У нас в гостях протоиерей Игорь Бачинин, руководитель Отдела по утверждению трезвости Екатеринбургской епархии, заведующий кафедрой теологии Уральского государственного горного университета (к слову, старейшего высшего учебного заведения Урала).
– Два года я не был в прямом эфире в передаче «Беседы с батюшкой». Не думал, что все так неожиданно случится... Тема сегодня интересная: «Исповедь». Начну наш разговор вот с чего. Зачем человеку исповедоваться? Зачем вообще об этом задумываться? Даже самые сложные жизненные ситуации не понуждают человека обратиться к Богу, поговорить с батюшкой, исповедоваться, причаститься. В общем-то, такую картину я наблюдал в одном из гематологических отделений нашей городской больницы. Туда приходил священник, исповедовал, причащал. Это происходило через день или чаще, потому что отделение такое: утром вы вместе, а вечером человек истекает кровью, его перекладывают на каталку и увозят. Только один человек ко мне присоединился, то есть он тоже исповедовался, причащался у священника, который ко мне приходил. В отделении было 35–40 человек, весь этаж таких же болеющих, страждущих. Это длилось не один месяц. Была еще раба Божия Ольга (Царствие ей Небесное), две недели она исповедовалась перед кончиной... У людей даже мысли не возникало о том, чтобы остановить проходящего мимо священника и задать ему какой-то вопрос. Скажу больше: когда я попросил пускать на наш этаж священника, медсестры (говорю это не в укор, а просто констатирую факт), которые работают там по 25–30 лет, и врачи сказали, что, во-первых, посторонним не положено там находиться; во-вторых, спрашивали, зачем это нужно. Собственно, я не смог ответить на вопрос, зачем мне это было нужно, но я так чувствовал. Брат, который был вместе со мной, тоже не задавался этим вопросом и, пока была возможность, всегда участвовал в этих таинствах.
– Большое спасибо Вам за откровение, за вопрос, который задаете. Действительно, очень многие люди не видят в этом необходимости, не понимают, зачем это нужно. Более того, когда начинаешь говорить на эту тему, они с недоумением спрашивают: «А мне-то это зачем? Я же нормальный человек, ничего не украл, никого не убил, стараюсь людям делать добро». Необходимости в церковной жизни, в частности в исповеди и причастии, человек не видит вообще. Но это еще лучшая ситуация. Часто слышишь от людей аргументы, почему это не надо делать. Многие приводят какие-то негативные факты, касающиеся церковной жизни, поведения духовенства. Некоторые говорят: «Как я могу открыть душу этому человеку? И зачем, если не вижу в этом смысла?»
Эта ситуация, к сожалению, имеет место в обществе, в котором мы живем, и она в некоторой степени характеризует состояние нашего церковного сообщества. По данным ВЦИОМ, 66% россиян идентифицируют себя с православием, так или иначе соотносят себя с этой традицией и ее ценностями, с храмом, с Богом. При этом нужно сказать, что количество таких людей становится меньше. Если в 2016 году таковых было 79%, то сейчас – 66%. Мы видим отрицательную динамику.
Необходимость в этом возникает у человека, когда он находится на грани жизни и смерти. Люди, которые сейчас находятся на СВО, каждый день сталкиваются с ситуацией, когда очередное задание может стать последним. Когда они становятся ближе к смерти и понимают ее неизбежность, отношение к жизни меняется. Вы рассказали о том, когда люди находятся на той самой грани, за которой начинается вечность. И важно осознание того, какая она, в чем смысл этой вечности, для чего это нужно. Почему мы говорим, что наша культура – пасхальная? В чем смысл слов тропаря: «смертию смерть поправ»? Какое отношение это имеет лично ко мне? Многие люди этого не понимают.
Замечательный церковный писатель протоиерей Василий Зеньковский говорит, что внутреннюю духовную жизнь в человеке нужно открыть. И необходимы как минимум два действия, которые помогают эту жизнь открыть. В первую очередь Божественный Промысл, Его любовь. С другой стороны, чтобы человеку его понять и осмыслить, нужен кто-то, кто имеет этот опыт.
Я в своей жизни встречал четырех человек, которые прожили более 100 лет. Буквально полторы недели назад я встретился с одним из таких. Он в здравом уме, трезвой памяти, относительно здоровый человек. В сентябре этого года он отметил свое столетие, и случилось так, что оказался на больничной койке. Нелепая случайность: упал, перелом. И человек в недоумении: «За что? Зачем такое происходит?» Он не видит в этом смысла. Я думаю, не случайно произошло так, что Господь послал к нему через третьих лиц священника и мы разговаривали с этим человеком. Я попытался дать ему ответ на этот вопрос. Он причастился, исповедовался.
Внутреннее осмысление человеком своего бытия происходит во времени; это не какое-то разовое действие: захотел – и понял. Один мой хороший знакомый батюшка произнес словосочетание, которое легло мне на сердце: «мелодия смыслов». Так вот, эта мелодия смыслов в сердцах многих людей не звучит. Для того чтобы эта мелодия зазвучала, эти смыслы должны открыться человеку. Любящий Господь всегда этого хочет, ради этого Он пришел в этот мир. Но чтобы это случилось, необходимо еще движение человека навстречу этой мелодии смыслов. Как это происходит? У всех по-разному.
У меня есть знакомый хороший священник – отец Алексий, который говорит: «Знаете, а я не верю в загробную жизнь». Казалось бы, такая фраза из уст священника... Как минимум это заставляет людей обратить внимание на эту фразу. И дальше он продолжает: «Я знаю об этом, потому что я там побывал». Казалось бы, некая антиномия, когда священник говорит: «Я не верю». Почему? Он говорит: «Потому, что я об этом знаю».
Вот у большинства людей нет ни веры, ни знания. Что нужно для того, чтобы этот смысл был человеку доступен? Самое главное, о чем хотелось бы сказать, мы живем в такой период времени, когда религиозная образованность большинства людей, мягко говоря, оставляет желать лучшего. То есть человек не понимает смысла происходящих событий, не верит в то, что написано в Священном Писании, не знает, как вести себя в этой жизни. Этот религиозный опыт, связанный со знанием и внутренним обретением, переживанием, обязательно должен случиться. События, которые происходят, человеку нужно помочь осмыслить через призму Божественного Промысла.
Апостол говорит: скорбь для меня – радость, а смерть – приобретение. Для кого в настоящее время это является девизом жизни? Кто скорбит с радостью и ждет смерти? Скорее всего, с точностью до наоборот. Для того чтобы человеку вникнуть в эти смыслы, нужна Божественная помощь. Божественную помощь через действие благодати человек может получить тогда, когда ее ищет, когда хочет этого. Возникает вопрос, как правильно это сделать. Я полагаю, что люди не видят в этом смысла потому, что у них низкий уровень образования, религиозного опыта, нет осмысления этого опыта через призму святоотеческого знания. Поэтому, к сожалению, такое часто случается.
– Вы сказали о том, что люди, находящиеся в зоне СВО, наверное, как никто другой, понимают какие-то моменты, переосмысливают собственную жизнь, отношение к чему-то. Сейчас я попрошу наших режиссеров показать фотографию для уважаемых зрителей и зачитаю несколько комментариев. Предыстория очень простая. Воин Михаил: три командировки в зону СВО, командир отделения, доброволец, семьянин, у него не один ребенок. Отправлялся в зону СВО по велению души. Вот эта дырочка в молитве Господней, которую могут наблюдать наши уважаемые зрители, – это пуля, которая там остановилась. Это была очередь из пяти пуль, которые попали в человека, и ни одна из них тяжело его не ранила, хотя у него есть ранения и контузии. В тот момент они выходили на боевое задание после молитвы, исповеди и причащения. Знаете, какого рода комментарии мне оставили под этой фотографией в социальной сети? Зачитаю несколько. «Что остановило пулю: плохой порох, потеря кинетической энергии на излете через препятствие, бракованный боеприпас, ненадлежащая система хранения». И так далее. Это не придуманная история, не для красного словца; это живое свидетельство человека. Я имел честь (и рад) с ним общаться и дружить. То есть даже это люди пытаются объяснить какими-то материальными вещами, физическими законами…
– Вы привели очень яркий и глубокий пример. В Писании об этом говорится: слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите (Мф. 13, 14). Это окамененное бессердечие, камень в сердце человека. И чтобы растопить этот камень, должно что-то произойти в жизни человека. Что именно – знает только Господь. Господь Своим Промыслом попускает нам такие обстоятельства, которые могут быть для нас полезными, но будут они нам полезны или нет, зависит уже не от обстоятельств, а от нашего отношения к этому.
Мы знаем, что кто-то видел Христа, прикасался к Нему и получал исцеление. Кто-то ходил по водам, кто-то воскрешал мертвых. А кто-то распинал Христа. Эта трагедия, которая произошла в мире, может исцелиться только при содействии Божественной благодати. Но чтобы эта благодать была действенна, человек в нее должен поверить. Вера приобретается человеком в зависимости от того, какой он, какие у него жизненные обстоятельства, какое мировоззрение.
Недавно мы разговаривали с прихожанами, и я вспомнил один случай. Первые века христианства; отряд легионеров идет к месту, где собираются православные христиане, с известной целью – мучить их, истязать, убивать. Этот отряд легионеров обгоняет молодая женщина с младенцем на руках. Они с недоумением спрашивают ее: «Куда ты идешь?» Она говорит: «Я бегу в то место, где собрались мои братья и сестры». Они ее спрашивают: «А ты знаешь, зачем мы туда идем?» Она отвечает: «Конечно, знаю. Потому и спешу, боюсь опоздать». Людям это непонятно, им кажется, что это какое-то безумие. Если уж ты сама так туда стремишься, то зачем тащишь с собой младенца? Но если я хочу войти в жизнь вечную, то почему мой ребенок не должен туда войти?
– На взгляд современного человека, это точно безумие.
– Это говорит о безумии того мира, в котором мы с вами живем. И необходимо это безумие изменить. Есть, конечно, очень простой способ – исповедь и причащение. Есть люди, которые по своей доброй воле пытаются дать нравственную оценку своим поступкам и пытаются уврачевать эти язвы своей души с помощью Божественной благодати. А есть те, которым это не нужно, которые этого не понимают, но от этого любовь Божия к ним не становится меньше. И если им Бог не нужен, то они Богу нужны. И любовь различными обстоятельствами пытается проникнуть в их сердце, даже посредством смерти.
– За то время, пока мы с вами общались, поступило около сорока вопросов. Давайте я озвучу некоторые из них, чтобы наши уважаемые зрители поучаствовали в этом живом общении.
«Вопрос по наступающему Рождественскому посту: как же все-таки поститься мирянам? В одних источниках рыбу можно вкушать в субботу, воскресенье и в праздники, в других источниках – во вторник, четверг, субботу и воскресенье, в третьих добавляют и понедельник. Как же все-таки поститься?»
– Вопрос, наверное, не праздный для человека, который только начинает свою религиозную жизнь, еще не приобрел достаточного опыта. Я такой категории людей говорю: если вы еще не решили, не определились, как вам поститься, то хотя бы в среду и пятницу ограничьте прием пищи. Главное – не в пище. Ограничение в пище – это инструмент для решения самой главной задачи, а эта главная задача, как правило, ускользает из поля зрения людей.
Что такое пост? Это школа воздержания. А что такое воздержание? Воздержание, как говорит преподобный Иоанн Лествичник, – это матерь добродетелей. Зачем человеку нужны добродетели? Если человек этого не понимает, тогда для него вопрос о том, есть рыбу или не есть, является главным вопросом в этой жизни. Есть люди, которые постом не едят ни рыбы, ни мяса и не постятся. А есть люди, которые едят и рыбу, и мясо и постятся. Мера поста для каждого человека сугубо индивидуальна.
Поэтому в этой ситуации я бы предложил человеку прийти в храм, поговорить со священником, рассказать о своих сомнениях и получить благословение. Правда, нужно верить, что в этом благословении Господь сообщит вам Свою волю. Если такой веры не будет, тогда это благословение вряд ли принесет пользу. Это та самая ситуация, когда слушают – и не слышат, смотрят – и не видят.
– Следующий вопрос: «Мне стыдно исповедоваться, раз за разом называя одни и те же грехи».
– К сожалению, такова особенность настоящего времени. Если в жизни ничего не меняется, значит, где-то что-то пошло не так. Если у человека возникает такой вопрос, я предлагаю встретиться и поговорить. Есть исповедь, а есть духовная беседа. С человеком нужно просто побеседовать. Я в своем плотном графике выделяю на это как минимум 40 минут, чтобы человек мог спокойно рассказать, в чем же причина того, что он ходит на исповедь, хочет что-то изменить в своей жизни, но этих изменений нет. Должен быть обстоятельный духовный разговор с человеком.
– Следующий вопрос: «Когда я пришла, собравшись с духом и подготовившись, на первую исповедь, оказалось, что исповедь будет общей. Батюшка на беседе не предупредил об этом. Свои грехи я так и не произнесла, каялась про себя. Когда подошла к Евангелию, кресту, слезы катились градом. Простил ли мне Господь грехи, если я их не произнесла? Или стоит еще раз исповедоваться вслух?»
– Наверное, над Вами была прочитана разрешительная молитва. Мы живем в такой период времени, когда общая исповедь для большинства людей является своего рода религиозной инновацией. Но если мы посмотрим церковную историю, то увидим, что это было нормой в церковной жизни. И если это были слезы не саможаления, а раскаяния, то, безусловно, Господь простил эти грехи. Думаю, изменения в сердце, которые происходят после такой исповеди, являются ощутимым тому свидетельством. Более того, если возникают сомнения, это еще раз подтверждает, что все было сделано правильно.
– Вопрос: «Есть такое понятие, как кризис среднего возраста, в том числе в церковной среде (иногда встречаю). Как Вы к этому относитесь?»
– Если кризис есть, то он всегда должен сподвигнуть человека к каким-то изменениям. Тем более если человек в Церкви, то, видимо, это происходит по Божественному Промыслу. Если человек дожил до такого состояния, дай Бог, чтобы он, пройдя через него, перешел на новую ступеньку в своем духовном развитии.
– «Скажите, как бросить курить, если куришь очень много и часто и ничто не помогает бросить курить?»
Кстати говоря, большинство людей, оказавшихся в онкологических диспансерах, несмотря на все самые страшные диагнозы, как ходили, так и ходят в курилку.
– Когда я был еще достаточно юн и понял для себя пагубность табакокурения, я оказался в центре микрохирургии, который есть у нас в городе. И там как раз делали операции таким людям, которые себя довели до какой-то крайней степени безумия, им вырезали губы, гортань, отрезали руки и ноги. Там была курилка. И люди ходили туда и курили.
Как бросить курить? Вообще с формальной точки зрения все очень просто. Первое и самое главное – нужно возненавидеть свой грех. И чтобы у человека была решительность изменить свою жизнь. Не решение, а именно решительность, как в Евангелии об этом говорится: если соблазняет тебя глаз твой, то нужно его вырвать и отбросить от себя. Если у человека будет такая решительность отказаться от отравления себя табаком и он сумеет ее воплотить в жизнь, то тогда все у него получится. Если не получится, пожалуйста, обращайтесь в наши приходские общества трезвости. Там есть много людей, которые в своей жизни решили эту проблему. У них есть практический опыт, и они обязательно помогут в этом разобраться.
– «Если при молитвах дома о своем совершенном грехе так наплачешься, что когда подходишь на исповедь к батюшке, уже нет такого горячего раскаяния, как дома, будет ли это считаться как раскаянный грех?»
– Я думаю, будет. Лишь бы слезы, которые есть у человека дома, не были слезами саможаления. Если вы набрались мужества и перед Крестом и Евангелием исповедовали свой грех, священник прочитал над вами разрешительную молитву, то не должно быть абсолютно никаких сомнений, что Господь эти грехи простит.
– Не совсем относится к теме разговора, но поступило такое сообщение: «В нашем городе отключили аналоговое телевидение, многие не могут смотреть ваш канал, соответственно, не имеют возможности ему помогать. Смотрит ТВ тот, кто подключен к цифровой трансляции». Это город Волжск. И дальше сообщение о том, что некоторые боятся заходить в Интернет, считают, что это какое-то греховное место, лучше вообще там не находиться (имеется в виду, я так понимаю, не заходить через мобильные телефоны, гаджеты и так далее).
– Я думаю, если люди хотят поддержать канал и у них есть гаджеты и телефоны, они при желании могут найти такую возможность. А если они такой возможности не имеют, то, по крайней мере, могут помолиться (для этого не нужно никаких технических средств) о том, чтобы Господь помог и не оставил наше народное телевидение, телеканал «Союз», без помощи и Своего попечения.
– Сейчас будет интересный комментарий: «Перед исповедью нельзя есть, а пить тоже возбраняется?»
Я сразу дополню. Один архимандрит мне в личной беседе говорил о том, что нет нигде прямого запрета на вкушение пищи перед исповедью и причастием.
– Действительно, есть богословские основания, а есть традиции благочестия, о которых мы говорим. Я точно знаю, нет такой традиции: не вкушать пищу перед исповедью. Есть такая благочестивая традиция, связанная с причастием. По крайней мере, священники об этом знают, что действительно есть такое правило для здоровых, сильных людей. Но если человек находится в какой-то немощи, то для таких людей есть уже определенные послабления.
Действительно, ссылаясь на Священное Писание, мы не увидим там, что перед тем, как на Тайной Вечере Господь причастил Своих учеников, они ничего до этого не вкушали, постились, прочитали три канона (которых на тот период времени еще даже не существовало). Мы с вами говорили о низком уровне религиозной образованности. Из-за концентрации на обрядовой стороне жизни, отсутствия понимания главных смыслов часто возникают подобного рода вопросы.
Если твое сердце стремится ко Христу, ни один священник не может тебе запретить это сделать. Даже если тебя совесть обличает за то, что ты утром что-то вкусил. Ведь на это могут быть разные обстоятельства. Это может быть лекарство, без которого человек не может прожить, или какая-то забывчивость. Бывает, человек с утра встал и по привычке сделал два-три глотка воды. То есть такого рода грехи, я убежден, не являются препятствием для соединения человеческой души со Христом.
– Вопрос от телезрительницы: «Может ли Господь не простить, не отпустить какой-либо грех после покаяния в храме? Есть грехи, которые даже после исповеди не могут быть прощены?»
– Действительно, апостолам и священникам, как их последователям, Господь дал право вязать и прощать грехи: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 23). Бог не может не простить грех, потому что ради этого Он и пришел в этот мир. И те грехи, которые человек еще не совершил, Господь уже готов простить и омыл их Своей кровью. Для того чтобы грех действительно был прощен, недостаточно воли и желания самого человека, недостаточно и воли Бога. Необходимо еще усердие самого человека, его желание, чтобы эти грехи ему были прощены, и вера в то, что Божественная благодать может это сделать. Если есть вера, желание и исповедание греха, тогда грехи обязательно прощаются.
– «Начала ходить в храм, исповедовалась, причащалась, молилась – скорбей стало еще больше…»
– Это как раз иллюстрация того самого религиозного невежества, которое есть. Я просто убежден, что скорбей не стало больше. А первое действие Божественной благодати, как об этом говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), проявляется в том, что человек начинает видеть свои грехи. И именно видение своих грехов, нравственное осознание своих поступков является вполне закономерным следствием динамики духовной и церковной жизни человека. Не нужно отчаиваться, тем паче унывать в этой ситуации, а нужно просто-напросто это понять и двигаться правильно по этой дороге, ведущей человека в Царство Небесное.
– «Во время трансляции вечернего или утреннего правила что делать телезрителю? И вообще в чем смысл таких трансляций?»
– Я думаю, смысл в такого рода трансляциях есть для тех людей, которые находятся в немощи, может быть, еще не приобрели опыта церковной и духовной жизни. Если человек уже таковой опыт приобрел, то для него гораздо больше пользы будет, когда он не только слушает кого-то и молится вместе с телеканалом «Союз», который решает очень важную просветительскую задачу в такой форме, но прилагает свое собственное усердие, нудит себя к тому, чтобы стяжать Божественную благодать.
– «Отче, у меня сестра гулящая, как мне с ней общаться? И можно ли мне вообще с ней общаться?»
Наверное, человек просто задает вопрос с такой точки зрения, когда и оскорбить не хочется своего родного человека, и врать тоже не хочется, и впадать в осуждение. Кстати, вот один из вопросов: праведное осуждение – это тоже осуждение или нет?
– В Священном Писании Господь сказал: не судите. Там не написано в скобках: «Кроме праведного осуждения». То есть осуждение и есть осуждение.
Как общаться с сестрой? Независимо от того образа жизни, который она ведет, она не перестает быть вашей сестрой. И если возникает такого рода вопрос, то общение в любом случае необходимо. А иначе как помочь ей изменить свою жизнь, если вы прекратите общение?
Но каким должно быть это общение? И как человек к этому общению относится? Если она продолжает упорствовать в своем грехе, находит самооправдания, не внемлет здравому смыслу, то тогда, вероятнее всего, может быть, усилить молитву и на какой-то период времени общение ограничить. А если человек прислушивается, если у него есть вопросы, если он осознает пагубность своей жизни и хотел бы ее изменить, то тогда, конечно же, общение является средством спасения этого человека и оно необходимо.
– «Муж ругается, что я пока не работаю, попрекая деньгами. Ищу работу. В браке венчаны. Хочется оставить мужа. Очень обидно. Дети взрослые, есть внуки, еще прилично до пенсии. Как быть?»
– Это очень распространенная модель поведения: если меня упрекают, поступают не по-моему, то мне хотелось бы это все оставить и не участвовать в том, что происходит. Но как минимум в этом есть определенный смысл. И надо, наверное, попробовать договориться с мужем, понять, что он хочет, какие у вас отношения. Очень сложно давать какие-то конкретные ответы на такого рода вопросы, потому что не знаешь, какие там отношения с супругом, что предшествовало этому, как это все отражается на семейном бюджете, с чем связано. Поэтому, думаю, самый лучший совет – примириться, договориться и найти какое-то совместное решение.
– Как Вы вообще относитесь к тому, когда люди не могут найти общий язык между собой и обращаются к третьим лицам? Это может быть более старший родственник, друг, психолог, священник.
– Они, наверное, не видят смысла в происходящих событиях. Если мы встанем на позицию христианства, то у нас есть очень много нравственных норм, следуя которым мы избежим этой ситуации. Блажени миротворцы: яко тии сынове Божии нарекутся (Мф. 5, 9). По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35).
Но евангельская норма, к сожалению, в большинстве своем не становится нормой жизни для тех людей, которые задают такие вопросы. И тогда они действительно обращаются за внешней помощью. И важно, как человек ответит. Один скажет: «Да не заморачивайся. Зачем тебе это нужно? Не напрягайся, не бери в голову». А если человек действительно религиозный и имеет опыт духовной жизни, то тогда он может дать соответствующий совет в этой ситуации, который человек исполнит. Это сделает его ближе к Богу, и люди вместе смогут найти решение из этой затруднительной жизненной ситуации.
– «Скажите, пожалуйста, если человек болен онкологическим заболеванием, очень мучается, просит смерти, можно ли молиться об этом?»
– У нас есть канон на исход души, когда мы просим о том, чтобы Господь эту душу принял. Можно ли просить смерти? Часто люди, которые так думают, не понимают смысла этого события. И они думают, что с приходом смерти изменится их состояние. Совершенно не факт. Они не ищут в этой ситуации ни исповеди, ни причастия. А просить смерти в такой ситуации – это проявление малодушия. Это уход от Божественного Промысла, от того пути спасения, который Господь для человека уготовил.
– «Как поступать в ситуации, когда ближний намеренно оказывает больше вреда, чем пользы?»
– Что считать пользой? И какой критерий оценки таких действий?
– «Мой внук погиб на СВО. Его признали без вести пропавшим. Тело находится на территории Украины. Как за него молиться?»
– Я недавно тоже сталкивался с такой ситуацией, когда молодой человек попал в зону СВО и буквально в первые дни своего пребывания там мученически погиб. И тот человек, который был рядом с ним, сначала сообщил по рации, что тот ранен, а потом сказал, что его больше нет. Но сложно обо всем этом говорить. Если не знать каких-то обстоятельств, предшествующих этим событиям, не знать образ жизни человека, то трудно дать какой-то конкретный совет.
Но в любом случае этот человек проявил мужество, отдал свою жизнь за Отечество, выполнил Божественную заповедь: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13). Я думаю, мы должны молиться за тех воинов, которые, жертвуя своей жизнью, защищают наше с вами Отечество, об упокоении их души, о прощении их грехов. Собственно говоря, молитва о Святой Руси, которой молятся все православные христиане в своих храмах на богослужении, как раз и несет эти смыслы. И мы должны молиться об упокоении душ этих людей.
– «Являются ли грехом различные ласки сексуального характера с мужем в браке?»
– Я думаю, если задается такой вопрос, то, вероятнее всего, совесть человека обличает. А что такое совесть? Это голос Бога в душе человека. И если вопрос есть, я бы предложил подойти к священнику в храме, чтобы разобраться в этом вопросе обстоятельно. Мне кажется, неправомерно было бы дать какой-то короткий ответ на такой вопрос в эфире.
– Нужна беседа духовная.
– Да.
– «Сын находится в игровой зависимости. Посоветуйте, где есть реабилитационный центр. Сыну много лет, крещеный. Город Первоуральск».
– Я не знаю в Российской Федерации таких центров, которые избавляли бы людей от игровой зависимости. Не исключаю того, что они есть, просто-напросто я об этом не знаю. Знаю, что эта проблема, в частности, в Китае появилась уже много лет назад. Там около 20 миллионов зависимых от всевозможных игр людей, и там такие центры есть.
– «Я сейчас в Англии, можно ли обойтись домашней молитвой во время поста?»
– Можно.
– «Покупать лотерейные билеты в ожидании большого выигрыша для помощи ближним – это грех?»
– Знаете, есть такая страсть, она называется лудоманией. И здесь вероятнее всего ее проявление. Если хочешь помочь ближним, сделай это своим трудом или просто-напросто, если у тебя нет материальных средств, сходи в тот же самый онкоцентр, побеседуй с людьми или помоги другим немощным людям.
– «Не осуждать! Но не получается в себе это побороть».
– Много всего в себе не получается побороть, не только не осуждать. Ведь то, что нам дано в Священном Писании, есть правила жизни. Поэтому нужно понять, как побороть страсть, есть определенные духовные практики. Но это опять же должно быть индивидуально и конкретно.
– Еще одно обращение от телезрителя зачитаю: «Дорогие союзники, хочу обратиться ко всем. Нам никак нельзя потерять наш телеканал "Союз". Это единственное окошко для души, для развития нашего духовного мировоззрения. Здесь мы встречаемся с замечательными, глубокими, добрыми, умными людьми. Если мы не будем поддерживать свой православный телеканал, то скоро увидим на экранах инославных, чужих во всех смыслах для нас людей. Давайте посмотрим вокруг. Неужели мы не видим, что творится вокруг? Уважаемые союзники, поддержим наш дорогой телеканал, сделать это несложно».
Про QR-код я и так каждые полчаса рассказываю в эфире, есть обучающий ролик. Спасибо огромное телезрителю или телезрительнице (здесь не указано, кто написал такое сообщение).
– Находясь в преддверии поста, хотелось бы, чтобы люди провели его с пользой. И то духовное Рождество, в преддверии которого мы проводим этот пост, стало для всех нас радостной реальностью.
Ведущий Тимофей Обухов
Записали Нина Кирсанова и Елена Кузоро
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель двух храмов при психоневрологическом интернате № 10 города Санкт-Петербурга – церкви Иверской иконы Божией Матери и храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» – протоиерей Геннадий Никитин.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Елена Морозова. Женский характер
Божественная литургия 24 января 2025 года
Этот день в истории. 24 января
День ангела. 24 января
Церковный календарь 24 января. Преподобный Феодосий Великий
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!