Беседы с батюшкой. Страсти. Протоиерей Владимир Мокренко. 24 сентября 2024

24 сентября 2024 г.

В студии протоиерей Владимир Мокренко, клирик Костромской епархии.

– Тема сегодняшнего разговора: страсти. Что такое страсть и какова ее природа?

– Это серьезный вопрос, поскольку сейчас страсть очень сильно распространилась среди людей. Я хотел бы начать с определения. Одно из них: страсть – это сильное, доминирующее над другими чувство человека. Но с этим я не очень согласен, потому что чувства, которые имеет человек, естественны, даны ему Богом. Пять чувств, которыми он познает себя и окружающий мир. А страсть все-таки имеет иную природу. Поскольку это болезнь души, ее нельзя назвать чувством. Страсть – это перевозбужденное чувство.

Дальше в определении написано, что это чувство характеризуется энтузиазмом или сильным влечением к объекту страсти. Это могут быть как люди, так и предметы, идеи. С этим можно согласиться. И есть еще одно определение, которое говорит о греховной зависимости. Страсть проявляется в сильном влечении человека к определенному виду греха. Это уже ближе к сути определения страсти. Перевозбужденное чувство, то есть измененное, приблизительно такое же, как, например, раковая клетка в сравнении со здоровой. В одном случае клетка болезненная, разрушающая человека (в духовном плане это страсть), а вторая здоровая (это те чувства, которые даны нам в том числе для нашего спасения). Страсть – это некая зависимость от греха, потому что она и определяется теми грехами, через которые проявляется. Природа страсти имеет начало в чувстве, но эта природа перерожденная, измененная.

– Откуда и почему возникают страсти?

– Страсть, как я уже сказал, перевозбужденное чувство. Возьмем, допустим, чувство голода. Оно естественное, дает человеку возможность поддерживать жизнь. Но есть такая страсть, как чревоугодие. Это состояние, когда человек живет для того, чтобы есть. В человеке происходит это изменение, и он начинает вести определенный образ жизни с зависимостью от пресыщения. Так страсть постепенно входит в человеческую природу.

Страсти всегда рядом с нами, как и болезни. Например, человек находится в общественном месте. Там множество заразных микробов, вирусов. Но он может заболеть, а может и не заболеть. Все зависит от его внутреннего иммунитета, от силы его духа, если переводить в духовную жизнь; сможет ли человек обуздать свое чувство голода. У православных есть такое понятие, как пост, это некая узда для того, чтобы удовлетворение естественного чувства голода не перешло в чревоугодие. Так же и с сексуальным чувством, которое мы называем влечением, той самой похотью, что возникает между людьми. Если мы не обуздываем ее с помощью закона Божия, в том числе брака, а поддаемся ей, пытаемся ее удовлетворить, то страсть входит в нашу жизнь, начинает овладевать нами, мы становимся зависимыми от нее.

Страсть постепенно просачивается в жизнь человека, если он не наблюдает за собой, если его система ценностей не позволяет ему сдерживать натиск ветхого человека, который проявляется в жизни в первую очередь. Духовный человек зарождается с момента крещения, в котором ему дается благодатный залог новой жизни. Но если человек в себе этого не развивает, а продолжает жить своей ветхостью, то страсти постепенно начинают проявляться и пленяют его. Человек становится их рабом. Это очень важно иметь в виду. Мы рабы Божие, то есть те, что познают истину. Как сказал Господь наш Иисус Христос: познаете истину, и истина сделает вас свободными. И познание истины как раз в том, что мы должны преодолевать своего ветхого человека с помощью собственного внутреннего волевого движения и благодати, которую получаем, в том числе через крещение, через причащение Христовых Таин и через молитву. Все это дает нам возможность защититься от страсти и путем созидания в себе нового духовного человека обрести истинные чувства. Очистим чувства и узрим Христа, как сказано в Пасхальном каноне. Чувства должны быть очищенными, тогда они не будут превращаться в страсти.

Страсти разрушают человека, разрушают его внутренний иммунитет и то жизненное пространство, в котором он живет. Они разрушают отношения между людьми. Если отношения выстраиваются по принципу страстей, то когда страсти заканчиваются, то и отношения тоже.

Задача каждого человека – оградить себя от перерождения чувств в страсти. Для этого в Церкви существует исповедь. Господь очищает наши чувства и наше сознание через покаяние, через то, что мы осмысляем свое состояние перед Богом. Господь и без нас знает наши грехи. Но когда мы называем их на исповеди, осознаем их и раскаиваемся, то останавливаем этот процесс превращения чувств в страсти.

– Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «Человек может оказаться в перевозбужденном состоянии и во время молитвы. Получается, и молитва страсть?»

– Нет, конечно. Но если мы начнем, например, постоянно нажимать на палец в течение длительного времени, он онемеет, то есть потеряет чувствительность. Молитва тоже имеет свои законы. Всякое возбуждение, всякое разгорячение крови очень вредно и опасно именно тогда, когда человек занимается молитвой. Только смиренномудрие полагает основу правильной молитвы. Если у человека нет этой добродетели и он не стремится к ней, то таким образом постепенно открывает двери прелести для себя. Поэтому всякое перевозбуждение на молитве является неправильным и опасным состоянием.

– Какое количество страстей существует?

– Восемь. Классификация страстей идет от святых отцов с давних времен. Иоанн Лествичник писал об этом. И много святых отцов до него. Есть удивительная книга «Добротолюбие». Она как раз о страстях и определенных правильных внутренних состояниях, а также о том, как их достичь.

Страстей, которые мы имеем, достаточно мало. Но они указывают нам на множество грехов, которые кроются в них. Допустим, страсть гнева может проявляться в различной степени и у каждого человека по-разному. Например, когда человек приходит на исповедь и говорит, что согрешил гневом, печалью, унынием, раздражительностью, гордостью, это просто перечисление страстей. Всегда хочется задать вопрос, в чем именно проявился гнев, в какой ситуации.

Эти восемь страстей определяют параметры духовной жизни человека. Это такие координаты, которые показывают, в каком состоянии человек находится. Допустим, чревоугодие – это состояние плотского невоздержания.

Восемь страстей условно делятся на две части: те, что касаются непосредственно плоти, то есть чревоугодие, блуд, сребролюбие, и те, что граничат с добродетелями. Например, гнев. Гнев – это чувство, которое дано нам от Бога. Мы должны гневаться против греха, но не против своего ближнего, не должны испытывать ненависть к другому. И человек находится между двух полюсов. С одной стороны, как мы уже определили, страсть возникает, когда чувство перевозбуждается, когда возникает зависимость от греха и человек начинает вести явно греховный образ жизни. И другой полюс – это добродетель, к которой человек должен стремиться. Если он духовно не развивается, то постепенно съезжает в страсть. Можно привести в пример образ эскалатора. Если человек не преодолевает скорость эскалатора своим движением вверх, то спускается вниз. То же самое и в жизни. Если человек ничего не делает для того, чтобы подняться выше, подняться над собой, стать личностью, выйти за пределы этого очерченного индивидуального пространства, то постепенно начинает скатываться вниз, в нем возникает страстность: гнев, уныние, блуд и так далее. А если человек преодолевает это состояние, ограничивает свою похоть или пытается усмирить свое чревоугодие, то таким образом тело находится в своем естественном состоянии. А когда мы перекармливаем его, объедаемся, то чувствуем тяжесть. Так тело свидетельствует нам о своей боли.

– Вопрос от телезрителя Димитрия из Гатчины: «Когда приходит благодать Божия, страсти отступают. Но что нужно делать, чтобы ее приобрести?»

– В Церкви есть полный арсенал возможностей для привлечения благодати Божией. Во-первых, это церковные таинства, главное из которых – таинство Евхаристии, принятие Тела и Крови Христовых. Оно дает нам полноту благодати. Другие таинства помогают человеку стяжать благодать, например, в семье – таинство Брака. Когда двое пытаются идти к Богу, то для того, чтобы преодолеть ветхого человека и все разногласия, которые возникают, им дается благодатный залог в виде таинства Брака.

Кроме таинств есть аскетические упражнения. Например, молитва. Преподобный Серафим говорил, что больше всего благодати дает молитва. Молиться можно практически везде и всегда. Человек может призывать Бога в любом состоянии.

Благодать необходима для того, чтобы преодолеть какой-либо грех или страсть. Кроме того, человек должен призвать Бога, отстраниться от греха, как бы отвернуться от него. Должно быть движение со стороны человека. Если его нет, то благодать не сможет содействовать человеку. Об этом надо помнить.

Благодать присутствует в Церкви Божьей. И если Вы церковный человек, то получаете ее сполна. Вопрос только в том, как удержать ее в себе. Господь говорит: Мы придем к нему и обитель у него сотворим. А чтобы Он пришел и сотворил обитель, нужно жить так, чтобы не терять эту благодать.

– Вернемся к разговору о количестве страстей.

– Да, есть и духовные страсти. Например, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Самое сложное для человека – это гордость. Потому что человеческая гордыня – это такое состояние, которое очень сложно побороть. Противоположно ему состояние смиренномудрия. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Смыслом христианской жизни является стяжание благодати Святого Духа, как говорил преподобный Серафим. Но чтобы ее приобрести, нужно внутренне построить себя таким образом, чтобы эта благодать была принята нами. А принята она может быть только смиренномудрым человеком. Мудрость заключается в том, что человек открывает свое сердце Богу. Он понимает свою жизнь как Промысл Божий, понимает, что и волос с его головы не упадет без воли Господа, то есть ничего в мире не происходит без попущения Божия, без Его воли. Поэтому смиренномудрие – это тишина, особое внутреннее состояние, которое необходимо для принятия благодати Духа Святого. Вспомним пророка Илию, которому Господь открылся в тишине, а не в буре, не в огне. Именно в состоянии тишины. Оно возникает, когда утихают страсти, уходит гордость, когда ничто не терзает человека изнутри. Такое состояние очень важно для того, чтобы благодать Божья пришла к нам. Поэтому с духовными страстями (как гордость, уныние, гнев, печаль, тщеславие), конечно, необходимо бороться, но с помощью Бога, находясь в состоянии смиренномудрия.

– А как определить, что в тебе есть страсть?

– Мы знаем такой феномен нашей церковной жизни, когда люди годами приходят на исповедь и каются в одном и том же. Так можно определить наличие страсти у человека. Если он постоянно говорит, что без конца на всех гневается, со всеми не согласен, считает, что другие не правы, что ему постоянно хочется учить других и так далее, то понятно, что речь идет уже не о симптомах, а именно о болезни души, которая дает эти симптомы. В частности, мы говорим о том, что у человека есть страсть тщеславия, если он постоянно унижает других. Это может даже не проявляться внешне или же проявляться в каких-то словах и действиях. Этим он возвышает себя. Поэтому, естественно, по таким постоянно повторяющимся грехам можно определить болезнь. Когда человек приходит к врачу, то рассказывает свои симптомы. И по ним врач определяет болезнь. Так и в духовной жизни. Это полная аналогия того, что происходит с душой.

– Как бороться со страстями и что об этом говорят святые отцы?

– Как раз то, что нужно бороться. Но эта борьба должна быть обязательно в смиренном состоянии. Человек должен осознавать ту страсть, которая в нем действует, и быть в состоянии желания своей волей ее побороть. Человек должен что-то делать для того, чтобы страсть была побеждена: привести себя в смиренномудрие, отойти от оправданий, знать свои грехи, в них исповедоваться, понимая, что повторяющиеся грехи есть проявление страсти, которая уже действует в нем, и, естественно, в молитве призывать Бога, чтобы Господь содействовал его труду.

Иоанн Лествичник говорит, что блудника могут исправить люди, а гордого только Бог. Получается, что гордый человек настолько обложен этим грехом, что часто и не видит его. В этом трагедия. Если блудник, например, понимает, что грешит, что так быть не должно, если он культивирует эту страсть, постоянно прибегает к этому наслаждению, то его обличает совесть и даже те, кто находится рядом. А гордость – это такое состояние, когда человек не видит самого себя, не видит то падшее состояние, в котором находится. И поэтому только Божественная сила может исправить этого человека.

Борьба со страстями должна быть очень серьезная. Об этом хорошо написано у Иоанна Лествичника. Поэтому мы и вспоминаем его книгу «Лествица» Великим постом. В ней расписано, что есть страсть, как с ней бороться, как страсть воздействует на человека, какая слабее, какая сильнее. То есть это некий учебник для того, чтобы научиться бороться со страстью. Всем советую почаще обращаться к этой книге, которая дает нам ясную картину борьбы со страстями.

– Как понять, что ты поборол страсть?

– Если человек, например, был в блудной страсти и перестал грешить, понял, что это чувство, которое в нем возникает, делается подвластным ему, он может его обуздать. Или же он переходит к законной брачной жизни. И уже больше не изменяет, а имеет власть над теми чувствами, которые в нем подчас возникают. Он может сдерживать себя от того, чтобы изменить жене. В таком случае мы видим, что страсть начинает сдавать позиции, и духовный человек постепенно одолевает ветхого.

– Вопрос от телезрителя Николая из Ярославской области: «Я много раз слышал, как батюшки говорят, что все в мире происходит по воле Божьей или Его попущению. Сейчас в Ливии погибают дети. Разве это по попущению Бога? И когда было искушение в пустыне, сатана сказал, что мир принадлежит ему (Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее), а Иисус не стал спорить. И потом Христос говорит: Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего. Это серьезный вопрос. Я знаю, что вы говорите неправду насчет Бога. Господь не правит. Скорее всего миром правят сами люди и сатана, потому что Господь ушел». 

– У человека есть свобода. Если мы говорим о грехе, о том, как человек воспользовался этой свободой, то нужно вспомнить, что написано в Священном Писании о грехопадении. Это ключ к пониманию всей истории человечества. Люди отвернулись от Господа. Они не захотели следовать Божественным словам, не захотели исполнять волю Бога, Которого видели и слышали, с Которым общались, будучи в раю. И по какому-то непонятному для нас, таинственному признаку выбрали лукавого. Древо называлось древом познания хорошего и лукавого, а не какого-то абстрактного добра и зла. Так написано в Священном Писании. И люди соединились с лукавым. Они не просто отвернулись от Бога, не просто перестали исполнять Его волю, а соединились с дьяволом. Каин усыновился дьяволу. Каиниты, которые создали нашу технократическую цивилизацию, хотели заменить утраченное общение с Богом на нее как на некое подобие Господа.

То есть в самом таинственном факте грехопадения человека заложены все ответы на то, что будет с человечеством в дальнейшем. Мы знаем, что после того, как первые люди были изгнаны из рая, совершается первое убийство. Каин убивает Авеля. Вот цена той свободы, которую они получили, соединившись с дьяволом. Такую цену они заплатили за то, чтобы не жить в раю, пытаясь получить обожение без Бога. И это стремление стать как боги и сейчас проявляется в нашей цивилизации, втором Вавилоне, который строится и в котором происходят все те трагические события, о которых мы говорим.

Винить Бога в этом невозможно, если знать истоки зла. А если не знать, откуда появилось зло и почему человек соединился с дьяволом, а просто смотреть вокруг и спрашивать, где же Бог и почему в мире столько зла, то это бессмысленные, детские вопросы. Конечно, мы не можем ответить на каждый отдельный случай, но в принципе понятно, почему это происходит: именно потому, что люди отвернулись от Бога. И даже тогда, когда Господь пришел на эту землю и дал нам заповеди, они не соблюдаются и игнорируются большинством людей. Многие даже не знают о них. Более того, мы видим пример Европы, которая отказывается от этих ценностей, принимая явно богоборческие законы. Поэтому говорить о том, почему так происходит и где же Бог, может только наивный человек, который либо не знает истоков зла, либо не хочет знать. Тех, кто не знает, направляю к Библии: прочесть, откуда появилось зло в этом мире.

– Что такое состояние бесстрастия?

– Это такое состояние, когда не происходит процесса перевозбуждения, о котором мы говорили. Соответственно, не происходит и зависимости, когда усилия направляются на то, чтобы соединиться с Богом.

Богословская идея обожения вполне реализуема. На протяжении двух тысяч лет, даже в ветхозаветное время, были святые. Святые и есть те люди, которые в той или иной степени побороли в себе страсти. Особенно если мы говорим о преподобных, монашествующих, о тех, что живут и до сих пор борются со страстями, уходят от мира именно для того, чтобы побороть их в себе, отрезать себя от тех питательных соков греха, которые текут в этом мире. Они уходят из мира для того, чтобы в монастырском общежитии преодолеть те зависимости, о которых мы сегодня говорим, и достигнуть любви.

– Вопрос от телезрительницы Анастасии: «У меня много страстей. Одна из них алкоголизм. Как побороть данную зависимость и женщине, и мужчине?»

– Эта зависимость касается одновременно и тела, и души. Но первое, что нужно, – это иметь сильное желание избавиться от этой зависимости. Здесь нужно все делать комплексно. То есть должны быть подключены и медицина, и психолог, и исповедь, причастие, какое-то духовное руководство. Нужно найти священника, который мог бы руководить Вами, подсказывать какие-то вещи в духовном плане. И это телесная зависимость, поэтому нужны определенные психологические техники и, может быть, даже какие-то лекарства. Все должно быть в комплексе. Но надо начать с того, чтобы было желание покаяться в этом грехе, избавиться от него. И тогда уже постепенно подключать все эти механизмы воздействия.

– Отличается ли мужская зависимость от женской?

– Говорят, что женский алкоголизм более серьезен, потому что женщины, как сказано у апостола Павла, немощнейший сосуд. Женская природа более подвержена слабости, волевой немощи. И она более зависима, в том числе это и влечение женщины к мужчине. Но Бог для всех один. И мужчина, и женщина идут ко спасению. И Господь дает Свою помощь всем, кто хочет ее получить и принять. Это очень важно, потому что сказано: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

Поэтому те люди, которые хотят избавиться от зависимости, могут обратиться и к врачам, и к психологам. На приходах часто встречаются опытные люди, которые, допустим, в своей мирской жизни были либо врачами-наркологами, либо хорошими психологами. При многих храмах создаются центры, которые помогают наркозависимым или алкоголикам преодолеть их состояние.

– Зачастую люди, у которых есть зависимость, не видят своей проблемы. Они думают, что все хорошо...

– Да, в этом-то все и дело. Я часто встречаю людей, которые говорят, что им никаких врачей и психологов не надо, уверяют, что справятся сами. Но время от времени впадают в это состояние и не могут из него самостоятельно выбраться. Поэтому здесь очень важен момент смирения. Смиренномудрие в данной ситуации заключается в том, что ты считаешь себя немощным человеком, не совсем способным к тому, чтобы своими силами выйти из этой зависимости. И объективно так и есть. Поэтому если человек обращается к священнику и по его благословению идет к опытному врачу, к психологу, он проявляет смирение. Он говорит Господу: «Сам я не могу, помоги». Это та самая нищета духа, о которой Господь говорил, что таковых есть Царствие Небесное. То есть в этом случае человек должен смириться и признать, что он грешный и сам не справится. И тогда Господь увидит, что человек готов принять благодать, проявляет желание избавиться от этого состояния, стать нормальным, и помогает ему.

– Почему страсти иногда называют смертными грехами?

– Страсти приводят к смертным грехам, которые есть нарушение той жизни, что дана нам на земле, она заключается в контакте с Богом. Смысл нашей христианской жизни в том, общаемся ли мы с Богом через святое таинство, молитву и исполнение Его заповедей, меняемся ли мы, исполняя их, двигаемся ли мы от страстей к добродетелям, находимся ли в любви, а не в ненависти, гневе и раздражении. Когда человек выходит из состояния зависимости от страстей, он постепенно отдаляется от смертных грехов. Прежде всего смертные грехи и есть состояния, даже не какие-то отдельные поступки. А если человек не выходит из этого состояния в течение всей жизни, то может быть осужден по одному лишь греху и отвергнут от Царства Небесного. Апостол Павел перечисляет, что все, кто пребывает в греховном состоянии, и после смерти останутся в нем. Потому что это состояние неприемлемо для Царства Небесного. Невозможно представить себе пьяницу в раю. Там будут люди, которые в той или иной степени стремились освободиться от греха. И Господь, конечно, помогает этим людям. Человек рождается, крестится, умирает, переходит в духовную жизнь, проходит фазы обожения, приближения к Богу и богоподобию. Человек должен стремиться к этому, избавляясь от каждого греха.

Я желаю всем, кто этого действительно хочет, этого избавления, чтобы почувствовать бесстрастное состояние, ощущение свободы. А где свобода, там и радость любви, радость нахождения с Богом.

Ведущий Павел Денисик

Записала Анна Вострокнутова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X