– Действительно, так получилось, что сегодня канун 5-летнего юбилея нашего реабилитационного центра. Завтра будут трезвенническая литургия и торжества, посвященные этому. Если у кого-то есть желание вместе с нами помолиться, то мы рады пригласить их в наш город Коммунары. В 10.00 начнется литургия, а в 13.00 начнутся непосредственно торжественные события, связанные с юбилеем нашего центра.
Перед тем как раскрыть такую серьезную проблему, хотелось бы проговорить, что грех сам по себе присущ всем людям. Нет такого человека, который жил бы и не согрешил. Но не для всех людей, с их точки зрения, грех является проблемой. Для нас, христиан, борьба с грехом является априори нужной. Это для православных христиан. Ведь есть разные христианские течения. Например, протестанты считают, что Христос на кресте искупил все грехи, поэтому грех отныне – не проблема. Это проблема Бога. Он все должен за меня сделать.
Для мирских людей грехи и страсти обычно вообще не являются объектом для борьбы. Мне доводилось как-то вместе с Православным молодежным клубом проводить встречу в одной из наших школ, и когда мы объясняли, что есть средства борьбы со страстями, один молодой человек спросил: «А почему я должен бороться со своими страстями? Мне со своими страстями хорошо». Понятно, что это было связано с тем, что он молод и у него много здоровья.
Грех тем и коварен, что сначала дает человеку сладость, а вот сам корень греха горький. Но человек это понимает не всегда. Сначала наступает эйфория, услаждение грехом. Это может человека радовать, но потом грех неизбежно берет свое, причем с процентами. В современной культуре грех проще всего уподобить, наверное, микрозайму. Мне нужны какие-то средства для удовлетворения своих потребностей, я пошел и получил микрозайм, а то, что вскоре за этот микрозайм придется платить с большими процентами, это уже второй вопрос.
Об этом современный человек не думает, потому что так построена современная жизненная психология: я должен получить как можно больше благ – и в настоящий момент. Современный человек не думает о том, будет он жить завтра или не будет, и отодвигает эту мысль подальше. А то, что сейчас с грехом хорошо, – это объективная действительность, которая многих вообще дезориентирует в этом мире. Грех тем и коварен, что наводит на человека какой-то туман, дурман. Человек начинает путать, где добро, а где зло, где жизнь, а где смерть, где Господь, а где путь в ад.
И чтобы бороться с грехом, прежде всего нужно понять, что грех – это зло, как бы необычно это ни звучало в нашем еще христианском обществе. Все-таки мы живем в православной стране, и слава Богу, что наша духовно-нравственная система координат по-прежнему во многом основана на евангельских истинах. Большинство людей пока согласится с тем, что грешить плохо. Пока! Что будет дальше, куда будет идти мир, Бог весть. Но пока тем не менее грех все-таки воспринимается как что-то плохое.
Правда, не всякий грех. Это тоже надо понять, потому что уже есть определенный набор грехов, который современное общество воспринимает как некую добродетель. В основном это грехи, связанные с блудной сферой, когда человек гордится тем, как много ему по этой части удалось сделать. При этом, конечно, за скобками остаются ужасные последствия этого греха: и аборты, и измены, и разваленные семьи, и испорченные судьбы. Это все остается за бортом. Тем не менее человек с грехом начинает жить, начинает с ним дружить. Основная проблема современного общества заключается в том, что постепенно человек становится уже не таким уверенным в том, что с грехом надо бороться. В связи с этим основная миссия Церкви сейчас – все-таки отстоять понимание того, что добро, а что зло, что грех, а что добродетель. Пока Божией милостью Господь дает Церкви силу, власть, а пастырям слово истинной благодати, наша страна будет стоять.
Грех был всегда и всегда будет. Человек без греха жить не может, но будет ли человек с грехом бороться или будет пытаться с ним сосуществовать, это станет либо источником жизни, либо источником погибели для всего человечества.
– Кроме того, мы можем еще и культивировать грех, то есть думать о нем не так, что это грех, а даже какое-то достоинство…
– Да, безусловно. Мы знаем про такие города, как Содом и Гоморра, где грех действительно превратился в норму жизни и общественную добродетель. Не секрет, чем это все заканчивается. Грех сам по себе ужасен тем, что отрывает нас от Бога как источника жизни. Что является следствием греха? Болезни и смерть. Об этом мы все знаем, но лукавый все время пытается предложить человеку какой-то особый грех: ты тут согрешишь, но не умрешь, поэтому это можно сделать. Современный человек все время переживает это искушение, и бороться с этим искушением бывает очень тяжело.
Человеку говорят не пробовать наркотики, а он пробует и убеждается, что они классные, они дали такую радость, такую эйфорию, какой он в жизни еще не испытывал. Что за этим последует буквально через несколько приемов или даже через несколько лет? Это будет уже полный развал, мрак и отсутствие какой-либо естественной радости, возможности видеть красоту этого мира, наслаждаться тем, что Господь дал человеку здесь в утешение. Но это уже будет потом. Сейчас, в моменте, человеку хорошо. Поэтому грех человека тянет, манит и лишает его возможности получать ту законную радость и то счастье, которые Господь дал каждому здесь, на земле.
Когда враг рода человеческого пытается бороться с Церковью, он преподносит Церковь как нечто такое, что лишает человека того малого счастья, которое в этой жизни есть. Господь говорит: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. А дьявол говорит: «Нет, не ходите туда. Там вас заставят молиться, поститься, ходить по воскресеньям на богослужение. В единственный день, когда вы можете выспаться или погулять с друзьями, вы лишитесь этой радости и будете жить в вечном сумраке». Так устроена человеческая природа: когда человек творит волю Божию, он получает сначала труд, а потом вознаграждение за него. А у дьявола наоборот: он сначала сулит тебе радость, ты берешь эту радость, а потом десятерицей за нее расплачиваешься.
– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Церковь исповедует восемь смертных грехов. Но в Писании нет такого разделения, что эти грехи смертные, а эти – немного смертные. Там конкретно сказано, что плата за грех – смерть. Она не денется никуда, то есть любой грех, в котором человек не приносит покаяния, является смертным. Объясните мне это».
– Все, наверное, прекрасно знают, что на свете есть разные яды. Есть быстрые яды, которые убивают человека мгновенно, а есть яды, которые человека могут травить годами. По сути, смертный грех тем и опасен, что убивает человека быстро и сразу, не оставляя ему возможности разобраться в себе и покаяться. Например, если человек переходит в мир иной в смертном грехе, то он подлежит геенне огненной. Это ужасно и страшно, потому что человек не может не грешить. Попробуйте целый день никого не осуждать и не произносить праздных слов. Уверяю, вам будет очень тяжело.
Есть грехи (например, осуждение), которых очень трудно избежать, с которыми боролись и святые мужи и которые нам дьявол все время предлагает. Это тонкий грех, легкая отрава, но тем не менее отрава, которая губит нашу душу. А есть грубые грехи, которые сразу человека толкают на дно адское. Они Церковью обозначены как смертные. Не потому, что имеют какую-то другую природу, а потому, что губят человека быстрее всего. Чем страшнее отрава, тем больше надо от нее блюстись. Поэтому от смертных грехов надо блюстись любой ценой. Церковь просто обозначает те границы, те вещи, к которым вообще нельзя прикасаться, о которых нельзя мыслить. Например, нельзя блудить, прелюбодействовать, убивать, нельзя делать какие-то другие вещи, которые губят душу человеческую.
Сказано, что нельзя, например, изменять Богу, то есть поклоняться другим богам. В наше время человек воспринимает это очень легко: он смотрит какие-то гороскопы, предсказания, использует экстрасенсов. А это тоже смертный грех. Мы нарушаем заповеди: Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня. Смертные грехи есть, и Церковь о них предупреждает. Это действительно страшная отрава, и такого врага надо знать в лицо. Как в военных действиях, есть более опасные направления, на которых держатся серьезные силы, а есть менее опасные направления. Это не значит, что враг не может по ним атаковать. Может, но там враг нанесет меньше вреда. Поэтому мы всегда находимся на войне. Любой грех губителен и ведет к поражению. Но есть те грехи, которых надо бояться как огня, не прикасаться к ним и даже в мыслях не позволять себе их совершать.
– Это как грибы: есть грибы условно съедобные, есть ядовитые. Например, бледная поганка: стоит этому грибу попасть в общую корзину, можно реально отравиться и умереть. То есть надо научиться различать грехи, оценивать, видеть их.
– Безусловно, человек должен следить за своим сердцем и эти грехи отслеживать. Если мы говорим о борьбе с грехом, то самый простой способ справиться с грехом – пресечь его на уровне мысли. В псалме «На реках Вавилонских» есть такие строки: Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень (Пс. 136, 9). Понятно, что речь идет не о младенцах, а о тех искушениях, которые человеку предлагает враг, начиная с мысленной сферы. Если человек отсекает грех в мысли, не позволяя ему войти в себя, то уничтожает грех в зародыше, грех дальше не проходит.
– Вопрос телезрителя Дмитрия из Гатчины: «Господь говорил о том, что без Него мы не можем ничего. То есть без таинства Евхаристии, не причащаясь, мы не имеем в себе жизни. Когда мы приступаем к таинству Евхаристии, нам дается благодать, и мы боремся и побеждаем в себе грехи, те или иные страсти. Но в то же время мы не можем приступить к таинству, имея в себе какой-то грех, страсть. Как быть?»
– Скажу, что на свете есть только два типа людей: грешники и кающиеся грешники. Других нет. Даже святые люди в той или иной мере запинались, иногда совершали грехи, хотя активно с ними боролись. И святые отличаются от нас тем, что они не позволяли себе пребывать в грехе. Сколько раз падешь, столько восстань – и спасен будешь, говорит Господь.
Господь знает, что человек не может не падать. Ежедневно мы грешим. Но как относиться к тому, что мы ежедневно грешим, и как делать работу над ошибками – зависит от человека. Понятно, что человек, который себя блюдет, не позволит себе совершать грехи грубые, смертные. Человек, который себя блюдет, борясь с грехом, со временем делает страсти более слабыми. Потому что страсть всегда питается греховными действиями. Если страсть в нас бушует, но мы с Божией помощью ее в себе борем, то страсть становится слабее.
Страсти у нас есть всегда. Но каждый раз, подходя к Чаше, мы говорим: «…от них же первый есмь аз». Имеется в виду, что первый грешник, который приходит в данный момент к Господу, – это я. И не так важно, кто согрешил больше или меньше.
Всегда вспоминаем случай из Евангелия, когда двое вошли в храм помолиться: фарисей и мытарь. Оба были люди грешные. Но один пришел с покаянным чувством, говорил: «Боже, милостив буди мне, грешному», – и получил от Бога оправдание. А второй – наоборот. Если бы этот фарисей жил в наши дни, то, наверное, подошел бы к Чаше со следующими мыслями: «Господи, я три дня попостился, прочитал три канона и Последование (может, еще пару акафистов, как рекомендуется). Я все сделал, даже прощения попросил у вредной бабы Маши». Если человек подходит с таким настроением к Чаше, то он получит осуждение, сколько бы акафистов ни прочитал, сколько бы ни постился.
Каждый раз, когда мы приходим к Богу, мы должны четко понимать, что Бога недостойны. Если у нас есть такой правильный настрой, то Господь будет нас очищать и миловать. Кстати, миловать и очищать нас Он будет ровно настолько, насколько мы милуем и прощаем нашего ближнего. Это тоже очень важный момент.
Покаяние и обращение к Богу у каждого человека своей степени сосредоточенности и глубины. Эта глубина, как я сказал, напрямую зависит от того, насколько мы готовы прощать (или не готовы) наших ближних.
Поэтому к Чаше идти надо, молиться надо, готовиться надо, просить Бога, чтобы Он очистил, надо. Но, подходя к Чаше, мы произносим эту молитву, и она не должна быть лицемерной. Если мы говорим: «… от них же первый есмь аз», – это должно быть в нашем сердце. Не так важно, как согрешил мой сосед, брат, кум, сват и тот, кто рядом со мной стоит. Важно, что я перед Господом грешник. Если человек имеет такой настрой, он другого осуждать никогда не будет.
– «Огнь бо есть…»
– Господь – огнь поядающий, но Он поедает наши грехи, если мы каемся и приходим к Нему с повинной головой. Есть такая поговорка: повинную голову и меч не сечет. Когда мы приходим к Богу с повинной головой, меч посекает наши грехи. А если мы приходим с гордо поднятой головой, то должны помнить об Иуде: Иуда на Тайной Вечере причастился, но в него, как сказано в Евангелии, вошел сатана.
– В 50-м псалме сказано: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит... Поговорим о шагах, ведущих к победе над грехом. Это очень важная тема. Потому что нам кажется, что мы сделали какие-то внутренние усилия для того, чтобы победить какой-то грех, – и всё. Но бывает, что одного этого шага недостаточно. Этих шагов к победе у кого-то сто, а у кого-то сто тысяч. Я не знаю, как правильно сказать об этих шагах к победе над грехом. Какими они должны быть? Может быть, эти шаги уже где-то прописаны, в каких-то книгах?
Вопрос телезрительницы Елизаветы из Гомеля: «Если человек ведет правильную, праведную жизнь, может он оставаться без греха? Или хоть небольшие, но грехи всегда есть?»
– Ответ на этот вопрос я прочитал в одном из монашеских патериков. Мы знаем, что монастырская жизнь как раз направлена на борьбу с грехом, борьбу совершенную, всецелую, постоянную, требующую постоянного сосредоточения. У человека, который находится в монастыре, для этого есть идеальные условия. Он имеет возможность и поститься, и молиться, и находиться в более-менее благочестивых условиях, в которых спасаться удобно. Монашеская брань заключается в мыслях. Так вот, в патерике было сказано, что один юноша, испытав огромное количество искушений, обратился к старцу: «Отче, неужели нет таких людей, которые полностью освобождаются от греха?» На что старец ему сказал: «Я знаю одного монаха, который из десяти мыслей, предложенных врагом, девять отвергает, а на десятой все равно спотыкается». Понятно, что он говорил про себя.
Поэтому нет человека, который бы в жизни не спотыкался. Мы читаем дневники Иоанна Кронштадтского и видим, что батюшка тоже все время спотыкался, но вставал. У него описаны моменты, когда он, например, говорит: «Господи, прости меня, зашла в храм женщина, недолжным образом одетая, и я ее осудил». Святые постники о себе говорят, что постились строго, но вот принесли любимую пищу – и вместо двух кусочков съели три. И просят прощения у Господа за чревоугодие.
Степень чистоты у каждого своя, но каждый человек обязательно спотыкается, падает. Потому что человек, который перестает каяться, перестает смиряться. Поэтому Господь попускает немощь даже святым людям. И эта немощь помогает человеку спасаться, помогает избежать самого главного греха – гордыни. Чем более совершенным становится человек, тем больше грех гордыни на него нападает. Если остальные страсти по мере победы над ними ослабевают, то страсть гордости, как говорят святые отцы, – как бешеный пес: ее отгоняешь, а она нападает с новой силой.
Поэтому каждому человеку здесь, на земле, Господь оставил спасительную немощь. Мы знаем, что сила Божия в немощи совершается. И не нужно отчаиваться. С грехом нужно бороться, с грехом нельзя соглашаться. Нельзя сказать: «Господи, я согрешил потому, что Ты мне эту немощь оставил; я был вынужден согрешить». Ничего подобного. Каждый искушается по собственным страстям, которые есть у него в душе. Искушение, грех – это следствие нашего собственного несовершенства. Это не Бог искушает человека; человек искушается собственными страстями и похотями.
Поэтому падает каждый, и это нормально. И каждый человек работает над чистотой своей души, просто уровень этой работы у каждого разный. В миру более грубый уровень; в монастыре уровень более высокий, там на уровне помыслов человек отсекает грех. У каждого свой, так сказать, уровень духовного преуспеяния, но духовная брань не оставляет ни одного человека на этой земле, каждый человек искушается.
Вернемся к вопросу о шагах. Все знают прекрасный православный образ лествицы, восхождения. Шагов к небу может быть и тысяча, если успеешь подняться, но всегда все начинается с первого правильного шага. Первый правильный шаг – это осознание собственной немощи и обращение к Богу за помощью. Собственно, этот шаг и прописан в программе «12 шагов», когда человек возвращается к трезвой, нормальной жизни. В любом духовном движении этот шаг должен быть.
Этот первый шаг уже сам по себе спасителен, если даже человек останется на этой ступеньке смирения, на ступеньке того, что ему Бог необходим. То есть можно спастись одним только смирением, не прилагая других добродетелей. Как можно, собственно, и погибнуть одной только гордостью, несмотря на то что внешне будешь совершать великие дела и подвиги.
Этот первый шаг обязателен, необходим. Дальше у человека есть определенная свобода: он может развиваться в одной добродетели или в другой. Например, человек принял Бога, смирился, попросил у Бога помощи и дальше может пойти по пути, скажем, добродетели гостеприимства. Вот сейчас много беженцев приезжает. Принять их к себе домой – это серьезное дело, потому что неизвестно, кто приедет, с какими правилами и как он будет жить. Тяжело бывает терпеть другого человека. Но человек принимает странников и через это служит Богу.
Это может быть добродетель милосердия, когда человек идет в больницу. Сейчас много раненых, да и вообще много людей, которые лежат в больницах и нуждаются в уходе, утешении и любви. Это может быть шаг в сторону детского дома, где нашей любви и служения ждут дети, которые нуждаются в уходе. Это может быть шаг в сторону психоневрологического интерната, где находятся бедные и несчастные люди, которым надо помогать.
В любом случае первый шаг – это осознание, что без Бога я не могу ничего сделать доброго. Господь сказал: без Меня не можете творити ничесоже. Человек может идти различными путями к Господу, но вот этот первый шаг необходим, он базовый, это фундамент.
Мы прекрасно знаем, что вера без дел мертва. Мало веровать, еще и твои дела должны соответствовать твоей вере. Если сделал что-то худое, потом сделай что-то доброе. Сказано: уклонися от зла и сотвори благо (Пс. 33, 15). Если человек только уклоняется от зла, он дальше не пойдет по лестнице духовного преуспеяния. Двигаясь к Богу, необходимо идти по этим ступеням.
– Я бы хотел узнать чуть более подробно о программе «12 шагов».
– Программа «12 шагов» – это, по сути, детализация евангельской притчи о блудном сыне, которую все прекрасно знают. Если вдруг кто не читал, срочно прочтите, о чем она и к чему ведет. По сути, о том, как человеку вернуться к Богу, прописано в 12-шаговой системе. Если человек заблудился в стране далече, называемой пьянством и наркоманией, в этой программе по шагам расписано, как из этой страны выходить и как потом туда не возвратиться. Это очень важно, потому что человеку нужно не только отойти от этого зла, но дальше научиться жить без греха, не свалиться в эту пропасть снова.
Все 12 шагов мы сейчас обсуждать не будем, но начальный шаг – это признание собственного бессилия перед Богом и людьми. Без этого ничего не бывает. Вспомните, как блудный сын сказал: «Что же я делаю, безумный? В доме отца моего и наемники избыточествуют хлебом. Встану, пойду к отцу моему…» То есть: сам я не справлюсь, мне нужна помощь, пойду к отцу. Это первый шаг, с которого, в общем-то, все начинается. А дальше эта программа направлена на то, чтобы человеку вернуться к трезвому, счастливому образу жизни. Именно поэтому мы взяли эту программу как канву для нашего центра. Начинается все с трезвеннической литургии, когда человек молится и просит у Бога помощи. А дальше – терапевтические необходимые мероприятия. И добрые дела человеку тоже необходимо совершать, чтобы компенсировать тот вред, который он нанес другим. Без этого не будет полноценного исцеления.
– «Трезвость» и «трезвение» имеют общий корень. И хорошо, если этот путь становится маршрутом.
– По сути, любая страсть имеет природу пьянства: когда человек грешит, он как пьяный становится. Как сказано у Пушкина: «В гневе начал он чудесить и гонца хотел повесить». В страсти человек перестает принадлежать себе, перестает поступать правильно и разумно, теряет свою трезвость. И надо к этому возвращаться.
– Вопрос телезрительницы из города Коммунар: «Около шести лет я встречалась с молодым человеком, мы не были женаты. Потом я с ним рассталась и примерно в это же время стала воцерковляться, исповедоваться, причащаться. Все, в общем-то, было хорошо. Но потом мы с ним сошлись снова. Молодой человек жениться так и не собирается. Получается, что я причащаться и исповедоваться не могу, потому что буду повторять свой грех осознанно. Получается, у меня выход только один – расходиться окончательно с молодым человеком? Или как?»
– Вопрос серьезный, жизненный. Если человек не собирается жить по-Божьему, то с таким человеком невозможно построить семью. Семья – это малая церковь. Если Вы как христианка, будучи воцерковленной, имея опыт покаяния, богообщения, хотите создать малую церковь, то не должны связываться с неверующим человеком. Об этом есть канон.
Когда человек уже женат (замужем), сам воцерковляется, а его половинка остается нецерковной, тогда брак не разрушается, остается таким, как есть; человек имеет право остаться с неверующим супругом. Но если человек верующий, воцерковленный, имеющий опыт исповеди и причастия, собирается строить семью как малую церковь, канонами Церкви запрещено связываться с человеком нецерковным, потому что невозможно построить вместе с таким человеком малую церковь.
Ваши отношения изначально построены на грехе. Блуд – это смертный грех, и если он стал повсеместным, он не стал менее страшным и менее разрушительным. Поэтому Вам нельзя с этим человеком связываться, добрую семью Вы с ним не построите. Это тяжело, но это границы Вашего счастья и благополучия Вашей семьи.
– Что нам может помочь в преодолении греха? Может быть, какая-то литература? Что нужно сделать для того, чтобы эти шаги стали выполнимы?
– Нужно сделать первый шаг – обратиться к Богу: «Господи, я без Тебя не могу; пожалуйста, приди в мою жизнь и веди меня Сам». С этого все начинается, без этого не будет никакого успеха. Когда человек просит Бога о том, чтобы Господь дал ему возможность избавиться от греха, Господь начинает помогать.
Можно попросить у Бога доброго духовника. Помню, когда я был 17-летним юношей, начал регулярно ходить в храм исповедоваться, причащаться, я понял, что мне нужно духовное руководство. Я попросил: «Господи, дай мне доброго духовника». И буквально через пару месяцев оказался на Цветочной улице у отца Иоанна Миронова. Кстати, прошу помолиться за болящего протоиерея отца Иоанна, батюшка сейчас очень болеет. Он до сих пор жив, ему 98 лет, очень серьезный возраст. И он очень многое успел в жизни дать другим. Поэтому просите доброго духовника.
Можно учиться из святоотеческих книг, пользуясь Церковным Преданием. Это великое сокровище, которое трезвит человека и помогает во всем разобраться, получить конкретные советы и руководство. Если по какой-то причине нет рядом доброго духовника, то, пожалуй, единственный способ продолжать идти к Богу – читать Священное Писание и творения святых отцов.
– Можно ли научиться читать Священное Писание?
– Можно и нужно. В молитвослове есть молитва перед чтением Священного Писания. Ведь что такое Священное Писание? Это слово Божие, обращенное к нам. Когда мы молимся, мы с Богом разговариваем, мы Богу говорим. Когда мы читаем Священное Писание, мы Бога слушаем, что Он говорит нам. Нужно суметь это услышать, попросить Бога, чтобы Он открыл это нам. Это очень важно.
– Сколько подопечных сейчас находится в вашем центре реабилитации?
– У нас сейчас находится 12 человек. Обычно их не бывает очень много, максимальная загрузка центра – 20 человек. Важно понимать, что реставрация человеческой души – очень тонкая и серьезная вещь. В этом отношении у нас не единственный православный центр. В Санкт-Петербурге есть замечательный фонд «Диакония», центр «Ручей», в Москве – центр «Зебра». Я могу долго называть центры, в которых программа «12 шагов» грамотно наполняется духовным содержанием, что очень важно. Потому что есть программа терапийная, а есть программа, возвращающая человека к Богу. Такие центры есть. Самое главное – желание самого человека.
Мы сегодня говорим о борьбе с грехом, что необходим самый главный первый шаг, после которого можно идти дальше, а Господь будет вести. Но первый шаг обязательно должен быть. Этот шаг – обращение к Богу. Человек должен сказать: «Господи, я хочу, чтобы Ты меня исцелил, помоги мне, пожалуйста, исцелиться». И обратиться за помощью. Если есть такое обращение, то будет дальше и успех.
– Обращаются ли к вам люди из тюрьмы, которые были судимы за наркотики?
– Конечно. От тюрьмы и от сумы не зарекайся. Любой человек может попасть в этот дьявольский капкан. У нас были абсолютно разные люди, из разных социальных прослоек, разного вероисповедания. Многие к нам приходили, еще не будучи православными. Но все, кто выздоравливал, обращались к Богу, потому что трудно не увидеть Источник своего исцеления и не почувствовать ту милость, которую дает Господь.
Все мы разные, но всех нас Бог ведет. Все мы немощные, но Господь всех нас милует. Мы все друг друга должны терпеть и поддерживать. За счет терпения и общей поддержки мы спасаем с Божией помощью в том числе и свою душу. И это замечательно.
Ведущий Глеб Ильинский
Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
ZA VЕРУ И ОТЕЧЕСТВО: броня молитвослова и детские письма. 4 часть
СОЮЗ-ОНЛАЙН с АРХИПАСТЫРЕМ: митрополит Викентий — О СЕМЬЕ И ЭГОИЗМЕ
ZA VЕРУ И ОТЕЧЕСТВО: элита России и бракованный снимок. 3 часть
СОЮЗ-ОНЛАЙН с АРХИПАСТЫРЕМ: митрополит Викентий — ОБ ОПЫТЕ МОЛИТВЫ ПОД ОБСТРЕЛОМ
ZA VЕРУ И ОТЕЧЕСТВО: батюшки-контрактники и царская армия. 2 часть
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!