Беседы с батюшкой. «Правильная вера». Игумен Филарет (Пряшников). 14 ноября 2024

14 ноября 2024 г.

В студии игумен Филарет (Пряшников), настоятель Староладожского Никольского мужского монастыря.

Тема сегодняшней передачи звучит просто: «Правильная вера».  Хотелось бы поговорить о той вере, которая действительно правильная. С другой стороны, мы часто сталкиваемся с тем, что иногда правильная вера кажется более подверженной обрядоверию, нежели неправильная. Вместе с тем мы сталкиваемся еще с одной проблемой, когда говорим, что правильная (или православная) вера та, которая подвержена всяческим гонениям (как ранее, так и сейчас), но при этом мы все равно не отходим от нее. Что же такое правильная вера?

Начать нашу беседу я бы хотел с некой преамбулы. Вспомним слова апостола Павла: Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В нашей религиозной практике мы встречаемся с осуществлением ожидаемого. Я всегда привожу такой пример: к засохшему источнику никогда не ходят. Мы наблюдаем, как огромное количество людей посещает святые места, обращается к святым угодникам Божьим, почитает образы Пресвятой Богородицы. Зачастую к таким святыням выстраиваются в очередь, чтобы соприкоснуться с тем драгоценным, что есть в жизни верующего человека. Осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Удивительно, что мы не видим тот мир, не можем доказать научным языком присутствие души, но уверены, что и будущая жизнь существует, и душа бессмертна. Недаром мы каждый раз накануне воскресного дня, когда поется «Воскресение Христово видевше», исполняем это песнопение, будто мы друзья апостолов, будто мы сами апостолы и видим Христа воочию, хотя нас разделяет уже не одно тысячелетие.

Поэтому правильная вера это действительно осознание того, что ты находишься, если можно так сказать, на правильной волне с Богом, что ты Его правильно понимаешь и слышишь. А Господь слышит всех людей, несомненно. Главное, чтобы наш приемник к духовной жизни был правильно настроен.

Хочу вспомнить очень сложные времена, с IV по VIII век, в истории христианской Церкви. Это период Вселенских Соборов. Почему святые отцы так упорно доказывали, что необходимо верить правильно? Потому что появлялись различные религиозные, философские направления, гностические системы, которые совершенно искажали правильное понимание бытия Бога, бытия человека. Поэтому собирали Вселенские Соборы, вырабатывали догматы, правила, которыми мы сегодня пользуемся.

С одной стороны, правильная вера это правильная формула и понимание, Кто такой Господь, что такое спасение человеческого рода, как Бог относится к миру. Как говорит апостол Павел, мы должны всегда давать правильный ответ вопрошающим о нашей вере. Поэтому мы учимся, читаем книги. Вера от слышания, от прочтения и изучения основ христианства, которые нам очень необходимы. Это одна сторона. А вторая: вера это всегда доверие. Понимаете? Правильная вера равно доверие Богу. Несмотря на то, что тебя окружает и что ты будешь переживать в своей жизни, ты всегда должен понимать, что находишься в ореоле заботы Бога о тебе. Это очень важно.

Вопрос от телезрителя Владимира из Курска: «Существует ли какая-то лицензия или ограничение на проповеди священника? Ведь батюшка в своей проповеди может толковать Евангелие по святым отцам, а может немножко от себя. Я за свою маленькую жизнь слышал, что, допустим, умножение хлебов не было чудом. Евреи просто взяли и поделили их. Или, допустим, если рука, глаз соблазняют, то можно и физически что-то удалить. Даже до этого доходило.

Очень хороший вопрос, я бы сказал, злободневный, потому что Священное Писание зачастую нельзя понимать буквально. Чтобы не только священнослужители, но и обычные верующие люди правильно понимали и истолковывали Священное Писание, необходимо открывать толкование блаженного Августина, Василия Великого, Иоанна Златоуста.

У Лопухина очень хорошее.

Как я готовлюсь к богослужению, к проповеди? Во-первых, конечно, каждый священнослужитель должен иметь академическое образование, чтобы не делать ляпов. Есть притча о блудном сыне, который ушел далеко-далеко и питался рожцами. Батюшка выходит на амвон и говорит: «Братья и сестры, этот блудный сын ел рожки, большеему ничего не давали».

С одной стороны, вроде смешно, улыбаешься… Но каждый священнослужитель обязан получать академическое образование. Оно дает, во-первых, знания, как правильно истолковать и рассказать то или иное чтение. Кроме того, перед службой, в субботу вечером, батюшки открывают места, в которых рассказывается правильное понимание того евангельского отрывка, который будет читаться на Божественной литургии. Наша обязанность как пастырей правильно проповедовать Божие слово, чтобы укреплялась правильная вера, чтобы не было суеверий, различных сказок. Как апостол Павел говорит: отвращайся бабьих басен.

С другой стороны, нужно немножко снисходительно относиться к тому, если что-то батюшка сказал не так, использовал не тот падеж. Не ругать его сразу и не говорить, какой он неграмотный. Думаю, каждый может ошибиться, и я тоже. Часто смотрю записи нашего телеканала и вижу ошибки. Но они возникают не потому, что хочешь специально что-то исказить или испортить, просто бывают оговорки. С одной стороны, батюшки действительно должны понимать, что они говорят и как говорят, а с другой стороны, нам нужно быть снисходительными.

Я практически четыре года служил в Александро-Невской лавре, пока не попал в свой Староладожский Никольский монастырь. В Санкт-Петербурге очень много грамотных людей, имеющих кандидатские и докторские степени, и там  уже просто так не отвертишься от серьезных вопросов. Молись, постись, Бог тебе откроет. Поэтому я говорю, что как образование в жизни как священника, так и религиозное образование простых людей дает нам понимание правильности своего упования, правильности своей веры. Потому что действительно какие-то моменты мы забываем. Часто они замыливаются.

Открывать толкование на Священное Писание это самое важное. Священное Писание это центр нашей жизни. Обязанность и священнослужителей, и нас, простых людей, мирян, поучаться Священному Писанию и толковать его по святым отцам.

Хороший ответ. Продолжим разговор о том, что такое правильная вера. У нас часто слышно такое утверждение, что это очень правильный человек, все делает правильно, он молодец, хороший и так далее. Возникает такой вопрос. Неужели абсолютная уверенность в своей собственной правоте приводит нас к правильному ощущению жизни?

Может ли человек ошибаться, принимая какую-то истину за полнейший авторитет? Что касается религиозных истин, их нельзя, во-первых, толковать по-своему, как говорят, от ветра головы своей, а с другой стороны, они как железные ограждения, которые не дают нам съехать в ересь или какое-то совершенно неприемлемое мышление о тех или иных моментах, которые мы читаем или имеем в церковной практике. Может ли человек ошибаться? Человек ошибаться может, но есть ли в нем твердыня истины, как он сказал, так и определять? Человек может ошибаться. Я думаю, что о полнейшей человеческой истине, истине в наивысшей степени, нельзя говорить, потому что наш разум бывает различным, мы меняемся, взгляды меняются, человек взрослеет, начинает по-другому смотреть на какие-то поступки, вещи и прочее. Философы говорили раньше, что человек символ мира. Я думаю, в христианстве немножко по-другому. Здесь всегда есть место такой определенной евангельской истины, где действует Бог. Поступайте с людьми так, как хотите, чтобы они с вами поступали. Это самое важное.

Вопрос от телезрителя Николая из города Ейска: «Что проговорили семь громов голосами своими? Я думаю, они сказали, что нет создания на земле дороже человека».

Давайте скажем, что человек уникальное творение Божие, венец творения. Мы это видим из Книги Бытия. Я бы, когда говорил о человеке в принципе, не скидывал бы со счетов то, что когда-то произошло в раю. Когда человек изменился и стал подвержен злу. Зло не где-то там. Оно не где-то ходит, а потом настигает человека. Зло это выбор человека, выбор в сторону тьмы. Понимание человека как венца творения Божия остается, потому что все-таки Бог стал Человеком, Бог пришел спасти именно человека, вразумить человека. Все остальное всего лишь, можно сказать, ограждение человеческой жизни, когда человек, находясь в природе, учится беречь животных, относиться бережно к растениям и прочее. Поэтому здесь интересный аспект, есть о чем порассуждать.

