Беседы с батюшкой. Приход и община. Долг христианина. Священник Михаил Проходцев. 9 октября 2025

9 октября 2025 г.

В студии священник Михаил Проходцев, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Уткиной Заводи. Санкт-Петербург).

Тема сегодняшней передачи злободневная и непростая: приход и община; долг христианина. Бывает, что прихожане в храме так и не становятся единой общиной. Есть, конечно, храмы, которые существуют много лет, где люди выросли, состарились и отошли ко Господу; там много и молодежи, и на воскресной литургии собираются сотни людей. Но бывают и приходы, в которых на Божественной литургии если наберется десять человек, то это просто счастье. Что делать, когда в храме мало людей?

 Я бы хотел сегодняшний разговор построить вокруг своего скромного опыта служения в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Уткиной Заводи, потому что этот пример в некоторой степени хрестоматийный. Когда я получил указ о настоятельстве в Уткиной Заводи, там ничего не было. И как выразился один мой хороший друг, священник: отец Михаил стал настоятелем пустого места.  Но на это самое место мы приехали с моей супругой, матушкой, чтобы посмотреть, где мы будем молиться, где будет храм. Первоначально мы не понимали, что вообще нам делать. Есть указ, есть микрорайон, где нужно построить храм, и нужно было что-то начинать делать, начинать молиться. Тогда я принял решение молиться возле братских захоронений воинов, погибших от ран, и мирных жителей, которые умерли от голода в годы блокады.

Был анонсирован первый молебен, на него пришли школьники с преподавателями, поскольку они и раньше приходили сюда, возлагали цветы, чтили память. Пришли местные жители. И таким образом собрались первые молитвенники, чтобы помолиться о воздвижении храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы

В течение года молебны совершались на улице, возле двух братских захоронений. Молились о тех, кто покоится в месте сем, с упованием на то, что и они, наши ленинградские мученики, помолятся о нас перед Престолом Божиим. В нашем славном городе Санкт-Петербурге практически все братские захоронения отмечены часовнями либо храмами. Храмы есть и на кладбищах, и в парках, где когда-то шли бои. И мы стали молиться, чтобы в этом месте, где живет так много людей, появился храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Каждую субботу, в любую погоду, собирались на улице для того, чтобы молиться. И так в течение года на улице собралась община будущего храма. Мерзли, мокли под дождем, кутались во время метели, но неизменно собирались для молитвы, и приходили именно те, кто чувствовал острую потребность в храме на этом месте. Во всей огромной Уткиной Заводи не нашлось земли под храм, и поэтому спустя год, когда община собралась уже внушительная, встал вопрос: где же молиться? Владыка благословил нас найти место для молитвы, какое-нибудь помещение типа домового храма. Мы нашли помещение в одном из домов, оно полностью соответствовало храмовым канонам, окна были ориентированы на восток, площадь была достаточной для нашей общины. И так, с Божией помощью, мы переместились в арендованное помещение.

Нам владыка дал антиминс, и мы начали служить по воскресеньям и праздничным дням Божественную литургию. Первая служба была на Покров, потом отмечали Рождество Христово, Крещение, Пасху. А недавно мы впервые все вместе встретили престольный праздник в нашем храме. И таким образом появилось место, где община стала собираться для богослужений.

Наш временный храм уже знают местные жители, он намоленный, там хорошо. С недавнего времени храм наш стал открыт еще и в течение недели, а не только в богослужебное время, чтобы можно было зайти, помолиться, поставить свечку.

Мы уже поставили в Уткиной Заводи поклонный крест, когда все-таки нашелся маленький клочок земли, на котором можно будет построить храм. Сейчас молимся, чтобы Господь нам помог.

Это краткий экскурс в то, какой путь прошла наша община почти за два года. Год на улице, и год уже мы находимся в арендованном помещении. Самое главное, что Господь собрал нас, общину желающих быть Христовыми детьми, чтобы мы служили Божественную литургию.

Мы собираемся в субботу, воскресенье, двунадесятые праздники, на неделе в будние дни приходим на молебны и молимся о своих нуждах, молимся едиными устами, единым сердцем, возносим благодарение Господу и, конечно, молимся о воздвижении храма. Для меня этот пример удивителен. Это поистине чудо, когда люди, которые просто шли мимо, увидели, что совершается молебен на улице, подошли и остались, стали частью общины. Это чудо Божие, совершаемое у нас на глазах.

Да, путь наш не столь скор, как бывает тогда, когда и земля появилась, и храм построился. Часто приходят люди и спрашивают: когда у нас здесь построят храм? Я говорю: «Когда мы с вами его построим, тогда он у нас и появится». Поэтому община в Уткиной Заводиэто действительно настоящее, подлинное собрание осознанных верующих. Мы же и ктиторы нашего прихода, наши прихожане являются нашими благодетелями. Собирается денежка на аренду, благоустройство храма, на какие-то нужды, которые у нас появляются, а это и облачения, и необходимые богослужебные предметы. Нам уже начали иконы дарить добрые и неравнодушные люди. Видят, как мы мытаримся, как нам непросто, и потихоньку подключаются.

У нас появляются и сомолитвенники, которые не живут в Уткиной Заводи, но желают, чтобы храм Божий здесь был построен. И благодетели потихонечку появляются, которые хотят участвовать в жизни храма, потому что видят, что люди искренне стараются, мы не бездействуем, не бездельничаем, а действительно хотим построить храм. И так, фактически в безнадежных условиях, начали наше общее дело, и надежда появилась, и Господь открывает нам возможности. Это то, что делает соборная молитва всей общины. 

И неожиданно для себя мы поняли, что в течение этих двух лет стали очень крепкой общиной. Недавно преставилась одна наша прихожанка, раба Божия Татьяна, упокой ее Господь. Это первая потеря нашей общины. Она была одной из тех, кто пришел на самый первый молебен, и она всегда была с храмом, всегда была с приходом, общиной, была настоящим активистом. Когда она преставилась, люди действительно по-настоящему ощутили себя общиной. Может быть, раньше они не понимали этого. Да, мы община, но крепость плеча в общине все ощутили в наш престольный праздник, незадолго до которого остались без нашей дорогой новопреставленной Татьяны. И все осознали, насколько мы крепко друг за друга держимся, идем в одном направлении, туда, где истина, путь и жизнь Господь наш Иисус Христос.

Да, мы небогатые, нам непросто, на нашем пути множество препятствий, но нам радостно воздвигнуть в Уткиной Заводи храм во славу Богородицы. И как хорошо, что каждое воскресенье наша община прирастает верными, пусть по одному, по два человека. 

Наступила осень, и каждое воскресенье я вижу новые лица, что очень приятно. Люди, проходя мимо, заходят, остаются на одну службу, на две и потихонечку входят в общину. Я всегда общаюсь с прихожанами после службы, у нас открылась воскресная школа для взрослых, мы занимаемся каждое воскресенье. Люди остаются с интересом, задают вопросы, какие-то текущие проблемы обязательно обсуждаются, духовные вопросы. И наша воскресная группа строится вокруг литургии, мы изучаем литургику, а это и Священное Писание, и Священное Предание, и церковный устав, и чинопоследование таинств и самого богослужения.

Своего хора у нас пока нет, но, слава Богу, отзываются неравнодушные люди, которых мы приглашаем. Это в основном те, кто имеет опыт регентования и опыт пения за богослужением. У нас, как правило, один-два певчих на службе, но, к большой нашей радости, всю вторую половину лета у нас пела семья замечательного батюшки, отца Тимофея Фишелева, матушка и семеро их детей, целый семейный хор. Это было так красиво! Я по ним очень скучаю. 

 Хорошо, что Вы рассказываете такие удивительные примеры человеческого неравнодушия. Но я знаю и другую часть истории вашего храма, когда приходилось буквально отвоевывать право служить, право быть там, где вы сейчас находитесь. Как же Вы с приходом преодолеваете эти сложности?

 Сообща, в молитве и единомыслии. Мы установили в Уткиной Заводи поклонный крест на месте будущего храма, и, конечно, моментально начались нападки. На нас начали писать жалобы, обращаться во все инстанции, что в Уткиной Заводи собираются какие-то сектанты, что-то делают, куда-то ходят. Имелось в виду, что весь пасхальный период мы ходили крестным ходом от дверей храма до поклонного креста, и поклонный крест обходили, как храм, поскольку он стоит на месте будущего храма. А наш временный храм находится в многоквартирном доме на первом этаже, и сам дом обходить неудобно, у него часть территории закрыта. Поэтому мы ходили крестным ходом к поклонному кресту и возвращались потом к дверям храма, где уже пели заключительное «Христос воскресе и входили внутрь храма.

Конечно, это выглядело для многих странно, потому что сие место храма не знало никогда. Там живет более 15 тысяч человек, и были среди них те, кто радовался и присоединялся к нашему пасхальному крестному ходу, но были и те, кто злобствовал, как правило, за спиной. Не высказывали что-то открыто, а писали какие-то гадости. Например, в отзывах на картах, где крест наш отмечен, или в разные государственные органы с требованием и крест убрать, и нас, безобразников, убрать.

У нас на двери храма есть информация, что мы Московский Патриархат, Русская Православная Церковь, Санкт-Петербургская епархия, Невское благочиние, приход храма Рождества Пресвятой Богородицы в Уткиной Заводи. Эта полная информация специально для того, чтобы было понятно, что мы не какие-то сектанты, мы – Русская Православная Церковь. И мы собираемся для молитвы, молимся, в том числе и о том, чтобы построить храм Божий.

У нас не было возможности раньше обрести землю и поставить там хотя бы временный небольшой храм, какой-нибудь оборудованный вагончик, сделать в нем часовенку и совершать молитвы. Но в прошлом году на Рождество Пресвятой Богородицы Господь дал возможность это помещение нам обрести.

Люди, которые владеют помещениями, обычно сдают их в аренду под магазины. А мы нашли благодетеля, который согласился сдать нам помещение под храм. И в этом уже его благодеяние, потому что это очень нестандартный запрос. Один знакомый батюшка по нашему примеру пытался в другом районе найти помещение под временный храм, но никто не согласился ему ничего сдавать, к сожалению. В нашем же случае мы написали в риэлторское агентство, которое сдавало это помещение от лица собственника. И в праздник Рождества Пресвятой Богородицыя тогда служил в храме святителя Николая в деловом центре «Кристалл») пришло сообщение, прямо во время литургии, что собственник согласен. Потом мы с ним встретились, я уточнил, не возражает ли он против храма? Он ответил: «Раз надо, значит надо!» И с тех пор в Уткиной Заводи появился полноценный храм, пусть и домовый, но тем не менее Божественная литургия совершается, таинства Евхаристии, Крещения, Венчания, Соборования совершаются. Конечно, и исповедуются в нашем храме. Дай Бог, чтобы наступил тот день и все мы дожили до него, когда мы сможем воздвигнуть храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, когда наш дорогой владыка его освятит, и, может быть, мы сподобимся в нашем храме совершить иерейскую или дьяконскую хиротонию, тогда всю полноту таинств мы увидим.

Я хочу перейти ко второй части нашего обсуждения: долг христианина. Мы представляем себе, что служение христианина – это пребывание в храме, может быть, небольшая жертва на храм, но не более. Это то, что нам по силам, как мы говорим. Но все же как нам узнать, что мы должны делать как христиане? 

 Из Евангелия, Священного Предания, Священного Писания. Долг христианина – быть христианином. Помните, у нас был очень интересный разговор о духовной жизни? И мы говорили о том, что вся жизнь христианина должна быть духовной, а не так, что сегодня я живу духовной жизнью, а завтра нет. Быть христианином нас учит Евангелие в первую очередь. То есть быть любовью, быть светом миру, солью земли. Об этом говорит Господь наш Иисус Христос. Идти туда, где Он, где истина, путь и жизнь. Надо следовать путем царским, обрести Небесное Царствие уже здесь и сейчас, чтобы оно было внутри нас, по словам нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. И наследовать это Небесное Царствие, которое нам Господь открыл. 

Нужно осознать то, что мы можем быть христианами всегда. Господь ничего от нас не требует, Он не говорит, что мы должны быть христианами, но Он предлагает нам быть Его учениками. И в этом заключается наша цель и наш путь. И если мы осознаем себя Христовыми, то тогда любое наше действие, если оно будет совершаться через призму Евангелия, будет исполнением долга христианина. И каждый будет исполнять его по силам. 

Здесь могут нас подстерегать и лень, и сомнения, и уныние, и многочисленные подводные камни, и повороты не туда. Но идти путем царским это наш выбор. И это то, что нам предложил Господь. А если мы идем этим путем, то действуем так, как учит Господь Иисус Христос. Мы можем любовь Христову явить ближним, и в этом наш свет, который мы будем нести.

Таким образом, каждый христианин, через чтение Евангелия, через слушание проповеди в храме после Божественной литургии может осознать этот спасительный и радостный путь служения Христу и ближнему. 

Каждый раз, когда мы приходим в храм, у нас вырастают крылья, мы можем лететь над землей настолько бывает хорошо! И эту радость, эту благодать надо нести ближним, нести в свои семьи, свои дома, делиться ею, а не прятать ее под спудом. Господь говорит: Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Если мы это свечи, если наше сердце зажег Христос воскресший и мы в этом свете воскресения вдохновились, обрадовались тому, что можем быть христианами, жить праведно, быть с Богом, то эту радость, этот свет мы несем в мир, в этом и есть долг христианина.

А разного рода церковные послушания, благотворительность, возможность строить, жертвовать, благоукрашать, как-то потрудиться во славу Божию именно в храме и на благо храма, который для каждого из нас может стать родным, это тоже хорошо, тоже особая благодать, но не только в этом заключается христианский долг, о котором мы говорим. Это еще одна возможность быть христианином и в храме, и за его пределами.

Я вижу, когда даю какое-то послушание прихожанам, братьям или сестрам, как радостно воспринимается эта возможность послужить Богу. У нас сейчас храм открыт четыре дня в неделю: во вторник, четверг, субботу и воскресенье. И в другие дни недели, если они приходятся на праздник. Например, Покров в этом году во вторник, в понедельник будет всенощное бдение, значит, и в понедельник, и во вторник будет храм открыт. Сестры согласились потрудиться свечницами, и при этом у них радость в глазах и на сердце от того, что они могут послужить Богу, что у них есть время, которое они могут посвятить Господу, посвятить общине, ближнему.

И сейчас люди в храм заходят, узнают, что храм открыт в течение дня, и сестры наши радуются возможности рассказать, где какая икона, куда можно поставить свечку. Если кто-то делает самые первые шаги к Богу, то наши дорогие сестры с радостью помогут новоначальным, нашим будущим прихожанам, эти шаги сделать.

– Я работал в одном, что называется, проходном храме, он находился возле Адмиралтейства. Там, конечно, огромное количество туристов было, они приходили в храм, оставляли записки. Во время литургии в храме было, может быть, 1015 человек, но записок к воскресной литургии набиралось тысячи. И у меня возникает вопрос: когда захожане, «прохожане» (еще пока не прихожане и уж тем более не община) таким образом оставляют записки, они это делают сугубо из какого-то обрядоверия? Необходимо ли все время участвовать в молитве или просто можно зайти, оставить записку  и на этом приходская жизнь закончится? 

 Бог видит, Бог судит. Он видит сердце каждого, кто приходит в храм, с каким сердцем человек приходит, с какой мотивацией пишет записку. Я, проходя мимо какого-либо храма и понимая, что у меня есть возможность туда зайти, есть 10 минут свободного времени,  обязательно захожу, мне там приятно побыть, помолиться, приложиться к иконам, пообщаться с Господом, со святыми Его, подойти к храмовой иконе и, конечно, написать записку на литургию. Собственно, меня можно записать либо в состав захожан, которые проходили мимо, оставили записку  и ушли.  А можно посмотреть на этот процесс по-другому: я желаю, чтобы за меня и моих ближних здесь помолились, но сам возможности присутствовать на литургии не имею. И очень многие люди именно с такой мотивацией могут заходить в храм.

Есть и другая мотивация, когда человек пишет записку и отдает ее с мыслью, что там помолятся. Это мотивация неправильная. Если сам не воздохнул молитвенно о тех, за кого  подал записку, просто автоматически ее написал, а там пусть священники молятся  это неправильно. Это, конечно, приятно и радостно, что здесь помолятся, что здесь будет совершаться служба. Это правильное движение сердца. Но неправильно думать, что если ты написал записку, то все автоматически будет хорошо.  Но даже в этом случае Господь действует.  И это не значит, что тех, за кого человек написал эту записочку, Господь во Царствии Своем не помянет. Помянет обязательно! И батюшки помолятся, и все святые пред Престолом Божиим помолятся, и земная и небесная литургия будет совершаться. Но вопрос в том, помолился ли сам человек, который подал эту записку. Если помолился, приложил к этому сердце  хорошо. Если вдруг не приложил, то это не значит, что он какой-то страшный грешник, безобразник. Просто нужно ему и самому молитвенно вспомнить о тех, за кого он просил помолиться. Естественно, когда оставляют записочки, не будешь каждого спрашивать, приложил он сердце к молитве за этих людей или нет. Бог видит, Бог судит. 

Мне доводилось совершать службы, особенно в родительские субботы, когда подавалась огромная стопка записок на проскомидию и еще больше записок на панихиду. Можно только порадоваться, что люди дошли до храма в субботний день или накануне, в пятницу; нашли в себе силы хотя бы написать записку. Это уже труд. Но с каким сердцем это все было сделано  видит и судит только Бог.

 Когда в Андреевский храм записки приносили мешками, то святой праведный Иоанн Кронштадтский вынимал их все и говорил: «Господь да помянет во Царствии Своем». Там же телеграммы целые приходили со списками людей, о которых попросили помолиться батюшку Иоанна. Но если отец Иоанн мог таким образом поступать, то нам нужно каждое имя обязательно с воздыханием молитвенно прочесть.

 Пусть не расстраиваются люди, когда видят, что на служение панихиды в родительскую субботу вышел священник и с ним сонм алтарников. Священник раздал алтарникам часть записок, и алтарники их читают. Не надо переживать, что батюшка какие-то имена вслух прочитал, а какие-то не прочитал. Дело в том, что если священнику читать все имена, то панихида может служиться очень долго. И, поверьте мне, каждый, кому записочка дана в руки, прочтет все имена, и Господь услышит сию молитву, потому что она общая. И она, как молитвенный столп, восходит на небеса, ко Господу, и Он все видит и слышит.

 Когда мы говорим о долге христианина, я вспоминаю времена, которые мне пришлось застать в полной мере, когда на православного христианина, мягко говоря, смотрели как на сумасшедшего. И только бабушки, пожилые женщины ходили тогда в храм без опаски, потому что с них нечего было потребовать. Но молодежи не было, молодежь пряталась. Как сейчас? Много ли у вас молодежи в храме или опять в основном пожилые женщины?

 Молодежь есть, но ее пока немного, и это весьма меня печалит. Поэтому нужно, конечно же, работать над тем, чтобы молодые люди не стеснялись приходить в храм, это не что-то постыдное. Я не единожды сталкивался с ситуацией, когда в молодежном сообществе того, кто ходит в храм, начинали высмеивать. Но я встречал и другие примеры, когда молодой человек начинал ходить в храм, тихонечко, робко, и потом он просто менял круг общения. Если прежний круг общения его не понимал, то он находил другой, который был ему близок. Существует множество молодежных клубов на приходах, у меня тоже есть цель создать такой клуб. Я много работал с подростками на прежних местах своего служения и сейчас с радостью бы поработал, но пока подростков у нас маловато. Тем не менее мы их ждем. Дорогие, не стесняйтесь, не пугайтесь! Ко Христу прийти можно в любом возрасте, но, поверьте мне, чем раньше мы это сделаем, тем лучше и полезнее будет для нашей бессмертной души! 

Я бы очень хотел, чтобы Вы обратились к людям с добрым пожеланием

 Дорогие, я желаю всем нам, чтобы мы постоянно, ежеминутно осознавали себя христианами. Чтобы мы не просто пришли и вышли из храма. Храм – это мы. Община – это мы. Приход – это мы, это каждый из нас. Когда каждый приходящий в храм будет понимать, что он – община, часть Тела Христова, член Церкви, то жизнь будет меняться в правильную сторону. Мы будем поворачиваться все больше и больше ко Христу, и радость нашего общинного служения в приходах, в наших храмах будет греть наши сердца, и мы это тепло будем нести дальше своим ближним. Если спасет нас Господь, то и вокруг нас спасутся тысячи! 

Ведущий Глеб Ильинский

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X