– Тема сегодняшней передачи: седьмой день. Вот уже и Страстная седмица позади, начинается Великая Суббота. День седьмой. Как очень многие православные христиане, я сейчас нахожусь в духовном трепете. Нас всех ожидает светлое Христово Воскресение. Но день Великой Субботы для нас всех имеет особое духовное значение. Вопросы, которые здесь возникают, не столько теологические или очень богословские, сколько применимые к нашей сегодняшней жизни. Когда наступает Чистый Четверг, всем понятно, что надо идти в церковь, потому что установлено таинство Причастия. Когда наступает Страстная Пятница, мы тоже понимаем, что в этот день происходит. А вот Великая Суббота – это такой таинственный день, который очень многим непонятен, в том числе и мне. Поэтому у меня по этому дню много вопросов. Вот мы сегодня ляжем спать, утром проснемся – и что с нами будет? Что мы можем и чего не можем осознать в этот великий день?
– В нашей народной православной среде часто даже забывается о том, что седьмым днем недели является суббота. Великий пост начинался с чтения Книги Бытия и истории сотворения мира, где рассказывается, что шесть дней Бог творит, а седьмой день, – день покоя. По-еврейски это «шабат». У нас в русском языке слово «суббота» берет начало как раз из еврейского языка, от еврейского слова, обозначающего «день покоя».
В Церкви в каком-то смысле все циклично. У нас есть суточный богослужебный круг, у нас есть недельный круг и годичный круг. В каждом из этих кругов мы повторно вспоминаем историю спасения человечества, историю творения мира. Господь сделал так, что Свою спасительную жертву искупления Он совершил в день, который у нас по-русски называется пятницей, но по-гречески слово восходит к «параскеуэ» (переводится как «принесение»). Если помните, вчера, в Великий Четверток, при чтении Евангелия мы слышали такие строки: «бе же пяток Пастце». Не совсем понятно, что это означает. Получается так: «было принесение Пасхи». Господь приносит Себя в жертву в этот день, день принесения, который по-русски называется «пяток», что нас немножко сбивает с толку, потому что это шестой день недели.
Вот наступает суббота. Это седьмой день недели, день покоя. Бог почил от дел Своих и увидел: то, что Он сделал, хорошо весьма, как говорит нам Писание. Есть замечательный тропарь, который священник или дьякон читает на Божественной литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого, когда совершает каждение на проскомидии: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный». Этот тропарь полностью выражает духовный смысл Великой Субботы. Бог во гробе плотью, в раю Он уже с разбойником. В аду Он просвещает находившихся там людей и выводит их из ада в рай. В то же самое время Сын Божий все это время, всегда, даже когда был на земле, Он неразлучно пребывал в Святой Троице в вечности.
Это непостижимая тайна, но это духовный факт, который открывался святым отцам, который открывается и нам, если мы переживаем события Страстной недели наиболее включенным образом. Эта включенность выражается и в богослужении, и в нашей молитве, и в нашем внутреннем трепете, о котором Вы уже сказали. Во всем этом! Мы страдаем от того, что богослужебный устав, который мы имеем, невыполним в условиях мирской жизни. Даже в монастырях он сейчас редко когда выполним, разве что на Афоне, в тех монастырях, где есть возможность максимально приблизиться к тому идеалу, который описан в «Типиконе».
Что такое Великая Суббота, этот седьмой великий день покоя, на практике в нашей жизни? Часто это предпраздничная суета. В храмах утром литургия совершается уже в белых облачениях. На этой литургии уже читается пасхальное Евангелие. Причем как раз на литургии, которая у нас совершается в субботу утром, читается Евангелие непосредственно о воскресении Христа. А ночью на Пасху мы слышим традиционное чтение, то есть первое зачало из Евангелия от Иоанна: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Мы ко всему этому как бы привыкли: утром литургия, уже светлые облачения, уже предпасхальная радость, освящение куличей, читаются Деяния, и мы готовимся к ночной службе. Но по факту за этой суетой у нас, к сожалению, пропадает Великая Суббота, ее как времени покоя у нас как будто бы и нет.
Увы, это происходит потому, что богослужения в нашей приходской практике совершаются не совсем в свое время. Потому что литургия Великой Субботы идет в соединении с вечерней. Я на эту тему писал работу в семинарии. Поэтому могу об этом рассказывать не одну передачу. Но смысл в том, что особенностью как раз пасхального богослужения является то, что монахи, христиане собирались в храме вечером в субботу, и начиналось празднование Пасхи. С вечера! Вечерня служилась еще в черных облачениях, потом мы переоблачаемся в светлое и уже слышим Евангелие о воскресшем Христе. Это длительная литургия, во время которой ко всему прочему еще и совершались крещения. Потому что многочисленные паремии, которые читались на вечерне в соединении с литургией в Великую Субботу, – это как раз время, когда совершались крещения. А потом это все плавно переходило уже в пасхальную заутреню.
Удивительным моментом являлось именно то, что по большому счету праздник Пасхи открывался литургией, на которой, конечно, все причащались. Потом шло ночное бдение, а утром проводилась еще одна литургия и еще одно причастие. Эта особенность встречается, конечно, не только на Пасху. Она встречается еще и в Рождественский, и в Крещенский сочельник. Там такая же логика богослужения. А Великая Суббота у нас практически пропала, потому что в приходской практике мы не можем это реализовать. Нужны приготовления, и люди в большинстве своем сейчас не совсем способны провести в храме с 18.00 до 6.00: начать с вечерней литургии, потом молиться всю ночь в храме, встречать уже воскресшего Христа, а утром в воскресенье снова причащаться. Это красивый идеал.
Наше слово «Типикон» переводится не как «устав», как мы говорим, а как «образцы», то есть это собрание неких разных образцов. Там есть и иерусалимские образцы, и не только. Это некие иконы богослужений, на которые мы должны смотреть, к ним приобщаться, их впитывать, стремиться к этому идеалу и стараться их реализовать на практике. Но не всегда так выходит. Но даже если не выходит, зная о том, как было в древности, как это задумывалось, надо хотя бы мысленно к этому возвращаться.
В каком-то смысле в нашей современной практике стало даже больше радости. Вот сейчас вечер пятницы. В богослужебном смысле вечер пятницы – это уже суббота, мы уже в субботе. Сколько дней Христос пробыл во гробе, в погребальной пещере? Обычно все говорят: три дня. Но ведь если посчитать, Христос умер в девятый час, это, скажем так, три часа дня пятницы. Потом ночь, день субботы, и уже следующей ночью Христос воскресает. То есть получается меньше двух суток. Христос воскрес на третий день. Он был распят в пятницу и в самом начале воскресного дня уже воскрес.
– «В третий день по Писанию».
– В третий день, если мы смотрим на календарь… Но реально нет трех суток.
Наша нынешняя практика в каком-то смысле легче. Потому что в субботу мы уже как бы вступаем в воскресенье. Пятница – тяжелый день: служба выноса плащаницы, служба погребения; это скорбные богослужения. До этого, в четверг, мы слышали чтение Евангелий. То есть в каком-то смысле мы уже настрадались. Ведь это тяжело. Те, кто Христа любит, – страдают, сопереживают Ему.
Помню, когда мы были семинаристами, нас отпускали после всех служб, мы собирались в аудитории, и нам разрешали посмотреть фильм «Страсти Христовы», чтобы еще полнее пережить Страстную пятницу. Но сейчас мне уже слишком больно смотреть этот фильм, в нем слишком много исторической правды. Мэл Гибсон, когда снимал этот фильм, очень глубоко изучал вопрос, вплоть до орудий казни, пыток и всего остального. Сейчас я не могу смотреть этот фильм.
И еще целый день субботы пребывать в таком состоянии, наверное, было бы очень тяжело. А так сегодня пятница, мы ляжем спать, проснемся, придем на литургию. Кто не придет на литургию, придут на освящение куличей, услышат уже пасхальные тропари, пасхальные песнопения, стихиры Пасхи. В этом можно найти какую-то икономию. Икономия – это снисхождение. Есть два пути в Церкви: акривия, когда мы буквально следуем канонам, уставу, и икономия, то есть снисхождение, приспособление к существующим жизненным обстоятельствам. И мы видим такую икономию: суббота у нас проходит не столько как день скорби и покоя, сколько как день предпразднства. И это, наверное, хорошо, если правильно к этому отнестись.
– Когда я думаю о Великой Субботе, для меня один из серьезных вопросов – молитва в этот день. Я имею в виду домашнюю молитву. Ведь перед причастием необходим строгий пост, а также чтение покаянных канонов. Если мы приходим на литургию в субботу утром, то как выстраивается наш остальной день? Я сейчас не говорю про посещение храма только ради освящения снеди. Какие молитвы нужно совершать в этот день?
– Вообще у нас с подготовкой есть некий перекос, можно сказать, эгоистический, эгоцентрический. Потому что канон покаянный ко Господу – это о нас; канон Богородице – тоже в каком-то смысле о нас, потому что мы любим Богородицу и нам хочется прочитать канон Богородице. Канон ангелу-хранителю тоже о нас: нам хочется, чтобы ангел-хранитель был рядом, поэтому мы читаем ему канон. Кто-то еще акафисты читает; например, Иисусу Сладчайшему. Но нужно понимать, что это очень примитивно. Это нас совершенно отводит (особенно в такие дни, как Страстная седмица) от того, о чем думает Церковь. Потому что сейчас мы целиком и полностью смотрим на Христа, на Его подвиг, Его страдания. В Великий Четверг мы смотрели на Тайную Вечерю, на борение Христа, Его молитву в Гефсимании. Не время читать о своих грехах. Не время читать даже о Божией Матери и ангеле-хранителе. Все, что нужно, уже есть в богослужении.
Тем, кто был на сегодняшних богослужениях Страстной пятницы, я считаю, не надо себя сбивать с этого настроя и переводить все на чтение канонов, которые не имеют отношения к Страстной седмице. В другие периоды года – пожалуйста. По-хорошему перед причастием хорошо бы прочитать каноны, которые относятся к конкретному дню. Например, если решили причаститься в воскресенье, хорошо прочитать каноны, которые положены к воскресному дню. Допустим, воскресный канон того гласа, который сейчас совершается; или канон святому, который вспоминается; или кресту. Все это можно найти в Интернете. Сводить свое молитвенное правило к пресловутым трем канонам – это, конечно, очень скудно. Последование ко Святому Причащению можно и хорошо прочитать, оно в этом отношении нейтрально, чтобы сподобиться Святых Таин. Но и это может несколько вывести из того правильного настроя, на который настраивают нас богослужения вечера четверга и всей пятницы.
Мое мнение такое: если человек молится с Церковью, не нужно ничего лишнего добавлять. В Церкви все дано. Как после Пасхи мы будем читать пасхальные часы, Пасхальный канон и это будет правилом ко Святому Причастию, так и сейчас не нужно смещать акценты на то, что сейчас не так актуально.
– Сегодня были, так сказать, испытующие нас чувства, которые мы, наверное, даже с трудом осознаём. Поэтому очень хочется в субботу пойти в храм на литургию и причаститься. После этого уже будет пасхальная служба. Сначала, конечно, – плащаница, потом мы услышим «Не рыдай Мене, Мати» и прочее, а потом услышим в алтаре «Воскресение Христово видевше». И начнется самая радостная служба дня и вообще всей нашей жизни. Если причащался в субботу, то после этого не должен есть. Для многих это вопрос, потому что это тяжелый день, наполненный всяческими заботами. Как в этот день позволять себе что либо есть, пить и так далее?
– Во-первых, надо понимать, что в субботу пост еще не окончен. Вот сегодня мы обозначили тему – седьмой день. Ведь вся наша жизнь – это и есть седьмой день с библейской точки зрения. Господь сотворил мир и в седьмой день почил. Вся наша жизненная суета и есть седьмой день. И мы ждем восьмого дня. Это богословское понятие: восьмой день – Царство будущего века, «невечерний день Царствия Христова»; уже не будет смены дня и ночи, как пишет в Апокалипсисе апостол Иоанн Богослов, и нужды в солнце уже не будет, потому что Сам Христос будет освещать нам, верным, нашу вечную блаженную жизнь, в которой уже не будет ни боли, ни страданий, ни болезней, не будут учиться воевать, перекуют мечи на орала. И прочие красивые слова мы читаем в Писании.
В каком-то смысле мы должны смотреть на Великую Субботу как на маленькую капельку, как говорили святые отцы: как в одной капле отражается весь мир, так в этой Субботе тоже отражается весь наш мир, вся наша жизнь со всей ее суетой, подготовкой к празднику. Мы освящаем куличи, доделываем какие-то домашние дела, звоним, договариваемся, кто куда пойдет. Вся наша жизнь должна проходить в подготовке к вселенскому восьмому дню, когда будут новое небо, новая земля, Царство Божие. Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века.
В каком-то смысле Великая Суббота дает нам образец (если мы правильно проживаем Великую Субботу), пример того, как мы должны проживать жизнь: в подготовке, в ожидании этого восьмого дня, Царства Божьего, встречи со Христом. Вот завтра мы проснемся, пойдем на литургию, помолимся, причастимся. Уже будет предпраздничное настроение. Еще вроде как пост, а уже вроде и праздник: в храм несут освящать куличи, мы уже друг друга поздравляем, уже вот-вот будем говорить: «Христос воскресе!» И все это – в ожидании еще большей радости. То есть уже радость, уже как будто одной ногой вступили в праздник, а ночью – еще больше радости: крестный ход, пасхальная утреня.
Я люблю служить именно в воскресный день утром. Это дело вкуса (в хорошем смысле этого слова). У кого-то нет терпения, они хотят ночью пройти крестным ходом, причаститься. А я люблю растянуть духовное удовольствие: ночью помолиться, отслужить пасхальную утреню, а потом еще и утром в воскресный день литургия. Я люблю воскресную литургию. То есть субботу мы проживаем в ожидании еще большей радости. И суета этого дня не ради суеты, а ради скорейшей встречи со Христом. Это здорово.
– Многим, в том числе пожилым, тяжело всю ночь провести в храме. Но, слава Богу, все храмы переполнены в пасхальную ночь. Если по состоянию здоровья у человека нет возможности прийти на ночное богослужение, он же может прийти с утра на литургию?
– Конечно. Это и хорошо, и правильно. Ночью можно посмотреть трансляцию и на нашем телеканале, и на сайте Патриархии. Будут массовые трансляции. Есть хорошие монастырские трансляции. Даже многие приходские храмы транслируют богослужение для своих прихожан. В частности, в нашем храме в Юкках ведется собственная трансляция для наших прихожан, которые не смогут прийти. Ночью можно посмотреть трансляцию, послушать утреню, потом лечь спать и спокойно прийти в воскресенье утром, в день Пасхи, на литургию. Понятно, что не все храмы могут себе это позволить, и это печально. Я очень скорблю об этом, потому что знаю, что некоторые храмы в пасхальный день оказываются закрытыми, так как ночью было ночное богослужение, все помолились, причастились. Я считаю, что это беда, это нехорошо, что в пасхальный день храм закрыт. Но в больших городах однозначно множество храмов, куда можно прийти утром на литургию, которая служится идентично, так же, как и ночью, и будет еще семь дней.
– Получается, что вся неделя, включая Антипасху, – это, так сказать, один воскресный день.
– Да. Семь дней будет совершаться одинаковое богослужение. Тропарь Пасхального канона читается священником в алтаре после причастия всегда: «О Пасха велия и священнейшая, Христе! О Мудросте, и Слове Божий, и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего». Не в «невечерних днях», а в «невечернем дне». Вся Светлая седмица символизирует этот невечерний день. Это не семь дней, а как бы один день.
– Понятно, что в субботу очень много людей захотят освятить снедь. Но люди приносят освятить и водку, и окорока, и прочее. Священники позволяют это приносить по икономии? Или все-таки этого делать не нужно? Я, например, этого не понимаю.
– Во вселенском масштабе чем заканчивается седьмой день? Приходом Антихриста. У нас есть представление, что Антихрист – это как бы противоположность Христу. Но греческая приставка «анти» означает не только «против», но и «вместо». Это самая большая опасность, когда форма вроде сохраняется, а суть уже подменяется. И в субботу есть такая опасность подмены. Внешне все остается так же: куличи, яйца, всякая праздничная снедь, но Христос уходит. Христа убрали – и начинается суета ради суеты. Человек ночью может появиться в храме, но ради какого-то ритуала, ежегодного обряда, а потом начинает разговляться, неделю не просыхать или объедаться. В дореволюционные времена, к сожалению, было такое, что люди умирали от обжорства на Масленицу и в Светлую седмицу. Это ужасно.
Надо помнить, что Антихрист – это не противоположность Христу. Антихрист будет очень похож на Него. У религиозного писателя начала XX века Владимира Соловьева есть труд про Антихриста, где говорится, что чтобы его приняли, он должен быть приятным. И мы всегда должны проверять себя: иду ли я за Христом? Нужен ли мне евангельский Христос, о Котором говорили апостолы, за Которым шли наши святые угодники, преподобные, святители, мученики? Мы идем в храм освящать куличи ради Христа, ради того, чтобы отпраздновать Пасху Христову, или нам нужен стол, чревоугодие, праздность?
Будем помнить, что эта уловка дьявола была, есть и будет: заменить какое-то хорошее понятие на злое, похожее, но уже неправильное. Любовь заменить на какое-то человекоугодничество, веру – на фанатизм...
– Или, наоборот, на суеверие.
– Заменить любовь к ближним на какую-то эфемерную любовь к дальним. У Достоевского в «Братьях Карамазовых» женщина пришла к старцу и говорила: все человечество люблю, а ближнего своего ненавижу.
– В самом начале поста наш правящий архиерей сказал: вступая в первый день поста, вспомните, чем он закончится. Он закончится радостным возгласом… Благословите наших телезрителей.
– Божие благословение да пребудет со всеми вами, дорогие братья и сестры. Желаю вам провести завтрашний день в ожидании Светлой Пасхи; не растерять ту благодать, которую получили за время Великого поста. Не забывайте и нас, тружеников телеканала «Союз»: без вашей помощи и поддержки мы существовать не можем. С наступающим вас светлым праздником Христова Воскресения!
Ведущий Глеб Ильинский
Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова
СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: ПАСХАЛЬНЫЙ ВИЗИТ К ПАТРИАРХУ ФЕОФИЛУ III
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: НИКОЛА ТУЛЬСКИЙ и ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: КРЯШЕНЫ. 3 часть
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: КРЯШЕНЫ. 2 часть
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: КРЯШЕНЫ. 1 часть
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!