Беседы с батюшкой. Рождество Пресвятой Богородицы. Протоиерей Михаил Дудко. 17 сентября 2024

17 сентября 2024 г.

В студии настоятель храма во имя святителя Иннокентия, митрополита Московского, в Бескудникове (Москва) протоиерей Михаил Дудко.

– Тема сегодняшнего разговора: Рождество Пресвятой Богородицы. В грядущую субботу Православная Церковь будет праздновать великий двунадесятый праздник. Поговорим об этом чудесном событии, хотелось бы начать с его истории.

– Рождество Богородицы не отражено в Новом Завете. В Евангелии очень редко мы видим упоминания о Деве Марии. Некоторые святые отцы говорят, что почти полное отсутствие Ее имени на страницах этой великой книги происходило не без Ее ведома. Она из скромности Своей повелела, в том числе евангелистам, чтобы Ее не упоминали.

Но есть некоторые исключения: Протоевангелие апостола Иакова. Происхождение его достаточно туманно. Мы не можем сказать достоверно, действительно ли апостол Иаков написал его. Знаем только, что оно не входит в канон Священного Писания. И из этого следует, что какие-то вещи из него не то чтобы под сомнением, но, по крайней мере, мы не можем на них опираться, когда говорим о господских вопросах и так далее. Но, с другой стороны, оттуда мы черпаем многое для церковной истории, особенно ранней.

В частности, там мы находим историю о рождении Богородицы. Иоаким и Анна, благочестивые супруги, не имели детей. Они были благородного происхождения. Иоаким был из царского рода, а Анна была дочерью первосвященника. У них не получалось иметь детей. И, конечно, это было огромное горе. Мы должны хорошо представлять себе отношение к чадородию в те времена. Это не современность, когда люди просто не хотят рожать детей. Отношение к чадородию в древнем Израиле было особенным. Каждый надеялся, что его потомство послужит пришествию в мир Мессии и таким образом примет участие в этом всемирном торжестве. Отсутствие детей считалось поношением, даже проклятием. И вообще естественная человеческая природа стремится к тому, чтобы продолжать жизнь. Эта заповедь дана Господом еще Адаму и Еве: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею. Она входит в человеческое естество.

К сожалению, Иоаким и Анна не имели детей, хотя, конечно, очень хотели. И если мы читаем, например, Макариевские жития или Димитрия Ростовского, то видим там трогательные детали. Писатели упоминают, например, как Анна идет в сад и видит, как два голубя вьют гнездо, откладывают яйца, выводят птенцов… Она плачет: «Птицы и звери имеют детей, и земля плодоносит, и воды приносят плоды... Одна я бесплодна!» Иоаким уходит для молитвы в пустыню. И мы знаем, что Господь в итоге их благословил. Причем удивительным образом: великой дочерью. Во многом, как говорят нам жития, это обусловлено тем, что Иоаким и Анна дали обет Богу посвятить Ему дочь или сына. В древнем Израиле был такой обычай, что первенец посвящался Богу, вводился в храм, отдавался на служение. Но здесь была дочь, и в этом состояла необычность. Тем не менее Господь благословил их, и служение Богородицы, конечно, величайшее. Она почитается как Честнейшая херувим и Славнейшая без сравнения серафим. Она превосходит всех по Своему служению, по тому месту, которое занимает в Церкви. В этом, кстати, ответ тем людям, которые говорят, что в христианстве и православии женщина как бы стоит на втором месте, принижается по сравнению с мужчиной. Это абсолютно не так. Мы видим, что Пресвятая Богородица стоит на первом месте среди всего человеческого рода. Женщина превосходит иных мужчин. Богородица превосходит вообще всех земных существ, потому что удостоилась стать Матерью Божией.

И мы почитаем Ее благочестивых родителей. Потому что не только Она послужила пришествию в мир Христа Спасителя, но и Ее родители, во многом благодаря своему благочестию, посвящению Богу своего первенца.

Рождество Богородицы – трогательный и замечательный праздник, который побуждает нас в том числе подумать и о нашем потомстве, о наших детях, как мы их воспитываем…

– Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «В Евангелии, когда Христос проповедовал и было очень много людей, Ему сообщили, что Его Мать и братья не могут к Нему пробиться. Тогда Господь сказал: кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь. То есть Он не ставил Свою Мать выше остальных людей. И никто до V века не называл Ее Богородицей. Это установили на Эфесском Соборе».

– Церковь развивается, и все то, что было в I веке, не всегда соответствует тому, что мы видим сейчас. Более того, мы прекрасно знаем, что даже само Священное Писание появилось не сразу. Сначала появилась Церковь и христиане. Господь основал Церковь. Он не писал Священное Писание. Соответственно, на первое место мы ставим не Священное Писание, а Святую Церковь Его, которая утвердила и канон Священного Писания, и канон Евангелия, и многие вещи, которые мы называем Священным Преданием.

Пресвятую Богородицу почитали чрезвычайно. Мы знаем об Ее Успении, на которое собираются все апостолы из разных концов земли. Все это сохранялось в истории Церкви очень бережно на протяжении достаточно долгого времени. К сожалению, с тех далеких времен до нас дошло очень мало достоверных письменных источников. Было множество претендентов на то, чтобы в канон Священного Писания вносили какие-то детали, касающиеся в том числе и Богородицы. Например, как я уже рассказывал, многое черпается из Протоевангелия апостола Иакова. Но писал не только он, а многие другие свидетели. Но мы не можем полноценно ссылаться на них. Потому что Церковь не приняла их в Священное Писание. Но какие-то детали, разумеется, остались.

Да, имя Богородицы было усвоено отцами Вселенских Соборов и немножко позже установлено как догмат, но это не значит, что Богородицу раньше не называли таким образом. Конечно, называли, просто, может быть, у нас не осталось письменных свидетельств этого. Но мы верим Церкви, верим в то, что она нам оставила и чему учит. Мы знаем, что Богородица воистину такая, и для нас совершенно несущественно, в какой именно момент появился этот термин. Все прекрасно знали, что Иисус Христос есть Бог и что Его родила Пресвятая Дева.

– Когда начали праздновать это событие?

– Канон многих праздников, которые мы сейчас имеем, в том числе и двунадесятых, складывался постепенно. И Богородичные праздники появляются несколько позже, чем праздники, посвященные Рождеству и Воскресению Христову.

По свидетельству некоторых историков, этот праздник полноценно вошел в литургическое церковное предание после первой половины первого тысячелетия. В это время была установлена дата и появились соответствующие песнопения. То есть это VI–VII века.  

Церковь росла постепенно. Мы должны понимать, что даже каноническое право, церковные каноны появились не вдруг. Были соборы, которые проходили на протяжении почти всего первого тысячелетия. И на каждом из этих соборов появлялись какие-то канонические и очень важные вещи. Церковь свидетельствовала о своей вере. И только потом, когда все это полноценно сложилось, мы получили то, что имеем сейчас. Да и во втором тысячелетии к нам приходят очень многие догматические и канонические вещи. Например, учение Григория Паламы о Фаворском свете. Это достаточно позднее учение, которое сейчас исповедуется нами как важная часть православного вероучения.

– Какие богослужебные особенности праздника Рождества Пресвятой Богородицы?

– По статусу это двунадесятый праздник, поэтому то, что относится к этим праздникам, относится и к Рождеству Пресвятой Богородицы. Тропари и кондаки к нему были написаны достаточно поздно. Вполне возможно, что и до того были какие-то песнопения, но они не были занесены в литургические книги.

Важно отметить, что Рождество Богородицы – это первый двунадесятый праздник нового церковного года. Некоторые говорят, что это римский обычай отмечать новый год в сентябре, но в Римской империи год начинался с марта. Древние римляне считали по порядку. Например, сентябрь – это шестой месяц, декабрь от слова «дека», то есть «десять». Император Август назвал в честь себя месяц август, а в честь Юлия Цезаря – июль. Отсюда и название календаря, которого мы сейчас придерживаемся.

Церковь отмечает новый год в сентябре. И первый праздник после новолетия по новому стилю – Рождество Пресвятой Богородицы. Через 7 дней после нового года. Митрополит Антоний Сурожский говорил о том, что это очень нежный и трогательный праздник, который полон абсолютной радости. В то время как последний праздник уходившего года, Успение Богородицы, сопряжен с некоторой печалью, потому что Она покидает нас. Митрополит говорил, что этот первый праздник чистая радость, ведь все начинается с этого. Богородица родилась, потом Она придет в Иерусалимский храм, где позже Архангел Гавриил благовестит Ей великую радость о том, что от Нее родится Спаситель. Именно с Рождества Девы Марии начинается дело нашего спасения. В Церкви все устроено очень правильно.

– Почему на все Богородичные праздники читается евангельский отрывок о Марфе и Марии? О чем он нам говорит?

– Марфа и Мария – сестры Лазаря Четверодневного, с которым дружил Господь. Христос говорит, что Мария избрала благую часть. Что это значит? Благая часть – это сидеть у ног Спасителя, внимать учению и осуществлять его в своей жизни. Эта история очень напоминает нам о Деве Марии, потому что Мария в этой истории пассивна, сидит у ног Спасителя, слушает Его и не делает тех дел, которые должна была делать по своему статусу. Она должна была хлопотать по хозяйству, как ее сестра. И та обижается. Но оказывается, что эта мнимая пассивность восхваляется Спасителем в большей степени, чем та активность, деловитость, которую проявляет Марфа и которой хвалится.

В Москве есть замечательная Марфо-Мариинская обитель. Ее основала великая княгиня Елизавета. Рождением этой обители она напоминает нам о том, что и служение Марии, и служение Марфы очень важны. Те, кто бывал в этой обители, знают, что там развита и милосердная деятельность, и молитвенная.

Отрывок о Марфе и Марии напоминает нам о том, что мы должны делать и то, и другое, но все-таки по преимуществу следовать примеру Марии. Потому что всякая благотворительность важна только тогда, когда человек жив на земле. А рано или поздно мы все будем переходить в Царствие Божие. И единственное, о чем мы будем тогда жалеть, что забывали о Боге, что не сидели при ногах Иисусовых тогда, когда это было возможно. Время делать и время внимать, слушать и исполнять. Всем важно это уяснить.

– Вернемся к теме деторождения. Она очень актуальная ныне. Многие пары не могут иметь детей по разным причинам. На примере Иоакима и Анны как мы можем рассматривать их жизнь, что взять в пример? Как они относились к этому случаю в жизни, когда долгое время молились, но Господь не давал им детей?

– Для них это была трагедия. Вообще не иметь детей было трагедией для любого человека того времени, того места и того народа. Неспособность продолжения рода считалась проклятием. Совсем не так это воспринимается сейчас. Более того, есть люди, которые сознательно отказываются от того, чтобы иметь детей. Причем иногда это связано и с преступлениями. По учению Церкви, уничтожение детей во чреве – это огромный грех, убийство, которое не останется без наказания. Тогда никто и помыслить об этом не мог.

Кроме того, сейчас есть люди, которые считают, что не надо рожать детей. По разным причинам. Есть те, которым просто недосуг. Они считают, что проживут и одни, потому что имеется хорошее социальное обеспечение. Есть состоятельные люди, которым вообще ничего не нужно, кроме наслаждения этой жизнью. Есть люди, которые боятся. Сейчас сложные времена во всем мире, и некоторые боятся ответственности за ребенка. Его же надо родить, воспитывать, дать ему какой-то старт, а неизвестно, куда придет наша планета через какие-то 50 лет. Люди сознательно отказываются от рождения детей. Это совершенно немыслимая ситуация для того времени. Сейчас и государство, и Церковь убеждают людей всерьез подумать о том, что станет с человечеством через очень короткое время, если дело и дальше так пойдет. Мы не знаем, сколько будет существовать земля, но мы имеем заповедь Божию, которая зафиксирована в Ветхом Завете: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею.

А что значит обладать землей? Наша земля – это Россия. Мы обладаем ей благодаря нашим благочестивым предкам, которые были достаточно боевитые. Они смогли завоевать эти территории. У нашего народа была огромная пассионарность. Наша страна до сих пор самая большая в мире. И для того, чтобы это сделать, конечно, нужно было в том числе и рождение детей. Если не будет деторождения, то нашу землю ждет очень печальное будущее.

– Вопрос от телезрительницы из Сибири: «Я православная, воцерковлена, окончила богословские курсы. Сегодня годовщина по моему мужу. Он умер внезапно, совсем молодым. Как смириться, как пережить это и перестать бояться за своих близких в наш сложный век, когда столько трагедий, катастроф и так далее?»

– Примите мои соболезнования. Это всегда большая трагедия, когда уходят люди,  особенно в молодом возрасте. Мы не можем с этим смириться. Сколько бы слов я ни сказал, сколько бы Вы сами себя ни убеждали, должно пройти какое-то время. Есть такая банальная истина: время лечит. Это действительно так. Проходит время, и даже те люди, которых мы очень хотим удержать в памяти, не остаются там навсегда. В этом наше проклятие, но и наше счастье. Нельзя всех держать в своем сердце вечно. Уходят наши родители, бабушки, прабабушки; увы, даже дети. К сожалению, смерть царствует и властвует над землей. И мы ничего не можем с этим поделать. Мы можем только верить, надеяться на Царствие Божие, на вечную жизнь и молиться за тех, кто от нас ушел.

Есть одно хорошее правило, которое я советую исполнять. Оно состоит в том, что не надо пассивно страдать по ушедшим. Есть то, что они могли бы сделать на земле, но не успели. И нам надо постараться сделать это, в особенности это дела милосердия. Тогда Господь укрепит и нашу молитву за них и простит им грехи, которые есть у каждого. Бог примет наши добрые дела за них, но и нас вознаградит. Не надо пассивно страдать за ушедших от нас, надо активно делать добро и заниматься делами милосердия. Если вы уже делаете это, очень хорошо. И всегда помолитесь: «Господи, прими это дело и за него, ушедшего, и за меня. Благослови на то, чтобы у меня остались силы и энергия продолжать делать добрые дела». Тогда все будет нормально.

Конечно, Вы сейчас волнуетесь о том, как пережить это горе. К сожалению или к счастью, оно все равно уйдет... Делайте добрые дела, молитесь и ждите своего времени. Время лечит.

– В чем заключается смысл деторождения и брака? Многие считают, что брак неполноценный, если у супругов нет детей.

– Это не вполне так. Конечно, очень желательно, чтобы у пары были дети. Но далеко не всегда это получается. И некоторые доходят до фанатизма в желании иметь детей. Не так, как это было у Иоакима и Анны, о которых мы сегодня говорили. Они просто молились, хоть и страдали. А сейчас происходят несколько иные вещи. Люди испытывают то, что раньше казалось невероятным. Например, суррогатное материнство. Церковь крайне неодобрительно относится к таким вещам. Многие светские общества и государства не то что не одобряют, но и запрещают это. Понятно, женщина, которая предложила себя в качестве суррогатной матери, тем не менее остается матерью. Она выносила плод, родила ребенка. И потом отдавать его, даже за деньги, для женщины большая трагедия. Некоторые соглашаются, но потом, когда ребенок рождается, отказываются от этого. Рождение само по себе очень привязывает к чаду.

Есть и другие способы заиметь ребенка. Например, экстракорпоральное оплодотворение. Церковь тоже неодобрительно относится к этому по одной простой причине: как правило, оплодотворяется и подсаживается сразу несколько яйцеклеток, а потом выбирают какую-то одну. Понятно, что происходит с остальными: они либо уничтожаются, либо остаются в замороженном состоянии. Все эти манипуляции крайне сомнительны и не одобряются Церковью.

Если Бог не дал родителям ребенка, то брак тем не менее полноценный. Более того, это таинство. Рождение детей – это тоже таинство, но оно естественное, природное. Потомство имеют и собачки, и кошечки, и другие живые существа. Но брак – это таинство между мужчиной и женщиной. И мы должны беречь его независимо от того, дал нам Господь детей или нет.

– Рождение Пресвятой Богородицы для Ее родителей, безусловно, было чудом. А как христианин должен относиться к чуду? Что такое чудо в нашей жизни? Для многих родителей, которые десятилетиями не имеют детей, рождение ребенка, конечно, чудо, да и само рождение детей. Как мы должны относиться к чудесам?

– Это хороший вопрос. Чудо почти всегда совершается тихим, незаметным образом и очень часто является таковым для того конкретного человека, ради которого оно совершилось и которому было даровано. Очень часто мы представляем себе чудо как что-то величественное, мощное, что увидят все люди, перед чем склонятся. Нет. Чудо очень часто адресно. И Господь, когда творил чудеса во время Своей земной жизни, довольно часто просил никому об этом не рассказывать. Потому что человек, который получил исцеление, конечно, пересмотрит свою жизнь и совершенно по-другому будет себя вести, но те люди, которым расскажут о чуде, часто ведут себя подобно тем, что при исцелении слепорожденного вызвали его на допрос. Они называли его лжецом и прочее. Получается, чудо было даровано конкретному человеку, именно этому слепому, и, конечно, он идет и славит Бога. А остальные относятся к этому весьма скептически.

Еще раз хочу подчеркнуть, что чудо чаще всего бывает очень негромким, сокровенным и адресным. Человек фиксирует чудо, понимает, что у него даже плохо получается рассказать о нем. И очень часто люди, которые слышат о чуде, начинают хулить Бога, говорить, что это всего лишь совпадение. Таким образом, чудом это является для конкретного человека, для других людей это может стать поводом выразить свое дурное отношение к Церкви, религии, к Самому Господу Богу. Поэтому я бы советовал никому не рассказывать о собственных чудесах. Кто-то помолился и поступил в институт; кто-то сдал экзамен. Какие-то очень бытовые, простые, маленькие чудеса. Но расскажи об этом кому-нибудь, он посмеется, скажет, что это никакое не чудо. Но сам человек знает, что это чудо, за которое он должен благодарить Бога. Уж не говорю о чудесах исцелений и других важных вещах, которые происходят по молитве к Богу.

– А можно ли молиться о чуде? Насколько это этично? Человек хочет исцелиться; или семья хочет ребенка. У каждого бывает свое прошение. Стоит ли христианину молиться о чуде?

– Молиться, конечно, можно. В славянском языке «молитва» – это «мольба», то есть как раз просьба. Мы любую молитву как бы отождествляем с просьбой. Хотя молитва тоже бывает разная; например, благодарственная. Но в основном мы просим у Бога о чем-нибудь. В Священном Писании сказано: непрестанно молитесь, за все благодарите. Мы должны постоянно молиться. Если не словами, то, по крайней мере, своим внутренним чувством. Мы просим во время великой ектеньи на литургии о мире, о благостоянии Святых Божиих Церквей и прочем… Мы должны просить о том, чтобы Господь послал нам мир. Мы просим об этом на литургии и должны просить об этом и в частных молитвах. То же касается и всех других наших проблем, не только общественных, но и личных. Мы молимся о том, чтобы Господь послал нам мирную, тихую кончину, чтобы прочее время жизни нашей пройти без порока… Молиться обязательно надо. Так нам заповедано. Мы молимся и о вещах, абсолютно превосходящих наши возможности. А это, собственно говоря, и есть чудо. Господь дарует нам что-то по нашей молитве, по Своей великой милости, по Своему Промыслу, и это мы и называем чудом Божиим. Но если речь идет о нашем личном пожелании, просьбе, то надо сказать: «Господи, да будет воля Твоя». Если мы будем прибавлять эти важные, сакраментальные слова, то все будет по воле Божьей. Господь будет давать нам все во благо.

Ведущий Павел Денисик

Записала Анна Вострокнутова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Свято-Смоленского храма села Южа Ивановской области священник Алексий Лихачев.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X