В студии клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, протоиерей Александр Березовский.
– Тема сегодняшнего разговора – смирение. Батюшка, что такое смирение?
– Кто-то из святых сказал, что смирение – это одежда Божества. Краткое и очень емкое определение, потому что Сам Господь явил в Себе образец этого качества и сказал: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Наши души метутся с тех пор, как мы утеряли Бога. Наш праотец Адам был изгнан из рая, и с того времени человек находится в поиске Бога. Мы родились не в раю, не общались, как Адам, лицом к лицу с Богом. Но у нас есть некая генетическая память об этом общении, и на самом деле наша душа о нем мечтает, ждет этого общения, надеется на него и им утешается. По мере того как мы будем приближаться к Богу в своей жизни, наша душа будет упокаиваться. Она все время что-то ищет. Нет человека, который бы был покоен. С кем ни поговори, на кого ни посмотри, все время человек озабочен, суетлив, куда-то бежит, чего-то ищет, что-то ему надо. Человек, что тебе в жизни не хватает? Много чего не хватает. На самом деле истинное движение человека – это поиск того покоя, которого ему недостает. Покой может дать только Господь Бог, и Он указывает нам этот путь через кротость и смирение, которое Он нам Сам в Себе явил. Это удивительные свойства души.
Говорят, смирение – это та самая брачная одежда, в которой нас могут пустить на брачный пир. Есть притча, когда некий царь устроил брачный пир сыну своему и послал слуг созвать званых. Они отказывались, всем было некогда. Тогда этот господин сказал слугам, чтобы звали всех, кого найдут. Пир наполнился возлежащими, но один из них оказался в небрачной одежде. А что за брачная одежда и почему он оказался таким единственным? И там оказались люди, совершенно разные и по статусу, и по положению. Что их объединило? Наверное, смирение. Каждый в свою меру смирился. Так и всех святых на небесах объединяет любовь к Богу и смирение. Бог всех хотел бы видеть на небесах, в Своих обителях. Но человеку необходимо приобрести любовь к Богу и смирение, чтобы иметь возможность там быть.
– Кто определяет меру смирения? И кому можно подражать?
– Высшая мера смирения явлена Господом нашим Иисусом Христом, Который смирил Себя, став Человеком. Он, будучи Богом и находясь на небесах, сошел на землю и принял на Себя нашу человеческую плоть. Как сказано, был послушлив Отцу даже до смерти. Высшее, к чему мы можем стремиться, – это наш Господь Иисус Христос и Его угодники, святые, которые именно таким смирением в первую очередь угодили Богу. Первые века христианства – это века мученичества. Что такое мученичество ради Христа? Это смирение себя перед теми обстоятельствами, которые возникли. Так и во все времена люди, которых мы называем угодниками Божиими, являют нам образец смирения, мы учимся у них. Ведь если человек оказался угоден Богу, то нам тем более нужно посмотреть на него повнимательнее, чтобы увидеть те особенные шаги на его жизненном пути, которые помогут и нам тоже угодить Богу. Как этот человек жил, как устраивал свою жизнь, к чему стремился, какой выбор делал, потому что нам известен результат его жизни. Он на небесах прославлен Богом, прославлен Церковью на земле и явлен нам как образ для подражания. Так что берите любого святого и вникайте в его житие. Старайтесь извлекать те моменты, которые вам полезны и удобны для подражания.
– Вопрос от телезрительницы: «Есть притча о человеке, который удостоился Царства Небесного. В первый раз он удивится тому, как сам туда попал. Во второй раз он удивится тому, что не увидит тех людей, которых он считал святыми. И в третий раз он удивится, когда увидит там тех, которых считал достойными ада. У меня возник вопрос: что делать человеку после кончины, когда он увидит в Царстве Небесном Иуду?»
– Не увидит. Нам не дано никого судить, и если мы сами рассуждаем на свой вкус, кто достоин, кто нет, то сильно ошибаемся. Тогда нас ждет великое удивление, когда по нашему суду одних мы там не встретим, а других, которых считали недостойными и падшими, наоборот, увидим прославленными Богом. Это касается нашего собственного суда, но есть еще Церковь, которая, как сказано, свята и непорочна, потому что Глава Церкви – Христос. И когда Церковь свидетельствует о чем-то, например, о святости человека, мы верим, что это есть свидетельство Божие об этом человеке через Церковь. Это не просто некое человеческое измышление, что его решили причислить к лику святых. Нет, прославлению всегда предшествует тщательное исследование жизни человека на соответствие заповедям Божиим. И, конечно же, глубокая молитва о вразумлении.
Завтра мы празднуем память митрополита Серафима Чичагова, который много потрудился для прославления преподобного Серафима Саровского. Он сам ездил в Дивеево, много общался с сестрами, лично знавшими преподобного Серафима. Там была Паша Дивеевская, Параскева, которая была любима преподобным Серафимом. Будущий митрополит Серафим общался с ней и услышал следующее. Она говорила: «Мне батюшка Серафим сказал, чтобы ты, отченька, передал государю-императору, что пришло время прославить преподобного Серафима». Он говорит: «Матушка, как я могу это сделать? У меня нет таких путей». Она ответила: «Я все передала тебе, и теперь как есть, так и делай». Он долго думал, как можно все это организовать, и ему, конечно, от Господа, была дана такая мысль: собрать сведения о батюшке Серафиме и написать летопись Серафимо-Дивеевской обители. Она стала главным литературным трудом всей его жизни. Митрополит Серафим тщательно собрал в нее все сведения из архивов Саровской и Дивеевской обителей, все это напечатал и представил государю-императору Николаю II. Царь очень живо все принял и возжелал прославления. В конце 1902 года было первое освидетельствование мощей преподобного Серафима, и когда их подняли, то увидели, что там только кости. Священный Синод почти в полном составе был против прославления преподобного Серафима. За это были только император, один митрополит, и, в то время еще архимандрит, Серафим. Однако в 1903 году преподобный Серафим был прославлен. Я не буду пересказывать всех событий, которые этому предшествовали, многое препятствовало прославлению, и люди, и обстоятельства, но Господь все разрешил. Прославление состоялось при огромнейшем стечении народа. Мощи были освидетельствованы и прославлены, а преподобный Серафим является одним из наших любимейших русских святых, заступником и молитвенником о каждом из нас. Каждый человек может засвидетельствовать, что если о чем-то попросишь батюшку Серафима от всего сердца, от всей души, особенно если не себе, а кому-то, то всегда бывает от него помощь.
Поэтому я хочу сказать, что на самом деле заданный вопрос несколько некорректен. Если сам человек кого-то возвеличил или унизил, то он частенько ошибается. Если же Церковь приняла решение о ком-то или о чем-то, то мы принимаем это уже как волю Самого Господа, явленную через Его Церковь. Поэтому мы не подвергаем сомнениям святость тех святых, которых Церковь прославила, и не дерзаем менять мнение Церкви даже в отношении тех, кого она не то чтобы каким-то образом осудила, но есть среди знаменитых людей просто отлученные от Церкви. Это не осуждение церковное, а свидетельство о том, что человек совсем разошелся с Церковью. Она свидетельствует этим актом отлучения, что он сам и его мнение, учение и жизнь не имеют отношения к Церкви. Вот и все. Так что дай Бог нам встретить в жизни человека, который мог бы для нас быть истинным примером на пути к Царству Божьему.
– Вопрос от телезрителя Димитрия: «Батюшка, я не раз прочитывал, что мы должны всеми силами, с призыванием имени Божия, избегать падений греховных, не впадать ни в какой грех. Но если это случится, ни в коем случае нельзя отчаиваться, потому что падения приводят нас к смирению, и через них Господь избавляет нас от самого главного греха: гордыни. Что скажете по этому поводу?»
– Господь, желая нашего спасения, пытается вести нас царским путем. Ибо нет воли Божией на то, чтобы человеку много страдать и болеть. Невозможно прожить вообще без болезней и страданий, но Господь хотел бы, чтобы радости у нас в жизни было больше. Человек по своей гордости часто задирает нос, превозносится и хвалится. Это хуже для него, чем какие-то неосторожные слова и поступки или неисполненные обещания, потому что гордость делает человека неспособным к покаянию. Если не останавливать возрастание в гордости, то человек достигает такого состояния души, когда уже не может покаяться. Он не видит в себе никакого греха и недостатка. У него всегда виноваты только те, кто вокруг него. Это состояние погибельно во всех отношениях, потому что в нем нет пути к спасению. Чтобы нам не вырасти в своей гордыне до такого ужасного состояния, Господь нас смиряет разными путями. То болезнью, то неудачами, то какими-то ошибками, то через людей, которые над нами властвуют и не всегда проявляют к нам доброжелательность. Это хорошо. Как в псалме написано: благо мне, яко смирил мя еси. Замечательные слова. Благо человеку, когда Бог его смирил. Болезненно, иногда до слез неприятно, потому что больно, но это великое благо. Человек поплачет, поскорбит, успокоится, вытрет слезы, и потом лицом просветлеет, посмотрит на ситуацию другими глазами и скажет: слава Богу, что так. Это лучше, чем было. Даже если какая-то серьезная потеря в жизни. Когда человек будет искать Божьего, Господь ему всегда откроет причину и этой потери, и этой скорби, чтобы человек не роптал, а возблагодарил Бога за нее.
– Вопрос от телезрительницы: «В 11-й главе Откровения написано: и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего. А Иуда ведь раскаялся и даже жизнь за это отдал. Скорее всего он действительно попал в рай. Мы ведь всегда говорим, что раскаяться для человека – это хорошее дело, а тут он даже жизнь отдал».
– Не жизнь отдал, а закончил жизнь самоубийством. Он раскаялся, но не покаялся. Есть два человека, которые сильно согрешили перед Богом предательством, Иуда и Петр. Один, раскаявшись, что предал кровь неповинную, пошел и удавился, а Петр хоть горько плакал, но не пошел оканчивать жизнь самоубийством, хотя дьявол ему в это время наверняка на ухо шептал: нет тебе прощения, ты вообще никто, ты хуже всех… Петр же еще не знал, что Иуда удавился, но он сумел это раскаяние превратить в покаяние. Вся жизнь апостола Петра была постоянным покаянием за грех отречения от Христа. Говорят, он так часто плакал, что на его щеках от слез были глубокие борозды, как морщины. Поэтому это два совершенно разных раскаяния.
– Не ведет ли смирение к чувству постоянной вины и депрессии?
– Нет, не ведет, просто некоторые люди путают смирение с постоянным самоуничижением, когда человек все время не верит в милосердие Божие и говорит: я никудышный, Бог меня не простит. Хотя в Евангелии Господь нам всем говорит, что нет такого греха, который бы не простился человеку, кроме хулы на Духа Святого. Поэтому такой человек как бы отвергает волю Божию о себе и не хочет этого прощения, но пребывает в постоянном самоуничижении, не внимая слову Божьему. Смирения не бывает без послушания Богу. Человек, отвергающий слова Божии, слова Священного Писания, не может считаться смиряющимся.
Два человека плачут, может быть, о своих грехах. Один плачет и говорит: «Господи, я перед Тобой много согрешил, но надеюсь и верю в Твое милосердие; и по слову Твоему не считаю себя погибшим, но буду стараться возвращаться на пути Твои». А другой плачет и говорит: «Мне нет прощения, я совсем погиб». Он загоняет себя в глубочайшее уныние. Как-то одного старца спросили, что такое печаль. Он ответил, что печаль – это когда человек постоянно думает о самом себе. Некое нескончаемое саможаление. Человек все время себя жалеет и сползает в уныние. При этом он может говорить очень даже покаянные слова: «Я грешный, от Бога отпал, людям много зла сделал». Но при этом он пребывает в состоянии саможаления и неверия Богу. Настоящее смирение – это постоянное учение. Гордый человек не собирается и не хочет ни у кого ничему учиться. Он самодостаточен, считает себя всезнающим, всегда правым и достойным, а смиренный человек понимает, что он мало что знает. Он не может сказать, что вообще ничего не знает или, наоборот, знает все. Он говорит: «Я знаю Бога. Он мне открылся, дал мне веру и Свои заповеди. Как я скажу, что ничего не знаю? Это будет неправда, клевета. Я знаю мало, нахожусь только в начале пути, но верю, что Господь мне поможет этот путь одолеть, каким бы он мне ни казался трудным и длинным, иногда даже непостижимым. Если Господь со мною, то я верю, что этот путь пройду». Такой человек смиряет себя, признавая свою немощь, и говорит: «Господи, без Тебя ничего не могу».
Смирение начинается с признания, что без Бога я не могу ничего: «Господи, Ты будь со мною, позволь мне всегда быть с Тобою и научи меня этому, открой мне Твои пути и проведи меня ими». Смирение подразумевает и труд, и в то же время признание недостаточности этого труда. Иной человек скажет, мол, все понятно, ходи каждый день в церковь, молись как можно больше, меньше спи, меньше ешь, читай псалмы по ночам и скоро станешь преподобным Серафимом. Нет, если мы будем подражать лишь внешней стороне жизни святого человека, то никак не достигнем святости и даже можем прийти в состояние, которое иногда именуют прелестью, когда человек приписывает себе то, чего не имеет.
Святость – это соединение души человека со Святым Духом. Как мы знаем из Священного Писания, Дух дышит идеже хощет. Не так, что я Его сейчас поймаю и заставлю быть во мне или каким-то образом смогу понудить Его. Нет. Дух, идеже хощет, дышет. Люди, которых мы именуем святыми, вели такую жизнь, что Дух Святой захотел быть с ними; и не только в их жизни, но и по смерти с ними пребывает. Это некий индикатор нашей духовной жизни. Апостол Павел говорит, что нужно смотреть на плоды жизни. Плод духовный – мир, радость, благость, долготерпение, кротость, воздержание, любовь. Приобретаем мы эти плоды, есть ли они в нас? Если да, то мы как-то движемся по тому пути, который Господу угоден. А если нет, то и нет. Но определить, как говорите, степень смирения самому человеку невозможно. Смиренный всегда считает себя недостойным и с радостью принимает любую хулу в свой адрес, всякие порицания и укоры, считая, что это действительно справедливо. Так что если вас что-то обижает, например, в жизни, то смирения еще недостаточно. Обиженному человеку в Царство Небесное не войти, он так раздувается от своей обиды, что узкими вратами, которыми Господь призывает нас всех войти, не протиснешься.
– Вопрос от телезрителя Александра: «Как объяснить десятилетнему ребенку, зачем Иисус Христос пошел на страдания на кресте?»
– Надо говорить в тех понятиях, которые ему доступны. Возраст не всегда определяет степень понимания ребенком каких-то вещей. Есть дети, которые к десяти годам уже читают достаточно серьезную литературу, классику, и с ними уже можно говорить о чем-то, о жизни, например. Есть также дети, которые и в четырнадцать немногое знают, мало читают, у которых очень чувствительная и ранимая душа. Есть дети впечатлительные. Я знал одного ребенка, для которого слово «смерть» было таким ужасным, что он чуть ли не в истерику впадал и панически боялся даже одного этого слова. С ним невозможно было говорить о смерти вообще, эту тему всегда обходили стороной.
Как говорить? На языке ребенка, в тех понятиях, которые ему доступны. Всегда же можно спросить: «Видишь, ты хоть и недолго на земле живешь, но частенько болеешь. Когда-нибудь болезнь может закончиться смертью. На самом деле Бог так не создавал. Он создал человека, чтобы тот пребывал вечно вместе с Ним. Человек Бога не послушался, отпал от Него, и в его жизнь вошли болезнь и смерть. Это стало неотъемлемой частью жизни абсолютно каждого. Всякий человек, который родился, должен умереть. Но Бог открыл, что человек по смерти земной наследует будущую жизнь, что, оказывается, мы не только на земле живем, но и в будущем будем живы. Качество нашей будущей жизни зависит от того, насколько мы полюбим Бога. Зачем Бог пришел на землю? Чтобы явить нам Свою любовь. Люди считали, что Бог совсем человека забыл и бросил, хотя Он неоднократно напоминал людям о Себе. Но все равно люди быстро забывали это и опять отпадали от Бога. Господь пришел, чтобы напомнить нам о Своей любви. А еще Он сюда пришел, чтобы пострадать вместо нас. Каждый человек, который согрешает, должен пострадать за свой грех и быть наказан. Грех всегда приводит к смерти. Поэтому человеку надлежало как на земле умереть, так и в будущем не вернуться в рай, а пойти в ад. Господь вместо нас умер и сошел в ад, чтобы нам уже никогда не умирать и не сходить туда. Он за нас это сделал. Бывает так, что твой друг, которого ты очень любишь, что-то натворил, ему грозит наказание. Ты его так любишь и жалеешь, что берешь его вину на себя, чтобы тебя наказали, и избавляешь его от этого наказания. Тебе верят, наказывают, а друг остается свободен от наказания, оно уже никогда не постигнет его. Так и здесь. Господь пришел с тем, чтобы избавить нас от законного наказания. Мы должны были умереть на кресте, а Он умер вместо нас. Мы должны были сойти в ад на веки вечные, но Он сошел в ад и разрушил его, упразднил смерть, она теперь не властвует над человеком вечно. На земле мы умрем, но в будущем будем жить вечно. Если мы любим Бога, то тем самым отвечаем Ему на Его любовь. Если мы любим Бога, то и Его любовь к нам будет проявляться во все дни нашей жизни. Так что не смущайся тем, что в жизни бывает трудно, и знай, что Господь с тобой».
– Как приобрести смирение? Какие советы Вы бы дали?
– Смирение – это вершина лестницы. Нижняя ступенька – терпение. Для начала надо просто терпеть. Стараться не возмущаться, когда случается что-то неприятное. Иногда человек шел, поскользнулся и начинает всех ругать. Мол, песком не посыпают, люди ноги ломают, да тут можно вообще шею свернуть. Идет и ворчит всю дорогу до дома, а можно было потерпеть. «Господи, помилуй, слава Богу, не упал и ничего не сломал. Вот милость Божия. Господи, как же Ты ко мне милосерден! Любишь меня. Я мог бы сейчас грохнуться со всего маху и костей не собрал бы, а Ты меня удержал. Слава тебе, Господи». Можно потерпеть, пусть даже сказали что-то неприятное или сделали что-то несправедливое.
Вторая ступенька этой лестницы – долготерпение, потому что нас частенько не хватает надолго. Особенно если в один день случается несколько неприятных моментов. Все-таки терпение лопается, а надо бы упражняться в долготерпении, чтобы его хватало надолго. Как это делать? За все благодарить Бога, не позволять себе роптать и никогда не жаловаться, не возмущаться. Бог захотел, Бог благословил, Бог попустил. Слава Богу, это хорошо, даже если неприятно. Нужно долго терпеть.
Третья ступенька – это смиренномудрие, когда человек поступает смиренно по мудрости, когда он приводит себе на ум слова Священного Писания, поучения святых отцов, эпизоды из их житий как назидание себе и, подражая им, старается поступать так же. Он еще не приобрел смирения, но, подражая людям смиренным, поступает смиренномудро.
Четвертая ступень – это само смирение. Оно еще сопряжено с бесстрастием. Тогда человека уже не радует похвала или приобретение, не огорчает хула или какие-то неудачи в жизни. Такой человек за все благодарит Бога и искренне радуется всему, что в его жизни происходит. Святитель Лука писал: «Я полюбил страдание». Это тоже есть свидетельство смирения, ведь люди страдания ненавидят: «Сколько можно? Почему я? Как же это долго, как несправедливо!» А святой говорит, что полюбил страдания. Смиренный человек любит посланные ему Богом страдания.
– Батюшка, давайте ответим на вопросы телезрителей, которые приходят к нам. Алексей задает вопрос: «Как смириться со смертью близкого человека?»
– Вспомнить о том, что эта разлука не вечная, что мы всегда идем друг за другом. В жизни мы часто разлучаемся с нашими любимыми и близкими. Когда уходим на работу, мы разлучаемся на целый день. Когда человек вынужден уехать в командировку, мы разлучаемся на несколько дней. Когда человека, например, батюшку, переводят на служение в другой храм или даже город, мы с ним разлучаемся на многие месяцы. Так что смерть – это просто временная разлука. Умерший человек к нам не вернется, но мы к нему придем. Будем за него усердно молиться, и тогда Господь сподобит нас встретиться. Когда мы перейдем от этой жизни в ту, будущую, нас встретит тот, о ком мы молились, о ком мы, может быть, немножко печалились, о ком скучали, и будет радость от этой встречи. Этим можно себя утешать. Еще бывает так, можно себе на ум приводить, что человек исполнил то, что Господь ему на земле определил. Пришло ему время освободиться от бремени земной жизни, которая подобна оковам, висящим на нашей душе. Нас ведь все время что-нибудь тяготит. То скорбь, то болезнь, то печаль, то какая-то неприятность. Это некие оковы на нашей душе, а тут Господь решил человека освободить от них. Представьте себе, вы вдруг оказались закованными в кандалы или в колодки, тяжелейшие, причиняющие вам невероятные страдания. Вы с кем-то подружились, породнились, полюбили друг друга, и вдруг этому человеку говорят, что его отпускают, снимают с него эти колодки, он выходит из тюрьмы. Скорбно ли вам? Ты бы тоже хотел выйти. Подожди, твое время придет. Поэтому имейте в виду, что для многих людей, особенно если человек тяжело болел, смерть – это освобождение от болезней и скорбей, которые человек нес здесь, от тягот, которые он претерпевал. Порадуйтесь за него.
Ведущий Павел Денисик
Записал Федор Поплавский
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Елена Морозова. Женский характер
Божественная литургия 24 января 2025 года
Этот день в истории. 24 января
День ангела. 24 января
Церковный календарь 24 января. Преподобный Феодосий Великий
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!