Беседы с батюшкой. Русский язык и духовная культура. Протоиерей Вадим Буренин 23 февраля 2023

23 февраля 2023 г.

Сегодня у нас в гостях протоиерей Вадим Буренин, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове в Санкт-Петербурге.

– Сегодня будем говорить на очень интересную тему: «Русский язык и духовная культура». В этой теме много сложных и неоднозначных вопросов и ответов. И. С. Тургенев сказал: «О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» Может ли язык быть выразителем культуры? Но когда ее нет, когда мы не стараемся найти и развить в нашем обществе духовность, то все бессмысленно? Тогда возникает язык – арго, на котором мы разговариваем, не понимая друг друга. Какое значение имеет русский язык в духовной культуре нашего общества?

– Русский язык действительно великий, могучий. Мы его воспринимаем, в нем заключен наш код. Мы молимся, читаем духовную литературу, думаем по-русски, тем самым приобщаемся к той величайшей культуре, которая в нашем народе уже более тысячи лет. Из поколения в поколение передавались былины, пересказывались сказки. Когда мы говорим о Пушкине, мы понимаем, что и ему читались в детстве сказки, которые помогли ему в понимании и осознании всей глубины нашего языка. Величайшие люди – Ломоносов, Державин, Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Достоевский и многие другие – выражали на русском языке то состояние души, которое является состоянием божественным. Все они ходили в храм молиться, читали и блестяще знали Священное Писание. Когда Александр Сергеевич Пушкин учился в лицее, день у них начинался в 6 утра, и до 9 часов они читали Священное Писание. Все его образы были им близки, понятны, как и вся народная культура, которая была пересказана в былинах и сказках.

На сегодняшний день у нас немало вопросов к системе воспитания и образования. Многие наши соотечественники не знают сказок, не читали классические произведения, не имеют о них совершенно никакого представления. Я уж не говорю о том, что по сей день многие не читали Священное Писание. На днях мне одна сотрудница православного храма сказала, что она для себя решила спустя многие годы наконец-то в этот Великий пост прочитать Ветхий Завет. То есть человек на протяжении многих лет, посещая православный храм, молясь в нем, даже не прочитал Священное Писание. Многие не читали. И для современного человека это не кажется чем-то особенным; ну, не прочитал и не прочитал. Многие не читают ни Пушкина, ни Лермонтова, ни Чехова, ни Достоевского.

А что читают? Прежде всего какие-то короткие сообщения, которые отсылают друг другу. Информацию получают из Интернета, где зачастую используется примитивный язык или ненормативная лексика. Более того, приходится наблюдать, как молодые люди на улицах, в общественном транспорте разговаривают далеко не литературно, часто просто матом. Я недавно посещал разные учебные заведения и наблюдал, как молодые позволяют себе нецензурные выражения. Это является бедой нашего времени. И здесь вопросы к старшему поколению, к тому воспитанию, которое было в семье, если оно было, к детским садам, общеобразовательной школе, к той среде, в которой воспитывались люди, в том числе к улице. А может, некоторые не на улице сидели, а в гаджетах. Это тоже не русское слово, но подавляющему большинству людей оно понятно.

Говоря о богатстве русского языка, мы видим, что, оказывается, люди им практически не владеют. Он действительно очень богат, в нем почти 500 тысяч слов.

– Наверное, даже больше. Вспомнилась песня-пародия исполнителя 1970-х годов Евгения Бачурина: «– Где вы брали арбузы? – На углу в магазине… Мы их клали в портфели». Это обличение этого порока, многие люди разговаривали таким образом. А сейчас очень часто слышишь «позвонишь» и так далее, это уже общеупотребительные фразы. Но если не будет в нашем языке здорового консерватизма, то он превратится в удобоваримый, в котором можно будет все заменять как хочешь и абсолютно равнодушно относиться к великому и могучему русскому языку. Наша духовность и духовная культура зависят от языка? Или одно дело Церковь, Евангелие, а говорить можно как угодно? Это же другой мир, обычный, а не духовный.

– Действительно, на сегодняшний день есть такая проблема. Язык выражает состояние народа. И современное состояние его заставляет нас не просто задуматься, а, засучив рукава, начать усиленно трудиться, помогая представителям нашего общества в их понимании и осознании того, что необходимо говорить на хорошем, чистом русском языке.

В Россию приезжают представители других народов, для которых наша речь становится непонятной, потому что зачастую она безграмотная. Неоднократно наблюдал ситуации, когда люди что-то переспрашивали. В моем детстве всегда было очень много книг, хотя жили в маленьком помещении. Мы их читали, более того, постоянно ходили в библиотеки. В школе наш класс водили в крупнейшую библиотеку в Ленинграде, там нам предлагали выбирать книги. Мы это делали с удовольствием. Это было прекрасное время, которое мы все вспоминаем с большой благодарностью. А когда стали немножко постарше, многие записывались в очередь, чтобы получить для чтения ту или иную книгу. В 1980-е стали появляться такие произведения, которыми зачитывалась вся страна. Люди приходили в читальные залы, где специально сидели и читали. Это было нормально и естественно.

Более того, сейчас люди тоже приходят в библиотеки и читают. Нельзя сказать, что в этом отношении у нас совершенно плохая ситуация. Люди читают. Почти при каждом храме есть библиотеки. Мы стараемся прихожанам предлагать почитать ту или иную литературу. Здесь возможно наше самое непосредственное участие. И опять-таки мы друг с другом можем беседовать о том или ином актуальном произведении. И сейчас печатают весьма интересные произведения, достойные обсуждения.

– Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «Часто слышишь советы, даже от священников, что начинать читать Священное Писание нужно с Евангелия, то есть с конца.  Но большинство на этом и заканчивают изучение. Христос говорил: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную».

– Расскажу о себе. У нас дома было Священное Писание Ветхого и Нового Завета, и, когда я приходил из школы, у меня была возможность его спокойно читать. И я читал его год за годом и ко взрослой жизни подошел человеком, имеющим представление о духовной жизни. Это помогло мне в жизни, помогает и по сей день, потому что я вспоминаю те или иные образы, которые стояли перед моими глазами, когда я читал Священное Писание, будучи школьником. Сейчас такая возможность есть у каждого человека. Скоро Великий пост, и это время мы можем посвятить не диете и беганию по магазинам в поисках тех или иных продуктов, а заботе о своей бессмертной душе. Для нас очень важно приготовить себя к вечной жизни. Как это сделать? Общаясь с Господом, читая Священное Писание и творения святых отцов. Я вспоминаю Иоанна Кронштадтского, нашего великого праведника и молитвенника. На первую же зарплату он купил собрание сочинений Иоанна Златоуста и постоянно его читал. Для него это было очень важным. И он достиг определенного состояния святости. Мы можем вспоминать о других угодниках Божиих, которые тоже обязательно читали духовную литературу и получали для себя пользу.

Сейчас у каждого человека есть возможность читать духовную литературу и Священное Писание. Этим надо, безусловно, пользоваться. Уже никто не может сказать, что не может нигде купить его. Пожалуйста, приходите в храм и берите книгу. Да и в светских библиотеках есть и Священное Писание, и творения святых отцов, и много другой различной литературы, которая помогает нам бережно относиться к своей душе. Мы должны прикладывать большие усилия для того, чтобы быть именно Божьими людьми. Не просто надеяться на авось, а быть теми людьми, которые очень внимательно относятся к своей бессмертной душе.

Если мы не будем об этом заботиться, то кто будет? Конечно, Церковь и окружающие люди постараются, но если мы сами не будем прикладывать усилия, никто за нас это не сделает. Это видно и по тому, как мы общаемся с другими людьми. Что мы говорим? Что нас беспокоит? Какой у нас образ мыслей? Это зависит напрямую от каждого из нас. Каждый должен постараться. А что я могу сегодня сделать? Могу почитать Священное Писание? Могу. Но некоторые говорят, что не хватает времени, есть те или иные проблемы. Но если разобраться, то можно выделить определенное время для этого? Конечно, можно, более того, нужно, потому что польза колоссальнейшая. Это то, что нам действительно необходимо. Сейчас многие стали говорить, что в Интернете зависли, но это пустое времяпрепровождение. Там предоставляется огромное количество каких-то материалов, и человек судорожно смотрит одно, другое, третье, пятое, десятое. Так проходит час, второй, третий. А некоторые часами путешествуют по супермаркетам.

– Конечно, лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным. Но есть такое убеждение, что чем дальше мы продвигаемся, тем больше тьмы вокруг нас, мы не имеем способности понять радость общения и чтения. Мы думаем о том, что жизнь бежит, поэтому надо «ее хватать». Но когда становимся взрослыми, приходим к другим мыслям и уже никуда не торопимся. Чем моложе человек, тем больше он думает, что жизнь должна хрустеть на зубах – и больше ничего. Каким образом с помощью великого и могучего русского языка найти взаимопонимание? Взрослые люди имеют один способ общения, молодежь другой. Взрослые помнят другой мир, а молодежь не верит рассказам о том, как раньше было. Мы уже почти как вымершие динозавры. Каким образом найти общий язык с молодежью, среди которой и неверующие, и атеисты?  

– Прежде всего благодаря чтению и общению. Когда мы предлагаем молодым людям прочитать то или иное произведение и потом его обсудить, мы способствуем тому, что качество нашего общения становится совершенно иным. Мы может принимать участие в каких-то лекциях и мероприятиях.

– Вас пускают в школу?

– К сожалению, на сегодняшний день нет. Но тем не менее мы имеем возможность пригласить школьников в храм. Там мы проводим те или иные беседы, рассказывая о храме, устраиваем чаепития в церковном доме. В это время есть возможность спокойно побеседовать и пообщаться с ребятами. То же самое происходит и со студентами. Пожалуйста, приходите в храм, мы и помолимся, и пообщаемся. Опять-таки есть воскресная школа и возможность обсуждать ту или иную литературу и художественные фильмы. Это все возможно. Можно даже проводить встречи, посвященные памяти Пушкина, Лермонтова, Тютчева и других великих писателей и поэтов.

– Вопрос от телезрительницы Елизаветы из Гомеля: «Святые отцы писали, что если хочешь стяжать смирение, то надо с радостью принимать всякие скорби, поношения и бесчестия. Как достичь смирения в наше нелегкое время?»

– Смирение появляется у человека только тогда, когда он прошел предыдущие стадии. Когда он стал кротким и терпеливым, приходит смирение. А если человек продолжает работать над собой, то при помощи Божией приходит и смиренномудрие.

Конечно же, для этого нужно время. Это не произойдет по мановению волшебной палочки, потому что это колоссальный труд. И здесь очень важно проявлять кротость, быть кротким. Изо дня в день мы оказываемся в похожих ситуациях, и каждый заранее должен подумать о том, как он будет себя вести, что и как будет говорить. И все это нам по силам.

При каких-то определенных обстоятельствах вместе с кротостью нам нужно иметь и терпение, – терпение Христа ради, за которое мы будем вознаграждены благодатью Божией. То есть мы получим силы, которые помогут нам преодолеть различные скорби и нестроения, появляющиеся в нашей жизни. А за этим уже придет смирение. Все это должно приходить постепенно, это словно лестница в небо, по которой мы идем к Богу. Но эта лестница может вести и вниз, когда человек опускается все ниже и ниже.

Здесь каждый должен сделать свой выбор. Кто-то работает над собой, чтобы стать более духовным и предстать пред лицом Божиим с тем богатством, которое он приобретет на земле. А другой человек махнет рукой и скажет: «А мне ничего этого не надо». А потом он переживает, что все у него в жизни не так, что у него множество проблем, решить которые ни он, ни окружающие его люди не в силах, потому что рядом с ним такие же люди, как и он сам. Здесь вспоминаются слова из псалма: с преподобным преподобен будеши.

Но мы знаем и другие примеры. Пятьдесят учеников преподобного Сергия Радонежского основали на Руси пятьдесят обителей – прекраснейший пример жизни человека во славу Божию. Вся жизнь преподобного Сергия свидетельствовала о том, что это человек Божий, достойный подражания. Мы помним, что отроку Сергию не давалось учение, и он много скорбел и молился из-за этого. И Господь, видя его твердое намерение с кротостью и терпением учиться, ниспослал ему особый благодатный дар, который он в полной мере использовал в своей жизни.

Преподобный Сергий, беседуя со своей братией, находил слова, имевшие такую великую силу, что ученики его создавали обители. Он мог убедить, наставить на истинный путь князей, облеченных властью, и они видели в нем духовного человека, слова которого ложились им на душу.

Читая Священное Писание, каждый раз мы ощущаем, что эти строки как будто написаны совсем недавно. Они понятны, легко воспринимаются нами. Но у человека, который говорит, что это ему совершенно не нужно, ничего не получается, все у него валится из рук. Здесь нужны терпение и труд. Этот труд напрямую связан с нашим внутренним состоянием. То есть пока человек не настроится на духовную жизнь, говорить о том, что все у него получится само собой, между делом, не приходится.

Мы вспоминаем, сколько трудились, работали над собой наши подвижники благочестия, наши великие поэты и писатели, насколько образованными они были. Они оставили нам произведения, которыми мы и сегодня зачитываемся. Я думаю, что люди будут читать эти произведения и черпать в них неимоверную духовную пользу до скончания времен.

– Очень хорошая традиция Великим постом хотя бы раз в неделю собираться всей семьей и читать Евангелие. Хочу привести обещанную цитату Тургенева о русском языке: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Насколько современно звучит это стихотворение в прозе Ивана Сергеевича Тургенева! Оно ободряет нас и побуждает еще лучше познавать наш великий и могучий русский язык.

– А начинать нужно именно с чтения Священного Писания, ведь это общение с Богом через молитву. Нам нужно стремиться к тому, чтобы в повседневном общении мы ушли от общепринятых слов типа «о’кей» и вспомнили, что у нас есть замечательное слово «спасибо», означающее «спаси Бог». А слова «матушка», «батюшка» невозможно перевести на английский или на какие-то другие языки.

Богатейший наш язык помогает нам в нашей повседневной жизни. Но если человек не умеет им пользоваться, то все у него в жизни рушится.

– Отец Вадим, благословите наших телезрителей.

– Божие на вас благословение! И дай Бог, чтобы во время предстоящего Великого поста Господь помог всем нам сотворить достойный плод покаяния и достойно встретить праздник праздников – Светлое Христово Воскресение, Пасху.

А я смиренно и кротко прошу у вас прощения, если сказал что-то такое, что вызвало у вас гнев, раздражение, неприятие, непонимание. Простите меня, грешного, и помолитесь обо мне, чтобы Господь вразумлял и просвещал меня.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Анна Вострокнутова и Людмила Белицкая

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать