− Отец Константин, сегодня хотелось бы поговорить о таком грехе, как сребролюбие. Все мы любим получать зарплату. Деньги ─ это то, что сейчас очень важно для каждого человека. Как мы все-таки должны относиться к этому греху сребролюбия? И что считается сребролюбием?
− Давайте разбираться, где эта грань. Вы правильно заметили, что абсолютно каждый человек имеет отношения с деньгами. То есть нет ни одного человека, который бы никогда о деньгах не думал. Даже дети часто, начиная с самого малого возраста, просят: дай мне денег на это, купи мне вот это, у других есть, а у меня нет… У маленького человека уже просыпается это желание чем-то обладать. И, кстати, это желание уходит корнями в самое начало мироздания. Господь, когда поселял Адама и Еву в рай, что говорил им? Обладайте этим раем! То есть обладание чем-то входит в реестр наших отношений с этим миром. Но где та грань, где красная линия этих отношений с деньгами, когда не мы уже обладаем деньгами, а они начинают обладать нами?
И ни один человек не застрахован от того, чтобы вдруг обнаружить, что он уже на самом деле подвластен этим деньгам, материальным ценностям, каким-то вещам. Поэтому сребролюбие, как пишет апостол Павел, корень всех грехов. Казалось бы, почему же сребролюбие? Почему не гордыня? Почему не что-то еще более духовно важное?
Мы с вами знаем, что почти каждый человек, который обладает большими материальными ценностями, очень горд. Потому что он чувствует, что у него есть власть, что он чем-то обладает. И, кстати, в общении с богатыми людьми можно почувствовать, что они ощущают себя как бы независимыми от Бога, уверенными и в завтрашнем дне, и в себе, и в том, что могут решить абсолютно любые проблемы. На самом деле здесь, конечно, и корень этой гордости: я-то без Бога могу жить…
Святые отцы пишут, что эта страсть опасна тем, что никогда не закончится. То есть человек никогда не насытится полностью. И если в плотских грехах человек может удовлетворить свои желания и хоть какое-то время, так скажем, побыть в этой мнимой эйфории и перестать заниматься тем, чем он занимался, то здесь опасность сребролюбия еще и в том, что человек никогда не насытится, всегда ему будет мало. Как писал Достоевский, человек − существо бесконечное.
− Поэтому взятки в миллиард рублей берут… Такие цифры мелькают в СМИ.
− В том числе когда человек уже не знает просто, как ему насытить свою утробу, чем заткнуть эту дыру. Конечно, деньги приносят счастье. Только что это за счастье? Как этим счастьем распоряжаться? Ведь не секрет, что не каждый человек может богатством распоряжаться. Одни люди богаты, и мы с вами знаем, что они благотворители, помогают нищим, заботятся о других людях, меценаты какие-нибудь. А другие, если дать это же богатство им, просто его растратят, прокутят.
− Есть такие примеры, когда люди выигрывали в лотерею 10 миллионов долларов, например. Через год у них ничего не оставалось от этих денег, они возвращались в исходное состояние.
− То есть человек не умеет этим распоряжаться. И само богатство, как пишет Максим Исповедник, не есть зло. Это тоже очень важно понимать: само богатство дар Божий. Только это богатство необходимо с умом использовать. После грехопадения происходит еще такая метаморфоза, когда мы начинаем радоваться и наслаждаться тем, что надо, по сути, просто использовать в работе. То есть деньги нужно просто употреблять для того, чтобы что-то купить, чтобы не умереть с голоду, чтобы помочь ближним. Но дальше эти деньги очень быстро могут стать как раз предметом роскоши, гордости, бахвальства и других грехов, потому что на самом деле богатство очень быстро приводит и к презрению нищих, и к желанию дальше обогащаться. И много-много таких последствий этого страшного греха.
О сребролюбии чаще всего мы с вами слышим из уст монахов. И мы можем даже, наверное, сказать, что рассуждать о деньгах не монашеское дело, потому что они принесли обет нестяжания, это не их дело. Но поэтому они так жестко к этому греху относятся. Преподобный Никодим Святогорец, другие отцы пишут даже, что сребролюбие самый страшный грех. Казалось бы, есть пострашнее грехи. Однако сребролюбие, как отцы замечают, на самом деле очень сильно пьянит, как никакой другой грех.
Деньги всегда нужны в быту, от них не откажешься. Не уйдешь из этого мира, если ты не монах, не откажешься от своего дома, от семьи, от того, чтобы зарабатывать, потому что зарабатывать нормально. И эта грань, эта красная линия, которую мы можем перейти, тем и опасна, что мы можем ее просто не заметить.
− На самом деле многие процессы, которые сейчас происходят в мире, происходят из-за денег. Из-за них бывают разные кризисы, и порой эти денежные кризисы порождают даже войны.
− Да, деньги начинают быть самоцелью, человек работает уже не для того, чтобы, например, самореализоваться, прокормить себя и семью, а для того, чтобы работать на это богатство. То есть Бог перестает быть ценностью, на место Бога становятся как раз сами деньги, материальные ценности.
Апостол Павел пишет, что сребролюбец – это идолослужитель, он поклоняется золотому тельцу. Человек начинает думать только о деньгах, и у святых отцов очень красочно описаны люди, которые помешаны на золоте, на серебре, на материальных ценностях, они очень напоминают Кощея Бессмертного, который над златом чахнет. И святитель Иоанн Златоуст говорит, что сребролюбие как бы булимия души, когда человек полностью лишается разума и начинает думать только о том, как обогатиться. Страшно.
− Есть такие примеры из жизни, когда человек даже одевается скромно, ездит на общественном транспорте, но при этом он миллиардер и вся его жизнь ─ это делание денег. Делать деньги, больше ничего не нужно. Ему не нужны часы, прислуга, вертолет, самолет…
− То есть он даже этим не пользуется?
− Он пользуется этим по мере надобности, но абсолютно к этому не привязывается. Ему важен сам процесс работы, зарабатывания денег, у него такая самоцель ─ заработать деньги. Это тоже сребролюбие своего рода?
– Да, это может быть сребролюбие. Мы все призваны к труду, к работе, но этот труд может превратиться опять же в самоцель. Даже среди святых было очень много богатых людей, тот же император Константин. Или есть удивительный пример святого праведного Иоанна Кронштадтского. Дело в том, что через его руки проходило огромное количество денег, но суть в том, как он этими деньгами распоряжался.
Мы с вами знаем по свидетельствам очевидцев, по его дневникам, что он очень много людей кормил каждый день, помогал нищим, обеспечивал вдов, каждый раз деньги употреблял на благо других людей.
Если человек зарабатывает, это на самом деле здорово. Если Господь ему дает, он должен быть благодарен за это. Но не всякий сможет, например, как Господь говорит, продавать свое имущество, раздавать деньги нищим и брать себе кошельки на небесах. Не каждый на это способен. У нас у всех есть семьи, есть родители, есть люди, о которых мы обязаны заботиться. Поэтому мы должны двигаться в этом направлении для того, чтобы хоть как-то реализовать эту заповедь.
− Вы в самом начале рассказали про детей, которые тоже начинают постепенно понимать, что такое деньги, в чем их ценность. И они часто просят что-то купить, а у родителей денег нет. Сейчас все очень доступно, в магазин придет ребенок ─ всё в доступности, на нижних полках, можно потрогать, взять. Как правильно детям объяснить, что такое деньги? Бывает такое, что дети делают работу по дому и им за это платят деньги. Правильно ли это?
− Я тоже знаю такие случаи и довольно скептически к этому отношусь, потому что опасность в том, что человек привыкнет помогать только за деньги. Когда это происходит на работе, это естественно, потому что каждый трудящийся достоин оплаты. Но когда дома возникают эти товарно-денежные отношения, это неправильно.
Наверное, детям стоит, во-первых, объяснять процесс зарабатывания денег. Чтобы родители купили что-то, они должны пойти на работу, должны трудиться там весь день, в конце месяца получить зарплату, которую нужно потратить на еду, необходимые предметы быта, школу и так далее. И вот где здесь твои игрушки и все прочее? Мне кажется, объяснение этого механизма поможет ребенку лучше понять, как эти деньги достаются и что с ними делать.
Невозможно избежать ошибок, потому что сейчас все доступно. Сейчас можно, даже не выходя из дома, одеться, обуться и поесть. Полностью себя обеспечить. А дети еще и зависают в телефонах, они смотрят, что можно купить, что у других есть, а у них нет. И вот эта доступность играет свою роковую роль. У Дитриха Бонхёффера есть такое определение: дешевая благодать, даровая благодать, когда не понимаешь, что это; тебе просто дают, и ты к этому привыкаешь.
У меня был случай в детстве. В 1990-е годы миллионами деньги исчислялись. И вот один из моих тогдашних приятелей подходит к маме и говорит: «Мама, дай мне лимон». Ну, я человек наивный, думаю: зачем ему лимон? Подхожу к своей маме, спрашиваю: «Мама, а зачем Саша просит лимон?» Она говорит: «Костя, это миллион, то есть он просит деньги для того, чтобы что-то купить». То есть даже вот эта терминология приучает человека к легкому отношению к деньгам, что деньги то, что можно легко взять, легко отдать, это средство, так скажем, обеспечить себе хорошую жизнь и чувствовать себя прекрасно. Хотя мы часто детям даем деньги, а потом говорим, что не в деньгах счастье...
Поэтому тема денег сложна тем, что каждый о них думает, каждый от них зависит. И мы не можем сказать, что это плохо, но каждый раз должны себя одергивать: не занимаюсь ли я накопительством? Не хочу ли я просто зарабатывать деньги? Зачем все это мне нужно? Что я с этим буду делать?
Мне, как священнику, приходится отпевать людей. И для меня удивительно, когда я вижу, как в гроб иногда кладут конфеты. Денег не видел, но какие-то предметы быта кладут. Это отголоски нашего желания быть с тем, что мы приобрели в этой жизни, и после смерти. И я, конечно, всегда говорю, что ничего материального мы туда не возьмем. Это правда жизни. Пришли нагими в этот мир и нагими уйдем. И поэтому христианину должно быть присуще чувство, что нам ничего здесь не принадлежит, что на самом деле все нам дает Господь.
Нам, священникам, в этом смысле даже легче, потому что я, например, чувствую полную свою зависимость от людей: что люди принесут, то мне и достанется. А у людей в миру немного другая ситуация. Они не могут сказать: «Что мне люди подадут, с тем я и буду жить». В миру, как мне кажется, сложнее с этим; если вы не будете работать, то не получите зарплату… И дай нам Бог правильно расставить все приоритеты.
– Часто люди присылают нам вопросы о том, что кому-то легко даются и богатство, и высокая зарплата, а они всю жизнь работают, и ничего им не достается, они все так же продолжают оставаться на каком-то своем уровне. И в этом люди винят Бога. А как здесь правильно все расставить по своим местам? Вы говорили, что богатство – это дар Божий.
– Да. И что богатство все равно не спасет. Если человека это задело, значит, для него это важно. И мы не будем кривить душой, есть немало людей, которые живут за чертой бедности и которым реально очень плохо. И дар, который дал нам Господь, должен быть использован на то, чтобы помогать людям вокруг нас.
Можно очень много говорить о том, что Господь наказал нам подавать милостыню, заботиться о нищих. Еще в Ветхом Завете эта тема присутствовала, и уж тем более ярко она расписана у святых отцов. И если человек ощущает, что ему чего-то не достает, чего-то ему Господь не дал, то лучше обратить этот вопрос не к Богу, а к себе, потому что Господь всегда дает нам столько, сколько нам нужно. Может быть, этому человеку нужно просто смириться и понять, что ему столько и нужно, что Бог не дает ему больше не потому, что Он злой, а по каким-то другим, часто нам неведомым причинам.
Я уже говорил, что не все умеют распоряжаться богатством. Я знаю ситуации, когда Господь давал семье много денег, но люди просто не умели ими распоряжаться и становились банкротами. Кому-то это дано, а кому-то нет. И поэтому нам нужно привыкать к некой скромности, что ли. Я сейчас ни в коем случае не учительствую, не говорю, что маленькая зарплата – это хорошо. Просто людям нужно искать какие-то другие способы получения дохода.
– Им нужно развиваться, развивать свои таланты.
– Да. И нужно помнить о том, что в будущем все возможно. Если сейчас нам чего-то недостаточно, то никто нам не мешает позаботиться о том, чтобы найти еще одну работу… Нужно решить этот вопрос каким-то другим способом.
И всегда нужно помнить, что Бог любит человека, Он никогда не будет делать что-то из чувства мести или из желания испортить человеку жизнь, как-то отомстить ему. И вообще Господь не может причинить человеку никакого зла, поэтому сложившаяся ситуация может быть для человека благом.
Удивительно, но если почитать святителя Иоанна Златоуста, других отцов, можно увидеть, что они говорят о том, что хорошо бы быть нищими, а Христос говорит: блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
– Это нужно понимать буквально?
– Ну, апостол Матфей говорит о нищих духом, а для апостола Луки социальная тема – одна из самых важных и ярких, и он говорит именно о нищих. И если внимательно посмотреть, то и Сам Христос был нищим, и апостолы говорили, что они раздали всё и пошли за Христом.
В Новом Завете, в Евангелии мы тоже видим очень много, скажем так, малообеспеченных персонажей. Вспомним вдову, у которой было всего две лепты. Но Господь нигде не говорит: «Зарабатывайте, обогащайтесь, подумайте о том, что вам есть и что пить». Он говорит совсем противоположное.
И если мы задумаемся о том, почему Господь так поступает, может быть, мы поймем, что все это ради нашего блага, что Господь не дает чего-то, что нам сейчас не так потребно. И здесь стоит сказать о том, что на самом деле человеку нужно очень мало. Это может звучать неожиданно, но мы нуждаемся в малом количестве вещей. Человек может жить просто и скромно и при этом быть счастливым.
Может быть, через такие ситуации Господь нас к этому и призывает. Но Он нигде не призывает не заботиться о нищих, не говорит о том, что голодать – это хорошо, что умирать – хорошо. Поэтому я уверен: если сейчас у человека какая-то критическая ситуация, Господь обязательно пошлет Свою помощь. Он обязательно позаботится о том, чтобы человек не умер с голоду.
Но работа – это тоже наше призвание. Да, мы должны трудиться. Апостол Павел пишет в своем послании: если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного. Поэтому все мы понимаем, что и на Бога надеяться нужно, но и самим нехорошо сидеть сложа руки.
– В каком-то из наших эфиров мы обсуждали похожий вопрос, и кто-то из батюшек сказал, что, может быть, если бы человеку были даны деньги, было бы и много греха. А он не получает большое количество денег, поэтому и не грешит. Господь промыслительно кому-то дает деньги, а кому-то нет.
– Я давно заметил, что чем больше у человека денег, тем меньше ему хочется делиться ими, тем меньше он понимает людей, которые пребывают в нищете, в бедности. То есть с большими деньгами из жизни исчезает какая-то простота, что ли. Говорится же, что сытый голодного не разумеет, и если сам не был, так скажем, в шкуре бедного человека, то сложно понять, почему у него все так плохо и как ему можно помочь. Как-то один богатый человек сказал мне: «Я бы и рад помогать, да некому».
– Почему?
– Потому что человек вращается в обществе равных себе богатых людей, и он не видит, кому нужно помогать. Деньги остаются в руках этого человека и не имеют выхода к другим людям, которые реально в них нуждаются.
Что интересно, святые отцы утверждают, что до грехопадения люди были равны; именно грехопадение изменило наше отношение к людям, в том числе и к ближним, поэтому одних людей мы считаем нищими, убогими и недостойными чего-либо, а других – достойными большего, поэтому нам так сложно чем-то делиться.
Святые отцы говорят, что то богатство, которое есть у человека, любые излишки, не очень нужные ему, которые он хранит про запас, ему не принадлежат. У владыки Антония Сурожского есть прекрасный образ. Он говорит: если я возьму в руки ручку или какой-то другой предмет и не буду его отпускать, то моя рука мне уже не принадлежит; то есть рука уже не моя, потому что она держит этот предмет.
Мы, люди, как бы запускаем щупальца, как у осьминогов, и пытаемся оградиться различными вещами, предметами, чем угодно. Мы держимся за них, думая, что все это наше, и становимся несвободными для Царства Божия. А Бог стучится в клеть нашей души, пытается как-то нас образумить, и, может быть, через обнищание и бедность Он пытается пробудить нас к чему-то большему.
Вот Вы говорите, что люди, получив богатство, не могут им распоряжаться. Но такие люди чаще приходят в церковь. Люди приходят потому, что у них случился кризис. Они не понимают, почему это произошло, и начинают думать о другом – о каких-то духовных ценностях. То есть для них открывается совсем иной мир.
Наверное, Господь иногда это допускает, чтобы мы проснулись для чего-то большего. Не для того, чтобы мы голодали или бедствовали, а для того, чтобы поняли, что есть совершенно другой мир, что там тоже присутствуют такие же люди и есть много людей, которым еще хуже, чем нам. Хотя таким образом, конечно, никого не утешишь.
Но любовь к деньгам, или сребролюбие, превышает все видимые размеры. Кстати, у сребролюбия есть еще оттенки: любостяжание – страсть к накопительству, мшелоимство – ревность о каких-то вещах, которые мы стараемся сохранить, никому не отдавать, стараемся ни с кем ими не делиться, потому что боимся, что сами каким-то образом обнищаем.
Я как священник, к сожалению, нечасто слышу, чтобы человек каялся в сребролюбии. Это может звучать парадоксально, но люди часто каются в осуждении, гордыне, тщеславии, в каких-то грехах, связанных с постом, в неполном вычитывании молитвенного правила, но вот со сребролюбием большая проблема, потому что они не ощущают, что к чему-то привязаны.
То есть человек может зависать в телефоне в поисках обуви, одежды или какой-то еды, не чувствуя какой-то грани, иногда просто утопая в этом и не понимая, что на самом-то деле все у него есть. И ум человека среднего класса (а таких у нас большинство) прилепляется к тому, чтобы заработать как можно больше денег.
Святые отцы пишут, что сребролюбцем может быть даже нищий. То есть не каждого человека, который ничего не имеет, можно назвать жителем Царства Божия. Человек может быть нищим, за душой у него может ничего не быть, но голова его полностью занята тем, что ему дадут, что он на это купит, когда же обед и так далее.
И парадокс здесь в том, что сребролюбие – это в первую очередь болезнь души. Помните богача из притчи Христовой, который говорит: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись? То есть он разговаривает с душой, как с телом. Он не чувствует необходимости в благах духовных, и он уже полностью состоит из тела, которое нужно питать, холить, лелеять.
– Батюшка, сейчас всем нам звонят и предлагают кредиты, говорят, что нам одобрено чуть ли не до миллиона рублей. Видимо, в этом есть какая-то задумка мировой финансовой системы. Но люди реально берут кредиты, чтобы закрыть другие кредиты, и получается некий замкнутый круг. И бывает так, что в семье муж берет кредит, а жена ничего об этом не знает. В общем, возникают разные нехорошие истории. А жить в кредит – это сребролюбие?
– Знаете, я советую людям не брать кредиты, если есть такая возможность. Все-таки это долговое рабство очень часто нам не по силам. И если есть хоть малейшая возможность отказаться от кредита, мне кажется, это будет благом.
Как-то ко мне пришла женщина, которая собиралась стать крестной. Я сказал, что ей нужно пройти беседы, почитать Евангелие, обсудить какие-то церковные вопросы, начать участвовать в таинствах. А она мне ответила: «Батюшка, это невозможно, потому что я целыми днями без выходных работаю на кредит».
То есть она взяла ипотеку или кредит и целыми днями трудится, чтобы это выплачивать, и у нее нет ни времени, ни сил на то, чтобы прийти в храм. И вроде бы не скажешь, что это плохо, потому что человек вынужден это делать, и дай Бог ей сил на это.
Другое дело, не есть ли это уход именно в материальные вещи, уводящий человека от чего-то большего? Вот богач подошел ко Христу и спросил: «Как можно спастись?» Он выполнял все нужные правила, только не раздал свое богатство.
Конечно, то, что человек вынужден работать только на кредит, ужасно. Видимо, нужда заставила его взять этот кредит, он не мог уже по-другому. А что касается того, что жена иногда не знает о том, что муж взял кредит, то в семье нужно всегда быть честными. Семья – это всегда двое, дальше трое, четверо и так далее. И если супруги честны, то им будет легче выстраивать свои отношения. А если вдруг в семье зародилось какое-то недоверие, ложь, фальшь, это может вырасти в целый снежный ком. Может быть, жена смогла бы отговорить своего мужа не брать кредит. А мы ведь знаем, что часто бывает так, что человек берет кредит, а потом берет еще один кредит, чтобы покрыть первый. Вспоминаю, как одна девушка мне сказала, что она уже не может выплачивать ничего.
– А можно было предотвратить эту историю?
– Наверное, да.
– А почему эта девушка брала кредиты?
– В какой-то момент она почувствовала, что у нее, по-видимому, возникла какая-то зависимость. Ведь кредит позволяет человеку получить желаемое быстро, не прилагая каких-то особых усилий. А ведь бывает так, что иногда кредиты берут на что-то такое, без чего, в принципе, можно обойтись, скажем, на покупку какого-то супердорогого телевизора.
– Кто-то говорил, что самые глупые кредиты – это кредиты на отпуск и на свадьбу.
– Да. В любом случае с человеком нужно разговаривать. И мы, священники, и вообще христиане призваны помогать друг другу, в том числе и советом. И если я не могу помочь человеку материально, я должен сказать: «Знаешь, давай пока подождем, помолимся».
– Может быть, нужно помолиться о том, чтобы Господь открыл какие-то возможности не брать кредит. И опять же жить не по средствам – это сребролюбие?
– Я думаю, да. Понимаете, в любом случае человек берет кредит под какие-то свои усилия, возможности. А если он заранее знает, что не сможет его выплатить, что у него уже кредит на кредите, то это уже ложь, это путь к неправде, и в конце концов его ждет полное обнищание. И здесь как раз и присутствует страсть как страдание от того, что он не может себя остановить. И поэтому нужно перекрывать такие возможности.
– Банк иногда сам не одобряет кредит.
– Да. Нужно останавливать человека, вразумлять его, отнимать у него телефон и говорить: «Давай выходить из создавшегося положения как-то по-другому, решать это другим образом».
Сребролюбие может принимать разные виды; например, вид многоголовой гидры. Человеку кажется, что он решает какие-то свои бытовые проблемы, а на самом деле за этим стоит такая важная вещь, как любовь к богатству. А ведь богатство не только в деньгах, оно и в вещевом обеспечении, и в комфорте.
Опять же интересное понятие – комфорт. Мы вообще призваны к комфорту. То есть нормально, когда мы говорим: «Удобно ездить на хорошей машине». Или: «Хорошо, когда есть социальные лифты, пандусы для людей, которые не могут нормально передвигаться». А кто-то может сказать, что это лишнее. Но для кого-то это совсем не лишнее.
И опять же человек призван жить, не обращая внимания на весь этот комфорт, на эти удобства. С другой стороны, конечно, постепенно все это прирастает, потому что по-другому он уже не может. Ему нужен только высший класс, только самые дорогие вещи, все только самое-самое хорошее.
– Не буду ничего есть, буду голодать, но одежда у меня будет самая лучшая.
– Совершенно верно. И здесь, как и к любой другой страсти, примешивается еще страсть тщеславия, что человек должен чему-то соответствовать.
– И еще гордыня.
– И гордыня, да. Мне нужны деньги, чтобы хорошо одеться, чтобы приятно пахнуть, чтобы обедать в дорогих ресторанах. И я уже должен как бы играть какую-то роль, ведь себя-то я уже теряю. Это уже не я, это какой-то другой человек, который привязался к этому всем своим умом и сердцем и уже не может из этого выпутаться. То есть в жизни теряется простота.
Когда мы становимся богатыми, полностью меняется наша психология. И как бы мы себя ни тешили тем, что мы остались такими же, какими были раньше, мы все равно становимся другими. У нас появляется презрение к тем, кто ниже нас, и появляется желание общаться только с теми, кто выше. Гоголь писал, что человек богатый общается только с богатыми, причем вежливо и хорошо, а на тех, кто ниже, можно вообще не обращать внимания, можно пнуть их сапогом, и все.
У богатого человека еще очень сильно меняется ментальность, и богатство тянется к неверию в Бога. То есть человек не доверяет Богу, Который говорит ему: «Спокойно. Из любой ситуации можно найти выход. Давай посмотрим, какие шаги можно здесь предпринять». Но человек не верит этому и старается делать то, что как раз ему не под силу, привязывается к другому богу, который называется богатством.
– А тяга к накопительству, когда ты постоянно покупаешь вещи, одежду, которыми пользуешься очень редко, это тоже грех? Так ребенок поиграет с новой игрушкой два дня и выбрасывает ее, потому что она ему уже неинтересна.
– Да, это грех, и называется он мшелоимством, то есть это накопительство, стяжание чего-либо. Когда я еще был мирянином, мы с молодежным клубом играли в игру, которая называется «Крокодил». Там нужно без слов представить какое-то действие, понятие. И как-то мне выпало это самое «мшелоимство». Я показывал его как любовь к вещам, как раздумье о деньгах, как стремление что-то купить, но никто так это слово и не угадал. А ведь оно даже есть в молитвослове. «Вся моя грехи, яже содеях во вся дни живота моего… мшелоимством, ревнованием…» Мшелоимство – это привязанность к вещам. Это то самое накопительство платьев, костюмов, ботинок – всего того, что, может быть, как Вы правильно заметили, никогда не будешь носить.
Но у нас у всех есть алиби, вот в чем дело. Мы говорим: «Это когда-нибудь нам пригодится». Ребенку только год, а мы покупаем ему на 14 лет. И с игрушками, кстати, такая же ситуация. Выйдешь во двор с детьми и видишь, что у кого-то есть хорошие игры или игрушки и это одна категория детей, а у кого этого нет – таких детей воспринимают уже совершенно по-другому.
В моем детстве было то же самое. Например, у всей школы были какие-то вещи или игрушки, а у тебя этого не было, и ты уже чувствовал себя по-другому и просил: «Мама, купи! Мама, подари!» Поэтому за всем этим кроются и независимость, и свобода, и чувство ответственности за то, что происходит.
Я сейчас говорю уже не про детей, а про нас, взрослых. И если рядом с тобой есть люди, которым точно нужна помощь, отдай им десять вещей из своих двадцати, потому что, может быть, ты не доживешь до того, чтобы их поносить. А Господь возвратит тебе сторицей, это многократно проверено. А если ты их не отдашь – станешь привязанным к этому.
– Но все-таки не нужно отдавать с надеждой, что все это вернется?
– Конечно.
– Батюшка, давайте подытожим нашу программу. Как бороться с грехом сребролюбия в мире, где деньги занимают если не первое, то точно второе место? И будь ты верующим или неверующим, как бы ты себя ни ощущал, без денег ничего не можешь сделать, даже иногда доехать до храма.
– Нам нужно помнить о том, что никуда от денег мы не уйдем, но деньги должны занимать подобающее им место – как средство для обеспечения нас необходимыми вещами. Нужно благодарить Бога за то, что у нас есть деньги, как бы странно это ни звучало: «Господи, спасибо Тебе за то, что я могу поесть, что мне есть где поспать, что Ты даешь мне зарплату и все необходимое».
Нужно молиться о том, чтобы не впасть в искушение, и каждый день мы говорим: и не введи нас во искушение. То есть Господь дает нам все, но Он смотрит, как мы будем с этим поступать. И нужно просить Господа: «Помоги мне не стать идолослужителем», – то есть не поставить деньги выше ближнего, выше нужды других людей.
Каждый раз читая Евангелие, мы должны проверять себя. Даже если у нас мало денег, даже если мы – люди среднего достатка и заработок у нас небольшой, нам нужно проверять себя, не привязываемся ли мы ко всему этому. И Господь будет нам помогать. Он будет посылать нам нищих, и люди будут просить у нас в долг. Господь даст нам возможность понять, что мы можем в чем-то себе отказать, – и нам нужна сила воли, чтобы сказать: «Да, я готов от этого отказаться». Все возможно верующему. И человек может стать богатым, но остаться верующим.
– А если верующий человек помогает храму, общине, а неверующий, например, детскому дому, можно ли считать это борьбой со сребролюбием?
– Безусловно. Когда человек начинает чем-то делиться, постепенно приходит этот навык. И если сначала было очень сложно, то со временем будет все легче и легче.
Ведущий Сергей Платонов
Записали Полина Митрофанова и Людмила Белицкая
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Святитель Макарий (Невский). Путь по Богу исправляя. Письма о духовной жизни
Божественная литургия 14 октября 2024 года
У книжной полки. Архимандрит Мелхиседек (Артюхин). Храм любящих сердец
Этот день в истории. 13 октября
День ангела. 13 октября
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!