Беседы с батюшкой. Сребролюбие и властолюбие. Священник Никита Сороколетов. 4 ноября 2024

4 ноября 2024 г.

В студии священник Никита Сороколетов, клирик храма мученицы Татианы Римской в Люблино (г. Москва).

− Батюшка, что такое сребролюбие?

− Это страсть к деньгам и материальным благам, если говорить в широком смысле. Обычно у святых отцов эта страсть идет в связке со страстью любостяжания. Любостяжание − это одержимость человека накопительством, тоже материальными благами. Ну и можно сказать, что сребролюбие − это когда человек превращает деньги, какие-то окружающие вещи, объекты в определенные идолы и служит им. Это то, что называется: служить богатству. Преподобный Максим Исповедник учит, что у человека есть естественные силы души, допустим, так называемая вожделевательная сила. Ее человек может направить на Бога, а может направить на богатство и сделать из него идола, который подменит ему Бога. И вот здесь начинаются проблемы. Это превращается в страсть, в определенного рода патологию. Человек становится одержим богатством, накоплением материальных ресурсов. И его жизнь, я думаю, приобретает уже не христианские черты, а я бы сказал, даже антихристианские, когда это становится некой патологической зависимостью. На самом деле эта страсть может быть не всегда очевидная, но очень опасная. Это то, что касается сребролюбия.

− А что такое властолюбие?

Сама концепция власти не такая однозначная. В философии, социологии, антропологии есть разные определения власти. Мне нравится такое определение, которое дал Мишель Фуко, французский философ. Он говорил, что власть повсюду, но не потому, что распространяется на все, а потому, что исходит отовсюду. Собственно говоря, он говорит о том, что не надо путать власть с иерархией. Есть определенные иерархические отношения, а власть не что-то внешнее, как мы обычно думаем. Власть как раз пронизывает все наши отношения. И если опираться уже на такой евангельский нарратив, то я бы сформулировал так: это своего рода манипуляторное отношение к миру и к ближнему, которое становится страстью, грехом.

Когда человек начинает манипулировать ближними и вообще относиться потребительски к миру, как бы насиловать мир, в том числе и природу, то здесь можно говорить о структурных грехах. Состояние, когда человек относится к творению Божиему как некий властелин, манипулирует им, это и есть властолюбие. На самом деле это тоже зачастую не всегда очевидный грех, потому что человек, допустим, не является начальником, но при этом он проявляет властность внутри семьи, каким-то образом манипулирует женой или детьми, злоупотребляет своими властными полномочиями внутри семьи. И вообще в любых отношениях, там, где есть двое, возникает опасность властных отношений, манипуляций, с чем, я думаю, нужно бороться.

Если вспомним Священное Писание и сорокадневный пост Христа перед выходом на Его общественное служение, то евангелисты Лука, Марк, Матфей пишут о том, какие искушения преодолел Христос и каким Он вышел из этого поста. Он отказался от власти, славы, богатства и силы. Христос самоумаляется, и при этом Он выходит из этого поста, преодолев все искушения властью, богатством, славой.

− Довольно часто говорят, что богатство ─ это благословение Божие, а вот бедность, наоборот, проклятие. И мы знаем, что еврейский народ долгое время считал: если человек богатый, состоятельный, то Господь этого человека любит, благословляет все его дела, намерения. А вот бедный человек что-то делает не так. Как Вы относитесь к этому мнению?

− Это некая отсылка к Максу Веберу и его протестантской этике с духом капитализма. В кальвинизме есть идея: если трудишься, хорошо зарабатываешь, то Бог как бы отметил тебя к спасению. Я с этим тезисом не согласен; считаю, что наличие у человека каких-то материальных ресурсов или их отсутствие ничего не сообщает нам о любви Бога к этому конкретному человеку. А если мы возьмем состояние, когда определенная часть людей находится за гранью нищеты, то это не совсем правильно. Отцы Церкви всегда критиковали определенные институции, которые доводили людей до состояния бедности.

Я занимаюсь современной теологией в аспирантуре, академии, и здесь я бы вспомнил несколько сюжетов из христианской теологии об отношении к богатству, к власти. Собственно говоря, недавно, 22 октября, умер Густаво Гутьеррес, католический перуанский священник, отец так называемой теологии освобождения. Это на самом деле очень влиятельный теолог. Да, он не православный, и мы его тоже покритикуем сейчас. Так в чем заключалась его основная идея? Густаво Гутьеррес служил в 50−60-е годы XX века в Латинской Америке, где 80% населения находились за пределами нормальной человеческой жизни, они голодали, дети умирали. И вот он выступил за то, чтобы переосмыслить этот контекст бедности, угнетения сквозь призму евангельского учения. Он говорил о том, что Христос всегда на стороне угнетенных и бедность и нищета на самом деле зло, которое делает жизнь людей невыносимой. В своем основном труде «Теология освобождения» он проводил различия между материальной нищетой, которая зло и против которой христиане должны выступать, у них должна быть определенная социальная позиция, и духовной нищетой, которая есть благо. Это состояние, когда человек открыт и предстоит перед Богом.

Понятно, что в 60-е годы XX века он читал Евангелие в том числе и через какую-то марксистскую оптику. Это радикальный теологический подход, который критиковался Католической Церковью. Но в любом случае он повлиял на мировосприятие людей.

В корейской христианской теологии была своя альтернатива: теология Минджунга. В Южной Корее много христиан, протестантов и католиков, и они также протестовали против угнетения и прочитывали Евангелие через этот опыт. Конечно, это все не православные вещи, и здесь можно критиковать такие теологические подходы, когда берется определенный контекст и становится центром теологической рефлексии. В данном случае контекст какой? Бедность, угнетенность, порабощенность.

Но у нас есть и свои примеры. Я отсылаю зрителей к статье архиепископа Василия (Кривошеина), посвященной преподобному Симеону Новому Богослову и его социально-политическим воззрениям. Симеон Новый Богослов, согласно архиепископу Василию (Кривошеину), очень жестко критикует власть имущих и грех сребролюбия. И он говорит, что, во-первых, тот, кто собирает богатство, не уповает на Бога, то есть у него нет надежды и упования на Бога. С другой стороны, он говорит о важной вещи, которая пересекается с теологией освобождения в святоотеческом, я бы сказал, варианте. Итак, первый момент: человек, который собирает богатство, не уповает на Бога. А второй момент заключается в том, что человек, у которого есть богатство и он не делится им,  повинен в смерти тех, кто голодает. Так говорит Симеон Новый Богослов. И это достаточно серьезное радикальное заявление.

Можно вспомнить мученика Иоанна Васильевича Попова, которого любил наш профессор Московской духовной академии Николай Константинович Гаврюшин, он написал о нем прекрасную статью. Так вот, профессор Иоанн Васильевич Попов написал книгу «Иоанн Златоуст и его враги», где показывает, что Иоанн Златоуст выступал с критикой сильных мира сего. Он выступал против злоупотребления властью. И это позиция христианина по отношению к какому-либо угнетению.

− Бывает ли благое богатство? То есть богатство не греховное, а то, которое приносит пользу. И вообще человек может быть богатым с точки зрения Церкви? Богатым материально, а не духовно.

− Само по себе богатство не является грехом. Мы же начали с того, что сребролюбие  такая страсть, когда человек превращает деньги, материальные блага в предмет служения. Он поклоняется каким-то экономическим ресурсам как идолу. Вот это, я думаю, проблема. И вот тогда это превращается в страсть. В самом по себе богатстве, в честно нажитом имуществе нет греха. Но если мы обратимся к святым отцам, то все-таки они были аскетами. В частности, у Симеона Нового Богослова был такой радикальный подход к богатству: он говорил, что все должно быть общим, как воздух, которым мы дышим. В современном мире такой радикальный подход, наверное, невозможен.

А если говорить про Иоанна Златоуста, то, по крайней мере, в своей интерпретации Иоанн Попов говорит, в чем главное ядро проповеди Златоуста и вообще антиохийцев. Оно   в том, что они выступали за реализацию христианской любви в конкретных условиях, к конкретному человеку. Очевидно, что современного человека окружает какое-то количество ближних, за которых он отвечает. Это его семья, дети. И такой человек трудится честно, зарабатывает деньги, и в этом ничего нет плохого, здесь нет никакого греха. Но если, например, вы владелец крупной фирмы, у вас есть какой-то серьезный доход, но при этом вы знаете, что можете повысить зарплату своим сотрудникам, но не повышаете ее, это уже проблема, и с ней надо работать.

− Что нам говорит Священное Писание о грехе, о богатстве, власти?

− Священное Писание говорит, что нельзя служить двум господам. Поэтому здесь нужно делать выбор либо в пользу Бога, либо в пользу любой страсти. Если мы всерьез воспринимаем святоотеческий контекст, то естественные силы души должны быть направлены на Бога. И задача человека направить все свои способности на Бога, на божественное и заботиться преимущественно об этом.

А все остальное, если мы, например, говорим о деньгах, просто ресурс. Если говорить о власти, то это, повторюсь, очень опасная тема. Христос отказывается от власти, и мы это видим. Да, Его смерть заканчивается триумфом воскресения, но в то же время мы видим Его мощный импульс к самоумалению.

Христос самоумаляется, Он принимает образ раба. И если осознать эту важную историю, то она нам сообщит о том, как нам жить, каким образом воспринимать действительность, какие способы существования выбирать и какие формы жизни реализовывать. Я думаю, что христианин не должен реализовывать власть как некую манипулятивную силу, что ли, то есть христианин не может ничем манипулировать.

Как понимать слова апостола, что всякая власть от Бога?

Здесь так скажу: откройте «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», 3-й раздел «Церковь и государство», 5-й параграф. Там говорится, что если власть призывает к каким-то антихристианским действиям или пытается ущемить права верующих, то христианин может не согласиться с этой властью и подвергнуть ее критике.

И такие эпизоды были. Например, в ХХ веке известен пример протестантского теолога Бонхеффера, боровшегося с режимом Гитлера. У нас есть и свой православный святой Александр Шморель, канонизированный в Русской Православной Церкви. Он был основателем движения «Белая роза», которое также боролось с фашистским режимом, с агрессивным национализмом, за что ему отрубили голову.

Поэтому у нас есть прецеденты борьбы с антихристианской властью. В истории человечества часто были эпизоды, когда власть приобретала какие-то антихристианские формы, с которыми христианин мириться не мог.

– Мы говорим о государстве. А если в каких-то коммерческих, общественных структурах, возможно, руководитель человек случайный, нужно ли вспоминать эти слова, что власть от Бога, и все-таки подчиняться, как-то смиряться?

– Это сложный вопрос, почему я и сказал, что власть – это сложный феномен. Понятно, что есть библейские контексты, но прошло уже две тысячи лет. Есть определенные науки, и все это, в общем-то, нужно изучать. Вообще власти можно посвятить целую программу. Все-таки внешняя власть, любые иерархии, начальники нужны для того, чтобы структурировать общество, чтобы оно развивалось более стабильно. Но сама власть и проявления власти это сложные явления.

Вы можете не быть на позиции начальника, у вас может не быть какого-то иерархического статуса, но вы даже в разговоре можете проявлять какие-то властные моменты по отношению к своим ближним. Когда мы, например, в разговоре начинаем каким-то образом манипулировать, прибегая к каким-то риторическим уловкам и так далее, это тоже насилие, тоже проявление власти. Власть знания это, кстати, тоже отдельная тема.

– Как православному христианину правильно относиться к деньгам, к власти, чтобы как-то здесь лавировать и не сотворить греха?

– Немного вернусь назад. Вы спрашивали, как вести себя с начальником. Мученик Иоанн Попов, о котором мы уже упоминали, писал, что не нужно превращать свободу христианского благовестия в забитость, пассивность. Все-таки иногда нужно отвоевывать свои права.

Нужно держать в уме Густаво Гутьерреса, конечно, не прибегая к радикальным мерам, и помнить, что были такие прецеденты. Нужно не забывать про критику власти и денег Симеона Нового Богослова, Иоанна Златоуста, не делая радикальных шагов (все-таки мы не в Латинской Америке), но четко устанавливая границы и не давая себя угнетать. Помня, что всякая власть от Бога, нужно уважать иерархию, выстраивать с ней какие-то отношения. А если вы видите вокруг несправедливость, если вас угнетают, то нужно очерчивать границы и выходить из этой ситуации. И не забывайте о теологии освобождения.

Какой главный механизм борьбы со сребролюбием, как и с другими страстями? Человек должен всегда оставаться трезвым, что ли. Он должен всегда контролировать то, что происходит в его уме, его мышлении. Этот контроль помогает не делать каких-то ошибок. И, понятно, нужно прибегать к таинствам Церкви, к Иисусовой молитве здесь без этого никак. То есть синергия, благодать, естественно, помогают преодолевать греховные состояния, и это факт.

Какой властью наделен священник?

Конечно, ответ здесь очевиден властью духовной. Понятно, что у священников тоже есть злоупотребления. Значит, у них есть опасность злоупотреблять своей сакральной духовной властью и искажать ее. Все-таки священная иерархия должна действовать в духе любви, когда высшие чины изливают свою любовь на нижние и так далее.

А вообще я не духовник, поэтому мне сложно отвечать на этот вопрос. Конечно, мы подразумеваем, что священник по каким-то критериям может допустить человека к участию в Евхаристии, а может не допустить. Облеченный сакральной властью священник занимается всем этим, совершает таинства и так далее. 

– А как православному христианину бороться с этим, если он сам любит власть и деньги? Что бы Вы здесь посоветовали? Может быть, какие-то духовные упражнения? Что нужно делать, чтобы победить эту страсть?

Нужно отказаться от власти денег и славы. Наверное, здесь у каждого свой, индивидуальный путь борьбы со страстями и свой ответ на этот вопрос. Мне кажется, когда что-то делаешь, нужно понимать, для чего ты это делаешь. Если человек склонен к накопительству, возможно, ему нужно остановиться.

Всегда нужно быть в трезвении, чему нас учат святые отцы, понимая, что ты делаешь, осознавая это. И у человека все-таки должно быть безмятежное состояние, что ли, стремление к такому мирному состоянию, когда все силы души успокоены и направлены на Бога. Вот человек заметил, что хочет проявлять свою власть, что он насильственный манипулятор, к тому же еще любит деньги, и он понимает, что с этим нужно что-то делать, и перенаправляет свои силы в благое русло. 

– Вопрос от Елены: «На куполах староверческих храмов стоят православные кресты. Нужно ли, проходя мимо, креститься на православный крест?»

Смотря с какой целью это делать. И пусть крестится, если надо. Я не вижу здесь никакой проблемы.

– «Я пощусь в среду и пятницу и держу многодневные посты. Можно ли мне причащаться каждое воскресенье?» Наверное, этот вопрос больше о том, можно ли без поста причащаться каждое воскресенье, потому что спрашивают про каждое воскресенье. Если человек постится в среду и пятницу, а мы знаем, что такая практика есть, можно ли причащаться без трехдневного поста?

Если мы знаем, что такая практика есть, то можно причащаться. Но здесь надо не с этого начинать, а с того, зачем человек хочет причащаться, какая у него интерпретация этих его действий, что он понимает под своим участием в литургии. Я убежден: если человек считает себя православным христианином, он должен вести евхаристический образ жизни. То есть должен регулярно участвовать в Евхаристии, принимать Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, и это налагает на него некоторую ответственность.

В таинстве Крещения, помимо объективной составляющей, на человека сходит Дух Святой. И мы знаем, что в Евхаристии объективно имеем дело с истинным Телом и истинной Кровью Христа. Но при этом субъективно, будь то в крещении или в Евхаристии, человек может не актуализировать этот благодатный дар своей жизнью, своими поступками.

И если человек хочет регулярно причащаться, он должен настроиться на определенный евхаристический образ жизни. Евхаристия не заканчивается актом самого причастия, она продолжается и за пределами храма, когда человек бывает способен на определенные евхаристические жесты, проявляет любовь к ближнему и к миру, не сребролюбив и не властолюбив.

– Вопрос от Ирины: «Родной мне человек имеет другую веру – он мусульманин. Моя душа болит о нем. Могу ли я молиться за него? И если да, то как?»

Если родной человек мусульманин значит, пускай молится. В чем проблема-то? А вообще чего она хочет? Я так понимаю, наверное, она хочет помолиться, чтобы этот человек стал православным. Значит, ей нужно обращаться к Богу, чтобы Бог каким-то образом затронул его душу.

На самом деле история серьезная, когда люди с разным мироощущением, мировоззрением, особенно когда в семьях кто-то верующий, а кто-то неверующий. На этой почве могут возникать конфликты. Мне кажется, здесь самое главное – чтобы не было конфликтов на религиозной почве, на почве мировоззренческой.

Но человек должен всегда отстаивать свою веру, свои убеждения и при этом не конфликтовать с другими. Если у него за другого болит душа, он может молиться и обращаться к Богу, чтобы Бог затронул душу этого человека, помог ему. Может быть, это заставит человека другой религии принять христианство.

Вопрос от Ольги: «Мне 35, очень хочу семью и родить ребенка. Раньше я в основном работала, и на личную жизнь не хватало ни времени, ни сил. Скажите, пожалуйста, достаточно ли мне просто молиться? И какому святому нужно молиться о создании семьи?»

О создании семьи можно молиться любому святому. Не надо превращать святых в некий фетиш… Если у человека в душе есть какие-то волнения, он может обращаться с этим к Богу, потому что Бог это любовь, Он Отец, и Он все слышит. Бывает даже прямое Божие вмешательство в жизнь человека. А достаточно ли только молитвы?.. Нужно еще и действовать каким-то образом, чтобы найти вторую половину, и у всех это бывает по-разному.

А вообще я здесь ничего не могу сказать. Я не знаю, как искать вторую половину. Нет у меня этого знания. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать человека. Священномученик Иоанн Попов писал про Иоанна Златоуста, что тот говорил про любовь в конкретных условиях к конкретным людям. А я здесь человека не знаю и не могу ничего сказать. То есть на абстрактный вопрос даю абстрактный ответ.

– «Как бороться с унынием?»

Это ведь тоже страсть, как и сребролюбие.

Да, но уныние, я бы сказал, все-таки более рафинированная страсть. Во-первых, здесь нужно проанализировать со священником, духовником (если он есть у человека) причину этого уныния, этого состояния и бороться с этим. Возможно, у человека просто какая-то клиническая депрессия. Мне кажется, уныние все-таки отличается от клинической депрессии, хотя, может быть, где-то они и пересекаются. Но все-таки уныние – это определенное духовное состояние. 

– Как создать хорошие взаимоотношения в коллективе? Как избегать конфликтов?

Не манипулировать.

– А если ты не манипулируешь, а тобой манипулируют?

– Нужно сохранять безмятежность духа и практиковать так называемую аскетику без усилий. То есть никуда не вникать, никуда не лезть, не проявлять активных действий. Опять же в зависимости от того, какая у человека работа, что от него требуется, какие бывают конфликтные ситуации, какой у человека характер. Все эти детали важны, чтобы сформулировать правильный ответ. Мне кажется, что начинать нужно с доброжелательного отношения ко всем; и нужно сохранять спокойствие.  

– «Как Православная Церковь относится к обычаю бросать жребий?» 

– Это такой православный вариант гадания. Кстати, библейские цитаты на каждый день, которые я видел у людей, это вариант какого-то православного гадания. Или, например, гадание что скажет старец. А вообще я жребий не кидал, я просто предполагаю, как это может работать. Мы сейчас пытаемся поразмыслить над этим и не будем сразу списывать практику кидания жребия.

– Для нас важна православная точка зрения на это.

Да, но мы сейчас пытаемся как бы вместе подумать. Кстати, патриарха Тихона выбирали по жребию; значит, не списывают со счетов эту практику.

– Смотря какой смысл в это вкладывать.

Здесь же какая история? Человек хочет какого-то знака от Бога. У него есть некая неразрешимая ситуация, и он хочет этого знака. И есть вариант кинуть жребий. Насколько это решение эффективное, я не знаю. Я все-таки за то, чтобы брать ответственность на себя, самому принимать решение и потом отвечать за это решение. Но человек может помолиться и кинуть жребий… Не знаю, я бы не списывал со счетов этот интересный эксперимент.

– Эксперимент, может быть, и интересный, но мне кажется, что здесь все-таки должен быть критический подход. Если у человека есть какой-то вопрос, то, наверное, ему нужно обратиться с ним к духовнику.

– Но, может быть, вы тоже получите от него какой-то рандомный ответ. Здесь все зависит от того, какой вопрос, то есть какого жребия человек хочет. Кстати, это интересно, и про жребий могла бы быть целая передача.

Татьяна интересуется, как избавиться от человекоугодия.

Как и от любых других страстей. Я уже говорил, что нужно быть в трезвении. Здесь тоже нужно разобраться, проанализировать, почему человек хочет угодить людям. Скорее всего, он хочет извлечь из этого какую-то выгоду. Человекоугодие тоже может иметь разные варианты. Может быть какое-то приспособленчество, а может быть некий компромисс, и, возможно, эта женщина путает человекоугодие с поиском компромисса, а это разные вещи.

Когда вы идете на компромисс со своим начальником, допустим, начальник увеличивает вам нагрузку в виде каких-то дополнительных рабочих дней, вы говорите ему: «Давайте найдем какой-то компромисс. Допустим, я буду три дня работать, а четыре отдыхать», то есть вы ищете компромисс. А когда вы, например, хотите понравиться начальнику, чтобы он каким-то образом вас повысил, а у коллег из-за этого ситуация стала хуже, это уже греховно. То есть здесь нужно смотреть, не нарушается ли закон о любви к ближнему, к человеку. Ведь что такое страсть? Это то, что затмевает Бога, когда силы души направлены не на Бога, а на что-то земное. 

– Вопрос от Сергея: «Является ли лень грехом?»

Да, является грехом некое праздное времяпрепровождение, праздность, леность, расслабленность, размягченность…

А как бороться с ленью?

Ну, здесь нужно понять, какая это лень. А вообще я не понимаю, как в современном контексте можно быть ленивым, когда человек, наоборот, постоянно включен в работу. Если взять какие-то большие мегаполисы или города, то там человеку некогда лениться.

– А если человеку ничего не хочется, он приходит домой и просто лежит?

Ну, если он приходит с работы и просто лежит, то он отдыхает, а не просто лежит.

– Но вот, допустим, студент ленится учиться.

Вот мы говорили про сребролюбие. Я считаю, что все должны жить в достатке, и это хорошо, это благо. Не должно быть бедных, не должно быть голодающих детей, но это в идеальном мире, конечно. И должно быть достаточное количество свободного времени.

Мы живем в мире позднего капитализма. Мы, миряне, обычные люди, постоянно пытаемся заработать какое-то количество ресурсов, чтобы обеспечить свои семьи, и мы очень много работаем. И из-за этого у нас не остается времени на какие-то духовные практики, на духовную жизнь. А у нас должно быть свободное время на чтение Священного Писания, чтобы мы остановились. Это свободное время нужно проводить с пользой, и здесь важная часть – мышление. Нужно думать, размышлять о Боге, и это тоже часть духовной жизни.

– У нас есть такой вопрос: «Как следует относиться к творчеству Фридриха Ницше?»

Интересный вопрос. На самом деле он важный автор, если говорить про современную континентальную теологию. Он как бы провозгласил смерть Бога. Эту его фразу про смерть Бога принимают, интерпретируют по-разному: а что такое смерть Бога? какого Бога? и для кого Бог умер?

С одной стороны, это указание на то, что этот секулярный мир как бы вытесняет Церковь и определенную христианскую мораль за пределы современного модернового мира. С другой стороны, это говорит о том, что у нас нет доступа к истине. Мы находимся в состоянии постмодерна, когда есть огромное количество интерпретаций, нет какой-то единой фиксированной истины, и в этом как бы проявляется смерть Бога. Но это уже интерпретация слов Ницше.

На самом деле современная теология, и православная, и какая-то другая, континентальная, и она как бы работает с этим вызовом, который бросил Ницше этой фразой, и пытается помыслить Бога в этой постмодерновой пустыне, где нет доступа к истине, а есть огромное засилье массовой культуры, огромное количество интерпретаций, крушение метанарративов, больших объясняющих теорий. То есть сейчас у каждого есть какая-то своя истина, и человек с ней носится.

В этой ситуации христианину нужно продолжать верить в Бога, утверждать спасение через Христа, подчеркивать важность события Боговоплощения и не отказываться от своих личных убеждений. Ницше полезен, чтобы каким-то образом встряхнуть человека. Думаю, так.

Ведущий Павел Денисик

Записали Полина Митрофанова и Людмила Белицкая

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X