Беседы с батюшкой. Разрушение мифов

25 марта 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове протоиерей Вадим Буренин. 

Тема сегодняшней передачи – разрушение мифов о Церкви и о нашей истории. Мы взяли эту тему потому, что она говорит о нашем трезвении, о трезвом понимании сегодняшнего мира. Разрушение мифов для православных людей (тем более во время Великого поста) не просто интересная задача, а правильное мышление, правильный взгляд на происходящее. Потому что без этого (благодаря той информации, которая в нас вливается из светского мира), без внутреннего цензора, мы впадем в прелесть. Так ли это?

– Действительно, человек может впасть в прелесть – и ему важно иметь духовное трезвение. Оно есть тогда, когда человек обращается к Богу, читает Священное Писание и находится в лоне Церкви.

Вы являетесь настоятелем храма, который имеет совершенно уникальную историю, связанную с императором, самодержцем российским, убиенным Павлом I. Сегодня в храме была панихида. Люди пришли почтить память приснопамятного императора, несмотря на будний день. Но для многих это имя до сих пор оболгано, потому что воспринимают императора Павла I по фильмам советского времени как самодура. Сейчас мы знаем, что есть совсем другая история. Насколько нам необходимо понимать, что история пишется людьми?  

– Прежде всего, надо обращаться к Священному Писанию, из него мы узнаем, как жили святые; например, пророк Давид, царь Соломон, пророк Илия. Не скрывается и земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа. Мы помним, что воскресение Христово породило в определенных людях желание не просто умолчать об этом факте, а желание изложить свою версию того, что произошло. И в этом направлении были приложены соответствующие усилия. Если уж в Священном Писании говорится о мифах, то тем более в современном мире мы сталкиваемся с тем, что появляются те или иные мифы; группы людей, которые пытаются представить события не такими, какими они были на самом деле.

Еще при жизни императора Павла I было немало разных суждений и точек зрения; были люди, которые хотели представить его именно в таком свете. Мы понимаем, что велась определенная политика в его отношении. И сегодня мы наблюдаем определенную политику и к нашей Церкви, и к руководству нашей страны – ничего особо не изменилось с тех времен.

Особое почитание Павла I среди духовенства, простых людей, отчасти дворян основано на тех делах, которые он совершал. При Гатчинском дворце собиралось немало военнослужащих, которые бежали в его гарнизон, где условия службы были лучше, чем в государственной царской армии. В Гатчине было около двух с половиной тысяч солдат. Шла молва, что офицеры и солдаты имели хорошие условия для жизни. Но в то же время создавались мифы, что многое свершенное Павлом I было просто каким-то чудачеством… То есть Павел I во многом оболган. К сожалению, сохраняется и по сей день немало ложных точек зрения, но их можно развенчать, если углубиться в события того времени.

Он был православным человеком?

– Да, он был православным человеком и очень много сделал для Православной Церкви.  Мы сейчас находимся в Александро-Невской лавре. Статус лавры обитель получила благодаря императору Павлу I в 1797 году. За стенами Александро-Невской лавры расположено здание духовной академии. Именно распоряжением Павла I у нас в стране появляются две духовные академии: Санкт-Петербургская и Казанская. Появился целый ряд духовных семинарий. Духовенство стало получать образование.

Кроме того, он помогает вдовам священнослужителей и сиротам. До него эту важную и серьезную помощь никто не оказывал. Совершаются и другие важные для Церкви дела. При его матушке Екатерине II произошла секуляризация церковных земель, было упразднено много монастырей. Он открывает монастыри. До него было 385 действующих монастырей, за четыре года правления количество монастырей увеличивается до 452. Были возрождены две значимые обители: Валаамская обитель и Саровская. Это очень примечательный факт.

Вопрос телезрителя: «Известно, что Максимилиан Волошин называл Петра I первым большевиком. Именно после Петра русский престол стал, по сути, немецким. Как Церковь относится к деятельности Петра I? Где там миф, а где правда?»

