Беседы с батюшкой. Преображение Господне

19 августа 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает руководитель Миссионерского отдела Екатеринбургской епархии священник Даниил Рябинин.

– Только что завершилась служба, посвященная великому православному празднику Преображения Господня. Отец Даниил, как прошел праздник в вашем храме Благовещения Пресвятой Богородицы?

– Замечательный день. Все мы очень любим праздник Преображения Господня – один из двенадцати главных христианских праздников. Думаю, те, кто держал Евангелие в руках, знакомы с евангельским событием, которое легло в основу этого церковного торжества. Служба замечательная, она наполняет период Успенского поста. Пост строгий, но сегодня есть некие послабления для тех, кто следит за гастрономическими моментами, связанными с постом. Праздник Преображения очень хорошо вдохновляет. Дальше мы устремляемся к Успению. И вообще, мне кажется, эти темы между собой необычно связаны.

Что касается праздника в нашем храме, то все прошло на самом высоком уровне. Это большое торжество для Академического района. Ровно пять лет назад наш владыка, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, в нашем Благовещенском храме совершил первую службу. На тот момент фактически ничего не было готово, но храм начал существовать и действовать. Мы должны прекрасно осознавать, что храм – это не просто красивое сооружение, на фоне которого можно делать классные фотографии и выкладывать их в социальных сетях. Храм должен быть наполнен соответствующим содержанием: в нем совершаются богослужения и молитва. Наш владыка ровно пять лет назад сказал такие слова: «Если в течение всей недели в храме трудятся строители, то один день в неделю, как и положено, в нем будет совершаться молитва». Да, пять лет назад были сложности с этим действом, но время скоротечно, и сегодня мы уже видим замечательный храм с прекрасным внутренним убранством и внешним благоустройством. И с каждым годом трудами добрых, заботливых людей все развивается. Тема преображения для нас является движущим фактором и силой, а в целом для христианина – мотивирующим вектором, чтобы развиваться в правильном, верном направлении.

– Сегодня в храмах пели тропарь праздника. Думаю, нашим телезрителям будет интересно, если я буду цитировать слова этого тропаря, а Вы дадите свой комментарий, соотнося это с современностью.

Преобразился еси на горе, Христе Боже… В чем суть преображения Господа Бога нашего Иисуса Христа? И как мы должны подражать Ему в этом преображении в течение жизни, в течение нашего поступательного движения к жизни вечной?

– Мы прекрасно знаем, что каждый праздник оформлен богослужебными песнопениями. Тропарь является центральным песнопением, в котором излагается вся суть празднуемого торжества. Есть праздники, по которым служба фактически не готова, то есть нет канона, нет стихир, но тропарь и кондак (это такая форма церковной гимнографии) всегда существуют, начиная со времен Романа Сладкопевца.

Тропарь – это песнопение, в котором содержится суть праздника. К слову сказать, праздник Преображения – серьезный. Да, конечно, весело и здорово освящаются плоды: яблоки, виноград, кто-то даже арбузы в храм приносит и бананы, хотя у нас не та полоса, где они растут. Это сложившаяся традиция, связанная с торжеством. Но праздник Преображения глубоко важный в христианском ключе для понимания того, что собой представляет христианская жизнь и что лежит в основе нашей веры. Это на самом деле очень серьезная тема.

Традиция освящения первых плодов, в принципе, органично вписывается в этот праздник и в так называемые спасы, которые чередой следуют в течение Успенского поста, обозначая в том числе ветхозаветную традицию, которая, в общем-то, является благословенной для нас. Мы по-христиански эту традицию ретранслируем: начатки всяких плодов в первую очередь приносим к Господу. В принципе, мы любое дело начинаем с молитвы, призывая имя Божие с благодарностью и испрашивая помощи в том или ином начинании. Утром мы просыпаемся, и если нет возможности прочитать молитвенное правило, осеняем себя крестным знамением, понимая, что мы живем с Господом, Который нам может помогать.

Но мы говорим о духовном, внутреннем содержании этого праздника, который заставляет нас отрываться от плотских вещей. Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою. То есть Господь являет ученикам славу, предваряя Свою смерть и воскресение. Накануне до этого Господь общается с учениками и говорит им о том, ради чего Он пришел в этот мир: чтобы умереть. Впереди Его ожидает смерть. Мы знаем из Евангелия о том, что апостолы переживали, услышав эту весть. Они думали: зачем умирать-то? Даже если все идет с какими-то неурядицами...

Но задача и цель Христа в том, чтобы спасти человека. Через смерть и Свое воскресение Господь спасает человеческий род; это таинство искупления, если можно так выразиться. И вот праздник Преображения для нас имеет такой смысл: мы исповедуем и верим в то, что воскреснем, что преобразимся в тот момент, когда придет Господь и совершится всеобщее воскресение мертвых. Это мы поем в Символе веры, и это является для нас фундаментальным.

Если посмотреть на моменты последовательно, то Христос приходит в этот мир, умирает на кресте, воскресает и преображается. Для нас открывается путь. Мы рано или поздно умрем; по слову апостола и святых отцов, если мы умираем со Христом, значит, с Ним и воскреснем. Значит, впереди нас ожидает и преображение. Все изменится, воскреснут мертвые, а все живущие изменятся во мгновение ока. Об этом пишет апостол.

– Почему преображение Господа произошло на горе? И второй вопрос, который можно совместить: что такое Фаворский свет?

– Это сложная тема, связана она с вопросами догматического характера XIV века, с исихастскими спорами святителя Григория Паламы и монаха Варлаама Калабрийского. Речь шла о нетварном Фаворском свете и о том, как монахи совершают молитву, созерцая нетварный свет. Но это богословская тема, специальная для тех людей, которые этим занимаются. Для нас важно понимание, что Христос, пришедший в этот мир, разрывает для нас шаблон последовательности: смерть – воскресение – преображение. Он преображается до Своего воскресения, тем самым показывая необходимость того, что мы с вами должны делать.

Человек, в силу совершенного греховного преступления прародителей, оказывается в узах греха и тех страстей, которые уже живут в нем и развиваются. Наша задача – реализовывать в себе потенциал преображения, если можно так выразиться; это тот вектор развития, в котором мы движемся. Под преображением в широком смысле мы понимаем развитие в лучшую сторону...

– Поэтому и гора.

– Да. Гора – это образ. В Евангелии и вообще в Священном Писании мы не раз можем увидеть, как Господь после каких-то трудных событий восходит в уединенное горнее место. Гора – это нечто, что находится над миром. Здесь можно  увидеть метафорический образ.

Господь восходит на гору (по преданию, это гора Фавор), и там происходит чудеснейшее событие Богоявления, когда ученики слышат глас Отца: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.

– Это как наставление в послушании?

– Наставление в послушании и утверждение для них на тот момент в том, что говорит Христос. Это ведь строчки из Ветхого Завета, и всякий иудей, слыша их, прекрасно понимал, о чем идет речь. Это слова, в которых открывается Бог; это серьезнейшая вещь. Это к тому, насколько нам важно внутренне проникаться чтением Священного Писания – оно является для нас важным. Поэтому-то праздник Преображения и находит свое место в череде довольно простых вещей, которые очень легко ложатся на сердце человеку.

– Вам не посчастливилось побывать на горе Фавор?

– К сожалению, не бывал там.

– Мне тоже не посчастливилось. Думаю, у каждого православного христианина есть такая мечта. Говорят, что каждый год в праздник гору Фавор окутывает туман,  даже при ясной погоде. Это тоже некий прообраз нетварного Фаворского света.

Поговорим об учениках. Почему именно трое, а не все апостолы были взяты на гору? Есть ли в этом какое-то преподнесение того, что и в Царствии Небесном есть некая иерархия? Это экстраполирует нас на то, что везде должна присутствовать иерархия, везде должно быть послушание, каждый должен зреть свои таланты, уважать таланты других и с радостью нести свой крест?

– Вы в важном и нужном ключе рассуждаете на эту тему. Это на самом деле так. Толкователи этого евангельского отрывка по-разному его толкуют, почему Петр, Иаков и Иоанн были взяты Христом на гору и стали свидетелями этого чуда. Причем завершается это событие тем, что Христос строжайшим образом запрещает им рассказывать об этом до последних событий.

– Да, немаловажный факт.

– Это некая тайна, которая должна открыться после... Апостол Петр – одна из ярких фигур Евангелия; между прочим, весьма противоречивая. К слову сказать, когда мы читаем в Евангелии об учениках Христовых или читаем жития святых, с одной стороны, их образ идеализируется в нашем сознании, и это правильно, потому что мы видим для себя некий авторитет, некий идеал, образ. С другой стороны, мы в данных лицах должны видеть и то человеческое, что не было им чуждо. Горячий характер апостола Петра не раз ставил его в самые неловкие ситуации (когда он начал тонуть, идя по воде; когда отрезал ухо рабу первосвященника при аресте Христа).

– Один из апостолов сказал: …не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Мне казалось, что уж у апостолов-то было все идеально.

– Да, надо понимать, что ничто человеческое не было им чуждо. И Христос видел их черты характера, знал. Апостол Иоанн – самый молодой. Мы знаем, что в Евангелии от Иоанна, которое было им самим рассказано, он пишет о себе (не называя себя), что он любимый ученик Христа; так он себя выделяет среди апостолов. Можно ли говорить, что среди учеников Христовых были те, кто был более любим или менее? По-разному можно говорить, но опять же мы понимаем, что человеческое сообщество строится на понятиях иерархии...

Апостол Иаков – один из первоверховных апостолов, наравне с Петром и Павлом (Павел позже был призван). Апостола Иоанна Богослова мы называем апостолом любви: он раскрывает понятие о Троице, понятие о любви. Это одни из величайших апостолов, через которых открывается слово Божие. Я нисколько не умаляю сейчас значение других апостолов, труды которых просияли на всю вселенную (я, конечно, образно выражаюсь, но тем не менее).

То Божественное Откровение, которое случается с апостолами на горе Фавор, пригодится им в будущем, в их будущем служении. Господь говорит им: «Ничего сейчас не рассказывайте. Когда случится смерть, воскресение, когда Меня увидите воскресшим, тогда всё поймете». Ведь до самого конца они ничего не понимали, делили «министерские кресла», кто сядет по правую руку... А Господь говорит: «Посмотрите, что надо делать». Берет тазик с водой и моет им ноги. То есть хочешь быть первым – так делай. И для них это было откровением.

В праздничном тропаре есть такие слова: якоже можаху ученики воспринимают свет. Кто-то закрывает глаза полностью, кто-то чуть смотрит, закрыв один глаз. И они с этой горы как будто бы катятся в разные стороны, врассыпную... На самом деле это действительно так. Не надо думать, что такого не могло случиться. Апостолы вот так по-простому рассыпались, когда услышали глас Божий, когда увидели Христа преображенным. Вот так – кто-то в меньшей степени, кто-то в большей степени – смогли воспринять они это откровение.

Вы правильно спросили о том, как нам приложить это к своей жизни, а не просто мудрствовать о высоком. Мы прекрасно понимаем, что дело преображения, труда над самим собой – это сложнейший процесс. Вот в студии картинка нашего храма. Десять лет назад там вообще ничего не было: пустое место, болото. И через десять лет – такой замечательный храм. Но материальное проще складывать: требуются денежные средства, и все. А душу как складывать?

В Евангелии мы слышим слова апостола о том, что мы есть храм Духа Святого. То есть мы должны становиться вместилищем Святого Духа. Как таковыми быть? Когда мы сможем воспринимать свет. Господь являет для нас свет, все освящающий и просвещающий. А там, где тьма, Бога нет. Каждый человек должен посмотреть внутрь себя: если там мрак, пауки, лопухи – это плохо. Вот и нужно прилагать усилия к тому, чтобы преображаться, по крупицам совершенствоваться, якоже можаху. Может быть, закрыв глаза, с трудом перешагивая через препятствия и сложности, но двигаться вперед.

 Господь действительно учит апостолов некой внутренней иерархии и абсолютному послушанию. Всякое самовольство (которое совершает в том числе апостол Петр) Господь пресекает: «Не надо так делать, это не приведет к хорошему. Слушай Меня и делай, как Я тебе говорю». Безусловно, для нас апостолы являются примером в своем служении, послушании, в их удачах и неудачах. Это то, что мы всегда должны накладывать на события своей жизни и на события, которые могут нас немножко расстраивать. Это важный момент.

Якоже можаху; да возсияет и нам, грешным, свет Твой присносущный. Помимо света там еще явились и святые: Моисей и Илия. Небольшой комментарий, что такое вообще явление святых и могут ли святые явиться простым грешникам?

– И да, и нет.

– Мы знаем, что и лукавый может принимать образ святого.

– Апостол нам говорит: испытывайте духов, от Бога ли они. А кто будет испытывать духов – это вещь тоже интересная. Мы все-таки мыслим относительно приземленно. Мы начали наш разговор с простого: с того, как праздновали сегодня Преображение. Кстати, этот праздник имеет попразднство, и если мы вдруг не попали сегодня на богослужение и завтра не попадем, мы можем проникнуться этим событием еще в ближайшие дни до отдания праздника Преображения Господня.

В событии преображения являются Моисей и Илия. Конечно, для человека, воспитанного категориями Ветхого Завета, Моисей и Илия – это, так скажем, фигуры высшего пилотажа, закон и пророки. Христос пришел не нарушить закон, но исполнить. Священное Писание – это «закон и пророки». Моисей – это «закон», Илия – это «пророки». Это богодухновенные мужи, два свидетеля, которые являются перед Христом. Евангелист замечает, что они беседовали о том, что должно было случиться, то есть о смерти Христа. Опять же тема смерти и преображения, которая здесь проходит, имеет важнейшее значение.

Что касается явления святых людям, мы знаем, что Бог промышляет о людях таким образом, что некие откровения могут существовать в этом мире и через явление святых людей. Мы знаем, что святитель Николай являл свое заступничество любым людям, в том числе даже и нехристианам. Весь мир чтит святителя Николая, через него людям открывается Господь. К слову сказать, мы не знаем ни одного его слова, ни одной его проповеди, но зато каким прекраснейшим образом он открывается в мире... Даже в тропаре его праздника поется: правило веры и образ кротости. Вот наша христианская задача: реализовывать в себе полученный от Спасителя потенциал, преображаться и становиться святым. Хотите быть святым – будьте им. Что для этого нужно? Первое – правило веры, второе – образ кротости, третье – воздержание. Вот простой алгоритм нашей жизни. Не надо ничего придумывать, бороться с ветряными мельницами тоже не стоит.

– Завершается тропарь словами: молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе. Это уже похвала и Богородице, и Иисусу Христу.

Вы рассказали о вашем храме, что храм преобразился. Но, наверное, есть какие-то планы еще? Ведь Академический район многотысячный...

– Сто тысяч проживает в районе... В преображении Господь являет для нас Свою Божественную славу. Но для нас совершенство продолжается постоянно. Конечно, в свете того, что нам Господь открывает, мы все больше и больше видим свои недостатки, и это ведь хорошо. Некоторые говорят: «Ой, опять у меня какие-то проблемы вылезли; не было, не было – и вот опять...» Напротив, это хорошо. Чем ярче светит свет, тем больше недостатков мы видим, а это значит, что мы движемся в правильном направлении – к Господу, Который для нас является Солнцем Правды. И в молитве сегодняшнего праздничного тропаря мы просим, чтобы Господь, будучи Светодавцем, нас озарил. Мы стремимся к самому лучшему.

Я верю и глубоко убежден, что храмы нашей Церкви сегодня преображаются, наполняются новыми людьми, а это замечательно. Пусть сегодня под сводами Церковь собирает, может быть, тех людей, которые два-три раза посещают храм, но и это прекрасно. Семя духовное, посеянное Господом, имеет силу воскресения и силу преображения; в этом мы убеждены.

– Вы чувствуете себя ловцами душ человеческих в Академическом районе?

– Наш приход находится возле прекрасной реки Патрушихи. Идешь по дороге в храм, кто-нибудь спросит: «Куда ты идешь, человек?» А ты скажешь: «Иду рыбу ловить». Как в Евангелии.

Приход развивается, и это нормальное явление. Сегодня наш проект – открытие первой общедоступной районной библиотеки в Академическом. Мы собираем книги, формируем фонд. Это просветительский проект, который стартовал в этом году. Понятно, что в рамках всей России, может, не совсем актуально говорить об этом, но мы все-таки находимся в городе Екатеринбурге и делимся своими интересными моментами.

Храм – безусловно, место молитвы, место богослужения. Но издревле храмы и монастыри у нас имели функцию просветительскую, потому как это заложено в самом Евангелии и в нашем миссионерском посыле. Поэтому мы трудимся сегодня, чтобы организовать такую библиотеку, которая послужит на благо и на будущее время всем поколениям, кто будет жить в Академическом районе.

– Вы являетесь руководителем Отдела по делам молодежи и миссии. Не хотелось бы задавать банальный вопрос о том, какова нынешняя молодежь, но тем не менее. Чем завлечь тех, что являются носителями не только креста, но и гаджетов? Какие запросы у молодежи? Какая у нас православная молодежь?

– Молодежь у нас самая замечательная. Мы уже в рамках этой программы как-то обсуждали эту тему, и я повторю мысль о том, что наша современная молодежь – думающие люди. Конечно, современные тенденции информационного пространства – это серьезные вещи, о которых я тоже хотел бы поговорить, потому что занимаюсь исследованием этой темы. К слову сказать, я не блогер и вообще скептически к этому отношусь...

– Хочу Вас поддержать. Ведь если говорить об апостолах, то двенадцать человек без социальных сетей, без реклам на телевидении и прочего перевернули весь мир.

– Совершенно верно. Причем половина из них были рыбаками и, в общем-то, не теми, на кого можно было делать ставку.

– После этого вся молодежь, которая нас смотрит, выбросит гаджеты…

– А может быть, напротив, подпишется на наш канал. Я хочу повторить, молодежь у нас думающая, и было бы примитивно строить все общение с молодежью исключительно путем воскресных уикендов с шашлыком и сосисками. Да, некоторые люди это практикуют, и такое неформальное общение – это хорошо. Но мы прекрасно понимаем, что сегодня информационное пространство оказывает мощнейшее влияние на человека, который подключен к нему; это процесс интеллектуальный. С одной стороны, клиповое мышление, и многие вещи человека выбивают из колеи, создают некий шаблон мысли. С другой стороны, это огромнейший потенциал, который сегодня Церковь использует в миссионерской деятельности и в общении как таковом. Не было бы этого, мы сегодня не сидели бы в нашей замечательной студии. Все-таки мы верим, что цифра не победит букву, потому что Слово было у Бога, и Слово было Бог.

– Цифра в Евангелии упоминается по другому случаю.

– Да, Вы правы, цифра упоминается по другому случаю. Здесь есть некие опасения, но, с другой стороны, все, что мы имеем сегодня, мы должны употреблять во благо. Цивилизация сегодня развивается просто семимильными шагами, и это должно адекватно восприниматься в общении с современным миром. Конечно, мы говорим о понятиях абсолютных и фундаментальных, которые не перестанут быть актуальными никогда. Как две тысячи лет назад при рыбаках-апостолах, в Средние века, так и в XXI веке понятия смысла жизни человека в этом мире, понятия счастья, любви не перестанут быть актуальными. А Евангелие, Священное Писание – это та книга, в которой мы находим ответ на любой вопрос в любую эпоху. Это волнует сегодня современного человека, будь он молодым или уже в зрелом возрасте; к фундаментальным вещам обращено сознание человека.

Тертуллиан во II веке говорил, что душа человека по природе христианка; мы в это верим, это действительно так. Может, эта фраза стала заезженной, но это факт. Человеческая душа стремится к прекрасному, стремится к преображению. Мы уже устали от деградации и всего того, что нам предлагается из информационного пространства, с экранов телевизоров. Молодые люди это прекрасно понимают. Молодые люди у нас замечательные, они стремятся  к получению образования, к изучению новых достижений науки, технологии, новых языков. К этому мы должны приложить фундаментальнейший опыт христианской Церкви, и тогда человек будет преображенным, красивым, замечательным, интеллектуальным и умным.

– Спасибо большое. На этой вдохновенной ноте мы завершаем наше общение. Если в течение нашей беседы дорогие наши телезрители чуть-чуть преобразились, то наша миссия этого часа была исполнена в полной мере. Отец Даниил, в завершение несколько слов нашим телезрителям...

– Праздник Преображения – замечательный. Всем желаем найти путь, свое дело, в котором мы могли бы реализовываться, помогать ближним, реализовываться как христиане и в этом находить радость каждого дня. Все испытания и трудности, которые предлагаются для нас сегодня Господом, безусловно, пройдут, потому что мы верим в Бога, знаем, что Господь нам во всем помогает, утверждает нас и наставляет на правое дело. Поэтому с Божьей помощью всякая зараза уйдет, а наше устремление – только вперед, только к Господу.

Ведущий Дмитрий Шакуров

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать