Беседы с батюшкой. Роль православия

3 июля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове протоиерей Вадим Буренин.  

– Тема сегодняшней передачи – «Роль православия». Далее можно поставить многоточие, потому что можно говорить о роли православия в жизни общества, в истории России, в культуре, в воспитании человека. И так далее, и так далее. Мы понимаем, что православие в современном мире объединяет и историю, и жизнь современного общества, и воспитание молодежи, и культуру. Наверное, нельзя представить наш мир без христианского осмысления всего нашего бытия.

Отец Вадим, зная Вас столько лет, я каждый раз удивляюсь Вашей активной православной гражданской позиции. Вы всегда так остро высказывались на темы, которые обсуждаются в нашем обществе, что иногда мне казалось, что так говорят не все. Поэтому с Вами особо интересно обсудить сегодняшнюю тему о роли православия. Первый вопрос: в чем главная роль православия, на Ваш взгляд?

– Когда мы говорим о нашем современном обществе, для меня, конечно, большое значение имеет грамотное воспитание людей на основе духовно-нравственных начал, которое позволило бы сформироваться настоящему гражданскому обществу. Обществу, которое будет жить, понимая, что христианские ценности – это не только то, что написано в книге, но и руководство к действию. Тогда наше общество преобразится. Но для этого необходимо очень и очень много трудиться.

И здесь вспомним о роли православия в истории становления нашей страны. Все-таки у нас более чем тысячелетняя история. Ведь наше великое древнерусское централизованное государство появилось именно благодаря христианству. Православие способствовало тому, чтобы разрозненные племена стали единым целым. Мы читаем об этом в «Повести временных лет», и преподобный Нестор Летописец специально уделяет этому большое внимание. Если уж в тот период времени этому уделялось большое внимание, то и в настоящее время такую огромную территорию, которую на сегодняшний день занимает наше государство, необходимо объединять именно на духовно-нравственных основах. Древнерусское государство было гораздо меньше современного нашего государства, и то говорили о важности православия. Поэтому мы, помня о славном историческом пути наших предков, должны не только сохранить нашу православную веру, но и стремиться к тому, чтобы современное общество строилось именно на духовно-нравственных основах.

А то, что оно должно строиться именно на этом, мы сегодня понимаем очень и очень отчетливо. За последние десятилетия, можно сказать, за последние тридцать лет, наша страна пребывала в непростом положении, было проявлено много различных пороков в обществе. Мы это наблюдали на экранах телевизоров; это постоянно обсуждается. Многие негативные проявления мы наблюдали даже за последние месяцы. Исходя из этого исторического пути, нам все-таки нужно принять для себя очень важное решение и дальше способствовать тому, чтобы наше общество стало духовно-нравственным. Для этого нужно воспитывать людей так, чтобы они были действительно членами гражданского общества, которое воспитано именно на духовно-нравственных основах. Мне кажется, это большая задача как для нашего государства, так и для Русской Православной Церкви.

Если на сегодняшний день мы упустим молодое поколение, то трудно представить, кто же дальше будет у руководства нашей страны, наших городов, тех или иных структур. Нам очень важно понимать и осознавать, что без духовно-нравственных начал мы не сможем сохранить наше общество, а уж тем более дальше его строить.

– То есть наше будущее закладывается сейчас.

Рядом с вашим храмом стоит достаточно большой духовно-просветительский центр, в котором есть и воскресная школа, и библиотека, там проходят и встречи со священниками. Вообще это такое место, в которое радостно приходить, там действительно как-то легко и просто. Вы рассказывали о том, что пришлось приложить немало сил, чтобы получить это здание. Но даже когда вы его получили, были люди, которые хотели его просто снести, разрушить, чтобы ни в коем случае оно не доставалось Церкви. Вы столкнулись с такой позицией. Это прошедшее время? Или такое возможно и сейчас? И что нужно сделать для того, чтобы этого не было в будущем?

– Возвращаясь к тому периоду времени, нужно сказать, что  действительно здание разрушали. И в тот момент, когда шло очередное заседание в Смольном, на котором было принято решение о передаче нам этого здания под церковно-административное, его начали разрушать: просто физически ломали. Когда мне об этом сообщили, нам пришлось тут же принять соответствующие меры, чтобы эти акты вандализма прекратились...

– То есть вызвать милицию.

– Конечно. Это памятник истории и культуры, который состоит на учете в ГИОП. И его стали варварски разрушать. Подобного рода явления мы наблюдаем, к сожалению, по сей день, и не только в нашем городе, но и по всей стране. Разве мало тех или иных зданий было разрушено? Сейчас рядом с нашим церковным домом на Каменном острове стоит дача принца Ольденбургского; это здание стоит уже не одно десятилетие и разрушается. Не так давно это здание вместе со всем комплексом было продано неизвестной компании всего за 147 миллионов. Для сравнения: на сегодняшний день на Каменном острове продаются новые современные небольшие пустые здания примерно за шестьсот миллионов. А это историческое здание, которое не использовалось и разваливалось и тоже находится на балансе ГИОП, продано всего за 147 миллионов.

То есть мы можем наблюдать немало определенных проблем. И эти проблемы напрямую связаны с тем, что есть желание использовать ту модель, которая у нас существует все последние десятилетия и связана с удовлетворением каких-то своих определенных интересов. Причем эти интересы никаким образом не идут в согласие с интересами города, области, страны, государства.

– Вопрос телезрителя из Москвы: «Должно ли православие быть современным?»

– Мы говорим, что веруем в Бога, и Его славословим. Как мы знаем, славословие Бога будет до скончания века; оно как было, так и останется. Как мы молимся молитвой «Отче наш», так и дальше будем молиться. Как читаем молитву «Царю Небесный», так и дальше будем читать. Молиться мы не перестанем. Даже если через какое-то время в нашей стране изменится политическая ситуация, мы будем продолжать молиться так же, как молились раньше.

За более чем тысячелетнюю историю мы прошли разные и достаточно сложные периоды, но во все эти периоды мы сохранили свою православную веру. Надеюсь и верю, что какими бы сложными ни были обстоятельства, мы нашу веру сохраним и дальше и, как и наши предки, будем славословить Господа в тех условиях, в которых будем находиться.

Вспоминая советский период времени, должен сказать, что мы в нашем городе ходили в храмы. Храмы были открыты, были действующими, и любой человек мог прийти и помолиться в православном храме. Вспоминаю себя мальчиком и отроком: посещая православный храм, я не испытывал никакого дискомфорта, никто меня из храма не выгонял, проблем с этим никаких не было. Проблема была только в том, что было очень много народа на службах,  яблоку негде упасть, и для молодого человека зачастую не находилось места в храме, потому что каждое место было занято тем или иным человеком, который постоянно ходил в храм и постоянно молился. Благодаря таким верующим православная вера сохранилась и по сей день. И, конечно, благодаря тем священнослужителям, которые невзирая ни на какие испытания сохранили свою православную веру.

Ведь какие подвижники у нас были! Вспомним угодника Божия преподобного Серафима Вырицкого. Какой был праведник! О его жизни, думаю, и последующие поколения будут говорить. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) и подвиг его жизни. Это такие яркие страницы, которые невозможно скрыть! Православие в любых обстоятельствах может свидетельствовать об истине, и Господь всегда даст таких людей, которые будут об этой истине свидетельствовать. Более того, ведь это люди, которые не уклонялись ни в какой раскол, были в лоне Церкви и жили во славу Божию, не забывая еще и трудиться на благо нашего общества. Как, например, святитель Лука: как православный христианин он много потрудился для нашего общества. Благодаря его очеркам по гнойной хирургии были спасены жизни очень и очень многих людей. Мы не можем сказать точно, какое количество людей было спасено, но это не единицы, не сотни, даже не сотни тысяч, а значительно больше. И это благодаря тому, что он был православным человеком, для него служение Богу и служение Отечеству было очень важным и значимым. Он не представлял себе жизни без этого. Совершая операции по расписанию (в день у него было по восемь-девять операций), он после этого еще приезжал в храм и молился за всех людей, которых оперировал. И также молился за нашу страну. Это, конечно, величайший подвиг.

Вспомним преподобного Серафима Саровского, который молился на камне тысячу дней и тысячу ночей. Этот угодник Божий принимал людей, которые приезжали к нему с различными не только духовными, но и светскими вопросами, и давал ответы, которые людям помогали. Преподобный Сергий Радонежский помогал жизни общества в свой период времени, и его жизнь была настолько яркой, что даже из Византии ему был благословлен специально крест, который мы сейчас можем наблюдать в Троицком храме в Троице-Сергиевой лавре, где почивают его нетленные мощи. Тогда не было мобильных телефонов, гаджетов, тем не менее его имя было известно по всей Русской земле и за ее пределами, в Византийской империи, и его служение Богу и людям было еще вот таким образом специально отмечено. Мы не можем об этом забывать.

То есть в разные периоды времени наши православные предки трудились и на благо нашего общества, и делали все для спасения своей бессмертной души. На сегодняшний день мы имеем, можно сказать, совершенно тепличные условия, в которых у нас есть возможность посещать те храмы и монастыри, которые мы хотим посетить, паломничать по тем святым местам, по которым хотим. У нас есть все, чтобы вести тот православный образ жизни, который необходим.

В магазинах на сегодняшний день есть любые продукты питания, которые мы можем покупать. Кто-то скажет, что не хватает денег на продукты, что рыба дороже, чем курица. Так никто же не заставляет нас каждый день есть рыбу или курицу. Я знаю многих людей, которые в советский период времени жили в деревне и не ели каждый день курицу или рыбу, но при этом у них было сбалансированное питание, они жили долго, и у них не было тех многих заболеваний, которые есть на сегодняшний день. Кроме всего прочего, они не переедали. Люди вели такой образ жизни, который позволял им, с одной стороны, быть настоящими православными  христианами, а с другой стороны, еще и активными членами общества.

– Вопрос телезрительницы из Воронежской области: «Я знаю, что Церковь против художественных фильмов про святых. Но ведь мы же смотрим «Страсти Христовы», плачем. Почему не используют кино для того, чтобы люди больше знали о православии? Почему нельзя снять фильмы о Сергии Радонежском, о Серафиме Саровском? Но только нужны хорошие режиссеры. Я знаю, что есть много любительских короткометражных фильмов, но это же неинтересно. Можно, например, снять фильм по книге Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые». Хоть что-то снимали бы, чтобы люди смотрели и уверовали».

– Я как православный человек, живший в советский период времени, скажу, что мне ничто не мешало стать верующим человеком без фильмов о святых угодниках Божиих. Тогда и не было много литературы, как сейчас. Сейчас в свободном доступе электронные библиотеки, есть церковные библиотеки при храмах, мы можем читать духовную литературу. На сегодняшний день много очень хороших научно-популярных фильмов, которые помогают нам познакомиться с историей жизни того или иного подвижника, историей той или иной обители, того или иного храма. Я не считаю, что мы являемся в этом отношении ущербными. Если человек хочет получить грамотное духовное воспитание, то всего того, что есть на сегодняшний день, вполне достаточно.

Приходит на память фильм Андрея Тарковского «Андрей Рублев». Это культовый фильм, и, наверное, практически все в нашей стране его смотрели. Я не скажу, что моя вера стала как-то сильнее, крепче или претерпела какие-то изменения от того, что я посмотрел этот фильм. Как я был верующим, так верующим и остался.

– Мы можем вспомнить время, когда люди культуры были оторваны от жизни Церкви и не были в большинстве своем православными людьми...

– Необходимо серьезное финансирование. В последнее время мы слышали об известном скандале, который шел с одним из режиссеров, и этот скандал был связан именно с финансовой стороной этой деятельности. От финансирования тех или иных духовных проектов зависит очень многое. Какие-то интересные передачи могут в дальнейшем появляться, но опять-таки благодаря тому, что будет соответствующее финансирование. Потому что без финансирования создать такое произведение, которое действительно будет идти во спасение, на благо людей, достаточно сложно, а то и невозможно. Есть определенные условия жизни, и мы вынуждены находиться в этих определенных рамках. Поэтому финансирование здесь очень необходимо.

И очень важно, чтобы наше государство действительно поставило перед собой такую цель и подходило к этому разумно. Если мы ставим целью воспитание таких людей, которые в дальнейшем станут в нашем обществе жить на основе духовно-нравственных ценностей, значит, именно на эти программы необходимо выделять финансирование, что будет способствовать достижению подобного рода целей.

Русская Православная Церковь тоже на сегодняшний день прикладывает очень большие усилия. Телеканал «Союз», который существует, – это же величайшая милость Божия, и мы благодарны Богу за то, что у нас есть такой телеканал; и есть возможность не только у православных христиан, но у всех людей смотреть этот телеканал. Я знаю, что его смотрят во многих местах, и не только православные. Мне приходится посещать разные учебные заведения, организации, и я неоднократно наблюдал, как преподаватели могли потратить немножко свободного времени, чтобы посмотреть православный телеканал. Или в какой-то организации был включен телевизор в комнате отдыха, это тоже был телеканал «Союз». То есть немало таких людей, которые к этому относятся не просто трепетно, а стремятся к тому, чтобы православие для них было не каким-то общим разговором о чем-то, а являлось действительно руководством к действию.

– Хорошо, когда есть такая возможность. Слава Богу, что мы можем выходить в прямой эфир.

– Люди смотрят телеканал «Союз», и я в этом неоднократно убеждался. Для этих людей телеканал «Союз» является духовной пищей, которая им необходима.

То, что на сегодняшний день делается, – это величайшее благо, и слава Богу, что у нас это есть, причем на постоянной основе. Из года в год телеканал существует, и все точно знают, что и завтра он тоже будет. Это тоже нужно и важно людям и говорит о той стабильности, которая важна для любого человека, живущего духовной жизнью. Он знает, что завтра будет и храм открыт, и монастырь, и он там помолится, приложится к святыне.

А дальше очень многое зависит от нашего общества. То есть насколько обществу будет необходимо, чтобы были православные передачи, настолько и государство будет больше уделять этому внимания. Но, к сожалению, мы видим, что на сегодняшний день политика наших ведущих телеканалов не способствует формированию духовно-нравственных ценностей: есть немало передач, которые несут людям негатив, сказывающийся на их душевном состоянии. Неоднократно я слышал о том, что у людей были даже какие-то расстройства на нервной почве, когда они видели те или иные передачи.

Поэтому здесь, конечно, очень многое зависит и от нашего государства. Если у нас будут поставлены определенные задачи, то мы тогда увидим, как все это будет преображаться. В Советском Союзе стремились к тому, чтобы выходили хорошие, качественные фильмы. Над этим много трудились, прикладывали большие усилия, чтобы выходили хорошие передачи.

Я несколько раз наблюдал за тем, как показывали те или иные фильмы, которые были запрещены к показу в советское время. Просматривая эти фильмы, ощущал, что они не приносят никакой пользы моей душе, я их переставал даже смотреть. Не хочется терять время на все это. Поэтому пища для души – это такие передачи, которые помогут в нашей повседневности жить с Богом. И такая жизнь была бы действительно жизнью в полном смысле этого слова.

Но это непростая задача на сегодняшний день, поэтому для нас, современных людей, очень важно ощущать, что православие не является сферой услуг. Мы видим, как в последнее время стали все больше и больше раздаваться голоса о том, что наряду с услугами, которые предоставляются теми или иными организациями, православие – одна из таких сфер услуг. Пошли куда-нибудь в магазин, в парикмахерскую, салон красоты, заодно зашли и в храм, поставили свечку. Но это же ужасно само по себе. Более того, и в храм-то приходят как в овощной магазин за картошкой. По ходу дела тут еще и церковь оказалась, и вместе с этой картошкой зайдем и свечу поставим в той одежде, в которой мы пошли покупать картошку. Сегодня мы видим такого рода проявления, которые говорят о том, что нужно прикладывать еще очень много усилий для воспитания современного человека, чтобы он становился действительно духовным.

– Вопрос телезрительницы из Ярославля: «Как Вы думаете, не пора ли в школах ввести православное образование? Потому что, бывая в церкви, я вижу, что детей крестят с мыслью, чтобы с ребенком ничего не случилось. Такое впечатление, что ребенку приобретают охранника, а то, что с момента крещения путь ребенка и его семьи должен идти совсем в другую сторону, этого люди не понимают, они думают только о прибыли, в потребительском отношении воспринимается вся Церковь и Иисус Христос…»

– Как мы знаем, на сегодняшний день в Государственной думе рассматривается вопрос о школьном образовании, и это стало камнем преткновения не только в школах, но и в высших учебных заведениях. За последние месяцы мы столкнулись с тем, что  ожидания, которые были до коронавирусной инфекции, когда говорили о том, как прекрасно может быть дистанционное образование, какие будут грамотные дети и какое это будет качественное образование, не оправдались. Оказалось, что более качественным образование не будет, потому что нет непосредственного воспитания. Более того, я, как преподаватель высшего учебного заведения, не имею возможности помочь своим студентам в полном объеме, чтобы они овладели материалом, потому что у меня нет с ними непосредственного живого общения, все общение только в Интернете. У меня на потоке сейчас 147 студентов. Общение с ними, конечно, затруднено, то есть на каждого студента получается так мало времени в интернет-общении, что оно не позволяет в том объеме, который необходим, помочь им овладеть знаниями.

Насколько я знаю, другие преподаватели тоже бьют тревогу, и сами студенты говорят о том, что дистанционное образование оставляет их без тех знаний, которые они могли бы получить, если бы было непосредственное, живое общение. Как можно учить человека, который должен быть врачом-стоматологом, по Интернету? Я думаю, что эти представители Министерства образования, наверное, в будущем не пойдут к такому стоматологу, который дистанционно учился лечить зубы. Я уж не говорю, если нужно делать какие-то довольно сложные операции на сердце… Как можно всему этому учить дистанционно? Плоды того, как сейчас учат, мы и будем пожинать в дальнейшем.

И в отношении школы... У меня в храме один из священнослужителей имеет большую семью. Многодетная семья, в которой много школьников, а у них нет такого количества компьютеров, их невозможно одновременно поставить, да еще чтобы сеть выдерживала все это. Это тоже определенные проблемы. Далее, ведь с теми заданиями, которые дети получают по Интернету, родители должны помочь, если это дети начальных классов. Родители не могут разорваться, чтобы помочь каждому ребенку. То есть здесь совершенно точное ущемление тех возможностей школьников, которые могли бы быть при классическом варианте образования.

Поэтому, когда мы говорим, что хотим такое образование, которое еще и воспитывало бы наших будущих граждан на основе духовно-нравственных начал, мы сталкиваемся с таким огромным количеством вопросов, проблем, которые, конечно, дальше нужно будет решать серьезно и пошагово. И если мы хотим, чтобы наше образование было классическим, чтобы оно давало таких людей, как святитель Лука (Войно-Ясенецкий) и другие наши угодники Божии, способствовало  хорошей, нормальной, полноценной жизни нашего общества, значит, нам нужно не сидеть сложа руки, но принимать определенные усилия.

Эти усилия должны быть не только в каких-то разговорах на кухне, а должна быть активная гражданская позиция всего нашего общества. Но такая позиция, которая была бы в рамках закона и позволяла сформировать наше общее мнение таким образом, чтобы дальше постепенно все преображалось и развивалось. Задача действительно очень непростая, очень сложная, но она перед нами поставлена. И раз уж она поставлена, я думаю, она нам по силам, чтобы мы ее решили. Во всяком случае, то голосование, которое сейчас прошло по поправкам в Конституцию, показало, что очень многие наши граждане неравнодушно относятся к тому, что будет дальше в стране, а стремятся к тому, чтобы страна действительно преобразилась.

– Но наши чиновники не говорят о том, что если образование духовное, то оно церковно-духовное. Мы помним, как тридцать лет назад священнику нельзя было вообще приходить в школу, только по приглашению даже не преподавателей, а родителей он мог туда прийти, чтобы что-нибудь рассказать в течение десяти-пятнадцати минут. Сейчас Вы много занимаетесь именно православным образованием и сталкиваетесь с очень разными людьми, в том числе много общаетесь с детьми, которые имеют проблемы по здоровью. Скажите, насколько легко сейчас говорить о православной вере и как Вас слушают дети?

– Говорить о нашей православной вере важно и нужно, но в отношении посещения школ тоже очень важно, чтобы не было никаких конфликтов. Поэтому каждый приход в школу напрямую связан с тем, что родители школьников, к которым приходит священник, не против того, чтобы он пришел. Мне кажется, это тоже очень важно, чтобы не было в дальнейшем никаких конфликтов, спекуляций на эту тему. Собственно говоря, каждый мой приход так благодатно и проходил, не было никаких конфликтов, спекуляций, все было в рамках норм права. И мне всегда было очень радостно, когда я видел светлые лица, глаза ребят, которым было действительно интересно. Более того, мы приглашали в школы известных психологов-профессионалов, которые тоже пытались как-то доходчиво объяснить христианские ценности школьникам. Это тоже приносило большую пользу; и приносит по сей день. Более того, чтец нашего храма является преподавателем в одной из общеобразовательных школ, он постоянно приходит к учащимся и рассказывает им в рамках своего предмета те вещи, которые на этом уровне школьники способны усвоить.

Мне кажется, на сегодняшний день очень важно, чтобы школьники посещали и храм в том числе. Поэтому мы предлагаем желающим посетить храм. И в храме я обычно обязательно провожу беседу, рассказывая о православии. После посещения храма мы устраиваем для ребятишек чаепитие в церковном доме, и уже во время чаепития в неформальной обстановке у них есть возможность задавать все вопросы, которые их беспокоят, а у меня есть возможность с ними спокойно беседовать. И я должен сказать, что каждый раз такие встречи были весьма и весьма плодотворными. Не только я так поступаю, так поступают и другие священнослужители. Поэтому в этом отношении деятельность была и ведется.

Но хотелось бы, чтобы она была на постоянной основе, чтобы это было не только связано с возможностями и инициативой того или иного прихода, родителей, руководителей школы и преподавателей, но чтобы это было на постоянной основе в масштабах всего нашего государства. Ведь если мы действительно ставим перед собой задачу воспитывать подрастающее поколение, подготовить их к тому, чтобы они дальше жили в нашем обществе, сохраняя его, испытывая чувство радости и счастья от того, что они граждане России, то мы должны очень и очень многое для этого сделать. И у нас, православных христиан, на сегодняшний день стоит такая задача, чтобы мы и сами себя готовили к вечной жизни, к Царству Небесному, и в то же время подготавливали подрастающее поколение. Тех молодых людей, которые нуждаются в том, чтобы у них был перед глазами пример нашей жизни не только словом, но и делом. Пример тоже очень важен.

Я сейчас вспоминаю Макаренко, как его пример в советское время помог многим ребятам стать настоящими людьми. Хотелось бы, чтобы в нашем обществе мы тоже делали все необходимое для того, чтобы наши дела свидетельствовали перед ребятами, молодежью о том, что мы духовно-нравственные люди. И чтобы им хотелось на основе нашего примера дальше жить во славу Божию. Какие у нас прекрасные идеалы! Я сейчас говорил про святителя Луку (Войно-Ясенецкого) и про других наших угодников Божиих. Мы говорим о том, что у нас прекрасная великая культура, и величайшие представители нашей культуры – это православные христиане, которые трудились на основе того, что у них было именно православное мировоззрение.

– Мы говорим, что у нас очень много деятельных, умных, образованных священников, которые очень много делают для того, чтобы наша жизнь была не такой, какую мы застали тридцать-сорок лет назад. Насколько широко сейчас поле деятельности для православных верующих людей в достижении великой цели воспитания будущих поколений нашей Родины в православной вере?

– Я думаю, что оно велико. Надо помнить слова из Священного Писания о малой закваске и о том, что мы должны быть солью земли. И нужно помнить: если мы будем действительно чадами Божиими, то сможем, как говорил Серафим Саровский, и сами спастись, и вокруг нас спасутся тысячи. На этой оптимистической ноте хотелось бы закончить нашу передачу. Но мы должны всегда помнить, что именно православные христиане передали нам эту страну, в который мы сейчас живем. Они трудились, и все достижения, которые у нас есть, – это достижения тех людей, что имели именно православное мировоззрение.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Нина Кирсанова и Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​