В студии священник Алексий Дудин, настоятель храма во имя святого равноапостольного великого князя Владимира в г. Коммунаре.
– Тема сегодняшней передачи: «Стоит ли бояться конца света». И хорошо бы понять, что же такое конец света. Сейчас эта тема очень актуальна. Все обсуждают ядерную катастрофу. Люди ходят к психологам и даже к психиатрам с такой фобией. У врачей есть специальные консультации. Для верующих людей этот вопрос звучит по-особому. А как он стоит для людей, которые не имеют никакой веры?
– Действительно, эта тема очень важная, животрепещущая и актуальная. Ее обязательно нужно разобрать, потому что ее используют все, в том числе различные сектанты. Секты цепляют человека как раз этой идеей. Подходят и говорят: «Вы знаете, что скоро будет конец света, что этот свет перестанет существовать?»
Современный человек, который живет какими-то земными, обычными интересами, старается гнать эту мысль от себя. Человек всегда отодвигает идею не то чтобы конца света, но даже идею смерти как конца жизни любого индивида, будь то наш собственный конец или кого-то из наших близких. Эта идея неприятна, человек от нее прячется.
Самый простой психологический момент – это защита отрицанием, когда человек перестает думать об этом, боится к этому прикоснуться. Недаром в современном обществе сформировалось целое суеверие, что родственнику нельзя прикоснуться к гробу своего усопшего, потому что смерть будто бы может каким-то образом перейти на него.
Человек боится смерти. Болезнь является следствием греха, а смерть ее окончанием. Она не присуща человеческой природе. Она появилась в результате грехопадения. И человеческое естество отвергает идею смерти как таковой, пытается от нее спрятаться. Эта идея неприятна и неудобна. Поэтому человек в обычной жизни прячется от этого вопроса, он для себя его не решает. И когда сталкивается с людьми, которые этой идеей манипулируют, впадает в страх. Известно, что у испугавшегося человека отключается критическое мышление. И те самые сектанты, вербующие адептов на улице, будут использовать этот страх для того, чтобы отключить критическое мышление человека. Чтобы с нами такого не происходило, давайте сегодня разберем эту тяжелую, но тем не менее полезную тему.
Ни для кого не секрет, что конец света наступит не только всеобщий, но и индивидуальный для каждого человека. И ровно столько, сколько человеку отпущено, он будет жить на этом свете. А потом его существование на этом свете закончится, он предстанет перед Господом. К такому концу света обязан готовиться всякий человек.
И прежде всего об ответственности и подготовке к такому концу света говорит нам Евангелие. Господь говорит, чтобы мы на каждый час были готовы к тому, что придет Домовладыка и призовет нас. На каждый час христианской жизни человек должен быть готов дать ответ за свою веру, свои дела, действия, чистоту совести и все то, что он сделал на земле, используя таланты, которые дал ему Бог.
– Вопрос от телезрительницы Софии из Петербурга: «Человеческая душа бессмертна, но у нас еще есть дух. Он тоже бессмертен? В первую очередь же он должен быть бессмертным».
– Вообще говорить о душе можно исходя из дихотомии или трихотомии. Дихотомия – это учение о том, что человек состоит из тела и души. Есть телесная и духовная составляющая. А трихотомия – это учение о том, что человек состоит из тела и души, и у него еще есть дух Божий, которого не имеют животные. Все живые существа имеют тело и душу, что позволяет им жить и действовать в этом теле. И пока жива душа, в общем-то, живет и тело. А у человека есть еще дух, то есть то семя Божие, которое вложено в человеческую душу и делает ее особенной.
Бессмертной душу человека делает именно животворящий дух Божий – то, что нас отличает от животных. Поэтому дух бессмертен и обеспечивает бессмертие нашей души. Человек, один раз зародившись как любое живое существо, в отличие от других существ не исчезает, а переходит в вечность. И именно дух Божий, находящийся в душе человека, дает ему возможность перейти в жизнь вечную. Мы все, один раз появившись, обречены на бессмертие. Человек, один раз появившись из ниоткуда, из ничего сотворенный Господом через своих родителей, дальше существует вечность. И его душа благодаря Духу Божьему, вложенному в него, не исчезнет никогда.