Но здесь еще есть такой момент: мы о себе говорим, что венцы творения, что человек – это звучит гордо... Мы о себе говорим в превосходной степени; мол, я правильный человек… Ведь мы часто встречаем такой взгляд?

А это разве не гордость, когда я превозношусь даже своим мнением над мнением других людей, когда в принципе не принимаю чужое мнение и чужой авторитет? Когда я авторитарный человек и для меня мое слово последнее? Знаете, когда становишься священнослужителем, настоятелем храма или монастыря, то принимаешь на себя некую власть. Как бы мы ни хотели, священнослужитель, настоятель монастыря, храма распоряжается материальной стороной жизни прихода. Что ремонтировать, что воздвигать, все равно принимаешь решение ты. А что касается человека, который находится рядом с тобой, здесь, конечно, нужно быть внимательным, чтобы ничего не испортить. Конечно, бывают издержки характера, иногда обижаешь кого-то, даже отталкиваешь своими решениями, но не потому, что хочешь человеку причинить боль. Может быть, ты его освобождаешь от какой-то боли дальнейшей.

Если я говорю, что мое мнение это истина в последней инстанции, то в духовной жизни это и есть гордость, превозношение над другими. Конечно, нужно иметь свое слово, внутренний стержень, который помогает идти по жизни, отвечать за то, что тебе дано Богом. Каждому дается доля ответственности в жизни. Хотим мы этого или не хотим. А с другой стороны, ты должен прислушиваться к тем людям, которые находятся рядом с тобой. Это очень важно.

Вопрос от телезрительницы Юлии из Москвы: «В последнее время вижу, что некоторые православные люди, даже священники, не могут противостоять каким-то искушениям. Я делаю вывод, что духовная жизнь, причастие и правильная вера не дают гарантии, что ты не пойдешь еще ниже. И мне от этого очень страшно. Хочется каких-то гарантий. Неужели их нет?»

Гарантия, конечно, есть. В чем она заключается? В том, что Господь очень нас любит. И в какие бы прегрешения человек ни впадал, не существует греха, который бы превозмог Божие милосердие. Бог любит нас. Мы не оправдываем грех. Потому что он есть в нашей природе. Наша задача бороться с искушениями, пороками и грехами. Даже если что-то не получается сегодня, получится завтра. Только надо стараться идти к этому, ставить перед собой задачу избегать тех вещей, которые подталкивают ко греху. Надежда есть, это Христос, это вера в Бога. Другой надежды нет под небом. Разве я сам освобожусь? Сам стану сейчас вот таким и буду, так сказать, по водам ходить? Это огромный обман и самообольщение. Нет, без Бога мы очень слабые существа. Но это не оправдывает наши грехи.

Мы, и священнослужители, и простые люди, которые посещают храм, не ставим себе цели стать святыми, хотя это наша задача. Вот это должно уходить из нашего разума. Мы призваны к святости. Да, есть ошибки, есть наши грехи. Но давайте вспомним Голгофу. Кого Господь простил? Разбойника. Он постился, молился, крестился? Он даже не был крещен. Но Господь в одну минуту сказал, что он сегодня же будет с Ним в раю.

Не надо большого ума упасть, большой ум нужен, чтобы встать и не лежать. «Зачем мне это надо? Какой смысл исповедоваться, причащаться, когда я не могу отказаться от того, в чем грешен?» И прочее. Нужно внутреннее желание, желание спасения. И не только спасения, а преображения. Причастие и исповедь в помощь. Все Господь дал для того, чтобы мы до конца не погибли. Поэтому ни в коем случае не отчаиваемся, а если согрешили на покаяние. Опять не получилось? Каемся и плачем и просим у Бога прощения. Другого пути, другой надежды у нас с вами нет. И Бог обязательно поможет. Может, не сегодня, но обязательно поможет. Главное, чтобы была наша уверенность, желание... Бог не спасает меня без меня. Если я не прилагаю никаких усилий, то ничего не получится. В этом и есть правильная вера. Мы воспринимаем Бога как карателя, но Бог есть любовь, как сказано в Священном Писании. Когда мы не читаем эти строки, мы очень многое теряем. Правильная вера действительно становится не очень правильной.

– Недавно мы были в Царском Селе, в Екатерининском храме, взорванном в 1939-м и восстановленном в 2010 году. Там были найдены мощи священномученика Иоанна Кочурова. И я подумал о том, что отец Иоанн, служивший в Чикаго, мог остаться в Америке и прожить до 100 лет. Но он вернулся в Россию и стал священномучеником. Мне иногда кажется, что правильная вера может быть очень разной. Она может быть такой, какая была у священномученика Иоанна Кочурова, а может быть такая, когда человек лениво приходит на богослужение один раз в год. Но и этот человек называется православным, и Иоанн Кочуров тоже православный, но православный до смерти. У каждого человека может быть свое ощущение правильной веры. А существуют ли какие-то критерии правильной православной веры?

Безусловно, они есть. Здесь сразу приходят на память слова апостола: вера без дела мертва. А знаете, кто самый верующий? Дьявол.

Он знает, что Христос есть. 

Да, но вопрос-то в другом. Мы с вами люди, принадлежащие Христу. Он учит нас творить добро и говорит, что наши ближние должны быть нами облагодетельствованы. И мы просим простить нам наши долги, но, к сожалению, мы должники Господа, потому что не выполняем заповеданного Им.

Правильная вера всегда идет рядом с благими, хорошими делами нашей веры. А какие это дела? Помочь обездоленному, защитить обижаемого, причем иногда ценой своей репутации и даже жизни. Мы всегда говорим, что в нашей христианской религии высочайшее положение занимает жертва, потому что Бог принес Себя в жертву за спасение людей. Он и от нас ждет этой жертвы чтобы мы отдавали часть жизни кому-то, ради кого-то. Это и есть дела нашей веры – помочь человеку, обогреть, поддержать его, разделить с ним скорбь и радость.

Это и есть любовь.

– Да. И не завидовать, не обижаться, никого не обижать. Конечно, это наивысшие точки, и мы становимся должниками Богу, потому что не достигаем этих точек.

– Вопрос от Елизаветы из Гомеля: «Если человек живет по совести, но он неверующий, может ли он спастись?»

– Недавно я прочитал интересную притчу о том, спасутся ли хорошие, порядочные, добрые люди. В ней говорится, как к одному богатому властелину пришел человек, и они стали рассуждать. Человек спросил у богача: «Скажи, у тебя есть дети?» И тот ответил: «Есть». – «А есть ли у тебя слуги?» «Да, есть». – «А кто выполняет твои приказания лучше дети или слуги?» Богач подумал и сказал: «Дети не выполняют. А слугам я заплачу, и они выполнят». Тогда человек спросил: «А когда ты умрешь, кто получит наследство – слуги или дети?» «Конечно же, дети».

Вот и мы получаем Царство Божие как дети Христа, и другого не дано… Мы приобретаем спасение через Христа. Если человек здесь не хочет быть со Христом, то он не будет с Ним и там. У нас было тяжелое атеистическое время, государственная пропаганда, но люди все равно ехали за тридевять земель, чтобы втайне покрестить своего внука, чтобы раз в год втайне причаститься.

Вот мы говорим о правильной вере, о том, что должно быть наше внутреннее желание быть верующими. А как понимать добро людей, совершенно далеких от Бога, от религии? Как их будет оценивать Господь, какой Он вынесет им удел, я сказать не могу. Понятно, добро в земной жизни никогда не пропадает. Сделал человек много добра – ему поставят памятник, будут писать о нем в газетах, потом напишут в некрологе, каким он был добрым и честным. А с его бессмертной душой, конечно, будут проблемы.

Вера в Бога дает человеку преображение. Возможно, у кого-то это преображение случится даже на смертном одре, за несколько секунд до смерти, как у разбойника. Но мы не судьи, не можем судить.

Я рассказывал об одном случае, как к известному афонскому старцу Паисию Святогорцу как-то пришел плачущий отец. Старец спросил, чего он плачет, и тот ответил: «Отче, у меня горе сын покончил жизнь самоубийством. Залез на высокое здание, бросился вниз и разбился. Он в аду, и я всю жизнь буду плакать о нем». Старец обнял его, поплакал вместе с ним и сказал: «А знаешь, сколько раз он прокричал: ‟Господи, прости!ˮ Пока летел до земли. Как в этом раскаивался?» У Бога столько планов… Но мы не можем до конца их понять. Вот такая наша христианская религия.

Я понимаю, что поступки, совершаемые нами каждый день, могут делиться на правильные и неправильные. Мы понимаем, что поступили неправильно, и совесть иногда нас обличает так сильно, что становится совсем невмоготу. До какой же степени мы можем дойти в этом обличении себя и при этом не прийти в церковь! Но если мы считаем себя совсем неправильными, неправыми, может быть, это и есть путь к правильной вере?

– Путь к правильной вере сопряжен с двумя направлениями, о них я говорил в начале программы. Прежде всего это, конечно, признание и соблюдение истин, делающих нас христианами, а второе – это наши дела, наша борьба, желание исправиться, жить совершенно другой жизнью.

Когда мы крестимся, мы сочетаемся Христу, приносим Ему обеты верности, и Христос ждет от нас обратной связи. Он любит нас и хочет, чтобы и мы Его любили. И когда мы любим Бога, мы не можем грешить. Это становится неестественным грешить, обманывать… Духовная жизнь, наука из наук, как ее называли святые отцы, у каждого человека индивидуальна и протекает по-своему.

Понятно, что есть общие законы, общие правила, по которым мы стараемся жить, но мы приобретаем личный опыт борьбы со страстями, с грехами. Мы можем почитать, как святые отцы боролись со страстями (например, с блудной страстью), как они отгоняли мысли и прочее. Но пока мы сами не пройдем это, возможно, спотыкаясь и приходя в сознание, может, и не поймем…

Наша жизнь очень коротка, и не нужно ничего откладывать на потом, говоря: «Я пока поживу так, как хочу, а потом, может быть, покаюсь». Часто люди, далекие от правильной веры, говорят: «Я сильно грешный. А моя мама верующая, пусть она ходит в церковь, молится за меня, ставит свечи. Я, батюшка, к Вам не пойду, даже слова Вам не скажу. Может быть, когда-нибудь…» Так человек обманывает себя.

Я не знаю, что будет со мной завтра, что будет со мной через секунду. Вот выйду на улицу, и меня собьет машина. То есть это небрежение к своей духовной жизни, когда в тебе искажена вера, а Бог ждет от тебя совершенно другого. В духовной жизни бывает так, что человек отказывается от прогресса и все дальше и дальше отходит от источника жизни Бога.

А бывает, что человек как бы находится в ореоле. Вот я священник, но у меня что-то не получается: опять я здесь поступил неправильно. Самое главное – понимать, что ты должен с этим бороться, делать хоть что-то, чтобы в жизни не происходило страшного – грехопадений и прочего.

Здесь у нас фотография Никольского монастыря. Главный храм вашей обители Никольский храм, стоит в зеленой сетке. И каждый раз, приезжая в вашу обитель, я думаю о том, что и я такой же. Я затянул себя сеткой, чтобы не отваливалась штукатурка, чтобы никто не видел, что я лежу в руинах. Вы обрадовали меня тем, что, возможно, в скором времени Никольский собор будет воссоздан. И я подумал, что, может быть, и с человеком может произойти такая же история.

– Наша Никольская церковь одна из древнейших церквей Северо-Запада. Неизвестно, кто ее построил, как она возникла. Представляете, сколько тайн она хранит, и о них мы, наверное, никогда не узнаем. Церковь XII века золотого века каменного строительства Ладоги, потому что это были новгородские земли и здесь сразу строили добротные каменные церкви.

– На века.

– Да, на века. Никольская церковь двухъярусная. Когда меня четыре года назад назначили в монастырь, я ходил возле этого храма и думал, что в моей жизни храм точно не будет воссоздан. Выбитые окна, зияющие в стенах дыры… Ну, Вы это прекрасно понимаете. Идешь возле этого храма, и хочется плакать. И вера действительно слабеет, думаешь: «Господи, этот груз точно неподъемный, и мы, наверное, никогда не услышим песнопений в храме, не увидим белых его стен…» Но потихоньку по молитвам наших прихожан, наших монахов эта проблема сдвигается с места.

Иногда я чувствую себя завхозом. О своей духовной жизни, я, конечно, думаю каждый день, но иногда боюсь читать святых отцов, потому что там можно найти много того, что будет тебя упрекать. У меня бывают долгосрочные поездки, едешь в Москву на какие-то совещания, куда-то еще и иногда молитву толком не произнесешь, только скажешь: «Господи, благослови», – и падаешь без сил.

Но я не жалуюсь на свою участь. Наоборот, я благодарен Богу за то, что он дает возможность видеть, как на глазах постепенно возвращается к жизни древний уникальный храм Северо-Запада. Конечно же, это главная святыня нашей обители, потому что Никольский монастырь был построен как памятник воинской доблести и славы. На этих берегах звучало имя Александра Невского защитника и великого освободителя, но у нас нет памятников, монастырей, которые были бы построены в благодарность защитникам Отечества.

Но люди строили.

Люди строили и показывали дела своей веры. Вот мы говорим правильная вера. Когда монастырь приходил в упадок и 10, 20, 30 лет был разграбленным, оскверненным, особенно в XVIII веке, люди все-таки поднимали себя, друг друга и восстанавливали монастырь. Мы говорим: покажите дела своей веры. Они могут быть и маленькими, и действительно большими. Все зависит от того, как мы подходим к тому, что делаем, к чему призывает нас Господь.

– Можно вспомнить монахов, погибших, защищая монастырь от шведов.

Это очень спорный вопрос, но я думаю, что мы потихоньку к нему придем. Сейчас мы занимаемся сетями к Никольской церкви. Археологи в своих последних исследованиях нашли 17 захоронений, причем эти захоронения разных слоев. Что удивило и меня, и экспертов, самый верхний слой – это быстрые захоронения, то есть люди были похоронены скрюченными.

Если мы говорим о завоевании монастыря шведами, то, может быть, мы нашли этих монахов. Но пока я ничего не могу сказать, потому что мы видим, что эти захоронения велись в спешке, то есть убитых людей просто складывали и закапывали. Дай Бог, чтобы со временем и Никольский монастырь, и наш Никольский храм открыли нам эти секреты, чтобы люди больше узнали об уникальных и важных местах жизни верующих христиан.

– Еще один момент по поводу правильной веры: столько людей приходит в ваш храм, чтобы не только помолиться, но и помочь монастырю, и это тоже правильная вера…

Да, нужно участвовать в этом живыми делами, как и в поддержке нашего телеканала «Союз». Нужно обязательно помогать, потому что мы всегда нуждаемся в отзывчивых друзьях. А отзывчивый друг никогда не бросит в беде.

Я уверен в том, что когда-нибудь мы приедем к вам в монастырь и помолимся в Никольском соборе.

– Дай Бог. Будем всё делать для этого.

– Отец Филарет, благословите наших телезрителей.

– Дорогие наши братья и сестры! Сегодня мы порассуждали о самом важном аспекте нашей жизни – о необходимости хранить веру христианскую, веру православную, и тогда все будет на своих местах.

– Да. Я бы еще попросил Вас пригласить наших телезрителей в Староладожский монастырь, чтобы там помолиться. Кстати, 19 декабря в монастыре будет престольный праздник.

Да, день святителя Николая. Традиционно в этот день у нас на богослужении всегда много паломников. Приезжайте, вместе помолимся, возможно, пройдем крестным ходом к Никольскому храму.

Да. Во всяком случае, вокруг обители точно пройдем крестным ходом.

Будем стараться.

– Дорогие наши друзья! Мы поговорили о правильной вере, благо у нас есть возможность говорить об этом в прямом эфире. А раз эфир прямой, значит, он проходит благодаря вам, вашей правильной вере. Если же этой правильной веры у нас не будет, то не будет и православного телеканала «Союз», не будет возможности говорить на важные темы.

Но с вами мы действительно способны на очень многое. Поддержите телеканал «Союз». И удивительно, что не сотни тысяч рублей помогают, а маленькая лепта в 100 рублей, которые присылают наши телезрители. Благодаря этим деньгам можно победить, и вместе с вами мы станем победителями. Помогайте телеканалу «Союз» и оставайтесь на первом православном.

Ведущий Глеб Ильинский

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X