело. Человек живет внутри социума. Самая главная служба Православной Церкви называется «литургия». Это греческое слово, которое означает общее служение людей Богу, общее служение Бога и человека. Спасение – вопрос индивидуальный, потому что каждый из нас делает свой выбор. Но спасение – это и дело всей Церкви, потому что в Церкви мы все сообща исповедуем Бога своим Отцом Небесным (мы и в молитве говорим: «Отче наш»). Наше спасение даровано в Церкви. В ней мы призваны найти свою подлинную личность, которая раскрывается через наше отношение к Богу и ближнему. В Церкви мы призваны научиться видеть в других людях своих братьев и сестер. Человек и одинок (он рождается и умирает в одиночку), и является частью Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.

− Часто мы думаем, что прошла Светлая седмица, наступила антипасха в воскресенье  – и Пасха закончилась.

− А она только начинается. Светлая седмица – это продолжение празднования Пасхи: особенные службы, ежедневные крестные ходы. Но воскресший Христос Бог был сорок дней со Своими учениками, поэтому и мы празднуем Светлое Христово Воскресение сорок дней. Период Светлой седмицы особый, радостный: мы размышляем о тайне нашего спасения, о тайне воскресения и участвуем в радости воскресения; мы входим в радость нашего Господа; о воскресении Христа Бога ликует весь мир − и ангельский, и человеческий.

Пасха – исполнение Божьего служения, Божьего воплощения. Когда в Великую Пятницу на Кресте Господь сказал: «Свершилось», это относилось не только к окончанию Его земного пути. Свершилось еще и предвечно уготованное Богом спасение. Всеведущий Бог знал судьбу человека прежде его сотворения. Богу было ведомо, что человек подпадет под власть греха, станет смертным. Чтобы вернуть человека Богу, чтобы во Христе даровать человеку вечную жизнь, Сам Сын Божий должен был воплотиться в этом мире. А в мире греха воплощение подразумевает и крест, и смерть. Все это и определил Предвечный Божий Совет.

Воскресение – это исполнение чаяния всего Ветхого Завета (ожидание Христа Спасителя).  Воскресение – это  завершение спасительного подвига Божьего Сына. Это основа нашей веры. Апостол Павел так и говорит всем нам: если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна, потому что только вера во Христа, Который победил смерть воскресением, дает человеку уверенность, что любая неправда и любое зло (грех, смерть) уже побеждены Христом и будут побеждены в грядущем Христовом Царстве. Святитель Григорий Палама говорит, что мы все уже участвуем в воскресении Христа (потому что сейчас в земной жизни мы становимся причастниками Христовой благодати и победы Христа над смертью через святое причащение) и будем участвовать в Его воскресении потом (потому что мы чаем воскресения мертвых и жизни будущего века и являемся причастниками Его грядущего Царства). Поэтому есть смысл радоваться, жить, развиваться и двигаться вперед.

− Храм, который вы строите во имя иконы Божьей Матери Порт-Артурской, находится в очень большом жилом массиве. Вокруг вашего храма стоят огромные дома, в которых живут десятки тысяч людей. Я даже подумал, что ваш храм не вместит всех людей, и они будут стоять на улице. Но часто так бывает, что храм стоит среди больших жилых домов, а прихожан в нем очень мало. Скажите, пожалуйста, почему так происходит? По причине того, что Церковь неспособна донести слово Божие? Или люди, ради которых служится литургия, не считают нужным посещать храм? Как Вы считаете, почему даже в Пасху, когда даже самые равнодушные люди приходят в храм, такое происходит?

− Наша община святых равноапостольных Константина и Елены начала строить новый храм в честь Порт-Артурской иконы Божьей Матери именно потому, что мы видели, как люди в наших спальных районах нуждаются в новом храме. Действительно, в наш храм в воскресенье трудно войти. Люди для участия в таинствах стоят в очереди на улице. Так что если бы им не нравился храм, они бы не приходили.

Почему проповедь о воскресшем Христе остается невостребованной для многих наших современников? Кто составляет Церковь? С одной стороны, святые и ангельские силы, с другой − мы. О себе мы прекрасно знаем, что мы грешники. Наша евангельская проповедь не наполнена подлинным смыслом и подлинной любовью, поэтому она не воспринимается людьми. Это наша вина как проповедников Божьего слова, как священнослужителей. Но те, к кому мы обращаем проповедь о воскресшем Христе, тоже являются грешниками. Человек в современном мире может быть глухим по отношению к Богу и Евангелию: ему кажется, что его жизнь – это только видимый материальный мир и виртуальный мир в компьютере или мобильном телефоне.