Господь создал весь этот прекрасный мир, нашу землю. Но на земле постоянно идут циклы жизни, умирания, восстановления, появляются новые животные и растения. А человек задуман таким образом, что он появляется точно так же, как все живое, но имеет бессмертие души от Господа, существует вечность. То есть у человека есть точка начала его жизни, но никогда не будет ее конца.
Именно думая о своем бессмертии, мы должны успеть подготовиться и прожить эту жизнь таким образом, чтобы наша душа была готова жить вечно с Богом, когда совершится этот переход к Господу. Когда он будет – известно только Богу. Это в Его святой воле. Если мы окажемся не готовы для того, чтобы быть с Ним вечно, то будем вечно вне Бога. И в этом отношении в Евангелии четко сказано как про вечное спасение, так и про вечную погибель тех людей, которые не желают быть с Богом.
Святые отцы говорят, что ад не то место, где грешников специально жарят на сковородках и мучают, а место милосердия Божьего. Потому что человеку, который не захотел быть на этой земле с Богом, и на небе быть с Ним будет очень тяжко. Когда мы увидим Господа, святых и убожество своей души, то захотим сбежать оттуда. И вот то место, в которое «сбегают» души человеческие, как раз и есть ад. Господь уготовил его для дьявола и ангелов его, но не для людей. Потому что для людей наш любящий Отец, Господь, замыслил пребывать вместе с Ним. От ангелов мы удалены только тем, что должны успеть стать ангелами на земле и восполнить то число падших духов, которые отпали от Него, восстав вместе с сатаной.
Основной Божий замысел в том, чтобы человек, появившись на земле, успел стать святым. Это та миссия, которую человек должен успеть пройти, именно о ней он будет спрошен в конце своей жизни.
В любом случае наша земная жизнь конечна. Мы должны принять эту мысль. И если мы воспринимаем ее по-христиански, то она будет нам полезна. Помни последняя твоя – и вовек не согрешишь. Действительно, если мы будем помнить, что предстанем перед Богом, то нам и не захочется грешить, ведь все, что мы делаем, имеет отражение в вечности.
– Сегодня мы вспоминаем Ксению Блаженную. Мы помним эту историю: ее муж не успел покаяться, и для нее вся жизнь прошла именно в этой молитве. И ведь не все из нас успеют исповедоваться и причаститься перед смертью.
– Есть одна благочестивая традиция: читать акафист великомученице Варваре с просьбой, чтобы ее молитвами Господь сподобил причаститься перед смертью Святых Христовых Таин. Это очень важный вопрос.
Конец – делу венец. Господь сказал: В чем застану, в том и сужу. И, конечно, для христианина очень важно успеть перед переходом в жизнь вечную получить напутствие Святыми Дарами, раскаяться в своих грехах и уйти к Богу с чистой совестью, примирившись в сердце и соединившись с Ним в Святом Причастии. Это можно назвать идеальной христианской кончиной, о которой мы можем просить Бога.
Это не всегда происходит автоматически, но очень важно для нас стремиться к этому. И если вы видите, что человеку грозит смертельная опасность, если он тяжело заболел, не ждите до последнего, не тяните. У нас сложилось определенное суеверие, что если батюшка исповедует человека, соборует и причащает, то тот сразу умрет. И люди до последнего пытаются оттянуть этот момент. А почему Господь часто забирает людей сразу после исповеди и причастия? Потому, что человеческая душа в этот момент наиболее готова, наиболее чиста. А мы пытаемся оттянуть это время, рискуя загробной вечной участью своего ближнего. Не делайте так, пожалуйста. Всегда зовите батюшку.
– Вопрос от телезрителя Владимира из Воронежа: «До конца земного света, я думаю, мы не доживем, но для многих конец света уже наступил или наступает. Священникам это известно больше, чем кому-либо другому, по разным факторам. Так, может быть, нам меньше ломать голову о конце света, а больше стараться наполнять храмы и каждому в силу своей веры, своих сил и возможностей молиться, участвовать в таинствах?»
– Золотые слова. Но вопрос конца света лучше разобрать, потому что зачастую перед ним цепенеет сознание человека, особенно неверующего. Многие пользуются этим и на этом спекулируют. Человек должен разобрать это, чтобы эта мысль не стала страхом, которым подавляется человеческая воля, благодаря чему им можно манипулировать.
В Церкви существует целая наука о последних временах – эсхатология. Правда, она учит прежде всего тому, что мы живем в последние времена. С самого момента пришествия Иисуса Христа наша Церковь живет в последние времена. Весь мир так живет, и когда будет Второе Пришествие Христово, то дальше он уже существовать не будет. На этом будет поставлена определенная точка. Но Господь сказал: Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти. Поэтому нам не нужно думать об этом, но нужно быть готовыми к концу света. Такая получается интересная антиномия. С одной стороны, мы не должны жить одной только мыслью о конце света, а с другой стороны, должны быть к нему готовы. Именно к индивидуальному концу своему, именно к своему личному предстоянию перед Господом.
– Есть идея, что хорошо умереть во сне. Насколько она христианская?
– Смерть – это всегда болезненно, тяжело и страшно. За редким исключением. Помните, что сказано в Псалтири? Смерть грешника люта. Праведный человек, как правило, умирает довольно светлой смертью. Он готовится к этому. Я, как священник, неоднократно совершавший отпевание, могу засвидетельствовать, что это всегда чувствуется: что это смерть не в плане погибели, а в плане успения, преображения. Человеческая светлая земная жизнь закончилась, и он ушел ко Господу. И для него смерть – приобретение.
Как говорил апостол Павел: Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение. Этот человек прошел свой земной путь, сделал все, что мог, старался творить волю Божию. И вместе с апостолами может повторить: рабы мы неключимые, только сотворили, что должны были сотворить. С таким настроем человека провожать очень легко. Конечно, всегда грустно, когда от нас уходит любимый человек. Но смерть смерти рознь.
Каждый человек должен готовиться к смерти и делать это сознательно. Но современные люди боятся смерти, боятся даже думать о ней. А наши предки спокойно строгали себе гроб и в нем спали. Был готов гроб, была готова одежда для перехода в иной мир. Люди трудились всю жизнь и готовились к этому переходу. И это не вызывало ужаса. Более того, очень часто в деревнях (и не только) были такие случаи, когда человек всю жизнь трудился, а утром просыпался и понимал, что сегодня умрет. Он звал всех своих родных, прощался с ними, ложился в гроб и к вечеру умирал. И это была действительно христианская кончина, успение.
Церковь готовит человека для жизни вечной, готовит к этой главной критической точке, – точке перехода. И в этом отношении для человека, который живет с Богом, смерть, конечно, страшна, но не фактом того, что это внезапно, больно и ужасно, а тем, что он еще не успел к ней подготовиться. Это основной страх святых в отношении к смерти: что они не успели покаяться. Многие преподобные отцы, уже будучи на смертном одре, продолжали молить Бога, чтобы Он дал им еще время на покаяние. Человек готовится к смерти не как к чему-то ужасному, а как к ответственной встрече с Богом.
– Честна пред Господом смерть преподобных Его.
– То есть смерть бывает честная, достойная подражания, научения. А если человек боится этого, то он будет всю жизнь дрожать и окажется не готов. Тогда для него это будет трагедия.
– Вопрос от телезрительницы Ирины из Ярославля: «У меня ассоциация, что конец света – это всеобщая катастрофа. Раз – и все обрушится. Единственная мысль, чтоб это произошло быстро, чтоб не мучиться. А люди, которые знают, что умрут, уже не боятся?»
– По-разному. Мне приходилось общаться с такими людьми. Очень будет полезно, если у вас есть возможность сходить в какое-нибудь паллиативное отделение. В нашей церкви есть замечательная больница святителя Алексия. В Москве есть паллиативные отделения, где лежат больные, которых уже нельзя вылечить, но которым еще можно помочь. Они там готовятся к переходу в Царство Небесное. И готовятся по-разному: кто-то боится, кто-то крепится, кто-то в отчаянии, кто-то принимает утешение Христово. Сестры читают Евангелие. Это очень важный момент.
Я не хотел бы, чтобы моя смерть была во сне. Уснул и не проснулся. Конечно, на все воля Божия. Если Господь сочтет, что так мне надо, то так и будет. Но большинство людей, которые находятся в моменте страдания, успевают очистить свою душу, если принимают помощь от Бога и добрых людей. Поэтому нельзя сказать, что для человека является злом кончина от какого-то долго длящегося или онкологического заболевания. Ни в коем случае не так. Вы просто не представляете, сколько всего прекрасного может сделать человек, пока находится в таком состоянии, и сколько любви могут явить ему окружающие его люди. Сила Божия в немощи совершается.
Ксения Петербургская, память которой мы сегодня совершаем, вела блаженный образ жизни. Она ночевала на улице в снегу, все время изнуряла свое тело, ей было тяжело. Другая подвижница нашей земли, Мария Гатчинская, все время была прикована к одру болезни и не могла встать, но при этом молилась за всех и утешала других священников и архиереев, которые к ней приходили. Она успела сделать очень много доброго, будучи прикованной к одру в течение многих лет.
Не надо бояться болезней и смерти. Это, конечно, вещи тяжелые, но надо к ним относиться по-христиански. В Писании сказано: любящим Бога вся поспешествуют во благое. И даже такие тяжелые испытания будут для человека полезными. «Чем ночь темней, тем ярче звезды. Чем глубже скорбь, тем ближе Бог». Чем больше человек страдает, тем Господь к нему ближе. Человек чувствует Бога, если обращается к Нему. А если не обращается, если надеется только на современную анестезию, на то, что его обезболят и он поживет еще хотя бы чуть-чуть, то тогда Господь не сможет к нему подойти и утешить.
Если человек надеется на Бога, тянется к Нему, молится, то даже последние моменты жизни могут стать важными и спасительными. За эти дни, недели или месяцы, когда человек болеет, он может сделать больше, чем за десятки лет своей жизни.
– В храме Вы помогаете людям, страдающим от греха алкоголизма и наркомании. А в разговоре с ними Вы каким-то образом говорите о смерти? Ведь человек, который пьет, как раз таким образом принимает анестезию, чтобы заглушить страх смерти.
– Конечно, мы разговариваем об этом. Для таких людей страх смерти во многом становится спасительным. Когда они видят, что их друзья умирают от передоза, многих это останавливает буквально на краю пропасти. И люди, которые должны были погибнуть, милостью Божией попадают в наш реабилитационный центр. Я люблю уподобить его реставрационной мастерской, потому что там реставрируют души. Многие из них остаются живыми и спасаются. Для таких людей путь к спасению более сложен, потому что им надо сначала вернуться к нормальной, трезвой жизни и только потом к тому духовному возрастанию, которое Господь предусмотрел для каждого из нас в качестве земной миссии. Там творится много чудес, там видно много Божьей милости. В ситуациях с безнадежно больными людьми, а также с людьми, которые больны пьянством и наркоманией, особенно виден перст Божий. Они четко понимают, что для них наступит конец света, если они не перестанут этим злоупотреблять. Если у вас или у ваших родственников есть такая проблема, пожалуйста, обращайтесь. Номер телефона нашего института: 8-931-360-2022.
– Во время конца света мы все умрем в один момент. Мы закончим свою жизнь не потому, что здоровье пришло в негодность. Если представить, например, ядерную катастрофу, то получается, что все мы в один момент закончим жизнь. Умрут и те люди, которые, на наш взгляд, совершенно не готовы к смерти, потому что они, будучи грешниками, не успеют покаяться; и они попадут в ад. А мы-то, мол, хорошие, мы чуть ли не каждый день ходим в церковь, успеем причаститься и точно попадем в обители Божии. Скажите, в этом смысле конец света примирит ли каким-то образом всех нас? И тот ли это Суд, к которому нам всегда нужно быть готовыми?
– Мы, православные христиане, знаем, что загробная участь у каждого человека своя. В этом отношении мне нравятся слова одного святого отца, смиренного человека: «Если я попаду в рай, я удивлюсь трем вещам: во-первых, тому, что я – в раю, во-вторых, тому, что я увижу там тех, кого не ожидал увидеть, и, в-третьих, тому, что я не увижу там тех, кого ожидал увидеть». Поэтому Суд Божий – это Суд Божий, а не суд человеческий.
Если какой-то человек думает, что он по своим заслугам достоин попасть в Царство Небесное, то он находится в прелести, и по-другому это рассматривать нельзя. Господь сказал: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. Если мы не считаем себя грешниками, нуждающимися в покаянии, то Господь пришел не ради нас и нас не спасет.
А что касается идеи всеобщего конца света и стоит ли этого бояться, то, наверное, не стоит. Попробую объяснить. Вы знаете, что сейчас у нас идет война. Вот прилетела в дом бомба – погибло сто человек. Прилетело что-то более серьезное – и одновременно погибло около тысячи человек. И какая разница, погибнет десять, или сто, или тысяча, или миллион человек, или Господь одномоментно призовет всех? По сути, принципиально это ничего не меняет. Здесь важно только то, готов ли человек к этому переходу.
Меня как христианина волнует только одно. Из единственной пророческой книги Нового Завета – Откровения Иоанна Богослова – мы знаем, что перед концом света три с половиной года будет царствовать антихрист и что в этот момент, возможно, он прельстит и избранных, в это время жить и спасаться христианину будет тяжелее всего.
Я как христианин боюсь дожить до этих времен, но я доверяю Богу, я верю: если Он меня допустит до этих времен, то Он даст мне и силы, и разум, и крепость духа, чтобы пройти через эти испытания. Святые нашей Церкви говорили, что перед концом света Господь тем людям, которые не готовы пройти эти испытания, но тянутся к Богу, даст легкие болезни и прекратит их существование.
Но опять-таки это не то, на что мы должны опираться и чем должны жить. А должны мы жить днем сегодняшним, потому что завтрашнего дня может не быть. Мы знаем, что у людей есть как бы два календаря. Один календарь: «С завтрашнего дня я начну правильно питаться, молиться Богу, читать правило без сокращений, регулярно ходить в церковь, перестану всех осуждать…» Этот календарь дьявольский, если человек собирается все начать с завтрашнего дня.
Если же человек собирается изменить свою жизнь прямо сейчас, то это календарь Божий. Валаамские монахи, да и не только они, каждый день начинали как новый и единственный. И если христианин каждый день будет начинать как новый и единственный, данный ему, то он будет должным образом относиться к тому времени, которое дал ему Господь, и будет приносить плоды для Царства Небесного.
– Вопрос от Елизаветы из Гомеля: «Знают ли наши усопшие близкие, что происходит с нами в этой жизни? Они не могут там молиться за себя, но могут ли они молиться за нас?»
– Если человек жил праведной жизнью, то он получает от Бога право молиться и ходатайствовать за других, потому что Господь волю боящихся Его сотворит. То есть Господь слышит тех, кто исполнял волю Его здесь, на земле, и молитва их сильна. И мы знаем, что наши святые по благодати Божией имеют возможность молиться за нас, грешных, и поддерживать нас. Поэтому праведные люди, которые жили Господом и оказались у Господа, продолжают заботиться о своих родных и близких, и это очень важно.
Господь дал возможность земной Церкви молиться о наших усопших, и это тоже очень важно. Люди это чувствуют, и недаром больше всего людей в храмах бывает в родительские субботы. Приходят даже те, кто в другие дни ходит очень редко. Люди приходят, чтобы помянуть своих усопших, потому что душой чувствуют, что и они будут нуждаться в этих молитвах, которые живы и действенны. Так премудро все это сотворил Господь.
Пока человек живет на земле, он может сам позаботиться о себе, и исповедь, и Причастие – это прямые средства для духовного его очищения и возрастания. А когда человек уже предстает перед Господом, то живые продолжают молитву за него, и эта молитва, безусловно, приносит свою пользу.
– Владыка Варсонофий в одной из проповедей сказал, что на том свете не будет ни телевизора, ни прямых эфиров и так далее; люди там будут только молиться, и большей радости быть не может. Но если мы здесь не привыкнем к молитве, то можно ли сказать, что мучительная смерть может стать неким искуплением наших грехов на Страшном Суде?
– Нет. Никакие страдания не могут автоматически искупить грехи человека. Если же он принимает те или иные страдания со смирением, покаянием, если он вместе с благоразумным разбойником восклицает: достойное по делам нашим приняли… помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! – то эти страдания вменяются человеку в подвиг, и то, что он делает со смирением и в Господе, очищает его душу.
Поэтому поболеть, пострадать человеку полезно, и зачастую старость связана с болезнями и немощами. И так происходит вовсе не потому, что Господь хочет нас помучить, а потому, что Господь желает, чтобы наша душа очистилась, чтобы нам было наиболее удобно перейти к Нему и быть с Ним в Царстве Небесном.
Всякую болезнь можно и нужно воспринимать как звоночек из Царства Небесного. Этот звоночек очень важно услышать, и, как прилежным ученикам, нам уже нужно готовиться к встрече с Учителем, чтобы сдать Ему экзамен. Ведь, по сути, Страшный Суд – это уже некий последний, финальный экзамен за всю нашу жизнь.
Мы привыкли проходить в жизни множество разных испытаний. Мы сдаем экзамены в школе, сдаем все эти бесчисленные ОГЭ, ЕГЭ, экзамены на права и так далее. Батюшки сдают экзамены в семинарии, и сильно волнуются даже бородатые маститые протоиереи, потому что экзамен для них сродни концу света, ведь приходится отвечать за все, что они выучили, и это вполне нормально.
Но мы должны готовиться к последнему нашему экзамену – к встрече с Господом, и это неизбежно. Нам нужно покаяться, вспомнить тех, кого мы обидели, вспомнить какие-то злые дела, которые мы сотворили. И если мы не можем напрямую попросить прощения у человека, то можем помолиться за него, чтобы как-то восполнить тот ущерб, который ему нанесли.
Мы можем помочь тем, кто сейчас нуждается в нашей помощи. Дела милосердия очень важны в память о наших усопших, ведь говорят, что милость проходит сквозь смерть. А еще говорят, что у гроба карманов нет и никакое богатство нельзя утащить с собой в Царство Небесное. Мы можем взять с собой лишь то, что на земле успели отдать бедному, убогому, нищему. Помните золотые слова Иоанна Златоуста: «Твое только то, что ты отдал другим».
Поэтому человеку нужно успеть на земле не только научиться молиться, поститься, смотреть телеканал «Союз», делать другие добрые дела, но и успеть сделать дела милосердия, за которые Господь мог бы его потом помиловать. Как мы помним, милость превозносится над судом. И наоборот: суд без милости не оказавшему милости. Тому, кто не сотворил милости, надеяться будет не на что.
– Вы хорошо сказали про звоночек, что пора готовиться к экзаменам, и это все очень вдохновляет. Скажите, можно ли подготовиться к смерти? Я сейчас говорю не о том, что нужно молиться, читать Евангелие, ходить в церковь и так далее. Я понимаю, что смерть не за горами, но как избавиться от этого всепоглощающего жуткого страха, как принять эту наглую смерть?
– Нужно этот страх использовать в конструктивном ключе. Можно и нужно говорить: «Господи, мне тяжело! Господи, я боюсь! Укрепи меня, помоги мне!» Нужно всегда помнить о том, что за все придется отвечать, и этот страх обратить в молитву. Ведь любой страх, который мы обращаем в молитву, становится спасительным, он становится страхом Божиим.
Тот же страх, который в молитву мы не обращаем, превращается в уныние – самый страшный грех. Такой страх заставляет нас отойти от Бога, расслабиться, и у нас уже не останется сил идти дальше и творить дела Божии. Поэтому ни в коем случае никогда не унывайте, не расстраивайтесь, а все эти страхи, боли, несчастья делайте поводом для того, чтобы обратиться к Господу: «Господи, Ты наш любящий Отец! Мне плохо. Помоги, укрепи, посети меня», – и Господь откликнется, и это будет нам во спасение.
– Отче, благословите наших телезрителей.
– Господи, благослови нас подготовиться к встрече с Тобой в доброй, чистой, христианской совести и воскликнуть Тебе уже там: Христос воскресе!
Ведущий Глеб Ильинский
Записали Анна Вострокнутова и Людмила Белицкая
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель подворья Новоспасского монастыря в селе Сумароково Московской области иеромонах Сергий (Филиппов).
Вторая половина. Матушка Светлана Смирнова
Чин отпевания схиархимандрита Илия (Ноздрина) 18 марта 2025 года
Читаем Ветхий Завет. «Образ Иерусалима». Священник Константин Корепанов
Этот день в истории. 18 марта
День ангела. 18 марта
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!