Беседы с батюшкой. Протоиерей Михаил Зазвонов. 11 июня 2024

11 июня 2024 г.

Сегодня у нас в гостях протоиерей Михаил Зазвонов, клирик храма во имя всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосине г. Москвы.

– Мы в преддверии праздника отдания Пасхи. Сегодня мы приветствовали друг друга: «Христос воскресе!» А завтра – последний день, когда будем христосоваться. Через пару дней мы будем праздновать Вознесение Господне. Как нам сохранить пасхальную радость? Как растянуть ее и благодать воскресения Христова на целый год?

– Для начала надо, чтобы эта радость была. Иначе что мы будем растягивать и вспоминать в течение года? Преподобный Серафим Саровский говорил: «Что нам печалиться, если Христос воскрес?» У него было четкое понимание, что это за слова, почему возникает радость от самого осознания, что Христос воскрес.

Очень важно закрепить это в своем мышлении: в христианстве самое главное – воскресение Христово. И апостол Павел во всех своих посланиях красной нитью говорит о воскресении Христовом. А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Он всегда подчеркивает именно воскресение Иисуса.

Если ты осознаешь это – возникает радость. Воскресение Христово связано со словами Евангелия от Иоанна, который говорит: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Воскресение Христово открывает в человеке новую жизнь, надежду на Царство Небесное.

Как только Христос воскрес, ты сразу снова стал жителем рая. Приди и виждь, приди и возьми, приди и останься. То есть это потенциальная возможность войти в рай. И мы радуемся, что наконец-то можем снова вернуться домой, войти в рай. Как сохранить эту радость? Церковь для этого сделала воскресный день. День Господень, малая Пасха. И если мы понимаем это, то каждое воскресенье спешим в храм для того, чтобы праздновать воскресение Христово.

– Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «А если в итоге тех людей, которых Синод причислил к лику святых, не окажется в Царствии Небесном? Ведь последнее слово за Богом, а не за Синодом и человеком. Тогда получается, что те люди, которые им молились и поклонялись, окажутся обыкновенными идолопоклонниками, нарушившими и первую, и вторую заповеди Бога».

– На нет и суда нет. Если человек не понимал, с него и не спросится. У нас же так юриспруденция работает, да? Человек просто работал, и если что-то случилось, он не был в курсе. Да, мы не всеведущие и все предстанем на суде Божьем. Книги совести раскрываются, помышления оголяются, все наши поступки будут видны и нам, и ангелам, и Господь будет вершить суд. Этого не избежит никто.

Да, Церковь долго изучает дела так называемых святых, когда их готовят к канонизации: это свидетельские показания, наличие тех или иных чудес, вообще все, что есть. В данном случае, прежде всего, сама Церковь заинтересована, чтобы не совершить ошибку.

Не надо гнаться за святыми. Ничего, если святого не канонизировали. Все равно он получит награду. Что ему от того, что его будут почитать? Так себе награда. Он получает награду на небесах. Господь говорит: велика ваша награда на небесах. Апостол Павел говорит: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. Это очень важный момент.

В Церкви есть и процесс деканонизации. Если через довольно продолжительное время выявляются факты, которые говорят об ошибке, свидетельствуют о том, что все же этот человек не совсем достоин того, чтобы его держали за святого, то его перестают почитать.

И еще один очень важный момент: это не имеет никакого отношения к идолопоклонству. По одной причине, что мы святым, как Богу, не кланяемся. Мы говорим о том, что их жизнь была порядочная, что они у Престола Божия, и просим у них ходатайства за нас. Вы попросили соседа поговорить с кем-то, а у него не получилось. Ну что ж теперь? Если попросили святого, а он не с Богом, значит, не сможет Его попросить. Ничего страшного не произойдет. Есть другие святые. Синод не может все знать, иногда бывают какие-то ошибочные моменты. Но их единицы.

– Вопрос от телезрителя: «В утреннее правило я добавляю слова молитвы преподобного Силуана Афонского: «О, Господи, дай Духа Святого на землю, чтобы все народы познали Тебя и научились любви Твоей».

– Мы можем добавлять какие-то замечательные прекрасные слова или молиться сами. На самом деле утренняя и вечерняя молитва – это образец, чтобы мы могли ориентироваться, как благодарить Бога, как славословить, как просить. Это ориентир. И после этих молитв мы еще вздыхаем, просим в своем сердце Господа о своих нуждах. Это наши личные молитвы, и мы их выдумываем сами. У многих святых были очень интересные молитвы.

– Что значит отдание Пасхи? 

– Отданием Пасхи называется то, когда мы в последний раз встречаемся все для того, чтобы завершить большое сорокадневное празднование этого торжества. Мы вспоминаем всё и переживаем это как сам праздник. Поэтому отдание на любые Господские, Богородичные праздники для нас всегда очень радостно. Пасху мы никуда не «отдаем». Она будет преследовать нас каждое воскресенье и каждого верующего внутри заставлять, чтобы тот встал, пошел в храм и снова прославил Его Светлое Воскресение.

– Как проходит богослужение отдания Пасхи? Может быть, есть какие-то особенности?

– Во многих храмах в этот день службу совершают по пасхальному чину. То есть ровно так, как ее совершали в саму Пасху. Во многих храмах есть такая традиция, и это особо радостно. Люди помнят, как стояли ночью за богослужением, на крестном ходе, и спешат снова услышать эти слова, повторить и закрепить их в своем сердце, прославить Господа, что сподобил нас провести 40 дней в радости. И потом уже ожидать праздник Вознесения Господня.

– Вопрос от телезрительницы Елизаветы из Гомеля: «Если человек при жизни все время творил добрые дела, а потом перешел в иной мир, будут ли эти добрые дела служить для его спасения, если они творились не ради Бога, а ради своих родителей, ради своего доброго имени?»

У человека наступает уныние после того, как он сделал добрые дела.

– Лучше индивидуально разобраться в этом вопросе. Почему возникает уныние? Бывает, что мотивацией к доброму делу была не любовь к ближнему, а какая-то своя внутренняя выгода. Может быть, из-за страсти гордыни. Часто уныние спутник именно этой страсти. Гордыня тоже заставляет делать добрые дела.

– Чтобы похвалили.

– Да, даже если это не выражено. Враг человеческий очень хитер и делает все максимально незаметно для человека. Дьявол паразитирует на нем. Человек живет насыщенной жизнью, думает, что все замечательно и хорошо, но эта жизнь мимо, это грех, тот самый промах. И после этого, как правило, и возникает уныние. Уныние – это состояние, которое говорит о том, что человек находится вне благодати Божией. Это очень важный момент.

И все же иногда уныние может возникать и по другим причинам, поэтому лучше разобрать этот вопрос с духовником. Если мы посвящаем добрые дела своим ближним, это хорошо. Сложно посвящать их Богу. Иоанн Богослов говорит, как можно любить Бога, если ты ненавидишь ближнего? Бога ты не видишь, а ближнего видишь. Тогда ты лжец. Сначала возлюби ближнего своего, чтобы полюбить Бога. Это проще, поэтому люди часто делают добрые дела для ближних или во имя их. Это нормальная традиция. А за этим появится общение с Богом, и потом, возможно, будут и дела ради Него.

– Мы плавно переходим к Вознесению Господню. Давайте вспомним, что это за праздник.

– На 40-й день после Пасхи Господь собрал Своих учеников на горе Елеон, дал им последние напутствия и стал отдаляться от них. Отдалялся и скрылся за небесами. Это было очень удивительно. Из Евангелия мы видим, что апостолы не опечалились, но радовались, потому что их сразу утешили ангелы, рассеяли недопонимание. Они сказали: Иисус, вознесшийся от вас на небо, вернется так же, как вы видели Его восходящим на небо. Это порадовало учеников. Господь сказал им не удаляться, потому что скоро послан будет им Святой Дух. И через десять дней они получили обещанное.

– А где в Священном Писании описывается сюжет Вознесения Господня и вспоминается об этом событии?

– В Псалтири есть пророческие моменты, которые говорят, что будет Вознесение Господне. Эта знаменитая перекличка при освящении храма: Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь Славы. Кто есть сей Царь Славы? Господь Сил, Той есть Царь Славы. Это все описывает то, как возносится Господь.

В Евангелии от Иоанна незадолго до вознесения, перед самым страданием, Иисус пытался утешить учеников, говоря о том, что должен отойти к Отцу. Господь объяснял им, что это в их интересах, если Он уйдет. Они же печалились. Иисус говорил, что должен приготовить им место и чтобы послан был Дух Святой. Эти слова очень важны. Каждый верующий должен понять, что это за праздник – Вознесение Господне.

– Вопрос от телезрительницы: «У нас недавно умерла бабушка, ей было 80 лет. Она верила в Бога в душе. А когда заболела опасной болезнью, то не думала причащаться, но мы ее уговорили. Она причастилась, ей стало хорошо. Потом сказала, чтобы священника больше не вызывали. После этого ее уже никто не причащал. Она причастилась один раз за 80 лет. Хотелось бы знать, какие будут последствия для этой души».

– Это вопрос не к батюшке, а хотя бы к ангелу Господню. Мы действительно не знаем о последствиях. Все зависит от ее раскаяния. Мы помним благоразумного разбойника, который покаялся в последний момент и действительно оказался достоин Царства Небесного. Почему? Исправить душу разбойника – очень сложная задача. И как за эти моменты добиться того, чтобы человек искренне раскаялся? Это преображение души. Можно жизнь прожить и не добиться этого преображения. А можно в какие-то моменты так возгореться к Господу, что преобразить себя сразу. Все это будет зависеть от личного покаяния Вашей бабушки на исповеди перед священником.

То, что она потом сказала не вызывать священника, возможно, просто потому, что уже прогрессировала болезнь или еще что-то. Может, она уже не так все понимала. Но кто знает тот момент, когда она исповедовалась? И это все же была неформальная исповедь, потому что трудно вспомнить, что с тобой было за 80 лет. Да и память уже страдает, и не понимаешь, что такое грех, а что нет. Это очень сложно. Но мы надеемся на лучшее. Нужно молиться. Если Вы видите какие-то проблемы, значит, надо сугубо молиться, чтобы Господь, несмотря на все ее грехи, простил их и поселил ее туда, куда мы сами желаем попасть: в Царство Небесное.

– Продолжим о Вознесении Господнем?

– Да, я бы хотел немножко по-детски поговорить об этом явлении. Чтобы как-то примитивно понять, представить, что же случилось. С одной стороны, Господь действительно оставляет нас. Но удивительно, Он говорит, что приготовит нам место. О каком месте Он говорит? Об обителях небесных. Дело в том, что апостолы, как и многие люди тогда, не имели своего жилья. И у каждого человека была мечта – индивидуальная комната. И Господь говорит апостолам: В дому Отца Моего обители многи суть. То есть там много домов, и Он приготовит их для нас. Воображение апостолов, конечно, зашкаливало. Они понимали, что свершится то Царство Мессии, которое Он и обещал.

А потом Господь говорит им, что пошлет Духа Святого. Они мало что знали о Духе, на тот момент это было очень непонятно, но понимали, что это некая чуть ли не сверхспособность. А каждый в детстве хотел быть супергероем, чтобы спасти весь мир... И поэтому в представлении апостолов это было действительно сказочное явление.

А когда они увидели еще и удивительное, невообразимое явление, что человек вдруг взлетает и пропадает в небесах, – это воплощение всего детского, какого-то мысленного фейерверка и фантазий, которые были у всех людей. Поэтому я сказал, что надо рассмотреть это в таких детских рамках.

Но на самом деле это очень важные моменты. Теперь в раю есть Тот, Кто как мы. Как в некоторых помещениях есть дресс-код: не пройдете, если у вас нет смокинга, так и здесь. Бог оставил ангела охранять вход в рай. И вот мы стучимся в рай после смерти. Ангел спрашивает: «Кто ты?» – «Я христианин». И он знает, что один из нас уже есть там, и разрешает пройти. Это очень важно. Если ты в этой жизни принял Христа, если Он живет в твоем сердце, если у тебя есть благодать Христова, то ты сродни Богу. Господь называет нас друзьями, сыновьями. То есть Он действительно усыновил нас и удочерил. И мы смело можем войти туда, если в нас есть Христос. Ангел будет смотреть на наше сердце и увидит там Христа.

Вот почему Господь говорит: Сын мой! отдай сердце твое мне. Праздник Вознесения для нас очень важен. С этого момента мы можем стать, как и Он, жителями рая. И это большое счастье.

– Вознесение Господне изменило мир. 

– Теперь человек снова в раю, как был Адам. Господь вознесся, и человеческая природа снова в раю. Следовательно, и мы можем пройти по этому пути. Он показал нам путь. Но сначала будет распятие, то есть наша жизнь здесь не сахар, а крест, распятие. И потом будет наше славное воскресение, вознесение в небесные обители, туда, где наш дом, где мы и должны быть. Вот какое чудо.

– Какие богослужебные особенности есть в праздник Вознесения Господня? Это великий двунадесятый праздник.

– Это очень красивый тропарь: «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником». И после красных пасхальных вновь ослепительное белое облачение, которое переносит нас в совершенно другую реальность и придает всему торжественности. Славное богослужение. Каждый православный христианин должен постараться провести этот праздник в храме, порадоваться, что отныне человеческий род имеет возможность пройти в рай.

– А можно ли писать в записках людей, которые пили, гуляли, блудили, ругались матом?

– Если известно, что жизнь человека совершенно противоположна христианскому учению, то не стоит. Надо иметь какое-то дерзновение этого просить. Это, может, только какая-то личная любовь. То есть самые близкие родственники, которые безумно любят этого человека, несмотря на его грехи, дерзновенно просят о нем, когда подают записки на Божественную литургию. А если человек особо не имел привязанности к храму, то лучше подавать записки на молебен как за заблудшего. За Божественной литургией все же единение во Христе. А если в человеке нет Христа, то это будет не совсем верно. Хотя, если ты действительно очень крепко связан с человеком любовью, то, наверное, это простительно.

– Вознесение Господне в четверг, а это рабочий день. Вы сказали, что желательно каждому православному христианину посетить праздник. А что делать, если нет такой возможности?

– Надо использовать для этого все средства. Мы найдем любое оправдание. В Москве есть литургии на любой вкус: и ранние в пять утра, и ночные, например, на Афонском подворье. Просто нужно проштудировать храмы, когда в них служба на Вознесение. Это же два часа богослужения. Желающий всегда найдет возможность.

Если уж совсем невозможно, есть прямые трансляции. Есть тексты этих праздничных моментов. При любом раскладе можно включить эти удивительные песнопения и вместе со всей Церковью в этот день ликовать и провозгласить Господу славления за Его вознесение, за то, что Он сделал для нас, за все дары, которые принес.

– Вопрос от телезрителя: «Как избавиться от злости? Со всеми ругаюсь, раздражаюсь. Устал молиться от этого».

– Скорее всего, причина в гордыне. Как с этим быть? Во-первых, просить у Бога любви. Потому что только любовь может покрыть озлобленность и гордое сердце. Во-вторых, безусловно, надо смиряться. Каждый день говорить себе: «Я гордый, поэтому должен быть снисходительным, стараться не обращать внимания на что-то». Очень важно постоянно создавать себе такой настрой. И делать это много раз за день, особенно если до сих пор не можешь взять себя в руки. Важный момент – искусственно смиряться. Хочешь ответить – не отвечай. И изучать святых отцов, как они боролись с гордыней и гневом.

– Вопрос от телезрителя: «Среди друзей много завистливых, которые не переносят, если у меня что-то получается лучше. Стараются уколоть меня или отдаляются. Я уже боюсь делиться чем-то, дабы не вызвать агрессии в свою сторону. Нехорошая реакция даже на мелочи. Боюсь менять окружение, потому что с новыми людьми может оказаться то же самое. Как быть?»

– Есть такие замечательные слова родоначальника философии Сократа: «Познай самого себя». Так не бывает, что все вдруг стали завистниками. Скорее всего, они дают какую-то рефлексию на поведение самого человека. И эту рефлексию человек воспринимает как «они мне завидуют». А это отсылает нас к той же страсти гордыни. Очень важно познать самого себя, подумать: «Может, во мне что-то не так?» Разобраться. И человек узнает о себе много удивительного. Нужно с любовью и снисхождением относиться к ближнему. Попросите у Господа помощи в этом, и все наладится.  

Вопрос от телезрителя: «Как быть, если в отчаянии после пережитой тяжелой утраты посещают мысли о том, что молиться не имеет смысла?»

Вот как раз, чтобы выйти из этого положения, нужно молиться. Есть такие замечательные слова апостола: Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. Это очень важный момент. Когда мы в кризисе, то обвиняем Бога во всем. Почему так? Мы не пытаемся разобраться в жизни.  Дай здесь и сейчас. Не так, как нужно Тебе, а как мне. Вспомните слова из молитвы «Отче наш»: Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя. Мы видим только то, что у нас перед носом. Мы не знаем, может, тот или иной момент через какое-то время навредит нам еще больше.

Раньше люди, когда заболевали, говорили: «Господь посетил». И благодарили Его. А иногда, когда были здоровы, даже плакали: «Господь меня оставил». Мудрые люди. На земле мы должны научиться терпению. Апостол Иаков говорит, что терпение приведет к совершенству. Без этого невозможно. А что такое терпение? Терпение на что? На скорби,  болезни, обстоятельства. И мы должны их воспринимать как некую волю Божию. Мы любим эти слова: «Слава Богу за скорбь и за радость», – но не примеряем их к себе. Мы считаем, что уж мы-то не должны болеть, ничего не должно с нами случиться. А почему с другими случается, а с тобой нет? Ты разве не такой, как все? Господь учит нас. Без терпения нет совершенства, а без совершенства мы не войдем в Царство Небесное. Мы здесь возьмем крест и пойдем на свою Голгофу. Такой путь указал Господь. Но после нее будет радость воскресения и вознесения в вечные обители Царствия Небесного.

– Вопрос от телезрителя: «Проясните ситуацию. Человек причащается каждое воскресенье, но приходит на службу прямо перед чтением Евангелия. До причастия ходит, разговаривает с людьми, уходит из храма к машине. Несколько раз, когда уже вынесли Чашу, разговорами укорял ближнего. Допустимо ли такое поведение? Покрывает ли все это причастие?»

– Это печально, человек, скорее всего, не понимает этого. Ведь причастие – это встреча с Богом. Когда мы ждем самого главного гостя в нашей жизни, то мы сосредоточены, думаем, все ли убрано, все ли сделано, правильно ли все поставлено, есть ли пирожки, печенье, конфеты, чтобы его угостить. На причастии мы принимаем в свое сердце самого главного Гостя в нашей жизни – Христа. И когда человек безразличен к этому, то это очень опасное дело. Апостол говорит: Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Вот как опасно так относиться к самому главному делу своей жизни – причастию.

–  Зачастую многие приходят в храм и общаются, особенно на ночных бдениях. Помолились, помазались, отошли и разговаривают. Есть в нашей церковной культуре такой грех, когда церковь становится местом для какого-то общения и встреч, но нет сосредоточенной молитвы, нет этого желания встречи с Господом.

– Во многом виноваты сами священники, которые не могут хорошо организовать церковную жизнь. По одной причине – это естественная реакция. Если это твой храм, то, безусловно, все, кто молится рядом, – твоя семья; и ты должен с ней общаться. Но ты видишь этих людей только в храме, поэтому естественное желание общаться именно там. И, к сожалению, это бывает во вред молитве. Для общения в церкви есть различные мероприятия, воскресные школы, лектории и так далее. Это и есть понятие общинной жизни. Если после богослужения происходит чаепитие, когда вы задаете вопросы священнику и он вам, это радостно. И тогда во время службы не будет посыла спросить что-то у кого-то. Общаться хорошо, но всему свое время.

Я в одном храме постарался организовать мероприятие и просил всех общаться заранее. И люди приходили за час до богослужения и приветствовали друг друга. Было умилительно смотреть на полный храм за час до богослужения: все друг с другом лобызаются, поздравляют, радуются. Это требует от священников большой работы. Наверное, мы тут в чем-то еще недорабатываем.

– Вопрос от телезрителя: «Подскажите, пожалуйста, молитву за домашних питомцев».

– Такие молитвы можно поискать в Интернете. По воскресеньям я служу в храме Флора и Лавра на Павелецкой. Это святые покровители животных. К ним в своих молитвах взывают хозяева многих питомцев. Этот храм окормляет ветеринарную службу Москвы. И многие врачи-ветеринары приходят помолиться в этот храм своим покровителям. Сейчас ветеринары еще и помогают фронту: плетут сети, льют окопные свечи. Раз в неделю приходят в этот храм для того, чтобы как-то помочь мобилизованным этой службы, которые уехали на СВО.

– Вопрос от телезрителя: «А когда мы говорим «Господи, помилуй», к какому Лицу Троицы мы обращаемся?

– Все же здесь предполагается Второе Лицо Святой Троицы. «Господи, помилуй» – это сокращенная Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя, грешного». Иногда мы говорим ее три раза, иногда двенадцать, иногда сорок. Для того, чтобы сконцентрировать свои мысли, настроить ум на длительные молитвы.  

– Вопрос от телезрителя: «Кому молиться, чтобы справиться с финансовыми проблемами? Много лет ничего не могу поделать».

–  Кроме Господа и Богородицы, обычно молятся Николаю Чудотворцу. Его называют Угодником, потому что он очень много помогает страждущим людям, даже в финансовых вопросах. Но надо переосмыслить, почему так случилось. Это может быть и крест, то есть необходимый момент для того, чтобы ты попал в Царство Небесное. Тогда надо принять эту ситуацию, поблагодарить Бога за нее: «Господи, ты мне что-то посылаешь, я пока не могу понять это, дай мне вразумления и сил это пережить». И потом будет покой. Через это смирение мы четко увидим ту дверь, которую нам нужно открыть. И нужно молиться Господу, Богородице, Николаю Чудотворцу, святителю Спиридону Тримифунтскому.

– Большое спасибо за наставления нашим дорогим зрителям в преддверии отдания Христова Воскресения и праздника Вознесения Господня.

– Мы столько времени приветствовали друг друга: «Христос воскресе!» Радовались, что Он воскрес. И, дай Бог, воскресит и нас, чтобы мы были в вечном Царствии Небесном. И этим вечным зовом мы должны по возможности делиться со всеми. Просветительская миссионерская деятельность должна быть у каждого.

Лето – это такой период, когда мы обо всем забываем, и просветительские проекты остаются без нашего внимания. Этот период важен и для телеканала «Союз», чтобы вещать, просвещать, говорить о воскресении Христовом, о Господе. Если есть возможность, внесите свою лепту, чтобы голос Церкви, проповедь Христа звучали для всех. У кого нет возможности – помолитесь за нас, чтобы у нас все получилось.

 

Ведущий Павел Денисик

Записала Анна Вострокнутова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X