Беседы с батюшкой. Протоиерей Михаил Зазвонов. 8 июня 2025

8 июня 2025 г.

В нашей студии протоиерей Михаил Зазвонов, духовник Душепопечительского центра праведного Иоанна Кронштадтского.

– Завтра мы будем отмечать день Святого Духа, даже сегодня уже начали – богослужебный круг у нас, как известно, начинается с вечера. День Святого Духа посвящен целиком Третьей Ипостаси Пресвятой Троицы. Об этом уже очень много говорится, но давайте просто поговорим о том, как Святой Дух действует в нашей повседневной жизни. Как это проявляется? Можем ли мы это увидеть, почувствовать? Нужно ли нам это – чувствовать, видеть?

– В Священном Писании Господь очень много говорит о Святом Духе, и сегодня в Евангелии Он указывает на ветхозаветные пророчества: когда придет Христос, Он даст Духа, и тогда люди станут источниками изобилия воды живой. Это очень интересный образ, если понимать, что он значил для иудеев. Представьте себе сорок лет в пустыне. Более миллиона человек находилось в их стане. Представьте себе шатры на миллион человек в пустыне, где нет ни воды, ни еды. И купить это нигде нельзя. Господь Сам кормил и поил Израиль. А в пустыне самое главное – это вода. Поэтому израильтяне придавали очень большое значение воде. Там произошло чудо: посредине стана стоял камень, из которого забил гейзер воды. И в стан каждого из двенадцати колен Израилевых были проложены арыки, какие сейчас еще остались Таджикистане. Это такие траншеи, по которым течет вода, а люди берут из них воду. И этот мощный образ был запечатлен в пророчестве: было сказано, что под действием Святого Духа каждый человек станет источником такого гейзера. Так и произошло. Пасха, Вознесение и Пятидесятница – это один большой праздник. В наших богослужебных книгах все это относится к Цветной Триоди. Именно эти три праздника показывают начало и конец дела спасения рода человеческого. Христос принял плоть, воскресил ее. Потом Он говорит, что должен идти к Отцу, но нас не оставит сиротами. Он не может остаться, потому что должен подготовить нам место. И если Он не пойдет, то не сможет дать нам Духа Утешителя, Которого упросит Отца дать нам. Это очень важный кульминационный момент дела нашего спасения. Что же мы видим в день Святой Троицы, день сошествия Святого Духа на апостолов? Вдруг они, простые рыбаки, начали говорить на разных языках. Язык, скорее всего, был один, просто это был универсальный язык, который понимал каждый человек, независимо от его наречия.

– Который был до Вавилона?

– Да, возможно, это был какой-то ангельский язык. Во всяком случае, каждый человек его понимал. Удивительная вещь. Но самое удивительное в том, что в этот день крестилось 3 000 человек. Все, кто видел это чудо и поверил в Господа. И как только люди принимали крещение, они тоже начинали говорить на иных языках. Это был последний день праздника. Евреи приезжали в Иерусалим со всех концов земли. Они приезжали за неделю, за две до Пасхи и оставались там до Пятидесятницы. Последнее богослужение проходило в день Пятидесятницы, и после этого они, как правило, сразу уезжали домой. Это была последняя возможность показать всему миру иудейскому Христа в действии. Да, весь этот мир распял Христа, он не видел воскресения Христова, потому что Господь говорил, что только апостолы увидят Его. А в Духе Святом этот мир узнал, что хотя Бог и один, но Он троичен в Лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух.

Мы знаем, что дары Святого Духа в первый век Церкви максимально богато проявлялись в каждом христианине. Для чего это было нужно? Представьте себе: если мы что-то хотим сделать, кого-то просветить, мы должны составить план, подготовить методички, учебники… А тут этого нет, есть только точка отсчета. Два миллиона человек, которые были в Иерусалиме в эти дни, вдруг увидели действие Святого Духа, и те, кто Его принял, на следующий день уезжают домой и несут в себе весь, как бы сейчас сказали, кейс, портфель. Истинное понимание Священного Писания. Мы видим, что Господь сначала это понимание дал святым Своим ученикам. Он дунул и сказал: примите Духа Святого. И открылось понимание Священного Писания в учениках, это было немного пораньше, чем для всей Церкви. И пока в каждом населенном пункте законно не сформировалась Церковь, действие Святого Духа было изобильно. Потом уже в этом не было такой необходимости. Человек должен был уже сам проявлять себя, служить, культивировать это внутри себя, что на сегодняшний день мы и видим.

У нас сейчас целая библиотека в кармане, в мобильном телефоне: Евангелие, святые отцы, Библия. Что угодно мы можем найти, прочесть, посмотреть проповедников на каждое слово Библии в разных форматах: самые разные проповедники цитируют, рассуждают, разбирают тот или иной текст Священного Писания. И, казалось бы, в этом направлении Духу Святому уже не нужно действовать. Но Он действует, действует всегда в нашем сердце. Если человек хоть немного живет духовной жизнью, он должен посмотреть внутрь себя и сразу же увидит, насколько в его жизни много Духа Святого. Настолько много, что каждый день радуешься и не устаешь благодарить Господа за чудо. Каждый день – чудо, потому что я бы сам, скорее всего, ничего не сделал. Есть песня, Анна Герман ее исполняла: «Представить страшно мне теперь, что ты не ту открыл бы дверь, другой бы улицей прошел, меня не встретил, не нашел». И тут – то же самое: в конце дня смотришь – Господи, а если бы этого не было? И понимаешь, что ты так бы и заплутал, но что-то тебя направило: ангел-хранитель, Дух Святой… И это происходит каждый день у каждого христианина, который живет духовной жизнью. Это чудо.

– Вопрос от телезрителя: «В Библии нигде не упоминается понятие Святой Троицы. Это понятие первый раз было введено на Никейском Соборе. И сразу начинаются противоречия: сначала Собор вводит, что Бог – это Троица и все три Ипостаси равны. И тут же он ставит в полную зависимость Бога Святого Духа от Бога Отца. Сын рождается, а Святой Дух исходит из Бога Отца. Нет же никакой разницы. Почему такие противоречия?»

В Библии очень много сказано о Святой Троице. Библия, первое Пятикнижие, была написана Моисеем около четырех тысяч лет назад. Представьте себе мысли того человека, который просто не мог вместить тайну Святой Троицы. Моисей, который показывал чудеса, беседовал с Богом (все видели этот свет, который исходил от Моисея после его бесед с Господом), что видел? Этот спасенный Израиль, который воочию видел десять казней египетских, видел, как потонуло все войско фараоново, когда Моисей уходил от них (всего лишь на месяц), делал себе истукана и кланялся ему. Влияние язычества было настолько сильным, что Моисей не знал, что с этим делать. Вот скажи в тот момент Моисей, что Бог – это Святая Троица, это были бы для них три божества. И не просто три божества искус возвратиться в язычество был очень велик. Поэтому тайно, сокровенно и пророки, и Моисей говорят о Святой Троице. Помните Предвечный Совет при сотворении мира? Сказал Бог: давайте сотворим (во множественном числе). И сотворили. С кем советовался Бог на этом Предвечном Совете? С ангелами? Нет. Это совсем другой уровень общения. И мы видим, что Дух Божий витал над землей. Это было непонятно, и никто не пытался это осмыслить, Моисей и пророки оставляли эту тайну. Придет Христос и все решит. Но о Христе сразу будут говорить: Кто это? Израильтяне не понимали, даже дьявол не понимал сущность Христа. Это тоже была тайна до поры до времени. Но мы можем сказать, и Сам Господь на это обращает внимание. Кто же Христос? Сын Давидов. А как же Давид сам говорит: «Сказал Господь Господу моему»? Указывая, что Он не сын Давидов, Он нечто большее. И совсем не Давидов, это – Господь, Который говорит Господу Своему.

Все эти отрывки были с самого начала, и они говорили о тайне Святой Троицы. Мы знаем, что пророки говорили о Духе Святом, как я уже в начале передачи сказал, и они говорили, что Дух Господень, Который будет излиян на человека, будет творить совершенно невероятные действия. Поэтому нельзя сказать, что в Библии нет ни слова о Святой Троице, это неправда. И в словах Самого Господа есть о первосвященнической молитве, когда Он говорит, что идет к Отцу Своему. Это совершенно не слова твари, это слова Равного, Наследника. И Он говорит, что пошлет Духа, уговорит Отца послать Духа на апостолов. И говорит о важности этого Духа: это известное изречение, что хула на Сына Человеческого может проститься, а хула на Духа Святого не простится ни в сем веке, ни в будущем. Это говорит о Его важности, значимости, что Он равен Богу. Почему же Он сказал, что хула на Сына может проститься? Это обычное дело. Если, например, вас оскорбляют, вы можете стерпеть. А если оскорбляют ваших детей, вашу супругу или вашу мать – вы не можете этого простить. И это было именно так сказано. Он как бы говорил: ладно, говорите Мне, я стерплю (Он же кроток и смирен сердцем), но хулу на Духа Святого не прощу. Это очень важный момент.

– Апостолы понимали эту тайну учения о Святой Троице? Они, наверно, понимали ее лучше, чем все святые отцы? И это был просто дар Божий – понимание этой тайны мироздания.

Они, даже видя Христа, еще ничего не понимали. Они даже не могли поверить в воскресение Христа, хотя Господь им много раз говорил об этом, и говорил о Писании. Посмотрите, например, на Луку и Клеопу, когда они шли в Эммаус и Господь явился им в виде Путника. Мало того что они Его не узнали, это бы еще ничего, но Он им говорил аргументы из Священного Писания, что Сыну Божьему, Христу, надлежало быть распятым и в третий день воскреснуть. Они ведь этого не понимали, у них веры не прибавилось. Он разломил хлеб и дал им вкусить Себя в этом хлебе, и когда они получили уже воскрешенную плоть, которую Он дал Своим ученикам, у них вдруг раскрылись глаза. И они удивлялись: как же мы не понимали этого еще мгновение назад? Что-то нам говорило внутри, что это так, но почему мы не верили? Потому, что без благодати Святого Духа мы слепы, глухи и бездейственны. Именно эта благодать нас движет к большему.

Кто-то думает: вот сегодня прочитал акафист (или попостился, или пошел в храм)и сделал это сам… Он ошибается.

Мы можем делать только безобразия. Из-за того, что немощны, что наша природа, к сожалению, после грехопадения идет по течению ко греху. Это благодать Святого Духа нас постоянно подталкивает к духовному. Мы боремся с ней внутри себя, не хотим исполнять ее повеления. Как в знаменитой притче говорится, Бог берет нас и несет в рай. А если нас отпустить, мы обязательно куда-нибудь не туда свернем. Очень важно понять, что действие Святого Духа в нас, христианах, нас и спасает. Действие благодати в деле нашего спасения просто неизреченно, мы даже не может взвесить, насколько ее много.

– Я вспоминаю первый курс в духовной семинарии: 2008 год, в Успенском соборе служит митрополит Филарет (тогда еще глава Белорусского экзархата).

– У него красивый баритон.

– Да. И вот он кадит солею очень статно, спокойно, медленно. И говорит: «Благодать Святого Духа». На меня это произвело уникальное впечатление, потому что в этот момент хор пел величание (еще отец Матфей Мормыль управлял хором, это была одна из последних его служб 8 октября, на день преподобного Сергия). Этот момент каждения, звуки кадила я запечатлел на видео. И до сих пор мурашки по коже в этот момент. Перед началом каждения читается молитва: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа». Это как раз ответ на вопрос, зачем мы кадим.

– У владыки Филарета был богатый бархатный баритон, и он им чеканил каждое слово, но без напряга, как-то естественно, достойно, и оно проникало в каждую душу. Я Вас очень понимаю, а нашим зрителям посоветую: найдите в Сети любую службу митрополита Филарета Белорусского (он сейчас уже почил, к сожалению), это очень впечатляет. Впечатляет его образ пастыря, стать, борода (как у пушкинского батьки Черномора).

– Он из плеяды тех архиереев, которые еще в советское время получили архиерейские саны. Такое ощущение, что в них что-то оттуда, с начала XX века, с дореволюционных времен.

– Ныне живущий владыка Ювеналий (они же были друзья) говорит так же, как владыка Филарет, но у него немного сказочно это звучит. У него совсем другой голос – тенор, но он так говорит, что его можно слушать и слушать, это просто очень интересно.

– Храм Петра и Павла на Солдатской улице. Кто живет в Москве, посетите богослужения митрополита Ювеналия.

– И на патриарших службах он до сих пор служит. Самые главные речи поздравлений Патриарху говорит до сих пор митрополит Ювеналий и делает это первоклассно.

– Мы же и детей крестим, чтобы получить эту благодать. Когда рукополагают в диакона или священника, архиерей произносит такие трепетные слова: «Божественная благодать, всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая…» И в епископской хиротонии есть похожие моменты. Получается, там тоже дается какая-то особая благодать от Бога.

– Благодати много, и она разная. Если вспомните аскетику, в деле спасения каждого человека есть благодать предваряющая, просвещающая и так далее. Это разная благодать. Когда человек только начинает жить духовной жизнью, он же взахлеб читает Священное Писание.

– Возможно, ему дается больше дарований.

– Благодать предваряющая, которая захватывает его полностью. И он только об этом и думает, потому что ему надо в этом укорениться. Когда мы семечко посадим, мы поливаем его часто и еще парник делаем, чтобы создать благоприятные условия для всходов. А потом уже, когда снимаем парник, из-за дождей, заморозков, ветра не каждый росток сможет вырасти. В такой парниковый период дается предваряющая благодать, чтобы человек действительно укоренился в добре.

Почему ее нельзя оставить человеку навсегда? Это будет неправильно, в парнике все время растения не держат. Неправильно, если Бог за нас проживет нашу жизнь. Он же не лишает нас свободы. Он человека взрастил и говорит: «А теперь ты уже можешь делать первые шаги, иди сам». И отпускает его. Да, он будет падать, синяки и шишки набьет, наверное, но он должен делать эти шаги. А рядом всегда есть эти родительские руки, которые его поддерживают, направляют. Он только им доверять должен и видеть, чувствовать их. И потом начинается новый этап жизни.

Это как мы научили ребенка ходить, а потом будем учить его говорить, затем будем учить его читать и так далее. Вот так потихонечку растет человек. И в духовной жизни благодать Святого Духа действует так же. Она дается максимально в нужный момент, потом отходит, но у тебя есть еще инерция для движения, а потом ты должен эти шаги сделать сам. И через некоторое время (хоть тебе и тяжело, но ты доверяешь Богу и идешь по этому пути) тебе дается еще большая благодать.

Почему мы молимся о приобретении смиренномудрия, терпения и любви? Это то, что необходимо для стяжания благодати Святого Духа. Без терпения невозможно совершенство. Об этом говорят все апостолы. Особо говорит об этом апостол Иаков. Он говорит: когда впадаете в какие-то испытания, радуйтесь радостью великою, потому что приобретаете терпение, а через терпение – совершенство. Это первая глава Послания апостола Иакова. И эти же мысли говорит апостол Павел, затем апостол Петр, а Иоанн Богослов повторяет немного в других вариациях. Настолько это важно.

– Это ответ на вопрос, почему многим людям, которые только-только пришли в церковь, поначалу было радостно, а потом как будто что-то не так стало…

– Да, теперь ты должен идти сам. Силуан Афонский всю жизнь просил эту благодать Святого Духа, но там уже была подвижническая благодать уровня Серафима Саровского. И он молился об этом. Он ведь на мельнице жил, у него была простая работа, каждый день мешки с мукой таскал. Потом он уже смирился и воззвал: «Господи, Ты неумолим». И когда к нему пришло смирение, что он проживет эту жизнь без благодати, тогда, как из рога изобилия, дождем излилась на него благодать Святого Духа, он стал как бы источником этой благодати. Силуан Афонский на тот момент возродил духовную жизнь на всем Афоне.

– Как эту благодать сохранять? Например, ты прошел все этапы неофитства и так далее, уже начинаешь регулярно причащаться, для тебя это уже не проблема, ты спокойно исповедуешься, у тебя есть духовник, но при этом чего-то не хватает.

–  Для благодати Святого Духа нужны условия, они показаны в молитве Ефрема Сирина: целомудрие, смиренномудрие, терпение и любовь. Любовь – это уже тот уровень, когда ты стяжал эту благодать. А нечистые помыслы блокируют действие благодати в нас, и мы должны их максимально избегать. Второе – это гордыня. Почему и важно смиренномудрие, нужно понимать это и никогда не превозноситься.

В апостольских посланиях мы слышим как бы пословицу, в те времена очень популярную: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Нужно понимать, что это действительно так. Если ты вдруг стал мыслить, что сам уже все можешь, Бог нашу волю не блокирует, Он тогда говорит: ну ладно, благодать Божия будет потом, когда ты поймешь, что ты в Ней нуждаешься, когда протянешь руку. Ведь дать можно только тогда, когда человек протягивает руку, а если он ее и не протянул? Если ты руку не протягиваешь, то твоя милостыня падает на землю. Дают обычно в протянутую руку, а гордый сам по себе, поэтому он живет без благодати.

В наше время завуалированы именно эти две страшные вещи. То есть нечистота сейчас в почете. С малых лет раскрепощают ребенка, каждого человека пытаются погрузить в это и говорят, что это нормально. Дьявол знает, что в этот момент человек лишается источника благодати Божией. И второе – это гордыня. Сейчас скажи, что гордость – это плохо. Говорят: наоборот, живи как хочешь, стремись к лидерству и так далее. Враг мощно каждого возгревает этой гордыней и доводит ее до такой степени, что человек раздувается, как мыльный пузырь. Он тогда находится в страшных страданиях и сам разрушает свою жизнь. Опять же в обществе считается, что это якобы норма. Но именно эта норма убивает наше общество, потому что блокирует действие благодати Святого Духа. Избегать надо этих двух главных вещей. 

Третий момент – это суета. Она как бы сама по себе не блокирует благодать, просто ты не вспоминаешь о Боге, когда находишься в суете. Как будто вихрь какой-то тебя куда-то гонит, и ты не можешь ничего понять. Благодать возле тебя есть, но ты не можешь ею воспользоваться, ты дезориентирован. Вот три вещи, наверное, самые страшные, которые блокируют всю духовную жизнь человека.

– Недавно общался с человеком, не совсем верующим, он достаточно светский человек, и он говорит, что действительно спрос на нравственность, на красиво одетую девушку сейчас гораздо больше. То есть внутри нас все-таки есть какое-то семя, которое произрастает, и порой даже светские люди говорят, что раздетые девушки уже как женщины не привлекают. А если девушка хорошо одета, спокойно себя ведет, не вызывающе, у нее сдержанный макияж – на это уже идет определенный спрос. То есть мужчине хочется видеть такую женщину рядом.

– Это гордецу хочется иметь при себе чистую девушку, девственницу, но в отношении себя у него другие мерки. Он говорит: да, жена должна быть чистой, чтобы дети были хорошими, а сам к себе эти критерии, к сожалению, не прилагает. Он хочет иметь еще любовницу и чтоб к нему не приставали ни с чем. «Женщина должна быть такой, она моя, я ее собственник» – это тоже продукт гордыни в большинстве случаев.

– А если бы начал с себя, сам был бы нормальным, то и женщины вокруг были бы другие.

– И он бы смотрел на них по-другому. Поэтому, к сожалению, именно сейчас, когда гордыня взвинчена до небес, когда человек погряз в этой нечистоте, он хочет чистоты, но в виде жертвы для себя. Это уже психопатическое мышление. К сожалению, это бич нашего современного общества, и эти стереотипы надо ломать, надо начать с себя. Вот тогда и появится эта милая, добрая, девственная девушка, которая будет лелеять тебя, но ты ее будешь любить и жертвовать собой ради нее.

– К этому нужно стремиться. Для этого мы здесь и собираемся.

– Да, начать с себя.

– Порой многое зависит от мужчины.

– В большинстве случаев.

– И аборты, может быть, не делались бы, если бы мужчина чувствовал свою ответственность.

– Если мужчина любит женщину, она никогда не будет делать аборт. Потому что она знает, что беременность его порадует, и обязательно для своего мужчины сделает эту радость и родит малыша. Дети – это же плоды любви. А когда гордость рушит любовь, когда ее нет, тогда есть эта извращенная форма так называемой семьи.

– И здесь уже нет Духа Святого, получается? Они уже поплыли по накатанной вниз?

– К сожалению, такая семья нуждается в духовной реабилитации.

– На эту тему поговорим в следующем эфире. Благодарим Вас за то, что нашли время сегодня прийти к нам. 

Ведущий Сергей Платонов

 

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря, заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета имени Есенина игумен Лука (Степанов).

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X