В студии клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря архимандрит Александр (Глоба).
– Предлагаю обсудить завтрашний праздник – один из великих. Есть праздники двунадесятые и есть великие. Двунадесятые праздники – это такие, как Рождество, Крещение. А великие праздники – Покров Пресвятой Богородицы, Рождество Иоанна Предтечи и другие. Кстати, Покров – очень почитаемый праздник, и праздники, связанные с Иоанном Предтечей (Рождество, Усекновение главы Иоанна Предтечи), тоже очень почитаемые. Конечно, все знают о празднике апостолов Петра и Павла. И еще один великий праздник, празднуемый завтра: Обрезание Господне. Он проходит немножечко незаметно, может быть, из-за того, что сегодня и завтра Старый Новый год, все друг друга поздравляются с этим праздником, что представляет собой определенный парадокс. На этом фоне праздник Обрезания Господня отходит на второй план. Что же это за праздник? Что мы вообще завтра отмечаем? И почему этот праздник великий?
– Обрезание Господне – действительно великий, очень важный праздник. Он входит в цикл празднования Феофании, то есть Богоявления. От Рождества до Крещения у нас отмечается период праздничных событий, называемый Богоявлением, когда Церковь в своих праздниках, текстах, в своем жизненном церковном опыте отмечает величайшее событие – явление Бога людям.
Праздник Обрезания Господня и сейчас имеет огромное значение для людей, изучающих Священное Писание и идентифицирующих Иисуса Христа с Божественной и человеческой Личностью. Сейчас, как никогда, на просторах Интернета, различных ресурсах происходит очень много агрессивных действий по отношению к Личности Христа, христианству, христианским Церквям.
Праздник Обрезания Господня достаточно весомо показывает событийность этого понятия тем, что само обрезание происходило по закону, данному Богом Аврааму, людям, из чьей среды должны были родиться праведники, в том числе и Пресвятая Владычица наша Богородица и Приснодева Мария. И это событийное понятие и само событие Обрезания подчеркивает, что Христос является законной исторической Личностью, явившейся в мир.
Христос является в мир, и происходит именно тот порядок, который был предуготован историей и Богом, чтобы четко Его идентифицировать, что это был Человек, Богочеловек, вышедший из еврейской, иудейской среды, и что пришел Он для иудеев. И над Господом нашим Иисусом Христом были совершены все необходимые действия религиозного плана. Он проходит все обряды, предсказания, сказанные пророками о том, что Его ожидали, что Он должен родиться от Девы. То есть все исторические события, описанные в пророческих книгах, свершились на Господе нашем Иисусе Христе, поэтому само событие Обрезания также носит великий библейский, богословский характер, и мы, христиане, тоже отмечаем это событие без всякой иронии, без всякого ущерба.
Для того времени это была как бы ритуальная необходимость. По словам апостола Павла, восхищенного на третье небо и видевшего красоты рая (а мы уверены в том, что Господь открыл ему завесы некоторых различных духовных, богословских тайн, воплощенных апостолом Павлом в посланиях), обрезание сейчас не имеет той важности, какую имело до Рождества и Обрезания Христа… Потом это уже носило некий ритуальный характер, который был необходим по мере распространения людей, исповедующих иудейскую религию, иудаизм. Конечно, небольшие споры возникали между апостолом Павлом и апостолом Петром, может быть, и с другими апостолами, прибегавшими в то время к этому ритуальному обрезанию своих адептов, людей, приходивших и получавших от них истину о Христе, о Царстве Небесном. Но обрезание, возможно, имело место по накатанной схеме, накатанной системе.
Люди привыкли к тому, что они должны быть научены иудейской вере, должны соответствовать определенным критериям и пройти определенный обряд и поэтому должны иметь определенные правила. Многие из них, может быть, заблуждались, полагая, что исполнение закона и всех заповедей как бы дополняет знание о Христе, о христианстве, и хотели распространить иудаизм и на христианское учение, на христиан, возможно, пришедших ко Христу из язычников.
И апостол Павел ясно говорит, что необязательно обрезывать, но обязательно соблюдать определенные правила: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины. Этого человек не должен употреблять в пищу.
– Апостольский Собор в середине I века определил ряд ограничений, и, как мы видим, обрезания среди них нет.
Вопрос от телезрителя: «В Евангелии от Матфея описывается, что когда звезда привела их к дому, они вошли в дом и увидели там Мать и Младенца. У евангелиста Луки пастухи в поле, услышав ангелов с неба, сказали: ‟Пойдем в город и посмотрим на это”. И нигде не указано, из какого предания взята какая-то непонятная пещера за городом. Мне интересно узнать, кто же это сочинил».
– Дело в том, что пещеры, вертепы носят характер архитектурных особенностей того места, где происходило это событие. Мы знаем, что был праздник, и определенное количество людей приехали в город Вифлеем. В то время первый этаж дома отводился для скота, для домашних потребностей. Овечки, волы – чистые животные – находились во дворе.
Очень похожая система устройства дома была и на Руси, когда дворы закрывались и все обустраивалось так, что внизу находились вертепы для скота. Они были теплыми, чистыми, там даже можно было посидеть и поесть. Там доили коров, козочек. Возможно, там еще были пещеры, вертепы.
– Если я не ошибаюсь, иудейский дом того времени немножко отличался от русского и, конечно же, от средневекового дома. Он имел одноэтажную, может быть, двухэтажную трехчастную структуру. Из трех этих частей одна была жилой, в другой был хлев, где содержался скот, и в третьей был склад, где хранилось зерно и так далее.
– Но самое главное, что для устройства домов люди использовали различные природные образования – пещеры, скалы, делая пристройки к ним и облагораживая эти места. Люди принимали определенные архитектурные решения, разрешения и размещали в таких местах животных. И, как Вы говорите, устройство дома было трехчастным. Действительно, были проведены исследования из библейской археологии, и в Вифлееме тоже была скала, образование скального типа, и была пещера, куда можно было загнать овечек, других животных, чтобы ухаживать за ними.
Тогда все гостиницы, все дома были заполнены, потому что к людям приехали их родственники, и Деве Марии и Иосифу было предоставлено именно такое место, где им можно было разместиться. Место это было чистым, теплым, но там были еще и животные. Поэтому нет никакого противоречия в том, что эти люди размещались в таких условиях.
Но, знаете, когда происходят роды, здесь уже от женщины, от человека ничего не зависит. Это естественный процесс, который должен произойти. Он происходит в вертепе – в том месте, где разместились Дева Мария и Иосиф, и здесь опять-таки исполняются слова Священного Писания, что Христос рождается не как царь, а как обычный человек в очень скромных, очень странных условиях.
Наоборот, это говорит о Его Божественности, о каком-то особенном служении, и нужно было ждать не царя, не того, кто был бы одет в порфиру и виссон, а Того, Кто родился в очень бедных условиях. Поэтому здесь исполняются и слова пророчества, что Он рождается как очень бедный человек, но затем спасет мир и все человечество.
И когда апостолы благовествуют о рождении Спасителя, они говорят об историческом факте, что пастухи (видимо, тоже бывшие какими-то родственниками) приходят, чтобы посмотреть на это явление, на то, что происходит, и отдают дань этому событию.
Мы знаем, что человек – существо эмоциональное. Если, допустим, происходит рождение, бывает так, что дух умиления и слезы нападают на тебя, и поклонишься, и хочется благословить и как-то поучаствовать в этой радости. А еще бывает так: проходит какая-то траурная процессия, то и поплачешь... Поэтому можно понять абсолютно нормальное эмоциональное состояние пастухов.
Естественно, им явился ангел и сказал о том, что произошло великое событие. И это первые люди, являющие собой прообраз священства, апостольства, и по благословению Божию через ангела они идут и первыми воздают честь Богомладенцу. И мы знаем, что волхвы придут уже в более позднее время.
– Да, через год-полтора, а может, и через два.
– Зная нужду Христа и то, что Ему необходимо, они приносят золото, ладан и смирну. И опять-таки есть пророческое предзнаменование о том, что принесут Ему дары. И Он будет осужден (как царь) и будет принесен в жертву (как священник). И все это исполнится, согласно пророческим словам.
Получается, что принесенные Христу (как Первосвященнику) ладан, горькая смирна (для пророческого служения) и золото (как Царю) – все это мистическим образом переплетено и имеет настолько красивые границы и варианты, что можно только удивляться и радоваться этим событиям.
– И, конечно, Иосиф после рождения в хлеву Младенца Иисуса не жил там полтора-два года. Когда народ немножко схлынул, он уже переехал в нормальный дом. Поэтому евангелист Лука и пишет в истории волхвов про дом.
Вопрос от телезрительницы: «Мой вопрос немножко не по теме. Раньше очень часто ребенка посвящали Богу. Возможно ли это в наше время? И если ты пообещал Богу такое или нечто подобное, важно ли это исполнить?»
– То есть вопрос, наверное, звучит так: можно ли сейчас посвятить ребенка Богу?
– Да. Существует ли сейчас такая практика и позволительно ли это?
– Знаете, такая практика существует. Когда мы приносим в храм Божий ребенка и крестим его, мы посвящаем его Богу. И о ребенке говорится: раб Божий. Перед тем как он вводится в алтарь, трижды читается молитва: вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему.
А что такое воцерковление? Это когда человек крестится в жизнь вечную, в бане пакибытия омывается от грехов и посвящается Богу. Мы посвящаем Богу своих детей, когда крестим их. Мы посвящаем Богу свою жизнь, когда крестимся во имя Отца и Сына и Святого Духа и получаем благодать Духа Святого. В таинстве Крещения происходит посвящение Богу своей жизни, жизни своих детей, и ничего странного здесь нет.
– Я бы все-таки уточнил этот вопрос, потому что мы знаем, что в то время практиковалось такое посвящение, как передача детей в храм на служение.
– Это существовало, но существовал и выкуп.
– Это то, что связано с Богородицей, с праздником Сретения Господня. По закону было положено принести в храм первенца и посвятить его Богу.
– И заплатить за него выкуп. Еще в Ветхом Завете было сказано о посвящении людей Богу. Но потом племя Левия как бы стало племенем замещения, избранным, и первенцы выкупались. То есть они становились посвященными Богу, но выкупались от служения в храме или при храме. За них платили налог, как бы жертву искупления, вносили определенную сумму, и таким образом Богу они были посвящены, но от служения при храме освобождались.
– Возможно ли сейчас такое посвящение Богу? Как получилось с левитами, когда они отдавали первенцев на служение Богу.
– Ну, левиты – это уже было избранное определенное колено Левия.
– Ну да. Скажем, как было до них, когда Господь сказал, чтобы все первенцы служили Ему. Возможно ли сейчас такое? И здесь речь идет о ребенке. Вопрос как раз в том, что, по сути, это безвольный ребенок.
– Ты можешь посвятить его кому угодно, но когда он вырастет, примет ли это посвящение? Проснется ли в нем дыхание Божие и возьмет ли его Бог? Как сказал царь и пророк Давид, служить Богу очень сложно. Это очень трудное дело. Если в человеке не будет дыхания и благословения Духа Божия, то ничего у него не получится. Поэтому нужно вырастить этого ребенка настоящим православным христианином, и таким образом ты посвятишь и его, и свою жизнь Богу.
Изучение Священного Писания, правил, воспитание – все это посвящение Богу. И необязательно, чтобы он кадил кадилом, будучи дьяконом, или выносил Чашу Святую, опять-таки будучи дьяконом или священником. Пусть он выучит священный «Закон Божий», пусть научится читать и петь на клиросе, и это будет посвящением Богу. Начните с этого, а дальше уже как Господь определит.
– В Средние века была такая практика, что в большой семье младшего ребенка или одного из младших детей отдавали в монастырь, где, в принципе, всегда было хорошо, потому что монастырь всегда имел достаток. У него были поля; и люди работали.
– Ну да, жизнь там уже была налажена.
– Главное – человек призывался к этому служению с детства, с младенчества, чтобы вымаливать свою семью и свой род.
– Да. А сейчас (скажу, может быть, крамольную для многих мирян вещь), к сожалению, очень много делается абортов, и до этого уже не доходит. Почти в каждой семье очень много неродившихся детей, которые могли бы и Богу послужить, и сделать очень многое.
– Сейчас в монастыри не принимают детей с младенчества.
– Мне кажется, их никогда не принимали с младенчества, только, может быть, в какие-то богадельни или приюты, но там нужна была кормящая женщина. То есть там была своя система. По истории медицины я изучал вопрос о приютах, богадельнях, больницах, и на Руси они зарождались именно в монастырях.
– Вопрос от телезрителя: «Никак не могу понять, что такое хула на Духа Святого и почему она не простится. Растолкуйте, пожалуйста, что это – именно не ропот, а хула на Духа Святого».
– Это осознанное отрицание Бога. Мы не должны понимать Святого Духа в отделении от Святой Троицы. Потому что, говоря о Духе Святом, мы думаем о Сыне и об Отце; говоря об Отце, думаем о Сыне и Духе Святом; говоря о Сыне, думаем об Отце и Духе Святом.
Поэтому хула на Духа Святого – это как бы полная противоположность Божьему Промыслу, заключающемуся в спасении каждого человека, когда человек все это отрицает, проклинает учение Бога, Божественную любовь, Божественную благодать. В Книге Иова Многострадального жена говорит Иову: «Похули Бога и умри». То есть это было сродни смерти.
– Интересно, а что она предлагала ему сделать?
– Дело в том, что у Иова были более близкие отношения с Богом, чем у всех тех, кто находился рядом с ним. Если рассматривать эту Книгу как произведение, как духовную книгу, он был выбран именно как библейский персонаж, как человек, который был любимцем Бога. Он посрамил сатану, дьявола, посрамил всех его приспешников и научил всех, даже ангелов, послушанию, смирению и любви. То есть, имея такую огромную любовь, Господь использует личность этого праведника, чтобы слава Божия воссияла и через него.
Богу не нужно, чтобы кто-то что-то доказывал, но это нужно творению Божию. Мне кажется, что каждое творение может воспринимать эту информацию по такому алгоритму, потому что в сравнении с Богом оно является несовершенным, не таким, как Бог. Творение Божие может нести отблеск Божественной благодати, Его свойств и качеств, но оно ограниченное, потому что оно творение, а Бог есть Творец.
Для научения творения Господь может использовать результаты Своего творения. Иов – результат Божественного Промысла, и Бог может через него научить людей, в том числе и нас. Это имеет и большое педагогическое значение, потому что Бог в том числе и Учитель. А почему Бог так сделал, так захотел, мы не знаем. Но мы знаем, что Он научает нас.
– Кстати, Господь не ответил на вопросы, регулярно задаваемые в Книге Иова: «За что? Почему?» В конце Господь спрашивает, где был Иов, когда Он творил небо и землю, но не отвечает на вопросы Иова.
– Потому что у Бога Свой Промысл и Свой план по спасению человека, его научению, и Господь дает человеку возможность подумать. Поэтому хула на Духа Святого – это страшное явление, которое, наверное, невозможно вместить и осознать человеку верующему. Для нас это что-то страшное, невозможное. Это то, от чего открещиваются и бегут.
– Я знаю как минимум два примера хулы на Духа Святого. Это сознательное отречение от Бога, когда человек уходит из Церкви и становится атеистом.
– Причем атеистом воинствующим.
– Да. И второе – самоубийство.
– Да. Человек как бы заведомо отказывается от Божественной любви, от Божественного Промысла.
– И от покаяния.
– Да, и от покаяния. Поэтому эти вещи – это действительно страшно, и человеку нужно бояться их, как геенского огня. Наверное, бывает, что этот язычок, проходящий в наш мир, кого-то и трогает. И когда видишь этот красный цветок огня, лучше от него отойти.
– Вопрос от телезрительницы: «Пресвятую Богородицу называют Преславной и Преблагословенной, и эти определения мне понятны. Но мы называем Ее и Пречистой, а ведь от Адама к нам идет первородный грех; и все рожденные в человеческом роде несут его. Родители Богородицы Иоаким и Анна были гонимы в обществе, потому что у них долгое время не было детей. Так почему же Богородица считается Пречистой? Получается, что на Нее этот первородный грех не распространяется?»
– Действительно, это очень интересный богословский вопрос. Дело в том, что в православном богословии все как бы очень приближено к людям. Допустим, католики говорят, что Богородица родилась, как и Христос, сверхъестественным, неестественным путем.
– Там даже еще сложнее. Их учение как раз связано с первым грехом. У меня есть ощущение, что телезрительница знает об этом. В учении католиков говорится, что Христос искупил всех нас от первородного греха, а Богородица еще до страданий Спасителя была изъята из действия первородного греха, хотя родилась таким же путем, как все. В учении католиков главный вопрос – что есть первородный грех?
– Но у католиков Богородица рождается у бесплодных родителей неестественным путем.
– Нет, естественным.
– Значит, их богословие тоже разделилось. Когда я учился, у них говорилось, что все происходило неестественным путем. В нашем же богословии говорится, что это произошло естественным путем, как у мужа и жены. Господь Своей благодатью и силой все это исцеляет и делает рождение Божией Матери естественным. Но мы не должны забывать о том, что Господь избирает эту Личность, посещает Ее через ангела и очищает: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя.
Это библейская, богословская аксиома: Господь очищает Деву Марию и поселяется в Ней, поэтому Личность Божией Матери называется Пречистой. Неискусомужная, будучи Девой, родила Христа, пребывая до этого Девой и после этого оставаясь Девой. Мы должны помнить об этом, и наши мудрования должны ограничиться теми моментами учения Церкви, которые мы проповедуем. Иначе можно дойти до не очень хороших вещей, даже рассуждая о личности простого человека. Важно соблюдать определенные рамки в благочестии. И нам можно дойти до определенных рамок, а дальше нельзя. И в этом учении то же самое. Мы должны следовать догматическому учению Церкви.
– Но при этом, получается, первородный грех у Богородицы был, потому что первородный грех связан не с греховностью…
– Не с личной греховностью.
– Да, не с личной греховностью. Это вопрос смертности, тленности, страданий.
– Конечно. Мы должны понимать, что несем последствия первородного греха. После смерти Христа и после того, как Он взял грех на Себя, мы юридически избавлены от него, но есть фактические последствия...
– Нам надо их пережить, чтобы умереть и воскреснуть уже в новом теле.
– Да, нам надо их пережить до Второго Пришествия. А Господь говорит, что не все умрут.
– Кто-то обязательно должен остаться.
– Да, кто-то останется, потому что Второе Пришествие будет неожиданным. Те, кто умер, воскреснут, а живые изменятся.
– Богородица, как мы знаем, умерла в событии Успения, и апостолы Ее погребают. Потом они не находят Ее тела, тем не менее до этого они как бы Ее провожают.
– То есть тело Богородицы проходит естественный путь, и здесь нет ничего зазорного. А ведь есть умники, которые говорят: «И что изменилось? Люди умирали и до пришествия Христа, и после Его пришествия, да и Сам Христос умер». Но главное здесь дух, мысль, идея Божественного вмешательства в жизнь человека. И поэтому мы освящаем все наше существование и человеческое естество именно присутствием Бога.
– Но Христос освобождает нас от последствий первородного греха, проходя через смерть.
– Да, до определенного момента.
– Вот у Него, кстати, это не последствия, потому что Он умирает насильственной, неестественной смертью.
– Я говорю про нас. Про Христа мы говорим совершенно по-другому.
– Наверное, Богородица как раз являет нам пример того, через что все мы должны пройти.
– Да. Богородица называется здесь Кивотом. Мы знаем, что Кивот – это то, что сохраняет вместившееся в Нее, но Христос от Нее ничего не берет, вот в чем проблема. Он вселяется туда, как бы вкладывается. Вот как вкладывается что-то в кивот, так и Он в Нее вкладывается.
– Наверное, Он все-таки получает от Нее какую-то человеческую природу.
– Конечно, Он там растет. Просто я врач и могу немножечко выйти за грань богословского спора, потому что опять-таки возникает вопрос о геноме Христа – чьи гены там были, были они от Богородицы или нет. Поэтому здесь очень много острых углов, и с ними мы можем встретиться и сейчас. Поэтому в этом плане мы должны ограничиться. Есть дотошные умы, которые будут выяснять, какая группа крови была у Пречистой Богородицы и унаследовал ли ее Христос. Это очень темные вопросы, и мы тоже должны иметь их в виду, но опять-таки не изучать оторванным от Церкви методом.
– Очень интересное рассуждение, и в эпоху Третьего, Четвертого Вселенских Соборов было бы очень интересно привлечь данные медицины. Кстати, если мы говорим о человеческой природе, воспринятой Христом от Богородицы, то мне кажется, что у них многое совпадало…
– Почему я говорю о Кивоте? Это воспето в церковных текстах. Или, допустим, «Лествица». То есть даются понятия, как бы и не связывающие Ее какой-то плотной нитью со Христом, однако Богородица используется в хорошем богословском плане именно как Личность, через Которую Христос приходит на землю, через человеческое Ее естество.
– Сегодня на протяжении всех вопросов и ответов мы неоднократно подчеркивали, что Господь в Своем воплощении, рождении, пребывании на земле живет не какой-то особенной жизнью, но максимально приближается к условиям жизни простых людей.
Можно сказать, что Господь как будто бы специально выбирает какую-то достаточно стандартную модель. Он рождается человеческим образом, причем в достаточно плохих условиях, проходит через все эти постановления закона – обрезание, принесение в храм, посвящение, через то, что мы отмечаем как Сретение Господне. В 30 лет Он приходит на реку Иордан, как и все люди, проходит через крещение и выходит на проповедь.
– Тогда этот обряд назывался омовением.
– Да. Тем не менее Он в нем участвует, как и все. И вообще Он очень много делает того, что делают все. А мы часто, особенно в молодости, да и потом зачастую, наоборот, стремимся к какой-то нестандартной жизни. Как Вы думаете, может быть, Господь нам показывает, что стандартная модель, стандартная жизнь, как у всех, и есть правильный путь?
– Золотой путь всегда самый лучший. Мне кажется, что быть революционером – это не по-христиански. А быть консерватором – это значит соблюдать все необходимые правила, чтобы следовать в определенном направлении по уже пройденному пути.
Очень часто говорят о заминированных дорожках, а когда знаешь, что ничего не заминировано, то можно спокойно идти как бы за святыми отцами, уже исследовавшими этот путь и сказавшими, что, идя по этому пути, ты спасешься. Поэтому я хочу идти путем, которым шли люди, обретшие Царство Небесное, благодать у Бога, надежду на спасение, и я знаю дорогу к Богу.
А исследовать какой-то новый путь?.. Может быть, и есть какие-то первооткрыватели, кто захочет им пройти, но это не про меня. Поэтому, как учит Церковь, я хочу идти проверенным путем, который благословил Христос, а потом апостолы, святые отцы и наше священноначалие, продолжающее этот путь.
– «Проверенный путь» – это очень хорошие слова. Завершая нашу беседу, прошу Вас в канун праздника Обрезания Господня подвести ее итог и что-то пожелать нашим телезрителям.
– Дорогие друзья, дорогие телезрители! Мы благодарим всех вас за то, что вы уделяете достаточное количество времени, чтобы посмотреть наш телеэфир «Беседы с батюшкой» и научиться чему-то новому, полезному. Мы хотим, чтобы богословские дискуссии ведущего и приглашенного священника имели важное значение для того, чтобы вы ориентировались в этом мире, полном различных соблазнов и искушений.
Ну и, конечно же, хотелось бы, чтобы проходили более частые и постоянные встречи телезрителей со священниками, приходящими для того, чтобы побеседовать с вами, чтобы рассказать вам что-то новое. Хотелось бы еще и еще раз призвать вас, чтобы вы более внимательно, с большей любовью обращались к потребностям телеканала «Союз» и, если есть возможность, жертвовали на поддержание работы этого действительно удивительного телеканала, который мы вместе с вами с любовью смотрим.
– Благодарим Вас за этот разговор. Мне кажется, он был очень интересным и полезным. Надеюсь, что элементы богословских дискуссий, спонтанно возникшие у нас, послужат хорошими затравками для наших зрителей, чтобы они в свободное время могли чуть больше погрузиться в какую-то заинтересовавшую их тему.
– Да. Вот Вы сейчас сказали очень важную вещь, и я сейчас приеду и подниму католические Катехизисы, потому что у них проходят какие-то соборы и Катехизисы очень часто меняются. И даже какие-то формулировки до определенного момента ты понимаешь так, а более молодое поколение, окончившее богословские школы позже, уже видит какие-то внесенные поправки. Поэтому я подниму эту литературу и более детально ознакомлюсь с этой богословской мыслью.
Ведущий Александр Черепенин, диакон
Записала Людмила Белицкая
У книжной полки. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово утешения находящемуся в скорбях
Благая часть. 15 февраля 2025
Лаврские встречи. Священник Сергий Учанейшвили. Часть 2
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 14 февраля 2025
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 14 февраля 2025
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!