– Мы знаем, что реформы нужны были России, поэтому Петр I и его окружение предпринимают усилия по реформированию государства. Принимается очень много важных и правильных реформ, но вместе с этим происходит и определенное разрушение того уклада, который был до Петра I. Появляется Священный Синод и упраздняется патриаршество.  Написано немало трудов по этому поводу, полемика идет и по сей день. Но тем не менее никто не мешал людям молиться и верить в Бога. Мы знаем, что святитель Митрофан Воронежский и другие праведники того времени регулярно общались с Петром I, консультировали его для того, чтобы принимались решения на благо Церкви и общества.

Тот период был совершенно особым, и преобразования, которые происходили при Петре I, были новыми (до этого ничего подобного не было), поэтому они явились достаточно болезненными. Мы не должны забывать и о том сложном положении, в котором находилась страна. Петр I максимально пытался сохранить государство и добиться улучшения жизни людей того времени.

Конечно, были определенные сложности. Но благодаря всей той деятельности, которая была в предыдущие эпохи, мы живем в великой стране. Без этой деятельности мы не могли бы обо всем этом разговаривать. Поэтому не нужно пытаться ругать и хаять тех правителей, которые были в России; в дни памяти мы можем о них помолиться, чтобы Господь даровал им возможность помолиться о нашем государстве.

Россия была древнерусским, потом имперским государством. На сегодняшний день это современная Россия, была и Советская Россия. И какой бы ни был период времени, правители пытались сохранить наше государство; в каждое время решались определенные задачи, по мере их поступления, по мере тех возможностей, которые были.

В отношении Петра I, конечно, существует и по сей день немало различных мифов, легенд. Думаю, что нашему обществу и определенным специалистам придется в будущем еще приложить немало усилий, чтобы разобраться с теми или иными мифами. Это очень трудоемкая работа, нужно много труда, чтобы высветились темные или белые пятна; было точное понимание тех событий, в том числе и личности Петра I. 

На сегодняшний день нам нужно примириться с нашей историей, нельзя жить в состоянии ненависти и злобы к истории своей страны, в нас должен быть дух христианский, мирный. Я желаю, чтобы Вы помолились Господу и попросили, чтобы Он дал Вам возможность примирения с нашей историей в отношении Петра I.

Упоминая о Павле I, мы говорим о том, что он сделал многое, чтобы улучшить жизнь общества того времени. То, что он делал для Церкви, было весьма значимо. Деятельность еще была направлена на то, чтобы разрозненный народ (были старообрядцы) объединить. Мы знаем, что на коронацию Павла I пришли старообрядцы и преподнесли ему подарок – икону Архистратига Михаила. Произошло важное свидетельство: потаенная Россия того времени признала в Павле I полностью легитимного императора, который трудится на благо страны.

При нем появляются единоверческие Церкви, и он вместе с ними молится, то есть он делает все для того, чтобы объединить общество, чтобы народ жил подлинной духовной жизнью. Конечно, это не всем нравилось: та вольность, которая была до него, была пресечена. Например, барщина при нем составляла только три дня; в воскресенье и в большие праздники запрещалось работать на барина.

– Для того, чтобы ходить в церковь?

– Да, именно для того, чтобы ходить в церковь. Павел I явил себя духовным человеком, который относился с пониманием к нуждам народа. Этим решением он положил начало отмене крепостного права; конечно, такое многим не нравилось. До него в армии офицеры могли вести себя как угодно, и за это не было никаких наказаний. Павел I вводит уголовную ответственность за те или иные преступления, которые совершают офицеры по отношению к младшим чинам. Если было доказано, что офицер совершил преступление, то издавался указ, который публиковался. То есть было все совершенно открытым: велось расследование и принималось решение.

– Цесаревич молился с детства? Православная вера не была ему чуждой?

– Да, он с самого детства был окружен теми людьми, которые поощряли его в его религиозности. По воспоминаниям, он был с детства религиозным и набожным мальчиком, и таким он остался до конца своих дней. Известно, что он горячо молился в Каменноостровской церкви, будучи молодым человеком. Приходил в церковь и молился даже ночами – мы таких правителей больше не знаем. И это был храм не во дворце, а рядом с дворцом, до него еще нужно было дойти. Кроме того, что он молился по ночам, он еще любил петь и поощрял к этому тех крестьян, которые приходили к нему на службу. Он допускал их петь и одаривал еще деньгами за это, давал серебряные рубли; то есть проявлял подлинную христианскую любовь, милосердие, сострадание, помогал людям, насколько это было возможным.

– Я вспоминаю сейчас фильмы о Павле I (например, фильм «Суворов», в котором есть много сцен с императором Павлом) и понимаю, что талант режиссера, актера создает яркий образ; и мы верим, что это правда. Но если история о Павле I действительно такая, то почему мы никогда не говорили ни о его православной  вере, ни о его подвигах для Церкви? Даже наперсный крест, который на Вас, тоже существует по велению Павла I. Почему так необходимо нам верить в ту ложь и почему ложь, скажем так, привлекает талантливых людей?

– Благодаря императору Павлу I духовенство стало получать государственные награды: стали вручать ордена, на священниках появились кресты, митры. Он стремился к тому, чтобы духовенство чувствовало заботу государства.

Духовным школам, например, он увеличил жалованье в два раза, что было очень важным, так как в них готовились кадры для Церкви. Когда мы вспоминаем о том, что было сделано на благо Церкви императором Павлом I, мы только можем его благодарить за это.  Но для многих император остается оболганным и по сей день. И кинематограф в этом отношении не остается исключением.

Но нужно отличать художественный фильм от документального. Я вспоминаю советский период времени, когда в нашем городе нас водили в кинотеатр «Нева» на сеансы с документальными фильмами. Это было важным в плане воспитания подрастающего поколения. Воспитание было не только благодаря школе, но и благодаря фильмам, которые могли правдиво рассказывать о тех или иных событиях нашей страны.

– Эти фильмы говорили правду?

– Мы и сейчас можем просматривать эти документальные фильмы советского периода, они являются достаточно информативными. Но художественные фильмы – это художественные фильмы.

– Но когда мы смотрим художественные фильмы об историческом периоде времени, мы же понимаем, что люди брали это все не из головы, а опирались на какие-то исторические факты. В этом плане мы им доверяли. Во всяком случае, об императоре Павле я узнал другую информацию только лишь лет двенадцать назад, не ранее.

– Были и есть разные исторические школы с разными подходами. Многие современные учебники по истории в нашей стране написаны на гранты из-за океана, где были совершенно точные установки: представить историю нашей страны определенным образом. Чтобы у нас появились учебники, которые позволяли бы иметь правильное представление об истории нашего государства, государству и Министерству образования нужно приложить немало усилий. Это непростой и серьезный процесс. Из-за того что разные исторические школы и их представители ведут непримиримую борьбу, вряд ли в ближайшей перспективе у нас появятся такие учебники, которые подробно и обстоятельно излагали бы историю по фактам и документам, такой, какой она была на самом деле. Конечно, хотелось бы, чтобы и сама общественность проявила внимание к этой проблеме. Проблема актуальная. Исходя из того, как мы будем воспитывать и обучать в школах и вузах, мы получим поколение, которому придется в этой стране жить и сохранять страну для будущих поколений. Это задача сложная, многогранная, она требует определенной политической мудрости. И время сейчас непростое, сложное.

– Когда оно было простым?

– Когда-то был период застоя при Брежневе, мы это хорошо помним. Наверное, и в то время можно было что-то сделать, более эффективно использовать время на благо нашего общества; может быть, тогда не произошли бы события, связанные с катастрофическим, совершенно чудовищным развалом нашей страны.

Я родился и вырос в этом городе, и я вспоминаю свои молодые годы: у меня всегда была возможность посетить богослужение в храме, не было никаких гонений на меня, школьника и молодого человека. Если и были сложности, то их всегда можно было преодолеть. У нас и в семинариях учились студенты, и в священники рукополагались, храмы были действующие, духовная жизнь шла. Более того, в квартирах и домах было немало и икон, и молитвословы были, и сохранившееся Священное Писание. В книжных лавках можно было приобрести те или иные старинные Минеи или богослужебные тексты. Они дорого стоили, но их можно было приобрести.

– Я помню, в 90-х годах, когда появилась первая Библия, изданная в нашей Русской Православной Церкви, один том стоил 80 рублей при зарплате 120–130 рублей. И первое издание было раскуплено в один день – настолько людям было необходимо слово Божие. В институте мне говорили, чем отличается человек с высшим образованием. Человек с высшим образованием умеет находить информацию и знает, где ее найти.

Не расходится ли официальная история с той, что пишет Православная Церковь через своих святых, подвижников и так далее?

– Сейчас немало книг выпущено о новомучениках и исповедниках Церкви, все они основаны на документах, найденных в тех или иных архивах. Эта информация подтверждается, ее можно проверить. Когда я составлял брошюру о нашем храме, я посетил немало архивов, и на основании именно архивных данных была составлена брошюра; это не просто художественное произведение, а исторические факты, которые можно проверить.

Те книги, которые выходят в лоне Церкви, это книги, которые прошли серьезную цензуру со всех сторон, проверены многими специалистами. Слава Богу, есть православные историки, настоящие профессионалы, которые пишут важные книги для будущих поколений в плане изучения правдивой истории.

– Если бы неверующие изучали историю Православной Церкви, было бы меньше мифов о нашей истории и можно было бы разрушить эти мифы?

– Все начинается с семьи. В семье рассказывают об определенных исторических событиях. Когда мы празднуем День Победы, наши родственники могут рассказать, например, о наших бабушках, дедушках, близких, которые принимали участие в Великой Отечественной войне, почитать воспоминания, книги о тех событиях. Воспитание должно начинаться в семье, но и в школе должно быть настоящее грамотное образование.

Я, как преподаватель истории государства и права, сталкиваюсь со следующим. Спрашиваю молодого человека, в каком году была крещена Русь, и получаю ответ, например: в 1812 году. К сожалению, многих исторических  дат современная молодежь не знает, это вопрос к тем людям, которые детей воспитывали, учили. Качество образования тоже должно быть соответствующим. А сейчас многие не имеют никакого представления о правителях. Сейчас у нас передача о Павле I, но многие не знают и о правителях ХХ столетия. Некоторые уже и про Ленина ничего не знают. Но это вопрос опять к общеобразовательной школе: как преподавали в школе, что по ее окончании люди зачастую не имеют никакого представления о нашей истории?

Я недавно принимал зачет и общался с девушкой, которая практически историю не знала. Она говорит, что ей стыдно, потому что ее мама преподаватель истории. На сегодняшний день и на наших приходах, и в семинариях мы преподаем историю нашей Церкви. История Церкви напрямую связана с историей нашей страны. Поэтому знание фактов истории Русской Православной Церкви позволяет очень неплохо ориентироваться в общей истории государства.

– Что нужно сделать для разрушения мифов, чтобы трезво взглянуть на происходящее и научиться думать?

– Прежде всего, просить помощи у Бога и самим приложить усилия, чтобы иметь знания; чтобы вокруг нас были люди, которые обладали бы этими знаниями и делились ими; делились не только с гражданами нашей страны, но и с теми, кто приезжает в нашу страну. Эту задачу, кроме нас, никто не решит, а Господь в этом нам поможет.

Но нужно, чтобы мы что-то делали. Если ничего делать не будем, тогда ничего не будет меняться.

Ведущий Глеб Ильинский

Записала Ирина Обухова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать