Беседы с батюшкой. Протоиерей Пётр Мангилёв 25 января 2023

25 января 2023 г.

В гостях у нас проректор по научной работе Екатеринбургской духовной семинарии, настоятель храма во имя святых Кирилла и Мефодия на Уралмаше протоиерей Петр Мангилев.

– Наступил 2023 год, Екатеринбург отметит свое 300-летие. Этой знаменательной дате посвящен изданный Екатеринбургской духовной семинарией «Екатеринбургский православный календарь» на 2023 год. Расскажите, чему календарь посвящен в этом году, какие интересные материалы содержит.

– Действительно, наступивший 2023 год – особенный для нашего города: Екатеринбургу исполняется 300 лет. Все эти триста лет екатеринбургская Церковь (которая начиналась с маленькой общины в Екатерининском храме города, а сейчас возросла до центра митрополии) живет жизнью города в том числе, жители города посещают храмы, получают духовную поддержку и укрепляются церковной молитвой. Церковь молится за город, и за каждой Божественной литургией на каждой мирной ектенье звучит прошение: «еще молимся о граде сем, всяком граде, стране, и верою живущих в них». Поэтому, конечно, когда мы говорим о юбилее города, мы не можем не говорить о церковной жизни города. Раз у нас есть такое издание, как «Екатеринбургский православный календарь», то в этом календаре должны быть отмечены значимые даты. Поэтому неудивительно, что календарь посвящен юбилею города.

Что такое богослужебный календарь? Наше богослужение организовано сообразно с календарем. Праздник Рождества Христова, праздник Крещения Господня и другие праздники привязаны к определенным, устойчивым датам. Дни памяти святых тоже есть в месяцеслове и тоже приурочены к определенным датам. Месяцесловы, календари – это древнейший вид богослужебных текстов, богослужебных книг. Календари сопровождают и Священное Писание, которое читается за богослужением. В каждом служебном Евангелии и Апостоле есть указатели служб на те или иные дни. Календари сопровождают и организуют богослужебные книги: Минея организована по солнечному календарю, Триодь – по лунному. Календарь отражает все это. Богослужебный календарь – это указание дней памяти святых и каких-то необходимых элементов, касающихся богослужения. И это касается Вселенской Церкви.

Но кроме Вселенской Церкви есть еще Поместная Церковь. Екатеринбургская Церковь имеет своих святых. Эти святые являются молитвенниками и предстателями за нашу Церковь перед Престолом Господним, и, конечно, мы должны о них памятовать, особо выделять. Смысл создания подобного рода календаря заключается, в частности, в том, чтобы каким-то образом особо выделить и подчеркнуть местное почитание святых, чтобы мы имели удобство в нахождении и праздновании памяти местных святых. Обратите внимание, в календаре в день памяти того или иного святого дается очень краткая житийная справка об этом святом, дается указание на евангельские и апостольские чтения Священного Писания, которые должны быть прочитаны, если этому святому совершается служба, приводится тропарь и кондак этому святому. У нас очень много новомучеников; в Соборе Екатеринбургских святых более 60 святых. Многим из них не написаны службы, поэтому общие тропари и кондаки приложены в конце календаря. Всякий человек, который приобретает этот календарь для личного пользования, открыв его дома, может коротко помолиться тому местному святому, память которого празднуется в этот день. И это одна из задач календаря.

Календарь издается в Екатеринбургской епархии уже на протяжении нескольких лет. Прошлый год был юбилейным в отношении праведного Симеона Верхотурского, поэтому календарь был посвящен ему. Задача такого календаря – актуализация местной церковной памяти, чтобы мы исполняли завет Священного Писания: поминайте наставников ваших, то есть тех, кто научал вере. И мы должны вспоминать о мучениках, которые пострадали здесь, потому что они сохраняли веру и свидетельствовали о том, что есть вещи, которые важнее человеческой жизни. Тем самым они указывают нам путь, как мы должны твердо и крепко стоять в вере. Их молитвами мы укрепляемся... Святые, которые жили здесь, на этой земле, и прославились здесь, помогают нам в этом.

Этот календарь имеет еще несколько составных частей, которые могут быть чрезвычайно интересны. Во-первых, календарь предваряется архипастырскими благословениями: три архиерея (епархий – пять, но две вакантны) обратились с напутствием. Кроме всего прочего, есть материал, посвященный святой великомученице Екатерине, небесной покровительнице нашего города. Мы знаем, что это вопрос большой и спорный. Какая-то часть горожан упорно старается отгородиться от святой великомученицы Екатерины, говоря о том, что город был назван в честь императрицы Екатерины I, а святая великомученица никакого отношения к городу не имеет. Конечно, город назван в честь императрицы, это так. Но императрица носила имя святой великомученицы, и Екатеринбург (Екатеринбургская крепость, тогда это был пока еще не город) получил свое название в честь небесной покровительницы императрицы. Недаром в городе была создана Екатерининская церковь.

Надо сказать, что императрица Екатерина I заботилась о Екатерининском храме (который первоначально был создан в виде мазанковой церкви на том месте, где сейчас стоит часовня). Она прислала сосуды, облачения, книги, оказала персональную помощь, содействие для поддержания храма в честь святой, имя которой носила.

Надо сказать, что город обязан двум императрицам Екатеринам: при Екатерине I он получил свое бытие, а Екатерина II дала ему статус города, то есть Екатеринбургская крепость была причислена к городам. Потом была образована Екатеринбургская область, объединявшая несколько дистриктов, а потом Екатеринбургский уезд. И горожане всегда воспринимали святую великомученицу Екатерину как свою небесную покровительницу. Издатели этого календаря постарались это показать.

Какие-то значимые события жизни города были связаны с Екатерининским собором. День памяти святой великомученицы Екатерины (24 ноября по старому стилю, 7 декабря по новому стилю) был всегда выходным днем в городе, всегда совершалось торжественное богослужение. Это был главный городской праздник во все дореволюционные времена. И Екатерининский собор был главным собором города довольно долго. Когда была открыта Пермская епархия, он был вторым кафедральным собором, пока не было учреждено викариатство (с 1799 по 1833 год). То есть второй город Пермской кафедры был Екатеринбург, и главным собором Екатеринбурга был Екатерининский кафедральный собор.

Но после того, как здесь было учреждено викариатство, центр пребывания викарного епископа, потом правящего архиерея был перемещен в Богоявленский кафедральный собор (который находился на площади, где стоит памятник Ленину), в силу того, что для размещения административных органов Екатерининский собор был не так удобен. Но это не значит, что Екатерининский собор потерял свое значение.

Екатеринбург был уездным городом Пермской губернии, с одной стороны; с другой стороны, в Екатеринбурге находилось правление главных горных заводов, здесь был центр горного округа, который объединял все государственные заводы на Урале (не только в Пермской губернии, но и в других губерниях). И это возвышало Екатеринбург и ставило его на особое место. А Екатерининский собор был главным горным собором, он так и назывался: Екатерининский горный собор.

Много можно говорить об истории Екатерининского собора, желающие могут прочесть это в календаре. И есть специальные книги по истории Екатерининского собора. Мы не должны забывать и не должны отчуждаться от этой истории, потому что с Екатерининским собором связано очень многое. Например, знамя Екатеринбургского полка хранилось в Екатерининском соборе. Памятник погибшим в Первой мировой войне находился рядом с Екатерининским собором, сейчас он немножко вынесен на противоположную сторону улицы (он восстановлен, раньше он был снесен). Каких-то знаковых моментов, которые связывают Екатеринбург с Екатерининским собором, много, и часть из них мы постарались собрать в этом календаре, на это можно посмотреть. И памятовать об этом мы должны.

Екатерининский собор не стал кафедральным собором в последующее время, когда было учреждено викариатство, потом кафедра, но он сохранял свое значение. Для каждого верующего екатеринбуржца значение Екатерининского собора велико. И хотелось бы, чтобы он все-таки был восстановлен. Можно найти какое-то решение этого вопроса. Те протесты, которые возникают, очень политизированы; это какие-то очень нездоровые накручивания. На самом деле важно выстраивать преемство, помнить о нашем прошлом.

Я заговорил о том, что есть противостояние. Говорится о том, что город изменился, что-то давно снесено и люди этого не помнят. Но на самом деле это совсем недавняя история. Когда я начал здесь служить (я в середине 90-х был переведен в Екатеринбург, а до этого служил на приходе в области), я еще встречал людей, которые помнили Екатерининский собор. Я причащал одну старушку на дому, которая помнила Екатерининский собор, говорила, что она была крещена в этом соборе и ее родители там венчались. Я причащал женщину, которая помнит, как взрывали Богоявленский собор. Она и ее родители были прихожанами этого собора, и она помнит его разрушение, потому что они жили недалеко. Я причащал женщину, которая помнит ВИЗ (тогда это было отдельное поселение), помнит Никольскую церковь (там, где сейчас стоит обыденная церковь). Она была прихожанкой этой церкви и помнит, как ее разрушали.

Зачем я привожу эти примеры? Чтобы показать, с одной стороны: если мы не знаем и не помним какого-то преемства, это не значит, что в городе нет людей, которые этого не помнят. С другой стороны, для нас необыкновенно важно это преемство иметь и помнить об этом.

Что еще мы постарались сделать в этом календаре? В этом календаре не всеохватно, но в главных моментах представлена информация о том, какие храмы были в Екатеринбурге и что на этом месте находится сейчас. То есть мы попытались найти храмы и какие-то церковные здания, которые были в Екатеринбурге, принадлежали епархии (здесь были самостоятельные храмы при учебных заведениях, и эта информация тоже достойна упоминания), и постарались представить фотографии, как город выглядел тогда и как город выглядит сейчас, что теперь находится на том или ином месте. Тот, кто рассматривает календарь, может увидеть историческую топографию улиц Екатеринбурга и восстановить картину старого Екатеринбурга, что было на том или ином месте ранее и что мы потеряли. Восстановление такой исторической памяти тоже представляется весьма важным.

Конечно, история города Екатеринбурга представлена в Краеведческом музее и других музеях города. Но если говорить в общем, дореволюционной истории старого Екатеринбурга уделяется гораздо меньше внимания, чем двадцатому столетию. Понятно, что двадцатое столетие было очень важным для истории города. Население города, насчитывавшее несколько десятков тысяч, выросло до полутора миллионов, то есть увеличилось больше, чем в десять раз, и это заслуга XX и XXI веков. Очень многое здесь произошло. Например, предприятия были эвакуированы на Урал во время войны и так далее. Все это история города. Но XX век – это только одно столетие в истории города, а есть еще два столетия, когда город возник, становился, рос, и эти два столетия тоже достойны серьезного и глубокого упоминания.

Нужно сказать, что все три столетия Церковь в жизни города играла большую роль. Мы часто совершенно не понимаем и не оцениваем той роли, которую сыграла Церковь в истории города. Например, Ново-Тихвинский женский монастырь в дореволюционное время был одним из самых крупных женских монастырей, и сейчас он является одним из крупных женских монастырей России. Его значение как церковного центра и культурообразующей единицы, вокруг которой объединяются люди и напитываются духом, велико для города.

Мы несправедливо забыли очень многих людей, которые жили в городе. Да, мы помним, например, Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка или Павла Петровича Бажова, которые являются крупными отечественными писателями; они жили и возрастали здесь, в Екатеринбурге. Но мы совершенно забываем, что и тот, и другой воспитались в Екатеринбургском духовном училище. Мамин-Сибиряк происходил из духовной среды; его отец и окружение, в котором он был, оказали на писателя огромное влияние (если внимательно знакомиться с его творчеством). То есть он не может быть понят до конца и глубоко без понимания церковной истории и церковной жизни того времени.

Павел Петрович Бажов в советское время, может быть, позиционировал себя как неверующий человек. Недавно слушал интервью с его дочерью Ариадной Павловной (она уже в глубоких годах, живет в Москве, она – мать Егора Гайдара). Она сказала, что в семье не было веры (она родилась в 20-е годы), икон не было. Но ведь Павел Бажов учился и преподавал словесность в Екатеринбургском и Камышловском духовных училищах. Та среда, в которой он находился, формировала его. Первое его печатное произведение вышло в «Екатеринбургских епархиальных ведомостях» в 1912 году.

Он складывался как писатель, как человек в той среде, которая была связана с духовными учебными заведениями Екатеринбурга и Камышлова. Он окончил училище, Пермскую семинарию, потом Томский университет, в котором учился год практически заочно. Его формировали те люди, с которыми он общался, они оказали на него огромное влияние. Например, Вы занимались одним из представителей преподавательской корпорации Екатеринбургской духовной семинарии. Вы можете знать и ту среду, и этого человека.

Кандидат богословия, который приехал сюда, получил образование. Широко образованный человек, который много публиковался. Это же среда Екатеринбурга, которая формировала его жизнь. И мы об этой среде мало что знаем, не понимаем ее, не осознаем, не отдаем себе отчета в том, что наше прошлое, которое мы стараемся забыть или отторгнуть в форме жестких митингов, формировало нас. Мы такие, какие есть в своих лучших качествах, во многом благодаря тому, что у нас это прошлое есть.

Мы помним пророчество первого викарного екатеринбургского епископа Евлампия о судьбе города. И оно исполняется. Он уехал с кафедры, был правящим архиереем на ряде других кафедр. И потом он был с Вологодской кафедры переведен на Тобольскую, на которую он ехал через Екатеринбург. Он здесь останавливался, служил, его здесь очень любили. И православные, и старообрядцы относились к нему с большим уважением. После службы он сказал проповедь к собравшимся, с благодарностью вспоминая город, в ней были такие слова: «Я верю, что граду сему быть матерью городов, а церкви сей – матерью церквей». Когда он приезжал, тогда это было еще викариатство.

Но мы сейчас видим, что здесь центр области и центр федерального округа – мать городов. И здесь мы видим центр митрополии, который объединяет несколько епархий, – мать церквей. То есть пророчество первого архипастыря, который был здесь, на этой земле, его благословение исполнились на наших глазах. Мы этого не можем не помнить.

Поэтому, конечно, материал, который был собран и представлен, – это малая толика того, что можно сказать о церковной жизни и истории Екатеринбурга. Но составители календаря как раз постарались сделать так, чтобы это не было забыто, чтобы мы помнили об этом. То есть календарь имеет мемориальный характер.

Еще хотелось бы сказать о блоке, посвященном святым Царственным страстотерпцам. Здесь дана очень интересная подборка дней их пребывания на нашей земле с конца апреля по середину июля того года (по новому стилю). Восстановлен каждый их екатеринбургский день (как он проходил) по дневникам, по каким-то другим свидетельствам. И эта информация здесь есть, с ней тоже можно познакомиться.

Храм-на-Крови является важным местом для каждого екатеринбуржца, местом паломничества для других людей. И то, что было сделано для памяти святых страстотерпцев, тоже мне представляется важным.

Календарь имеет важное наполнение. С одной стороны, здесь есть традиционное содержание календаря – месяцеслов и указатели евангельских чтений. А с другой стороны, есть сведения о Екатеринбурге и его церковной истории, дополнительные вспомогательные материалы, которые касаются Екатеринбургской епархии и других епархий митрополии. Есть информация о правящем архиерее, о тех отделах, которые имеются в епархии, указано, как и с кем связаться. Но это традиционные составляющие подобного рода календарей.

Это, конечно, важное издание для формирования нашего самосознания. Потому что мы живем не где-то в абстрактном вакууме и пространстве. Мы живем в конкретном месте, на конкретной земле, где жили до нас люди, которые устраивали этот город, созидали его. И наш долг – с благодарностью относиться к тем, кто этот город созидал, устраивал в нем жизнь, делал ее благополучной, в том числе и для нас с вами.

Иногда говорят о том, что, может быть, нам не нужно восстанавливать храмы. Разрушили и разрушили – это все прошло. Но это ведь тоже память и показывает наше отношение к предкам. Эти храмы созидались на средства людей, которые приносили их с надеждой о том, что память их будет совершаться в этом храме. На каждой великой ектенье произносится: «Еще молимся о создателях святого храма сего». Их имена, может быть, не звучат, но о создателях мы молимся всегда. Наши предки созидали эти храмы с надеждой на то, что храм будет стоять и эта молитва будет возноситься.

И мы своей волей, по какой-то не совсем уважительной причине вдруг отменили это, разрушив храмы. И когда появляется возможность их восстановить, мы не даем этого делать. Это небрежное отношение к памяти. Этот момент тоже должен быть нами осознан. Мы должны понимать: храм как средоточие усилий людей должен быть восстановлен, в нем должна возноситься молитва. Этот календарь, как и другие, которые были изданы, – наша посильная лепта к тому, чтобы это было сделано.

– Самое главное наблюдение, которое есть лично у меня. Обычно, когда заканчивается год, хочется календарь за прошедший год куда-то утилизировать. Год прошел – и календарь надо убрать, раз это все минуло. Но у меня нет такого желания в отношении этого календаря. То же самое по отношению к календарю 2022 года, посвященному святому Симеону. Потому что я для себя понял, что это не столько календарь с датами, сколько источник по истории местной Православной Церкви. Можно им пользоваться, чтобы что-то понять, изучить, он и проиллюстрирован замечательно.

– Да, в этом смысле он очень наглядный. С одной стороны, информация там изложена просто и доступно, в нем довольно много фотографий, он очень познавательный. С другой стороны, привязка к календарным датам памяти местных святых позволяет и церковно почитать их. Если мы видим, что сегодня память того или иного святого и он выделен в календаре, то мы можем, заранее посмотрев, пойти в храм Божий, в котором служил этот новомученик, и помолиться в нем.

В календаре говорится также и о городе. Хотя, конечно, мы многое не вместили в этот календарь. Если говорить о церковной истории Екатеринбурга серьезно, то здесь должно быть какое-то более фундаментальное издание. Но мы, по крайней мере, что-то сделали.

Кстати, у нас на приходе был в этом году опыт экскурсий по святым местам Екатеринбурга. После литургии мы заказывали автобус и ездили в паломнические поездки по местам, связанным с памятью новомучеников здесь, в Екатеринбурге. Мы объехали не так много мест, но это были объекты, куда обычно не ездили. И для меня что-то было открытием. Например, концентрационный лагерь №1, который находился около вокзала, там, где сейчас стоит жилой квартал «Малевич». В нем содержались заключенные сразу после революции и Гражданской войны, и там были некоторые из священномучеников, которые пострадали в те годы. Я даже не знал о том, что там было. Это, оказывается, святое место в том плане, что там содержались священномученики. Это было до каких-то больших репрессий, но тем не менее это тоже были репрессии.

Мы ездили на площадь Обороны, где тоже была одна из екатеринбургских тюрем, в которой содержались многие святые люди. Мы посетили какие-то другие места. В частности, сейчас мы находимся в епархиальном управлении, а рядом с нами – городская тюрьма. В ней содержались многие священномученики.

Рядом с храмом во имя иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» сделали мемориальную доску, посвященную священномученику Петру (Полянскому), который был патриаршим местоблюстителем после святителя Тихона, патриарха Московского. Он находился в этой тюрьме, и память об этом обозначена.

Многие оказывались здесь, потому что тюрьма имела пересыльный характер. Это тоже мемориальное место. Мы все знаем Храм-на-Крови. Это особое святое место. Но есть и другие места, связанные и с царской семьей, и с новомучениками, которые здесь были. Восстановление этой памяти тоже важно. Может быть, это в какой-то момент станет темой для будущих календарей. Но этот материал надо собирать.

– Хотелось бы в завершение передачи напомнить, что скоро в Екатеринбургской духовной семинарии состоится очередная конференция «Церковь. Богословие. История». Хотелось бы, чтобы Вы пригласили на нее наших ученых, в том числе уральских.

– Это уже одиннадцатая конференция, она состоится с 8 по 11 февраля в пределах семинарии. Проблематика, которая там затрагивается, довольно широкая. Памяти новомучеников традиционно посвящена отдельная секция. Получается, что конференция как раз приурочена к дню новомучеников Русской Церкви, который празднуется во второе воскресенье февраля, и к Собору Екатеринбургских святых, который приурочен ко времени основания Екатеринбургской епархии (11 февраля по новому стилю). И завершается конференция праздничным богослужением в честь Собора Екатеринбургских святых. И, конечно, будут традиционные секции, которые посвящены истории местной Церкви. Поэтому я всех приглашаю посетить пленарные заседания и секции.

Мы сегодня говорили о важности памяти. Мы можем помнить что-то сами и говорить об этом нашим близким, детям, и таким образом память сохранится. Поэтому те мемориальные мероприятия и издания, которые выходят, имеют важное значение. В качестве пожелания в начале нового года я бы хотел сказать о том, чтобы мы не были беспамятными людьми, помнили своих предков, наставников, благочестивых учителей, которые созидали и утверждали веру здесь. Чтобы мы, памятуя о них, подражали их делам и созидали свое спасение, учась на этих примерах.

– Спаси Вас Господи за этот разговор. Будем стараться помнить о наших предках и их святости.

Ведущий Сергей Новиков

Записали Нина Кирсанова и Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святителя Иннокентия, митрополита Московского, в Бескудникове протоиерей Михаил Дудко.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать