Беседы с батюшкой. Протоиерей Виктор Горбач. 18 февраля 2025

18 февраля 2025 г.

В студии председатель Епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Южно-Сахалинской и Курильской епархии настоятель храма во имя святителя Иннокентия, митрополита Московского (в Южно-Сахалинске), протоиерей Виктор Горбач.

– Отец Виктор, Вы приехали издалека, поэтому сразу хочется расспросить о том месте, откуда Вы приехали, где служите и где проходит Ваше послушание. Это остров Сахалин. На самом деле мы мало о нем слышим; и уж тем более мало слышим о православии на этой земле. Поэтому особенно интересно узнать историю появления там православия, первых священников, первых епископов. О тех святых, которые там проповедовали.

– Сразу вспоминается известная песня: «Ну что тебе сказать про Сахалин? На острове нормальная погода». В ближайшие дни обещают очередной тайфун, поэтому будет много снега. Если говорить об истории освоения Дальнего Востока, в том числе Сахалина и Курильских островов русскими людьми, то XVIII и XIX века – это время, когда русские люди пришли на эти земли. Когда шло освоение Дальнего Востока, вместе с русскими первопроходцами, вместе с купцами приходили и первые священники.

Если говорить о храмах, которые появились на наших островах, то очень интересно, что первый храм появился не на острове Сахалин, а на одном из самых северных островов Курильской гряды – острове Шумшу. Он был построен в XVIII веке по просьбе коренного населения Сахалина и Курильских островов айнов, которые жили на этом острове и, приняв православие, хотели дальше жить церковной жизнью. И чтобы у них был храм.  Была построена часовня, а также направлен законоучитель. Тогда не было возможности направить священника на этот остров, поэтому направили отставного казака, который обучал детей курильских айнов «Закону Божьему», грамоте. Можно сказать, что первая школа, созданная по правилам Российской империи, появилась тоже на этом острове и размещалась в часовне в честь святителя Николая Чудотворца на острове Шумшу.  Потому что это покровитель путешественников, моряков, и для тех первопроходцев, которые приезжали на эти земли, была очень важна молитвенная помощь со стороны святителя Николая.

Еще надо упомянуть святителя Иннокентия. Это святой, которого мы считаем небесным покровителем Сахалина и Курил, потому что уже в XIX веке святитель Иннокентий стал первым епископом Камчатским, Курильским и Алеутским. Это огромная территория даже по сегодняшним меркам, с учетом того, что у нас есть и самолеты, и поезда, и скоростные пароходы. В XIX веке как можно было просто объехать эту огромную территорию? А ведь святитель не только объезжал, он еще и служил, открывал храмы, помогал людям. Как он это все успевал делать? Наверное, только благодаря воле Божьей это было возможно. Но факт остается фактом: в 1861 году, отправляясь из города Николаевска-на-Амуре на Камчатку, корабль, которым плыл святитель Иннокентий, сделал остановку на берегу Татарского пролива в районе первого пограничного поста, первого места, откуда началось освоение Сахалина русскими людьми. Это пост Дуэ в северной части острова Сахалин, рядом с населенным пунктом, который сейчас называется Александровск-Сахалинский. До революции он назывался пост Александровский – это была первая столица Сахалина. Но на тот момент его еще не было, а был пост Дуэ. Корабли там останавливались, чтобы заправляться углем и продолжать путешествие. Как-то начался очень сильный шторм, и капитан корабля, и пассажиры уже готовились к тому, что погибнут, разобьются о скалы. Но произошло чудо, корабль выбросило на мель. Все пассажиры и вся команда корабля остались целыми, в том числе путешествующий на этом корабле владыка Иннокентий.

Откуда мы знаем об этой истории? Это тоже очень интересно. Дело в том, что в 1860 году к митрополиту Филарету (Дроздову) обратился молодой человек по имени Симеон Казанский. Он спросил: «Владыка, что мне делать? Я хочу послужить Церкви». И митрополит Филарет отправляет его на Дальний Восток помогать владыке Иннокентию. Тот проделал долгий путь, встретился с владыкой Иннокентием и направлялся на Камчатку на одном корабле с владыкой. Так Симеон оказался на Сахалине. Он тоже какое-то время пробыл на острове, пока другой корабль его не доставил на Камчатку. Но через несколько лет он возвращается на остров и становится первым сахалинским священником. Отец Симеон Казанский – удивительный человек, который несколько лет в очень сложных условиях служил на нашем острове. Он был настоящим подвижником. Его приход располагался в двух местах: на севере и на юге острова. Сейчас это путешествие занимает где-то 8–10 часов по дороге, причем большая часть дороги – асфальт. Представьте XIX век, как было сложно путешествовать священнику... Хотя это была Российская империя, и вроде бы государственной религией было христианство и Церкви должны были помогать, но все было очень непросто. Где-то на корабль его брали, где-то не брали. Куда-то он сам отправлялся, порой ему помогали местные жители. В общем, все его служение было подвижническим, миссионерским. За десять лет служения, можно сказать, он оставил все здоровье на Сахалине и потом вынужден был вернуться к себе на родину.

Таких священников, подвижников было очень много. Все знают про Соньку Золотую Ручку, это была мошенница, преступница. Но мало кто знает, что она приняла крещение именно на острове Сахалин, в храме (пост Дуэ). Она доверилась священнику, который там служил, приняла крещение, стала православной христианкой. Это тоже показатель, когда человек в итоге понимает, что вопрос спасения его души – очень важный вопрос, что необходимо что-то делать для того, чтобы изменить свою жизнь.

Мы знаем произведение Антона Павловича Чехова «Остров Сахалин». Настолько интересные судьбы там встречаются... Староста храма в селе Рыковское на острове Сахалин – участник террористической организации Иван Ювачев. Отбыв свое наказание, возвращается в Петербург, а затем отправляется в паломническую поездку на Святую Землю. И уже под псевдонимом Миролюбов пишет книгу о своем паломничестве. Эта книга издается достаточно большим тиражом. Он становится известным духовным писателем. Потом он встречает революцию. До второго ареста сына Иван Павлович не дожил, он умер в 1940 году в возрасте 80 лет от заражения крови. В 1940 году его сына, известного писателя Даниила Хармса, арестовывает НКВД. А из НКВД выдачи нет, и там он погибает. Судьба человека.

Или еще один человек, о котором упоминает в своей книге Антон Павлович Чехов: Мария Кржижевская. Мы представляем Сахалин, что это место каторги, куда людей ссылали, туда люди ехали по решению суда, а она едет совершенно добровольно сама. В ее жизни происходит личная трагедия, но она не зацикливается на себе, как часто бывает в нашей жизни. Мы сталкиваемся с людьми, у которых какие-то сложности, и они относятся ко всем с каким-то неприятием и говорят: ну почему так в моей жизни произошло? А она совершенно иначе подходит к этому и понимает, что в ее жизни, в ее семье не будет детей, и едет, получив образование фельдшера-акушерки, помогать людям воспитывать детей, принимать роды. Тогда не было ни перинатальных центров, ни роддомов, ни скорой помощи. Она сама шла от дома к дому и помогала людям. За несколько лет ее служения на Сахалине ее так полюбили жители села Рыковское, где она жила, и других сел Сахалина, что она стала при жизни для них как святая. Когда она умерла, все пришли ее провожать. Удивительный человек. Она была действительным членом Императорского православного палестинского общества, разносторонне образованной, приехала помогать людям на Сахалин, знала основы медицины, то есть была специалистом.

Еще один человек, кто построил храм, где был старостой Иван Ювачев, а прихожанкой Мария Кржижевская, иеромонах Ираклий. Священник, этнический бурят, который у себя на родине пережил страшную трагедию. Село, в котором он жил, практически полностью погибло от наводнения. Он дал обет Богу, что если останется жив, то станет монахом, станет священником. Он действительно выжил и отправился на Сахалин. Там служил, построил этот храм. С Антоном Павловичем Чеховым они стали друзьями и вместе возвращались на материк. Потом долго переписывались, поддерживали отношения.

Удивительно: наш остров вроде бы далекий от Москвы, но насколько там переплетаются человеческие судьбы, протекает интересная, активная духовная жизнь! Конечно, в ХХ веке, сначала после русско-японской войны, когда южная часть Сахалина перешла под власть Японии, а потом уже после революционных событий на острове храмы закрывались. Последний православный священник Александр Гнеуш тоже служил в селе Рыковском, в храме в честь Казанской иконы Божьей Матери. Это был последний священник, который был арестован. Его отправили в Амурскую область. Он погиб в лагере. Мы не знаем, где он похоронен. К сожалению, до сих пор большая часть информации о его судьбе в местах заключения неизвестна. Для нас он, конечно, символ священнического служения, несмотря ни на какие жизненные обстоятельства.

Очень символично, что в 1995 году, когда на острове произошло страшное землетрясение (в Нефтегорске), Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил Сахалинскую землю Казанской иконой Божией Матери. Единственное здание на острове не пострадало (а на тот момент мало кто знал об этом), как раз храм в Рыковском в честь Казанской иконы Божьей Матери. К сожалению, этот храм еще не восстановлен, там размещается сельский клуб, но вместе с тем мы, верующие православные христиане, надеемся, что с Божией помощью там вновь зазвучат молитвы и, может быть, он станет местом паломничества, даже туризма для людей, которые изучают нашу отечественную историю и хотят понять, чем жил Сахалин в XIX веке. Я думаю, что этот храм станет настоящим символом возрождения православия на наших дальневосточных, сахалинских и курильских землях и знаком восстановления исторической памяти.

Сейчас много говорят о сохранении исторической памяти, но как мы можем о ней говорить, если у нас есть храм, где совершалась молитва, куда приезжали известные и удивительные люди, а до сих пор этот вопрос с ним не решен. Но мы надеемся, что с Божией помощью, по молитвам всех православных и тех телезрителей, которые сегодня смотрят нашу программу, этот храм будет восстановлен.

Дай Бог, чтобы так и было. Тем более очень много нитей оказалось связано именно с этим храмом. Вы не так много храмов пока обозначили, мы о них еще спросим, но этот вышел на первый план, и вдруг неожиданно оказалось, что он сейчас не храм.

– Да. А вот в XIX веке это была церковь и духовный центр, который объединял людей. Вот такая судьба. Сейчас, конечно, построено много новых храмов, потому что в советское время Сахалинская область была неким атеистическим заповедником. Туда нельзя было приезжать священникам, потому что это была пограничная зона, и религиозную общину отказались регистрировать. Хотя многие люди после окончания Второй мировой войны, приехав на юг Сахалина, осваивая эти земли, просили зарегистрировать православную общину, но в то время это было невозможно.

А в 1989 году был открыт первый православный приход. Открытием первого православного прихода занимался известный протоиерей Константин Островский. В то время он был еще священником, служил в Хабаровской епархии и был направлен в командировку на Сахалин. Два месяца он прослужил на острове Сахалин. В 1989 году, 3 сентября, в годовщину победы над Японией, правительство региона, понимая, что надо восстанавливать историческую преемственность, приняло решение, что в этот день состоится перезахоронение бойцов одного из партизанских отрядов, которые оказывали сопротивление японским оккупантам во время русско-японской войны. Во время этого перезахоронения пригласили священника, отца Константина, чтобы он совершил панихиду. При большом стечении народа, комсомольцев, партийных работников отец Константин совершал панихиду, православную службу. Мне рассказывал один чиновник, как они подъехали на черной «Волге» к первому сахалинскому приходу (а это очень отдаленный район города Южно-Сахалинска, там не было асфальтовой дороги). Выходят два человека в штатском, проходят в храм, зовут священника, выходят. А прихожанки, увидев эту картину, конечно, подумали что-то плохое и побежали к машине: «Куда вы увозите нашего батюшку? Что вообще происходит?» Они подумали, что священника забирают непонятно куда. Но это время уже прошло. Те, кто приехал за священником, объяснили, что они его забирают не куда-то на допрос, а для того, чтобы он совершил службу 3 сентября, в день празднования освобождения Южного Сахалина и Курил от японских оккупантов. Вот так нить истории соединилась.

После этого уже начали открываться приходы и в других населенных пунктах. В 1995 году даже был построен первый Воскресенский собор. Мы в этом году как раз отмечаем тридцатилетие этого собора, который стал символом возрождения православия на Сахалине.

Тоже очень интересна судьба этого собора, потому что сначала он был построен как часовня в новгородском стиле, вмещал около четырехсот прихожан, но потом места оказалось мало. Все желающие не могли попасть в собор, хотя были и другие приходы. Поэтому было принято решение его реконструировать. Достроили трапезную часть, колокольню, и собор получил обновленный вид в 2003 году.

Так развивается православие у нас на острове.

А в 2010 году состоялся очень значимый для нас визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Это был первый первосвятительский визит православного иерарха такого уровня на наш остров. Конечно, очень символично, что служба с участием Святейшего Патриарха состоялась на площади Победы. Воскресенский собор не мог вместить всех желающих, было принято решение, что будет построен новый кафедральный храм. В 2016 году этот храм был построен – кафедральный собор в честь Рождества Христова на площади Победы города Южно-Сахалинска.

Это тоже очень важное событие для нашего региона. До этого, когда приезжали туристы или гости, то обычно как самое красивое здание в городе им показывали Японский музей. То есть за время советской послевоенной жизни построили дома, какие-то учреждения, но такого красивого здания, которое бы могло спорить с Японским музеем, к сожалению, не было. А вот когда Святейший приехал, благословил строительство собора, площадь Победы просто преобразилась. Сейчас там есть и музей «Победа» в честь защитников нашего Отечества, которые осваивали эти земли, защищали их; есть исторический парк «Россия – моя история». Но, конечно, самым главным украшением площади стал кафедральный собор в честь Рождества Христова.

Конечно, православие развивается не только в Южно-Сахалинске, но и в других районах, населенных пунктах, даже селах. Строятся храмы, в основном деревянные, небольшие, но там везде очень дружные общины: люди вместе молятся, помогают друг другу в разных ситуациях. Всегда, когда приезжаешь в район, встречаешься с прихожанами, просто удивляешься, какие у нас замечательные люди!

Много ли храмов вообще было до революции? Много ли из них было снесено и остались ли какие-то дореволюционные храмы, кроме, как я понимаю, упомянутого храма Казанской иконы Богородицы?

– Да, к сожалению, все храмы, которые существовали до революции, были разрушены – либо во время русско-японской войны, либо уже в революционное время. Единственное здание, которое сохранилось, – это здание храма Казанской иконы Божией Матери. Но оно было перестроено: в какой-то момент там сначала сняли кресты. (Сейчас тоже на каких-то изображениях убирают, затирают кресты; и мы относимся к этому как-то спокойно, а ведь это то, что творилось у нас в XX веке, когда сносили кресты с храмов. Понятны чувства людей. Они всегда задают вопрос: к чему это ведет? Почему наши даже иногда государственные учреждения стыдливо затирают кресты? Важно сохранять нашу историю, наши традиции.)

К сожалению, со здания храма в честь Казанской иконы Божией Матери уже в советское время были сначала убраны кресты, потом купола, крыша была заменена. И сейчас уже сложно понять, что это был храм. Но все равно для нас это место намоленное, дорогое. Когда мы проезжаем мимо этого места, останавливаемся, какую-то молитву читаем, поем тропарь в честь Казанской иконы Божьей Матери и надеемся, что все-таки это единственное место, которое сохранилось еще с дореволюционных времен, будет восстановлено.

Какого века или года храм?

– Это вторая половина XIX века. Если кто будет читать книгу Чехова, может узнать и о том, как этот храм был построен и какой он был тогда. И все слова восхищения Антона Павловича Чехова тем подвижническим служением отца Ираклия, которое тогда увидел своими глазами.

Какие храмы были снесены? Много ли их было до революции?

До революции было где-то около десяти храмов в разных районах Сахалина. Кстати, даже во время японской оккупации южной части Сахалина один приход существовал и действовал до 1917 года. Как это произошло? Тоже очень интересно.

В 1905 году, когда южная часть Сахалина отошла японцам, то Русская духовная миссия в Японии, которую возглавлял святитель Николай Японский, сразу же стала интересоваться судьбой и храмов, и тех русских людей, которые еще оставались на юге Сахалина. В 1909 году на остров направился ближайший помощник владыки Николая – епископ Сергий (Тихомиров). Он совершил три поездки на Сахалин, есть его изданные дневники. Они очень интересные, книга называется: «Миссионерские радости». Кому интересно, могут прочитать эту книгу. Там он как раз описывает жизнь Южного Сахалина. Он иногда приезжал к прихожанам. В селе жила одна русская семья. Он приезжал к ним, служил литургию прямо у них в доме, наставлял их, поддерживал духовно. Как раз один из выпускников курсов, которые организовал протоиерей Иоанн Восторгов в Москве, выразил желание и готовность поехать на Сахалин через Японию. Напрямую не было возможности туда добраться, поэтому он через Японию приехал на Сахалин и там служил до 1917 года.

В семнадцатом году уже какие-то контакты с Россией были прерваны, поддержка Русской духовной миссии тоже была прервана по понятным причинам, и священник был вынужден вернуться к себе на родину. А в других местах Сахалина все храмы, к сожалению, были разрушены.

А сейчас получается ли строить новые?

– В целом, конечно, за эти годы было построено достаточно много новых храмов, они действуют практически в каждом районном центре. Отдельная Южно-Сахалинская и Курильская епархия была образована 23 февраля 1993 года по благословению Святейшего патриарха Алексия II. Конечно, приоритетным направлением деятельности стало строительство храмов. В 90-е годы приходы размещались в приспособленных помещениях, а затем, уже в нулевые годы, стали строить настоящие храмы. И не только на Сахалине, но и на Курильских островах. Для нас очень важно и ценно, что и на Курилах сегодня звучат православные молитвы.

Мы в начале нашей программы говорили о курильских айнах, которые попросили еще в XVIII веке построить храм на острове Шумшу. Их судьба была достаточно трагична. В XIX веке, когда по договору между Российской империей и Японией весь Сахалин оставался российским, а Курильские острова переходили под управление японцев, то часть курильских айнов смогла переехать на Камчатку, а другая значительная часть оставалась на Курилах. И вот японцы переселили айнов с севера Курильской гряды на юг, на остров Шикотан. Там для них была создана резервация, где они были лишены своего традиционного образа жизни, их называли японскими именами, пытались обращать их в буддизм, но, что очень важно, те айны, которые однажды приняли православие, еще в XVIII веке от русских священников, передавали эту веру, культуру из поколения в поколение и сохраняли ее. В XIX и XX веках уже святитель Николай Японский (Николай Касаткин) направлял на остров Шикотан своих священников и затем, слушая их доклады, плакал и даже объявлял по православным храмам Японии специальные сборы для поддержки православных курильских айнов.

Поэтому, конечно, для нас очень ценно, что сегодня на Курильских островах звучат православные молитвы. Мы молимся в том числе за тех наших усопших братьев, которые хранили православие даже в такие сложные времена – во время японской власти, японского влияния на Курилах.

Есть замечательный тезис: когда начинаются сутки – солнце движется с востока на запад, начинается день – в России остров Сахалин начинает первым Божественную литургию, которая потом плавно продолжается и заканчивается в Калининграде.

– Согласен, мы одни из первых. Есть еще, конечно, Камчатка. Это очень важно и ценно. Мы ведь всегда молимся и за все наше Отечество, и за православный народ. Это духовное единение, ощущение, что молитва у нас никогда не заканчивается. Она начинается на Дальнем Востоке (или, как мы говорим, в Тихоокеанской России). Что такое Дальний Восток? Что-то дальнее, а для нас он не дальний. А вот Тихоокеанская Россия – это как раз осознание того, что русские люди пришли на Тихий океан, что были освоены огромные земли…

Мы действительно совершаем молитву, когда Москва еще спит. И, наоборот, когда в Москве день, у нас уже начинается вечер. Вот так молитва у нас никогда не прекращается. Это все наше единое пространство и тот самый русский мир, который объединяется верой во Христа. А чем он еще может объединяться? Ведь славянские племена были как раз объединены нашей православной верой. Мы должны ее сохранять, беречь и поддерживать, помогать друг другу. Это тоже очень важно, потому что Дальний Восток, Сахалин, Курильские острова – это форпост. Туда приезжают люди из разных стран. Они смотрят: а какая у нас культура? почему мы здесь живем, по какому праву? Православие очень важно сохранять, беречь и развивать.

– Говорили о святом Николае Японском. Правильно ли я понимаю, что он, получается, тоже один из покровителей края?

– Да, мы считаем его покровителем. Мы уже говорили о роли святителя Иннокентия. И когда будущий святитель Николай направился в Японию, он  сделал остановку и встречался с владыкой Иннокентием. Будущий святитель Николай попросил у него духовного совета: как ему себя вести в неизвестной для него земле – в Японии? Владыка Иннокентий пошил ему рясу (это тоже известная история) из хорошего, качественного материала и сказал: «По тебе будут судить о России, поэтому ты должен достойно выглядеть».

Когда уже из Николаевска будущий святитель Николай отправился в город Хакодате (это город на острове Хоккайдо, северном острове Японии, в то время это был единственный населенный пункт, куда могли приезжать иностранцы), он сделал остановку на Сахалине. У нас на Сахалине был пограничный пост Кусунай, там останавливались все корабли, которые выходили из пределов Российской империи, для таможенного, пограничного досмотра. Когда пограничники узнали, что на корабле есть священник, они, конечно, попросили его выйти на берег, отслужить молебен, панихиды, кого-то покрестить, то есть сделать все необходимое. Он даже заложил место под строительство часовни и дальше уже направился в Японию. Это произошло в 1861 году и тоже для нас очень символично.

И если первый владыка, который побывал на Сахалине, владыка Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, – святой равноапостольный, то первый священник Николай Касаткин – будущий апостол Японии.

Интересно то, что 1861 год – это ведь еще время до момента организации каторги на Сахалине, поэтому мы не только каторжный край, но еще и край, где были такие почитаемые миссионеры.

А известны те места, где равноапостольные сходили на берег?

– Да, причем на том месте, где корабль, на котором плыл владыка Иннокентий, потерпел кораблекрушение, мы проводим молодежный слет. Участниками молодежной организации «Братство Александра Невского» в память о святителе Иннокентии там построена часовня. Каждое лето собирается православная молодежь, мы отмечаем память и вспоминаем это событие. И есть большая образовательная программа для молодежи.

Мы сохраняем эту память. Пост Кусунай – сейчас населенный пункт Ильинский. Здесь есть памятная табличка о том, что там был пограничный пост. Может быть, когда-то хватит сил и возможностей для того, чтобы и там построить часовню в память о посещении святителем Николаем Сахалина.

На территории Воскресенского собора города Южно-Сахалинска силами настоятеля этого собора по благословению архиепископа Южно-Сахалинского и Курильского владыки Никанора был открыт памятник святителю Николаю. Все, кто приходит в Воскресенский собор, видят этот памятник и, конечно, радуются тому, что таким образом сохраняется память об истории освоения Сахалина, Курильских островов и истории православия на наших островах.

– Каких еще святых почитают особо на Сахалинской земле? Какие святые, может быть, наиболее значимы?

– В первую очередь это святитель Иннокентий и святитель Николай Японский. Если говорить о святынях, то их не так много (по понятным причинам). Казанская икона Божьей Матери, которой в 1995 году благословил остров Сахалин Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II, является для нас чтимой иконой, и находится она в Воскресенском соборе, там совершаются молебные пения.

А так на Сахалин наши верующие, священнослужители и священноначалие все-таки стараются, конечно, тоже привозить и частицы различных мощей, и какие-то чтимые иконы. Это является духовной поддержкой для верующих людей.

– Вы с очень большим увлечением и интересом рассказываете о православии на Сахалине, вообще об острове Сахалин. Почему именно для вас важна эта земля и важна православная вера на этой земле?

– Во-первых, я родился на Сахалине, в Южно-Сахалинске, поэтому для меня это моя малая родина. Но я всегда ощущал себя русским человеком, а русский человек не может быть без православия. Возрождение православия проходило на моих глазах. Конечно, для меня это очень ценно и важно, чтобы вот этот форпост православия и форпост России в Тихоокеанском регионе развивался; чтобы те люди, которые живут на Сахалине и Курилах, вспомнили о своих корнях, о своей культуре и истории.

В 90-е годы ведь была очень сложная ситуация. Дело в том, что на каждую иностранную конфессию, которая там активно занималась деятельностью, обращая местных жителей в свою веру, выделялись очень серьезные средства из-за рубежа. Они привозили и гуманитарную помощь, раздавали еду, какие-то вещи, скупали здания. Конечно, этому противостоять было очень сложно. Слава Богу, что находились благотворители, которые помогали, поддерживали православие. У нас совместно с телеканалом «Союз» тоже был такой проект: мы обращались к телезрителям с просьбой поддержать нас и направлять литературу в Южно-Сахалинскую и Курильскую епархию. Для нас до сих пор это очень ценно и важно: просто не хватает миссионерских книг, журналов, чтобы противостоять тому духовному натиску, который мы до сих пор переживаем.

Конечно, ситуация уже во многом изменилась, но мировоззрение людей сформировалось в очень непростых взаимоотношениях. Сегодня для нас важно продолжить эту деятельность по укреплению православия на Сахалине и Курильских островах.

– Всячески вас поддерживаем: вашу деятельность, православие на благословенной  земле Сахалина. Пусть там действительно только процветает и укрепляется православная вера, строятся храмы и живет православный дух в людях. Спасибо большое!

– Спаси Господи! Тоже на это надеюсь.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Максим Заливакин и Анна Топорова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X