Чтобы жить подлинной духовной жизнью, а не делать из нее бутафорию, необходимо нуждаться в Боге. То, что нам нужно, есть у Бога: вечность, победа над грехом, совершенная любовь. В этом нуждаются все люди. Не все могут ответить на вопрос, что же на самом деле нужно человеку. Ему нужна жизнь, а полнота жизни – это Сам Христос Бог.

− Вопрос от телезрителя: «Как молиться у распятия? Благодарить, каяться, просить силы, веры и любви к Богу?»

− Все правильно. Наша молитва – это и плач по Богу, и сокрушение сердечное, и благодарение Бога за то, что Христос Господь умер за наши грехи, взошел на Крест и пролил Свою Кровь. Еще молитва – это просьба обо всем благопотребном. Когда мы обращаемся к Спасителю (или Деве Марии Богородице) перед Его иконой, то икона для нас – это окно в духовный мир. Когда мы стоим перед Крестом (или осеняем себя крестным знамением), мы обращаемся к непобедимой силе Животворящего Креста Господня, которая есть благодать Самого Господа Иисуса Христа. Он сделал крест из орудия осуждения орудием нашего спасения. Перед Крестом мы стоим с благоговением, с благоговением и любовью осеняем себя крестным знамением, с благоговением и любовью перед сном мы целуем нательный крест, выражая любовь ко Христу Спасителю. Крест являет нам спасительную любовь Сына Божия, ставшего еще Сыном Человеческим.

− Мы слушаем в храме Евангелие, но когда выходим из храма, зачастую даже не можем сказать, о чем было евангельское чтение.

− Мы слышим слово Божие, и оно, как семя, падает на определенную почву – наше сердце. И от нас самих зависит, как мы это слово евангельской проповеди храним, как над ним трудимся.

Царство Божие нудится, то есть приобретается трудом. О каком принуждении, труде Господь здесь говорит?

Иго Мое благо, и бремя Мое легко. Иго и бремя Христа – это поучение в Его законе, в Его заповедях. Человек – существо духовно расслабленное, духовно ленивое (каждый из нас по себе знает, как тяжело дается молитва и как легко просидеть 2–3 часа перед телевизором или экраном компьютера). Молитва действительно требует духовного напряжения, нашего волеизъявления. Когда мы понимаем, что молитва – это высшая ценность, высшее призвание человека (потому что мы, маленькие люди, обращаемся к Богу − Владыке вселенной, Творцу мироздания; славим Бога, называем Его Небесным Отцом, Сына Божьего называем нашим Спасителем, Духа Святого – Господом Животворящим), тогда нам легче понемногу справляться со своей ленью. Мы духовно поврежденные люди. Чтобы жить подлинно духовной жизнью, нам необходимо волевое усилие (душевное и физическое).

− Я столкнулся с таким мнением, что Великим постом бывают большие искушения (особенно на Страстной седмице)…

− У кого искушения? Обычно когда человек начинает молиться больше, чем в обыденной жизни (а все христиане призваны Великим постом совершать пусть небольшие, но какие-то духовные подвиги), тогда он подвергается искушениям как внутренним, так и внешним.

− Это естественно. Но мой собеседник сказал, что особенно сильные искушения происходят с православным христианином именно во время Светлой седмицы по причине оставления молитвы, потому что все хорошо, мы радуемся, все время говорим: «Христос воскресе!»

− И это тоже молитва.

− Мы оставляем домашнюю молитву. Насколько прав мой собеседник?

− Мне так нравится, когда обычное молитвенное правило (в том числе правило перед святым причащением) заменяется прочтением службы пасхальных часов. Это замечательная служба, к которой можно возвращаться в течение всего церковного года (не только в пасхальный период). Но Ваш друг говорит совершенно правильно. Очень многие люди расслабляются. Пасха – это определенный рубеж, но надо помнить, что наша Пасха, наше воскресение еще впереди. Праздником Пасхи все не заканчивается, а только начинается.

