В студии протоиерей Александр Березовский, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке (г. Москва).
− Отец Александр, сегодня день памяти отца Димитрия Смирнова. Его не стало 21 октября 2020 года, уже прошло 4 года. О нем говорили его духовные чада, коллеги, близкие люди. И он поистине являлся созидателем и храмоздателем, блестящим проповедником слова Божия, учителем нравственности и борцом против абортов, утешителем сирот, бессменным ведущим православных телепередач, талантливым педагогом, преподавателем. Он был человеком-эпохой, в определенном смысле уже становился человеком-легендой. Личность яркая, многогранная, всецело устремленная к главной цели – богоугождению. Отец Димитрий семимильными шагами шел по жизни, преуспевая во всем, за что бы ни брался, в самых разнообразных сферах деятельности. А брался отец Димитрий за многое, и этому гиганту духа все было по плечу.
Вы с ним почти 20 лет встречались в студии, обычно это было по воскресеньям, и отвечали на вопросы наших дорогих телезрителей. Каким Вы запомнили отца Димитрия?
− Очень простым, доступным для любого человека. При всем своем величии, при всех качествах, которые вы сейчас перечислили, он был открыт каждому человеку, нуждающемуся в его помощи. А таких людей было очень много. Кто имел возможность прийти в храм, приходил на его службы, выстаивал немаленькие очереди на исповедь к нему. Многие считали его своим духовным отцом. И даже те, кто ни разу с ним в жизни не встретился, все равно считали его духовным отцом, говоря, что благодаря его выступлениям, передачам они воцерковились, Бога познали, в церковь стали ходить, уверовали. Поэтому, конечно, отец Димитрий сыграл огромную роль в жизни многих-многих людей именно на пути их воцерковления.
Он был очень прост в общении, любил пошутить, у него было замечательное чувство юмора. И нередко он поддерживал человека, пытался помочь решить его сложную проблему как-то с юмором, освещая ее с той стороны, с которой человек на нее и не смотрел.
С ним было легко и просто общаться, очень легко и всегда радостно служить. Когда он входил в алтарь, то возникало ощущение, что вместе с ним входило солнце. Даже в зимние вечера, когда шло всенощное бдение, за окном было уже темно, в алтаре полумрак, как только появлялся отец Димитрий, сразу все освещал собой, своей улыбкой. Он всегда входил со словами: «здравия желаю». Или с какими-то добрыми пожеланиями. И даже если настроение было не очень хорошее, день был тяжелый, все это улетучивалось мгновенно. Он вставал к престолу, давал возглас на начало службы, и все внешнее сразу исчезало. И казалось, это то, что должно быть всегда…
Поэтому, конечно, отец Димитрий умел направить жизнь человека в нужное русло. И это его великий дар, Богом ему данный: направить человека к Богу.
− А в чем феномен отца Димитрия? Я знаю, что он правнук священномученика, у него интересная биография, непростой жизненный путь. Почему он стал таким, каким мы его знаем?
− А это Божий дар. Жизнь любого человека не может быть просчитана. Допустим, папа академик, мама тоже ученая, а дети могут быть самыми заурядными. А порой у не очень выдающихся родителей дети рождаются великие. Это Бог избирает, но Он дает Свои дары тем, кто эти дары может вместить, по возможностям человека. Вот отец Димитрий был способен вместить, и Господь ему многое дал.
Феномен его заключался в том, что он сумел эти дары Господа наиболее полно реализовать именно в плане церковной проповеди. Он умел доносить до людей в простой, понятной форме очень и очень важные вещи: о смысле жизни, о взаимоотношениях человека с Богом, о том, зачем вообще человек нужен и что его ждет впереди, как должно поступать в разных жизненных ситуациях, чтобы потом об этом не жалеть. Он просто учил людей жить, потому что то, чему людей учили в школе (и вообще чему учили в советское время), не давало ответа на самый главный вопрос: а что дальше? Выучишься ты, поступишь в хороший институт, потом найдешь хорошую работу, будешь уважаемым человеком, а дальше что? Дальше проводят на пенсию... А дальше? А дальше умрешь. А потом что? А потом уже никакого ответа на этот вопрос не было. И было грустно осознавать, что эта прекрасная жизнь закончится ничем. А Господь говорит, что это неправда. И отец Димитрий умел это донести.
Знаете, это очень важное умение. Ведь иногда учитель говорит что-то классу, учит чему-то, а класс его не понимает. Учитель начинает злиться: что же вы такие бестолковые? А на самом деле он просто так непонятно говорит о своем предмете, что класс не может в это вникнуть. И причина не в этих ребятах, а в том, как преподает им эти знания учитель. Отец Димитрий умел преподать людям очень сложные вещи в простой форме, доступной для них, за что люди безмерно были ему благодарны. Именно за такую форму, в которую он облекал очень и очень серьезные вещи, касающиеся нашей вечной жизни.
– Вопрос от телезрителя: «Запомнил прекрасные слова отца Димитрия Смирнова, когда он говорил, что Господь дал человеку семью, чтобы семья привела его в Царство Небесное. Батюшка, а можно от Вас услышать какой-нибудь кратенький совет мужу, жене, чтобы у них была любовь в семье?»
– Терпеть друг друга, уважать, помогать, жалеть, радовать друг друга. Иногда бывает, что мы не совпадаем во мнениях, и тогда возникает некое разногласие. Нужно уступить, чтобы не было ссоры. Господь дал нам всем заповедь хранить мир между собой. И это вроде просто звучит, но трудно нам всем дается, потому что мы действительно разные. Мы по-разному смотрим на вещи, по-разному чувствуем, по-разному что-то предполагаем. И здесь нужно просто уметь уступить… Взаимное движение друг другу навстречу и созидает любовь. Потому что человеку всегда легко с тем, кто может пойти ему навстречу. А нежелание пойти навстречу, неумение договориться приводят к тому, что слова за слово, и начинается ссора. А тема спора вообще была пустяшная.
Нужно уметь идти навстречу, это созидает любовь. Мы все равно никогда не станем абсолютно одинаковыми, это невозможно. У нас будут и свое мнение, и свой взгляд на ситуацию, и то, что в нас вложили родители; уклад жизни в родительской семье останется с нами навсегда.
Кстати, отец Димитрий очень часто этим пользовался и всегда достигал своих целей. Он не шел напролом: я так хочу и все буду сметать на своем пути! Отнюдь. Есть люди, которых просто не сдвинешь, а с ним можно было как-то по-человечески поговорить, где-то он уступал, ему уступали, мог понять, пожалеть. И тогда все вставало на свои места. Человек начинает идти навстречу, и все устраивается по Божией милости.
– Вопрос от Елены из города Елец: «Вы говорите, что отец Димитрий был особым священником, и во время исповеди к нему люди шли, и служил как-то по-особенному. На нашем приходе два священника, я к ним очень хорошо отношусь, но во время исповеди у одного священника у меня всегда слезы. А ко второму священнику я подхожу с сухим сердцем и удовлетворения от исповеди не чувствую, а я всегда стараюсь подготовиться к исповеди».
– Но Вы же подходите на исповедь не для того, чтобы почувствовать некое удовлетворение. Давайте вспомним молитву священника перед исповедью: «…Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое, не усрамися, ниже убойся, и да не скрыеши что от мене». Мы подходим к священнику не для того, чтобы ему понравиться, что-то рассказать, объяснить мотивы всех наших поступков, чтобы батюшка нас понял. Нет, мы пришли испросить у Христа прощения. Батюшка может молча выслушать нас, даже глаз не подняв. Когда закончите исповедь, он молча накроет епитрахилью, прочитает разрешительную молитву, молча благословит, а все остальное будет дальше только от человека зависеть, его отношение к тому греху, который он исповедовал. Батюшка может быть мягким, улыбчивым, приветливым, но это иногда и исповеди мешает.
Люди с первых слов превращают исповедь в беседу – начинают что-то рассказывать, жаловаться, много говорить не по сути, а слова покаяния иногда вообще не звучат. Человек пришел рассказать, как он прожил несколько последних дней своей жизни, куда ходил, с кем встречался и что произошло. Людям нравится, когда батюшка кивнет, посочувствует, что-то прокомментирует, добавит и, может быть, что-то посоветует. Но это же совсем не исповедь! Если нужна беседа, то можно попросить батюшку остаться после службы, чтобы посоветоваться с ним по какому-то сложному вопросу.
Качество исповеди зависит от степени раскаяния человека в содеянном грехе. Вот если человек кается в грехе и плачет, то это слезы покаяния. А бывают слезы умиления, радости, сочувствия, и это разные слезы. Покаянные же слезы никак не связаны с реакцией священника на вашу исповедь.
– Святые отцы учат, что мы не должны ни в молитве, ни тем более в таинствах испытывать какие-то эмоции, ждать этих эмоций, что вот сейчас мне будет хорошо, либо плохо, либо радостно и так далее. Мне кажется, это некое заблуждение, самовнушение.
– Если человеку плохо, то, конечно, он ждет утешения. И ближайший человек, кто может его утешить, это священник. Поэтому люди подходят к священнику именно за неким утешением. И в этом, в общем-то, тоже роль священника – утешить человека, вселить в него надежду, что его ситуация не безнадежна.
Но самое главное – нужно помнить о том, что мы исповедуемся перед Христом: «Господи, прости мои грехи. Боже, милостив буди мне грешному». Вот, собственно, с чем мы должны подходить к исповеди. «Боже, Ты все знаешь, все ведаешь. Ты все видел и все слышал. От Тебя ничто не скроется. Милостив буди мне грешному. Прибегаю к Твоему милосердию и прошу Тебя о прощении. Помоги мне исправиться, потому что грех, который я сотворил, отравляет мою душу, мою жизнь, не позволяет мне испытать настоящую духовную радость». Вот в чем, собственно, цель исповеди.
А у нас исповедь воспринимается как допуск к Причастию. Да и батюшки часто говорят: «Кто исповедовался – подходите». И люди считают, что главное – получить разрешительную молитву и причаститься. Люди забывают, что это тоже таинство, совершаемое, как и все остальные таинства, Духом Святым. А Дух Святой всегда входит только в плачущее сердце.
Если мы сокрушаемся о содеянном, то (как в 50-м псалме) сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, к нам придет благодать Божия, очищающая и прощающая. А свидетельство прощения – это радость на душе и на сердце от этого прощения. Если же мы отходим от исповеди без этой сердечной радости, значит, что-то не так. Мы не можем прямо свидетельствовать, было покаяние или не было, но, по крайней мере, мы чувствуем, что на правильном пути. Бывает, что человек унывал, а исповедовался – и стало легче на душе.
Как-то ко мне подошла одна женщина и сказала: «Мне очень нужна Ваша помощь». Мы с ней сели, и она, наверное, минут двадцать говорила, а я ее просто слушал. После этого она встала и сказала: «Батюшка, спасибо большое. Вы мне очень помогли», – и ушла. А я ей не сказал ни слова. Просто женщине нужно было высказаться, и по этому высказыванию было видно, что так это наболело, что нужно было обязательно озвучить. Помню, в этом не было осуждения других людей, а была скорбь о собственной жизни. Она эту скорбь излила в церкви, и ей стало гораздо легче.
– Расскажите о ваших эфирах с отцом Димитрием. Возможно, Вы вспомните какие-то интересные или неординарные случаи.
– Знаете, каждый эфир был неординарным случаем, потому что отец Дмитрий всегда находил ответы, казалось бы, на вполне серьезные вопросы. Обычно он напрягал всю команду тем, что появлялся минуты за две до эфира и говорил: «Простите, что так рано пришел». Все уже были в волнении: может быть, поставить какую-то отбивку, заставку подлиннее? Иногда батюшка рассказывал о причинах задержки, и здесь тоже были очень необычные ситуации.
Бывали праздные вопросы. Помню один из них: «Батюшка, мы знаем, что Адама и Еву искусил змей. А откуда он взялся в раю?» И отец Димитрий, ни на секунду не задумываясь, с очень серьезным лицом ответил: «Как откуда? Сбежал из Московского зоопарка». Откуда взялся в раю змей – разве это богословский вопрос? Важно, что произошло с человеком в результате общения с ним. Общение с дьяволом привело человека к потере вечной жизни в раю, к смертности, болезненности. Вот к чему приводит человека общение с дьяволом, вот что нужно из этого извлечь. А у людей иногда возникали именно такие вопросы, но батюшка не смущался и всегда отвечал на них с юмором, давая понять, что главное не в этом, и, конечно, частенько приводил людей в замешательство.
Наверное, одним из самых вирусных (как сейчас говорят) видео, имеющих много просмотров, было видео, когда его спросили, можно ли постом пить вино. Батюшка ответил: «Да, можно. Устав дозволяет». – «А сколько?» И он сказал: «Ну, ящик». Это была просто бомба! Он говорил, что после этих слов его особенно полюбили среди военных. И это тоже была шутка, направленная на то, чтобы человек понял, что не внешнее соблюдение каких-то церковных правил угождает Богу, а внутреннее преображение человека. Поэтому на вопросы, связанные с какими-то формальностями церковной жизни, батюшка частенько отвечал именно таким образом – с юмором.
Он часто иронизировал по поводу вопросов, где грань между унынием и самоуничижением, между унынием и смирением. Люди ведь все время ищут какую-то грань. Он говорил, что это совершенно разные вещи, не соприкасающиеся между собой. Вместо того чтобы отбросить всякую склонность ко греху и прилепиться к Богу всей душой и всем сердцем, люди все время хотят ходить по этой грани, по какой-то тонкой линии, что вроде бы и не грех, но хочется. И вроде бы одна нога здесь, а другая там.
В пригороде Лондона, в Гринвиче, есть место, где проходит нулевой меридиан, и там можно встать одной ногой в одном полушарии, а другой – в другом, и туристы там так и развлекаются. Люди хотят встать одной ногой во грехе, а другой в святости и так устоять. Батюшка всегда с иронией это осуждал, говорил, что так не бывает, прожить так не получится, потому что это обман самого себя.
– Вопрос от Марии из Воронежской области: «Однажды на встрече с отцом Димитрием я купила книгу его проповедей и больше нигде не могу такую же найти. Скажите, где можно купить книги отца Димитрия?»
– В нашей церковной лавке в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке Москвы есть книги с проповедями отца Димитрия. Они у нас переиздаются, и там Вы всегда найдете и книгу о нем, изданную и представленную в прошлом году. В ней замечательные воспоминания людей, знавших отца Димитрия, и конечно, его выступления в радио- и телеэфирах. Так что приезжайте и в нашей церковной лавке найдете эти книги.
– Отец Димитрий был и остается одним из наиболее известных проповедников, священников, и люди слушают и смотрят его и вдохновляются. Вы служили вместе с ним и это видели. Как Вы думаете, влияли ли его проповеди на прихожан и как те к ним относились? Это дар или навык? Готовился ли отец Димитрий к проповедям? И как он отзывался о себе?
– Ну, свои проповеди он никогда не комментировал. Он никогда не говорил: «О, сегодня я хорошо сказал». Или: «Сегодня что-то не зашло». Такого никогда не было. А как он готовился к проповедям?.. Я не знаю, как было раньше, когда он только начинал священническое служение.
Кто-то его спросил: «Батюшка, сколько времени Вы готовитесь к проповеди?» Он ответил: «Ну, пока иду от престола до амвона». Дело в том, что отец Димитрий очень хорошо знал Священное Писание и труды святых отцов, и ему было легко говорить на любую тему, а темы всегда касались взаимоотношений человека и Бога. Это вообще центральная тема всей человеческой истории, и отец Димитрий освещал ее со всех сторон.
Нередко тему проповеди задавало прочитанное Евангелие дня. И, конечно, батюшка был очень эрудированным человеком и в проповеди приводил множество интересных фактов, делавших ее жизненной. Люди всегда реагировали на его проповеди с очень большой благодарностью. Я уже говорил в начале передачи, что на проповедях отца Димитрия многие воцерковились и считали его своим духовником, хотя никогда в жизни лично с ним не встречались. Он оказался для них наставником, ведущим их по жизни ко Христу.
Отец Димитрий произносил свои проповеди очень доступным языком, и именно это сразу выделило его среди других проповедников. Умение говорить понятным для человека языком – это тоже дар Божий, чтобы люди не просто уходили с проповеди с чувством, как хорошо батюшка говорил, а о чем говорил, не помнили. Но ведь такое бывает, когда священник говорит вроде бы и ладно, и складно, но о чем – непонятно, хоть и много тем затронуто и было много экскурсов с разным уклоном – туда, сюда, направо, налево.
Батюшка всегда концентрировался на чем-то одном и старался это донести, и это ему удавалось. Конечно, его дар проповеди – это великий дар. Помню, как-то одна прихожанка, духовное чадо отца Димитрия, сказала мне: «Какое счастье, что отец Димитрий с его талантами в Церкви! А представьте себе, что бы было, если бы он попал в преступный мир. Что бы он там натворил со своими талантами!»
– Но зачастую отец Димитрий говорил и какие-то резкие, резонансные вещи, и общество сразу начинало волноваться. Кто-то осуждал, кто-то обсуждал, кто-то соглашался с ним. Кто-то говорил, что нужно быть более толерантным, спокойным, тактичным по отношению к тем или иным вещам. А как относились к этому его духовные чада, Вы в том числе? И как отец Димитрий относился к тому, что общество зачастую так резко реагировало на его слова?
– Но он-то говорил правду – Божию правду. Самое главное его свойство – он никогда не настаивал на собственной правоте, никогда не выдвигал собственных идей. Я не припомню, чтобы он придумал и проповедовал какую-то внецерковную теорию. Он всегда говорил от слова Божия, поэтому ему было легко и не было страшно. Он так и говорил: «А чего мне бояться? Я возвещаю людям Божию, евангельскую истину».
– Да, молчанием предается Христос.
– А то, что он облекал это в какие-то формы, иногда обидные для людей, что тут поделаешь? Иногда какая-то болезнь вынуждает человека идти на операцию, и хирург режет по живому, и человеку больно. А куда деваться? Нужно терпеть, иначе вообще не выжить. И отец Димитрий резал человеческую душу, чтобы изъять из нее грех, чтобы человек увидел в своей душе грех и возненавидел его.
Он называл вещи своими именами, что не было принято. В советское время вообще о многих вещах говорили очень завуалированно, как бы вокруг да около: у нас это хорошо, то хорошо, но есть и много всяких недостатков, мы должны с ними бороться. Это было лозунгом всех производственных собраний. И весь зал аплодировал, все говорили: «Все правильно».
А отец Димитрий нарушил это правило – говорить вокруг да около. Можно о грехе говорить много, с жаром, но как бы ни о чем. А он стал препарировать все это и говорил конкретно о каждом грехе, обличал его. Но он никогда не говорил: «Этот человек такой-сякой, посмотрите на него и не будьте таким, как он». Это было ему совершенно чуждо, потому что он никогда не привязывал грех к какой-то личности.
Иногда отец Димитрий говорил: «Есть у меня список любимых крещеных персонажей – Ленин, Сталин, Гитлер. Но то, что они были крещены, им никак не зачлось». Если он говорил о грехах лицемерия, тщеславия или осуждения, то посвящал каждому из них целые проповеди и, словно скальпелем, вскрывал душу человека и показывал их. Это не какие-то общечеловеческие ценности или общечеловеческие грехи, он вскрывал каждый грех и показывал, какой он. Конечно, многим это не нравилось. Кому приятно услышать о себе что-то обличительное? Но человек сначала обижался, затем задумывался, а потом приходил, чтобы поблагодарить отца Димитрия. Сколько людей писали и говорили ему: «Батюшка, как Вы мне помогли!» Об этом он тоже не любил распространяться. Вот спросишь его о чем-нибудь, а он отшутится, и все. Уже потом, после его кончины, люди стали вспоминать, рассказывать, писать о нем. И оказалось, что столько действительно спасенных жизней!
– Отец Димитрий часто повторял: «Храм не строй, а сироту пристрой». И действительно, многих детей он брал на попечение, у него был свой детский дом.
– Он и сейчас есть.
– Да. Как-то был такой случай. Ему позвонила одна женщина и надрывным голосом сказала, что она беременна, но муж от нее ушел и этот ребенок ей не нужен. И она спросила, куда ей деть этого ребенка. Отец Димитрий ответил невозмутимо: «Когда родишь, приноси его мне». И мы нисколько не сомневаемся, что он взял бы этого ребенка, как и многих других, больных и здоровых, от которых отказались родители. Отец Димитрий возглавлял Патриаршую комиссию по вопросам семьи, защиты материнства и детства. Расскажите об этом его служении, о его детском доме, подопечных.
– Отец Димитрий всегда уделял детям особое внимание, понимая, что мы еще поживем и скоро перейдем в мир иной, а они встанут на наше место. И от воспитания, полученного ими с самого раннего детства, будет зависеть будущее и Церкви, и страны, и народа. Поэтому, только еще реставрируя храм, он организовал приходскую школу, приходской детский сад, а чуть позже и приходской детский дом.
Ему не только звонили, но к нему приводили и даже подбрасывали детей. Приводили детей – не совсем сирот, потому что семья с ними не справлялась; или там действительно было не до ребенка: мама еще молодая, папы нет, ей нужно свою жизнь устраивать, а тут ребенок на руках; и совсем бросить его жалко. И вот она услышала, что есть такой батюшка, который берет детей, и попросила его: «Возьмите его».
А бывало так, что в семье пили, наркоманили, ругались, и становилось жалко ребенка. И батюшка сам просил отдать ему детей из таких семей: «Отдайте их нам. Захотите – мы вам их вернем, а пока отдайте нам». Батюшка говорил: «Мне Господь дал только одну родную дочку», – а ему всегда хотелось иметь много детей. И он посвятил себя служению детям, у которых по разным причинам не оказалось семьи, и постарался дать им эту семью. Наш приходской детский дом семейного типа, то есть там отношение к детям такое же, как в семье, чтобы дети ощутили семейную любовь, теплоту, заботу.
– А сколько сейчас детей в детском доме?
– Я не знаю. По-разному бывает. Сейчас, может быть, около двадцати.
– В последние десятилетия отец Димитрий много сил отдавал борьбе с абортами. Говорил, что если русские женщины не будут рожать по нескольку детей, то в ближайшие 15 лет нашу страну будут населять совсем другие народы. При этом среди его прихожан, друзей было много людей других национальностей – мусульмане, католики, иудеи. В эфир с отцом Димитрием часто звонили люди из Америки, Австралии, Европы. Его действительно все почитали. Как-то отец Димитрий сказал, что в Благовещенском храме, в котором Вы служите, он насчитал на службе людей не менее 30 национальностей. Почему же его так уважали мусульмане и люди других конфессий и национальностей? И почему он так боролся с абортами?
– Аборт – это уничтожение. Демографическая статистика говорит: чтобы население страны просто воспроизводилось, в каждой семье должно быть не менее трех детей. Два – уже мало, потому что не во всех семьях есть дети, есть и бесплодные пары, без детей. Поэтому в тех семьях, где Господь дает детей, должно быть три-четыре ребенка.
Если женщина сделала аборт – это прямой путь к бесплодию… Отец Димитрий говорил, что у нас огромная страна, есть огромные незаселенные территории и на них уже давно положили глаз другие. И если эти территории будет некому защищать, их просто займут другие люди.
А почему к отцу Димитрию с большим уважением относились и мусульмане, и иудеи, я не знаю. Опять же не могу сказать про всех, просто в каждой религии есть думающие люди, желающие познать Бога. Человек родился и воспитан в мусульманской среде, но он все-таки ищет Бога, и слова отца Димитрия об истинном Боге ложатся ему на душу.
Если же человек ищет не Бога, то он будет держаться за какие-то свои национальные и религиозные традиции – можно, нельзя, правильно, неправильно. У людей порой именно это на первом месте – что правильно, что неправильно, можно в этот момент встать на колени или нельзя, можно перекреститься или нельзя...
– Какие-то обрядовые вещи.
– Да. Это свидетельствует о том, что человек ищет не Бога. Но в любом народе есть люди, ищущие Бога, и они откликаются на то, что созвучно с их поиском. Поэтому среди мусульман, иудеев, католиков, протестантов были люди, с огромным уважением относившиеся к отцу Димитрию и слушавшие его. Они даже приезжали к нему, спрашивали каких-то советов. Но я не могу сказать это про всех. А какое отношение было у большинства? Да никакое, потому что его просто не слушали, не знали вообще о нем. Это было вне их интересов.
Конечно, отец Димитрий – великий человек. Он оставил огромное наследие для будущих поколений, а свое поколение действительно воцерковил. За это ему низкий поклон и вечная память. И мы верим, что Господь, конечно, утешил Его во Царствии Своем и за его молитвы помилует и нас.
– Действительно, вечная память, вечный покой отцу Димитрию. И пусть он молится о нас, грешных, у Престола Божия.
– Безусловно, он молится. Вот бы и нам не лениться молиться.
Ведущий Павел Денисик
Записали Полина Митрофанова и Людмила Белицкая
У книжной полки. Верую! Наглядное объяснение Символа веры
У книжной полки. Не умру, но жив буду... Жизнеописание схиархимандрита Илариона (Удодова)
Этот день в истории. 24 мая
День ангела. 24 мая
Церковный календарь 24 мая. Священномученик Мокий Амфипольский
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!