Беседы с батюшкой. Протоиерей Владимир Мокренко. 14 января 2025

14 января 2025 г.

Сегодня в гостях в студии клирик Костромской епархии протоиерей Владимир Мокренко.

– Батюшка, сегодня Церковь празднует Обрезание Господне, а также совершает память святителя Василия Великого. С чем связано установление этого праздника, какова его древность и история?

– Все праздники, которые относятся к Священному Писанию, особенно те события, которые там описаны, – это древние праздники. Праздник, который мы сегодня празднуем, очень глубокий. Мне хотелось бы предупредить наших зрителей о том, что тема сегодня будет сложная, в каком-то смысле деликатная. Сложность этой богословской темы в том, что она многослойная.

Можно сказать, что этот праздник был установлен в первые века христианства. Уже в IV веке многие святые отцы писали о нем. Но, наверное, мало кто знает, особенно на Западе, что этот день был постным. Римляне по юлианскому календарю праздновали Новый год. Например, блаженный Августин писал: «В день Обрезания при помощи Божией нужно поститься, исключив тех, которые не могут снести поста по слабости здоровья, и за тех жалких, которые настоящие дни нового года по своему нечестивому обычаю проводят в роскоши и невоздержании, будем всенародно умолять Бога». Этот пост продолжался три дня... Это относится к Западной Церкви еще до разделения Церквей.

Тем не менее этот праздник имеет и древнее происхождение, и глубокое значение. Я надеюсь, что мы сегодня поговорим об этом.

– Для чего Церковь напоминает нам ветхозаветное событие, чем оно сейчас актуально и полезно?

– Праздник Обрезания Господня идет в течение святок, особого периода Боговоплощения, Богоявления. Мы знаем, что в следующее воскресенье будет Крещение Господне. Этот праздник раскрывает этапы богостроительства, которые Господь применил к тому, чтобы привести к Себе ветхозаветный народ, в том числе и язычников, но в первую очередь, конечно, древних иудеев, которым Он и даровал этот завет обрезания. Обрезание является прообразом крещения, спасения. Но мы должны четко и ясно понимать, что между заветом обрезания, который Господь дал Аврааму, и крещением было очень много событий, которые нужно нам, православным христианам, уяснить для себя, для полноты нашей духовной жизни.

Ветхозаветное время – это время, не отделенное от того, что произошло в Новом Завете. Более того, практически все, что было написано, особенно о Христе, понимается только через Новый Завет. Когда мы прочитываем ветхозаветные события особой значимости через то, что уже свершилось, раскрылось в Новом Завете.

Если обратиться непосредственно к событию, которое описано в Священном Писании, нужно выделить два особых момента. Первое, что говорит нам Священное Писание: «Было же Авраму 99 лет, и явился Господь Авраму и сказал ему: Я есть Бог твой». А в древнееврейском тексте явился Яхве Авраму и сказал ему: «Эль Шаддай». «Эль Шаддай» – имя, с которым явился Бог Авраму, Исааку, Иакову только лично, переводится по-разному, но греческие толковники, которые переводили тексты с еврейского на греческий, перевели это как «Бог твой». Это удивительный момент, когда Сам Господь дает возможность Авраму называть Его так. Когда мы говорим «Боже мой», это говорим мы. А когда говорит Бог, что можно так Его назвать («я Бог твой»), это указание приближения Бога к душе этого великого праведника.

Надо заметить еще и то, что именно в момент дачи завета обрезания Господь меняет имя Аврама: дается имя Авраам (удвоенная «а»). Это событие говорит о том, что он есть отец множества.

Когда Господь открывает Свое имя Аврааму, Он дает возможность обратиться к Нему с каким-то особым чувством, духовным состоянием. Что такое завет? В некоторых пояснениях иногда можно встретить, что завет – это некий юридический документ, но понятно, что это не документ, а особый договор, особые отношения, которые возникают между Богом и человеком. Само понимание обрезания может быть рассмотрено с точки зрения завета. Мы знаем, что завета было два.

– Батюшка, как соотносятся между собой завет, который был дан Богом Ною, и завет с Авраамом?

– Мы знаем, что первым заветом, который был дан Ною, когда он вышел из Ковчега, была радуга. Это некая сущность света, которая указывала на Боговоплощение. Завет, который был дан вторым, завет как знак на плоти. Таким образом, было указано, что в определенное время произойдет Боговоплощение и что тот народ, который несет в себе этот знак, приготовлен для того, чтобы через него воплотился Спаситель.

Этот важный момент указывает нам и на генеалогию Спасителя. МатфейРосаиавт говорил о том, что между Авраамом и Христом есть связь (говорится о тех родах, которые были между Авраамом и Христом). А Лука говорит о том, что есть связь Христа с Адамом. Этот момент подчеркивает глубинную связь человеческого рода с Божественным воплощением, что Бог воплощается именно по плоти. Сущность завета обрезания раскрывает как раз знак, который кладется на тело человека. С одной стороны, мы видим завет на небе, а с другой завет на плоти.

– Почему знамение завета с Авраамом полагалось только на плоть мужчин и только на ту часть плоти, которая является крайней в отношении перехода семени из плоти отца в плоть матери?

– Это очень важно. Я сейчас обращаюсь к богословскому тексту, чтобы быть более точным: «Слово «семя» на языке Священного Писания есть прямое и несимволическое обозначение потомства. Семя есть потомство, которое идет от рода в род». То есть завет обрезания находился на границе перехода семени и зарождения потомства. Он говорит о том, что родство передается по отцу. Это, кстати, тоже удивительный момент, который следует учитывать. Если мы говорим о семени как исходном начале деторождения, оно проходит через отмеченное в завете место, которое обрезывается.

Завет обрезания велит стеречься такого порядка вещей, когда родство передается не через семя отца. Этот момент подчеркивается Священным Писанием, хотя в истории он нарушался. В разделе, посвященном Каину, мы видели активное участие женщины, даже упоминание женских имен. Что имеется в виду? Были сыны Божии и дочери человеческие, и вот между ними произошел контакт. Хотя физически потомство Каина было уничтожено Потопом, дух Каина распространялся и дальше, даже после Потопа сохранялся. Этот дух растления, богоборчества сохранялся в тех сынах, которые явились вследствие соединения дочерей человеческих с сынами Божьими. Это те самые гибаримы, нефилимы, гиганты, о которых написано в синодальном переводе не совсем правильно, что это «издревле славные люди». Это какие-то гиганты или существа, видимо, в человеческом образе, и обобщенно они назывались «плоть». А «плотью» называлось все то, что окончательно не имело способности к богообщению. Это очень важный момент.

Чтобы избегнуть такого бедственного состояния, на плоть мужчины, как отца, полагался знак обрезания. Это был физический момент, который нес в себе некое священнодействие, таинственное действие, которое распространялось не только на плоть, на семя, на передачу этого греховного каинского духа, а еще и как бы на сердечное обрезание, на борьбу с этими самыми страстями, с теми грехами, пороками, которые в Новом Завете стали естественным делом духовной брани.

Чтобы пресечь неспособность к богообщению, и совершалось это обрезание, которое потом явилось прообразом закона. Закон был принят, как мы знаем, через Моисея, через скрижали Завета. Это священнодействие было тем, что открыло дверь закону, тому, что полагало некие границы греха, что ограничивало грех, показывало, за какую границу переходить уже нельзя. Хотя сам закон не делал человека лучше, как говорит об этом апостол Павел. Собственно, закон был дан именно для этих ограничений, для понятия того, где граница того или иного действия, совершаемого человеком. Этот закон был дан, чтобы он не перешел в греховное, богоборческое состояние.

Это состояние ветхозаветного человека требовало постепенного приближения к тому, что мы называем законом, а впоследствии к тому, что уже называется благодатью. Закон перестает действовать, и, таким образом, с Пришествием Христа в мир приходит благодать, вера, с помощью которой человек исцеляется.

– Батюшка, а если максимально простыми словами, как можно объяснить неправославному другу, христианину или человеку, который находится на пути к православию, к христианству, что мы празднуем? Нередко слышу: «А что вы празднуете, почему празднуете Обрезание Господне?» Как можно максимально просто, понятно объяснить, что мы празднуем?

–  Дело в том, что обрезание – это определенный богословский этап домостроительства спасения. Есть такое понятие в богословии – «домостроительство». Как строится дом для человека: постепенно, от фундамента до крыши. В спасении человечества тоже была такая последовательность, начиная с Авраама, когда он испытал определенные состояния, связанные с данным ему заветом. Первый завет, если мы помним, был заветом рассеченных жертв, когда Авраам участвовал в неком таинстве богообщения. Он рассек напополам жертвы, и одна сторона была положена напротив другой стороны, и ждал, что будет. Авраам не сжигал жертвы, а просто сделал то, что Бог сказал ему сделать. Между этими жертвами стал проходить Бог в виде огня, и состояние Авраама было исступленным, потому что в нормальном психическом и духовном состоянии пережить это сложно. Это было моментом богообщения человека с Богом. Это был прообраз Голгофы.

Что такое страх Божий? Современному человеку, о котором Вы спрашиваете, какая польза от этого понимания? Страх Божий – это не страх перед Богом, не боязнь того, что Бог тебя накажет, что Бог может сделать из тебя что угодно, а это страшное в Боге. Страшное в Боге – это Голгофа. Это то состояние, которое испытывал Христос, все ученики Христа, когда происходили эти события.

Мы должны этому научаться через образы Ветхого Завета, постепенно приблизиться к тому, что нам необходимо в нашей конкретной жизни. Второй завет обрезания, как мы дальше будем говорить, переходит понимание того, что есть спасение. Спасение начинается с крещения.

– Я хотел спросить, как нам понимать, что завет обрезания является прообразом христианского таинства Крещения? А значит, и спасения, потому что без крещения нет спасения.

– Надо сказать, что обрезание есть познание греха в его крайней форме. Мы говорили: обрезание – как преддверие закона, как некое болезненное ограничение человека, которое совершалось в то время. Также оно совершается уже в Новом Завете через крещение. Когда мы совершаем крещение, читаются определенные молитвы над крещаемым, и он получает определенные ограничения в своей жизни. То есть он не должен уже делать какого-то греха. Он понимает, что рождается в новую жизнь. Новая жизнь – это духовная жизнь, которая дает благодать Божью, снимая грехи с человека, те, которые были у Адама и Евы, прерывая как бы эту связь греха.

С другой стороны, открывается как бы путь для богообщения. То есть когда человека миропомазывают (говорят: печать Духа Святого), это дает не просто ограничения, что были непосредственно у ветхого человека, который обрезывался, который только понимал, что за эти границы переступать нельзя. Но в Новом Завете крещение дает нам уже большие возможности, чтобы мы не только вышли из ограничительного круга, но могли перейти в личностное развитие. Есть два понятия: индивидуальное и личностное. Первое говорит о том, что есть природные ограничения человека, в которых он рождается. А личностное возрастание – это когда человек выходит за пределы индивидуального. И именно с личностью общается Бог. Индивидуальное – это природа человека.

В этом смысле как бы есть прямая связь: тот образ обрезания, который являлся прообразом крещения, постепенно реализуется уже, так сказать, в Новом Завете. Тут надо еще сказать очень важный момент: даже в древности еще, в Древнем Египте, например, были тоже, в общем, подобные инициации, но они не имели такого глубокого значения, какое имело у иудеев в то время обрезание…

Очень понятно, что обрезание плоти было знаком грядущего спасения. То есть спасение было через рождение Христа, через рождение Его во плоти. Более того, мы говорим о празднике, что Христос, будучи Богочеловеком, не нуждался, в общем-то, ни в обрезании, ни в крещении, потому что Он уже был совершенным. И Он был настолько совершенным, что не мог умереть естественным способом, как умирают люди, потому что в Нем нет греха. И насильственная смерть, которая случилась в виде распятия на кресте, как раз тот единственный способ, на который Сам Господь выходит через Свое воплощение, рождаясь безгрешным, принимая вот эту индивидуальную природу, которую Он Своей Ипостасью делает способной к жизни и как бы соединяет с человеческой природой. Таким образом происходит обожение человека. Того, о чем мы сейчас говорим, нет ни в одной религии. И если и говорят о святости, говорят именно об этом процессе обожения, о процессе соединения человека посредством плоти Христовой с плотью человека.

И когда мы причащаемся Тела и Крови Господа, мы же недаром говорим эти великие слова: что мы причащаемся Пречистого Тела и Пречистой Крови Господа Иисуса Христа. Действительно, это то, что было в Христе в тот момент, когда Он жил на этой земле. И когда спасение произошло через Христа, значение знака осуществилось; и надобность в знаке отпала. И вот, например, апостол Павел говорит: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати. Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания. То есть еще очень важный момент заключается в том, что если апостол говорит, что во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью, это означает, что Бог один для всех народов. Что спасение одно для всех, обрезанных и необрезанных. И на это есть прямое указание в завете Бога с Авраамом. То есть вот это знамение на плоти мужчин одного народа по преимуществу, но это одновременно для того, чтобы Христос мог воплотиться через этот народ.

Вспомним разговор Спасителя с самарянкой у колодца, когда Он говорит, что спасение от иудеев. И вот до Христа это спасение они несли в этот мир. Среди этого многобожия, когда веровали от жуков до звезд во что угодно, еврейский народ нес в себе через закон, через эти заветы, которые были, истину. В том числе в этом великом празднике Обрезания нам показывается, как Бог постепенно через еврейский народ готовил спасение всему человечеству.

Сегодня также день памяти Василия Великого, великого святителя. Давайте вспомним его краткое житие. И чем он важен для Церкви?

– Святые угодники Божии, великие отцы Церкви рождались именно в то время, когда это было необходимо для Церкви. Мы знаем, что IV век был золотым веком. Именно в этом веке были важные Первый и Второй Вселенские Соборы. И мы знаем, что Василий Великий боролся с ересью Ария, который как раз и говорил, что Христос не является Сыном Божьим. Вот как раз тема, которую мы сегодня обсуждаем, очень актуальна именно в работах святителя Василия Великого. И вообще вся его семья практически святые люди, канонизированные Святой Церковью. Поэтому личность это выдающаяся. К сожалению, он мало прожил, по-моему, 49 лет, но сделал очень много для Церкви. И мы до сих пор читаем и его толкования на Шестоднев, и другие работы, в том числе работы, которые касались обличения ереси Ария. Поэтому достойно, чтобы в этот день совершалась его литургия. До этого была литургия Иакова, которая у нас тоже иногда служится в некоторых местах. Но в основном это литургия Василия Великого и литургия Иоанна Златоуста.

Мы сегодня поговорили вкратце, конечно, не вдаваясь в детали, о том, что такое обрезание, которое было когда-то в Ветхом Завете. Но оно напрямую касается каждого из нас, потому что это символ спасения, это то, что дано было Богом для осуществления той духовной жизни, того богообщения, обожения, что мы сейчас видим в Новом Завете.

– В грядущее воскресенье мы будем праздновать Крещение Господне. Как православному христианину подготовиться к данному празднику и провести его?

– Православный человек должен, конечно, прежде всего понимать значение того или иного праздника. Удивительно, что сами праздники церковные не просто являются воспоминанием каких-то давно происшедших событий, а мы участвуем в этих событиях. И в таинстве Боговоплощения мы участвуем именно тем, что происходит обожение человека, человек зарождается к новой жизни. И таинство Крещения – это тоже ступень приближения человека к Божеству… Бог явился миру. Мы слышим голос Отца и видим действие Святого Духа в виде голубя. И благодать Божия сходит на воды, то есть на все водное естество земли через Богочеловека Иисуса Христа. Это благоволение Отца, осияние Святого Духа не только на Самого Христа, но и на мир.

То есть следствием Его появления, Его крещения является освящение водного естества. Вода приобретает первозданные свойства, которые были ею утрачены после грехопадения человека, когда благодать отошла не только от самого человека, но и от стихии этого мира, в том числе от воды и огня. Поэтому этот праздник, конечно, требует осмысления. Вот мы желаем часто друг другу радости, поздравляем с праздником. А ведь радость возникает от чего? От того, что мы что-то понимаем в предмете этой радости, доводим эту мысль до чувства, как говорили древние отцы. Мы, проникая в смысл значения того или иного события священного, проникаемся этим событием и получаем за это благодать. И сердце наше радуется. И если мы будем так относиться к каждому празднику, изучая этот праздник (а тем более у нас сейчас есть возможности, как никогда, читать, слушать, интернет нам дает большие возможности, и книги сейчас выпускаются), это будет давать удивительный творческий энтузиазм для этой духовной радости. Как говорит нам апостол: непрестанно радуйтесь.

Вот эта непрестанная радость именно от того, что мы проникаемся умом в то, что сделал для нас Господь. А Он сделал для нас то, чтобы мы жили божественной жизнью. И этот праздник один из величайших и должен в нас пробуждать эту радость. Но эта радость, повторяю, зависит от того, насколько мы проникаемся смыслом этого праздника.

Батюшка, вот спорный вопрос данного праздника: окунаться в прорубь или нет. Многие священники выступают за это, благословляют это, совершают молебен, освящают воду. А многие, наоборот, выступают против и связывают это с языческой традицией, которая была давно на Руси.

– Все дело в том, насколько человек понимает то, что он делает. Это возвращает нас опять к вопросу о понимании того или иного события. Конечно, то, что люди окунаются в этот праздник, можно расценивать как некое приближение, может быть, к тому, что дает нам этот праздник. Как-то взбодрить себя тем, чтобы погрузиться в холодную воду, потому что это происходит именно в момент крещения. Понятно, что здесь не происходит никакого прощения греха. Богообщение вообще сопровождается через таинства. Вот те таинства, которые мы знаем в Церкви, таинственным образом делают человека общником благодати. Они вводят человека в богообщение, именно таинства, поэтому они называются таинствами. Таинственно только для этого человека и Бога это происходит.

А эти внешние традиции больше имеют спортивный характер, они не имеют духовного значения, поскольку это в основном рассчитано на экстремальные состояния, на адреналин, чтобы пробудить в человеке некую бодрость, некую свежесть, как бы встряхнуть человека. Но если это происходит в контексте православного понимания, если человек причащается, исповедуется, живет церковной жизнью и ему хочется просто в этот день, допустим, окунуться в холодную воду, то в этом ничего плохого нет. Но когда происходит некая подмена, когда только это окунание и больше ничего, то, конечно, это плохо.

– Давайте ответим на вопросы, которые приходят от наших телезрителей. Такой богословский отчасти вопрос: «Как понять слова Иисуса Христа, что только Отец Небесный Благ? «Что вы Меня называете благим?» Получается, что Иисус Христос не совсем Благ и совершенен? И зачем Иисус молился Отцу, если Сам является Богом, и просит избавить Его от казни?

– Знаете, ведь речь идет о состоянии Богочеловека, о состоянии Божества, Которое телесно пребывает в Иисусе Христе. И обычный человек испытывает определенное состояние. И Бог испытывал эти состояния. Мы знаем, что Он испытывал все, что касается природы человеческой, кроме греха. То есть вот эти состояния как раз и описаны в Священном Писании. То есть человек обращается к Богу? Обращается.  Человек может страдать от чего-то, от каких-то ран, от голода, холода. Это как бы естественное состояние человеческой природы.

То есть природа, лишенная благодати Божией, того, что имел Адам, подвержена многим вещам, в том числе и смерти. Но поскольку Христос был безгрешен, повторяю, не имел этих человеческих страстей, никакого греха, Он не имел того, что не давало Ему возможности общаться со Своим Отцом. Он общался с Ним через собственное тело, которое он приблизил к Себе и с которым соединился, не смешиваясь с ним, как говорит нам преподобный Максим Исповедник.

Поэтому здесь описывается не какая-то призрачная природа человека, а именно та, которая была действительно у Спасителя, поэтому то, что перечисляется в этом вопросе, как раз подпадает именно под эту тему богочеловечества.

«Подскажите, пожалуйста, как быть, если конфликты происходят с родителями. Я стараюсь сдерживаться, но иногда не получается. Родители неверующие, и для них конфликты – это норма жизни, а я потом переживаю из-за этого».

– Всякие конфликты имеют под собой определенные основания, но прежде всего конфликт возникает не только с другими, но и часто у человека с самим собой. То есть сам человек не может договориться со своей совестью, например. И даже если человек, например, является правым в каком-то деле, ему сложнее смириться. Вот мы можем вспомнить, например, псалом 90-й, где говорится, что с правой стороны почему-то намного больше опасности, чем с других сторон, спереди и сзади. Потому что когда мы правы, нам сложнее смириться, сложнее бороться с самими собой, своими грехами, своей гордостью в том числе.

А когда мы не правы, мы можем как бы сказать: ну, не правы… И либо извиниться, либо гордо уйти, хлопнуть дверью, и сказать-то как бы нам нечего. А вот когда мы правы, естественно, возникает мощный ответ нашей самости: мол, мы не должны как бы преклонять голову перед неправдой и так далее. Поэтому в данном случае, если конфликт с родителями происходит на какой-то почве бытовой, то нужно вспомнить, наверное, заповедь Господню: почитай родителей, и будешь долголетен. Заповедь дана с обетованием. И, думаю, здесь надо учиться смиряться, учиться послушанию, потому что Бог так захотел, что не Вы родили своих родителей, а они Вас, поэтому иерархически Вы им должны быть послушны.

Никита задает вопрос: «Как бороться с рукоблудием и отстраняют ли от Причастия за этот грех? Боюсь исповедовать».

– Во-первых, исповедовать надо всегда. Этот грех достаточно серьезный. Он исходит как бы из недр человеческого естества, поврежденного грехом. Даже само рождение человека стало именно таким, каким оно есть на сегодняшний день в этом мире, благодаря греху, потому что и пол был создан мужской и женской именно для того, чтобы как бы сделать минимальным, так сказать, ущерб от греха. Потому что грех порождает смерть, и человек мог бы в конечном счете потерять вообще жизнь как таковую. Есть у нас вот этот половой признак, это чувство, что мы сейчас называем сексуальным. Это естественное чувство, но, как всякое чувство, нужно его научиться направлять в определенное русло.

Понятно, апостол, например, говорит: чем разжигаться, лучше жениться. То есть если человек одинокий, то понятно, что в нем возникает этот огонь страсти, огонь похоти, и нужно просто человеку уметь направить эту энергию в нужное русло. Но это вопрос личностный. Если человек приходит на исповедь, с ним нужно на эту тему говорить индивидуально.

Вопрос от Алексея: «Как поблагодарить Пресвятую Богородицу и всех святых?»

– Ну, во-первых, словами. Господа Иисуса Христа, Пречистую Деву Богородицу поблагодарить за какое-то благодеяние. Есть специальные молитвы благодарственные, которые можно найти в молитвословах, в Интернете. Прежде всего так, наверное. Если коротко отвечать.

Батюшка, поздравьте наших дорогих зрителей с грядущим праздником Крещения Господня.

– Я поздравляю с сегодняшним праздником всех! Дай Бог, чтобы то, что мы сегодня говорили, дошло до всех нас. С наступающим великим праздником Богоявления, Крещения Господня! Хотелось бы, чтобы мы осознали этот праздник всей своей душой, всеми своими силами, чтобы в нас была вот эта полнота радости о Господе, которая добавила бы нам благодати воды святой, которую мы принесем в свои дома, которой окропим жилища, чтобы Господь был с нами, а мы были с Ним. Вот этого хочется пожелать всем нашим зрителям. Всем вообще православным христианам – радости. разумения, премудрости. А наша премудрость – это Спаситель, Иисус Христос, Который дает нам Самого Себя.

Ведущий Павел Денисик

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X