Беседы с батюшкой. Религия избранных. Личный выбор или Предопределение

20 ноября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма святой равноапостольной Нины (г. Санкт-Петербург) священник Михаил Проходцев. 

– Тема сегодняшней передачи: «Религия избранных. Личный выбор или предопределение».

Часто мы слышим в разных сообществах (и православных, и антиправославных): религия для избранных. Очень хотелось бы разобраться в этом вопросе, учитывая еще аспект, что каждый наш шаг в православной вере – это личный выбор, и этот выбор мы делаем каждодневно, ежесекундно, можно сказать. Если мы этого выбора не делаем, если все время откладываем свою жизнь, что называется, на следующий понедельник, то, получается, живем по принципу: я избран, потому что православный, и для меня уже Богом все определено, точно буду в раю, все у меня в порядке.

Давайте попробуем разобраться в этом спектре вопросов.

– То, что Вы сейчас описали, это прямо какой-то православный протестантизм. Это, конечно, парадоксальное выражение и, естественно, несерьезное, но тем не менее...

Когда мы говорим, есть ли религия или вера для избранных, сначала нужно определиться с тем, что такое вера, у всех ли она есть и что такое религия, для чего она нужна. У нас, кстати, уже была очень интересная передача о вере, и еще раз повторю, что вера есть у всех, у каждого человека. Нет ни одного неверующего человека. Но во что человек верит – он выбирает сам. Он может верить в себя, реально верить, что имеет в себе силы совершить все. Когда-нибудь его вера пошатнется, потому что он поймет, что не все может и не все у него получается. Кто-то верит в то, что наука может решить все вопросы. И эта вера тоже может пошатнуться, потому что человек увидит, что не на все вопросы наука отвечает. Кто-то может верить в деньги, кто-то – в любовь, кто-то – в какие-то природные явления. И так далее.

Но над всем этим стоит вера в Бога, до которой каждый имеет возможность дойти. Потому что Господь каждого призывает стать Своим учеником, каждого ждет, с каждым готов идти путь и каждого готов пригласить в Свое Царство. Каждого, кто откликнется на Его призыв. А вот как происходит этот отклик – это очень сложно объяснить и проследить. Я, как священник, никогда не мог объяснить другим людям, каким образом у меня возникла та самая вера в Бога, которая дала мне возможность идти за Христом дальше и стараться жить в Боге. Когда задаешь этот вопрос людям, которые уверовали, очень малое количество может искренне и точно объяснить, откуда у них взялась эта вера.

Вера – это дар. В какой момент человек откликнется на призыв Бога или Бог откликнется на призыв человека, мы не знаем. Поэтому говорить об избранничестве очень и очень сложно. Можно сказать, что это люди избранные. Но тогда получается, что остальные неизбранные? Таким образом мы их умаляем, обижаем, они могут почувствовать свою ущербность: мол, вы избранные, у вас получилось, а мы неизбранные, значит, плетемся где-то позади и не знаем, как стать избранными. Нет; Господь любит каждого человека и призывает к Себе каждого человека. Но тайна веры – велика, и эта тайна никогда не будет понятна для нас. Тем не менее приходит момент в жизни человека, когда Господь касается его сердца; и это может произойти с каждым.

Знаю людей, которые прожили жизнь и считают, что с ними этого до сих пор не произошло. Но нельзя сказать, что они не ждут этой встречи. Как правило, это претензия к Богу: «Почему Ты до сих пор не открылся мне? Если Ты есть, пожалуйста, дай мне знать, что Ты есть, потому что у меня есть к Тебе вопросы». Так говорит человек. Но, видимо, у Бога на каждого из нас (подчеркну: на каждого!) есть Свой определенный план. Не предопределение – об этом мы еще скажем сегодня, но план. И если человек откликается на призыв или Господь в какой-то момент откликается на призыв человека, когда это вовремя, – происходит эта встреча. Я всем желаю этой встречи. Тем, кто ее имеет, – радоваться этой встрече, возрастать в Господе, становиться ближе к Нему. Если у кого-то этой встречи еще не произошло, искренне желаю этой встречи, если человек этого тоже желает.

Теперь поговорим о религии. Религия как раз помогает человеку проходить этот путь, который предлагает Бог. Вера – это то, что произошло с человеком, Бог открылся ему. Но религия – это как бы дорога, путь; если мы пойдем по этому пути, то религия поможет видеть те маяки, которые ведут к Богу. Человек говорит: «Зачем мне Церковь? Я могу и так жить». Но Церковь не предлагает нам ничего лишнего; Церковь предлагает молитву, таинства, пост, дисциплину. Для чего? Для того, чтобы расти в Боге. Все то, что предлагает нам Церковь, и есть религия, в которую мы можем облечь нашу веру, чтобы в нашей вере расти. И это тоже предложено каждому человеку. Поэтому об избранничестве в религии говорить очень сложно, а может быть, даже и опасно. Но мы об этом еще скажем.

– Вопрос телезрителя из Москвы: «Какой наилучший способ обратить в христианство членов культа или фальшивой религии?»

– Очень хороший вопрос. Из моей небольшой пастырской практики я понял, что есть одна проблема, с которой часто сталкиваются наши братья и сестры. И я с этим сталкивался неоднократно, но стараюсь этого избегать. Это когда мы пытаемся словами, довольно часто в агрессивных тонах, убедить человека в том, что он не прав. «Ты неправильно веришь. Ты неправильно исповедуешь Бога. Ты неправильно воспринимаешь окружающую действительность. У тебя неправильное мировоззрение; с таким мировоззрением ты погибнешь, и тебя ждут адские муки за то, что ты так думаешь». Это неправильный путь, и таким образом мы вряд ли кого-то сможем наставить в истине. Скорее всего человек включит защиту и скажет: «Нет-нет, мне это не нужно, большое спасибо». Или вообще перестанет с нами общаться, или попросит, чтобы в следующий раз мы избегали этой темы.

Важно принять инаковость другого человека. Потому что высшая (подчеркну: высшая) христианская добродетель – это любовь. Господь много говорит о любви, и апостолы много говорят о любви. Бог есть любовь. Если мы можем любить Господа всем сердцем и всем разумением своим и ближнего своего, как самого себя, значит, нам надо учиться принимать инаковость другого. Мы же не знаем, как этот человек воспринимает нас; может быть, ему тоже очень тяжело с нами, тем не менее он более лоялен к нам.

Прежде нужно принять инаковость человека, что он мыслит по-другому, а потом, не занимаясь словами, не требуя от него изменения, просто жить и общаться с этим человеком (может быть, избегая неудобных тем) так, как учит Христос. А Христос учит быть светом миру и солью земли. Нужно стараться достигать этих результатов в нашей жизни; светить. Если мы стремимся изо всех сил жить по Евангелию, тогда человек будет смотреть на нас и думать: «Почему он такой? Что у него есть такого, чего нет у меня?..» И будет размышлять над этим, что-то будет у него в голове формироваться.

Иной раз начнешь людям нецерковным, неверующим что-то говорить, а они говорят: «Да что ты мне говоришь! Я тебя знаю двадцать лет, помню твою юность. И ты меня будешь учить?..» Ну что тут сказать? Обезоружил, посрамил. И совсем другое дело, когда люди видят наше постоянство в движении ко Христу и понимают, что мы это делаем не для того, чтобы нас похвалили, не ради какой-то награды, а просто так, ради Бога, потому что мы Его любим и хотим быть с Ним.

Если я люблю свою жену, я изо всех сил стараюсь, чтобы моей жене было со мной хорошо, радостно и счастливо жить. Если бы я этого не хотел, то просто говорил бы: «Ты моя жена – вот и радуйся теперь». Нет; это постоянный процесс возрастания в любви, и он находит отклик, супруга тоже стремится расти в этой любви. И в результате этого стремления людям вместе хорошо, радостно и счастливо.

В общении с иным, другим человеком, нашим ближним, которого Господь учит любить как самого себя, мы можем примером своей жизни, стараясь жить по Евангелию, стать светом для него, и это будет выше и гораздо весомее, чем слова.

– Надо сказать, что такое общение с неверующим или совсем заблудшим человеком помогает нам возрастать в вере Христовой.

– Да.

– Этот человек помогает нам возрастать в вере. К сожалению, примеров, когда люди ведут себя отвратительно, чрезвычайно много. Может быть, потому, что уж очень секулярное время. Может быть, принцип «наслаждайся – один раз живем» является для кого-то примером веры: веры в окорок, в колбасу, но не в Бога.

Мы понимаем, что есть люди, которые живут так, что хочется им подражать на пути к Богу. А есть другие люди, которые ведут себя отвратительно, и видно, что это люди, идущие в ад. И тогда возникает вопрос о том, что существует какое-то предопределение. Ведь если люди живут таким образом, то, наверное, они и созданы для погибели?..

– Что касается предопределения, сразу скажу, что это ложное учение, которое развивал один из лидеров Реформации Жан Кальвин; сегодня это Церковью решительно отвергается. Какие аргументы против предопределения? Свобода. Мы созданы свободными.

Мы читаем Священное Писание и видим, что человек изначально был создан свободным, ему был дан выбор: возрастать в любви, терпении, вере, послушании Богу или отпасть от Источника Жизни, от Господа. Человек выбирает грехопадение. После того как он выбрал грехопадение и смерть, ему было предложено покаяние, а он вместо этого начинает перекладывать ответственность: мол, это жена. Жена – на змея...

Нужно покаяние: «Господи, прости меня, грешного». А человек приходит на исповедь и начинает рассказывать про тещу, про свекровь, про других людей, что это они виноваты. То же самое, что произошло в раю, происходит и сейчас на исповеди. Человек, пожалуйста, просто скажи от сердца: «Прости меня, Милосердный Господи». Потому что именно этого Господь ждал и от наших прародителей. Но этого не прозвучало. И какой долгий путь потом прошло человечество до дня Боговоплощения и спасительного подвига Господа Иисуса Христа на кресте, которым Он спасает нас от проклятия греха и смерти, давая возможность обрести спасение.

Но Бог не спасает человека, если человек этого не хочет. Бог просто не может этого сделать, потому что уважает нашу свободу, Он нас создал свободными.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Никакая вера и религия не дают человеку конкретной гарантии, что он спасется. Потому что в любом добром деле всегда найдется элемент тщеславия. В смирении всегда найдется элемент гордыни. В любом действии всегда найдется какой-то нюанс, который помешает. Даже Второе Пришествие Христа не обещано определенно; сказано, что оно будет, но когда – неизвестно. То есть гарантий никаких нет. Почему?»

– Вера – это уверенность в невидимом. Вера с горчичное зерно дает возможность горы передвигать. Вера Господу и в Господа дает возможность спастись. Естественно, человек ждет гарантий, результата; хочет, чтобы действие Божие было воплощено здесь и сейчас. Это наша нетерпеливость, к сожалению. Мы совсем как бы младенцы, несмотря на то, что пребываем в разном возрасте. Младенческое («Дай мне скорее») во всех нас сохраняется.

А у Бога все бывает вовремя для тех, кто умеет ждать. Веруешь в Господа и в то, что Он спасает, – значит, стремись быть с Ним и верь в то, что Он спасает. Верь! Господь говорит: По вере вашей да будет вам.

Мне кажется, вера на самом деле выше всяких гарантий. Потому что гарантия – это тоже наше человеческое изобретение. Самая главная гарантия – это слова Христа, которые Он к нам обращает. Что может быть больше для христианина? Если вы христианин, то для вас большего, чем слово Христово, слово жизни, радостная весть, быть не может. Христос призывает, Христос объясняет, Христос говорит с нами через Евангелие. Если человек, например, прочитал Евангелие, но действие Бога в своей жизни никогда не переживал, не ощущал, то, конечно, он вряд ли будет считать себя христианином. Невозможно, просто прочитав Евангелие, сказать: я христианин. Хотя, может быть, такие примеры и есть, когда идет полное принятие того, что сказано в Евангелии.

– Может быть и другая причина: у человека много друзей, которые все христиане, верующие. Человек  думает: так живут мои друзья, значит, и я так должен жить. Но живой встречи с Богом у него еще не произошло. Человек думает: если у меня все десять друзей – верующие христиане, значит, и я буду христианином. Или наоборот: все они не правы, я буду атеистом.

– Но это сложный путь. Помню, как у нас было во дворе в детстве. Появился, например, у кого-то джунгарский хомяк – все пошли к маме: «Мама, купи хомяка». Появились у кого-то рыбки – и у всех появились рыбки. Но это быстро проходило. Сначала было желание не отставать от своих друзей, а потом, наоборот, приходило время, когда ты становился более странным, чем твои сверстники; тебе казалось, что ты более крут, и ты находил себе подобных.

Можно быть непонятым в какой-то среде. Если мы придем в церковь в воскресный день (даже сейчас, когда свирепствует пандемия; слава Богу, храмы открыты), увидим, как много там таких же, как мы, абсолютно странных людей, которые прочитали Евангелие, что-то почувствовали, крестились во Христа и переживают реальное общение с Ним. Это очень странно для людей, которым это еще не открыто. Им кажется, что это какое-то ненормальное, неадекватное поведение, когда в воскресный день человек идет в храм. Почему человек может идти в храм? Долг, обязанность. Но настоящая, искренняя мотивация – это любовь к Богу. Чтобы выразить эту любовь и поздравить Бога с воскресным днем, с Его Воскресением, мы приходим в храм и разделяем эту радость воскресного дня с другими людьми, кстати говоря, такими же странными, как и мы, но абсолютно непохожими друг на друга.

И, что интересно, Евангелие все понимают по-разному. Вот община, сто человек. Священник понимает этот евангельский текст так, другие понимают его несколько иначе. Понятно, что все могут ознакомиться с толкованием святителя Иоанна Златоуста, но кому-то больше понравится митрополит Антоний Сурожский, кому-то другой.

– Лопухин.

– Да. Кому-то вообще Брюс Мецгер понравится, и он будет по этим источникам, пособиям изучать Писание. Тем не менее абсолютно разные люди встречаются вместе у одной Чаши, для мира бесконечно странные, все со своими убеждениями. Этот какой-нибудь социалист, этот больше демократ, а тот вообще монархист.

Они не задают друг другу вопросы, не говорят: «Если ты монархист, а я социалист, то не буду с тобой причащаться из одной Чаши». Нет, люди едиными устами и единым сердцем славят Бога, исповедуют свою веру, принимают Тело и Кровь Христовы, несмотря ни на какие разделения.

– Это очень интересная тема, но для особой передачи.

Вопрос телезрителя: «У меня муж неверующий, но крещеный. Он знает о многих чудесах, о которых я ему рассказывала, чему он сам свидетель. Он пробовал краткую Иисусову молитву. Но не верит. В сны верит, а в это не верит. У меня такой вопрос к батюшке: удалось ли ему кого-либо убедить в вере?»

– Честно признаться, никогда не пытался никого убедить в вере. Мой принцип – если мне задают вопрос, я отвечаю, но никогда не лезу первым. Но я могу рассказать один случай, который для меня очень важен (из моей, подчеркну, совсем небольшой пастырской практики). Господь здесь действовал и действует. Ходила к нам на приход одна женщина, которая долгое время хотела выйти замуж за человека, что ее любил, но почему-то не хотел на ней жениться. Она говорила: «Я иду в воскресный день в храм и говорю ему: “Пойдем со мной”, – а он не идет. И вот у нас распря по этому поводу. И мы как-то  не можем найти общего языка».

Я посоветовал: «Пусть для Вас сейчас это будет звучать очень странно, может быть, Вы сейчас будете меня осуждать и больше никогда не придете сюда, но позвольте мне дерзнуть сказать Вам: может быть, будет больше любви в том, если Вы будете выходные дни проводить с Вашим супругом».

Парадоксально? Священник говорит такие вещи. Но я так уразумел, что, может быть, в этом поступке будет больше проявления любви... И, знаете, они поженились. И даже как-то раз пришли вместе. Она к нам изредка заходит, потому что в другом храме чаще бывает, но как-то вот наладилось. И я очень обрадовался. Не могу сказать, что так надо всем говорить, но…

– …но в данном случае это помогло.

– Просто в данном случае мне показалось, что это все было не из-за чрезмерной религиозности, а скорее из-за принципиальности женщины, что, мол, ты со мной не идешь...

Я говорю ей: «Не лишайте себя Божественной Евхаристии и возможности участвовать в литургии в будний день. Храмов сколько угодно, причаститесь Святых Христовых Таин. А выходные дни уделите мужу. Проснитесь, поблагодарите Господа за то, что Он ради нас воскрес, и идите гулять куда-нибудь».

– И это будет проявлением той самой любви.

– Да. Может быть, придет момент, когда они в воскресный день вместе будут в нашем приходе славить воскресшего Христа. Я не знаю. Но суть в том, что иногда не нужно слов, а нужно дело. Это ни в коем случае не лишает нас возможности молитвы. Это ни в коем случае не лишает нас возможности причащаться Святых Христовых Таин, тем более что супруг ее не был против этого. Он просто хотел, чтобы у них было больше совместного времяпрепровождения. Выходные дни проводить вместе – это же так здорово!

У церковных людей, конечно, есть привилегия, так скажем. Они могут, муж с женой, пойти в храм вместе со всеми детьми, помолиться, причаститься Святых Христовых Таин, а потом вместе пойти куда-нибудь гулять. Или ребята повзрослее пойдут по своим делам, а родители – по своим. В случае же, когда человек колеблется, или потерял веру, или не верит, важно проявление этой любви, чтобы Христос и Церковь  не стали камнем преткновения для людей, которые в любви стремятся друг к другу.

Бог есть любовь, и Он призывает нас любить ближнего своего, как самого себя. Значит, нам нужно проявлять эту любовь. Но сколько несчастных  женщин, к сожалению, стоят в храме и думают: «Муж не верит, я не могу его убедить». Дорогие, я желаю всем любви, чтобы в ваших семьях была любовь, чтобы вы возрастали в любви. А для этого очень важно научиться разговаривать друг с другом. Вы знаете, как удивительно, когда  проговариваешь какие-то вещи со своим супругом… Может быть, никогда об этом не говорили, может быть, в семье было даже не принято об этом говорить, а вот сели и поговорили.

Вы не предопределены к тому, чтобы быть несчастными. Это ваш свободный выбор – быть несчастными или счастливыми. Если обстоятельства складываются так, что вам тяжело и трудно, вы можете с Божией помощью, совершив некоторое усилие над собой, постараться повлиять на эту ситуацию. Поговорить, постараться понять своего супруга и в этот диалог призвать Господа, чтобы Он был среди вас во время этого разговора, этого диалога. И всё с молитвой. Так что искренне желаю этого всем.

– Вы мне напомнили, к сожалению, тот период, когда во время Февральской революции для военнослужащих было отменено обязательное Причастие. В этом случае вдруг стало видно, что верующих людей оказалось значительно меньше, потому что очень многие перестали причащаться и ходить в церковь. Хотя когда начались гонения, вдруг оказалось, что верующих стало больше в знак протеста против насилия…

И сейчас мы тоже можем говорить о том, что верующих людей не очень много. В особенности после всяких этих вирусных дел просто не все люди вернулись в церковь. И возникает вопрос: если людей верующих всегда было мало, то нет ли в этом… не скажу предопределения, но некой судьбы? Судьбы избранных? Ведь есть люди, которые, несмотря ни на что, несмотря на расстрелы, оставались всегда верными членами Русской Православной Церкви. А сейчас тоже сложности... Так, может быть, все-таки есть какая-то избранность?

– Термин «судьба» мы тоже отнесем к предопределению и оставим его за рамками, так сказать… Есть свободный выбор каждого человека. Это свободный выбор быть со Христом, исповедовать Христа тайно или явно. Есть замечательная книга – Грэм Грин, «Сила и слава». Там это как раз показано. Может, кто-то прочтет.

В нашей жизни бывают такие случаи, когда нас вдруг что-то или кто-то очень сильно вдохновляет. Если попробовать проанализировать свою жизнь, мы увидим, что в какие-то моменты происходили встречи (пусть на страницах книг, пусть реальные; может быть, мы о ком-то только слышали, нам о ком-то рассказывали), и это переворачивало все наше сознание. Мы думали: «Вот это да! И я так хочу». Сколько было случаев во времена великомучеников, первых мучеников, когда человек, видя, как  пытают христиан, выходил к ним (например, палач) и говорил: «И я христианин».

Я недавно вынужден был коротать время в одном книжном магазине. Книжный магазин хороший, но не христианский. Там была полка с христианской литературой, и я взял книгу «Акты мучеников». Открыл и просто туда погрузился, потому что переводы актов мучеников с некой хитрецой. Беседует какой-нибудь правитель или судья с человеком: «И ты христианин? Значит, ты не боишься, что тебя сейчас будут пытать и мучить? Значит, не боишься? Точно не боишься? А если сейчас начнем пытать и мучить, все равно не боишься? Казнить их!» Читаешь и видишь, с какой наглой усмешкой, может быть, мог говорить какой-нибудь префект это людям. А они были стойкими в вере.

