Беседы с батюшкой. Протоиерей Артемий Владимиров. 23 июня 2024

23 июня 2024 г.

Сегодня в гостях протоиерей Артемий Владимиров, духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря (г. Москва).

– Прямо перед эфиром мы узнали о том, что в Республике Дагестан произошел террористический акт, погиб батюшка, протоиерей Николай, и охранник храма в Махачкале Михаил. Помолимся.

– Да. С излиянием благодати Святого Духа там и здесь прорываются всплески сатанинской злобы. Ведь Христос пришел в этот мир, чтобы разрушить дела дьявола.  Сегодня церковный небосвод пополнился еще одной звездой – мучеником за Христа протоиереем Николаем. Да упокоит Господь его душу и душу сотрудника храма Михаила.  

– Вечная память погибшим. Мы живем в сложное время, но не падаем духом, боремся. И в этот праздник Святой Троицы есть много хороших новостей. Вчера икона Святой Троицы вернулась в Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры.

– Это неординарное событие. Оно относится не просто к культурной жизни страны и говорит не только о творческом взаимодействии церковных и музейных структур: это мистический акт. Не случайно через несколько дней президент нашей страны приедет и поклонится этой иконе. Мне кажется, что над лаврой, сердцем России, небо всегда раскрыто. И сегодня духовное око лавры – икона Святой Троицы, Божий кристалл, через который Божья благодать осеняет обитель преподобного Сергия, торжественно водворена на свое место, дабы все народы и языки стекались туда и поклонялись Отцу в духе и истине. Каким-то шестым чувством я постигаю, что это важно для нашей матушки России, потихоньку обретающей свой духовный суверенитет и свои святыни.

Скоро Донская икона Богородицы будет возвращена в Донской монастырь. И другие шедевры из Русского музея, из музея Андрея Рублева и Третьяковской галереи будут возвращаться в лоно Матери Церкви. Конечно, при соблюдении необходимых условий хранения. Мы верим, что это послужит освящению человеческих сердец, чтобы лампады наших душ горели все ярче, обращаясь к источнику любви Божественного света – Святой Троице, чтобы лучи Божественной благодати снисходили, просвещали и умиряли наши сердца. Тем паче что мир сейчас находится в явном глобальном противостоянии, и Россия, защищающая исконные духовные начала, находится на гребне этого противостояния, и не потому, что не хочет жить дружно, а именно потому, что хочет водворения партнерских, говоря на политическом языке, дружелюбных отношений, чтобы каждый народ развивался в соответствии со своей культурой и традицией.

– Какие смыслы мы можем открыть для себя в празднике Святой Троицы?

– Мы просим Господа приоткрыть нам эту вышерациональную тайну, до которой само по себе человеческое сердце, не просвещенное благодатью, не возбужденное Духом, никогда не дотянется. Но очевидно, что все, что было совершено прежде (Боговоплощение, вселенская проповедь Христа, Его восхождение на Голгофский крест, взятие вины за грешный человеческий род, вкушение горькой смерти за нас, ради нас, вместо нас, победа жизни над смертью, преславное воскресение, явление апостолам, восхождение к Отцу, события вознесения), было ради того, чтобы ныне благодать вернулась и соединила небо и землю.

Божественная благодать, утерянная Адамом и возвращенная Новым Адамом, потоками снисходит и соединяет, совокупляет сердца человеческие в единое целое в соответствии с молением и прошением Христа: Да будут все едины, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едины.

Никакие человеческие усилия не могут привести к органическому единению человеческих душ. Только Бог, уничтоживший Собой средостение греха, возвращает подлинное родство, подлинное единомыслие, единодушие, делая людей, верующих во Спасителя и входящих в крещении в лоно Матери Церкви, единым организмом.

Сегодня Господь завершает Свой искупительный подвиг, а Дух Святой, воздействуя на нас в меру нашей веры, покаяния и любви, таинственно образует храм внутри каждого из нас. По замыслу Божью мы храмы Божества. И в этой сокровенной обители сердца, если мы храним ее от зла и стараемся ходить пред лицом Господа, с молитвой к Богу, с любовью к людям, Сама Троица непостижимо образует Себе жилище. Конечно, это просто сказать словом, а по жизни требуется великий труд, дабы обеспечить все условия действия Духа Святого внутри нас. Самые главные черты христианина – это смирение пред Богом, любовь к людям и усилия к сохранению внутренней чистоты, чтобы Богу было возможно жить с нами и действовать в нас и через нас.

– Вопрос от телезрителя: «У меня вопрос по молитве Силуана Афонского: «Господи Милостивый, дай благодать Твою всем народам земли, да познают Тебя, ибо без Духа Твоего Святого не может человек познать Тебя и разуметь Твою любовь». По нашим молитвам Господь может каждого человека, живущего на планете, привести к познанию истины?»

– Святой Паисий Афонский учит так: сделайте то, что зависит от вас, а Бог сделает невозможное. Он Всемогущ, Всеведущ, везде присутствует. Он есть Начальник, источник Своей благости. И мы замечаем по окружающим нас людям: если в тебе укрепляется добро, то оно незримо воздействует силой Духа Святого на наших домашних и друзей.

Россию многие поэты описывали как прекрасную девушку в узорочье русского платка, в разлете бровей. Воспринимали Россию убогую и обильную, богоносную и босоногую. И мы видим, что лик России, несмотря на то что ее пытались уничтожить, растлить, расчленить, остается прекрасным и заветным для многих и многих народов.

Мне особенно близка тема Африки в силу того, что в нашем маленьком монастыре подвизается монахиня из Конго, и я время от времени веду беседы с будущими африканскими священниками. Я вижу, что африканский континент просто с восторгом,  затаенным ожиданием смотрит на Россию как на кормилицу (мы отдаем им пшеницу во славу Божию), освобождаясь от 500-летнего рабства и эксплуатации со стороны зарубежных оппонентов. Сегодня африканцы в Православной Русской Церкви ищут света и тепла, которого они не нашли у греков. Сегодня приток в Русскую Православную Церковь со стороны жителей Мадагаскара, Конго, Нигерии, Судана указывает на какой-то просто «тектонический» сдвиг.

А сербы настолько любят русских, что нам становится стыдно, ведь мы не оправдываем их доверия и любви. Я говорю не о каком-то приземленном национализме, а о том, что наша главная провиденциальная задача и миссия – сохранять сердце для Божественной благодати. Хорошо сказано в Ветхом Завете: Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни. Поэтому будем делиться Богом дарованной любовью, верой и молитвами. Чем богаты, тем и рады.

Молитва старца Силуана не просто какое-то сентиментальное благопожелание. Он писал не о себе, а о молитвенниках вселенной. Благодаря им небесный купол стоит на своем основании и мировой исторический процесс течет в том направлении, какое дает ему Бог, – к Страшному суду.

– Вопрос от телезрителя Владимира: «Давайте немного поговорим о завтрашнем празднике, дне Святого Духа».

– Сам Спаситель называет Его Утешителем и именует Лицом Святой Троицы. Дух Святой – это не просто сила, разлитая в пространстве, Он Лицо Святой Троицы. И это таинственное Лицо являет Свое действование (оно общее у Духа Святого с Отцом и Сыном) именно после воскресения Иисуса Христа и Его восхождения на небо. Дух Святой снисходит на нас Своей благодатью. Вчера на всенощной мы с радостью едиными устами и сердцем вспомнили молитву, которая сорок дней не звучала в Церкви: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины». Собственно, Дух Святой и вселяет Христа в наше сердце. И христианин призван, отвратившись от земных пристрастий, быть настолько внимательным в своей молитвенной внутренней жизни, в покаянии пред Всевышним, чтобы мало-помалу научиться различать действия Святого Духа в сердце.

Каковы эти действия? Прежде всего это милость, человеколюбие. Человек, чуждый Святого Духа, пребывает в обидах, подозрительности, недоброжелательстве, гневливости, ненависти, злобе. Вот мрачная атмосфера того, кто уловлен дьяволом. Человек, находящийся под воздействием Святого Духа, может ужасаться деяниям тех или иных людей. Он скорбит о тех, кто потерял связь с Богом. Но в его сердце не может быть ненависти и злобы, только жалость, сострадание и молитва, чтобы Господь просветил, привел к покаянию, соединил всех в любви. Ныне на литургии мы читаем молитву о победе и замирении Великой, Малой и Белой Руси.

Действие Святого Духа – это еще и устремленность к воскресшему Христу, чтобы отвратиться от пристрастия к земному. Сегодня уже с самых младых лет наши дети жадными глазами смотрят на этот мир: везде игрушки, развлечения, мельтешения. И так до старости. Некогда опомниться – настолько мир, как фокусник с его калейдоскопом, завораживает наше сознание, и зачастую человеку просто не остается времени посмотреть на небо. Когда Божья благодать воздействует на нас, а мы предоставляем ей почить в нашей душе, человек прячет свой взор от разнородных явлений этого мира и начинает ощущать на себе взор Самого Христа. Господь видит тебя, слышит и любит. И когда мы входим в это русло Божьего внимания, в сердце устанавливается тишина, спокойствие, уходят тревога, сомнения, опасения. Мы умиротворяемся. И действие Святого Духа, священное безмолвие, воцаряется в глубинах нашей души.

Завтра боголюбцы постараются вновь войти под своды храмов, на второй день праздника Святой Троицы, вновь услышать дивные песнопения, относящиеся к новозаветной Пятидесятнице, и помолиться: «Дух Твой благий наставит мя на землю праву»; «Скажи мне, Господи, путь воньже пойду»; «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей».

– Вопрос от телезрителя: «В Евангелии от Иоанна есть такие слова: Дух дышит, где хочет. Можно ли понимать эту фразу так, что спасение есть и вне Церкви?»

– Не будем решать за Духа Святого, где Ему действовать. Либеральное и псевдоцерковное мышление любит истолковывать эту фразу в соответствии с плотским мудрованием. Дух Святой действует в согласии с Иисусом и Отцом Небесным. Святая Троица – это единый Бог, единая вера, единое крещение.

Другое дело, что Божественная благодать в семи родниках, источниках, спасительно действующих в лоне Церкви, растекается невидимыми хрустальными потоками по всей вселенной. И это действие благодати называется призывающим. Христос взошел на крест, пролил Свою кровь и обымает со креста все человечество. Бог создал каждого из нас: и сингалезов, и французов, и ингушей, и жителей Таити и Гаити, и полтора миллиарда китайцев. Все это Его произведение. А значит, душа каждого человека, несмотря на разрез глаз и цвет кожи, почтена Божьим образом. А образ Божий способен постигать Господа, искать Его, верить в Него, воспринимать Его.

Призывающая благодать растекается по нашей планете. Посмотрите на любого малыша, только-только вышедшего из лона матери: как светло его личико, как чиста улыбка... «Владыка Господи, Свет истинный, просвещающий всякого человека, грядущего в мир!» Благодать Святого Духа собирает со всех концов земли и ждет, дабы человек откликнулся на этот призыв, прислушался к своей совести, отвратился от внушения лукавого. Несомненно, Дух Святой влечет каждого человека ко кресту, к распятию и Спасителю. Каждому человеку хочет приоткрыть (не против его желания) створки сердца, чтобы образ Христа запечатлелся в глубинах его духа.

Поэтому Дух Святой дышит везде. Каждый листочек, каждая пчелка, каждая травинка, сотканная Духом Святым, одушевлена. Мир пронизан Божественной благодатью, на которой совершает Свое созидающее, возрождающее, одухотворяющее действие Дух Святой. И если бы мы увидели это, то не обращали бы столько внимания на негативные слухи и новости, не сидели бы столько в Интернете в поисках каких-то виртуальных развлечений, а по крупицам бы собирали, как учит нас преподобный Серафим, благодать Святого Духа и делились бы этими сокровищами друг с другом.

– Вопрос от телезрительницы Елены из Хабаровска: «Что это было за чудо: действительно ли огненные языки сошли на апостолов?»

– Не все могли это увидеть, но уж чада Христовы, Его питомцы, долгим молением приготовлявшие себя ко дню, когда исполнится обетование Отца, по чистоте сердца узрели эти таинственные языки пламени, которые снизошли от силы Высшего. Это, конечно, были не всполохи статического электричества, не северное сияние и не солнечные блики, но так благоволил Бог явить Свое присутствие, могущество и благость. Апостолы, как сказано, исполнились Духа Святого и стали с невероятными дотоле для простых рыбаков силой, мощью и убедительностью, укрепляемые Духом Святым, свидетельствовать о Боге, славословить Христа Спасителя, воздавать честь Всевышнему. Это, несомненно, было вышеестественное действие. И если мы перевернем несколько страниц Книги Деяний, то увидим, как в один день 5 000, в другой 4 000 людей, видя и слыша апостолов, созерцая их преображенные лики и внимая их свидетельствам, чувствовали неодолимое влечение каяться в своих грехах, исповедовать веру в воскресшего Христа, омывать телесное естество в водах крещения и присоединяться к лону Матери Церкви.

Дух Святой и сегодня собирает души. Вчера мне пришлось крестить двух людей среднего пожилого возраста. Одного зовут Джон, другого Джордж. Один американец с индейскими чертами, другой рыжий ирландец. Оба интеллигентные и просвещенные люди. Ирландец с юности был приверженцем христианства, но не православного. До тех пор, пока в Ирландии не признали законным вступление в брак однополых существ…

– А сколько им лет?

– Ирландцу под 60, американцу около 50. Каждый своим путем пришел к православию. Они убежали из своих стран, потому что не могли больше выносить весь этот разврат, возведенный в законодательное поле, и прибежали в Россию как на остров спасения. Я крестил их на английском языке, и какое было благоговение, какая радость, какая просветленность лиц! Разве это не действие Святого Духа, Который нынче собирает со всех концов земли новых граждан обновленной России?

– Следующий вопрос касается говорения на языках. Почему сейчас не происходит таких чудес, как в первые века христианства?

– На этот вопрос отвечает Иоанн Златоуст. Еще в IV столетии патриарх Константинопольский сказал, что этот дар имел место в I столетии по воскресении Христа ради свидетельства о воскресшем Иисусе во всех уголках земли. Сегодня, имея мобильный телефон и оказавшись в Китае, можно сразу получать синхронный перевод. Технический процесс убирает барьеры в языковом понимании. В III веке этого не было. И поэтому преподобный Ефрем Сирин, носитель Духа Святого, специально из Сирии приехавший в Малую Азию, когда встречает святителя Василия Великого, видит, как из его уст вылетают белые голуби: так исходит благодать Святого Духа. Затем Василий Великий уделяет время сирийскому подвижнику, которому на время общения со святителем дается знание греческого языка. Они не встречают никакого препятствия, общаются за милую душу, наслаждаются духовной беседой, и затем преподобный Ефрем возвращается в свою пустынь. Не знаю, остался ли при нем греческий язык, но Дух Святой дал ему разуметь святителя Василия.

Сейчас подобное уже не наблюдается, и мне искренне жалко тех сектантов, которые зациклились на этой «харизме». Посмотришь, что у пятидесятников в определенных их толках существует, просто жалко их: впечатление такое, что это не очень здоровое сообщество; что-то бурлит, булькает в человеке, он находится явно в каком-то состоянии одержимости. И они, бедные, считают, что это и есть проявление дара языков.

У нас с вами, дорогие телезрители, есть дар, которым мы должны овладевать, это самое верное оружие русских – любовь во Христе, милосердие, человеколюбие. И, думается, это главный язык, который мы должны усваивать в совершенстве.

– Один мой знакомый (ныне уже батюшка) рассказывал, как он был в Сирии, в Маалуле (это очень древняя христианская колыбель). Он подошел к женщине, что-то спросил и очень мило с ней пообщался (какой-то вопрос срочно нужно было решить) прямо около этого знаменитого храма. Они вопрос решили как-то, а через какое-то время встретились и друг друга не поняли. То есть в какой-то момент, видимо, Господь совершил чудо, чтобы они разрешили важный для них вопрос. А потом они уже друг на друга смотрели удивленно, не смогли друг друга понять.

– Да, мне приходилось даже встречать супругов: один говорит на русском, другая на французском. И прекрасно общаются, понимают друг друга. Язык любви, язык души.

– Вопрос телезрительницы: «Я сегодня была в храме, причащалась, а завтра иду на литургию и причащаться не буду. Обижаю ли я этим Господа, если не причащусь в очередной раз, допустим, и является ли это грехом?»

– Господа Бога Вы, конечно, не обидите, Он выше этого. А меня Вы обидите, потому что я Вам искренне желаю приобщиться в день Святого Духа. Дух Святой хочет соткать в нашем сердце горницу. Дух Святой хочет, чтобы Вы поклонились Отцу в духе и истине. Дух Святой хочет, чтобы Христос воцарился на престоле Вашего сердца. Еще надо дожить до завтра.

Сегодня махачкалинский батюшка протоиерей Николай совершил праздничную службу. Думал ли он, что уже сегодня будет предстоять воскресшему Христу во Царстве Его? Если мы живем по заповедям Божьим, стараемся прославлять Господа в душе и теле, если мы чада Церкви и к нам относятся слова: блаженны алчущие, яко тии насытятся, – то я верю, что царские врата раскроются и батюшки, мало-мальски согретые любовью Божией, скажут: идите сюда, давайте с благоговением, покаянием приобщаться Святых Христовых Таин. Я надеюсь, что самарские батюшки меня не осудят, но я желаю Вам того, чего желаю себе. Завтра, слава Богу, мой богослужебный день, я готовлюсь причащаться Святых Таин за Ваше здоровье.

– Конкретно в этой ситуации как поступить, чтобы совсем спокойно подойти к Причастию? Может, лучше подойти к батюшке и спросить, что надо сделать?

– Вечерком хорошенько помолиться, почитать молитвочки, которые Вы любите читать, засыпать с молитвой: «Господи Иисусе Христе, сподоби меня завтра приступить к Тебе, только прикоснусь и исцелюсь, даруй мне Духа Твоего Святого. Господи, Духа Святого не отыми от меня». Пораньше утром встать, приодеться (все-таки идем на праздник) и со светлой улыбкой участвовать в Божественной литургии.

И это будет радость великая. После причащения Дух Святой крылья раскроет за спиной. И вы, как Филипп (читайте Книгу Деяний апостольских), можете мгновенно перенестись из Самары в Москву, оказаться в Успенском соборе Кремля или в Троице-Сергиевой лавре, поклониться иконе Святой Троицы… Так что будем готовиться, дорогие друзья.

– Есть такое мнение, что граница Церкви – это как раз граница Евхаристии. Скажем так, кто не причащается, тот вне Церкви.

– Речь идет, конечно, не о дежурном отношении к таинству, а о желании соединяться со Христом. Хорошо говорит об этом блаженный Августин. Как позыв к земной пище свидетельствует о том, что твой организм более-менее здоров, так присутствие на Божественной литургии, когда выносится Чаша, заставляет тебя развернуться к ней и сказать: «Господи, как жаль, что я не подготовился, как жаль, что я еще сегодня, может быть, не дерзаю приступить к этому. Но мне так хочется вместе со всеми вкусить Пречистые Тело и Кровь, потому что не хлебом единым жив человек, но словом, исходящим из уст Божиих».

Святая Евхаристия – это самое высокое, самое заветное. Так что сами ангелы желают приникнуть к этому таинству и с изумлением смотрят, как Слово Божие соединяется с грешными людьми, освящая их Божественной любовью.

– Как известно, Церковь – это огромный организм, который состоит из небесной и земной частей. Например, находишься в несогласии с чем-то, тебя обидели на приходе, может быть, ты перестал ходить в церковь, и в этот момент, перестав посещать богослужение и причащаться, ты вышел из этой Церкви? Или все-таки в какой-то степени остаешься в ней? Как быть настоящим членом Тела Христова?

– Не вышел, но, как птенец, сидел в этом гнездышке, какой-то кукушонок тебя клюнул в шею, ты встал в позу, сделал три шага вперед, вывалился было из гнезда, но, слава Богу, лапка твоя запуталась в перышках. И вот так висишь между небом и землею и молишься: «Господи! Да, на земле все непросто. Да, тут батюшка на меня поворчал. Да, тут какая-то прихожанка, вся замотанная четками, как красноармеец пулеметными лентами, мне сказала: вы здесь не стояли, не ваше место. Господи, ну что это? Это всё мелочи приходской жизни. Но Ты есть любовь распятая и воскресшая. А я достойное приемлю по грехам моим. Господи, это мои врачи. Те, кто нас укоряет, нам дарят благо».

И всем все простив и улыбнувшись своим оппонентам, нужно, как блудный сын, прийти в объятия Милосердного Отца. А наш Спаситель особенно любит униженных и оскорбленных, гонимых и приемлет их за милую душу, прижимая их к Своей груди (говорю по-человечески). И когда мне, недостойному священнику, прихожане рассказывают, что их гложет обида, я искренне удивляюсь, потому что для христианина нет даже такого понятия, как обида. Иоанн Златоуст прямо говорил: кто обижается, тот глуп. Кто из вас, дорогие друзья, захотел бы такую характеристику получить в паспорте?

Поэтому давайте будем выше всех обид, пусть обиды, как с гуся вода, стекают, и мы с вами будем превращаться в белых лебедей, всем все прощающих, все понимающих и устремляющихся ко Христу Искупителю, Который дарует нам благодать Святого Духа.

– Вопрос телезрительницы: «Была крещена в детстве, но в молодости перешла в мусульманство. А сейчас понимаю, что совершила ошибку. Как вернуться обратно в Православную Церковь?»

– Скорее оплакать свою дурь, что повернулись спиной к Христу, свое легкомыслие. Видимо, Вы не были просвещены верой, потому что апостол Петр вопрошал: «Куда нам, Господи, идти от Тебя? Ты имеешь глаголы вечной жизни».

Прийти с искренним покаянием, и Христос простит, помилует. Тут, конечно, без участия священника, без исповеди не обойтись. Возможно, помазание миром на чело будет, после прочтения соответствующих молитв, внешним знаком вашего воссоединения с Матерью Церковью. Пусть Божественная любовь, свет и мир совершенно заполнят Вашу душу, и Вы вновь почувствуете себя дочерью Небесного Отца, и унесете Христа в своем сердце. Верим, что кровь Христа загладит это отступление и неверность, как Христос простил и Симона в другой ситуации, вопросив его: «Симон, любишь ли Меня?» – «Господи, Ты знаешь, что я люблю Тебя». – «Следуй за Мной».

– Даже есть вроде чин присоединения к Церкви.

– Есть, батюшка должен разобраться, вникнув в ситуацию, но самое главное то, что совершается внутри нас: вернуться в объятия Отца, пасть ниц пред Тем, Кто есть путь, истина и жизнь, и унести Христа и Его благодать в своей душе, чтобы не изменять Ему уже ни в большом, ни в малом.

– Батюшка, спасибо за сегодняшнюю беседу.

– Под сенью Святой Троицы сегодня было так светло, так хорошо... «Блажен, кто верует, тепло ему на свете».

– Прошу Вас обратиться к телезрителям в этот большой праздник.

– Пресвятая Троица, Боже наш, призри на нас, грешных и недостойных твоих чад, и ниспошли нам благодать Твою, духа премудрости и разума, совета и крепости, ведения, благочестия и страха Божия, смирения, любви и чистоты. Так, чтобы наш прямой эфир раздвинул свои границы – и вся наша голубая планета приняла сегодня через телеканал «Союз» спасительную благодать.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X