Беседы с батюшкой. Современные вызовы православию. Священник Александр Асонов. 7 марта 2025

7 марта 2025 г.

 Тема сегодняшней передачи: современные вызовы православию… Не будем разбираться, что такое Православная Церковь, что такое христианская Церковь. Вы ответственный за связи с общественностью, часто бываете за рубежом и можете пообщаться с теми людьми, о которых мы можем прочесть что-либо в некоторых источниках или в каких-то комментариях. Что же это за вызовы? 

 Вы хорошо отметили, что мы не будем говорить, что такое православие, что такое католицизм и прочее. Будем говорить о том, что есть определенные вызовы именно христианской ортодоксии, христианскому традиционному и основополагающему видению и миропониманию, даже мировоззрению. Эти вызовы существовали всегда. Они существуют с момента возникновения Церкви, со дня Пятидесятницы. Более того, я бы даже сказал, что эти вызовы возникают тогда, когда Спаситель приходит в этот мир. И Церковь, как Тело Христово, продолжает испытывать на себе эти вызовы. Это и есть, в принципе, явление Христово силою Духа Святого под действием благодати среди Его народа. Это тоже особая тайна нашей веры. Она воплощается и в таинствах, и в жизни Церкви, в прямом и переносном смысле.

Мы будем говорить о вызовах христианской ортодоксии, христианским традициям, христианским понятиям морали и этики, вызовах, которые существовали всегда и иногда переходят в латентные, скрытые состояния, но заново начинают себя проявлять в обществе. Это очень интересно отметить, потому что за последние 25 лет особенно здесь, в России, мы очень сильно переживали давление на христианскую ортодоксию. Так уж получается, что исторически в России самым ярким представителем христианской ортодоксии, христианских традиций является именно Русская Православная Церковь, Московский Патриархат. С позиции канонического права это именно христианская община, историческая, общепринятая во всем православном мире. Она испытывает на себе эти вызовы времени постоянно, с момента возникновения на территории исторической Руси. Даже, можно сказать, с периода, когда княгиня Ольга, бабушка Владимира, стала христианкой Я уже обозначил, что эти вызовы повторяются в разных формах как ересь. Ересь тоже принимает разные формы и обретает новые наименования, но ее содержание остается тем же.

– Вопрос телезрительницы из Великого Устюга: «У меня вопрос по поводу четок. Для чего они и можно ли ими пользоваться?»

Четки нужны для того, чтобы по ним читать определенные краткие молитвы. Это древняя христианская традиция. Четки являются именно тем орудием, которое помогает человеку сохранять определенное молитвенное состояние. Четки существуют не только в православной традиции византийского обряда, то есть не только у нас, христиан Русской Православной Церкви. Они существуют также в древневосточных Православных Церквях и в Римско-Католической Церкви. Называют их розариями, но это те же самые четки. Они немножечко отличаются, но суть та же.

– Вернемся к теме вызововВ I веке было известное выражение: христиан – ко львам.  Почему именно христиан ко львам? Не возникает ли некоей параллели с сегодняшним временем и те вызовы, которые сейчас испытывает православие, являются гонением?

– Эти вызовы и есть гонения. Но на данный момент они уже не в латентной форме. В некоторых уголках мира они являются кровавыми, причем очевидно кровавыми. Происходит подмена моральных и этических норм. С ног на голову переворачиваются разные понятия, которые всегда считались очевидными. То, что вчера считалось неправильным, сейчас объявляется правильным. Мы это наблюдаем.

Об этом, кстати, уже не первый год говорит наш Святейший Патриарх. Почитайте его выступления. Может быть, многие пытаются делать вид, что ничего не происходит... Я в самом начале сказал, что все это началось лет 25 назад. Священники, которым сейчас по 45 лет, просто не успели этого заметить. Им тогда было 20 лет, а сейчас 45, и это колоссальная разница. Тем, кому тогда было 10 лет, сейчас 35 лет, а кому было 5 лет, сейчас 30 лет. Но это же очень серьезный возраст: от 30 до 50 лет. Личность формируется до 30 лет.

Почему в древних культурах и традициях очень часто человека начинали выслушивать только лишь по достижении им определенного возраста? Например, Спаситель начинает Свою проповедь в 30 лет, и мы знаем почему: до этого возраста общество не воспринимало бы Его всерьез. Это возраст, по достижении которого мужчина считался более-менее зрелым человеком, когда он уже серьезно может отвечать за свои слова и поступки. В древней традиции до определенного возраста не совершали хиротонию. Это уже в последние века Церковь совершает хиротонию иногда слишком молодых людей, и это калечит их души. К сожалению! Не всем дана такая благодать, чтобы в юном возрасте стать действительно хорошим священнослужителем, осознать происходящее и ту степень ответственности, что возлагается на плечи человека, благословляемого на священнослужение. В большинстве случаев это люди, которые совершенно не осознают, что происходит.

Но мы сейчас говорим о том, что целое поколение выросло на новых правилах определения морали, этики, эстетики и многих других вопросов, тех, которые для христианской Церкви решены давным-давно. У нас есть определенные фундаментальные и непреходящие истины, которых мы придерживаемся. Мы будем говорить и о гонениях на христиан в целом, а прежде всего на христиан древней традиции. Нужно четко понимать, что есть враг, который для себя определил, кого надо уничтожать первым, потому что для него это очень опасный идеологический противник. Это христиане православной традиции, а к ним мы естественно относим православных византийской традиции, к которым и мы принадлежим, православных древневосточных Церквей, а я еще добавлю (и не изумляйтесь) христиан римско-католической традиции латинского обряда. Именно латинского обряда. Потому что в Римско-Католической Церкви существуют разные направления, традиции: есть католики византийского обряда, сирийского обряда и т.д.

Есть христиане, которые придерживаются той самой ортодоксии. Когда-то они себя так и называли: «экклесия ортодоксия кафолика». Это греческие слова. «Экклесия» означает «сообщество, собрание». «Ортодоксия» прославляющая правильно, правоверная. «Доксо» – это «славить», «орто» – это «порядок». Христиане Российской империи по-разному себя именовали. Были разные официальные названия, например: Кафолическая Православная Церковь греческого обряда. Я сейчас говорю о том, что есть христианские исторические сообщества, которые когда-то были единым Телом Христовым, именно практически до XI века. Может быть, даже и дольше. Расхождение этих поместных общин между собой (так называемый раскол) начало происходить с IIIIV веков. А в XI веке был пик. Другие были коммуникации, и не все сразу узнали о том, что какой-то архиепископ Константинополя предал анафеме какого-то епископа Рима, патриарха Запада, что между ними случилось недопонимание. Когда все это происходило, новгородцы на Руси еще продолжали иметь очень тесные контакты с христианами Рима.

Современные вызовы касаются христиан, которые придерживаются древней ортодоксии, правильного прославления Бога, правоверия, своих определенных моральных и этических традиций, норм, понимания мироздания. Для чего живет человек, что такое право, что такое демократия, христианская Церковь исторически истолковывает по-своему. И об этом мы тоже постараемся поговорить. Тем не менее уже давно ведется определенный геноцид христиан и в Европе, и вообще по всему миру.

У Бродского, которого я очень люблю, в «Письмах римскому другу» есть такие строки:

Как там в Ливии, мой Постум, – или где там?
 Неужели до
 сих пор еще воюем?

Когда Бродский писал эти стихи, основываясь на письмах Марциала, он не знал, что в Сирии идет война (ее практически не было в тот момент). Но он попадает в цель.

Так вот, многострадальная Сирия, страна, в которой проживают разные этносы и которая не может найти себе место под солнцем, является территорией, где проживает большое количество православных христиан разных древних традиций, в том числе древневосточные православные христиане. Когда в Сирии лет 20–25 назад начались ужасные столкновения, в Интернете и в газетах были заголовки, что определенными террористическими группами была разрушена такая-то церковь, что пропал такой-то епископ такой-то провинции. Международное сообщество молчало. Православные Церкви византийского обряда – очень тихий голос. Ватикан – тоже тихий голос. Пропал и пропал: нет человека – нет проблем. Это уже геноцид христиан. Так и неизвестно, где многие из этих людей.

Представьте, мы вдруг узнаем, что епископ Гатчинский и Лужский Митрофан был похищен какими-то террористами, и где он, что с ним – неизвестно. Недавние события, связанные с митрополитом Тихоном (Шевкуновым), разве не говорят о том, что волна уже докатилась сюда и такое может начаться уже здесь? А что происходит в сопредельных странах, не говоря уже об Украине? В «просвещенной» Европе? Римо-католики так же страдают; не надо думать, что они прямые наши противники.

Однажды у меня была показательная история. Мне позвонили знакомые из Москвы из курии и сказали: «Отец Александр, поможете? В финском аэропорту не пропускают на территорию России одного из католических епископов». Мол, зачем едете в Россию? А он епископ Католической архиепархии Божией Матери в России.

Настоятеля храма Божией Матери Лурдской, что в Гатчине, мошенники из сопредельных государств запросто обманули, обвели на деньги. Им все равно, кого грабить и унижать, а лучше всего – настоящих христиан. И мы сидим, можно сказать, на одной скамье, на нас смотрят одинаково 

Хочу закончить мысль. Все это происходит давно. Это один из вызовов нашего времени. Я даже составил небольшой список, мы по нему пройдемся.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Я так понял, что католики и протестанты не испытывают вызовов, только православие. Интересно, почему такая «избранность» именно для православия? В чем причина?»

– Объясню. Для определенных сообществ (назовем их так), которые имеют определенную силу в геополитических процессах, древние традиционные христианские поместные общины, которые мы называем православными, древневосточными православными и католическими, являются идеологическим принципиальным врагом. Потому что именно эти сообщества придерживались, придерживаются и будут придерживаться своих вероисповедных норм и понятий этики, морали и эстетики. Это идеологический враг. Война будет окончена и победа будет одержана только тогда, когда вы победите своего противника идеологически. Это доказывает вся история человечества. Яркий библейский сюжет – Давид и Голиаф; это практически идеологическая победа.

– Один из страшных моментов сегодняшнего оружия против христианства и православия – мощное обмирщение людей.

– Это аспекты одной и той же темы. Но давайте говорить о некоторых вызовах последовательно. Гонение на христиан развивается по нескольким направлениям, но для того, чтобы это увидеть, нужно быть более чутким и иметь некоторые когнитивные фильтры. Оно развивается давно. Самая большая задача противника состоит в том, чтобы разделять и властвовать. Христиан надо разделить, настроить друг против друга, таким образом убиваешь двух зайцев.

Наглядный пример. Примерно месяц назад по всем телеканалам Российской Федерации прошла информация о том, что католические семинарии будут принимать на обучение студентов нетрадиционной ориентации. Это были государственные каналы. Сразу же последовали определенные комментарии. Информация не проверялась, просто была дана в эфир без какой-либо критической проверки. Якобы состоялось заседание католических епископов, и на этом заседании было принято решение, что поступать в католические семинарии теперь могут и лица нетрадиционной ориентации. Интересно подано! И это прозвучало по всем телеканалам. Мне звонили обычные миряне из Москвы и спрашивали, что происходит. Самое печальное, что некоторые из наших официальных лиц начали комментировать эту «утку».

– А это «утка».

– Смотрите, какой четкий ход: накануне недели молитв о единстве христиан, которая каждый год проводится в Римско-Католической Церкви, на территории Европы и России возникает эта «утка». Факты не проверяются, информация тут же подается в большинство СМИ, и возникает негативный образ Римско-Католической Церкви. Некоторые горячие головы начинают тут же, не проверяя информацию, ее комментировать, в том числе некоторые мои коллеги, занимающие должности, которые предполагают, что они осознают степень ответственности за свои слова.

Что происходит дальше? «Разделяй и властвуй». Таким образом, происходит разделение в христианском мире, создается негативный образ Католической Церкви. В свою очередь, многие горячие головы и в нашей Церкви, и вообще в христианстве начинают делать поспешные выводы. Создается определенное внутреннее напряжение и разделение между религиозными группами. Даже если послезавтра мы узнаем, что это фейк, как сейчас принято говорить, подделка, дешевка, которую использовали обманщики и проходимцы (не хочу искать других терминов) по отношению к аудитории, все равно остается ощущение чего-то неприятного.

Это как в анекдоте про то, что пропали серебряные ложки: ложки потом нашлись, а осадок остался. Общество привыкло мыслить быстро и клипово, как мы сейчас любим говорить, то есть очень короткими отрезками времени, не пытаясь детально изучать информацию.

– Это тоже обмирщение.

– Я бы сказал, отупение в некоторой степени. Но обмирщение всегда связано с отупением.

– Вопрос телезрителя Дмитрия из Гатчины: «Не могу не сказать о такой очень простой и в то же время очень опасной вещи, как навязываемый культ потребления в современном обществе. Человеку внушается, что можно хорошо жить и счастливо пользоваться всеми благами этого мира и необязательно думать о Боге. Как Вы это оцениваете?»

– Дмитрий – прихожанин нашего храма, мы очень близко знакомы много лет. Я полностью поддерживаю это высказывание. Консьюмеризм, то есть потребительское отношение, связан с вопросами обмирщения и секуляризации, отупления общества. И это тоже часть борьбы с христианством, гонений на христианство и вообще на принципы традиционной морали, этики и эстетики. Чем опасен идеологический враг в лице православных, древневосточных православных и католиков для определенных сообществ? Слишком уж убежден в своей правоте этот противник, который существует уже две тысячи лет и которого никак не извести. Уже и разделение между ними устроили; и там очернили, и здесь посмеялись, и на кострах их сжигали, и на арену выводили, и рубили, и вешали, а они всё стоят и стоят. И почему-то у них еще святые появляются, чудеса какие-то совершаются. И они еще наших волхвов языческих унижают, принижают и издеваются над нами.

Это продолжается и будет продолжаться. Это было, есть и будет. Не надо обольщаться. И даже во времена кажущегося благоденствия это все равно происходит. Задача одна и та же – уничтожить. Это реальное противление Божественным истинам. Христос говорит: свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму (Ин. 3, 19).

– Вопрос телезрительницы из Ярославля: «Любой ли крест – символ гибели, убийства Христа? Или только крест с распятием? Потому что сейчас много ювелирных изделий в виде крестов. Наделают крестов с ювелирными камнями и продают с формулировкой, что это очень стильно и подойдет к любой одежде. Я не выдержала и сказала, что крест не должен быть стильным и подходить к любой одежде, он несет в себе совсем другое. За крест убивали! А сейчас, если нет распятия, хоть на уши вешай, хоть на руку, хоть на ногу».

– Скажу главное. Любой образ креста у нас, христиан, символизирует Страсти Христовы, распятие и позорную смерть. Если к кресту потребительское отношение, связанное с модой, то это обмирщение, консьюмеризм. Человек готов повесить это как амулет, побрякушку хоть на ухо, хоть на бровь, не придавая значения символам. Так уж устроен человек, к сожалению. Очень многие люди (в последнее время мы это очень хорошо увидели), к сожалению, не обладают способностью к критическому анализу. Это очень неприятное для нас социологическое явление, и процент этого высок.

Вернемся к нашей теме о вызовах православию, то есть христианской ортодоксии. Напомню, что мы говорим о христианах, которые придерживаются древней христианской ортодоксии, то есть правоверия и правильного прославления Бога; о христианах, которые мыслят себя кафоликами, то есть частью Вселенской Церкви, частью великого целого, вне зависимости от этнической принадлежности, социального положения. Мы, православные, мыслим себя кафоликами. Вот что мы должны осознать. Может быть, мы мыслим себя более глобальными кафоликами, чем кафолики в Риме. И у нас есть много общего.

Кстати, сегодня в нашем храме служилась литургия папы Римского Григория Двоеслова. Это очень интересная традиция, которая сохранилась в Православной Церкви и говорит о том, что у нас общие корни. На протяжении всей литургии Преждеосвященных Даров поминается папа Римский Григорий Двоеслов; это его литургия. Преждеосвященные Дары – это Дары, которые были освящены на одной из литургий до этого и были сохранены в дарохранительнице. Так вот, они из этой дарохранительницы изымаются, и во время службы народ причащается этими Преждеосвященными Дарами. Интересно, что в этой литургии есть некоторые элементы, которые сохранились в католической мессе. Например, использование колокольчика. Но сейчас не об этом.

Мы говорим о том, что есть христиане древней ортодоксии; и они являются предметом поругания, насмешек и гонений. Это происходит по всему лицу Земли, по всему миру. Эти вызовы существуют не только у нас в России, не только на Украине, но и в Сирии, Северной Африке, Центральной Африке, где сейчас Русская Православная Церковь занимается очень серьезной миссией. И на территории Европы тоже очень много проблем. Все эти вызовы существуют для всех нас. Мы должны это понимать и противостоять этим вызовам с молитвой и словами о помощи, обращенными к Богу, чтобы Господь дал нам всем мудрость и вразумил, как вести себя в сложившейся ситуации.

Вызовы, которые я обозначил для себя и которые, надеюсь, мы успеем рассмотреть, касаются в том числе и появления националистических идей, связанных с нацизмом. Это было всегда, и это та ржавчина, которая разъедает сердце и душу любого человека, когда определенная этническая группа начинает себя мыслить избранным народом. В этом трагедия человечества.

Когда евреи сталкиваются с нацизмом в Германии, они видят свое отражение, потому что они – богоизбранный народ. Но кто-то пришел и сказал: «Нет, это мы – избранный народ, а вы – изгои». Это трагедия человечества. Апостол Павел говорит, что нет ни эллина, ни иудея; пока этого не поймете, не узрите Бога.

Вопросы нацизма всегда связаны с неоязычеством. Посмотрите на тех, кто пропагандирует идеи нацизма: в большинстве случаев это неоязычники или язычники. Это тоже вызов для нашей Церкви.

Есть забавные случаи, когда происходят те или иные социальные процессы, напоминающие некоторую общественную паранойю. С одной стороны, государство начинает говорить о том, что мы должны хранить традиционные ценности, издает определенные законодательные акты, в том числе и в области образования, а на местах предлагаются вопросы, которые полностью противоречат сохранению традиционных норм и морали. Тому, что семья – это ячейка общества, что верность мужчины и женщины должна существовать, что семья – это союз именно мужчины и женщины; и лучше, чтобы у них было больше детей. Над этим смеются, хихикают.

Посмотрите на наше телевидение: мы говорим о традиционных ценностях, а при этом какие фильмы смотрим, какие передачи? Кто-то стремится, кроме телеканалов «Спас» и «Союз», приглашать представителей Церкви, необязательно священнослужителей, а вообще верующих людей на какие-то передачи, чтобы они высказывали свою позицию? Это где-то есть? Об этом как бы неловко говорить, не принято. Больше скажу. Поскольку я отвечаю за связи с общественностью, я знаю, что на местах и чиновники мыслят примерно так же. Не надо витать в облаках, у нас очень много людей, которые мыслят в рамках журнала «Безбожник». И это люди, занимающие ответственные должности. Мне иногда кажется, что если дать им возможность, то запросто можно будет вспомнить слова: «Мы всех попов поставим к стенке…»

Неоязычество сейчас слишком активно пропагандируется, возникают целые движения, это стало модным, это в тренде. А что стоит за этой идеологией, что за ней кроется? К этому нужно серьезно относиться. Слава Богу, религиоведы сейчас профессионально занимаются этим вопросом, потому что их стали привлекать к этому. Но это только начало; еще очень много работы не сделано в религиоведческой среде. Дай Бог, чтобы это дальше развивалось и чтобы представители традиционных религий Российской Федерации сотрудничали с этими научными деятелями. Тем более у нас прекрасные кафедры религиоведения в России (и при Санкт-Петербургском государственном университете, и при Российском государственном педагогическом университете имени Герцена, и в Москве).

Существуют также вызовы и в области образования, как я уже сказал. Мы рискуем потерять еще не одно поколение. Три поколения мы уже потеряли. Уровень образования не настолько высок. Люди, к сожалению, разучились даже хорошо писать правой рукой; использование компьютера очень расхолаживает. А человеку очень важно в жизни уметь излагать мысли, составлять правильно предложения. Поговорите с нашими современниками, обратите внимание на фонетику, терминологию, лексику, синтаксис. Умеет ли человек долго придерживаться одной и той же мысли хотя бы в течение пяти минут, не теряет ли он мысль, не переходит ли в какие-то другие области дискуссии?

Также очень важно понимать, что ведется антицерковная пропаганда, и она подкреплена Конституцией, потому что Церковь отделена от государства. И еще самая большая беда: в Конституции прописано, что у нас нет идеологии. Нам не к чему апеллировать. Я не против Конституции Российской Федерации; я просто говорю о том, что очень много насущных вопросов. Нам предлагают сохранять традиционные ценности, призывают помочь в сохранении традиционных ценностей  и в то же время прописано, что у нас ни одна из идеологий не может быть главенствующей. У нас государство, где равенство разных идеологий.

Об этом Святейший Патриарх очень много говорит. По сути, я сейчас перефразирую некоторые слова из выступлений Святейшего Патриарха, в том числе на Всемирном Русском Народном Соборе. У меня есть некоторые цитаты Святейшего из его выступлений, которые я специально распечатал, но, к сожалению, у нас не хватит времени, чтобы все это рассмотреть. Мы говорим о вызовах. Это геноцид христиан и людей, которые придерживаются определенной морали, этики, эстетики, даже если они не христиане. И об этом нужно говорить.

– Если у нас мораль, этика и эстетика будут без Бога, то что это будет?..

– Как сказал Федор Михайлович Достоевский, совесть без Бога есть ужас.

– И в этом ужасе мы можем оказаться.

– Невозможно без Бога придерживаться настоящей этики, морали и эстетики. Только Господь открывает, что такое подлинная правда и в чем сила. Сила всегда в правде. А правда и истина – только в Боге.

– Сказано: ищите прежде Царства Божия, а остальное приложится вам. У нас сейчас все наоборот: прежде всего ищем что есть, что пить, во что одеться… Благословите наших телезрителей. Может быть, мы все-таки сумеем преодолеть все эти ужасы...

– Мы сумеем. Веками преодолевали и сейчас преодолеем. И да поможет нам Господь силою Духа Святого. И слава Ему во веки веков! Бог посреди нас.

– «И есть, и будет!»

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает священник Владимир Тоготин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X