И тогда кто-нибудь узнавал про этот пример, про них, что с ними происходило, и думал: «Да неужели можно претерпеть такие страдания? Почему? Ради чего? Неужели ради того Бога, Которого они исповедуют? Я тоже хочу поверить в Него, потому что Он дает какую-то невиданную силу и свободу. Они ничего не боятся, не боятся даже расстаться со своей жизнью ради Него, потому что настолько Его любят и настолько стремятся к Нему, что их не пугает вообще ничего».

Так же мог рассуждать кто-то и во времена красного террора, и во времена гонений. Я недавно случайно узнал, что у меня в роду есть священномученик, Виктор Воронов. Он подвизался в нынешней Тверской митрополии, его оттуда забрали, с последнего места служения, и расстреляли. Он стал священником в 20-е годы.

– Вопрос телезрителя: «Вера без дел мертва. Я верю апостолу Павлу. Я хочу сделать что-то доброе. Стараешься, стараешься, на полгроша сделаешь – и уже нос кверху. А я не рада, что горжусь. И так же многие мои друзья и подруги рассуждают. Хочется сделать что-то доброе, а все кувырком, все валится из рук. Но я прошу: “Господи, дай мне сделать хоть что-то доброе”. Вспоминаю всю свою жизнь: что я сделала доброго (мне 60 лет)? Ничего. И таких много. И что, все они пойдут в ад? Мы не можем быть такими, как Серафим Саровский или Иов Многострадальный, и это очень волнует. Как быть?»

– Действительно, вера без дел мертва. Но если человек верит в Бога, во Христа, то он слушает Его. Что говорит нам Христос? Христос призывает нас любить. А любовь – это не просто, знаете, розовые бабочки в животе, как говорят, это процесс. Это процесс роста и познания Бога и ближнего, чтобы расти в Боге. И этот процесс, естественно, подразумевает деятельность.

Сколько у нас есть даже повседневных обязанностей… Но если мы просто каждое дело свое, которое нам нужно делать для своей семьи, совершенно рутинное, будем делать всегда как перед лицом Божиим, понимая, что каждое дело во славу Божию, мы можем творить… Вот, например, жена готовит завтрак мужу или мама готовит завтрак детям в школу, это же можно превратить в процесс богообщения. То есть прославить Господа за то, что мы проснулись, что мы имеем возможность встретиться друг с другом, увидеть глаза, лица друг друга, услышать голоса друг друга. За то, что Господь дал нам пищу на сегодняшний день. За то, что есть возможность учиться, есть возможность ходить по улице и наблюдать, как там красиво, наблюдать за движением облаков... Столько всего удивительного – просто диву даешься. Сколько можно слов благодарности сказать Господу от сердца, по-настоящему!

И дело в том, что, к сожалению, у нас дел много, но мы думаем: «Мне обязательно надо что-то явно христианское». Например, в больнице ухаживать за больными…

– В тюрьму прийти.

– Да. Еще что-то. Ну хорошо, если хотите попробовать – попробуйте, например, кормить бездомных по воскресеньям.  Я один раз был на таком служении и видел людей, для которых это абсолютно нормально. Они каждый день этим занимаются. Но это очень непросто. Это служение, на которое готов далеко не каждый. Но попробовать может каждый. Вот в вашем городе есть место, где собираются бездомные люди, которые, как правило, распивают какие-нибудь алкогольные напитки. Приготовьте для них трапезу и принесите ее им. Как они отреагируют, что будут делать?

– Не давайте мелочь на водку.

– Да. Но можно найти какое-то еще большее служение, более интересное. Даже та, казалось бы, самая-самая рутина – это уже очень важное дело. Попробуйте быть постоянными в этом. Это касается нас всех, это очень важно, потому что это для славы Божией.

– Вот христианская избранность в деле. Итак, вера избранных, религия для избранных – это наш личный выбор.

– Наш личный выбор, да.

– И никакого предопределения в этом нет. Но в этом личном выборе, в нашей свободе мы можем прийти ко Христу, в том числе просто соблюдая закон любви.

– Да, именно так.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Нина Кирсанова и Людмила Белицкая

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​