Какие прекрасные службы на Светлой седмице у нас служатся! На Божественной литургии наш храм полон, потому что люди хотят прийти и прославить воскресшего Христа; хотят, несмотря на дождь, участвовать в крестном ходе. Замечательно, если мы поймем, что наши обязанности быть христианами в этом мире с Пасхой не только не исчезают, а, наоборот, приобретают особую полноту. Конечно, очень легко скатиться в праздность (а за ней следует уныние). Надо помнить, что наша жизнь – это ежедневный труд (в том числе духовный): мы учимся молиться, благодарить и любить Бога и, соответственно, учимся радоваться о Воскресении Сына Божия.

− Вопрос телезрителя: «Я хотел бы знать конкретное условие нашего спасения в современном мире. Тот разбойник, который был справа от Христа распят, в храм не ходил, не причащался, не исповедовался, но при этом оказался в раю. Можно и исповедоваться, и причащаться каждый день, но при этом быть первым претендентом в адские обители».

− Все определяется не внешним деланием, а нашей мотивацией и чувствами, тем сердечным расположением, с которым мы осуществляем то или иное духовное дело. Более того, человек – существо динамическое: сегодня он может быть праведником, а завтра − духовным преступником.

Господь Бог знает, как сложится наша жизнь. Иуда был учеником Христа Спасителя и удавился. Павел был гонителем христиан, а потом более других потрудился на ниве благовествования Христова. Поэтому будем молиться, чтобы мы каждый день, просыпаясь, помнили, что проснулись для жизни со Христом; каждый день, засыпая, помнили, что мы предаем дух в руки Отца Небесного. Каждый день мы учимся быть христианами. Это очень тяжелый путь − ходить всю жизнь в храм, а оказаться с Богом только на кресте. Есть пути гораздо более удобные для осуществления своего спасения.

− Удивительно, как к нам обращается Господь, когда мы сейчас на Светлой седмице слушаем евангельские чтения, Деяния. Мы слышим в них о том, что Господь даже намерения наши целует (только если это не намерения греха). Мы очень грешные, но вместе с тем у нас существует тяга к Господу. Во всех ли людях она есть?

− Не знаю. Знаю только, что всех людей Господь создал для Себя. Человек не автономен, и счастье человека, реализация его жизни, конечно, возможны только в Боге. Но человек, как мы сказали, изначально поврежден грехом: он уже приходит в мир удобопреклонный к греху, как говорили святые отцы. Более того, человек сам себя еще больше повреждает своими грехами, поэтому, конечно, он может заглушить в себе естественную тягу к Богу.

Человек есть образ Божий, но он в нас затемнен. Причем он может быть затемнен настолько, что светлые краски образа Божия уже не просматриваются. Но Господь даровал нам покаяние. Мы во время Великого поста слышали о величайшей грешнице, которая стала великой святой, праведницей. Слава Богу, что есть путь покаяния, изменения, преображения.

– Сорок пасхальных дней, которые нас ждут, могут стать особым этапом научения.

– Конечно, вся жизнь в конце концов есть не что иное, как возрастание и научение. Когда мы достигнем каждый своей меры, то какой смысл оставаться здесь дальше?

– Возникает еще один вопрос. Мы думаем о том, что Пасха до Вознесения: Воскресение Христово заканчивается  Вознесением. Но дальше мы живем как-то по-другому.

– Каждый воскресный день есть воспоминание о самом главном событии мироздания.

– Малая Пасха.

– Даже своим названием каждый воскресный день свидетельствует о том, что мы пришли в храм прославить воскресшего Христа Спасителя. Просто в церковном календаре мы переживаем основные вехи, этапы, события жизни Христа Спасителя. Все, что происходило со Христом Спасителем, касается нас, христиан. Если сорок дней воскресший Господь был со Своими учениками – сорок дней Пасха. Если Господь вознесся на сороковой день, соответственно – праздник Вознесения. Но что нам говорил Христос перед вознесением: «Я с вами во все дни до скончания века». Пройдет еще десять дней после Вознесения, и в день Пятидесятницы (теперь это еще день Пресвятой Троицы) на учеников сойдет Дух Святой, Господь Животворящий. Именно в Святом Духе Господь пребывает, в Святом Духе открывается.

Как удивительно, обратите внимание, все церковные и домашние молитвы начинаются с чтения, пения пасхального тропаря, а молитву, обращение к Духу Святому мы не читаем не потому, что в этот период Дух Святой нас оставил. Святой Дух неотлучно со дня Пятидесятницы в Церкви Христовой пребывает. Просто мы, двигаясь по жизни в соответствии с церковным календарем, проживаем то, что прожили первые Христовы ученики. Мы таким образом являемся участниками Пасхи Христовой, Вознесения и дня Пресвятой Троицы. То есть мы не просто вспоминаем, что и когда было, а участвуем в том, что совершил Господь Бог нашего ради спасения.

– Если мы вдруг прочтем «Царю Небесный», то должны сказать: «Ой, что я наделал»?

– Да нет, конечно. Отношения с Богом не укладываются ни в какие схемы и рамки. Бог – абсолютная свобода. Мы тоже призваны к свободе, в том числе и духовной.

– Мне понятен этот ответ, но когда я вспоминаю своих почивших родственников, мне всегда хочется помолиться о них, но во время пасхальных дней до Радоницы мы не читаем эти молитвы.

– Дорогой Глеб, не мучайте себя больше. Насколько вспоминаете родственников и хотите вознести о них молитву, настолько ее и возносите. Церковной молитвы нет всю Светлую неделю, вернее – она звучит не во всеуслышание, потому что на проскомидии частички вынимаются как за живых членов Церкви, так и за усопших. Почему нет молитвы? Потому, что Христос воскрес – и Церковь напоминает, что у Бога все живы. Не потому, что от радости забыли, что у нас есть родные и близкие, которые уже покинули этот мир, а потому, что пасхальная весть о Воскресении Христа – для них тоже, как и для нас.

– Вопрос телезрителя: «Уместно ли заниматься Иисусовой молитвой, в которой просится о помиловании, в это время праздника?»

– Несмотря на праздник, мы как были, так и остаемся грешниками. Поэтому просить о помиловании можно и нужно. Слово «помилуй», молитва «Господи, помилуй!» звучит во время праздничной пасхальной литургии, поэтому Иисусова молитва уместна как прославление Бога, как напоминание о том, что мы нуждаемся в том, чтобы быть помилованными Богом.

– В этом случае я дополню вопрос: насколько во время пасхальных дней уместен дух покаяния? Во время поста нам было это все понятно, но вдруг, в один момент, мы забываем и о смирении, и о покаянии, и о послушании.

– Потому что Пасха – такая радость, что и нас, грешников, кривых, косых, Господь простил и даровал радость совоскресения. Мы грешники, разумеется. Но прощены мы Богом? Прощены. Покаяние может иметь разные аспекты. Покаяние может быть горестным плачем, может быть сердечным сокрушением, может быть осознанием своего недостоинства перед Богом и перед людьми. А еще покаяние может быть радостью.

– Это как?

– Пасха нам открывает, что мы, грешники, прощены Богом и можем не только плакать о наших грехах и нашем несовершенстве, болезненности, смертности, подверженности греху, а можем радоваться, что таких, какие мы есть, Господь любит, принимает, милует, называет Своими детьми и допускает к участию в таинстве Причащения, единению с Собой. Перед этим еще прощает нас в таинстве Покаяния – это радость.

– Никогда не думал об этом аспекте покаяния. Это для меня откровение, очень Вам благодарен.

– Это известная история из Древнего патерика. Два брата-монаха впали в грех, раскаялись, вернулись в монастырь, было им отведено время для покаяния в одиночестве. Один – год проплакал, другой – год благодарил Бога. И было сочтено святыми отцами, что их покаяние совершенно одинаково по достоинству перед Богом. Люди разные. У человека целая палитра чувств: от слез до ликования. И то, и другое может быть включено в духовную жизнь.

– Сегодня на литургии я вдруг заметил, что молящиеся люди пребывают в удивительном, радостном чувстве – это не деланное чувство, не бутафория.

– Когда идем ночью на Пасху, мы чувствуем, что в воздухе что-то разлилось, есть присутствие чего-то совсем иного, из другого мира, очень радостного. Мы даже готовы сказать, что это не просто наши чувствования, а вся природа радуется Воскресению Христа Спасителя.

– Наверно, на Светлой седмице мы особенно чувствуем присутствие Божие и радость. Бог есть любовь, только любовь. Сегодня возле храма я встретил человека.  Был разговор о том, что Христос всех спасает, а он говорит: «А если Он не спасает? Он ведь не только радость дает, но, бывает, и бьет очень сильно. Пандемия – вот как нас Господь бьет».

– «Бьет любого сына, которого принимает». А Христос еще и Судья, Он будет судить вселенную и каждого человека. Раз мы сегодня слышим эту передачу, значит, все-таки пандемию мы пережили. Может быть, конечно, мы потеряли близких, родных, друзей, но мы же знаем, что Господь – Победитель смерти, что человек в этом мире временно живет, но вечность может даровать Христос Бог. Будем надеяться, что Господу Богу виднее, как управлять нашим грешным, несовершенным миром, хотя, понятно, мы живые люди и не все жизненные вопросы, не все вопросы, которые относятся к домостроительству, Промыслу Божию в этом мире, имеют для нас ответы. Когда-то сказал авва Евагрий Понтийский: сейчас на этот вопрос нет ответа, но придет время, когда не будет самого вопроса. Пока мы знаем частично, видим частично. Это относится не только к научным знаниям, но прежде всего к знанию о Божественном.

– На днях мы читали: научите все народы. Когда мы говорим друг другу «Христос воскресе!» – нам все понятно, но среди атеистов, наверное, это должно быть какой-то нашей проповедью, словом, которое может заронить хотя бы часть радости воскресшего Христа. Но только ли это должно быть? Один из самых сложных вопросов пасхальных дней, когда мы контактируем с людьми неверующими.

– Где же Вы таких видели? Я вот сейчас ехал в метро, не видел ни одного неверующего. Я исхожу из того: если бы человек не верил, что вернется домой, он бы не вышел из дома. Тогда в метро никого бы не было, а там столько людей...

– Хорошо; скажем: люди, не верующие во Христа.

– Господь даровал человеку свободу. Он не принуждает кого-то веровать насильно, не ставит перед фактом. Представляете, если бы было по-другому, то самые ушлые, прожженные люди были бы самыми верующими. А Господь оставляет нам свободу. Вера, как жизнь, предполагает и ответственность, и выбор, и риск. Но без этой ответственности, риска не будет ни надежды на Бога, ни Божьей любви в нашей жизни, поэтому не знаем, как привести всех к вере и необходимо ли это. Может быть, хорошо, что вера в нынешнем мире – это свободное волеизъявление человека. Человек сам несет ответственность за то, что он выбирает и как осуществляет свою жизнь. Но делиться верой, говорить о ценности Евангелия, церковной жизни – нужно, потому что люди не знают самых простых, основных вещей. Многие люди думают, что Церковь для того, чтобы освятить в субботу яйца и куличи. Это не так. Церковь – корабль спасения.

– Расскажите, пожалуйста, о символе, значении артоса.

– «Артос» – греческое слово, означает «хлеб». Поскольку воскресший Господь являлся сорок дней Своим ученикам и ученики уже знали, что Господь будет появляться, проходить затворенными дверями, то считается, что они часть хлеба всегда полагали для своего Божественного Учителя. Этот хлеб ныне, во время Светлой седмицы, полагается перед иконой Христа Спасителя, а потом износится на крестный ход. Этот хлеб освящен молитвой, он раздробляется и преподается верующим в Великую Субботу.

– У нас очень часто люди магический смысл вкладывают в артос.

– Не магический, а освящающий. В мире действует Божия любовь, Божия благодать. Есть такое красивое словосочетание: нетварная Божественная энергия. Но эта энергия, благодать имеет личный характер. Податель ее – Христос Спаситель, и Он освящает человека, освящает физический, материальный мир, освящает даже тело. Более того, все церковные таинства преподаются нам через видимые, материальные знаки. Хлеб и вино Господь избрал для того, чтобы они служили таинству Святого Причащения. Во время литургии силою, благодатью Святого Духа они претворились в истинное Тело и Кровь Христа Спасителя. Точно так же и артос (освященный хлеб), если мы принимаем его с молитвой, памятью о Боге, как и святая вода, оказывает освящающее воздействие. Но в том случае, если это делается с молитвой и благоговением. Или, когда речь идет о детях, по молитве их родителей, взрослых, которые этих детей окружают. Чтобы стать причастником Божией благодати, надо обращаться к Тому, Кто является ее Подателем, – Христу Богу.

– Скоро Антипасха. Понятно, что всем нам нужно каждый день обязательно ходить в церковь...

– Желательно. Без Церкви невозможно было бы жить.

– Не можем мы просто дома сидеть и тихо радоваться.

– Полноту радости надо разделять с другими людьми. Человек нуждается в том, чтобы дарить радость другим людям. Попросим Христа Бога, чтобы мы проводили и нынешнюю Светлую седмицу, и весь грядущий пасхальный период в радости о Христе. Христос воскресе!

– Воистину воскресе Христос!

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Наталья Богданова и Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать