Беседы с батюшкой. Протоиерей Александр Березовский 16 января 2023

16 января 2023 г.

Сегодня у нас в гостях клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке протоиерей Александр Березовский.

– Тема сегодняшнего разговора: Евхаристия в жизни христианина. Мы часто говорим о том, что человек спасает свою душу. В таком случае зачем человеку участвовать в каких-либо материальных таинствах? Разве материальное действие может повлиять на душу?

– Во-первых, спасает человека Бог. Мы знаем, что по воскресении всех мы воссоединимся со своим телом и будем уже вечно пребывать в нем. Поэтому Бог спасает всего человека. Человек участвует в спасении своей души тем, что следует указаниям Божиим. Господь дал нам заповеди, чтобы определить направление нашей жизни. Цель жизни поставил нам Господь и указал пути. Человек идет, следуя этим указаниям Божиим, и тем самым участвует в спасении своей души. Ибо Господь сказал: спастись человеку невозможно (имеется в виду самому, без Бога), но все возможно Богу.

Человек трехсоставен, состоит из тела, души и духа. Душа занимает некую сердцевину нашего существа. В душе запечатлены все качества человека, вся личность в душе сосредоточена. Поэтому когда наше тело возвращается в землю, мы не теряем свои личностные качества, они продолжают сохраняться в нашей душе.

Почему нужны какие-то материальные, видимые вещи для спасения души? Сам Господь вочеловечился, воплотился. Он пришел на землю во плоти, принял на Себя плоть человеческую, тем самым ее обожил в Самом Себе и всех нас. Мы живем в материальном мире, нас окружают материальные вещи. И очень важно наше отношение к этим вещам. В Церкви и само здание храма, и все священные вещи, церковные сосуды, какие-то принадлежности, иконы – все это видимое, осязаемое, материальное. Но это имеет отношение к состоянию нашей души, потому что через органы чувств мы приобщаемся и к Божественному. Например, взирая на икону, мы видим как бы сквозь нее тот духовный мир, который на ней изображен.

Когда мы приобщаемся Тела и Крови Спасителя в таинстве Святой Евхаристии, мы тем самым соединяемся с Богом и телесно, и душевно, и духовно. Все наше трисоставное естество участвует в этом соединении. Поэтому так важны для духовной жизни поклоны, которые мы совершаем телом, пост, который мы предпринимаем, ограничивая себя именно телесно. Все это очень важно и влияет на нашу душу. Например, человек объевшийся не сможет молиться – его будет клонить в сон, будет не до молитвы. И, наоборот, человек, ущемляющий свою телесную оболочку, высвобождает свой дух для молитвы. Все очень взаимосвязано.

Все, что нам дано Богом через Церковь, важно и нужно для спасения нашей души. И в этом спасении участвует все наше естество: и тело, и душа, и дух. Разум, воля и все, что человеком используется в жизни, должно быть направлено именно к спасению.

– Почему человеку необходимо именно соучастие в Евхаристии, а не какое-либо другое действие?

– Надо сказать, что такое Евхаристия. «Евхаристия» в переводе с греческого означает «благодарение». Мы благодарим Господа за все Его бесчисленные милости, являемые нам в жизни. Как можно не благодарить Того, Кто тебе благотворит? Сам Господь определил это таинство, когда причастил Своих учеников на Тайной Вечере. Это было первое причастие на земле. Господь взял чашу, налил виноградного вина, благословил и дал всем ученикам; взял хлеб, преломил, раздал всем и сказал: Сие творите в Мое воспоминание. И Церковь это творит; уже на протяжении двух с лишним тысяч лет это таинство является вершиной всей духовной жизни человека.

Через Тело и Кровь Христовы мы приобщаемся к Богу, воссоединяемся с Ним. Ведь некогда грех разъединил человека и Бога, человек утратил возможность общения с Богом лицом к лицу. Только некоторые люди, именуемые пророками, сподоблялись общения с Богом, а весь народ в большинстве своем был этого лишен. В таинстве Евхаристии дается возможность этого соединения.

Некоторые не верят в это таинство, не верят, что причащаются истинно Тела и Крови Христовых. Например, некоторые неправославные христиане считают, что это хлеб и вино и это просто воспоминание того самого действия, которое было на Тайной Вечере. Нет; мы веруем, что под видом хлеба и вина нам преподается истинно Тело и Кровь Христа. Неверующий человек не причащается благодати Божией, даже принимая это таинство. А верующему человеку преподается в этом таинстве благодать Божия, укрепляющая, очищающая, вразумляющая и спасающая. Поэтому очень важно участие в этом таинстве. Литургия – это общее дело. В первые века христианства все верующие собирались на евхаристическую молитву, чтобы вознести благодарность Богу, преломить хлеб и причаститься.

– Вопрос телезрителя: «Сталкиваюсь с тем, что тяжело болящих людей родственники, к сожалению, не стремятся причастить. У моей знакомой тяжело болеет мама, ей более 90 лет. И они не понимают, насколько важно пригласить священника к тяжелобольному человеку, чтобы ему причаститься Тела и Крови Христовых. Как убедить людей, что необходимо и очень важно причастить тяжелобольного?»

– Тут еще важен такой момент: а сам больной человек какое-то отношение к Церкви когда-то имел? Ведь зачастую бывает так, что приглашают к человеку, который когда-то очень давно, в детстве, был крещен, но никогда никакого отношения к Церкви сознательно не имел. И просят совершить над ним таинство. Если человек при смерти и если крещен, мы его причащаем страха ради смертного и отпускаем его на суд Божий. Если же человек еще не при смерти и способен что-то воспринимать, мы пытаемся его воцерковить, что-то объяснить.

Важно, чтобы таинство совершалось по вере. Потому что Святые Дары – это не таблетка, которую можно, разжав человеку зубы, вложить в рот, чтобы человек проглотил. Таблетка так будет действовать, потому что имеет определенный химический состав, который каким-то образом подействует на процессы, происходящие в организме. Но Причастие – это не таблетка. Исключительно по вере подается человеку благодать Божия. Если мы причащаем младенцев, то это происходит по вере родителей и крестных, потому что младенец еще не понимает и не может отвечать на вопрос священника: «Как ты веруешь?» Взрослый человек должен уметь отвечать на вопрос: «Как ты веруешь?» Это очень важно.

Допустим, священник пришел к больному и спрашивает: «Как ты веруешь?» Если человек читает Символ веры в ответ на этот вопрос, его можно причащать. В чине причастия как раз Символ веры и присутствует. Читается Трисвятое, «Отче наш», Символ веры и еще несколько молитв. Но самое главное – Символ веры, в котором человек сам исповедует свою веру.

Если человек был церковный, верующий, но теперь по немощи сам до храма дойти не может и нуждается в причастии на дому, а родственники – нецерковные люди, не придают этому значения и не хотят этого, тогда нужно каким-то образом на них повлиять, взять на себя все труды: пригласить и встретить батюшку, все организовать для причастия на дому. Родственникам сказать: вы сами всё сделаете. Что это важно, нужно. И, конечно, важно, если сам больной об этом попросит, скажет, что очень хочет причаститься.

У меня был случай. Однажды я отслужил вечернюю службу (было около восьми вечера), ко мне подошел молодой человек и сказал: «Батюшка, дедушка мой умирает, очень просит священника». Я ему сказал: «Поехали прямо сейчас». Я взял Дары и, пока мы ехали, стал расспрашивать, ходил ли дедушка в церковь, верил ли. Молодой человек ответил: «Вообще-то нет, но он сам попросил позвать священника». Я приехал, увидел больного дедушку, который лежал, уже не вставал. Он очень обрадовался. Мы с ним побеседовали. Он мало что понимал, но с радостью слушал то, что я ему говорил, соглашался и принимал, у него даже слезы выступили на глазах. Я его, конечно же, причастил, у меня не было никаких сомнений, потому что человек этого хотел. Пусть это была вера в самом зачатке, но я уверен, что Господь через это Причастие укрепит и веру этого человека. Очень важно желание самого человека.

Другой случай расскажу. Мне позвонили и сказали: «Батюшка, умирает человек, нужно причастить». Я приехал, а он сидит. Спрашиваю: «Умирает?» Родственники говорят: «Батюшка, не поверите, перед Вашим приездом в себя пришел, а то вообще был без сознания». Мы с ним побеседовали, он исповедовался, я его причастил и уехал. Еще до дома не доехал, мне позвонили и сказали, что он умер. То есть буквально через двадцать минут после моего отъезда человек умер. Господь дал ему возможность прийти в себя, просветлил его разум, дал возможность покаяться (потому что он очень глубоко, серьезно исповедовался), причаститься и призвал к Себе. Бог увидел желание даже находящегося в коме человека и дал ему возможность осознанно причаститься.

Для нас очень важно участие в этом таинстве. Причастие для каждого человека важнее телесной пищи, хоть у голодного человека мысли только о еде, только о том, чтобы чего-нибудь поесть. Если даже очень голодному человеку, знающему цену Причастию, предложить на выбор телесную или духовную пищу, он выберет Причастие – духовную пищу, потому что в ней есть все. И было бы очень хорошо, если бы мы этим прониклись.

Поэтому так важно причащать болящего человека. Только, дорогие телезрители, у меня к вам большая просьба – не тяните с этим до последнего. Очень часто бывает так, что священника приглашают к человеку, который уже действительно на смертном одре, иногда уже без сознания или с мерцающим сознанием, он уже не может исповедоваться; и проглотить Причастие ему уже сложно.

Спрашиваешь: «А что же вы не пригласили меня недели две назад?» – «Ой, батюшка, мы думали, что он скоро встанет на ноги. Такое с ним уже было – сейчас ему плохо, а потом вроде хорошо». Но вот человек уже при смерти, и к нему позвали священника. А может быть, у человека есть очень серьезный нераскаянный грех? Он хотел бы покаяться в нем, а возможности уже нет.

– Вопрос от телезрительницы: «Святые отцы писали, что перед причащением, подходя к Чаше, нужно сделать земной поклон. Конечно, в наших храмах это не делается в целях предосторожности, но я считаю, что поясной поклон можно сделать, ведь мы причащаемся Святых Таин – Тела и Крови Христовых».

– Если в храме не очень многолюдно, то можно сделать и земной, и поясной поклоны, но только не перед Чашей, а подальше от нее. Перед Чашей даже креститься не рекомендуется, ведь можно нечаянно задеть ее рукой, и если Чаша полная, то Святые Дары могут расплескаться. К Чаше нужно подходить, скрестив руки на груди, осторожно, благоговейно, смотря под ноги, чтобы не споткнуться, например, о ковер, ведь и такое бывало. И делать поклоны и креститься нужно заранее.

– А что называется достойным причащением?

– Это когда Сам Господь удостаивает человека благодати Святого Духа, которую человек обычно ощущает.

– А может ли сам человек определить, причащается он во здравие своей души или все-таки во осуждение?

– Вообще мы всегда причащаемся в осуждение. Об этом говорил еще Василий Великий: Вем, Господи, яко недостойне причащаюся пречистаго Твоего Тела и честныя Твоея Крове, и повинен есмь, и суд себе ям и пию. Ни один человек не может причаститься, будучи достойным этого. Если судить по-человечески, то, конечно же, все мы причащаемся в осуждение, ибо каждый человек безмерно грешен, даже если он за последнюю неделю пятнадцать раз исповедовался и, казалось бы, назвал уже все грехи. Но ведь то, что человек назвал свои грехи, еще не означает, что он от них очистился.

Вообще от греха человека очищает именно благодать Божия, а не то, что он подошел к священнику со списком грехов, назвал их, наклонил голову и священник прочитал над ним разрешительную молитву. Если Господь увидит искренность этого покаяния, то к человеку придет благодать Духа Святого и очистит его.

Сколько же людей из причащающихся, например, в праздничный день причастились благодати Духа Святого, мы не знаем. От нас это сокрыто, потому что мы – люди тщеславные, мы всегда очень щепетильны в том, кто лучше, а кто хуже, поэтому Бог сокрыл это от нас и никоим образом не являет всем. Человек может ощутить в душе какую-то необыкновенную радость – это и есть действие Духа Святого.

Но бывает так, что человек причащается, но как бы ничего в нем не происходит, ничего не меняется, и он думает: «Наверное, я причастился в осуждение». А чего здесь думать? Есть же заповеди Божии, и они всем известны. Причастился – иди домой и на каждом шагу благодари Господа. Не вступай в пустые разговоры, не погружайся во всякие житейские думы, переживания.

Сохрани в себе память о Боге, о таинстве, в котором ты только что участвовал, неси это в себе. Когда придешь домой, постарайся ни с кем не ссориться, никому ничего не навязывать и провести этот день в благоговейной тишине. Но это не значит, что не нужно ни с кем разговаривать, просто не надо пустых разговоров, суеты, какой-то праздности.

Иногда человек приходит домой после ранней литургии, плотно поест, поспит, потом встанет и уже не помнит, что с утра он причащался. А вообще когда человек поспит днем даже часок, он просыпается, и у него ощущение, что наступил следующий день, и как будто он причащался не сегодня, а вчера, и вообще все это он уже как бы забыл.

Я не могу сказать, что такое причастие в осуждение, об этом знает лишь Господь. Но если человек причастился с непрощенной обидой в сердце, или нанес кому-то обиду и не попросил прощения, или поссорился с кем-то вплоть до скандала и пошел причащаться, то, конечно же, это причастие будет в осуждение. Ибо Сам Господь сказал: если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.

Дар – это некая форма благодарения Бога. Если же человек с кем-то не примирился, он не может принести дар благодарения – Бог его не примет. Люди, не примирившиеся с теми, кому нанесли обиду, дерзнув приступить к Чаше, причащаются в осуждение, и нередко они болеют, а иногда даже и умирают. Поэтому для нас очень важна исповедь наших грехов и благословение священника на причастие.

Человек иногда не понимает, что некий грех, которым он когда-то согрешил, живет в нем и является препятствием к причащению. Вот человек рассорился с кем-то, но виновным себя не считает. Он носит в себе обиду, а с ней причащаться нельзя. Ему нужно молиться Господу, чтобы Господь очистил, избавил его от этой обиды, и потом уже можно причаститься. А если все время копить в себе осуждение, то будет только хуже.

– Вопрос от телезрительницы: «Батюшка, Вы сейчас говорили о примирении. Но легко рассуждать о том, что нужно пойти и примириться, а когда ты захочешь это сделать, то на каждом шагу спотыкаешься. И еще. Вы сказали, что когда священник приходит причащать больного, он спрашивает его, как он верует, и стоит только больному начать читать Символ веры, батюшка его уже причащает. А какая наша вера? Конечно, мы знаем многие молитвы наизусть, но в душе-то у нас сильной веры нет. Неужели достаточно прочитать Символ веры? Объясните мне, пожалуйста».

– Если я хочу услышать от человека его исповедание, я прошу его прочитать вслух Символ веры. Конечно, дальше идет беседа с ним о его грехах, о покаянии, о его взаимоотношениях с близкими и с Богом. Господь сказал нам: по вере вашей да будет вам. И очень важно, чтобы наша вера была по-настоящему православная.

Но в наших людях православие очень часто смешано с язычеством. Люди могут ходить в храм, молиться и при этом читают гороскопы и верят во всякие заговоры, наговоры, празднуют какие-то языческие праздники, жгут чучела и так далее. И все это они и делают с крестом на шее и в полной уверенности, что они православные.

Вообще в нашем народе много всего перемешано, и опять же глубину веры человека видит только Господь. Разве может священник увидеть, что в человеке сокрыто, если Бог ему этого не откроет? Но бывают случаи, когда Господь каким-то образом указывает священнику на то, что человека не должно причащать, но это частные откровения, не общие.

А вообще мы часто, практически каждый день, приходим причащать больных на дому, и здесь, конечно, очень важно, как человек верует. Ответом на этот вопрос и является Символ веры, потому что как можно объяснить, как мы веруем, без Символа веры? Мы все равно к нему придем, потому что в нем изложены основы нашей веры, то, на чем мы стоим, что является нашей движущей силой к Богу.

Вера – это не просто некая абстракция, выраженная в словах. Человек может знать Символ веры, а в душе остается язычником. Просто силу, степень веры человека видит только Господь. Для Бога важно любое движение человека к Нему, а дальше уже Господь подхватывает его.

Как в притче о блудном сыне отец, увидев, что его сын возвращается, выбежал ему навстречу, так и Бог идет навстречу каждому из нас, когда Он видит в нас хотя бы начинающее зарождаться покаяние. Блудный сын еще не сказал отцу ни одного покаянного слова, а тот уже бежал ему навстречу. Вот так и Господь. Зачастую именно встреча человека с Богом порождает в нем покаяние.

– Насколько актуальна устоявшаяся практика подготовки к причащению и как бы Вы посоветовали нашим телезрителям готовиться к этому таинству?

– Есть практика молитвенная, которая включает в себя чтение трех канонов и Последования ко Святому Причащению. Если у кого-то есть особое усердие и возможность, то он может прочитать еще акафисты Иисусу Сладчайшему и Пресвятой Богородице. Это что касается молитвенной подготовки.

Если человек причащается раз в три недели или раз в месяц, то для него, как правило, достаточно трехдневного поста; если же человек причащается реже, ему нужно говеть больше. Например, причащающимся раз в три-четыре месяца хорошо бы поговеть недельку.

Если же человек навык причащаться и получил благословение своего духовника на причастие каждое воскресенье и во все значимые праздники, то мера его поста определяется его духовником. Это зависит от многих факторов – от возраста, состояния здоровья, наличия маленьких детей в семье и еще много от чего. Духовник, зная все жизненные обстоятельства человека, определяет ему и молитвенное правило, и меру поста.

Но я все-таки хочу обратить внимание на то, что здесь самое главное – внутреннее примирение с людьми, которые нас окружают. А сегодня большинство людей живут в состоянии непрестанного внутреннего несогласия, может быть, не выражая это вслух, но раздражение, недовольство, внутреннее осуждение в них все время присутствуют, и с этим надо бороться.

Вот женщина сказала: «Как легко, батюшка, Вы рассуждаете на тему прощения». Но давайте снова обратимся к Священному Писанию, к тому, чему учит нас Господь. А Он говорит: благотворите ненавидящим вас. Человек тебя ненавидит, и ты, соответственно, ненавидишь его. Как же перестать его ненавидеть? В 5-й главе Евангелия от Матфея в Нагорной проповеди Господь сказал: благотворите ненавидящим вас. Все знают эти слова Господа, но только кто их исполняет? Единицы. Но те, кто это делает, свидетельствуют о том, что Господь исцеляет их от обиды и неприязни к людям.

– Батюшка, а как поступать, если потерялось благоговение перед Причастием? И как восстановить трепет перед таинством Евхаристии?

– Это не восстанавливается усилием воли. Дело в том, что благоговение должно быть во всем, что касается Бога. Если у человека иконы стоят, например, где-нибудь в серванте между посудой, если они в пыли, здесь нет никакого благоговения перед иконами. Нужно найти все иконы, вытереть с них пыль, починить их, если они повредились, выделить им достойное место и разместить их там. И так со всем остальным.

Вот человек опаздывает на службу, причем каждый раз, просто он так привык, потому что в начале службы все равно читают что-то не очень понятное, поэтому можно прийти минут на двадцать позже. А где двадцать минут, там и полчаса. И вот уже человек прибегает, запыхавшись, в храм, а там уже Символ веры поют, и он вопрошает: «Где тут исповедь? Батюшка, не уходите, я еще не исповедовался!» Какое же здесь благоговение? И постепенно в течение жизни человек теряет это благоговение везде и во всем.

– Вопрос от телезрителя: «На Тайной Вечере Христос преломлял пресный хлеб, а сейчас используется хлеб квасной. Тогда вино было не забродившее, а виноградный сок, а сейчас вино крепленое. Никакого ножа, никакой ложки Христос не использовал. И, получается, если бы апостолы увидели наше Причастие, они бы даже не поняли, что это такое».

– Да, тогда много чего не было. Сейчас для Евхаристии используется особенный хлеб, он не такой, как продается в булочной. И вино используется виноградное, таким оно и должно быть. Другое дело, что сам процесс изготовления вина немножко изменился. Вы говорите, что используется крепленое вино, на самом деле в нашем храме мы используем натуральное вино. И тогда был не виноградный сок, а вино. Вы хотите сказать, что Господь причащал виноградным соком? С чего Вы это взяли? Вы подаете такую информацию и претендуете на то, что она – истина.

А знаете, как совершали Евхаристию наши новомученики в лагерях, например на Соловках? Где там можно было взять просфору, вино? Там не было никакого облачения, епитрахили делали из полотенец, но это была истинная Евхаристия, которой они жили, и Господь, причащая, укреплял их в этом исповедничестве. Поэтому я с Вами не согласен в том, что нынешние хлеб и вино для Причастия не соответствуют тем, что были в первые времена христианства.

Сейчас, например, такая ткань, из которой была соткана плащаница, нигде в мире не производится, это уже утрачено. Утрачена и техника иконописи. На Синае, в синайском монастыре святой Екатерины есть уникальные иконы Спасителя, апостола Петра. Они написаны в технике, которую сейчас не могут повторить. Этим иконам уже больше тысячи лет, а они выглядят так, словно только что написаны. Конечно, пытаются повторить нечто подобное, но на самом деле до конца это еще не расшифровано.

Главное – не меняется Господь, заповеди Его не меняются, Его отношение к нам не меняется. Господь все так же желает каждому прийти в познание истины – вот чего Он хочет. Если человек не хочет познать истину Божию, он пребывает вне спасения, даже если ходит в храм и все делает правильно.

Сейчас есть поборники древних правил – некая секта старопочитателей, которые пытаются воссоздать все таким, каким это было в древности, и это очень важно для них. Но, пытаясь воссоздать обрядовую сторону таинства, они теряют его суть и, настаивая на своей правоте, уходят из Церкви.

Они не принимают того, что есть в современной Церкви, считая все это неправильным и утверждая, что все должно быть таким, каким было тысячу лет назад. В этой секте несколько десятков человек, и они уверены, что они правы больше всех на земле, потому что считают правильным все, что было в те времена. Но поживем – увидим, когда Господь будет судить нас на Своем суде.

– Батюшка, прошу Вас дать наставление нашим дорогим телезрителям в преддверии великого праздника Богоявления.

– Праздник Богоявления начался еще с Рождества. Раньше эти два великих праздника были единым праздником, потом они уже были разделены по времени. Я хочу пожелать нашим телезрителям ценить то, что Господь дал нам, в первую очередь возможность соединяться с Ним в таинстве Святой Евхаристии, в таинстве Святого Причащения, стараться очищать нашу жизнь от всякого греха, противного Богу.

Господь хочет причастить нас Своей благодатью, но грех, живущий в нас, противится этому, поэтому зачастую мы остаемся безблагодатными. Но как только мы начинаем бороться с каким-то грехом, например, пытаемся никого не осуждать, мы сразу же чувствуем, как Причастие становится для нас другим, потому что уже действует Господь. Но помните, что Он действует только там, где Его ждут.

Ведущий Павел Денисик

Записали Нина Кирсанова и Людмила Белицкая

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает член Епархиального отдела по делам молодежи, ответственный по работе с молодежью в Домодедовском благочинии Московской епархии, настоятель Никольского храма села Лямцино Домодедовского района протоиерей Александр Трушин.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать