Беседы с батюшкой. Протоиерей Александр Березовский. 20 мая 2025

20 мая 2025 г.

В гостях в студии – клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке (г. Москва) протоиерей Александр Березовский.

– Батюшка, завтра день памяти евангелиста Иоанна Богослова. Давайте поговорим о нем, о любви, о которой так много писал и говорил Иоанн Богослов. Почему мы называем апостола Иоанна евангелистом, апостолом любви?

Он возвещает нам эту тайну Божию. Через него Господь открыл это знание. Господь говорит нам: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга (Ин. 13, 34). Очень важно было научить людей, что значит любить друг друга. Через апостола Иоанна Господь объясняет, что значит любить Бога и ближнего своего. Это главная, первая заповедь: Возлюби Господа Бога всем сердцем, всей душой, всем помышлением своим; и ближнего своего, как самого себя (Лк. 10, 27). Очень важно понимать это. Без объяснения, толкования этих слов у каждого свое понимание. И каждый может напридумывать все, что ему захочется.

– Как в Евангелии раскрывается концепция Божественной любви (в греческом языке это называется «агапе», «филия»)? В чем она заключается?

– В том, что Бог дал Сына Своего ради нашего спасения. Господь посылает Сына Возлюбленного на страдания и на смерть ради человека. В этом и есть высшее проявление Божественной любви к нам.

Бог Слово принял плоть на Себя, стал Человеком, во всем подобным нам, кроме греха. Прожил человеческую жизнь и явил нам в Себе образ истинного христианина. Такого, каким должен стать каждый из нас. Господь добровольно отдал Себя на распятие, Он взошел на Крест. Ибо никто у Него не отнимал жизнь, Он Сам ее отдал. Ради нас. В этом проявляется Божественная любовь: Бог с небес сходит на землю и становится Человеком.

Кто из нас умалится настолько, чтобы снизойти к какому-то насекомому? Скажет: «Хочу стать клопом ради клопов». Такому человеку, наверное, пора в психиатрическую больницу. Как-то странно он рассуждает. Кто человек, а кто клоп? Даже такое рассуждение уже считается каким-то безумством.

Апостол говорит, что ради праведника мало кто умрет, а уж ради грешного... А Господь умер за грешного. Это непостижимая степень любви. Мы хотя и рассуждаем о ней, но нам никогда до конца ее не понять. Потому что мы все не такие. Эгоистичные, любящие собственный комфорт и удобства, с большим нежеланием менять что-то в своей жизни ради другого.

Если бы мы могли принять и понять любовь Божию, наверное, уже не согрешили бы. Но именно в силу непонимания люди продолжают грешить. Ну, пришел Бог, ну, пострадал и распялся. У Него некий Свой план здесь, на земле. Он делает то, что хочет, а я делаю то, что я хочу. Иногда мы с Ним пересекаемся, иногда как-то совпадаем в наших желаниях и планах, иногда расходимся.

Для людей нормально, если они в своих желаниях, стремлениях, чувствах расходятся с Богом. Почему? Они не ценят Божественной любви, не понимают и не чувствуют ее.

– Батюшка, как понять с богословской и духовной точки зрения евангельские слова, что Бог есть любовь (1Ин. 4, 16)? Как нам до конца это понять?

– Давая характеристику любви, апостол Павел, среди прочего, сказал: Любовь никогда не перестает (1Кор. 13, 8). Бог продолжает нас любить, несмотря на все наши попытки от Него убежать, исказить Его волю и пожить самостоятельно.

Его любовь является в том, что Он никогда от нас не отказывается. Знаете, даже родители иногда, уже отчаявшись привести в разум своих чад, говорят: «Все, больше не могу. Делай что хочешь. Ничем не могу тебе помочь». Они устраняются, видя, что ребенок изо всех сил им противится. Бог так не поступает.

Как бы человек ни противился Богу, Господь все равно пребывает в заботе о нем, потому что каждый человек нуждается в еде, питье, отдыхе, в исцелении от болезней, в защите от врагов, во вразумлении, в научении. Это все подает Господь. В Евангелии опять же сказано, что Отец Небесный подает солнце и дождь и злым, и добрым. В этом совершенстве любви Он и является нам.

Какой человек может любить вот так неизменчиво? Ответная любовь человека к Богу дает возможность Господу больше творить что-то в жизни человека. Насильно что-то дать человеку – это не очень полезно и это невозможно воспринять. Поэтому Господь научает людей, как должно им жить, чтобы дать им больше, чем просто естественные потребности для жизни.

Господь желает нас всех возвести на Небо. Обратите внимание: не в рай вернуть. Рай был на земле, в котором пребывали наши праотцы – Адам и Ева. Бог не в рай нас возвращает, Он дает нам несоизмеримо большее.

В Евангелии есть слова: Как отстоит небо от земли (Ис. 55, 9). Человек привлекается на небеса, где Сам Господь непрестанно пребывает. Это недостижимо никакими усилиями самого человека. Бог сошел с небес, чтоб взять каждого из нас за руку и возвести туда, где Он пребывает. Если человек будет послушен Богу. Но если мы начнем вырывать свою руку из руки Божией, тогда все останется как есть.

Только при послушании и доверии Богу возможно восхождение человека на небеса. Это желание непроходящее. Каждого человека возвести на небо – это и есть явление Божией любви. В этом и есть Сам Бог. Мы говорим, что Бог есть любовь, не определяя Его сущности. Сущность Бога непостижима человеком. Все богословы в этом сходятся. Никто не дерзает определить сущность Бога.

Между Богом и человеком устанавливаются определенные взаимоотношения как между двумя живыми существами. Человек завел, например, собаку, и появляется связь: есть хозяин, его питомец, забота со стороны хозяина и ответная любовь, послушание, благодарность со стороны собаки. Если этого нет и человек не заботится о своей собаке, она погибнет. Если собака будет все время огрызаться, нападать на своего хозяина, то их отношения разрушатся. Он скажет: «Да она сумасшедшая!» И отведет ее в питомник.

Отношения любви должны быть между человеком и Богом. Господь эту любовь к нам проявляет, заботясь о нас ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Мы призваны ответить Ему послушанием, ибо Господь сказал, что кто любит Его, тот заповеди Его соблюдет.

– Вопрос от телезрительницы: «16 мая мне исполнился 81 год, а крестилась я в 51. Все в жизни нашей по воле Господа. До моего крещения тоже все было по Его воле?»

– У Бога есть Промысл. Благой Промысл о человеке, но человек имеет свободную волю выбора. Когда он послушен Богу, то он поступает так, как Господь о нем промыслил, и это благо. Если человек противопоставляет Богу свою волю, то он уклоняется от Промысла Божьего. Поэтому не всегда в жизни человека происходит то, что Бог изначально о нем промыслил.

Господь желал бы нам прямого и кратчайшего путь в Царствие Небесное, потому что Он знает разницу между земным житием и небесным пребыванием. Святые наши тоже знают, но мы, находясь здесь, этого не знаем и цепляемся за земное бытие, за земную жизнь как за что-то самое лучшее. Наш путь земной очень извилистый. Бог пытается его выпрямить, призывая нас к тому, что Он нам открыл.

Евангелие еще называется: Откровение Божие. Очень важно принять это Откровение не выборочно, не частично, а целиком. Все, что нам открыто Богом, жизненно необходимо. Это и определяет наш путь к Царствию Небесному. Господь научает нас, и нам очень важно проявить Ему послушание. Без Него мы просто заблудимся.

Да и после крещения наша жизнь не всегда по воле Божией. Когда мы понуждаем себя сделать так, как Бог научил, то по воле Божией. Если позволяем себе нечто иное, мы поступаем не по Его воле. И до крещения, и после крещения наша жизнь, как говорится, с грехом пополам. До крещения человек, может, меньше знал и поступал вопреки Богу. После крещения узнал больше, но все равно поступает вопреки. Человек с большой неохотой меняет свою жизнь. Как его научили, как он привык, так и живет.

Однажды к нам в храм пришли две невоцерковленные женщины. Мы поговорили с ними о Боге, о Его заповедях, о Христе, о Церкви. Они почти ничего не знали, и одна из них говорит: «Нас не научили». Я отвечаю: «Знаете, церкви распахнули двери по всей стране уже лет тридцать назад. И у вас за это время не было даже желания зайти и чему-нибудь научиться?»

Церковному учат в Церкви. А они навыкли к тому, как их научили нецерковные люди, и им этого достаточно. Господь привел их, они зашли в храм, к священнику подошли и даже осмелились что-то спросить. Некоторые люди боятся так подойти, потому что вдруг спросят что-то не так или какую-то глупость скажут. У людей страх, а эти женщины не побоялись, и состоялась небольшая беседа. Это характерно очень для людей: меня так научили, и я не хочу ничего менять. Не хочешь? Значит, будешь в том, в чем есть.

– Вопрос от телезрителя: «Бог послал Сына Единородного для того, чтобы спасти от смерти человека и дать ему жизнь вечную? Или все-таки абстрактную душу, которую Церковь и так считает бессмертной? Так от какой смерти тогда спасать?

– От вечной смерти, потому что есть смерть телесная и смерть духовная. Душа не исчезает по смерти тела. Ни у праведного, ни у грешного. Но загробная участь душ – разная. Оказаться в месте вечного мучения называется в Церкви второй смертью, духовной смертью. Само пребывание там есть, а жизни нет.

Если человеку какая-то болезнь сильно досаждает, боль не прекращается ни днем, ни ночью, а лекарства уже не работают, то такое существование нельзя назвать жизнью. Человек говорит: «Это не жизнь, а сплошная мука». Сами люди свидетельствуют, если такое претерпевают. Для души страждущей и лишенной света Божьего, общения с Богом и радости, это пребывание будет мукой. Именуется она смертью.

Господь пришел избавить нас от этой вечной муки, потому что до Его Воскресения души всех людей были в аду. Хотя и есть в Евангелии упоминание о лоне Авраамовом, но оно тоже было в аду. Просто там есть разные места. Господь благоволил нам дать Царствие Свое. Восшествие в Царствие именуется жизнью вечной. Людей, потерявших такую возможность, ждет смерть вечная.

– Батюшка, каковы черты истинной любви? И что точно не является христианской любовью?

– Черта истинной любви есть жертвенность. Без жертвы вообще никакой любви не может быть. Обратите внимание еще раз, Господь сказал: «Кто любит Меня, заповеди Мои соблюдет». Абсолютно все заповеди Божии требуют от человека той или иной жертвы. Господь говорит: просящему у тебя дай. Или: от хотящего занять у тебя не отвращайся. Или: «Кто захочет взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду». Есть такие повеления, когда человеку приходится что-то отдать. А есть те, которые заставляют человека вообще поменять всю свою жизнь. Вот именно жертва ради Христа и есть свидетельство истинной христианской любви. Нехристианская любовь эгоистична. Она всегда направлена на самого человека: я хочу. Самый распространенный пример: человек принес подарок кому-нибудь на день рождения и спрашивает, заглядывая в глаза: «Ну как? Тебе понравилось? Нет, ты разверни пакетик, ты посмотри». Вот это – эгоизм стопроцентный.

– А если он от чистого сердца хотел посмотреть, обрадуется человек или нет?

– Да ничего подобного! Ему очень важно услышать: «Ах!.. Вот это да!.. Да я об этом всю жизнь мечтал! Да как ты угадал? Да как я тебе благодарен!» Человеку хочется этой благодарности. Он ради этого принес подарок, он делает это ради себя. Да, увидеть этот восторг другого, но ради собственного удовольствия. Это – пример совершенно нехристианской любви.

– Вопрос от телезрителя: «Много лет мне не дает покоя вопрос предопределения. Даже у святых отцов нет единого мнения. Очень бы хотелось узнать от Вас ответ на этот вопрос и поставить точку. Есть предопределение или нет?»

Если имеется в виду – до мелочей, тогда невозможна свобода, которую нам даровал Бог. Вот человек родился, и уже известно: пойдет его душа в ад или в рай. Тогда зачем все наши усилия? Зачем нам христианская жизнь, зачем храм, молитва, покаяние? Живи как знаешь, как хочешь, но тебе предопределено все равно быть в Царстве Небесном или в аду. Тогда все остальное, если предопределение безусловно, теряет смысл. Есть некие предопределения, которые от нас сокрыты. Человек в определенных рамках, которые ему дает Господь, имеет свободу выбора. И тем самым он либо сочетается с волей Божией, либо ей противится. Дело в том, что любовь не может быть насильственной. Нельзя заставить человека любить. Можно его заставить, например, ходить в храм, надевать женщинам платок и юбку (чего некоторые терпеть не могут, но их можно вынудить). Можно заставить человека в храме не разговаривать. Это сложно, очень тяжело людям дается – целый час не разговаривать, стоять и молчать. Но невозможно заставить человека молиться. Невозможно заставить его любить. Поэтому Господь дал нам целую жизнь на то, чтобы мы определились: а что, собственно, нам нужно?

Сначала мы ничего не знали о Боге и строили свои планы из каких-то своих собственных человеческих рассуждений, человеческого эгоизма. Потом, в какой-то момент, Бог нам открылся, мы Его узнали, познали, и у нас возникает выбор. Не все люди выбирают Бога. Кто-то с Ним соприкоснулся и говорит: нет, это не мое. И остается при своем, при земном. Мне, говорит, это ближе, понятнее, роднее, привычнее. Это не значит, что Бог так предопределил человеку – остаться в неведении. В Евангелии же есть такие слова: Бог всякому человеку желает спастись и прийти в познание истины. Всякому человеку. Но «прийти в познание». Это зависит от желания человека. Бог может предопределить какие-то моменты в жизни человека. Например, блаженной Матронушке Бог предопределил родиться слепой, а в 16 лет перестать ходить. И с тех пор она уже до конца своих дней не вставала. Причем она даже знала, отчего это: однажды в храме она встретила женщину, и та как-то очень недобро на нее посмотрела. Сама Матронушка рассказывала: «Я поняла, что сейчас должно что-то произойти. Какая-то будет у меня неприятность». Так и произошло. И это было предопределение Божие. Но Бог-то провидел в ней великую Свою угодницу, через которую множество людей (а она жила во времена махрового советского безбожия) познает Бога. Даже многие из молодого поколения, которые родились уже после революции и которым совсем негде было научиться «Закону Божьему», пришли к Богу через нее. Это было предопределение Божие.

А нам с вами предопределено познать Бога и через Его любовь и ответную любовь к Нему с Ним сочетаться. Но человек может сопротивляться Божьему предопределению, и, к сожалению, это происходит часто.

– Какая связь между любовью к Богу и любовью к человеку? И можно ли любить Бога и относиться к ближнему не по любви?

Апостол Иоанн в своем послании как раз говорит, что кто не любит брата своего и говорит, что любит Бога, тот лжец и обманщик. Ибо невозможно любить Того, Кого не видишь, и ненавидеть того, кого видишь. Господь дал нам две заповеди, о любви к Богу и о любви к ближнему, не разделяя их. Это две разные, но нераздельные заповеди. Когда некий законник спросил Господа, какая большая заповедь в законе, Господь называет ему обе эти заповеди: любовь к Богу и любовь к ближнему. Невозможно любить Бога и ненавидеть человека. Такой человек обманывает сам себя. Поэтому нам важно преодолеть неприязнь к людям. Бога, можно сказать, любить легко: Он нам не досаждает, не мешает, не врывается в нашу жизнь, когда мы этого не просим. Бога можно как бы отодвинуть в сторонку: некогда помолиться утром – да потом... Евангелие давно не читал? Ладно, в отпуске почитаю. А люди же всегда требуют внимания к себе. Особенно дети. Постоянно нас беспокоят – то по ночам плачут, то что-то хотят, то чего-то требуют, то ссорятся, то не хотят ничего слушать, своевольничают… Одним словом, сплошные проблемы. Трудно любить человека, трудно любить ближнего своего. Но Господь хочет, чтобы мы этому научились через Него, потому что без Христа познать истинную христианскую любовь и полюбить ближнего невозможно. Просто нет такой возможности. Одно дело – не досаждать человеку, а другое – ради него чем-то жертвовать. И вот эта жертвенность и есть христианская любовь. Она без Христа невозможна. 

Вообще все христианское невозможно без Христа: ни христианская любовь, ни христианская жизнь, ни мысли. Поэтому мы Его призываем и у Него учимся. Мы все время взираем на Него как на Основоположника всего христианского бытия.

– А как бороться с ожесточением сердца, если любить трудно, особенно тех, кто причиняет боль?

Отец Димитрий однажды ответил на этот вопрос. Мне это очень нравится, я повторю: «Ты его не любишь? Он тебе неприятен? Но ты делай так, как будто уже любишь». Делай. Он тебя о чем-то просит – а тебе так не хочется идти ему навстречу! А ты: «Господи, помоги!» И сделай. Нужно понудить себя. Господь нас научает: «Добро творите ненавидящим вас». Если человек меня ненавидит, то я вряд ли к нему испытываю добрые чувства, потому что ненависть всегда рождает разные неприятные, обидные вещи. А Господь говорит: добро творите ненавидящим вас. То есть не просто молитесь как за обижающих вас, за врагов ваших, а добро творите. И если мы будем следовать этим заповедям, очень для нас трудным, то мы познаем в себе самих, что такое христианская любовь. Она приходит, когда человек ради Христа себя понуждает.

Вот у человека неприятности, и я могу помочь. Но он мне так досадил, что я едва сдерживаю злорадство. Мне хочется прыгать от радости, что ему плохо. Но я имею власть что-то для него сделать. «Господи, ради Тебя, Который ради меня сошел с небес на землю, я сделаю что-то для него».

По-моему, у святителя Николая Сербского есть маленький рассказ. Жили два соседа с одним забором. Один другого ненавидел и все время строил ему козни. Ни на какой мир он не был согласен. Второй очень скорбел от такого отношения. Однажды он узнал, что его сосед сильно задолжал и его за это лишают всего имения. И нет у того никакой возможности расплатиться. И тогда сосед, которому все время приходилось терпеть от другого несправедливость, заплатил за него долги. Когда тот об этом узнал, он со слезами пришел к нему, упал в ноги и покаялся в том, что испытывал к нему злобу и неприязнь. Они подружились и с тех пор стали родней, чем родные братья. Видите? Человек поступил по Евангелию. Тот ненавидел, этот сотворил ему доброе – и ненависти нет. Вот что творит слово Божие.

– Вопрос от Павла: «В мире много разных людей, и еще более разнообразно их творчество. Но, как и люди, оно не всегда чисто: фильм с доброй моралью, но обилием насилия; эстетически прекрасная картина, романтизирующая боль; тяжелая музыка и т.п. Можно ли наслаждаться такими вещами, даже если они далеко не идеальны и без христианской морали? Где баланс между беспечностью и занудством?»

Дело в том, что по нашему греховному устроению (а грех уже проник в нашу сущность, он требует от нас этих сцен, привычка ко греху требует чего-то порочного) мы наслаждаемся такими произведениями. Мы не имеем в себе чистоты. Нам для удовлетворения своих страстей необходима эта порция всякой мерзости. Поэтому люди все чистое, лишенное этой примеси греха, считают чем-то пресным, «слишком идеализированным». Если снять какой-то фильм, чтобы там не было ни пошлостей, ни матерщины, ни пропаганды курения или выпивки (у нас же в каждом фильме обязательно курят, выпивают), ни насилия, он не «зайдет», как сейчас говорят. «Нет, – скажут, – это все не так жизненно! Так не бывает!» Люди привыкли к этому, они сами проводят такую жизнь, в которой главное место занимает грех. Если, например, коллектив женскийкак за день никого не осудить? Это просто невозможно. Говорить только на рабочие темы – невозможно. Не потерять ни одной минуты рабочего времени впустую, в праздности, на себя – совершенно невозможно. Это стало нормой нашей жизни, поэтому люди хотят, чтобы везде – и в произведениях, и в фильмах, и в музыке, во всем абсолютно – было это привычное содержание греха. Тогда это на душу ложится: «О, это жизненно, это – наше!» Можно ли этим наслаждаться? Но чем? От чего наслаждение? От этой сцены, которая проходит нитью по всему фильму? То тут, то там, то с одного ракурса, то с другого… Или от бесконечного насилия, которое притупляет чувство сострадания? Если человек любит насилие на экране, он не сможет сострадать кому-либо в жизни. Он равнодушно пройдет на улице мимо человека нуждающегося, упавшего… В нем умирает чувство сострадания. Все эти сцены, определенные мелодии разрушают то христианское, что в нас еще есть. Лучше этого вообще избегать. Совсем. Скажете – жизнь станет пресной, неинтересной, а что тогда делать? Почитайте Евангелие и найдете совет от Господа, чем заняться.

Вопрос: «Почему христианство – это религия радости? Что мешает радоваться? Я не идеален, но призван к совершенству. Вечно жить с надеждой на будущее? А когда радоваться? И как можно радоваться, если везде – риск согрешить? И как следствие – угроза вечных мук?»

– Да всему радуемся. Есть же такая заповедь, данная нам через апостола: всему радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите. Давайте будем за все Бога благодарить. И уклоняйтесь от того, что греховно. Если совесть обличает, что ты с собственной совестью воюешь? Поступи по совести, и будет у тебя на душе радостно. Но мы же все время с ней боремся, с Богом боремся. Отсюда и жизнь безрадостна. Мы ищем радость в суррогатах. А если бы мы научились жить в чистоте, к которой Господь призывает, я вас уверяю – не будущая радость (это понятно, она будет совершенной, так о ней говорится), но и сегодняшний день был бы нам всем в радость.

Ведущий Павел Денисик

Записали Павел Зюзин и Валерия Макарова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма в честь Святой Троицы на Сходне, председатель Миссионерского отдела Сергиево-Посадской епархии священник Павел Зуев.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X