Беседы с батюшкой. Протоиерей Михаил Зазвонов. 15 декабря 2024

15 декабря 2024 г.

Сегодня у нас в гостях духовник Душепопечительского центра имени Иоанна Кронштадтского протоиерей Михаил Зазвонов.

– Вопрос от телезрительницы Галины из Перми: «Как правильно подготовиться к Рождеству Христову в дни поста?»

– Да, пост продолжается, и в это время мы стараемся чаще причащаться. Пост способствует добрым делам, потому что Новый год, подарки и так далее. Сейчас идет СВО, многие люди отправляют подарки туда. Эта составляющая добрых дел очень благоприятна именно для Рождественского поста.

И этот пост щадящий: в некоторые дни позволяется рыба. Конечно, для людей, имеющих те или иные заболевания, нужно обязательно ослабить пост, чтобы такое доброе, хорошее дело не превратить в обострение заболевания и не провести на больничной койке все праздники. Будет обидно. Так можно впасть в уныние, поэтому ни в коем случае нельзя так делать. Если чувствуете, что вам не по силам полностью держать пост, лучше спросить у священника благословение на послабление. Можно подключить и врача и вместе выбрать самую благоприятную диету на это время.

Очень важно создать атмосферу Рождества. Самое главное – это проповедь. Мы радуемся, что Христос родился; значит, у нас есть надежда на спасение, Бог близок к нам. И этой радостью надо делиться. В чем может заключаться миссионерская составляющая? Да даже просто приобрести какие-то мотивационные картинки на окна. Мне кажется, сейчас все же, слава Богу, перекос больше к Рождеству, а раньше был к Новому году. 

– Мы очень активно работаем в этом направлении. 

– А на Западе, наоборот, забыли о Рождестве. 

– Пишут: «Merry Xmas». То есть слово «Христос» полностью исчезло. Такое толерантное Рождество…

– Нам такое делать нельзя, потому что у нас все связано со Христом. И с СВО мы осознали, что потеряли в нашем обществе самое главное – Христа…

Если мы забудем историю, то превратимся в исторический песок. Наоборот, нужно на каждом углу говорить об этом, чтобы мы не забывали, кто мы такие. У нас великая нация, великая держава. И понятно, почему из каждого утюга нам говорят быть толерантными, современными. Почему? Потому, что это вещают наши враги. Они не хотят, чтобы мы понимали, кто мы. Хотят обезличить нас. И надо противодействовать этому: проповедовать, везде говорить о Христе, о Рождестве. Поэтому замечательно, если у нас как можно чаще будут яркие образы праздника, образ Христа.

Мы говорим со своими близкими о том, что горит у нас в сердце. И если приходит праздник, то почему нам не поговорить о Рождестве, почему не спросить друга, подготовился ли он, причастился ли, сколько дней постился? Нет, мы можем сколько угодно обсуждать, кто какие носки купил, какой кофе лучше. Да, я понимаю, это нейтральные моменты, но если тебе близок образ Христа, почему не поговорить о Нем? Кто-то не стесняется рассказывать о том, что он напился. А мы что? Разве мы что-то своровали? Откуда это? Это все либерализм, который разъедает наше Отечество. Нет ничего страшнее либерализма.

Либерал вначале прикрывается какими-то положительными моментами, выступает за зверушек, экологию, те или иные права. Но в итоге это радикальный терроризм. Кто стрелял в Роберта Фицо? Как у этого человека называлась общественная организация? «За мир». И к чему это привело? Да, когда-то он действительно что-то делал для мира, но потом схватился за оружие. Радикализация либерализма – дело времени. Именно с ним воюют наши защитники.

– Мы стремимся к христианским ценностям, это как раз за мир.

– Да, потому что христианская любовь – это единственное, что может нас сплотить. На Руси никогда не было других скреп. Когда любим, мы уважаем друг друга и не конфликтуем.

– Не ищем своего, терпим.

– И притом терпение – это не та толерантность, о которой сейчас говорят. Терпение – это уважение, а толерантность предполагает, что мы не замечаем того, что для нас враждебно. Так это просто глупость. Если эта форма враждебна, надо понять, из-за чего она возникла, и решить эту проблему, а не просто забыть ее. Православные в своей стране должны забыть о православии? Кому такое может в голову прийти? В конце концов либерализм всегда приводит к сатанизму.

– Да, недавно в трапезной храма Киево-Печерской лавры провели какое-то кулинарное шоу. А я помню, как бежал на службу в этот замечательный храм; тогда служил блаженнейший Владимир. Я специально прилетел из Москвы, чтобы окунуться в ту атмосферу. А сейчас там проводят кулинарное шоу. Какие еще нужны примеры нашему обществу, чтобы понять, к чему это может привести. Я категорически против того, чтобы у нас было такое.

– А это и было у нас. Если мы посмотрим историю, то почему в начале XVII века выстрелили из пушки останками Лжедмитрия в сторону Запада? Потому, что он хотел забрать православие: его венчал на царство католический епископ. Почему Наполеона называли антихристом? Хотя какие у него были лозунги? За права и свободу. Но народ назвал его антихристом, когда увидел эту свободу, при которой сжигали монастыри и храмы, убивали священников. 

– И зачем нужно было делать конюшни в алтарях?

– Безусловно, это сатанизм. Либеральную повестку дня придумал враг рода человеческого. Она всегда нацелена уязвить православие. Это нужно понимать. У Гитлера был крестовый поход. Он хотел дать всем свободу. И сколько миллионов людей он освободил через свои печи? Мы знаем. И забыть это – преступление. Сейчас пытаются создать у нас историческую амнезию. И если это получится, то нашим сыновьям снова придется ложиться в землю из-за того, что когда-то их предки забыли об этом. Это непростительная роскошь. Тем более сейчас всё на виду. Вы посмотрите, как все развивалось. Ведь это очевидно. С чего начали? Казалось бы, на Украине столько проблем, но первым делом стали убивать Церковь Христову. Да и этот раскольнический собор… Что на нем случилось? Бог шельму метит: все воронье слетелось и кружило над этим зданием, неба не было видно, кругом чернота. И колокол никого не разбудил. Но нам-то он должен был что-то сказать. А сейчас лавра. Посмотрите, во что превращают храмы. Там танцуют ведьмы. Вся нечисть видна, она сняла маски. Это неприкрытый сатанизм под лозунгами демократии, прав и свобод.

– Вопрос от телезрителя: «Что такое хула на Святого Духа?»

Частый вопрос. Значит, плохо отвечаем. Давайте постараемся.

– Значит, он действительно задевает людей. Господь сказал эти слова для того, чтобы показать, что Бог не бывает поругаем. Так как Он Сам был кротким и смиренным, то сказал, что можно говорить Ему лично что угодно – Он простит, но если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем. Так как Господь Един, то это, естественно, прежде всего касается Бога. Хула на Духа Святого – это когда мы противимся Божьей воле и выбираем свою.

– Но при этом знаем волю Божью?

– Да.

– Практический вопрос: если ты знаешь, что это грех, уже сто раз исповедовал его, но все равно осознанно совершаешь, то это хула на Духа Святого?

– Если сформирована лукавая совесть, то есть оправдал грех и не каешься, – это хула на Духа Святого. А если стараешься, но у тебя не получается, то ты просто кающийся грешник, находишься в процессе. А сам процесс – это замечательное дело: ты идешь к Богу. Мы немощные, и Господь знает нашу немощь. Он смотрит на наше сердце, смотрит, насколько мы стараемся. Если у нас есть потенциал выбраться из этого, но мы им не пользуемся, ищем отговорки, то эта история близка к хуле на Духа Святого. Но если мы стараемся, но по нашей немощи у нас не получается и мы в этом каемся, то это обычное дело. Господь понимает это и утешает нас и простит нам все наши грехи.

– Главное, не отчаиваться. И у нас есть возможность принять определенные меры. Например, вести себя честно, причащаться в пост, делать добрые дела. И тогда вокруг нас общество начнет меняться: кто-то увидит и подумает, как хорошо у православных.

– Очень важно понять, что надо что-то делать, насколько есть силы. Если их мало, то реализовывать сколько есть и просить у Бога. Он будет давать. Апостол говорит: не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро. Вот что важно. Если мы просим у Бога миллион, ведь Он может его дать, но для чего? Если этот миллион будет тебе в погибель, Господь никогда его не даст, сколько ни проси. Не на то просишь. А если Бог знает, что миллион нужен тебе для того, чтобы реализоваться и помогать другим, сделать что-то на пользу людям, то даже эта странная просьба не останется без ответа.

– Надо не только просить, но еще и делать.

– В православии есть такое понятие: синергия. Когда две воли, человеческая и Божья, идут друг к другу. Человек должен стараться смотреть в сторону воли Божией и проявлять желание быть с ней согласным. «Господи, хочу, чтобы моя воля была согласна с Твоей». Мы об этом молимся. Отче наш… да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя. Мы просим, чтобы по нам была воля Божья. 

– Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «В Евангелии от Луки говорится, что в день, когда родился Христос, пастухи были с отарами в поле. Но в январе в Вифлееме очень холодно, грязь и слякоть. Какие пастухи в это время? Если они были в поле, значит, это был конец апреля, начало мая. Значит, Дионисий Малый напутал с датой Рождества?»

– Нет, ничего не напутал. Никакой слякоти в Израиле нет. Я там был 17 раз и в разное время года. Да, в январе относительно холодно. Но Вифлеем – это начало Иорданской пустыни. Там практически не бывает дождей. В зимний период иногда моросит. Но дождик пройдет, и через 10 минут камни снова сухие и горячие (в этой пустыне не песок, а камни). Именно в зимний период в Вифлееме сочная трава. Урожай там собирается несколько раз в год. Летом без полива все выжжено, а зимой – трава, солнышко...

Есть несколько факторов, которые говорят о том, что это было в последней декаде декабря. У нас по старому стилю Рождество 25 декабря, то есть это соответствует действительности.

– Очень хочется заглянуть на 2 000 лет назад, посмотреть, как это было, какая была погода.

– Мы можем это представить. Есть такая наука – герменевтика, когда мы как бы раскладываем по полочкам все евангельские темы, описания, какие у нас есть. Мы можем сделать статистику, проанализировать факты за много лет. Прогноз погоды по Израилю сейчас есть на 150 лет. Можно посмотреть среднестатистические данные, сколько там было дождей, и представить, какая могла быть погода в то время. Но единственное, зимой ночью очень холодно, даже в пустыне. А днем всегда плюсовая температура. В Израиле даже иногда очень-очень редко выпадает снег.

– Как-то вопрос задавали: сейчас можно ли ездить в Израиль?

– По-моему, у нас нет сейчас сообщения с Израилем. Но я знаю, что некоторые паломники и деловые люди ездят. Если кто-то хочет паломничать по святым местам, там работает наша Русская духовная миссия, ждет паломников. Там трудятся наши замечательные монахини, батюшки, молятся и за нас, и за Святую Землю. Она для нас, безусловно, святая, потому что там родился Христос.

– Вопрос телезрительницы: «Иоанн Кронштадтский в молитве "Отче наш" добавлял: да будет воля Твоя и во мне, грешном. Можем ли мы, крайне грешные, добавлять такие слова в свою молитву?»

– Эта молитва Господня, как мы ее называем, потому что это единственная молитва, которая нам оставлена Самим Господом. Она очень четкая, там четкие формулировки. Эта вставочка «и во мне, грешном» никак молитву не дискредитирует. Она подчеркивает наше смирение. Это, наверное, тоже полезно.

Я думаю, если святой праведный Иоанн Кронштадтский так говорил и ему так было хорошо, он, наверное, зная значимость этой молитвы, так для себя подчеркивал свое смирение. Я думаю, это возможно, но все же в личной молитве. Если мы читаем что-то даже в личной молитве с благословения духовника, то надо спросить его и об этом. Потому что иногда различные вставки появляются по гордыне. «А я вот не так молюсь, я вот это вставляю, праведный Иоанн Кронштадтский так молился». Чтобы этого не было, чтобы действительно это было для смирения, как у Иоанна Кронштадтского, думаю, надо взять тогда на это благословение у исповедующего священника.

– Столько молитв в вечернем, утреннем правиле, и там постоянный лейтмотив, что мы грешные… «Господи, спаси нас, помоги нам».

– Когда мы хотим куда-то что-то вставить, тенденция как бы неплохая. Но и враг рода человеческого нам на ушко нашептывает: ты видишь, ты по-особому молишься.

– Может, не такой ты и грешный…

– Да. А это уже может нарушить духовную жизнь человека. Это всегда надо помнить.

– Часто бывает в разных жизненных ситуациях, что не всегда можешь молитвослов открыть. И мы часто говорим о том, что можно и помолиться, и обратиться к Богу своими словами. И даже такая фраза: «Господи, пусть будет Твоя воля и для меня, грешного», – это тоже будет молитва, и она будет от чистого сердца. Ничего же плохого в этом нет?

– Нет. Наоборот, у нас мало молитвы вообще. Часто мы действительно утренние и вечерние правила читаем и не понимаем всего. Это не значит, что не надо их читать. Из-за этого непонимания иногда возникает такое, что нет контакта, беседы с Богом. И чтобы этот контакт был, периодически своими словами в течение дня можно молиться. Более опытные христиане читают Иисусу молитву, «Богородице Дево», чтобы информационного молитвенного поля было в нас больше.

– Вопрос телезрителя: «У меня вопрос по притче о злых виноградарях. Какой плод ожидал получить хозяина виноградника от наемников? В чем он выражается, если учесть, что строители отвергли камень, который должен быть во главе угла?»

– К этой притче слова про камень никакого отношения не имеют. Это выражение взято из Ветхого Завета, оно показывает, что отвергли Христа, то есть самое главное. И Господь это просто подчеркнул: все ждали Христа, Он пришел – а Его отвергли. То есть основание, без чего здания не может быть.

А притча о злых виноградарях очень понятна. Когда вы покупаете поле и предполагаете сделать там виноградник, вы должны представить весь этот процесс. Огромное-огромное поле. Решили посадить там виноград. Он долго растет, и от того времени, как вы посадили эту лозу, до того, чтобы она принесла плод, пройдет много лет. И, конечно, за этой лозой нужно ухаживать и следить. Это трудоемкий процесс. И когда нанимаешь работников, то предполагается, что они приезжают жить на это поле. Наемники, естественно, построили себе там жилище, они там живут, у них рождаются дети. Вполне возможно, что прошли, может быть, даже десятилетия. И постепенно люди начинают считать (это частое явление тогда было: разнорабочие всегда хотят что-то большее себе взять), что это все уже принадлежит им. К ним пришли и представили бумагу: простите, вы забыли, чей это виноградник? Пришло время, грозди висят, вы их собрали. Вы предоставите их хозяину этого участка? И возникает конфликт.

Господь не просто так говорит эти притчи, Он всегда говорил на злобу дня. То есть такая проблема, видимо, была частой. И, безусловно, с ней очень жестко всегда боролись, когда вдруг наемники решали, что они могут отжать себе что-либо. Но в этой притче есть очень интересный момент: хозяин не хотел конфликта. То есть он не послал туда ни полицейских, ни жандармов, ни судопроизводственную исполнительную власть. Он решил: пусть мой сын, наследник, с документами к ним пойдет, покажет, что это все его. А они посчитали по-другому: давай убьем наследника, и тогда наследство будет наше. Это, конечно, глупость человеческая, потому что от того, что они убьют его, эта земля не станет принадлежать им. Есть определенное юридическое сопровождение всех сделок, оно было во все времена.

И здесь Господь показал, насколько они неадекватны. Они не захотели ни договориться, ни составить новый договор, чтобы выбить что-то для себя (это было обычное дело при таких длительных договорах), но решили действовать радикально. Господь рассказал эту притчу всем старейшинам израильским и спросил: как вы думаете, что должен сделать хозяин виноградника? И они сами себе сказали приговор: наказать их (скорее всего, там даже смертные казни какие-то должны были быть), а виноградник отдать новым виноградарям.

И вот тогда Господь говорит о краеугольном камне, то есть указывает на пророчество о Христе, указывая на Себя. Они от Христа в этот момент отошли ужаленные и озлобленные и тут же задумали поймать и убить Его. Они понимали, о чем речь. Поэтому Господь всегда говорит на злобу дня.

– Вопрос телезрительницы: «Заповеди прекрасны, даже любой заядлый атеист не может им противоречить. Но Господь ведь знал, что мы их не будем исполнять. Я исповедуюсь, а покаяния-то нет. Никак не получается обрести покаяние. Как быть? Нет покаяния, а Господь все знал. Как Вы это объясните?»

– Закон Он дал грешникам. Если мы не можем жить по закону любви, то будем жить по закону этих заповедей. Действительно, их очень трудно исполнять, если мы рассчитываем на себя. Смысл их в том, чтобы сказать: «Господи, я не могу ничего без Тебя». Они приводят к смирению, к осознанию того, что мы немощны и не можем это исполнить. И только тогда, когда придет смирение, начинает в нас рождаться Царствие Божие. Только тот, кто пытается исполнить заповеди своими силами, унывает по этому поводу. Человек, который осознает свою немощь и говорит: «Господи, без Тебя не могу ни шагу», –испытывает покой и радость и старается исполнять эти заповеди. У него не получается, но у него тогда возникает раскаяние.

Вы сказали, что у Вас проблемы с покаянием. Скорее всего, это потому, что не хватает любви и смирения. Как только Вы это обретете (а это обязательно нужно, надо уходить от гордыни, стяжать любовь), тогда сразу возникнет это состояние стремления. Картина не изменится, так же будет все тяжело, но будет покой и радость. А когда пытаешься на свои силы надеяться, картина не меняется, так же тяжело, но будет неудовлетворение, уныние и даже озлобленность и ропот.

– Мы говорили о воле Божией. Часто мы на себя берем некоторые задачи. Что-то успешно выполняется, что-то нет – по-разному бывает. Но как здесь правильно относиться к своему делу? Как делать дело и не возгордиться, почувствовать ту грань, когда приносишь пользу человеку, но при этом тебя одолевает какая-то капелька сомнений: а угодно ли это Богу? Как здесь разобраться?

– Нам дан ум, мы должны со своей стороны сделать все возможное. Хотим сделать дело. Прежде всего должен быть его план, проект. То есть сначала нужно проанализировать то, что я хочу: это действительно актуально? кому-то нужно? кому-то принесет пользу или это только мои амбиции в моем воображении?

Помните Дон Кихота? С кем он боролся? С ветряными мельницами. А иначе вы приложите очень много сил, а результат будет такой же, как у Дон Кихота. То есть обязательно нужно посмотреть, что и как. В принципе, это некое адекватное положение дел. Если человек начинает свое дело, он заказывает некий аудит ситуации с этим бизнесом в данном населенном пункте, ему говорят про риски, показывают, какая есть конкуренция. Это довольно долгий и кропотливый труд, и большой бизнес без этого никогда не начинается.

В малом бизнесе человек считает, что все для него понятно. Это тоже большая ошибка. Нужно ориентироваться объективно. Потому что субъективность, как правило, хороша только в сумасшедшем доме. Там каждый знает, кто он есть: один – Наполеон, другой кто-то еще. А в деле, когда хочешь сделать что-то важное, нужен объективный взгляд.

Мы знаем, что самое лучшее управление – это управление командой. Поэтому нужно всегда найти команду единомышленников, не быть одному. Один в поле не воин – народная мудрость нам подскажет. Это нужно и для того, чтобы меньше ошибок сделать. Это только анализ ситуации.

Второе: нужно посмотреть свои ресурсы. Можно ли туда войти с тем, что у меня есть? Или мне надо сначала подрасти, узнать что-то и тому подобное. А дальше, безусловно, делается поэтапный план, пошаговый, в хронологическом порядке, чтобы не поставить телегу перед лошадью. Это всегда делается очень грамотно и мудро, почему мы у Господа и просим смиренномудрия. Не горделивую мудрость, хотя такого понятия нет, потому что это в народе всегда означает глупость, а именно смиренномудрие, когда понимаешь, что у тебя ограниченные силы, и ищешь какие-то пути.

И в этом есть смирение, а не так, как сейчас дерзко говорят: я лидер, у меня все получится, я пройду через все и так далее. Голову себе разобьет и будет еще злиться...

– Можно так же думать, но только добавить: Господь мне поможет.

– Да, безусловно, человек должен понимать: «С Божьей помощью я вроде все постарался сделать. Господи, благослови, у меня друзья, мы вместе потихонечку всё начнем с дерзновением и упованием на Господа». И если какие-то временные проекты получаются, это не должно вскружить голову, нужно понимать, что это ответственность, и снова все пересматривать для того, чтобы не наделать ошибок.

Святейший Патриарх недавно в своей проповеди давал рекомендации богатым людям, чтобы они всегда смотрели, кто с ними рядом, и понимали: то, что им дано, – от Бога. И это действительно так. Все ресурсы, которые у нас есть на Земле, не наши. Газ, нефть и так далее не принадлежат какому-то частному лицу. И завтра их может не быть, если на это будет воля Божия. Конечно, Господь старается не нарушать законы бытия, поэтому мы можем просчитывать те или иные моменты. Но если будет другая воля Божья, то может ничего не получиться.

Недавно, казалось бы, была стабильная Сирия, а сегодня ее нет. Прошло три дня – и это уже совсем другое государство. Так же было с Ливией. Поэтому смиренномудрие – это самый важный инструмент каждого бизнесмена. И тогда возле него все будет более-менее хорошо устроено. Об этом не надо забывать. И этот инструмент для каждого православного христианина и в духовной, и в семейной жизни важен. Просто это то, что делает нас адекватными.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X