Беседы с батюшкой. Самооправдание. Протоиерей Димитрий Беженарь 21 февраля 2023

21 февраля 2023 г.

В студии кандидат богословия, ответственный по миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния, клирик храма в честь Ахтырской иконы Божией Матери (село Ахтырка) протоиерей Димитрий Беженарь.

– Тема нашей передачи: самооправдание. Она очень актуальна, особенно в преддверии поста. В чем причина этого душевного недуга? Как он появляется и развивается?

– Этот душевный и духовный недуг имеет очень давнюю историю. В третьей главе Книги Бытия наши праотцы Адам и Ева нарушили волю Небесного Отца, будучи искушаемы змием. И на любящий глас Господа: «Адам, где ты?» – Адам ответил: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. Господь спрашивает: кто сказал тебе, что ты наг? Он призывает наших праотцев к покаянию. Многие святые отцы Церкви говорят, что если бы они покаялись в тот момент и осознали свою вину, свой грех, то Господь простил бы их и вся история человеческого рода пошла бы по-другому. Но на вопрос Бога: не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам, вместо того чтобы сказать «Господи, прости меня, я согрешил», стал оправдываться: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. На такой же вопрос, обращенный к нашей праматери Еве, она ответила: змей обольстил меня, и я ела.

Самооправдание своим корнем имеет гордость. Это один из самых древних духовных недугов. Им болеют практически все люди. Святая Церковь, готовя нас к Великому посту, на богослужении этих трех недель (воскресений), предваряющих его, вновь и вновь обращает наше внимание в том числе и на этот пагубный недуг.

Притча о мытаре и фарисее – что мы в ней видим? Два человека пришли в храм помолиться. Фарисей становится пред Богом, возносит молитву. Но перед очами фарисея стена, которая отделяет его от Бога, – стена чужих грехов. Он начинает молитву с самооправдания: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди. Он перечисляет, какие прочие люди, с его точки зрения. Мытарь же склонил голову, бьет себя в грудь и говорит: Боже! будь милостив ко мне, грешнику! Два примера, два персонажа, показывающие, как можно оправдаться перед Богом покаянием, осознанием своих грехов и как самооправданием можно лишиться благодати. Эта притча заканчивается так: сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот.

Следующее воскресенье – Неделя о блудном сыне. Опять два образа. Один ушел в страну далече, расточил все имение отца, дошел до такого состояния, что питался буквально из корыта свиней. Он настолько опустился, что расточил все духовное богатство, но пришел в себя и сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою. У него был внутренний нарратив – покаяться, а не оправдывать себя. Если бы эту притчу произносил какой-то религиозный философ, мыслитель, она тут и была бы закончена. Блудный сын возвращается, а отец бежит к нему навстречу, обнимает, повелевает заколоть упитанного тельца, чтобы сделать пиршество. По сюжету она закончена. Но на сцену выступает старший брат. И что мы узнаем о нем из этой притчи? Этот человек оправдывает себя и укоряет своего отца. Я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.

Следующая Неделя о Страшном суде. Это будто кульминация, момент истины. Что произойдет во время Страшного суда Божия? В этой притче Господь четко и ясно говорит, что когда Он придет судить мир, отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Об этом мы хорошо знаем, потому что люди, живущие христианской жизнью, регулярно читают 25-ю главу Евангелия от Матфея. Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

Обратите внимание, праведники знали, что Господь скажет и что они Ему ответят, ведь столько поколений христиан читали этот текст. Но в то же время с глубоким смирением они действительно скажут: «Господи, когда мы видели тебя во всех вышеперечисленных ситуациях и Тебе помогли?» То есть человек, стяжавший благодать Божию, никогда ни в чем себя не оправдывает, не видит своих достоинств и добродетелей. Потому что праведник понимает, что ничего еще не сделал, сравнивая свои добродетели и добрые дела с любовью Небесного Отца и Сына Божия, Который снизошел до креста ради спасения человеческого рода. Праведники спросят: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

И в этой притче во всем трагизме показано, что даже в этот последний момент истины грешники вместо того, чтобы сказать: «Господи, прости нас, мы действительно не сделали Тебе ничего доброго», ответят: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?

– Самооправдание?

– Да. Обратите внимание, это будет уже последний суд, на котором Господь по Своему величайшему милосердию и благородству предоставит каждому человеку сказать свое последнее слово. В течение земной жизни Страшный суд еще впереди, но сколько раз можно встретить людей, которые совершенно искренне, не наигранно, а по глубокому убеждению говорят: «Если бы Христос мне явился, то я бы для Него сделал все: и одежду купил новую, и накормил, и утешил, и в больнице обязательно навестил. А ко мне обращаются то бомжи, то алкоголики, то наркоманы. Люди занимают деньги и не отдают. Я разве обязан всем помогать? Христос ко мне не обращался никогда». Человек рассуждает, что к нему обращались люди, мягко говоря, недостойные. И с чего он должен всем помогать? Позиция самооправдания в течение земной жизни в итоге приведет к трагической картине, которая произойдет на Страшном суде Божием.

Самооправдание – тяжелый духовный недуг. Не случайно почти все святые отцы Церкви говорят, что самооправдание не имеет ничего общего с духовной жизнью. Для человека, который старается правильно вести духовную жизнь, самооправдание нечто совершенно недопустимое. В частности, преподобный Паисий Святогорец говорит: «Необходимо понять, что, оправдывая себя, я нахожусь в состоянии ложном. Я прерываю связь с Богом и лишаю себя Божественной благодати. Ведь Божественная благодать не приходит к человеку, который находится в ложном состоянии. С того момента, как человек оправдывает то, чему нет оправдания, он отделяет, изолирует себя от Бога. Пространство между человеком и Богом заполняет изоляционный материал... Разве через каучук может пройти электрический ток? Нет, не может, он для тока непроницаем. Так и для Божественной благодати нет более сильного изолирующего материала, чем самооправдание. Оправдывая себя, ты словно строишь стену, отделяющую тебя от Бога, и таким образом прерываешь с Ним всякую связь». Вот чем опасен этот духовный недуг. И в то же время нет недуга настолько более естественного и распространенного для нас. Что бы ни произошло, мы готовы, не жалея слов и фраз, оправдать себя.

– Какое качество является противоположным самооправданию? Что нужно развивать, чтобы изжить его в себе?

– На самом деле задача всей духовной жизни – борьба по искоренению из своего сердца страстей ветхого человека, одна из которых – самооправдание, которое коренится в гордости, эгоизме. А гордыня – это корень всех грехов и страстей. Вся духовная борьба направлена на гордость и производные от нее. Главных страстей восемь: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость.

– Вопрос от телезрительницы Надежды: «Я нередко слышу мнение, что причащаться можно на любой литургии, а вычитывать Правило перед Причащением – это шаблон, который придумали люди. Лучше поговорить с Богом всего одну минуту, но от всего сердца. Что Вы думаете по поводу такого мнения?»

– Во-первых, в Священном Писании Господь неоднократно говорит о тайнах Царствия Божия и приводит аналогии в притчах из видимого мира, которые людям, окружающим Его, были понятны. Спаситель говорил: Царство Небесное подобно зерну горчичному, или семени, которое сеет сеятель (одно упало при дороге, одно в терние и так далее), или подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников.

Сейчас довольно популярна ситуация, когда люди говорят: «Если идет литургия, иди спокойно причащайся, не надо себя напрягать». А чтение молитвенного правила, трех канонов и последования – это некий шаблон, придуманный людьми. Давайте посмотрим следующим образом. Представьте себе, что молодой человек и девушка познакомились и полюбили друг друга. Молодой человек предлагает ей сходить в кафе, хочет подарить цветы, оказывать знаки внимания. А девушка вдруг скажет: «Дорогой, мы же люди XXI века, дарить цветы, приглашать куда-то, оказывать знаки внимания, без конца разговаривать – это все шаблоны, придуманные людьми. Разве не так? Но мы-то с тобой люди современные, давай откажемся от этих шаблонов и будем общаться одну минуту в сутки, но от всего сердца. А в остальное время занимайся своими делами, а я своими. Каждому надо жить естественной жизнью, а не шаблонами». Представьте себе, девушка такое ответит парню. Если б Вам любимая так ответила, что бы Вы подумали?

– Под вопросом, любимая ли…

– И любит ли она Вас? Не так ли? Естественно, любому человеку, кто пережил хоть раз период влюбленности, хочется с любимым общаться почаще. Общение не утомляет. Так ведь? И когда происходит разлука, даже короткая по времени, она кажется долгой, хочется вновь встретиться и побольше узнать о любимом человеке. Представьте себе такую ситуацию, она почти анекдотична, что девушка или молодой человек скажут: «Давай общаться одну минуту в сутки, но от всего сердца, и достаточно». Есть ли будущее у таких отношений?

– В этом случае общение и не начиналось даже. 

– И уж тем более нет надежды, что они перерастут в нечто более серьезное, что такие молодые люди создадут семью. В Священном Писании, в частности, святой апостол Иоанн Богослов в 4-й главе Первого послания говорит: будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. А в Евангелии от Иоанна он пишет: ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Бог так возлюбил нас, что отдал Сына Своего Единородного. А Сын пришел на землю и, установив таинство Евхаристии, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое; и: пейте… все, ибо сие есть Кровь Моя. Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный.  

Мы должны подготовиться к принятию Христа. Сейчас приходится слышать, что и молитвенные правила, посты – это шаблоны. Прочитайте внимательно содержание канона и молитв ко причащению. Там молитва святителя Василия Великого, Иоанна Златоуста, Симеона Метафраста. Это неофиты придумали? Это составлено неофитами по шаблону? Или же людьми, которые искренне любили Христа, которые пытались свои чувства, свою любовь к Богу выразить в таких словах?

«Ветхий Завет – это тень будущих благ, а не самый образ вещей», – говорит апостол Павел. В Ветхом Завете все было по шаблону. Как сказано в законе Моисеевом, так и надо соблюдать. Святой апостол Павел, в частности, в Первом послании к Коринфянам говорит: хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.
Он же не говорит: я вас родил и живите свободно, как считаете нужным. Говорит: подражайте мне, как я подражаю Христу. Разве это не шаблон? Шаблон.

Или в Послании к Галатам апостол Павел говорит еще более категорично. В первой главе: если даже мы или ангел с неба будет вам благовествовать не то, что мы вам благовествовали, – да будет анафема. То есть вы должны держаться того благовествования, которое мы вам дали. Разве это не шаблон? Дано благовествование – мы должны ему следовать. Тимофею, своему ученику, апостол Павел говорит: держись Предания. То есть ни о каком свободном плавании речь не идет. О людях, которые так рассуждают и пускают такой нарратив в церковное сознание («живите как хотите, не живите по шаблонам»), можно сделать осторожное предположение, что они вообще в Бога не верят. И тем более Его не любят.

В миссионерских письмах святителя Николая Сербского (Велимировича) есть интересное упоминание. В древности к одному старцу пришли двое молодых людей, которые искали мудреца. Они хотели спросить, как жить правильно, чтобы угодить Богу. И, видя его аскетическую жизнь, говорят: «Отче, мы не можем жить так, как живешь ты». А смиренный старец со слезами на глазах говорит: «И не должны вы жить как я, потому что я весь в грехах». Собственно, любой великий человек так себя оценивает. Но говорит: «Если хотите угодить Богу, научитесь веровать в Бога хотя бы так, как вы верите людям. Научитесь надеяться на Бога хотя бы так, как вы надеетесь на людей. Научитесь благодарить Бога хотя бы так, как вы благодарите людей. И научитесь любить Бога хотя бы так, как вы любите людей». Вот ответ на наш вопрос. И я не случайно привел в начале аналогию парня и девушки. Вот они полюбили друг друга и друг другу скажут: «Нам достаточно для общения одной минуты». Любовь ли это? Я думаю, выводы можете сделать сами.

– Я слышал, есть такое мнение, что исповедь перед причастием считается как бы н необязательной, что нужно ее даже отменить. И ссылаются такие люди на то, что в некоторых Поместных Православных Церквах эта практика необязательна. Потому нужно якобы отказаться от этого шаблона. Что такая исповедь превращается в какую-то формальность.

– Тут можно предложить опять-таки аналогию из нашей земной жизни. Представьте себе, Дионисий, что лично Вам по наследству досталась какая-то драгоценность. Условно говоря, перстень с драгоценным камнем. И вдруг кто-то к Вам подойдет и с любовью, с улыбкой скажет: «Дионисий, ну зачем тебе это кольцо? Вот сосед живет в том подъезде. У него было точно такое же кольцо. Продал, купил себе машину». То есть кто-то предложит:  откажись от этой материальной ценности. Ссылаясь на то, что кто-то от этой ценности давно отказался и живет неплохо. Согласитесь ли Вы?

– Нет, конечно.

– Вы же, наверное, не скажете тому человеку: «Слушай, какой ты умный! Как я сам не догадался! Пойду сдам кольцо куда-нибудь. Можно же без него жить». Наверное, ни один благоразумный человек, если ему досталось по наследству от своих благочестивых предков что-то ценное, не будет так расточителен, неблагоразумен.

Так вот, таинство Покаяния дороже всех сокровищ на земле. Это великое таинство. Дар Божий человечеству – таинство Покаяния. И, собственно говоря, таинство Покаяния должно предварять таинство Крещения. Когда взрослый, сознательный человек приступает к таинству Крещения, он должен сначала исповедать свои грехи. Потом разрешительная молитва над ним не читается, а в сам момент крещения Господь прощает ему все грехи. Перед таинством Брака необходима исповедь. Перед таинством Рукоположения есть так называемая ставленническая исповедь. Перед таинством Соборования. Это, как вы хорошо знаете, одно из семи таинств в Церкви, в котором прощаются забытые грехи, сделанные по неведению, и человек получает полное исцеление души и тела.

И неужели перед таинством Причащения, когда мы соединяемся со Христом, таинство Покаяния взять и отменить?.. В чем здесь трагедия? Без таинства Покаяния говорить о полноценной духовной жизни невозможно. С покаяния духовная жизнь и начинается. Святой Иоанн Предтеча начал свою проповедь так: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Спаситель наш, Господь Иисус Христос, сказал: покайтесь и веруйте во Евангелие. Покаяние – центр и основа духовной жизни. Что касается других Поместных Православных Церквей, где эта традиция утеряна (я даже подчеркиваю: она утеряна), она была в древности. В частности, мы читаем произведения преподобного Симеона Нового Богослова (IX век), святителя Григория Паламы (XIV век). У последнего даже есть проповедь «О Причащении Святых Христовых Таин», где он совершенно ясно, недвусмысленно говорит: «Прежде чем приступать к Святым Животворящим Таинам, очисти свою совесть пред имеющим власть вязать и решить грехи (перед своим духовником) и только тогда приступай. Если же ты без покаяния приступаешь, то в суд себе можешь причаститься». Это греческий великий святой отец вселенского православия. То есть эта традиция была и в греческих церквях. Почему она утеряна? Это очень долгая тема, она выходит за рамки нашего сегодняшнего вечера.

– Корень самооправдания.

– В тех Поместных Церквах, где это утеряно, люди годами даже не исповедуются. Слава Богу, что у нас с вами эта традиция есть.

То, что тебе досталось по наследству, выбросить только на примере того, что кто-то отказался, – крайне неблагоразумно. А таинство Покаяния – это самый великий дар человечеству. Отказаться от него, сославшись на то, что ранее кто-то отказался, крайне опрометчиво. Избави нас Бог от такого.

– Вопрос от телезрителя Виктора: «Дети живут в браке тридцать лет. Он был мусульманином, она русская, православная. Я тоже верующий, давно. Он перекрестился, они повенчались. Но в последнее время я ему говорю: «Ты почему не молишься?» – «Я по-своему молюсь». А тут случилось такое. Приехал сват, оказал маленькую помощь, вообще незначительную, а он из этой помощи раздул проблему. Что мы тут все нахлебники, живем за его счет. А я им в начале их совместной жизни сделал квартиру, прочее, не буду оправдываться. И в один момент он мне говорит: «Вы мне надоели, обуза вы для меня». Пришел он через какое-то время, я ему говорю: «Ты покаяться не хочешь, попросить прощения?» Он говорит: «Это удел только слабых и виноватых, а я не считаю себя виноватым». Я знаю, что должен как-то это принять и простить. Но как-то в душе все это не укладывается».

– Помоги Господь Вам. Сложная жизненная ситуация. Жизнь порой предоставляет нам столько примеров и неблагодарности, и хамства, и бесчеловечного отношения, в том числе самооправдания. Единственное, хочется обратить сейчас внимание вот на что. Когда человек доходит до такого состояния, что попирает все то добро, которое ему сделали, упрекает, тут нужно попытаться заглянуть в более раннее время. Человек принял таинство Крещения, начал вроде бы церковную жизнь, повенчались... Но очень важно не только приступать к таинствам, но еще и жить так, чтобы таинство не обесценивать, чтобы таинство не превращать в святыню на попрание. Как в Святом Евангелии сказано очень ясно, недвусмысленно (это место очень многие протестанты не любят; и вообще люди широких взглядов не любят): Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями.

То есть тут вопрос в чем? Люди покрестились, повенчались, и надо вести духовную жизнь, потому что свято место пусто не бывает. Как мы знаем из другого места Священного Писания, дом не может остаться пустым, потому что бес, выйдя из человека, ходит по безводным местам, ища покоя. Потом возвращается в свой дом, берет с собой семерых демонов хуже себя. Такое бывает, когда люди приступают к таинству Крещения во взрослом возрасте без должной подготовки, должного осознания, что это такое. Что это духовное рождение для вечной жизни. Люди приступают к таинству Брака просто как к формальности, что это дань традиции, но не стараются жить духовной жизнью. Вот это может привести, к сожалению, к такой ситуации.

Что можно посоветовать? Молитесь как можете. Просите Бога со слезами. Если есть силы, возьмите на себя хоть малое, но посильное правило. Хотя бы канон Пресвятой Богородице читайте. Если не можете каждый день, хотя бы по средам и пятницам. Хотя бы два-три раза в неделю, но по силам. Главное, чтобы это правило было постоянным. И не так, что сегодня помолился, а потом нет настроения, не молюсь. Маленькое посильное правило. И молите Пресвятую Богородицу, чтобы Она даровала веру и покаяние Вашим близким. Матерь Божия всегда слышит молитву. Всегда откликается. Но тут нужны именно неотступность и смирение.

Бывают такие ситуации, когда слова уже не нужны, когда людям что-то говорить, объяснять уже не надо. Просто то, что вы хотели бы сказать (но вас не слышат), говорите Пресвятой Богородице, и Она обязательно поможет.

– Отец Димитрий, если, допустим, какой-то человек, видя мои поступки, неправильно их истолковывает, не понимает моих мотивов, нужно ли оправдываться перед этим человеком, объяснять ему свои мотивы?

– Много ситуаций в жизни, самых разных. Не случайно, например, преподобный Паисий Святогорец говорил, что в каждом случае до пятисот подслучаев. Бывают ситуации, когда от нашего поступка зависит честь и достоинство ближних. Нас могут не понять, не понять наши мотивы, действия, и от неправильной интерпретации наших поступков могут пострадать наши ближние. Вопрос как бы на чаше весов. Если я не дам объяснение, почему так сделал, то далее могу пострадать не только я, но и ближние. Тут надо опять-таки со смирением, без дерзости, просто, спокойно все пояснить, если стоит вопрос чести, достоинства, жизни и здоровья ближних.

Если это касается лично человека (и никто не пострадает от твоих поступков, неправильно интерпретировали, осудили), то тут все зависит от уровня духовной зрелости христианина. Вспомним пример из Священного Писания, из Ветхого Завета, когда братья продали из зависти Иосифа, сына Иакова, то есть поступили несправедливо. Иосиф не оправдывался, не говорил, что он их родной брат и они продают его потому, что отец любил его больше, чем их, он молчал. (Господь в свое время сказал за него.) Он это смиренно принял и впоследствии, как мы знаем из истории Ветхого Завета, стал вторым после фараона, спас весь свой дом, свой род. Образ Иосифа Прекрасного у многих святых отцов и даже в богослужебных текстах является неким прообразом Христа Спасителя, Который, как Агнец, ведомый на заклание, не возвышает Свой голос и в Свое оправдание ничего не говорит. То есть разные бывают ситуации. Есть ситуации, когда надо объясниться, и это не будет являться самооправданием, когда из-за меня может так или иначе пострадать ближний. Если ближний не пострадает и у меня есть духовные силы терпеливо сказать: «Простите, так получилось», можно обойтись без объяснений. В свое время Господь скажет Свое веское слово.

– Отец Димитрий, всегда ли нужно брать на себя вину за чужой грех и кому это под силу?

 Очень важный вопрос, и здесь надо подходить с рассуждением. Самый идеальный вариант, который, к сожалению, не для всех в жизни возможен, когда у вас есть духовный руководитель. Если у вас есть священник, который так или иначе ведет вас по жизни, то надо посоветоваться с ним. Кто такой духовник? Духовник – это человек, подобный вашему личному лечащему врачу, который знает вашу историю болезни, знает ваш диагноз, какие лекарства помогают, какие не помогают. Когда случается какая-то сложная ситуация со здоровьем, вам легче позвонить своему лечащему врачу, чем обращаться к тем врачам, которые вас не знают. Это не значит, что они хуже и некомпетентные, но вам легче к нему обратиться, и он вам скажет, что принимать и сделать. Если у вас есть духовный отец, посоветоваться с ним, в каких ситуациях вы можете взять на себя вину ближнего, чтобы его покрыть, с любовью поддержать, а в каких ситуациях это превышает ваши силы. Например, духовник скажет вам: «Ты лучше помолись это выше твоих сил».

В качестве примера, как это может быть, преподобный Паисий Святогорец рассказывает интересный случай. Он подвизался в одном из общежительных монастырей на Святой Горе, и там один уставщик (уставщик это монах, который отвечает за богослужебное пение и чтение на клиросе) подсказал кое-что одному послушнику, который ошибся. Аккуратно сказал: не эту стихиру, а вот эту. Молодой послушник воспринял это с негодованием и ушел из храма во время богослужения. Уставщик, хотя был прав, взял вину на себя, духовную вину. Сам себе сказал: «Я поступил неправильно, и по моей вине брат вышел из мирного состояния. Виноват скорее всего я, потому что нужно было мне или мягче это сделать, или сказать это потом». И пошел просить у него прощения. Он был иеромонах и пошел просить прощения у послушника. Послушник, наверное, пылая праведным гневом, с чувством собственного достоинства закрылся на ключ в келье и даже не стал к нему выходить. Уставщик по смирению, чтобы взять эту вину на себя, сел у его двери, творил молитву Иисусову и до вечернего богослужения ждал, пока тот откроет. Послушник не знал, что он сидит за дверью. Зазвонили к вечернему богослужению, послушник открывает дверь, уставщик падает к нему в ноги: «Брат, прости меня, я был виноват, я тебя искусил, и по моей вине такое произошло». Вот так стяжается благодать Божия.

Вот такой духовный уровень у этого уставщика. Это как иллюстрация, что есть ситуации, когда чувствуешь снисхождение к ближнему и ради милосердия к нему готов покрыть любовью какой-то его поступок. Допустим, вас несправедливо оскорбили, а вы говорите: «Извините, действительно я был не прав». Как бы берете долю вины на себя. И начинает говорить совесть у того человека. А совесть это неподкупный советчик, это голос Божий. Иногда, в некоторых ситуациях, это будет полезно.

– Отец Димитрий, скажите какие-то слова напутствия нашим телезрителям и благословите их.

Дорогие друзья, зачитаю вам из наставлений преподобного Паисия Святогорца, в контексте нашей сегодняшней темы о самооправдании. Как можно давать совет человеку, который привык оправдываться? И вообще можно ли давать совет, кому давать и каким образом?

«Когда хочешь помочь человеку, который привык оправдываться, будь очень внимательным. Потому что, если он оправдывается, это значит, что у него много эгоизма, и поэтому иногда происходит следующее: ты говоришь ему, что он поступил неправильно, а он, оберегая свою «безупречность» и доказывая, что не прав именно ты, начинает прибавлять вранье ко вранью и самооправдание к самооправданию. В этом случае уже ты, указавший ему на его неправоту, становишься причиной того, что этот человек оказывается еще большим эгоистом и лжецом, чем был раньше. Увидев, что он продолжает оправдываться, прекращай что-либо ему втолковывать, но молись, чтобы Бог его просветил».

Видите, какая нужна везде мудрость и рассудительность.

Рекомендую всем книгу «Путь к Богу. Советы и наставления святых и подвижников благочестия». Недавно изданная книга, бесподобнейшая. Здесь собраны очень хорошие наставления.

Ведущий Денис Береснев

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать