Беседы с батюшкой. Протоиерей Михаил Потокин. 15 октября 2024

15 октября 2024 г.

Сегодня у нас в гостях временно исполняющий обязанности председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, настоятель храма мучеников Флора и Лавра на Зацепе протоиерей Михаил Потокин.

– Вы долгое время были председателем Отдела по социальному служению города Москвы. Сейчас эта должность осталась, но добавилось новое послушание: Вы председатель Синодального отдела. Давайте поговорим о социальном служении и благотворительности. Расскажите, что такое социальное служение.

– Это светское современное выражение, а служение милосердия свойственно Церкви с самых первых времен, это так называемая диакония, одно из служений, в котором есть и сострадание, и помощь ближнему, и проповедь слова Божия, потому что, как говорит Господь, ближний тот, кто оказал тебе милость.

Оказывая милость, Церковь приближает людей к себе. Многие обращаются ко Христу: и те, кто оказывает помощь, и те, кому ее оказывают. Это миссия, но не открытая, когда говорят: если не будешь верить в Бога, то не поможем. Это именно настоящая миссия, потому что человек видит, что Церковь помогает ему, что здесь неравнодушные люди. И в конце концов человек видит, что евангельское учение глубокое и дает плоды, и постепенно приходит ко Христу. Такие примеры на каждом шагу.

Хотя мы не ставим миссию целью. Мы помогаем и верующим, и неверующим. Если человек нуждается в помощи, то первое, что нужно сделать, это помочь: накормить голодного, одеть нагого, утешить заключенного, посетить больного. Это мы делаем для всех, без различия по вероисповеданию. Но многие, видя такое отношение Церкви к людям, начинают интересоваться церковной жизнью. Это правда. Люди, которые приходят к нам, особенно в качестве добровольцев (их довольно много), тоже приобщаются к церковной жизни.

У человека есть разные таланты. Кто-то педагог, кто-то врач, кто-то готов оказывать помощь. Наши добровольцы сейчас ездят в Мариуполь, восстанавливают дома. Человек работает по какой-то профессии, и в свой отпуск едет не на юг отдыхать, не к родственникам, а едет помогать в Мариуполь или на новые территории. Он приезжает на две недели, тратит свое время и заслуженный отпуск, чтобы помогать другим. А время – это самое дорогое, что у нас есть. Когда беседуешь с такими людьми, сам становишься немножко лучше. Это очень хороший пример. Повезло тем, кто соприкасается со служением милосердия или сам участвует в нем. Так мы имеем возможность видеть в человеке лучшие проявления его душевных качеств: жертвенности и сострадания.

Тюремное служение более непростое, потому что там сталкиваешься с другим человеком, который, может, и нераскаянный, и по-другому смотрит на жизнь.

Служение милосердия очень важно для Церкви. Я стараюсь выполнять послушания, которые на меня возложили Синод и Святейший Патриарх. Может быть, у меня нет опыта такого масштаба, ведь тут вся Россия. Мы стараемся поддерживать и развивать все те проекты, которые Синодальный отдел осуществлял до моего прихода.

– Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «Церковь учит, что нужно молиться не только умом, но и сердцем. Она считает, что ум – это чисто логическое, математическое вычисление, а все чувства, переживания исходят от сердца. Но уже научно доказано, что переживания и все чувственные вещи есть результат нейронной связи в голове. Тот самый разум. А сердце лишь насос, который качает кровь. Получается, что эти разговоры – демагогия и мракобесие».

Это неверно, потому что на самом деле под сердцем мы имеем в виду не орган нашего тела, который гоняет кровь, а то место, где расположена душа. Молиться нужно не сердцем, а душой. Обычно мы помещаем ее в сердечную область нашего тела. Это первое.

И второе: самая высокая молитва считается безмолвной. Это предстояние перед Богом, то есть такое состояние человека, когда он всегда видит себя перед Богом, ощущает Его рядом с собой. Это молитва, когда нет слов. Нужно об этом помнить и знать.

Церковь отвергает чувственную молитву. Еще Игнатий (Брянчанинов) называл ее «кровяной». Человек возбуждает в себе какие-то чувства, придумывает образы, которые начинают на него действовать, плачет и так далее. Это чувственная молитва. Подлинная молитва сверхчувственна, она выше, чем наши чувства. Многие святые отцы рекомендуют не ориентироваться на чувства, когда мы молимся. Иногда приходят люди, которые говорят, что не чувствуют молитву, им не становится легко, весело или как-то еще. Но этого и не нужно искать в молитве. Молитва – это дар, который приходит не от нас и не от наших трудов. Он приходит от Бога в ответ на наши труды.

Молитвенный труд – очень высокое духовное делание, и делать его нужно очень аккуратно. С одной стороны, не нужно увлекаться чувственной стороной. С другой, если вы хотите заниматься молитвой, вам нужен хороший духовник, который будет следить за тем, чтобы вы не впали в прелесть, не углубились в чувственность, не унывали и не придумывали себе какие-то другие молитвенные вещи. Фантазия у человека работает будь здоров. Если хотим заниматься молитвенным трудом, нужно обращаться к духовнику, чтобы он следил за тем, как мы трудимся на этом поприще.

– Вопрос от телезрителя: «Чем отличается уныние от отчаяния?»

– Отчаяние означает крайнюю степень душевного отвержения жизни, когда человек больше не чает жизни, не желает ее. Это отсутствие надежды, отсутствие веры в Бога, крайняя степень малодушия. Когда человек отчаялся, он уже не видит способов изменить ситуацию. В унынии же он видит способы, но не имеет сил что-то исправить. Мы унываем, когда понимаем, что нет сил или у нас не получается. Но при этом мы знаем: что-то сделать все-таки можно. В отчаянии же считаем, что сделать ничего нельзя.

Отчаяние более страшное состояние. Из-за него человек может совершать непредвиденные поступки. Уныние, к сожалению, может привести к отчаянию и потере воли.

Там, где есть смирение, не может быть ни отчаяния, ни уныния, потому что человек принимает все как волю Божию. Поэтому оба эти состояния имеют основанием гордыню, но выражаются по-разному: одно плавное, другое резкое и очень опасное.

– Что такое церковная благотворительность?

– Церковь осуществляет не только молитвенное и духовное окормление людей, но в том числе оказывает и материальную помощь (начиная с еды и одежды и заканчивая более сложными вещами, даже связанными с медициной). Наши медицинские сестры милосердия оказывают помощь в госпиталях. У нас есть больница святителя Алексия. Много добровольцев, которые помогают раненым и тем, что оказались в пункте временного размещения. То есть это реальные дела.

– Вопрос от телезрителя Димитрия из Гатчины: «По поводу помощи, которая оказывается пожилым людям. Скажу по себе: я очень поздно понял, что пожилым людям нужно не просто что-нибудь подать, а в первую очередь им нужно внимание, слова поддержки, чтобы их обогрели любовью. Моя ошибка в том, что я этого не делал. Что скажете по этому поводу?»

– Вы подметили совершенно верно. Этот опыт не только Ваш, но и наш. Человеку не только пожилому, но и попавшему в беду, немощному, слабому, обязательно нужен кто-то, с кем он может поделиться. Мы поддерживаем не просто материально, но и духовно: беседуем, проводим вместе время, стараемся утешить. Общение – один из основополагающих принципов помощи, которую мы оказываем. Мы не просто даем человеку необходимое, материальный продуктовый набор, но стараемся не бросать его, узнавать его нужды, беседовать с ним. Это часть нашего духовного труда. Есть материальная помощь, есть душевно-духовная. Для пожилых это очень важно. Когда приходилось общаться непосредственно с подопечными, которым мы помогали, я видел, что многие люди чувствуют себя одинокими, хотя у них есть близкие. Сейчас все очень загружены, редко бывает возможность посетить близких, даже пообщаться, позвонить. Пожилые люди особенно от этого страдают. Есть телесные страдания (голод, холод, жажда), а есть духовные (жажда общения, внимания). И часто важнее удовлетворить духовную жажду, чем просто накормить человека. Вы совершенно правы.

– Давайте более подробно расскажем нашим телезрителям об отделе, который Вы возглавляете. Чем он занимается в масштабе всей России? Какие насущные вопросы и проблемы существуют?

– Главное назначение отдела – быть звеном, осуществляющим координацию различных социальных проектов между епархиями, связь между государственными структурами, которые занимаются социальной поддержкой, поддержкой в области медицины, это совместное решение вопросов. Это и помощь в чрезвычайных ситуациях, когда случаются какие-то пожары, наводнения. Сейчас мы организуем помощь в новых регионах, в Курской области. Когда у епархии не хватает сил, подключается наш отдел. Так происходит и в светской жизни: МЧС работает в местах ЧС. Наш отдел реагирует на всякого рода случаи и катастрофы, чтобы помочь именно в том месте, где возникла проблема.

Мы говорим о милосердии, стараемся привлекать к служению добровольцев. Это тоже миссия. Человек хочет помогать, но не знает, куда пойти, какие у него есть возможности. Мы можем ответить на вопросы, как помогать другим, как участвовать в делах милосердия. Отдел направляет человека туда, где он может максимально послужить своим ближним и помочь в ту меру, в которую ему позволяют его здоровье, время и материальные возможности.

Это и методическая работа по координации различных церковных проектов. Это и собственные проекты отдела. Это и проповедь о милосердии среди прихожан и людей, которые хотят к нам примкнуть. Целый спектр всего. Все наши сотрудники нацелены на то, чтобы стараться как можно качественнее оказывать помощь, в том числе и с духовной точки зрения.

Мы церковная организация, поэтому в первую очередь говорим именно об этом аспекте нашей деятельности, но в то же время готовы помогать всем. Не так важно, верит ли человек, если он в чем-то нуждается.

Мы помогаем епархиям с проектами, которые только начинаются. Помогаем людям, которые хотят помогать ближнему, но не имеют опыта. Мы делимся этим опытом, проводим семинары, организуем обучение людей, которые хотят участвовать в церковной благотворительности, в том числе прихожан и церковных социальных работников. Большой спектр деятельности.

Но самая главная цель – сделать служение милосердия доступным, понятным и вовлечь в него как можно больше людей, чтобы они могли служением своим ближним обогатиться и собственным духовным опытом. Ведь служение ближнему – это приобретение духовного опыта. Как молитва и пост. Есть молитвенное служение, а есть служение милосердия. Мы открываем людям возможность получения духовного опыта. В меру сил, которые нам дает Господь, мы стараемся решать широкий спектр разных инициатив и задач.

Вопрос телезрителя: «В молебном каноне ко Пресвятой Богородице есть такие слова: «Богоненевестная, Начальника тишины Христа родила еси». Я такого определения Христу не встречала нигде. Можно несколько слов об этом?»

– Такое определение Христа действительно встречается редко, но есть видение пророка Илии, который просил Бога, чтобы Он показал ему Себя. И Господь тогда говорит, что не в громе, не в молнии, а именно в гласе хлада тонка, то есть в тишине, Господь Себя откроет. И вспомним вечерню: «Свете Тихий святыя славы Безсмертнаго Отца Небеснаго». Здесь тоже указывается на служение Христа, которое не производит каких-то резких перемен. Первое Пришествие Его именно таково, о чем Сам Христос говорит словами пророка Исаии: трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит. То есть эта тишина связана с чем? С тем, чтобы не разрушить немощную человеческую природу, потому что она, пораженная грехом, становится хрупкой. Она действительно уже часто не может воспринимать Божественное учение, исполнять заповеди, потому что настолько повреждена. Господь Сам говорит, что ни один человек этих заповедей не исполнил, которые Бог дал Моисею. Поэтому здесь именно служение Христа в тишине. Рождать в глубине души человека желание жить с Богом, несмотря на все его греховные помыслы. Это действительно удивительное воскресение души. Воскресение Христово тоже происходит в тишине. Мы не знаем, не видим этого часа. Поэтому, когда приходят мироносицы, гроб открыт, ангелы благовествуют, что Христос воскрес!

Какие основные проекты реализует отдел в данный момент?

– Много проектов, но, наверное, сейчас самое главное, что волнует всех, – помощь людям, которые оказались на территории, где проводилась специальная военная операция, помощь беженцам с этих территорий, Курская область. Здесь мы видим, наверное, самые тяжелые испытания, которые выпали на долю этих людей. Они должны оставить свои дома. Часто, как было в Курской области, это происходит спонтанно, буквально за небольшое время, то есть нельзя и вещей взять, ничего с собой не унесешь. Часто бежали без документов, как могли, в чем одеты. Бросали скот, оставались ни с чем. Что такое пожар? У тебя сгорело все. В чем был, в том и остался. Больше у тебя ничего нет.

Поэтому на сегодняшний день это все, что связано с помощью в пунктах временного размещения, в госпиталях, в больницах, социальная помощь там, где многие дома разрушены, где нет нормальной гражданской жизни, где она только восстанавливается. Это Мариуполь, Северо-Донецк и другие города. Это и Курская область, наши куряне, которые тоже во множестве были вынуждены покинуть свои дома. Это и Белгородская область. То есть там сейчас самое важное, и нужно показать людям, что мы готовы им помочь, что мы с ними вместе, их не оставим. То, что люди, которые пострадали, не будут брошены, что мы будем с ними до конца, пока не восстановится их жизнь, пока они вновь не обретут свое жилище, не обустроят свою жизнь. Человек на улице жить не может, мы с вами понимаем, что это ненормально.

И самое главное, им нужна семья и близкие люди. Когда люди сейчас вынужденно уехали, важно, чтобы они чувствовали рядом поддержку, помощь неравнодушных, тех, что готовы с ними пройти этот трудный путь. Поэтому сейчас самые важные проекты связаны с гуманитарными центрами, с помощью добровольцев, которые приезжают ухаживать за больными, помогают в пунктах временного размещения, госпиталях. Это, мне кажется, сейчас самое важное, где для нас с вами может открыться поле для нашего служения.

С чего начать православному христианину, если он решил помогать нуждающимся? Если у него появилось такое желание.

– Церковная помощь оказывается через церковные организации. Можно прийти в храм, поговорить со священником, есть социальный работник в храме, есть и тот, кто занимается социальным служением. У нас есть горячая линия: 8-800-70-70-222. На эту линию можно позвонить и предложить свою помощь или проконсультироваться, где нужна помощь. Мы готовы отвечать на вопросы – это централизованная линия Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Она круглосуточная. Но можно в храм прийти. Почти все храмы Русской Православной Церкви имеют какие-то социальные проекты. Это может быть пункт гуманитарной помощи, куда люди приносят одежду, где можно пожертвовать продукты, которые потом пойдут малоимущим, где оказывают помощь многодетным. Это один из самых частых проектов, просто выделяется какое-то помещение, куда мы можем принести вещи, одежду, продукты, и это возьмут те, кто в этом нуждается.

Есть более сложные проекты, связанные с детьми с особенностями, с людьми с ограниченными возможностями, то есть с инвалидами, бездомными. По всем категориям нуждающихся есть проекты. Поэтому нужно определиться, где вы хотите участвовать, подойти в храм, обратиться в епархию, где вы проживаете, или позвонить на нашу горячую линию, и вам расскажут, как вы можете участвовать в благотворительности, в каких храмах, в каких проектах. Это наша первостепенная задача: помогать людям определиться, где им совершить свое служение.

Вопрос телезрителя: «У меня вопрос на тему раздражительности и обиды. Допустим, как нам кажется, нас незаслуженно оскорбили или просто негативно высказались. Есть два пути. Первый – ответить на хамство тем же. Но очевидно, что из этого ничего хорошего не выйдет. Второй вариант – промолчать. Но при этом понимаешь, что внутри себя ты уже вспыхнул и наполнился обидой и возмущением. Как известно, в психологии есть такое понятие, как «невыраженные эмоции», которые со временем накапливаются и дают о себе знать в виде психосоматических проявлений. Как бы вы посоветовали разрешать конфликты?»

– Я все-таки посоветовал бы разрешать конфликты так, когда мы с вами находим внутри себя примирение с тем, что произошло. Это возможно сделать, но рассуждая, потому что, как Вы правильно сказали, сердце возмущается. Но разум бесстрастный. И если мы будем рассуждать, рассуждать можно просто. Например, даже о том, что если мы какой-то ответ в себе несем, то этот ответ вредит в первую очередь нам самим. Скрытые эмоции действительно вредны, поэтому нам требуется немедленно, как только мы их обнаружили в себе, постараться от них избавиться. И если разум наш рассуждает и находит аргументы против того, чтобы какие-то мысли нас привели в такое состояние, наверное, вот этим можно разрешать конфликт. Как мысли возмущают наше чувство, так могут успокаивать чувство. Когда мы читаем святых отцов или Священное Писание, что еще лучше, то слово, которое там сказано, может произвести на нас успокоительное действие. Потому что слово это несет не просто информацию для разума, а некий духовный смысл, который воздействует на нашу душу, в том числе и успокаивая ее именно во время всяких возмущений. Поэтому моя простая рекомендация – возьмите или святых отцов, или Евангелие, почитайте и увидите, как слово Божие или слово, сказанное святым, благотворно влияет на внутреннее состояние. И не будет накапливаться внутренних проблем, которые потом могут вылиться в какой-то кризис. Как принимая мысль, мы согрешаем, если в нас проникает какая-то страсть, так и добрые мысли нас очищают. Для этого в обычной жизни, кроме исповеди, есть еще чтение духовной литературы, слова Божия.

Батюшка, каждый ли человек может быть благотворителем?

– Мне кажется, каждый. Причем даже иногда самый немощный и слабый. Он может подать не что-то материальное, но может дать свое внимание другому человеку, поговорить с ним, побыть рядом, утешить его, как-то помочь словами. Примеров очень много, поэтому я могу точно сказать, что все зависит от нашего желания. Если желание есть помогать, всегда Бог даст какую-то тропинку, покажет, где ты будешь нужен. И будешь очень нужен. Необязательно какие-то миллионы жертвовать, если тем более у нас этих миллионов нет, но можно всегда даже простым словом утешить человека. Пообщайся с пожилым человеком, помоги ему, выслушай, поговори с ним о том, что его волнует, беспокоит. Человек выговорится, уже ему легче на душе станет. Это разве не благое дело? Очень благое дело. Мы успокоим человека, когда он или обижается на своих, или чувствует одиночество. Очень много разных видов помощи человека человеку. А Бог подскажет, где можно помочь.

– Что нам говорит Священное Писание о социальном служении, благотворительности?

Священное Писание постоянно говорит о служении, но это не называется социальным служением как таковым. Но о заботе о ближнем оно говорит всегда, начиная со слов о любви к ближнему. А в чем любовь выражается? В заботе в первую очередь. В притче о Страшном суде говорится, что судить человека будут как раз по делам. А дела какие? Именно те, что я перечислял: посетить человека в темнице, утешить больного, послужить ближнему, одеть нагого, накормить голодного. Дела заботы о ближнем. Или притча о милосердном самарянине одна из тех притч, где Сам Господь Себя уподобляет милосердному самарянину, то есть человеку, который помог ближнему, находящемуся в беде, проявил о нем заботу. И даже более того, проявил заботу о его будущем, поселил в гостиницу, пообещал заплатить владельцу гостиницы за то, что тот его будет лечить. То есть образ Христа, Который, как пастырь, заботится о заблудших овцах, собственно говоря, и есть образ всей Церкви. Церковь есть это стадо, которое Господь взял и несет его немощи, его слабости, но в то же время и нам говорит: друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов. То есть и мы в малую меру хотя бы можем понести тяготы ближнего, так мы исполняем закон Христов.

С какими сложностями можно столкнуться, участвуя в социальной деятельности?

– Сложности одни и те же, как в мирской деятельности, так и в церковной, потому что везде нас подстерегают самолюбие, тщеславие, гордыня, без которых никакое дело на земле совершить, к сожалению, не получится. Это самые глубокие, греховные страсти в человеке. Если мы начинаем присваивать себе само дело, даже иногда само желание делать добро, то надо понять, что Господь Господин и желаний тоже. Если бы Господь не благоволил нам, у нас бы добрых желаний не было. Понимаете? Если посмотреть, как человек живет, думаешь: откуда в тебе добро-то должно быть? Где оно? Где повод для добра? Живешь ты зло. А оказывается, нет. В человеке сохраняется возможность совершать добрые поступки. Даже часто в самом жестокосердном человеке. Кто это сохраняет? Кто дает? Господь дает. Он сохраняет даже наши желания. Господь целует и наши намерения, как говорит красиво Священное Писание. И если мы говорим о добрых делах, надо очень опасаться их приписывать себе. Это самое опасное, что может быть в Церкви: что-то приписать своему таланту, своим способностям, своим желаниям.

Серафим Саровский точно в беседе с Мотовиловым указывал, что доброе дело, не ради Христа сделанное, плода не имеет. Значит, плод оно приносит только тогда, когда сделано со Христом, Его силой, Его милостью к нам, которую Он подает, чтобы мы могли эти дела совершить. Поэтому мысли эти нужно гнать от себя, хотя все равно будет казаться: вот какой я хороший стал, теперь я людям помогаю, они меня любят... На самом деле это опасный путь. Поэтому нужно всегда стараться соблюдать меру во всем. В чем признак гордости? Человек перестает соблюдать меру. Когда меры нет, тогда точно чувствуешь, что кто-то тебя стегает, как лошадку. Господь никогда силой с человека ничего не берет. Всегда ждет, чтобы человек проявил свободные желания и пришел к духовной жизни. А гордость, наоборот, нас все время подстегивает: давай еще больше, больше, удвой, утрой… Человек оказывается в загнанном состоянии, и вместо того, чтобы быть радостным, тихим, мирным, он все время раздражен. Именно из-за того, что у него не выходит большое количество добрых дел.

Это что означает? Господь говорит: по плодам узнаете. Плод духовный – это любовь, радость, мир, и если мира нет в душе после добрых дел, а есть досада (это не удалось, это мне не дали, это у меня не получается), нужно присмотреться к себе: это может быть только от гордости. Нужно избегать этого. Слава Богу, у нас есть духовники, есть духовная литература, которая подробно эти всё описывает. Но все равно следить за собой надо. Особенно когда чувствуешь, что меру перешел, нужно идти на исповедь. Чтоб Господь открыл, где ты о себе что-то такое возомнил или перегрузил себя... Значит, есть тщеславие, есть гордыня, они прокрались в душу и направляют уже не на тот путь, который есть путь спасения. Поэтому мы должны понимать, что не помощь ближнему, а спасение души важнейшее делание, к которому нас Господь призывает. А когда мы вдруг сами спасателями становимся, это плохо.

Расскажите о патриаршей гуманитарной миссии.

– Это та помощь, которая будет и сейчас уже оказывается, но сейчас эта миссия оформляется уже как отдельное направление, которое будет иметь свое руководство и свои средства именно на новых территориях, там, где прошла война, где очень много пострадавших. Безусловно, мы понимаем, что это нельзя вылечить за полгода, за год, что потребуются годы для того, чтобы восстановить жизнь, что была там до всех этих событий. Это связано не только с тем, чтобы крышу над домом сделать, но важно вернуть людей. Вернуть людей в то состояние мирной жизни, из которого они были вырваны военными действиями, вернуть близких, вернуться к тому, чем люди занимались. То есть это очень большая и сложная задача. Чтобы решать ее, Церковь открывает специальную гуманитарную миссию.

Вопрос телезрителя: «Остается вечный вопрос. Как понимать слово «вера»?»

– Вера – это все, чем мы живем. Человеческий рассудок, наша душа все время работают, трудятся. Даже когда мы спим, и то какие-то видения душевные бывают. Чем живет наша душа? Она живет тем, что мы предполагаем, что произойдет, каким будет следующий час, следующий день, следующий месяц… Что это такое? Это вера. На самом деле мы не знаем, что произойдет через пять секунд, но мы верим, что будет так, поэтому строим свою жизнь исходя из нашей веры, что с нами будет завтра, через неделю, через месяц, через год. Поэтому вера – это необходимое свойство человеческой души, мы с помощью веры выстраиваем свою жизнь.

Теперь мы говорим о вере в Бога. Это немножко другое, потому что вера в Бога – это необычайное событие. Если мы говорим о вере в какие-то мирские события, мы можем предполагать: если я потрудился месяц, мне заплатили зарплату, я ее могу потратить. Это тоже из области веры, потому что могут не заплатить, могу не потратить, это все может быть. Здесь все-таки есть расчет. Когда мы говорим о вере в Бога, здесь расчета нет. Здесь есть просто доверие. Доверие – это когда я полностью отказываюсь от каких-то разумных объяснений и верю тому, с кем я говорю. Здесь примером является жертвоприношение Авраама. Когда он идет с Исааком, сын спрашивает у отца: «А где жертва?» И посмотрите, ответ Авраама удивительный. Он говорит: Бог узрит Себе... То есть Бог увидит, кого пожертвовать. Он не говорит: тебя. Хотя Бог ему так говорил. То есть он и не солгал. Вот такой ответ. Он не говорит, что Бог жестокий. Он говорит: Бог увидит. Нужно абсолютное доверие Богу: он сына на смерть ведет и в то же время верит, что Бог так устроит, что не будет этой трагедии. А как это произойдет, он не может предположить, ему прямо сказали – принести в жертву сына. Часто говорят, что это слепая вера. Это не слепая вера. Это высшая степень доверия, когда ты готов отказаться от своего разума только ради того, чтобы душевно близко быть с тем, с кем тебя связывает вера. Это, наверное, высшая степень личных отношений. Вот что бы я сказал. Вера – это высшая степень личных отношений между двумя личностями, между Богом и человеком или между двумя людьми.

– Тут еще надо вспомнить слова апостола Иакова: вера без дела мертва есть. Прошу Вас дать нашим дорогим телезрителям наставления и призвать их творить благие дела, дела милосердия.

– Мы сегодня говорили о том, что Господь дает нам время жизни, чтобы мы с вами не просто позаботились о себе и о тех, кто рядом с нами живет, но увидели тех, кому эта забота необходима, и тем самым меняли бы и свой духовный путь. Поэтому участие в делах милосердия, благотворительности, служения ближнему – одно из таких направлений жизни, которое может нам помочь обрести духовный мир. Это касается не только наших инициатив и социальных проектов. И наш канал «Союз», который многие любят и смотрят, тоже  нуждается в помощи. Поэтому мы тоже призываем по возможности помогать нашему телеканалу.

Ведущий Павел Денисик

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской и церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке города Москвы протоиерей Александр Березовский.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X