Беседы с батюшкой. Протоиерей Александр Трушин 15 января 2023

15 января 2023 г.

Сегодня у нас в гостях протоиерей Александр Трушин, настоятель Никольского храма села Лямцино Домодедовского района Московской области.

– Скоро Крещение Господне, праздник Богоявления.

– Или Просвещения.

– Одни из очень любимых зимних праздников. В это время вдруг все становятся православными, идут купаться в проруби: три раза крестятся, окунаются и так далее. Очень много суеверий с этим связано. А Вы окунаетесь на Крещение?

– До прошлого года купался каждый праздник, окунался в купель, и мне это очень нравилось. Всем русским людям это нравится, потому что бодрит дух и укрепляет тело. Но делать это необязательно, только по желанию. Но если это есть, то Бог в помощь; аккуратненько, без всяких резких движений, окунитесь. Если нет такой возможности, но хочется приобщиться к холодной воде, зачерпните горсть, умойте лицо, руки.

Некоторые люди просто черпают воду ведрами из освященного пруда или реки и затем, отойдя в сторону, выливают на себя. Есть разные варианты. У нас в Никольском храме села Лямцино есть крестильный храм и там купель, где человек может в полный рост окунуться. И мы ее используем не только тогда, когда крестим взрослых, но и на праздник Крещения Господня. Купель наполняется, и совершается чин великого освящения воды. Ее оставляем холодную, без подогрева. В купели устроены ступеньки, перила и отдельные теплые раздевалки для мужчин и женщин. Люди приходят и спокойно могут спуститься к воде, держась за перила, окунуться, выйти и спокойно снять мокрое белье, переодеться в сухое. Это немаловажно. Особенно для людей моего возраста и постарше, нам уже не до молодежных выходок, чтобы сразу разбежаться и прыгнуть. Многие переживают, чтобы с сердцем ничего не случилось или давление не скакнуло. Немало прихожан, которые, аккуратно спускаясь по ступеням, окунаются в холодную воду в праздник Крещения Господня. Удобно и родителям с маленькими детьми. Они берут ребенка на руки, спокойно спускаются, окунаются вместе с ребенком в крещенскую воду, выходят и могут сразу переодеться. Конечно, удобно и подросткам 10, 12, 14 лет, которые также еще нуждаются в хорошей раздевалке. Крестильный храм используется и во время праздника Крещения для окунания всех желающих. Конечно, радует, когда приходит много людей.

– Люди часто спрашивают: чем отличается сочельническая вода от крещенской?

– У многих даже в разных бутылочках хранится с надписями. Причем, я знаю, некоторые люди считают, что сочельническую воду можно в одних случаях употреблять, а крещенскую в других и так далее. Это несерьезно.

– Почему вода освящается два раза?

– Раньше вода освящалась только один раз, в сочельник. Но в связи с тем, что желающих получить освященную воду стало много и чин освящения настолько полюбился народу, что Церковь пошла навстречу, и теперь вода освящается и на праздник Крещения Господня.

Но, наверно, священнослужителям никогда и в голову не могло прийти, что люди начнут делить воду, думать, что одна сильнее, другая слабее. Если мы считаем себя церковными, православными людьми, то не будем впадать в эту глупость. Та вода, которую вы наберете в сочельник, тоже является агиасмой (как говорят греки, то есть водой, прошедшей через великое освящение), как и та, что освящена в праздник Крещения Господня. Ею мы кропим жилище и все помещения, даже скот.

И не должно быть никаких суеверий относительно освященной воды, тем более в церковной среде. Хотя приходится это часто разъяснять. Удивительно, но люди много лет ходят в храм и одолеваемы этими домыслами, какая вода важнее: первая или вторая, специально делят ее по разным сосудам или приходят день за днем, в один день одной воды набрали, в другой день другой. Лучше исповедуйтесь перед праздником как следует, и тогда он будет для вас по-настоящему дорог и даст благой результат.

Мне самому приходилось неоднократно видеть случаи, когда, например, одна из учительниц в православном классе говорила ученикам: «Зачем вы ходите на исповедь? Все ваши исповеди – это чепуха. Надо на Крещение три раза окунуться с головой, и все грехи простятся».

В моей жизни был очень вразумительный для меня случай. Я тогда был начинающим церковный путь человеком и с одним иеромонахом поехал в паломничество. Мы оказались в Липецке на источнике. Те, кто был на этом источнике, знают, что он один из самых холодных, температура воды всегда -4°. И я, как начинающий, доверчиво спросил: «Батюшка, а сколько раз нужно окунаться?» И он мне так спокойно отвечает: «Что Вы задаете такие глупые вопросы? Ясное дело – тридцать три раза». Мы подошли к купели, разоблачились, и я доверчиво стал окунаться в этой ледяной воде. Я сбился со счета, думал, что у меня голова на куски разлетится. Ну, велено, значит, велено. Я окунулся тридцать три раза, вылез, и батюшка мне говорит: «Я надеюсь, для тебя это будет хорошим уроком. В следующий раз учти: один раз ты окунешься или тридцать три – более святым от этого не станешь». И только тогда я понял, что он пошутил. Шутка была очень удачная и вразумляющая. Мне этого на всю жизнь хватило. Люди задают вопросы: «Сколько раз окунаться, чтоб грехи смыть?» Или следят, чтоб даже кончик волоса не остался над водой, чтоб бес за него не зацепился.

Но если ты не исповедуешься, а только окунаешься, то кончик волоса не сыграет никакой роли. Призываю вас прежде всего омываться духовно. Сегодня мы читали Евангелие от Марка о том, как Иоанн крестил в Иордане людей через покаяние. Он напомнил фарисеям и законникам: «Что вы, порождения ехиднины, вздумали бежать от гнева Божьего?» Значит, хоть они к нему и пришли окунаться, оказалось, что не всё за это прощается. И обилие воды никакой роли не сыграет. Дай Бог, чтоб омывалось наше сердце духовными иорданскими водами. Это важнее всего.

Далеко не все ходят в храм из тех, кто приходит на прорубь или на источники окунаться. Многие раньше не ходили и после этого не будут ходить. Но зато будут те люди, которые бочками набирают воду. На каждом пальце пятилитровая бутыль висит, и человек рвется вперед: «Где тут крещенская вода? Мне нужно все наполнить». Смотришь на него и думаешь: «Помоги тебе Господь». Больше пользы будет, если вместо этих бутылей набрать одну только крышечку. Наберет сто литров и с красной физиономией будет тащить домой, а в храме больше не покажется до следующего года.

– Окунание в крещенскую купель, даже если там совершен молебен или крестным ходом пришли на Иордан, не является какой-то частью богослужебного обряда или важной традиции? Купание в проруби на Крещение не так обязательно?

– Несомненно. Я знаю множество людей, которые в праздник Крещения в 12 часов ночи обязательно встают под холодный душ. Говорят, что очень хорошо действует. Ну, холодная вода вообще хорошо действует, но будто бы в 12 часов ночи на Крещение особенно. Многие люди принимают душ дома с полной верой, что Господь не оставит их без Своего внимания. Вода, которая льется из водопровода, не менее освящена, чем та, над которой совершили чин освящения на реке, в озере и так далее. Это добрая, хорошая традиция, которая существует и в Православной Церкви. Людям, живущим в России, она особенно близка по духу. Мы всегда любили после баньки в снегу поваляться. А тут официально разрешено, да еще с благословения Церкви. Как говорят, Сам Бог велел побыть в холодной водичке.

Я был в гостях у афонитов, даже у людей, живущих отдельно, которых мы зовем отшельниками, так они зачастую крещенскую воду набирают в маленький пузыречек, как флакончик для духов, на котором написано: агиасма. И этого флакончика монаху совершенно хватает на целый год. Он в прямом смысле капельку капает в тот объем воды, который ему нужен. Налил бочку дождевой воды, капнул в нее агиасмы, и у него вся вода святая. Капля море освящает в прямом смысле этого слова.

Когда видишь, как везут огромные бутыли, бочки или молочные бидоны столитровые, кажется, будто смотришь спектакль. У нас храм деревенский, водопровода нет, и это особо остро воспринимается. Мы воду из колодца наливаем ведрами, помогают мужчины-добровольцы. И каждая бутыль у нас на счету. Мы видим расход воды, ведь она не так просто дается. И тут приходит человек, тащит несколько пятилитровых бутылей и все их наполняет. В прошлом году так было. Женщины, которые наливали, возмутились, сказали ему: «Давайте Вы принесете воды колодезной, а мы Вам добавим крещенской». Как он возмущался! Как ругался! «Вы воду жалеете! Докатились, у Церкви даже воды не допросишься». Так ты принеси сам из колодца эти двадцать пять литров, а мы тебе нальем крещенской немножечко и освятим остальную.

Можно объяснять сколько угодно. Поймите, что не надо так много наливать воды. Возьмите немного, а потом добавите ее в остальную воду. Нет, ему нужно, чтобы все бутыли были полны именно этой крещенской водой. Я думаю, это не единственный случай, во всех храмах встречаются такие проблемы. Просто иногда они заметнее, а иногда не очень. Когда подведен водопровод и освящается вода, которую можно неограниченно наливать, тогда на это никто не обращает внимание, подъезжай хоть с цистерной. А когда люди таскают воду на своих плечах, то каждый литр воды заметен. Нередко мужчины, которые помогают, подсчитывают, сколько воды ушло: за праздники 25 тонн. Выкачиваем колодец досуха. Спаси Господи наших соседей, деревенских жителей, что они не ворчат и не ругаются, что выкачиваем весь колодец и приходится ждать, когда он наполнится.  

– Вопрос от телезрительницы Людмилы из Томской области: «Как относиться к целителям? Сказано, что нельзя обращаться к целителям. А если он народный и признан наукой? Недавно по телевизору показывали, что один излечивает, и этому есть свидетели. Может, это дар Божий?»

– Вы замечательно сказали: по телевизору показывали. Давайте на Великий пост Вы полностью отключите его, а включите только после Пасхи. И, поверьте, у Вас сильно поменяются впечатления от приходящей информации, если Вы вместо этого будете читать Евангелие. Мало ли что говорят и показывают по телевизору. У человека со временем наступает возраст, когда что-то болит. Кто-то в свое время очень хорошо пошутил: «Если после 60 лет ты проснулся и у тебя ничего не болит, значит, ты уже умер». В этой шутке есть доля шутки. Если у вас есть врач, к которому вы ходите, то Бог в помощь, лечитесь. Если что-то не могут вылечить, значит, Бог дает возможность потерпеть. Есть вещи, которые надо потерпеть. А цеплять всех целителей, о которых говорят по телевизору, не стоит. Там то целителей показывают, то экстрасенсов, то каких-нибудь восточных мудрецов, йогов. И мы будем все это собирать на себя? Зачем? От Бога нам даны врачи, благословляется идти к ним. Реклама – это не двигатель здоровья, а двигатель торговли. Так и надо к этому относиться.

– Можно ли принимать ванну в освященной воде в крещенскую ночь? Ведь даже в молитве говорится: «освящается всех вод естество». То есть вся вода в мире освящается.

– Это лучший вариант, если человек после полуночи принимает душ или окунается в ванну. Но некоторые люди пытаются налить в ванну крещенскую воду, принесенную из храма, то есть с креста, и считают ее целительной. Это неправильная традиция, не надо так делать.

– Все сводится к тому, что нужно прийти в храм и просто помолиться.

– Выпейте святой воды, и все. Или возьмитесь каждое утро натощак выпивать несколько глотков.

– Святая вода благословлялась для укрепления сил тем людям, которые были отлучены от Причастия.

– Совершенно верно. Более того, есть наставления, что если человек оказывается где-то в далеких краях и рядом нет церкви, то ему предлагается причащаться святой водой.  

– Но это не заменяет Причастие?

– Когда есть возможность по-настоящему причащаться Тела и Крови Христовых, то надо это делать в храме от Чаши и из рук священника. Но если человек находится в дальней дороге, то святая вода действует как Причастие. Однажды ко мне приезжал в храм парень, который живет на Южном полюсе, там на расстоянии 400 километров нет ни одного храма. Для него святая вода как Причастие. Поэтому в чине великого освящения воды и звучит: «причащаемся ею». Она вменяется за Причастие также и в тех случаях, когда человек умирает и к нему уже не успевают пригласить священника. Можно дать ему крещенской воды, буквально с кончика ложечки, и это будет как Причастие перед смертью.

– Моя учительница рассказывала: «Я не верю в ваши церковные дела. У меня как-то ребенок кричал, а бабушка аккуратно ложечкой святой воды ему дала. Он сразу утих, все стало хорошо. Но я все равно ни во что не верю».

– Ну что ж поделать?

– Люди литрами набирают святую воду, берут с собой кучу бидонов, готовы очереди стоять. Но можно же взять одну бутылочку...

– Афонские монахи являются примером, когда маленького пузырька хватает на весь год.

– Еще есть такое поверье, что очень плохо, если святая вода зацветает. Что с ней нужно делать в таком случае? Не выпивать же ее?

– Тут я могу поспорить. У меня был такой случай. Очевидно, по моей нерадивости я оставил обычную бутылку прозрачного стекла со святой водой на окне. Это было в летний период. И она буквально за короткое время зацвела. Я настолько почувствовал себя виноватым, что решил выпить ее, какой бы она ни была на вкус. А она оказалась прекрасной, совершенно чистой. Зеленая стеночка и наличие водорослей показывают, что она живая. И она не была испорченная или загнившая. Даже при наличии водорослей в этой бутылке вода была прекрасной, и я с радостью ее выпил. Но стал в этом плане внимательнее и знаю, что с давних пор принято хранить святую воду либо в керамической посуде, не пропускающей свет, либо из темного стекла.

И не ставьте воду на пол. Оказывается, во многих квартирах, особенно когда люди набирают большие бутыли, воду ставят на пол. И потом там ходят собаки, кошки. Это недопустимо. Если вы набрали святой воды, будьте добры, поставьте ее куда-то на полочку.

Также недопустимо, чтобы об иконы отирались домашние животные. Я знаю, всякая бывает любовь к ним. У меня был случай, когда одна женщина очень возмутилась. Она решила войти в церковь с собачкой, а наша дежурная не пустила и сказала, что с собакой нельзя. И женщина очень возмущалась, говорила, что ее собачка очень хорошо себя ведет и никакого вреда не принесет, что она тоже Божия тварь, то есть прочитала мне прямо богословскую лекцию на эту тему.

– А кошкам же можно в храме быть?

– А как еще с мышами бороться? (Смеется.) Поэтому кошек допускают, а вот собак пускать уже не положено. Если мы найдем старые Требники, то там написано, что если собака зашла в храм, его нужно заново освящать. Я не думаю, что такая уж нелюбовь к собакам была в древние времена. Это именно для соблюдения духовной чистоты, чтобы не превращать храм в конюшню. Когда французы пришли к нам в Россию, чтобы осквернить наши храмы, прежде всего они стали делать из них конюшни, стойла. И это очень оскорбило простой народ. Но зато помогло поднять народ на борьбу с завоевателями.

Мы знаем, что когда началась война 1812 года, крестьяне не очень-то хотели участвовать в войне. Какая им разница? Свой барин говорит на французском языке или чужой – им было все равно. Но когда они увидели такое скотское отношение к православным храмам (в ряде храмов вообще были устроены мясобойни, там рубили скот для того, чтобы прокормить французскую армию), это вызвало возмущение простого народа. И тут появились отряды народного ополчения, которые и восстали против завоевателей.

– Вопрос телезрителя: «Вы говорите о крещенской воде. Многие даже не носят нательный крестик и идут окунаться. Давайте напомним, что надо хотя бы нательный крест носить и какую-то молитву прочитать. И еще говорят, что крещенскую воду надо принимать строго натощак. А если принимать ее как лекарство? Я думаю, Вы не осудите, если кто-то в течение дня принял ее с благоговением как лекарство».

– Хотелось бы сказать, что нательный крест нужно носить обязательно. Давайте этот вопрос снимем с повестки дня.

– Один мой знакомый не носит крестик, то ли ему это неприятно, то ли не любит прикосновения и чувствует дискомфорт. Не потому, что это крест жжет и бесы мучают, а просто ему тяжело.

– Это исключительный случай, когда есть какая-либо кожная реакция на посторонние предметы. Но многие пытаются подобрать подходящий материал: если тело реагирует на металл, то стараются носить деревянные крестики. Исключение могут составить только определенные формы работы или виды спорта. Федор Емельяненко, который является олицетворением нашего спорта, будучи человеком верующим, православным, на время поединка снимает крестик, а после него все время пребывает с крестом.

Хотелось бы не оговаривать это специально, а чтобы люди приняли как факт, что надо носить нательный крестик. Когда священник дает кому-то какое-то послабление, говорит, что в исключительных случаях можно что-то не делать, вдруг получается, что у девяноста девяти процентов людей именно эти исключительные случаи. Поэтому хотелось бы, чтобы крестик носили. Именно православный крестик. Потому что некоторые пытаются заменить его.

Первую такую замену нам устроили протестанты. Протестантские кресты не имеют распятия. Вроде смотришь – крестик, а на нем только камушки. Что это – крестик или ювелирное украшение? Поэтому человек может этот крестик и на шее носить или на ухо повесить. Серьги в ушах в виде крестов – это принимается как христианский знак ношения креста или как нечто совершенно другое?

– Некоторые делают татуировки в виде креста. Например, копты. Мне рассказывали люди, которые там были и непосредственно общались с коптами, что они делают татуировки в виде креста. И если вдруг они попадают в руки радикально настроенных исламистов, у них уже нет выбора (ведь крестик, который носишь на шее, можно и снять). То есть они осознанно понимают, что навсегда делают печать креста, и если что-то случится, они пострадают за Христа. Такая вера у людей.

– Я не могу предложить нашим прихожанам сделать татуировку креста. Я думаю, что верующий человек сам вправе выбирать. В нашей православной культуре принято носить нательный крест. Поэтому выражение «креста на тебе нет» означает, что человек потерял совесть. Для тех, кто окунается на Крещение, ношение креста и молитва – это, конечно, хорошо. А Вы разве не были свидетелями, когда подходят люди иных религий и хотят окунуться в этот день? Что делать в этот момент: не пускать их или требовать, чтобы они надели крестик, прочитали молитву? Если вы мне дадите ответ, значит, будем со всех требовать обязательного знания молитвы и ношения креста.

– Католические миссионеры из ордена иезуитов проповедовали в Индии. В Ганге индусы делают ритуальное омовение, а этот миссионер рядышком сидит и формулу крещения потихоньку читает, а потом пишет отчет: столько-то людей окрестили. И такие случаи бывали.

– В Православной Церкви не принято подводить жесткие требования.

– В Типиконе не написано, что после богослужения всем монастырем братия должна идти окунаться. А для тех, кто действительно ходит на Крещение купаться, принято перекреститься, когда окунаешься в воду. И так три раза, с какой-то молитвой.

– Вы сами сказали: «Принято». То есть это опять не жесткие требования. Кто-то окунулся один раз – и задыхается, выскочил... Слава Богу, окунулся один раз, и то хорошо. Кто-то три раза окунулся, а кто-то тридцать три. Мне их жалко, но что поделаешь...

– Можно тропарь пропеть тогда?

– Тропарь пропеть или сказать: «Господи, помилуй». Это то, что касается православных христиан. Во-первых, перекреститься, а во-вторых, произнести хотя бы эти два слова из Иисусовой молитвы – это уже есть молитва. А поскольку окунаться приходят разные люди, не только христиане, но и люди нецерковные (крещеные, но после крещения никогда больше в церкви не бывавшие), некрещеные, то, конечно, с них спрашивать молитву – это несерьезно, да и некогда. Идет череда окунающихся людей… Пришли – и слава Богу. Окунулись – и замечательно.

Кстати, когда приходят окунуться иноверцы, это вызывает у нас радость. Мне хотелось бы насторожить некоторых наших любителей отпусков в дальние места. Я знаю, что люди приезжают из дальних поездок (например, из Таиланда) и говорят: «Вы знаете, батюшка, мы были у них в храме и ставили ароматные палочки. Так хорошо пахнут! Мы Вам тоже привезли. Давайте у нас в храме поставим». Давайте напомним: ароматные палочки – это жертвоприношения. Нельзя христианину в чужом храме иным богам приносить жертвоприношение, в том числе возлагать цветы, находясь в буддийском храме, зажигать ароматные палочки в языческом храме. Это поклонение другим богам.

Вспоминайте первых христиан. Им предлагали даже такие вещи: «Положи кусочек ладана к ногам изображения языческого бога – и мы тебя отпустим». Они не только не хотели поклоняться языческим богам, они даже кусочек ладана не хотели класть. Потому что понимали, что это признание беса. А как же наши люди запросто ходят по чужим храмам, ставят ароматные палочки или выслушивают, что надо принести килограмм фруктов или букет цветов? И наши доверчиво кладут цветы к ногам языческих изображений или воскуряют эти палочки.

Как мы радуемся, когда иноверцы окунаются в крещенскую воду или заходят в храм и ставят свечи, так будьте и вы внимательны, чтобы некто нежелательный не порадовался, что вы приносите жертву иным богам, а не Господу нашему Иисусу Христу. Будем себя пасти, где бы мы ни находились. Посмотреть можно и даже нужно, а вот приносить жертву не надо. Жертву мы приносим только Господу Иисусу Христу, только в православном храме.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать