Беседы с батюшкой. Светлая седмица

5 мая 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия города Екатеринбурга, проректор Екатеринбургской духовной  семинарии протоиерей Петр Мангилев.

– Как правильно провести Светлую седмицу? Почему она называется Светлая?

­­– Потому, что воскрес Христос. Человеческий проступок, грех, недоверие Богу Адама и Евы ввергло человечество в состояние греха, удаления от Бога. Следствием этого стала смертность, тленность и в определенном смысле безысходность для человеческого рода. Человек был изгнан из рая, были разрушены гармоничные отношения человека и Бога. Бог есть источник жизни, вне Бога нет жизни; соответственно, когда человек поставил себя вне Бога, он выбрал грех и смерть и в течение длительного периода истории должен был понять это свое состояние и захотеть вернуться к Богу. И тогда Бог отвечает на это желание, приходит в мир, поэтому есть крестная Жертва и Воскресение.

Мы имеем опыт разрушения человеческих отношений в своей жизни. Мы понимаем, что восстановление этих отношений предполагает определенного рода жертву с нашей стороны: это будет либо извинение, либо какая-то направленность к тому человеку, которого мы обидели. Если мы хотим дружить, то должны жертвовать своим временем. Жертва для выстраивания человеческих отношений необходима.

 Разрушение отношений человека и Бога требовало их восстановления. Но как они могут быть восстановлены? Мы видим, к чему приводит грех: к обособлению, к тому, что наша самость начинает довлеть над нами, человек отчуждается от человека. Мы не хотим и не рады зависеть от другого человека, предпочитаем обходиться собственными силами. Разрушение отношений, которое произошло при грехопадении в раю, пошло дальше. Приходит Христос и это разобщение, злобу, которая возникла в человеческом роде, принимает на Себя. Эта страшная крестная смерть, которую Он принимает, является восприятием всей этой злобы, ненависти человеческого рода, что накопилась. Смерть на кресте – тяжелая, страшная и позорная и для иудеев, и для римлян. Господь отдает Себя, и нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя. Бог есть любовь, человека Он создал для любви, но эта любовь в грехопадении была утрачена человеческим родом. И Господь восстанавливает эту любовь Своей жертвой, Он умирает на кресте, сходит в ад, встречается со смертью, с грехом и потом воскресает. Упраздняет власть смерти, призывает человечество к обновлению и собирает всех нас вокруг Евхаристической Чаши.

– Вопрос телезрителя: «Как правильно провести Светлую седмицу, Пасху, чтобы не перечеркнуть труды Великого поста?»

– В радости о Христе, Господе воскресшем, в открытости Богу и ближним, в совместной молитве. Великий Четверг – установление Евхаристии, Бог дает ее нам, чтобы мы имели возможность участвовать в этом празднике жизни. Мы призываемся и можем прийти к общей чаше.

– Вопрос телезрителя: «Можно ли на Светлой седмице читать Псалтирь об упокоении усопшего?»

– Чтение Псалтири прекращается с Великого Четверга и восстанавливается в Фомино воскресенье, в Неделю антипасхи. Уже на утрене Великого Четверга не читают Псалтирь по уставу. Только на утрене Великой Субботы в чине погребения читается 17-я кафизма, это единственное исключение, и дальше пасхальное богослужение идет уже без кафизм. И только в субботу вечером, на воскресном всенощном бдении будет снова читаться Псалтирь. Поэтому и келейное чтение Псалтири отменяется в эти дни. Порядок богослужения в эти дни меняется, приобретает другой характер – праздничный, легкий, торжественный; и псалмов там нет, только псаломские отдельные стихи, которые используются в виде прокимнов, коротких песнопений, их провозглашают перед чтением Священного Писания как своего рода эпиграфы к тому чтению, которое прозвучит.

Поминовение усопших, если необходимо, по уставу совершается во вторник Светлой седмицы, но совершается особым чином, поются пасхальные каноны, и туда вставляют заупокойные песнопения, избранные, немногочисленные. Кто-то умирает на Светлой седмице, бывают похороны, у кого-то бывают дни поминовения, поэтому панихида и в особенности отпевание совершаются в дни Светлой седмицы, но по особому чину. Вслух поминовения не бывает, но негласное поминовение на литургии возможно, поскольку в самом чине литургии есть специальные моменты. Во-первых, есть пятая просфора; значит, частицы за упокой могут быть вынуты, она не девается никуда в пасхальные дни, это поминовение совершается. Если бы был категорический запрет на такое поминовение, то пятая просфора по логике вещей должна бы уходить с литургии на Светлой седмице. А во-вторых, в самом чине литургии, уже после того, как совершилось освящение даров, есть прошение, которое читает священник, он молится в том числе и об умерших. Если подаешь какие-то записки, то они могут быть прочитаны в этот момент Божественной литургии.

Длинные панихиды не служатся в эти дни, а если и служится что-то специально заупокойное, то по пасхальному чину. Сейчас издают очень хорошие панихидные сборники для священнослужителей, там эти чины можно найти, чины панихиды и отпевания на Светлой седмице. Есть такие богослужебные сборники с молитвами о поминовении усопших, которые миряне могут читать самостоятельно, и там тоже пасхальный чин содержится. Тем, кто желает помолиться, можно найти эти чины и в Интернете или приобрести книги.

  Вопрос телезрителя: «Какое желание можно загадать на Пасху? Какая существует волшебная сила Христова?»

– Во-первых, гадать не очень хорошо. Я бы советовал иметь одно искреннее сердечное желание – это желание сердечного спасения. Искать Господа Иисуса Христа, искать Бога, все остальное будет прикладываться.  И пасхальные дни, и пасхальные богослужения располагают прежде всего к подобного рода желаниям.

– Радостным.

– Да. Первое и самое главное, самое важное, чего должен искать человек, – это спасение своей души. Дороже души у человека нет ничего. Если он душу погубит свою, то что останется? Поэтому мы должны просить Господа Бога и всем сердцем искренне желать, чтобы нам быть с Господом Богом и войти в Его радостные обители.

– Что подразумевается под словами «погубить свою душу?»

– Душа бессмертна. Как мы можем погубить свою душу? Удаляясь от Господа Бога. Господь есть источник жизни. Господь Свят. Пребывание с Господом – радость и счастье; удаление, отход от Господа – путь муки и смерти, путь страдания.

Понимаете, когда мы говорим о погублении души и о спасении человеческого рода на земле, мы не можем иметь подлинного понятия и представления о том, как это будет. Господь говорит, что Царствие Небесное созидается внутри нас, мы можем чувствовать прикосновение неизреченной благодати Божией в нашей жизни, конечно, очень приблизительно. Как говорит апостол Павел, наши уши не могут слышать и наши глаза не могут видеть то, что уготовал Господь любящим Его, в отдаленном только образе можем это представить. Но если мы можем чувствовать, ощущать благодатное прикосновение к нашему сердцу, к нашей душе, то можем ощущать и противоположные чувства, когда отпадаем от Бога. Это чувство, наверно, знакомо каждому человеку. Когда мы согрешили, сделали что-то не то, обидели, оскорбили кого-то, совершили какой-то неправильный греховный поступок, то мучение, испытываемое в сердце, бывает очень тяжелым. Часто это мучение по силе своей превосходит телесные мучения, которые человек может испытать. Человек иногда даже, отходя от Бога, согрешая, не выдерживает этой муки и впадает в унылое состояние, может покуситься на жизнь свою, заканчивая ее самоубийством, думая избавиться от той душевной муки, которая его точит. На самом деле он закрепляет это состояние, усугубляет его, делает его вечным. И в этом отношении это есть отдаленные, неполные, но всполохи адского пламени, которые касаются нашей души и причиняют нам страдания. Вечная мука, когда мы не раскаялись в грехе, не смогли повернуться к Господу Богу, может быть в нашей жизни.

Мы действительно в некотором роде знаем эти состояния. Они приходят к нам, но мы считаем их чисто человеческими. Но если мы глубже помыслим, то поймем и почувствуем, что наше пребывание с Богом дает нам радость, счастье, а отступление от Бога бывает чревато терзанием и мукой.

– Вопрос телезрительницы: «Пара живет без брака, блудно, но Господь им дает ребенка; значит, Он их простил и благословил?»

– По православному учению, благодать Божия, которая дается людям, разделяется на благодать предваряющую и благодать спасающую. Благодать предваряющая распространяется на всех людей, на всякого человека. Господь помышляет обо всем творении, Он заботится о всяком человеке, о праведнике и грешнике, о том, кто, может быть, ведет и непутевую жизнь, но Господь сохраняет его и помогает, поддерживает в этой жизни, ожидая от него обращения к Богу. Он благословляет людей семьей, детьми и семейным счастьем, надеясь и предполагая, что они уверуют в Господа Бога, увидят, что именно Господь – источник всяких благ. Предваряющая благодать распространяется на всякого человека, на все народы.

А вот благодать спасающая подается в Церкви, в таинствах. В данном случае подаются особые благодатные дары, которые помогают человеку идти по пути спасения. Господь не оставляет ни одного человека. Как солнце одинаково греет всех,  и злых и добрых, как дождь одинаково идет на всех, так и Господь одинаково любит всех и желает спасения всем, желает, чтобы люди пришли к спасению. Благодать в таинствах подается тем людям, которые избрали в жизни своей путь Господень, пожелали быть с Господом Богом.

– В продолжение закадрового разговора: мы обсуждали, как в жизни часто видим, слышим или становимся невольными свидетелями чего-то плохого и задаемся вопросом, как же так происходит и почему. Вы использовали слово «расчеловечивание».

– Да, человек иногда идет по греховному пути и теряет человеческий облик, разрушает образ Божий, который в него вложен. Мы видим, когда человек совершает явные тяжелые грехи, но Господь и это терпит по любви Своей. Потому что Он ждет от человека покаяния, ждет, что человек обратится к Нему. Бывает так, что человек проживает беззаконную и тяжелую жизнь, но вдруг в последние дни жизни говорит: «Господи, я согрешил на небо и пред Тобой, неправильно жил. Господи, прими меня к Себе»; кается сокрушенным, полным слез сердцем.

Мы читали Великим постом житие преподобной Марии Египетской, оно нам в назидание дано. Мы видим ее блудницей, которая прожила жизнь свою очень распутно и вольно. Более того, она присоединяется к группе паломников, которые из Египта плывут в Иерусалим. Присоединяется не для того, чтобы приложиться к святыне, а чтобы развращать этих паломников. Ради греха и собственной выгоды, ради блуда она едет в Иерусалим. Но когда она не смогла войти в храм, увидела свою греховность, свое крайнее состояние и взмолилась перед иконой Божией Матери, она резко меняет свою жизнь и удаляется в пустыню, где проводит много лет, замаливая свои грехи…

– А люди, которые жили вокруг, с какой-то точки зрения более благочестивые, честные, видят, как она живет: в роскоши купается, получает подарки от своих клиентов и еще поехала в святой град.

– Мы должны понимать, что здесь мы не видим ни чистоты, ни намерений сердца человека. Мы должны понимать, что наше греховное состояние, если мы держимся на плаву в какой-то момент, совершенно не означает, что мы такие праведные и с нами не может произойти того, что произошло с этим человеком. Мы люди, и в этом смысле мы одинаковы все. Мы призваны к спасению одинаково, но удобосклонны ко греху тоже. Если мы не совершили тех или иных поступков в своей жизни, то это не повод нам превозноситься, а скорее повод благодарить Господа Бога и молиться, чтобы сохранить себя от тех или иных греховных падений, которые могут быть не нашими собственными заслугами. С другой стороны, если мы не согрешили так, как Мария Египетская, то найдем в себе другие грехи, если посмотрим на себя честно ...

– И окажется, что мы ходим еще по милости Божией…

– Да, Он терпит нас, тоже дает время для покаяния. Может быть, Марии Египетской в каком-то смысле даже легче было покаяться, потому что она увидела глубину своего падения, тогда как мы начинаем превозноситься над другими людьми. Почему гордому человеку сложно покаяться? Потому, что он не видит своих грехов. Блудник, пьяница, конечно, зависим от своих страстей, привержен им, и ему иногда бывает очень трудно освободиться от них. Он понимает свое состояние, понимает, что его жизнь не добродетельна, но не хочет ее менять. В глубине души он может понимать, что живет неправильно и что может обратиться к Господу Богу. А мнимая праведность и гордость иногда ослепляют человека, ему кажется, что он все сделал, выполнил, прожил очень правильно свою жизнь, он не видит своих грехов. Ему, оказывается, труднее покаяться.

– Но можно ведь гордиться, что сорок дней держал пост?

– А чем гордиться? Сорок дней человек, может, выдержал пост. У него есть здоровье. Кто ему дал жизнь и здоровье? Господь Бог. Пока он жив и здоров, пока силы есть, он держит пост. А завтра будешь нездоров – и все. И придется есть одну только кашу на молоке и не держать пост. Нам попускается для нашего смирения такое, потому что возносились. Да, хорошо, что держим пост и трудимся, это благо, мы имеем возможность отказаться от многих вещей для того, чтобы как-то посвятить это время Господу Богу, но чем тут хвастаться? Тем же здоровьем, которое от Господа Бога получили и которое по большому счету не бережем и расточаем направо и налево. Какое тут хвастовство?

– Вопрос телезрительницы из Карелии: «Как правильно молиться на Светлой неделе? Есть пасхальные часы, а как читать утреннее и вечернее правило, Псалтирь? Просто я привыкла утром, вечером и в течение дня читать очень много разных молитв».

– Псалтирь, утреннее и вечернее правило на этой неделе заменяются пасхальными часами. Они короткие: три раза «Христос воскресе», три раза «Воскресение Христово видевше», тропари, кондаки, ипакои, которые поются, седальны. И десяти минут будет много для того, чтобы это все прочитать. Но если у вас есть желание и настроение, Вы можете взять пасхальный канон и прибавить его к правилу. Псалтирь не читается, но Вы можете почитать Евангелие о Воскресении. Можно взять себе за труд и читать, повторяя, последнюю главу из каждого евангелиста (а из Евангелия от Иоанна – две последние главы) вместо Псалтири, вспоминая Воскресение Господне. Если есть потребность подольше помолиться, можно собрать себе такое молитвенное правило.

– Когда наступает период радости, почему мы начинаем думать о чем-то другом? Когда наступает период какого-то воздержания, спокойствия, мы вдруг тоже от него уходим; всё с ног на голову переставляем по своей человеческой природе.

– Во-первых, мы суетны. Мы не подключаемся подлинно к богослужению, а просто тащим свои житейские заботы во все это. Иногда нам кажется, что если мы наполним день молитвой и будем вычитывать большие правила, то это будет хорошо и спасительно. Для кого-то это действительно будет хорошо и спасительно, у кого есть навык к молитве, кто приучился молиться. А часто бывает так, что мы что-то не успеваем, суетимся, раздражаемся, что нам надо куда-то идти, а мы еще не успели дочитать установленное нами правило.

Молитва не должна быть непосильной, но она должна быть регулярной: утром, вечером. Мы должны выделять для нее время, пусть небольшое (10–15 минут), но не на ходу, а тогда, когда мы встали перед иконами, успокоили свои чувства, как-то собрались и остались в таком состоянии: я и Бог. А потом, когда научимся, может быть, можно дальше что-то прибавлять к этому, но очень аккуратно и спокойно.

– Прочитаю еще один вопрос от наших телезрителей: «В Светлую седмицу многие верующие посещают храмы в ежедневном режиме, читают книги о торжествах. Также посещают пасхальные ярмарки, галереи, выставки – это не противоречит церковной традиции?»

– Если это как какое-то дополнение, как возможность поприветствовать друг друга и порадоваться, то, конечно, не противоречит. Да, Пасха наполнена богослужениями, с одной стороны, с другой  – разного рода хлопотами, гостями, куличами, крашеными яйцами, пасхальным столом, заботой, приветствиями. Это тоже неплохо. Можно в оправдание этому всему привести образ Марфы и Марии и сказать, что свята не только Мария, но и Марфа. Какая-то радость, утешение, забота о наших ближних, если мы идем на ярмарку, чтобы выбрать кому-то подарок к Пасхе и кого-то поприветствовать, – это, наверное, неплохо. Если мы несем пасхальную радость, это хорошо. Просто о молитве и храме Божием не надо забывать в эти дни.

– Вопрос телезрительницы: «Можно ли причащаться на Светлой седмице, если полностью не соблюдала Великий пост? Является ли это препятствием?»

– Здесь надо рассудить, почему человек не соблюдал полностью Великий пост. Например, у человека есть какие-то ограничения по здоровью и он не мог соблюдать пост в полной мере. Ему даются какие-то послабления, но он реально предпринял пост и нес какие-то ограничения, которые мог нести. Это одна ситуация. Другая ситуация, когда человек по лености, по какому-то небрежению не соблюдает пост и думает, что на Пасху и Светлую седмицу будет причащаться. Это не совсем правильно. Всегда этот вопрос нужно решать со своим духовником. Но, как правило, без особого приготовления на Светлой седмице можно причащаться тем, кто соблюдает посты, установленные Святой Церковью.

Другое дело, что у каждого человека может быть индивидуальный режим поста. Потому что есть болезни (например, диабет), когда человек не может соблюдать пост в том виде, в каком он предписан уставом, но ограничивает себя в одном, другом, третьем без вреда для здоровья. Он тоже соблюдает пост. Если человек впервые начал соблюдать Великий пост и в этот раз отказался, допустим, от шоколада или чашки кофе и это было для него реальным трудом в течение поста, это можно вменить в пост. Но надо всегда советоваться с духовником.

– Не надо самому судить о себе.

– Да, поговорить с духовником, как и что, чтобы было какое-то рассуждение.

– Короткий вопрос: «Почему Светлая седмица – семь дней, а Пасха – сорок?»

– Семь дней – это особые дни, они как одно воскресенье, устанавливается особая седмица праздника. А Пасха – сорок дней, потому что Господь Иисус Христос вознесся на сороковой день. Соответственно, явление воскресшего Спасителя ученикам и пасхальная радость были в течение тридцати девяти дней. На сороковой день этот период завершается Вознесением. Это обусловлено евангельскими событиями. А семь дней выделяются как особый праздничный период.

– В эти семь дней нужно что-то особенное успеть сделать, чего не успеешь сделать в оставшиеся дни?

– Эти семь дней, если есть возможность, нужно по преимуществу молиться, быть в храме Божием.

– В ежедневном режиме?

– Если есть такая возможность, позволяет здоровье, то да.

– Несколько слов для наших зрителей в завершение программы.

– Всем хотел бы пожелать помощи Божией, доброго здоровья и радостных пасхальных дней. Чтобы пасхальная радость пребывала с нами и в дни Святой Пасхи и чтобы мы могли сохранить ее во все дни своей жизни, чтобы нам всегда радоваться о Господе Иисусе Христе воскресшем. Христос воскресе!

– Воистину воскресе!

Ведущий Тимофей Обухов

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать