Беседы с батюшкой. Преподобные Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы. Священник Владимир Тоготин

10 июля 2022 г.

Сегодня мы беседуем с иереем Владимиром Тоготиным, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве.

– Хочется поговорить о таких важных фигурах для русской церковной истории и в целом для православия на Руси, как преподобные Сергий и Герман Валаамские. Каково значение этих святых чудотворцев для Руси и для Севера России в частности?

– Мы очень любим этих святых, почитаем их. Сведений о них осталось мало, но мы знаем, что они вели просветительскую деятельность на Севере Руси, в частности занимались просвещением карельских и северорусских племен. На том месте, где они подвизались, сейчас стоит знаменитый Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Очень красивый. Мне доводилось часто посещать его. На наших глазах произошло чудо – возродили такую великую обитель из руин.

До сих пор происходят чудеса по молитвам этих святых. Люди приезжают сюда, поклоняются мощам, которые лежат под спудом. В соборе возродили раку. Эти святые помогают людям в разных недугах, болезнях, скорбях, исцеляют от страстей, пьянства.

Монастырь после Великой Отечественной войны подвергся разграблению большевиками. Он был приведен в удручающее состояние. Я бывал там в начале 1990-х годов, это было страшное зрелище: черные, обугленные стены, разрушенные кельи, буквально не осталось камня на камне. Никто не верил, что монастырь возродится. Но произошло такое чудо.

Святейший патриарх Алексий II очень любил этот монастырь. Когда он жил с родителями на территории Эстонии, то часто посещал его. Папа Святейшего патриарха привозил своего юного сына для бесед с духовником…

Не только большевистская Россия разрушала монастырь. Он постоянно подвергался нападениям; например, шведы часто приходили и грабили его. О монастыре осталось мало сведений, но есть один интересный эпизод, когда шведы хотели надругаться над святыми мощами Сергия и Германа Валаамских, кто-то из воинов ослеп, кто-то получил болезни. И случилось чудо, шведы оставили это место в покое, даже благоустроили его и ввели почитание этих святых. А казалось бы, иноплеменники, люди, не любящие православие и Россию! Преподобные Сергий и Герман хоть и имеют греческие корни, но все же представляют русское православие. Молитва этих святых очень сильная. Когда человек обращается к ним, то получает просимое исцеление.

Сейчас монастырь красивый, торжественный, стройный, обнесен двойной стеной и братскими корпусами. Раньше он не был таким. В свое время кельи были деревянные, отапливались дровами. Но тем не менее молитва шла, и она была сильная. Сколько веков прошло с тех пор, а мы их помним, почитаем, любим. Они нам очень помогают.

Валаамский монастырь – великая святыня Руси. Всем советую его посетить. Не так много монастырей такого уровня, может быть, Дивеево, Оптина пустынь. Валаамская обитель входит в перечень самых знаменитых монастырей России. Туда хочется вернуться. После того как я побывал там, стал ездить чуть не каждый год. К счастью, из Санкт-Петербурга ходит очень удобный кораблик: вечером садишься, утром прибываешь, и целый день можно гулять по монастырю.

В Валаамском монастыре замечательный хор. Он известен по всему миру. Люди невоцерковленные, послушав эти песни, хотят вновь возвратиться в монастырь, пойти в храм. Пение ложится на сердце, человек пробуждается от земной суеты и начинает свой путь ко Христу. Это пение очень строгое. Сохранились даже дореволюционные ноты Валаамского напева. Я держал их в руках. Многие из них сейчас употребляются в православном, в том числе московском, богослужении. Это очень радует. А в прошлый приезд мы попали на выступление хора подворья Валаамского монастыря. Ребята пели замечательно, профессионально. Нам очень понравилось.

По молитвам святых Сергия и Германа монастырь держится до сих пор и, несмотря ни на что, процветает, ведется хозяйственная деятельность. На экскурсии нам показывали сады, которые просто потрясают. Место северное, ничего не растет, зима суровая, влажность большая, однако монахи умудрялись выращивать не только яблоки и груши, но и виноград, из которого делали вино для Евхаристии. Это было откровением для меня. Виноград же растет в теплом климате, но насельники выращивали его и на Валааме. Это одно из чудес. Святые места не зависят от климата и внешних условий. На память пришел один примечательный случай. Когда в Чернобыле произошла катастрофа, в Киеве был очень сильный уровень радиации. Но когда делали замеры на территории Киево-Печерской лавры, радиации не было. Казалось бы, местность та же, но в обители, где постоянно молятся монахи, где лежат мощи святых угодников, радиации не было. Расскажешь простому человеку, он скажет: «Сказки, фантазии какие-то». А это реальный факт.

В Валаамском монастыре по молитвам преподобных Сергия и Германа выращивали и яблони, и груши, и виноград. Также была очень стройная система водопровода. На острове много скитов, они очень красивые. В них по послушаниям монахи творят молитвы. Какие-то скиты остались в хорошем состоянии, какие-то были разрушены. Сейчас все они восстановлены. В одном из них даже возродили фарфоровый иконостас. Я был поражен красотой. На острове очень красивая фауна, многовековые сосны. Кто не был, обязательно съездите и на экскурсию, и помолиться, и вкусить эту благодать.

Благодаря молитве святых и монахов, которые подвизаются здесь, держится наша Русская земля. Неизвестно, что бы сейчас с нами было без нее.

– Очень мало сведений об их жизни на земле. Важно ли это для молитвы? Например, о Сергии Радонежском мы знаем много, благодаря чему он становится ближе и нам легче молиться ему. Его житие как пример для нас.

– У нас нет достаточно развернутых жизнеописаний преподобных Сергия и Германа. Мы не имеем сведений о них. Они сами за себя говорят своей молитвой и тем, что люди до сих пор про них знают и помнят. Недавно мы отмечали Неделю всех святых. Для чего она была нам дана?  Чтобы вспомнить не только тех, что прославлены Церковью, но и тех многочисленных святых (и их во много раз больше), которые подвизались, но не прославились.

По каким-то причинам Господь не дает их подробное жизнеописание, но дает видимые действия по молитвам к ним. И этого вполне достаточно для того, чтоб их почитать и любить, молиться им. У Бога святых такое количество, что мы даже представить себе не можем, если взять всех людей, которые подвизались, молились и уподоблялись святости.

Святые не ограничены церковным календарем. Отнюдь нет. Святые в календаре – это маленькая часть. Господь открывает нам знания о них для назидания, чтобы мы старались им подражать. А есть тайные святые, которые не хотели, чтобы о них знали. Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. Речь о том, что любую добродетель надо делать втайне.

Святые Сергий и Герман очень скромные. Они не хотели, чтобы люди знали об их деятельности во время земной жизни. Этим и обусловлено то, что Господь прикрывает от нас подробности их жития. Но все равно им нужно молиться. По молитвам к ним действительно происходят исцеления и разные события. В частности, так произошло и возрождение обители. На пустом месте, где были одни руины, возродилась красота, благолепие. Трудно даже вообразить, какие материальные средства в это вложены. Но по молитвам преподобных Сергия и Германа они нашлись и все сложилось чудесным образом.

–  Скрыты и житие, и мощи. Этот возрожденный монастырь, сияющий на Севере Руси, в какой-то степени сам является житием этих святых. Благодаря им случилось возрождение обители и теперь поддерживается ее жизнь.

Вопрос телезрителя: «Можно ли писать в записке имена невоцерковленных?»

–  Если мы будем писать только воцерковленных, то вообще прекратим писать записки. На самом деле по-настоящему воцерковленных людей очень мало. И даже они порой ведут себя не так, как положено христианам. Мы грешим и потом приходим на исповедь. Вне всякого сомнения, молиться надо не только за воцерковленных, а за всех. Для этого Господь и дает нам такую возможность – молиться и писать записки.

По традиции мы не можем писать некрещеных, когда подаем записки на проскомидию. Что это такое? Действо, когда батюшка на литургии вынимает частички и они омываются Кровью Христа. Таким образом, мы поминаем этого человека. Только имена членов Церкви могут подаваться в записке на проскомидию. Если человек крещеный, то обязательно нужно писать его в записке и молиться за него, чтобы Господь привел его в Церковь и наставил. На самом деле Господь всех призывает, но многие от этого отказываются. Люди говорят: «Мне сейчас некогда, у меня работа, дети, суета какая-то». Когда мы пишем в записке людей, временно отпавших от Церкви или заблудших, то мы за них молимся и проявляем к ним свою любовь. Так мы исполняем вторую заповедь: Возлюби ближнего твоего. Они чувствуют нашу любовь и в конце концов приходят ко Христу.

Бывает и так, что написали кого-то в записке, но никто не пришел. Но Господь слышит наши молитвы. Мы не знаем сердце человека, может, что-то в нем происходит, может, он пробудился или еще пробудится. Надо обязательно молиться за ближних, которые невоцерковленные. В этом нет никакого сомнения. А иначе нам не за кого будет молиться. Мир лежит во зле, не надо обольщаться и думать, что мы живем в раю. Мы живем на войне. Не только физической, но и духовной. Первая наша задача – молиться друг за друга. Особенно за падших.

– Вопрос телезрителя: «Я один соблюдаю пост в семье. И приготовлением пищи занимаюсь в основном я. Будет ли грехом приготовление скоромного для домочадцев во время поста? И, напротив, не будет ли грехом оставление их без моей помощи?»

– Если домочадцы не хотят поститься, то не надо их заставлять. Пост – это добровольное упражнение. Вы поститесь – это замечательно. Готовьте себе постную пищу, а им скоромное. Это тоже будет ваша любовь в ним. В этом нет ничего плохого. Когда Господь призовет их, они придут в Церковь и сами захотят поститься. Тогда будете поститься вместе. Бывает, люди болеют и им нельзя поститься в силу каких-то заболеваний. Естественно, надо проявить к ним любовь и терпение. Может, у нас будет какая-то зависть, что они едят, а мы нет. Но это наш выбор, крест и путь. В этом и сложность взять на себя иго Христово. Да, сложно поститься одному в семье. Это серьезный подвиг. Тем не менее нельзя ограничивать свободу людей.

 – В синагоге Христос исцеляет человека, имеющего сухую руку. Его обвиняют в том, что Он исцеляет в субботу, ведь это неприкосновенный день. И хотя Христос исцеляет, совершает доброе дело, на Него набрасываются из-за того, что Он вообще совершает какое-то дело. Применительно к современности как сейчас правильно относиться к воскресному дню, который заменил субботу?

– Действительно, в Новом Завете воскресенье занимает место субботы. Для христиан это праздничный день, малая Пасха. Мы вспоминаем в этот день Воскресение Христово. В Евангелии Господь постоянно исцелял в субботу, чтобы досадить фарисеям. Но, конечно, Он делал это не назло им, а чтобы показать, что любовь выше всех мирских законов. Любовь побеждает все. Фарисеи не понимали этого. Они не понимали, что законы для человека, а не человек для закона. И в конце концов дошли до того, что настолько возненавидели Его, что отправили на крест. Он спрашивал: «Что плохого в том, что Я исцеляю в субботу?» Фарисеи говорили: «Ты нарушаешь наш закон». Люди настолько повязли во внешних правилах, которыми оградились как паутиной, что потеряли любовь Божию.

Воскресный день для нас свят. Я знаю случай, когда один священник даже отменил воскресную службу потому, что на приходе заболел ребенок, ему срочно нужно было в больницу. Везти было некому, не было машины. И священник отменил службу и сам повез ребенка. И это было правильно. Он, как Христос, проявил любовь. По расписанию, по закону должна быть служба, но он объяснил прихожанам, что ребенок в тяжелом состоянии, и уехал. Это один из примеров.

Христос пытался достучаться до фарисеев, спрашивал их: «Что важнее: закон или любовь Божия?» Но они Его так и не услышали. Для нас воскресный день центральный. К сожалению, мы этого не понимаем и отучились ходить в воскресенье в храм. Мы едем на дачи, встречаемся с друзьями.  Я на беседах спрашиваю людей: «Почему не пришли в воскресенье на службу?» – «Мы были на даче». – «А храм у вас там далеко?» – «Далеко. Пятнадцать минут на машине ехать». Разве это далеко? Не пропускайте воскресную службу. Это праздник. Мы лишаем себя этой радости и делаем свою жизнь серой. На воскресной службе мы получаем благодать Божью. Нужно приходить на службу, принимать участие в таинствах, исповедоваться, причащаться. И Господь даст нам великую и невидимую благодать. А когда мы не идем в храм в воскресенье, то лишаем себя этого и остаемся в серой массе суеты, которая нас засасывает. А потом начинаем спрашивать: «А за что? А почему так случилось?» Не надо потом задавать вопросы. Вы сами виноваты.

– Когда Иисус перемещается из одной местности в другую, за Ним следует множество народа. Он совершает множество чудес и исцелений, но запрещает объявлять и рассказывать о Нем. Почему? Он как будто запрещает проповедовать о Нем?

Действительно, когда исцелял, Он говорил никому не рассказывать об этом. Он делал это из смирения и скромности. И до поры не открывался. Даже когда с Петром, Иоанном и Иаковом Он взошел на гору Фавор, чтобы показать им Преображение, то просил не рассказывать об этом до конца Его земной жизни. Это было тайной. И ученики открыли это другим уже после Вознесения. Значит, была причина; например, чтобы людей не вводить в смущение.

Факт в том, что Он постоянно, как лейтмотив, говорит: никому не рассказывай. Но Его никто не слушался. Все рассказывали. Все знали, что перед ними не просто человек, а как минимум пророк. А на самом деле – Господь, Вторая Ипостась Святой Троицы. Великое чудо. Господь показывал Свое смирение. Он никогда не превозносился, всегда был образцом смирения. Он ученикам омывал ноги. Когда ученики начали спорить, кто будет первым из них, Он сказал: «Кто хочет быть первым, тот будет последним», – и показал им для назидания, как надо друг другу помогать. Петр отказывался: «Не омоешь ног моих вовек», а Господь ответил: «Тогда не будешь иметь части со Мной». Петр все-таки смирился, и Господь омыл его ноги. Это необходимо было сделать в воспитательных целях – показать, что даже Сам Господь пришел не ради того, чтобы стяжать какую-то славу, а просто послужить человеку.

– Как Вы думаете, надо ли рассказывать сейчас о чудесах по молитвам к святым, Богородице, Господу или, например, к преподобным Сергию и Герману Валаамским?

– Наверное, специально трубить об этом всем подряд не надо. Но иногда полезно людям напомнить, что не все так просто, Господь помогает и по молитвам святых, в частности преподобных Сергия и Германа. Они очень сильные молитвенники и никому не отказывают. Часто бывают такие случаи, когда Господь помогает. Всем рассказывать, наверное, не стоит, потому что люди это не воспримут, просто посмеются. А когда человек уже готов это воспринять, сердце его открыто, для него такое чудо может сыграть полезную воспитательную роль. Видя, как его сосед исцелился по молитвам святых, он сам начнет им молиться. Но все-таки надо какую-то тайну сохранять.

– Вопрос телезрителя: «Дочери пятнадцать лет. Последние три года стала негативно относиться к церкви, крестному знамению. Муж и свекровь тоже негативно относятся к этому. Что мне делать?»

– Девочка у Вас уже взрослая. Что можно сделать? Прежде всего собственным примером показывать терпение, незлобивость, стараться не раздражаться на них. Господь постоянно нас испытывает. Мы почему-то хотим получить всё сразу: чтобы и мы, и все наши ближние были церковными, нас слушались, ходили в церковь как по мановению волшебной палочки. Такого не будет и не бывало никогда.

Царство Божие просто так не дается. Помните, что Господь Иисус Христос нам говорил? Царство Небесное нудится, и нуждницы восхищают е (Мф. 11, 12). То есть оно берется силой. А тут речь идет о Ваших ближних. И Ваша задача как-то привести их к Богу, а не препятствовать этому. Что для этого надо делать? Когда дети были маленькими, было легко: взял их с собой, привез в храм – и они автоматом, бездумно стоят с Вами или занимаются своими делами: как правило, где-то рядом с храмом в песочке играют. Часто получается, что дети просто приходят с родителями за компанию и к настоящей молитве не приучены.

А потом ребенок вырос и говорит: «Да мне надоело с тобой ходить, не хочу». Снимает с себя крестик. Тем более и папа не хочет, и бабушка настроена против мамы. Вы оказались в тяжелой ситуации. Что Вы можете сделать? Прежде всего молиться за своих близких, действовать с любовью и доброжелательностью. И со временем Господь их все равно приведет к Себе. Это такой духовный закон, когда мы молимся за близких. Есть русская пословица: вода камень точит. Если мы спокойно молимся за близких, Господь слышит эти молитвы и призывает их к Себе.

Точно так же будет и с Вашей дочкой. Не надо ее насильно тащить в храм. Пускай на какое-то время она даже отойдет от храма, набьет шишек, узнает, почем фунт лиха. Один мой знакомый батюшка говорил: «Я молюсь о своих детях так: Господи, делай с моими детьми что хочешь, лишь бы они потом вошли в Царство Божие». То есть он готов на несчастья, болезни и другое. Поэтому не надо этого бояться, это временное испытание. И насколько оно будет временное – зависит прежде всего от Вас. Потому что Вы ходите в храм и будете подавать им пример, за них молиться. Рано или поздно они к Вам примкнут, Господь их приведет.

– В таких ситуациях хочется человека как-то заставить силой креститься, молиться, ходить в храм. Но ведь, наверное, именно молитвой и собственным примером делаются такие большие дела, как миссионерство, привлечение человека к Богу. Наверное, именно так и действовали преподобные Сергий и Герман, когда просвещали землю Карелии. Вряд ли они кого-то заставляли насильно идти в храм. Они сами поставили храм, молились, обустраивали участки вокруг храма. И местные жители смотрели на них и удивлялись, как они умудряются с нуля создавать жизнь.

– И все к ним прилеплялись, хотели они того или нет. Порой они даже бегали от людей, старались убежать от мирской славы, а люди к ним приходили. Действует закон преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Это непреложный духовный закон. Люди приходили к преподобному Серафиму и даже с ним не разговаривали. Просто подойдут близко – и уже уходят утешенными, потому что видят, какой батюшка. Один его вид уже давал им закал на всю жизнь. Они уходили утешенными и жили уже по-христиански всю оставшуюся жизнь. Конечно, нам трудно подражать преподобным Серафиму, Сергию и Герману. Но хотя бы будем стараться потихоньку, как можем, делать это.

– Вопрос телезрителя: «Как быть, если постоянно испытываю раздражение на отца, за которым ухаживаю после его инсульта уже много лет? Каюсь, исповедуюсь, причащаюсь – и снова все повторяется».

– Надо радоваться, что Господь дает Вам такой крест. Это для Вас испытание. Тем более очень хорошо, что Вы видите это, понимаете. Надо просто элементарно себя сдерживать. С Вами ведь то же самое может быть, даже хуже. Это Ваш родной отец. Могу представить, как он Вам досаждает и своими капризами, и какими-то несправедливыми высказываниями. Но Вы уже должны настроиться, что это для Вас крест, это Ваш родной отец. Вам Господь дает такую возможность. Этому надо радоваться и благодарить Господа за то, что он Вам дал возможность понести такой маленький крестик – ухаживать за своим близким человеком.

Некоторые идут в госпитали, больницы ухаживать за чужими людьми и готовы отречься от многого, берут на себя такой крест. Сколько в госпиталях таких медсестер, которые не получают никакой зарплаты, просто идут и помогают. Сейчас они помогают раненым, перевязывают их, ухаживают за чужими людьми. А Вам Господь дал маленький крестик – немного потерпеть своего родного отца. Надо просто настроиться, принять это, стараться взять себя в руки и не раздражаться.

– Еще один вопрос: «Подскажите, пожалуйста, что значит "и будут последние первыми, а первые – последними"? Богатый юноша спросил у Иисуса Христа, как спастись, и Господь так ему ответил».

– Это тот богатый юноша, который потом отошел от Него. Он спросил у Господа: «Учитель благий, что мне сделать, чтобы наследовать Царство Божие?» И Он его поправил: «Что ты называешь Меня благим? Благ только Господь». Когда я читал это место в очередной раз, не понимал, думал про себя: «Ты же Сам и есть Господь». Стал открывать разные толкования. И действительно, в этом отрывке Господь признает Свое Божество как бы сокровенно. То есть Он как бы намекает юноше: раз ты называешь Меня благим, значит, признаешь, что Я Господь. Но юноша не понял намека, опечалился и отошел от Него.

Господь его спросил, какие он соблюдает заповеди от юности своей. Юноша назвал основные заповеди и сказал, что все их исполнил. Господь говорит: «Молодец, следуй за Мной». И тут у юноши какой-то ступор возник, потому что у него было огромное богатство, к которому он был прилеплен. И оно его потянуло назад. Вспоминаем антипод, как Господь призвал рыбаков – Андрея Первозванного и Иакова, брата Господня. Они, не раздумывая, пошли за Ним, бросив свои сети. Потому что сердце у них было открыто, за душой ничего не было, они жили только сегодняшним днем. Почему Господь и говорит, что очень трудно богатому войти в Царство Божие.

Мы, конечно, много рассуждали на эту тему. Но как бы мы ни хотели говорить, что богатство не портит человека, не имеет никакого значения, тем не менее на примере Евангелия видим этого юношу, который был очень благочестивый с виду и старался соблюдать заповеди. И нам Господь говорит: заповеди сами по себе ничего не стоят, пока сердце не возгорелось к Богу. Можно стараться соблюдать заповеди, быть нравственным человеком, но духовности не стяжать.

Нравственность отличается от духовности. Нравственность – это внешнее проявление каких-то общепринятых правил, некой жизненной этики. А духовность – это глубина, ее дает нам уже Господь, когда касается сердца человека, а мы отзываемся на призыв Божий. Юноша не отозвался, а апостолы отозвались. Они такие же люди, но сердце их было открыто. И здесь получилось так: кто был первым, у которого все есть, стал последним; а у кого ничего не было (даже и обуви), стал первым.

Можно много рассуждать на эту тему. Помните, как эти слова исковеркали революционеры? Они пели: «Кто был ничем, тот станет всем». Им тоже очень хотелось стать первыми, но Господь не допустил этого. Вспомним страшные кровопролития после революции 1917 года. Действительно, люди, которые не имели образования, арестовывали профессоров, имеющих ученые степени, и становились на руководящие должности. Мы знаем из истории, что с ними произошло. Они не были готовы к этим должностям и друг друга перестреляли. Потому что всякая власть дается от Бога. А когда мы сами хотим ее забрать, то, конечно, падаем.

– В заключение прошу напутственного слова для наших телезрителей.

– Дорогие братья и сестры, большое спасибо, что вы смотрите нашу передачу. Очень хотелось бы видеть вас в храмах. Молитесь и не забывайте приводить детишек в храм, чтобы они стяжали дух благодати, были счастливы на этой земле и вы через них потихонечку воцерковлялись бы и приходили ко Христу. Это мое пожелание вам: не оправдывать свои действия суетой, делами, дачами. Несмотря на то, что сейчас лето, обязательно нужно приходить в храм и не пропускать воскресные дни.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​