В студии игумен Фома (Василенко), настоятель Архиерейского подворья храма Святой Живоначальной Троицы на Октябрьской набережной (г. Санкт-Петербург).
− Тема сегодняшней передачи важная, интересная, нужная – себялюбие и его последствия. Мы до начала передачи говорили с нашими операторами и режиссером и пытались выяснить, есть ли вообще человек, который себя не любит. Но при этом бывает такой вид себялюбия, который уже просто за гранью, и, наверное, жизнь такого себялюбца становится, по сути, разбитой из-за того, что человек с великим пиететом и чрезмерной любовью относится к себе. Расскажите, пожалуйста, насколько это важная проблема в духовной жизни человека.
− Себялюбие в картинках – это когда люди на улицах ходят с палками для селфи и себя фотографируют. И так он встанет, и эдак... Само слово «селфи» в переводе значит: «себя». Вот и в духовной жизни себялюбие проявляется тогда, когда человек себя ставит в центр бытия. Я! Мне! Всё для меня! Все должны любить меня! Это можно назвать и по-другому − самолюбием. Это одно и то же: себялюбие и самолюбие.
Другая крайность в проявлении этой ложной любви – человекоугодие, когда мы начинаем чужим слабостям потакать, чтобы люди нас за это хвалили.
У святых отцов написано, что самолюбие, или себялюбие (кому как больше нравится) началом своим имеет похвалу. Если не хвалить человека, тогда и нечем ему будет питать свое самолюбие. Мы в Священном Писании читаем, что говорит Господь: Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать. То есть ничего не сделали особенного, просто сделали то, что и должны были. А мы же, когда всё выполним, то любуемся на свою работу и ждем, что кто-то еще ее оценит и скажет, какие мы молодцы.
Господь в Евангелии говорит: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. Значит, любить себя самого – это нормально. Господь не говорит, как нужно себя любить, это вроде и так всем понятно. Но говорит, что ближнего нужно полюбить, как самого себя. И святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что прежде, чем эту заповедь исполнять, нужно выполнить первую заповедь: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею. Разумом – это понятно, значит – умом. Всей душой своей обращаться к Богу – это можно понимать и как волей и чувствами. А всей крепостью – значит еще и тело подчинить этой любви. А как тело подчинить любви к Богу? Становишься перед иконой на молитву, перекрестился – и наклонись, смири свое тело, сделай поклон земной, лбом аккуратно коснись пола. Вот уже ты и начал исполнять эту заповедь, оказал Богу почтение, уважение. Ты себя поставил на свое место, а Бога в своей жизни поставил на Его место – в центр.
И когда мы правильно возлюбим Бога, тогда мы уже возлюбим правильно и ближнего. И у нас не останется места для этого неверного отношения к себе, неверной любви, себялюбия, или самолюбия, принимающего такие уродливые формы, когда мы себя очень любим, хотим, чтобы у нас все было хорошо и чтобы все окружающие работали в этом направлении: делали нам хорошо. И чтобы у нас никогда ничего скорбного не случалось. Ну а то, что у других людей случается, нас вообще не интересует. Нам-то какое дело до этого? У нас-то все хорошо! Вот и получается, что самолюбие – это когда человек себя поставил в центр всего, а все остальные должны его обслуживать.
– Вопрос из Белгорода от Евгения: «В заповеди сказано: возлюби ближнего, как самого себя. А как мне возлюбить правильно самого себя, чтобы я мог возлюбить ближнего? Там же не написано: возненавидь себя».
– Мы начали говорить, что первая заповедь о любви к Богу учит человека ставить его любовь к себе самому в правильное положение. То есть любовь человека к самому себе заключается в том, чтобы любить Бога. А что значит любить Бога? Это не значит, что нужно все время креститься и целовать иконы. Апостол Иоанн Богослов говорит: тот, кто любит Бога, исполняет Его заповеди. И чтобы нам научиться любить себя, нужно научиться исполнять заповеди. В этом и состоит наша любовь к себе. Тот, кто живет благочестиво, кто все свои силы полагает на то, чтобы исправить что-то нехорошее в себе, примириться со своей совестью, – тот себя и любит. Вот в чем состоит любовь.
Дальше у нас еще есть такая подсказка: никто свою плоть не ненавидит, но питает и греет ее. То есть необходимое, что нужно для жизни (жилище, пища, одежда), мы себе должны давать. И не сверх того. И когда мы научимся быть довольными тем, что все необходимое у нас есть, тогда станем счастливыми людьми. Тогда мы себя и полюбим. А мы, бывает, увлекаемся излишествами, роскошью, когда и одежда не та, и пища нам эта уже надоела… Как святитель Тихон говорил: «Простое вино я уже не хочу, на простой упряжке ездить не буду, мне надо английскую карету!» И тогда начинается уже бесконечная погоня за тем, чтобы свое самолюбие, тщеславие потешить, дать ему еще и еще пищи. А оно никогда не насытится.
Зайдите в какой-нибудь дорогой магазин, где, например, продаются драгоценности или часы. Вы устанете выбирать! Поэтому лучше туда и не заходить. Правильная любовь к себе заключается в том, чтобы исполнять заповеди Божии. Это одновременно и любовь к Богу.
– Вопрос от Дмитрия из Гатчины: «Как побороть в себе чувство саможаления, которое, по учению святых отцов, является просто неприемлемым для христианина?»
– Чувство саможаления мне очень хорошо знакомо. Что говорят об этом святые отцы? Нужно относиться к себе, к своему телу жестко, нужно воевать против своей плоти. И не откладывать это на потом, потому что это «потом» никогда не наступит. Вот пришла мысль подняться с кровати. Дети этого не замечают, они вскакивают легко, они еще легкие на подъем. А у нас, взрослых, когда начинаем подниматься, тело уже отзывается какими-то болями; и подняться бывает трудно. И вот в этом тоже уже есть подвиг, когда ты совершил движение и себя поднял. Покряхтел, медленно, но все-таки поднялся, умылся, помолился – и вступил в свой новый день с благодарностью Господу за то, что Он дал тебе еще возможность каким-то образом потрудиться над тем, чтобы приобрести Царствие Божие.
Если откладывать на потом эту работу над собой, своим телом, то саможаление будет все сильнее и сильнее. И каждый раз мы только будем его укреплять, если будем думать, что начнем не сейчас, а завтра.
Можно еще добавить, что саможаление и самооправдание – это, наверное, братья-близнецы, они очень близки друг другу. И надо напоминать себе, что самооправдание – мерзость пред Богом. Я думаю, про саможаление можно то же самое сказать, это тоже мерзость пред Богом.
Когда Господь воскресит нас на Страшном Суде, мы будем страдать не из-за того, что сделали что-то плохое, а из-за того, что увидим, Кого мы своими поступками оскорбили. Нужно напоминать себе еще и о том, что сделал для тебя Господь и что ты сделал для Него. Понятно, что хоть сто раз умирай, проливай свою кровь каждый день – все равно даже не начнешь отдавать Богу долг за то, что Он для тебя сделал. Но и откладывать это нельзя. И когда случается что-то такое, что нам очень не хочется делать, и ропот в душе поднимается, нужно помнить о том, что ропот и возмущение Бог не терпит. Нам нужно запомнить, что ропот и возмущение – крайне опасные для нас грехи, нужно в них каяться.
А что нужно делать, если хочется жалеть себя? Раскрыться! «Пришла беда – отворяй ворота!» Бог прислал нам доктора для нашей души, чтобы нашу душу этими скорбями, несчастьями очистить; как золото, через огонь прогнать, чтобы мы стали достойными детьми своего Небесного Отца.
– Когда мы себя ставим в центр мира, то иногда получается интересная штука. С одной стороны, по духовному закону, наверное, у человека должны быть такие испытания, которые вернут его на путь истинный, чтобы он понял, что тот путь, которым он пока идет, – это путь к погибели. С другой стороны, может быть и наоборот. И если мы посмотрим вокруг, то увидим, что у многих людей, которые занимаются только собой, все, в общем, хорошо складывается. Это лукавый помогает им в этом состоянии, противном Богу?
– Конечно, лукавый помогает. Лукавый человека пленил и потом уже не участвует активно в его жизни, а просто заглядывает: что там делается? А, все нормально, работает! Дальше человек уже сам развивается. У человека же есть способности к творчеству, и в падшем состоянии он тоже является человеком.
Вот, смотрите, потомки Каина изобрели цивилизацию, промышленность – все, чем пользуются также и потомки Авеля. Но только потомки Каина Бога не ищут, а потомки Авеля – ищут, пользуясь тем, что изобрели потомки Каина. Нам в жизни хочется то одного, то другого, а нужно себя все время проверять, возвращать в рамки. Ведь у каждого человека какие-то рамки есть. Нельзя же жить по принципу: я вот такой, и надо меня принимать таким! Сейчас мы часто слышим: прими себя таким, какой ты есть, ведь тебя Бог создал таким! И у человека никаких тормозов, никаких рамок нет. Я такой – и всё; и живу так, как живется! Ничего подобного. Надо брать Священное Писание, это наша духовная пища. Надо читать жития святых и у них учиться. Сейчас очень много литературы.
Когда я готовился к передаче, наверное, десятую часть не успел даже просмотреть о том, что вообще написано про самолюбие. И столько всего полезного для себя узнал о том, какой я плохой! Очень благодарен вам, что вы меня пригласили на эту передачу!
– Вопрос от Елизаветы из Гомеля: «Если смирение и кротость не одно и то же, то чем они отличаются?»
− Кротость, как преподобный Иоанн Лествичник описывает, – ровное душевное состояние человека в ситуациях, когда его и ругают, и хвалят. То есть состояние без раздражительности. Человек не превозносится похвалами; и не ожесточается, не раздражается, когда его в чем-то укоряют, обвиняют. А про смирение святые отцы говорят, что это – одеяние Божества, и о нем говорить можно только очень осторожно и приблизительно. Рождается смирение из долгого терпения. Невозможно смиренному человеку тихо разговаривать, опустив глаза, – и при этом внутри гордиться, что он себя смиренно ведет. Как про одного монаха писали, что он в монастыре всем надоел уже, говоря, что он хуже всех, такой грешный, хуже собаки. И однажды братия, идя в трапезную, сказали ему: «А ты куда идешь, пес?» Он возмутился: «Как вы меня назвали?» То есть, говоря о себе, что он хуже собаки, он просто услаждался этой своей самокритикой. И то, что должно было приносить пользу, ему приносило только вред.
Смирение добывается через сердечную боль и долготерпение. Мы терпим иногда что-то в надежде, что это скоро пройдет. И когда накатывает новая волна испытаний, то сокрушаемся, что такого уже не может быть, нам это просто не перенести. А мы же не знаем себя, не мы создали себя. У нас есть Творец, Который нас создал, Который знает, где можно что-то нам прибавить, что-то убавить, когда дать утешение, а когда, наоборот, нас прижать, чтобы мы увидели, что наша жестокость заставила Бога послать к нам жестокого ангела, чтобы мы все-таки склонили свою голову. Опять же мы ведь хотим спастись, мы вроде готовы всё вытерпеть, но при этом думаем: «Может, Господи, Ты как-то полегче нас будешь испытывать? Давай договоримся!»
Повторюсь, про кротость преподобный Иоанн Лествичник говорит, что это ровное душевное состояние и тогда, когда тебя хвалят, и когда ругают. Человек – как гранитная скала, которая от волн морских никак не колеблется, не меняется. Но смирение приобретается через долгое-долгое терпение, с болью. И что оно из себя представляет? Некоторые святые говорят, что быть смиренным – значит считать себя хуже других, хуже всех. Но одно дело – говорить самому себе и окружающим: я хуже всех. А другое дело – не дай Бог, кто-то скажет мне, что я хуже всех. И тут уже проверяется, насколько мы действительно смиренны.
Но думаю все-таки, что кротость и смирение в чем-то различны, хотя сразу затрудняюсь разложить их по полочкам. Но однозначно, что они рядом. Не может быть человек кротким и при этом не быть смиренным. И не может быть человек смиренным и при этом не быть кротким.
Кротость – это победа над гневом. То есть человек не из-за того принимает безропотно какие-то удары, что не может на них ответить. Нет, он просто находится за пределами таких человеческих отношений, когда дают сдачи. Он не делает этого по примеру Господа, по примеру первомученика архидиакона Стефана, праведного Иакова, брата Господня. Их убивают, а они молятся о врагах своих. Это кротость, которая присуща любви. Любить – это молиться о тех, кто тебя убивает. Но если бы не было кротости, смог бы ты молиться о врагах своих? Не было бы смирения – смог бы ты молиться о врагах своих? Не было бы любви, надо ли было вообще молиться за врагов? Но любовь – настолько высокое состояние, что преподобный Иоанн Лествичник поднял ее на самую вершину своей лестницы. 33-я ступень духовного состояния человека – это любовь. Тебя убивают, а ты молишься о тех, кто тебя убивает, чтобы это им в грех не было поставлено. Как это можно представить? Можно это прочитать, можно запомнить. А представить как? И если попадешь в похожую ситуацию, то будешь знать, что из себя представляешь. Поживем – увидим.
– На Черном море сейчас сложилась, на мой взгляд, ситуация с абсолютно христианским подтекстом, когда от нефти очищают песок и он с каждым разом все чище и чище становится. Работают тысячи людей над решением этой проблемы. И мы как слепые щенки. Вокруг нас происходит катастрофа, а мы этого не видим, мы живем в своем себялюбии. Если человек живет в этом состоянии самообольщения, способен ли он увидеть свои грехи? Или должна произойти катастрофа, чтобы он прозрел – и их увидел?
– Хорошо, если при жизни человек увидит свои грехи и сделает выводы. Пример –евангельская история про богача и Лазаря. Богач каждый день веселился, он вокруг себя собрал прихлебателей, которые ему напевали дифирамбы. Обычно так бывает, что у знаменитых, богатых людей в окружении много таких «друзей». Он же видел Лазаря, он знал про его беды. У него была возможность помочь ему, проявить сострадание, милосердие. Но он это все осознал, увидел свои грехи уже тогда, когда земная жизнь для него закончилась. Эта любовь к миру, по выражению святых отцов, опьяняет человека. И человек уже живет в таком эдемском состоянии, наслаждается этой земной жизнью. И в результате чревоугодия, в результате сплошных развлечений у него душа становится черствой, ум становится грубым, неспособным оторваться от земного. Человек видит удовольствия земные, богатство, видит славу, различные развлечения – и ум его уже не может оторваться от всего этого и подумать: а кто же все это сотворил? Кто Он, сотворивший эти блага, которыми я пользуюсь со своими сотрапезниками?
Нищий Лазарь лежал прямо возле ворот богача, но сердце богача совсем очерствело, и в итоге он попал туда, куда и должен был, – на вечные мучения. И Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Вот итог себялюбия.
– Блаженны плачущие.
– Да, плачущие о своих грехах, о том, что они ими оскорбили Господа.
Иногда люди говорят: захожу в храм, и у меня слезы начинают литься. Это хорошо! Это значит, что душа еще не совсем пропащая, ум еще чувствует прикосновение Божественного Духа. И душа начинает умываться этими слезами. И человек сожалеет о том, что было. Хорошо, если сделает правильные выводы, а не наоборот. Ведь даже в этом случае бес, увидев, что его добыча может уйти, человеку внушает мысль о том, что он, мол, молодец, плачет о своих грехах. И начнет человек хвалиться: какой я молитвенник!
Когда читаешь литературу, понимаешь, насколько коварен бес, у него много всяких приемов против нас. Но Господь говорит, что к смиренному эти дьявольские сети даже не прикасаются. А что такое смирение? Смирение – это когда я делаю не по-своему. Без самоотвержения смирение невозможно. С чего начинается падение человека? С самоволия. У нас есть ум, есть воля, есть чувства. И вот ум наш пленился какой-то красотой земного мира, и мы свою волю направляем на то, чтобы заставить ум приобрести нам все, что в этом падшем мире есть, все, что нам будет приятно для наших чувств, которые тоже являются частью нашей души. И начинается эта бесконечная погоня. Хотя она не бесконечная, она конечная. Погоня за удовольствиями, которая потом может закончиться тем, чем она закончилась для богача из притчи. В результате мы получим все доброе в земной жизни. А в будущей – будем страдать.
– Ну, видимо, богач это считал добром.
– Да, он шел по широкому пути. А узкий путь какой? Просящему у тебя дай! Дело Божие, говорит Господь, смотреть на вдовиц и сирот, то есть на людей, которые нуждаются, и им делать добро. Вот дело Божие! А не веселиться каждый день, тратить все на себя.
Вот еще проявление самолюбия, когда мы другому подаем милостыню и просим: «Помолись за меня! У меня деньги есть, а у тебя – нет. Я молиться не хочу, а раз у тебя денег нет, то ты и молись за меня, за мой счет, чтобы у меня ничего не было плохого». Это тоже грех, тоже проявление самолюбия. Должно быть так, как сказано в Послании апостола Павла: Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность. Нужно научиться любить друг друга.
Бог мог бы Сам распределить все это, но Он дал нам возможность распорядиться своим богатством. И надо понимать: кому много дано, с того много и спросится.
– Вопрос от Юлии из Москвы: «Бывают искушения, которые переживаешь и побеждаешь; например, связанные с людьми. Допустим, человек раньше вызывал у тебя определенные искушения, а сейчас ты можешь спокойно смотреть на него, и ничего не происходит в твоей душе. А бывают такие искушения, от которых просто убегаешь, и ты не можешь, как сказано в Евангелии, отрезать себе руку или вырвать глаз. Потом очень мучает мысль, что ты проиграл, ты слабак, ты должен вернуться и победить это искушение, чтобы оно тебя не мучило, потому что оно все равно продолжает мучить, даже на расстоянии. Что с этим делать?»
– Святые отцы приводят пример, как некоторые из них боролись с этими искушениями, а я так понимаю, что речь идет о каких-то нечистых помыслах в отношении противоположного пола. Они боролись годами, и ничего не получалось. Потом исповедовали свой грех, такой или подобный, и просили старца о помощи. Он им говорил: помни, чадо, что избавление от греха не от твоих трудов зависит, а от милости Божией. А к милости, благодати Божией нужно себя подготовить. Порой мы постимся, молимся, делаем дела любви, хотя этой любви у нас поначалу и нет. Но чтобы научиться любить, надо через «не хочу» делать дела любви. Сначала делаешь как бы без сочувствия: подал милостыню и подумал, что лучше бы на себя эти деньги потратил. Но раз, два делаешь через «не хочу», через «не могу», а потом Господь вдруг касается твоего сердца... И как это здорово! Отдать последнее тому, кто, на твой взгляд, больше тебя нуждается. Да, ты что-то делал для этого, как-то себя готовил, но ты этого не заслужил. Это Господь решил, что можно дать тебе вкусить этого утешения, дать освобождение от какого-то испытания, дать внутреннее умиротворение.
Что делать? Во-первых, Господь говорит: молитесь, да не внидете в напасть. То есть хорошо, когда мы читаем Евангелие, делаем какие-то для себя выводы. Ведь это бес внушает вам впасть в искушение, а потом внушает, что у вас не получится справиться с этим искушением. Он видит, что человек пытается спасаться и, конечно, не даст этому человеку покоя. Но надо помнить, что Тот, Кто в нас, больше того, кто в мире. И нужно научиться творить молитву так, как мы дышим. Как дышим непрестанно, так и молитву творить, и не как попало, а внимательно.
Внимательная молитва разогреет сердце – и тогда уже благодать Святого Духа нас накроет, мы будем молиться духовно.
Что говорит Господь? Без Меня не можете делать ничего… Молитесь, да не внидете в напасть. Нужно учиться непрестанно молиться и все упование свое возлагать на Бога, а не на свои труды, или свои молитвы, или посты. Хотя это все помогает. Митрополит Герман как-то приехал на приход, и после богослужения одна прихожанка говорит: «Владыка, здоровья вам, самое главное – здоровья!» Он повернулся к ней и говорит: «Здоровье – не самое главное, но помогает!» Так и здесь, чтение Евангелия, молитва, пост, дела любви – это все помогает тому, чтобы Бог в нас обитал как в доме Своем.
Мы делаем то, что Богу свойственно. Бог постился, будучи Человеком, трудился, больных исцелял, молился, хотя и не имел нужды в этом; Он оставил нам пример, как нужно молиться. И когда мы подражаем Богу в этом, тогда мы строим свою духовную жизнь.
– Я вспомнил Пушкина сейчас, его «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях». Там мачеха говорила: «Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?» И зеркало вначале ей отвечало, что она всех милее, потом – что не она. И началась вся эта история. Потому что стоит нам только услышать, что не мы на свете всех милее, – и понеслось...
– Да, это больно услышать, когда человек привык слышать только похвалы в свой адрес, уже душа его начинает превозноситься, она уже пухнет, образно говоря, от этой ядовитой духовной пищи. И вдруг кто-то скажет: нет, ты вообще не король! Ты никто, ты обычный человек, даже есть намного лучше тебя люди. И вот надо эту пилюлю проглотить. А потом, когда начинаешь работать над собой, читать, изучать, рассматривать себя, – видишь, что на самом-то деле все еще хуже.
По-моему, преподобный Сергий Радонежский, когда ему говорили что-то неприятное, отвечал: вы судите по внешнему облику, а на самом деле я еще хуже! Мы же можем повторить эти его слова, но по нашей гордыни, тщеславию. И при этом будем думать, какие мы молодцы, сказали так, как преподобный Сергий!
– Насколько Иисусова молитва помогает преодолеть себялюбие?
– Любая молитва поможет, потому что это обращение к Богу.
– То есть призывание имени Христа поможет в любом случае, как бы эта молитва ни произносилась?
– Что говорят по поводу чтения в храме святые отцы? Кто-то медленно читает молитвы, кто-то – быстро. Бывает, и медленное, и быстрое чтение – не грех. А бывает, что и медленное чтение – грех, и быстрое – тоже грех. Как узнать? Само по себе быстрое чтение – не грех. Но если человек торопится быстрее прочитать и ему все равно, что он там читает, слова выговаривает непонятно, так, лишь бы быстрее закончить и убежать домой, – то это грех. Когда человек читает медленно, услаждаясь своим чтением, думая о том, как он хорошо читает, не в пример тому, который быстро прочитал и убежал домой, – то это тоже грех.
Правильный вариант – когда человек быстро читает в храме потому, что он боится внешних мыслей. У него все внимание в тексте, и он быстро читает, чтобы посторонние мысли не лезли в голову, не сбивали его. И это нормально. Когда человек читает медленно, протяжно, но со вниманием, в этом тоже греха нет. Так и в Иисусовой молитве. Можно читать быстро, чтобы не лезли в голову посторонние мысли. Сбивать их, как пулеметчик строчит, чтобы не вылез противник из окопа. А когда человек более-менее уже духовно окреп, он может молиться медленно, читать раздельно, чтобы вполне в этой молитве находиться, чтобы сердце разогрелось.
– Прекрасный ответ! Вы очень мне помогли, потому что для меня этот вопрос был серьезный и важный.
Подходит к концу наша передача, но я так понимаю, что это тема, наверное, бесконечная, потому что чем больше мы познаем себя, тем больше вопросов возникает по поводу своей собственной жизни. И если у нас в жизни происходит встреча с Богом, Богоявление, то это счастье! А вообще что нужно сделать для того, чтобы не прогнать Бога из своей жизни?
– Не забывать о Нем! Можно молиться, поститься, а о Боге не думать, опять же себя поставить на Его место. Преподобный Досифей перед смертью болел и говорил, что не может уже молиться. На что ему, по-моему, преподобный Варсонофий Великий ответил: «Чадо, не молись, просто думай о Боге»!
Ведущий Глеб Ильинский
Записала Полина Митрофанова
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает благочинный Одигитриевского округа, настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа в Большом Свинорье священник Петр Панов.
У книжной полки. Аскетические слова преподобного Исаака Сирина
ВОЗЛЮБИВШИЕ МУЧЕНИКОВ. Священномученик Сергий Увицкий. Рассказ внучки. 1 часть
Благая часть. 11 февраля 2025
Хранители памяти. Временная выставка «Святая семья в религиозном искусстве XI-XX веков». Часть 3
Кузбасский ковчег. 11 февраля 2025
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!