У нас в студии дорогой гость из Санкт-Петербурга – доктор медицинских наук, доктор богословия, профессор, заслуженный врач Российской Федерации, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках протоиерей Григорий Григорьев.
– Батюшка, добро пожаловать. Очень рада Вас здесь приветствовать.
– Очень рад вновь оказаться на телеканале «Союз», который для меня является домом родным. Я действительно считаю себя сотрудником телеканала. Были времена, когда шла постоянная передача «Точка опоры». Но времена меняются, и жизнь настолько загружает, что нельзя объять необъятное. Но все равно это место, которое я очень люблю.
– Отец Григорий, поговорим сегодня о радости. Если бы мы не были христианами, пожалуй, было бы неловко в эти дни поднимать эту тему. Но у нас есть Христос, Который многократно говорит: «Радуйтесь». У нас есть апостол Павел, который в условиях, когда родина оккупирована, христиан уничтожают, подвергают страшным мучениям, говорит: всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите (1 Фес. 5, 16–18). Не в покое, не в благоденствии, а в ситуациях, что многократно описаны в Деяниях апостолов и в посланиях, где упоминается, каким страданиям они подвергаются, он говорит: всегда радуйтесь. Как радоваться нам сегодняшним?
– Тот же апостол Павел говорил: когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим. 5, 20). По сути, «Бог» в переводе с греческого – это «Ветер Радости», который наполняет всю землю. Когда зло на планете увеличивается, единственное, что мы можем противопоставить этому злу, – нашу внутреннюю радость.
Главная цель православного человека, как учил преподобный Серафим Саровский, – стяжание благодати Святого Духа. Наступлению конца света может воспрепятствовать только наша внутренняя радость. В любом мире мы остаемся с Богом. Именно наличие радости в нашей душе об этом говорит. Радость – это Святой Дух. По-гречески «Святой Дух» – «Параклит». Параклит – это тот, кто бежит на крик, чтобы оказать помощь. Поэтому чем больше бедствий, испытаний и искушений, тем больше востребована радость людей, которые бегут на крик к нуждающимся, скорбящим, болящим, чтобы оказать помощь.
Поэтому в такое время, как сейчас, как никогда, надо говорить о радости. Потому что только наша внутренняя радость показывает нашу приверженность к Богу. По сути, главная цель нашей православной жизни – укрепление надежды на бессмертие. Последняя строка Символа веры: чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.
Зачем мы причащаемся? Зачем мы ходим в храм на церковные таинства? Во оставление грехов и в жизнь вечную. А когда мы верим в вечную жизнь, то понимаем, что все невзгоды – временные, преходящие. Пройдет и это. У царя Соломона был перстень, на котором было написано: «Все пройдет». Но была еще внутренняя надпись. Святой человек, который надевал ему кольцо, говорил: «Никогда его не снимай, но если уже станет совсем невмоготу, конец будет приближаться, только тогда сними и прочитай следующую надпись». Соломон крепился до конца жизни, и в конце был такой сложный момент, что он не выдержал, снял кольцо и прочел: «И это тоже пройдет».
Поэтому для того, чтобы это прошло, мы должны находиться в радости. По-другому ничего не получится. Если мы с Богом, если надеемся и верим в свое бессмертие, то что нас может вывести из этого состояния? Это то, о чем говорил преподобный Серафим Саровский. Он говорил о стяжании благодати Святого Духа. «Спасись сам – и тысячи вокруг тебя спасутся».
Чем мы можем помочь миру? Спасать себя, находиться в состоянии радости, быть домом, в котором живет Святой Дух. И этот Святой Дух Утешитель будет утешать всех окружающих людей. Радость – это утешение. Такой человек будет утешать мир. Пока будут такие люди в мире, никогда не будет Апокалипсиса. Апокалипсис – это когда выгорят наши души, когда в них не останется радости.
– Тогда, наверное, надо определить, что же такое радость, к которой призывает Христос. Потому что мы знаем о таком грехе, как злорадство, то есть радость может быть злой. Радость может быть искусственной, ненастоящей, когда человек себя возгрел на почве ниже, чем та, к которой зовет Христос. Что такое радость Христова?
– На самом деле все очень просто. К человеку, который находится в радости Христовой, люди будут стремиться, чтобы рядом с ним согреться. А от человека, который ложной радостью возгрет, все будут убегать.
– Это Вы диагностируете. А как человеку самому понять, какая радость им владеет, какая радость у него внутри?
– Тоже очень просто. Меня все любят? Или меня все ненавидят?
– А если вторая версия, что делать?
– Во-первых, мы понимаем, что у каждого человека есть свобода воли. И если это выбор человека, то это не нашего ума дело; только Господь может это определять.
Не все понимают, что самый первый шлагбаум в духовной жизни православного человека, который все мы проходим, – осуждение. Человек не может перестать осуждать других людей, но может просить Бога, чтобы Господь даровал благодать неосуждения. Когда придет благодать неосуждения, Святой Дух начнет накапливаться в человеке. Пока есть осуждение, Святой Дух будет уходить.
Не успеем мы в церкви причаститься, соединиться со Христом, уже осудили кого-то – и вся благодать уходит. Святой Дух не может жить вместе с осуждением. Если в душе появляется осуждение, уходит Святой Дух. Самое благодатное время – очередь к Причастию. Вот мы стоим к Чаше, мы на приеме в небесной канцелярии, врата открыты, Господь нас слышит. И мы говорим: «Господи, даруй мне благодать неосуждения». Только сверху она может прийти.
Иногда человек говорит: «Я простил всех, кто меня обидел». Да, такое может быть. Но однажды этому человеку скажут: «А знаешь, что он про тебя сказал?» И всё, крышу сорвет. А когда придет благодать неосуждения, эта часть мозга не будет работать. Даже не надо врага рода человеческого осуждать – не наше это дело, мы устраняемся от этого, не имеем к этому никакого отношения.
Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы (Мф. 7, 1–2). Осуждение – первое, с чем надлежит справиться. Если мы преодолеем этот шлагбаум, то сразу окажемся у Христа за пазухой. Что значит у Христа за пазухой? Вот горит в темном холодном лесу костер, и все комары отлетают. А когда костер гаснет, комары налетают. Осуждение – это когда мы погасили костер души; тогда комары – прилоги внешних мыслей – на нас нападают, и у нас в душе начинается хаос. Все очень просто.
На того, кто у Христа за пазухой, зло будет действовать многократно сильнее. Тот, кто не находится у Христа за пазухой, – надводный корабль. Тот, кто у Христа за пазухой, – подводная лодка. Чем глубже эта лодка погружается в сторону Царства Небесного, тем сильнее будет трещать ее прочный корпус, но внутри будет сухо. Нас будут сжимать, всячески пытаться вывести из состояния радости, но внутрь ничего не будет проникать, потому что там Святой Дух – и злу туда не проникнуть. И тогда мы сможем сказать: «Господи, воистину правда Твоя». Вспомнив слова Евангелия: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас, дам вам Духа Утешителя, Святого Духа. И радости вашей никто не отнимет у вас».
Подлинная радость отличается тем, что ее нельзя отнять. Если она отнимается, значит – еще осталось осуждение. Преподобный Серафим Саровский очень много говорил о том, что первая задача духовной жизни – все силы направить на преодоление осуждения всех подряд, за дело или не за дело.
Многие люди не понимают, где грань между рассуждением и осуждением. Этой грани нет. Любое рассуждение о человеке за глаза, когда его нет (то есть когда мы говорим о ком-то не очень хорошо или просто молча слушаем, не принимая участия в разговоре), приводит к тому, что Святой Дух уходит, покидает нас. Когда Святой Дух нас покидает, у нас портится настроение, мы испытываем раздражение, напряжение, усталость, у нас нет энергии, ни на что не хватает сил, в мыслях хаос.
– Это симптомы, от которых надо отмотать назад и найти причину.
– Духовная жизнь так устроена: то, что для одного человека спасительно, для другого может быть губительно. Лучше назад не отматывать. Когда ангел выводил из Содома и Гоморры семью Лота, он сказал: «Не оборачивайтесь назад». Что было, то было; это прошло, быльем поросло.
– А покаяться?
– Смысл покаяния не всегда нами верно понимается. Покаяние – это восстановление утраченных жизненных смыслов; это восстановление навигации души, когда навигатор настраивается на вечность. Тогда приходит Ветер радости и наполняет душу человека. А когда мы будем копаться в грехах, можем очень сильно повредиться. Отцы говорили, что не надо пытаться проникнуть в помыслы сатаны.
Когда студент мединститута изучает психиатрию, он ставит себе все диагнозы, которые прочитывает в учебнике. Когда православный человек изучает грехи, он находит у себя все грехи.
– Это напоминает сюжет из фильма «Трое в лодке, не считая собаки». Если помните, они читают медицинскую энциклопедию и находят у себя всё, кроме родильной горячки.
– А потом начинается такая история, которая мало кого интересует: каюсь, но не изменяюсь. А ведь это караул!
Помню, ко мне на исповедь пришла одна женщина и подала помятую бумажку. Я спросил, что это такое. Она говорит: «Это мои грехи». Так люди иногда делают, пишут на бумажке грехи, чтобы не забыть. Я спросил: «А почему бумажка такая помятая?» Она говорит: «А я с ней три года хожу на исповедь, чтобы причаститься». Я говорю: «Так надо ее заламинировать, чтобы был нормальный билет на причастие, он мяться не будет».
То есть человек ходит с этой бумажкой, понимая, что уже ничего не преодолеет. И женщина в этом не виновата, ее так научили. По сути, это билет на причастие. Но человек не может измениться, если не знает, как измениться. Нельзя сразу стать святым. Надо выбрать главный симптом, главный грех – осуждение. С осуждением справились – можно следующий грех выбирать. Например, человек не может простить тех, кто его обидел. Но если Бог даст благодать прощения, это пройдет. Или зависть: как можно справиться с завистью? Василий Великий говорил: «Зависть – это скорбь о благополучии ближнего». Человек чувствует себя отвратительно, потому что у соседа все хорошо.
Вспоминаю современную притчу, как один богатый человек молил Бога о приумножении богатства. И Бог говорит: «Все тебе дам, но сосед в два раза больше получит». Тот спрашивает: «Как это?» – «Ты мешок золота получишь, а он два». Человек говорит: «Понятно. Господи, а можно вырвать у меня один глаз?»
Человек с грехом не справится никогда. Но если он будет Бога просить, то невозможное человекам возможно Богу.
То есть надо выделять главный на данный момент источник зла и его преодолевать. Начать с осуждения, дальше следующий грех. И постепенно приближаться к Богу.
Покаяние – это когда мы будем наводить навигатор на вечность. Что значит наводить навигатор? Вот мы живем у Христа за пазухой, и вдруг Ветер радости у нас исчез, начинается уныние, раздражение. Это значит, что навигация сбита. Мы приходим на причастие и говорим: «Господи, помоги восстановить навигацию, у меня курсовое направление сбито». Как только мы ее восстановим, сразу появится радость.
А если в прошлое оборачиваться?.. Я бы сказал, это просто дорога, это школа. За все надо благодарить Бога. Главная молитва нашего времени – «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже». Мне иногда говорят: «Но как можно за грех благодарить?» И я говорю: чтобы благодарить за грех, есть три очень важные причины. Первая: грех ведет к смерти. Но мы живы, Бог нас сохранил, и за это мы Бога благодарим. Мы понимаем, что сделали грех, потому что Бог нам это открыл, и за это мы Его благодарим. Также мы понимаем, что без Бога нам с этим грехом не справиться, и за это Его благодарим.
Собственно, что такое грех? Грех – это наши свойства, наши таланты без Святого Духа, без любви. Ушла из души человека любовь – и все таланты стали грехами. Пришел Святой Дух – и грехи стали талантами. Для стяжания Святого Духа необходима точная навигация. А какая будет навигация, когда человек будет просто копаться в прошлом, да еще и причинно-следственные связи устанавливать? Да, были святые отцы-аскеты, которые жили в определенные времена и шли путем акривии, аскетического служения. Но это были абсолютно другие времена.
Был такой авва Исхирион, он жил в XI веке. Однажды его спросили: «Авва Исхирион, что отцы вашего поколения дали этому миру?» Он ответил: «Мы показали, что жить по заповедям Божиим – это самая большая радость». – «А что сделают те, которые будут после вас?» Он ответил: «Они вдвое меньше нас сделают». – «А те, которые будут после них?» И авва сказал: «Те вообще ничего не сделают, но если они сохранят то лучшее, что было заложено при рождении, то получат в Царствии Небесном в два раза больше нашего».
На нас идет огромный груз зла. И я считаю, что духовный подвиг для современного человека – не стать хуже, чем родился. Не надо быть лучше, хотя бы сохрани то, что было заложено, восстанови сначала это. Если надо будет Богу, Он поможет и дальше двигаться.
Духовная навигация – это показатель того, что человек более всего стремится к вечности. Бог может всё, Он не может сделать святого. Святой для первых христиан – не тот, что для нас: тот, кто в Царстве Небесном, в вечности живет. Для них святой – это человек, стремящийся к Богу. И когда происходит сбой навигации, ее надо восстанавливать. Как только это произойдет, появится смысл, цель жизни и, так как Святой Дух начнет поступать, появится энергия для преодоления любых жизненных трудностей.
Когда современный человек приходит в храм, ему говорят: кайтесь, читайте книжки. Человек приходит в свечную лавку: мол, что почитать, я ничего не знаю. Ему предлагают книги о том, как исповедовать грехи, как подготовиться к исповеди, как умереть по-православному, как пройти мытарства, как справиться с бесами, как преодолеть немощи. Человеку и так плохо, ему нужно утешение. Он спрашивает: «А что-нибудь есть, чтобы любовь обрести?» И ему предлагают Евангелие. Да, конечно, Евангелие – это главная книга. Но ведь к чтению Евангелия тоже надо быть готовым, надо пройти определенные дороги, иметь определенный духовный опыт.
Вопрос, который сейчас, как никогда, важен, – Апокалипсис. Если мы будем в радости, он не наступит. Если люди потеряют радость, собственно, бесу это и надо. Как бес прилоги посылает? Наши мысли бес не знает, но когда мы их озвучиваем, он их знает и на эту тему набрасывает нам сюжетов. Это как в Интернете: посмотрел сюжет – тут же искусственный интеллект присылает тебе сюжеты на эту тему. Вот так мы и живем...
Покаяние – это перемена ума. В каком смысле? В смысле, что я опять знаю, зачем живу; опять у меня появилась надежда на бессмертие, опять я на дороге вечности; опять радуюсь на дороге заповедей Божиих. А сбой – это вход в заколдованный лес.
– Батюшка, таких лесов сейчас много, и один из них, может быть, самый таинственный и самый грозный, в то же время привлекательный – это информационное пространство. Я недавно покинула два Telegram-канала, проверенные, которые давно читала. Я знаю об этих авторах только хорошее, могу им доверять, но я не выдержала чисто физически тех душераздирающих подробностей, что они пишут. А пишут они для того, чтобы мотивировать людей помогать нашим соотечественникам, которые сейчас под бомбежкой или оказались на оккупированной врагами территории. С одной стороны, моя мотивация была такая: надо быть в курсе, чтобы помогать. С другой стороны, я в какой-то момент поняла, что мне уже даже сердечные таблетки не помогают, я спать не могу. Когда я покинула эти каналы, мне стало легче. Не в смысле, что я стала равнодушной. Я поняла, что, в общем-то, давно надо было это сделать.
– Вы идете по правильному пути, начинаете доверять своей интуиции. Вам скажут, что интуиция может подвести. Конечно, может подвести, но это будет ваш урок, ваша школа.
Все, что Вы сказали об отношении к информационным процессам, в самом широком смысле сказано в строчках всем известной песни: «Вставай, проклятьем заклейменный, весь мир голодных и рабов! Кипит наш разум возмущенный и в смертный бой вести готов». То есть это начало сатанинской черной мессы. Мы начинаем возбуждаться, возмущаться, «кипит наш разум возмущенный и в смертный бой вести готов». Только это и надо бесу. Это дорога Апокалипсиса.
В нашем приходе я говорю, что для движения по дорогам нашей жизни современная машина должна иметь одну медленную скорость вперед и семь быстрых назад. Если от шага, который ты сделал, от любой информации, которую ты получил, радость у тебя приумножается или не уменьшается, это допустимо. Если тревога, раздражение, напряжение – включай заднюю скорость и удаляйся. Первое правило борьбы с искушением – убрать источник искушения.
Василия Великого спросили, что такое клевета. Он сказал, что это правда без любви. Любая правда без любви есть клевета. Если мы говорим по Божественным меркам, а не по человеческим.
– Вы подняли важную тему, к которой я хотела обратиться, но несколько позже. Сейчас давайте все-таки поговорим про узнавание того, что в мире делается, что с Родиной происходит. Как помогать? Как найти золотую середину? Моя хата с краю – это невозможно. Потому что есть милосердие, есть сострадание. Есть слова Христа о критериях Страшного Суда: был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф. 25, 36). И так далее. То есть невозможно от этого отгородиться, и есть эмпатия. Но в то же время есть какая-то запредельная информация, которая тебя разрушает, и ты уже никому помогать не можешь, тебе самому нужны какие-то психологические, духовные реанимационные мероприятия.
– Еще раз говорю, что у Бога все просто. Я делаю литературный цикл «Ветер Радости», четвертую книгу заканчиваю. Первая книга посвящена детству, она называется «Городокское приволье»; вторая книга «Что приносят нам сны» посвящена Военно- медицинской академии; третья книга посвящена роману Булгакова «Мастер и Маргарита»; четвертая книга будет называться «Призрак звезды Полынь», она о моей службе на подводных лодках. Три первых книги вышли, четвертая выйдет в конце этого года.
Так вот, четвертая книга заканчивается следующим моментом. Место, где стояла моя лодка после тяжелейшей аварии, – бухта Чажма, неподалеку от Большого Камня, остров Путятин. Вскоре после того, как мы оттуда ушли, там при перезарядке ядерных батарей произошел взрыв на атомной подводной лодке. История эта называлась «Малый Чернобыль» (это произошло за 9 месяцев до Чернобыльской аварии). Причина – человеческий фактор. Уровень радиации – 90 тысяч рентген в час, огромный выброс. Люди, которые находились в лодке (12 человек), погибли, куски разбросало по пирсу. Их погребли на самой высокой, самой красивой сопке. Радиоактивные остатки, пять метров бетона и часовенка.
Я не был там 40 лет, в прошлом году я там был. Стоял я на этом месте, и вокруг черная туча (когда происходит радиоактивный взрыв, туча черная и желтая одновременно), как бы призрак звезды Полынь наваливается на землю. Я молился и вдруг понял, что в мире очень много людей, которые с Богом. Нас очень много. И ничего с нами не сделают. Чтобы нас одолеть, надо ослабить наш иммунитет. Наш духовный иммунитет – это радость. Мои книги написаны для того, чтобы научиться радоваться и вспоминать хорошее, когда тебе плохо. Именно воспоминания о самом светлом помогают нам все преодолевать.
Вот город Иерусалим, Храмовая гора. На этой Храмовой горе стоят два мусульманских храма. Это место, где когда-то стоял храм Соломона. У евреев нет своего храма две тысячи лет. На месте Святая святых, на скале, где Авраам готов был принести в жертву Исаака, стоит мечеть Омара (Купол Скалы). По всем преданиям (христианским, иудейским, мусульманским), там будет отстроен Третий храм Соломона. Для этого должна быть взорвана эта мечеть с золотым куполом. И туда придет антихрист, по их преданию – Машиах, Мессия. Христос для них – назорейская ересь, лжемессия. То есть христианство вообще будет запрещено как учение.
Храм Соломона – это огромный храмовый комплекс, площадью 500 метров на 400. Святая святых – 10 кубических метров, относительно небольшая постройка, где должен быть главный алтарь.
Сбоку этого храма стоит мечеть Аль-Акса (третья святыня мусульман после Мекки и Медины). Под ней как раз находится Стена Плача. Так вот, для отстройки Третьего храма надо уничтожить два этих храма. Собственно, что сейчас и происходит на Ближнем Востоке: ослабление мусульман, которые могут этому воспрепятствовать.
Хотите знать, на каком этапе технически мы находимся сейчас? Освятили основание 23 апреля этого года. Такого не было никогда! Подготовлены девять священников. Макет Третьего храма был построен в Бразилии. Можно найти и посмотреть в Интернете (Бразилия, Третий храм царя Соломона). Храм один к одному, только в восемь раз больше по объему. Кадры подготовлены, камень освящен. Все готово.
Поэтому, пока стоит «золотой купол», все нормально. Что будет дальше – могу только сказать, как я это представляю. Россия – это ковчег для всего мира, для всех людей, которые преданы Богу. Сюда побегут люди со всего мира, потому что никто больше не выдержит. Если бы не наш ядерный потенциал, нас бы давным-давно уже не было; только это на сегодняшний день останавливает конец света. Пока он у нас есть, мы будем ковчегом. Люди сюда побегут; и мусульмане побегут, и буддисты. Что такое наш ковчег? У нас от Уральского хребта до Владивостока население 11 миллионов. Я думаю, население здесь будет больше миллиарда.
– Знаете, недавно на литургии меня зацепили слова молитвы о победе. Мы говорим, что на Святую Русь ополчились враги. А мы точно сейчас Святая Русь? Мы – страна, где детей убивают в абортариях миллионами за счет государства. Государство обеспечивает это по желанию женщины. Как мать четверых детей я знаю, что это такое, когда тебе каждый раз говорят: «Ну что, аборт? Ну что, делаем преждевременные роды? Ну что, пишем социальные показания?» Через это прошли очень многие православные женщины; и не только православные, а те, что хотели родить своих детей, какими бы они ни были по счету. Я знаю, что сейчас ситуация меняется, но достаточно ли быстро она меняется? Пока мы говорили, уже кто-то убит. Это дети, чья кровь вопиет к Богу об отмщении.
– А святой в искаженном мире здоровый или больной?
– Он хочет быть здоровым и знает, куда ему идти за этим здоровьем.
– Он является больным.
– Все больные.
– Помните Амвросия Оптинского? Он был прообразом старца Зосимы в романе Федора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы». Он еле живой был. Многие святые болели очень многими болезнями. Я хочу сказать, что мы, несомненно, Святая Русь, но больная пока. И диагностика, которая сейчас проходит у нас, из области «вам и не снилось»; она показывает, насколько мы глубоко больны. Я имею в виду повреждение нашего общества.
Более всего меня удивляет, как нас упустили. Я не могу этого понять. Точно Господь отвел их разум. Им надо было нас в НАТО принять и ничего не менять. Возможно, уже сейчас нас не было бы, мы бы сами распались. У нас все механизмы были закручены. И никакие счета не арестовывать, чтобы туда и дальше все вывозилось. В НАТО принять – и нас практически нет. Они бы порезали все наши подводные лодки, весь наш ракетно-ядерный потенциал...
– Но они уже, в общем-то, начинали это делать.
– Но не успели. Зачем они нас выпустили? Мы же рвались к ним, шли навстречу, просили, чтобы нас приняли в «буржуинство».
– Господь отвел.
– Когда мы видим это вздыбливание, которое происходит сейчас, мы думаем: как такое может быть? Как мы можем существовать? Они были уверены, что любые действия оборонительного характера мы вести не сможем. Они надеялись на абсолютно тоталитарное предательство внутри нашей системы. И мы видим это предательство, но мы держимся. Мы видим, как героизм людей восстает. Мы прекрасно понимаем, что всякое святое дело в искаженном мире – на крови мучеников. Это, к сожалению, закон вечности.
Это невероятное время, абсолютно сказочное. Никто из нас не представлял, что мы до такого доживем, что такое может быть. Почему нам так трудно сейчас? Потому, что мы сами с собой воюем. Понятно, что люди могут по-разному мыслить. Понятно, что психика у людей меняется. Я все это понимаю, но не сомневаюсь, что мы это преодолеем; у меня даже нет других мыслей. Потому что, кроме нас, никого нет; мы – последние носители этого ковчега.
Что такое Страшный Суд? Я тоже думаю об этом. По преданию церковному, все усопшие воскреснут в одном возрасте – в 33 года. В том числе те самые нерожденные абортированные младенцы. Все придут на Страшный Суд. И мусульмане так же считают, и евреи так же считают. Это будет на Елеонской горе. Как же там все поместятся? У нас три измерения. В квантовой физике их десять... Но я думаю, что измерений бесчисленное количество.
В чем смысл воскресения в физическом теле? Перед любым судом есть момент, когда предлагается помириться в досудебном порядке. Нам будет дана возможность до начала Страшного Суда попросить прощения у всех, кого мы обидели, и простить всех, кто обидел нас. И мы встретимся именно с этими людьми; не со всеми миллиардами людей, но именно с теми, с кем соприкасались в этой жизни. И будем иметь возможность попросить прощения и простить. И тогда включится закон: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим.
Ведь и апостолы придут на этот Суд, и из рая все явятся на этот Суд, и из ада все придут. У них тоже необходимость прощать кого-то и просить прощения. То есть Страшный Суд – это праздник всепрощения. А конец света – это не конец света, а конец тьмы. Наоборот, свет воссияет после этого, будет конец тьмы, конец зла. Вот в это мы верим.
Поэтому выжить сейчас (а сейчас главный закон – это закон выживания) поможет только радость, только Ветер Радости Господь, наполняющий наши души. А если люди – не христиане, Господь может быть в их душах? Конечно. Апостол Петр говорил, что всякий народ, боящийся Бога и поступающий по правде, угоден Богу (см. Деян. 10, 35).
Вспомните эпизод, когда апостол Петр гостил в доме Симона, кожевника. В это время римскому сотнику Корнилию явился ангел и сказал: «Призови Симона, называемого Петром, он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой» (см. Деян. 10, 5–6). Петр пришел к ним, рассказал им о Христе, и на них сошла благодать Святого Духа, как в день Пятидесятницы. Все изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников (Деян. 10, 45). И тогда Петр воскликнул: «Кто мешает крестить тех, на кого уже сошла благодать Святого Духа?» (см. Деян. 10, 47). Потом Петра за это очень сильно обвиняли, ругали: мол, как же так, язычники...
И когда я говорю, что нас много, я имею в виду всех тех людей, души которых с Богом. А мог быть, например, в советское время атеист, который жил по заповедям Божиим и верил в коммунизм? Такие люди были, они были высоконравственные.
Чем определяется вера в Бога для меня? Готовностью отдать жизнь за други своя. Сказано: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13). Это и есть закон вечности. И мы видим сейчас, насколько все-таки у нас много святых людей. Я имею в виду наших воинов, которые, не задумываясь, жертвуют своей жизнью. Да, война обнажает и все негативные стороны человека, и в ком-то проснутся самые низменные стороны его жизни. У каждого человека есть светлая часть души и темная часть души. И нельзя темную часть души отрезать от светлой части души; так не получится. Но если будет увеличиваться светлая часть, уменьшится темная. И наоборот.
– Вы заговорили на животрепещущую тему, упомянув клевету. Вообще ложь и клевета – такие составляющие, с которыми, наверное, каждый в жизни сталкивался. И не с той правдой, которая без любви, а с той, когда есть сознательная ложь, чтобы добиться какой-то цели. Наверняка и Вы сами бывали в качестве такого человека, про которого что-то где-то распространяли. Я хочу от Вас рецепт прощения и действий. Надо ли это опровергать? Как относиться к человеку, который это делает? И как воспринимать самого себя?
– Как я уже говорил, первое правило борьбы с искушением – убрать источник. Если можно – отстраниться. Лучше не опровергать что-либо. Если будете опровергать, то невольно будете осуждать. Возможно, придется опровергать что-то на суде или где-то еще. Святой Дух будет от этого уходить, это надо понимать. В любом случае будет проигрышная ситуация для вас.
После того как вы удалитесь от этой истории, нужно молиться и просить Бога о благодати прощения всех, кто вас оклеветал. В конечном счете все должно успокоиться. И тогда Святой Дух опять соберется.
Не дай Бог никому оказаться в такой ситуации. Но в жизни мы все время находимся в состоянии клеветы. Какие-то виды клеветы меня даже радуют. Когда ее долго нет, то, может быть, мы не очень хорошо что-то делаем...
– А если все будут говорить о тебе хорошо?
– Когда с любовью говорится, это замечательно. Но похвала с лукавством хуже клеветы, то есть это изощренная форма клеветы.
Например, несколько дней назад наша прихожанка шла в храм и встретила какую-то женщину, которая спросила, как в храм пройти. Прихожанка показала дорогу. Та говорит: «Какой красивый храм! Только беда там у них». Прихожанка спрашивает: «Какая беда?» Та отвечает: «Батюшка, настоятель храма – пьяница».
– В смысле Вы?
– Да. Прихожанка говорит: «Я его знаю, он вообще-то не пьет, он лечит». – «Нет, он пьяница, я точно знаю». Меня это очень обрадовало и развеселило. Видимо, кто-то сказал про лечение пьяниц, но на каком-то этапе часть информации потерялась. Может быть, кто-то слышал, как я рассказывал, что я когда-то пил. У меня в четвертой книге будет глава «Крестики-нолики», там о том, как я бросил пить.
Бывает, говорят такое: «Они же лечат, и многих бесплатно. А почему? Они водку сами продают, а потом, когда люди спиваются, берут их лечить». В свое время про меня была статья замечательная «Пейте, я вас вылечу». То есть такое комплексное обслуживание: сначала человек спивается, потом его вылечивают; и всем хорошо от этого.
Прихожане храма всё это знают. Захожане тоже всё знают. Но есть еще один вид – прохожане. У дороги, которая ведет к нашему храму, ветки пилят, накапливается много веток, мы не всегда успеваем их вывезти. И все говорят: как же они за порядком не следят? То есть люди за этими ветками храма не видят. Это прохожане.
Вот и в духовной жизни мы тоже можем быть прихожанами, захожанами и прохожанами (когда мимо проходим, обязательно плюнем и осудим).
Иногда люди говорят, что не верят священникам, потому что они любят богатых людей, а бедных не любят. Послушайте, священнику надо строить храмы, надо как-то платить зарплату, выживать. Как не любить тех, кто помогает? Это же нормальное состояние. Без этого мы не можем жить. Но это не значит, что мы не любим бедных... Бедных никто не видит, это никого не интересует.
Помню, как мы с приснопамятным отцом Василием Лесняком, моим духовным отцом, начинали исцеление от пьянства. Я проводил медицинское лечение, потом люди приходили в храм (те, кто хотел), исповедовались, причащались. Многих мы воцерковили в тот период. Это было с 1989 по 1991 год. Потом про нас вышла книга, которая называлась «Записки о ритуальном кодировании». В этой книжке были собраны все мировые ереси, я чуть ли не антихристом был объявлен. Книга вышла огромным тиражом: три тиража по три миллиона, то есть девять миллионов экземпляров. Она была переведена на все языки, распространена по всему миру. Слава Богу, сейчас это забыто уже.
– Я эту книжку не читала и слухов не слышала. Но я понимала, что не может быть такого, чтобы Вы никогда не испытывали нечто подобное.
– Все время. И дальше сцена такая. Все немножко в шоке находились. Мы пришли к митрополиту Иоанну и спрашиваем, что делать. Он сказал: выкупить всё, сколько бы это ни стоило, и предать эти книги сожжению. Потом, помню, один батюшка, отец Кирилл, несет эту книжку желтого цвета, на лице улыбка и говорит: «Григорий Игоревич (я еще не был тогда священником), какое счастье! Нас так обильно унавозили, что мы расцветем пышным цветом». Мы все заулыбались...
Поэтому в этом тоже есть радость, но только когда мы сможем вымолить всех, кто нас оклеветал. Кстати говоря, автор этой книжки через некоторое количество лет попал ко мне на лечение. Его сейчас уже нет в живых. Это был анонимный автор, и я никому его не выдал, никто не знает, кто это. Потом мне его сына пришлось лечить, очень сложная была ситуация. Так получилось, что через руководителей его прислали ко мне на лечение. Он думал, что я не знаю, кто он, а я знал, но ему не сказал, что знаю.
Конечно, дивны дела Божии. Все равно встречаешься со всем этим. Важно, чтобы не оставалось темных следов, нужно полюбить и простить всех, кто это делал. А если бы этого не было, если бы не загнали нас в такое состояние? Ведь это ускоряет наше движение, этот ураган подгоняет нас к Ветру Радости. Потом все это утрясется в душе и не будет сильно огорчать. Огорчает, когда долго нет ничего. У меня в этом смысле нет огорчения, потому что у меня все время что-нибудь есть. Поэтому слава Богу за всё!
Нельзя обижать этих людей, которые клевещут, потому что многие из них искренне в это верят. Главное, от них подальше держаться, не приближаться. И ни в коем случае никого не переубеждать. Отойти и сделать вид, что не понял.
Я рассказал очень кратко о духовной жизни. Могу добавить, что за то время, пока я создавал цикл «Ветер Радости», я трижды был американским шпионом. Описывали, чем я занимаюсь, как это было. Все это, конечно, интересно. Как думаете, настоящие американские шпионы имели к этому отношение? Один раз точно имели. Эти люди реально живут и сейчас, я их знаю. Я нормально к ним ко всем отношусь. Верят они в это или нет? Наверное, верят. Сейчас, может, уже и не верят.
Но трудно представить, чтобы человек потом пришел и сказал, что ошибся. Тут какое-то чудо должно произойти. Крайне сложно признать ошибку; гордыня не позволяет это сделать. Что такое гордыня? Люди иногда гордыню путают с чем-то еще. Например, когда человек на «отлично» учится – это гордыня или нет? Гордыня – это причинение боли, унижение. Когда, например, вышестоящий унижает нижестоящих и получает от этого удовольствие – это настоящая гордыня, это Содом и Гоморра.
Когда к Лоту пришли ангелы, собралось полгорода, требовали, чтобы их выдали. У нас это называется содомский грех. У них не было никакого содомского греха; они все имели семьи, с детьми туда пришли. У них была особая форма унижения чужестранцев: их убивали. Дескать, все, кто приезжал, придурки.
Есть такая история, когда девушка отдала бабушке кусочек хлеба. За это девушку обмазали медом, подвели к ульям и ее насмерть заели пчелы. То есть за подаяние милостыни и оказание помощи была смертная казнь.
– Я знаю эту историю. В иудейском предании она описана более развернуто и более драматично. У них было такое развлечение. Приходил в город человек, он нуждался в том, чтобы купить себе еду и воду, потому что шел через пустыню. У каждой семьи в городе были особые монетки для этой страшной игры. Человеку никто ничего не продает, у него силы иссякают, ему начинают подавать вот этими монетками. Он думает, что сейчас сможет что-то приобрести, но не получается. И одна служанка, видя страдальца, стала потихоньку приносить ему вечером то, что не доели и не допили господа. Весь город смотрит и думает: мол, что-то он не умирает. Проследили. И ее казнили. И сказано, что это была последняя капля в терпении Господа в отношении этих городов.
– Все непросто у них было. Если мы говорим о Боге Отце, то в Новом Завете о Нем единственная притча. Это притча о блудном сыне, которая содержится в Евангелии от Луки. О Боге Отце рассказывает Бог Сын – Христос. То есть Христос рассказывает притчу о блудном сыне.
– Это там, где Он прямо называет Отца.
– Прямо называет. Но Он говорит: Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (Мф. 11, 27). Так вот, притча о блудном сыне. У отца было два сына: старший – послушный, младший – своевольный. Приходит младший сын к отцу и говорит: «Отдай мне часть наследства, чтобы я не ждал, пока ты умрешь». Вот если бы кто-то из нас пришел к отцу с такими словами, наверняка наследства нам не пришлось бы увидеть. Бог Отец ни слова поперек не говорит, не останавливает, не переубеждает. Он делает по воле сына и ждет, пока сын пройдет все искушения, опустится ниже последней свиньи, вернется, падет на колени и скажет: «Прости, согрешил против неба и пред тобою». Отец бежит к нему навстречу, поднимает с колен, даже не говорит: «Прощаю» (потому что не может больной сын обидеть любящего отца). И устраивает пир.
Уникальность этой притчи в том, что это единственное ветхозаветное талмудическое предание раввинов. Эта притча есть у них. Так вот, в ветхозаветном варианте, когда сын приходит, отец выгоняет его со словами: «Свиней возлюбил, к ним и уходи». И после этого Христос говорит: ваш отец сатана. Все говорят в ответ: «Мы дети Авраама». Христос говорит: «Были бы вы дети Авраама, вы бы Меня узнали...»
Вот два видения Бога: наказующий, карающий и любящий. Но это факт. Это все-таки Евангелие, высший церковный документ, самая высшая книга. Выше Евангелия нет ничего.
Поэтому дай Бог всем нам найти Источник воды живой, припасть к Божественной любви, наполнить свои души Ветром Радости и приводить других людей к наполнению Ветром Радости. Божие благословение да пребудет со всеми нами. Аминь.
Ведущая Светлана Ладина
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Всероссийский старец. Архимандрит Кирилл (Павлов). Православный календарь 2025
Всенощное бдение 7 октября 2024 года
Вечерня с акафистом прп. Сергию Радонежскому, 7 октября 2024 года
Божественная литургия 7 октября 2024 года
Этот день в истории. 7 октября
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!