Беседы с батюшкой. Пост и молитва

6 апреля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря.

– Сегодня тема нашей передачи – «Пост и молитва». Первый вопрос: как цель поста сочетается с целью христианской жизни? 

– Цель одна. Чтобы человек имел надежду на спасение и спасся в Господе нашем Иисусе Христе, существует пост и молитва. Это два делания, которые завещал нам Сам Господь Иисус Христос. И на страницах Священного Писания мы встречаем слова об этих двух чудодейственных методах, помогающих человеку обрести особенную благодатную силу, происходящую от Бога, при помощи которой можно достигнуть определенных целей. 

Допустим, человек имеет какую-то страсть. В Священном Писании советуется человеку держать пост и молиться. Даже о бесноватых мы слышали со страниц Священного Писания Нового Завета: Господь говорил, что род сей изгоняется постом и молитвой. Это система особых духовных ценностей, которая необходима каждому христианину для того, чтобы обрести Царство Небесное, жить правильно, получать благодатную силу, поддержку от Бога, чтобы преобразовывать себя и быть духовно сродни Господу. И поэтому Господь ожидает нас на брачном пире в особых брачных одеждах, которые имеют глубокий духовный символический смысл и значение духовного преображения человека для того, чтобы он попал в Царство Христа. 

– Пост и молитва всегда идут рука об руку. Невозможен пост без молитвы или молитва без поста. 

– Пост и молитва – это особенные добродетели. Человек в определенные дни церковного года должен соблюдать предписания поста. Бывают посты в течение седмицы (среда, пятница), бывают многодневные посты (накануне великих праздников). Когда мы готовимся отмечать великий праздник Пасхи, то пребываем во времени Великого поста, живем и молимся определенным образом. Конечно, творится молитва. 

Но бывают дни, когда поститься даже запрещено. Это Пасха и сплошная седмица, когда пост опускается. Люди должны быть в особой духовной радости, ограничений гастрономического и душевного характера Церковь не накладывает, и вместе с тем люди должны быть в христианском воздержании от греха и беззакония. 

Молитва без поста, конечно, бывает, если пост рассматривать как определенные дни. Можно пост рассматривать и как состояние, когда человек на себя накладывает определенные обязательства духовного характера. Допустим, монашествующие всегда пребывают в состоянии духовного, телесного поста и молятся. Для людей, которые находятся в миру, но живут церковной жизнью, некоторые ограничения носят уже более слабый, облегченный характер. Но вместе с тем молитвенное правило таких людей должно быть всегда на достаточно высоком уровне: не надо ограничиваться Символом веры, Богородичным правилом, а все-таки прочитывать молитвы вечерние и утренние и определенные молитвы в течение дня. 

– От чего зависит желание либо нежелание молиться? 

– Это особенное духовное делание, которое должно иметь, наверное, поддержку свыше. То есть человек, который хочет молиться, – особый. Потому что чтобы принудить себя к молитвенному правилу, нужно обладать определенной духовной внутренней силой, превзойти леность, какие-то особые ограничения, которые бывают со стороны мира. И это бывает очень сложно сделать, особенно без помощи духовника, духовного руководителя. А когда человек молится, он беседует с Богом. То есть молитва – это не что иное, как беседа молящегося с Богом, обращение к Богу. Когда человек приносит Ему свои скорби, радуется, печалится, просит что-то, он обращается к Нему и ожидает от Него какого-то ответа, поддержки, помощи. Поэтому человек всегда находится в некоем духовном ожидании получить от Бога какие-то блага. 

Пост, который человек накладывает на себя без благословения Церкви, духовника и держит его очень строго или с какими-то послаблениями, на которые нет благословения, как правило, не приносит большой духовной пользы, а иногда даже может принести духовный вред. Когда люди не руководствуются благословением духовника, священноначалия, они пребывают в некоей прелести и думают, что к Богу ведет много путей и можно одним из них к Нему добраться. Но мы знаем, что человек может к Богу добраться только через Церковь Христову, благодаря тем вратам, которые открывает Церковь для людей, и только при помощи церковного корабля, который плывет в Царствие Небесное. Других путей спасения не бывает. 

– Говорят, что желание молиться – это показатель духовного здоровья. Если у человека нет желания молиться, если он постоянно себя принуждает, молится через силу, с тяжестью – что это означает и как с таким состоянием бороться? 

– Мы помним, в Новом Завете не раз говорится о том, что Христос много молился. Христос, истинный Бог и истинный Человек, будучи Богом, нуждался в общении с Отцом, в этом благодатном действии для того, чтобы быть ближе к Своему Отцу, получать от Него благодатную силу. Нам этого не понять, но мы видим сам факт того, что людей, которые не молятся, на страницах Священного Писания нет. 

Священное Писание нам очень много говорит о том, что, наоборот, необходимо прибегать к молитве, пребывать в ней. Апостол Павел даже неоднократно призывает стараться поддерживать ее в себе. Как мы поддерживаем огонь в печи, кидая туда дрова, так и человек должен поддерживать свою молитву этим желанием возгревать сердце, мысли о Боге. 

– Говорят, что можно молиться и стоя, и сидя, и даже лежа, на ходу. Всякое ли положение тела способствует молитве? 

– Дело в том, что есть молитва домашняя, а есть общественная, в церкви. В нашей Русской Православной Церкви принято стоять, в других Православных Церквах (Греческой, Румынской, Иерусалимской) есть стасидии, особые места, где люди в определенные моменты службы сидят. 

– А что касается молитвы на ходу, во время каких-то дел? Допустим, лежа может человек достойно молиться? 

– Конечно, может и лежа. Если человек болен, то может и лежа молиться. Бывает так, что люди приходят на исповедь и говорят: «Батюшка, не могу вечером прочитать молитвы». Я говорю: «А телевизор посмотрели?» – «Да, и поели, и за животными прибрали». То есть все сделали, кроме молитвы. На молитву силы не бывает. Говорю: «Тогда ложитесь и молитесь лежа». А когда человек начинает молиться, осознавать духовную силу молитвы, тогда он начинает менять свое отношение к ней, начинает понимать, что совсем лежа молиться не может: «Может быть, сидя? Сидя тоже не могу, тогда немножечко постою, потружусь и помолюсь». 

А если человек болен, находится в особой немощи, то таким людям можно и лежа помолиться. И если уж совсем со зрением проблемы бывают, то есть молитвенное правило, которое можно послушать в аудио- или видеоформате. По телеканалу «Союз» транслируются вечерние, утренние молитвы – люди также могут поучаствовать в общей молитве таким образом. 

– Как образ повседневной жизни человека влияет на силу его молитвы? 

– Нет такого прибора, который мог бы определить силу молитвы. Но к пустому колодцу за водой не ходят. Бывает так, что когда люди обращаются к тому или иному старцу, духовнику, священнослужителю с какими-то проблемами и просят его молитв, начинают замечать: когда он молится, многое в жизни меняется. И к такому человеку начинают ходить и просить все больше и больше молитв, благословений, советов. Это констатация факта. 

Есть действительно сильные молитвенники, которые пребывают в определенном состоянии духа, жизни и имеют духовную силу возносить молитвы к Богу за людей и получать просимое. Бесплодная пара приходит, за них молятся, и вымаливаются дети, разрешаются проблемы, обстоятельства, которые тяготят человека (допустим, неправедное осуждение или какая-то обида). Такие люди молятся и вымаливают у Бога прощение и особое благословение Божие. 

– Есть такое мнение, что суета и многопопечительность являются сильными препятствиями для молитвы. Но есть ли место суете в жизни человека, который ведет духовную жизнь? 

– О суете много сказано в Священном Писании, она отвлекает человека от прямого пути в Царствие Небесное. Но у нас жизнь очень часто связана с суетой, и бывает так, что никуда от нее не денешься. Без этой суеты человеческая жизнь очень часто представляется как бы и неполноценной, с точки зрения мирского человека. Но суета должна быть тоже не злостной, не такой, которая поглощает человека полностью, а чтобы человек находил время для молитвы. 

Под суетой мы подразумеваем определенные действия, образ жизни, который не дает каких-то духовных плодов, – это как сизифов труд. Но бывает домашняя суета, не о том, что принесло бы духовную пользу. Такой суеты надо избегать. Стараться, чтобы жизнь была все-таки наполнена благодатными дарами Духа Святого, чтобы человек умел найти изюминку в своей жизни, обрести Христа и понять, что без Христа не достигнет самой главной цели. Для чего человек рождается, проходит школу жизни? Для того, чтобы прийти в Царство Небесное, найти там свое место, чтобы быть в этом Царстве и радоваться вместе с Богом, жить определенной духовной жизнью, пребывать в радости. 

– Когда человек очень сильно переживает за других, думает о том, как наилучшим образом послужить ближнему, или переживает из-за каких-то сложных обстоятельств в жизни других людей, является ли это духовным деланием, если эти переживания мешают человеку молиться, сосредоточившись на мысли о Боге? 

– Если человек переживает, надо понять, не является ли это какой-нибудь болезнью: психической, психологической, какой-нибудь зависимостью, невротическим состоянием. Переживание должно быть действенным, молитвенным. Надо молиться за человека, принимать участие в его духовной жизни. А когда человек просто переживает, что в этом полезного? Да, бывает материнское переживание за своих детей. Понятно, что она и молится, и как бы чувствует ее сердце то или иное событие, которое происходит с ее ребенком. А так просто переживать, не имея при этом какой-то полезной духовной деятельности, мне кажется, не надо. Потому что человек себя таким образом обессиливает, он не получает духовной поддержки, если не пребывает в молитве, и истощает свою душу. 

– Еще хочется спросить о назначении утреннего и вечернего правила. Если утреннее правило призвано человека настроить на предстоящий день, быть как бы камертоном для всего, что он будет говорить, делать, чувствовать в течение дня, то какую цель имеет вечернее правило, если человек после него ложится спать и никаких дел, слов уже не имеет? 

– Мы помним, что с первых веков христианства (да и вообще еще в Древнем Египте, а то и раньше) процесс засыпания всегда был сродни умиранию. То есть человек утром воскресал. Поэтому в христианстве, особенно в православии, вечернее правило имеет также мистическое значение, потому что человек готовится даже умереть. Там есть такие молитвы, в которых говорится: «Если я умру, Ты, Господи, прими мою душу, я на Тебя полностью надеюсь, не оставь меня и пронеси мою душу через искушение, мытарства, чтобы я не испытывал страдания, а сразу прибыл к Тебе». Также там есть просьба о прощении, о примирении с Богом и ближними, как бы подведение итогов всего дня. То есть это и огромное нравоучительное значение, и духовное поучение для человека, и поминание всей Церкви, живых и усопших, и перенастройка самого себя, приведение себя к мирному состоянию, чтобы не было стыдно встретиться с Богом. 

– Почему во время поста у некоторых людей повышается раздражительность? 

– Здесь задействуются, наверное, многие физиологические факторы. Человек меняет свой образ жизни, организм начинает испытывать определенный стресс, и это выливается во внешнюю раздражительность. Очень много таких состояний, которые приходят именно в период поста; они каким-то чудесным образом открываются, и человек себя показывает с совершенно новой стороны. Ты думаешь, что человек такой, а в пост он открывается, даже просыпается какой-то зверь внутри его, он готов тебя съесть, уничтожить. Это определенная духовная диагностика. 

Человек следит за собой, за окружающими, и вместе с тем это все научает человека. То, что ему не нравится в людях, означает, что он и сам не должен быть таким. Не нравится раздражительность – сам не будь раздражительным, не нравится агрессия, сам не будь агрессивным. Не нравятся отрицательные стороны других людей, сам не будь таким. Поэтому пост научает нас видеть в других людях то, от чего мы должны избавиться. И ты замечаешь в людях то, что есть в тебе. Только святые люди этого, наверное, не замечают, им абсолютно все равно, как на них посмотрели, что сказали, как унизили, оскорбили, обманули. Святым людям все равно, а для людей, которые сами имеют какую-то причастность к этим состояниям, делают то же самое, это все ранимо, чувствительно, для них это определенная греховная рана, от которой надо избавиться. И нужно молиться. 

– То есть нужно стремиться к такому состоянию, чтобы было все равно, какие внешние изменения происходят вокруг? 

– Не то чтобы все равно, главное, чтобы ты не находил этой гадости в других людях. Пост – это духовная диагностика. Увидел в человеке что-то, это и у тебя есть. Ты не видел и не понимал бы, что это такое, если бы у тебя этого не было. Почему мы можем читать и понимать, что написано? Дай Вам сейчас книгу на китайском языке, для Вас это будет вообще непонятно что. А если бы Вы знали, что там написано, да еще про Вас, Вы бы обиделись, оскорбились. Как и любой человек. Поэтому мы должны все-таки понимать этот путь. 

Чем страшны мытарства? Всех будут цеплять, кто будет идти по этой лестнице в Царство Небесное. Цепляют того, кто чем-то обладает. Контрабандисты хотят пронести греховный груз в Царство Небесное, а бесы с рогами и копытами их задерживают и не дают в Царство Небесное попасть. А кто чист и у кого ничего нет, те туда проходят с помощью Божией и в сопровождении ангелов Божиих. Поэтому пост – это время очищения, изменения, улучшения себя, радости духовной, получения особенного духовного возрастания в Боге. Вообще это полезное время. 

– Почему молитву называют царицей добродетелей? 

– Чтобы по-настоящему молиться, уходить в молитву, нужно быть чистым человеком, который может, если хотите, оторваться от всего земного и вознестись в небесное состояние. Когда Серафим Саровский молился, мы помним, как преображалось его лицо и становилось светлым – как солнце (он открыл это Мотовилову, показал, а тот это засвидетельствовал.) И мы верим, что молитва очень многое может. Мария Египетская, когда молилась, возносилась на какое-то количество сантиметров от земли. То есть она пребывала в состоянии невесомости. 

Монашествующие, которые жили особым образом, были пустынными подвижниками, избавленными от большей части грехов человеческих, проходили по воде как по суше. И у кого оставалась обувь сухой, было видно, что это подвижник высокой духовной жизни. А у кого обувь была в брызгах, значит, какие-то грешки оставались. Но вместе с этими грешками люди все равно проходили по воде. 

По молитвам много чего происходило. Монах мог бросить мантию в реку и поплыть на ней, то есть она становилась ему лодкой по его молитвам к Богу. Это большое дело. Поэтому это действительно великая добродетель, которая может выделить человека. Но как только он начинает говорить об этой добродетели как о своей заслуге, сразу падает – и она превращается в ничто. 

– Почему Господь не всегда отвечает на молитвенные прошения людей? 

– Господь видит, что человеку нужно. И даже когда видимого изменения или просимого человек не получает, Господь слышит человеческие молитвы и отвечает. Он слышит и делает так, как человеку лучше. Человек получает тем, что не получает. Это ему неполезно. 

– Как правильно просить? Как правильно обращаться с прошением к Богу? 

– Как Господь сказал: «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Яко Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь». Вот такая молитва должна быть. Она Господней молитвой и называется. Поэтому не надо много придумывать, надо просить то, что полезно для нашей души и нашего спасения. 

– Почему не приветствуется многословие в молитвах? 

– Христос сказал: не будьте многословны, как книжники и фарисеи, но пребывайте в любви, радости и молитесь... Заповедь Христова. Он сказал: если хочешь что-то явное получить, то зайди в келью свою, затворись и проси у Отца твоего Небесного тайно, и Он воздаст тебе явно. 

– Когда человек долго молится, не является ли это многословием? 

– Наверное, нет, потому что это уже определенный образ жизни, стиль и потребность, которая измеряется в каких-то духовных единицах. Человек, который приземлен, живет душевными радостями, может быть, не понимает всей красоты такого духовного богообщения. 

– Почему во время поста человек должен воздерживаться от информации, которая не имеет духовного характера? 

– Когда человек отвлекается, начинает погружаться в эту информационную греховную мирскую пучину, то он не имеет круга спасения, начинает в ней утопать, теряться, терять ориентиры. Это похоже на то, как если бы человек находился в море: внешних ориентиров нет, маяка нет, куда плыть – неизвестно, темнота, везде море, не на что опереться, спасательного круга нет. В конце концов такой человек может заплыть очень далеко, потерять все силы и утонуть. А когда есть духовный маяк, ориентир, то ты знаешь, куда тебе надо плыть хоть какое-то время; или у тебя есть какая-то поддержка в виде спасательного круга, который символизирует собой молитву твоих близких, Церкви. То есть за тебя молятся, у тебя есть поддержка плюс маяк, на который нужно плыть. Поэтому необходимо помнить и об этом, и о том, что Господь всегда нас призывал отвлекаться от мира, не ставить задачи мира выше духовных и искать духовного прежде всего, а все остальное приложится. 

– Почему воображение и мечтательность неблагоприятны для человека, который молится и постится? 

– Потому что человек может впасть в прелесть, а это прегрешение, которое уводит человека от Бога. С таким человеком могут заигрывать силы злобы поднебесной, он вообще может бесноваться, потому что они могут ему нашептывать, подсказывать что-то делать. Такой человек может даже с ума сойти. Поэтому к этим визионерским вещам, особенно если кого-то слышишь, надо относиться очень осторожно, аккуратно, отделять их, быть в духовном трезвении и понимать, что это ненормальное состояние. Человек должен держать себя в руках, помнить об этом. И если возникает такое искушение, сразу бежать к духовнику, спрашивать, что делать, молиться, исповедоваться, причащаться, просить у Бога, чтобы Он защитил от такого состояния. Потому что человек – слабое существо, он, не имея определенного духовного опыта, может принести огромный вред своей душе. 

– Как рано следует начинать поститься и молиться детям? 

– Все зависит от того, какая культура духовной жизни в семье. Если родители постятся, живут духовной жизнью, то ребенку не так сложно приобщиться к этой системе ценностей. 

Нужно найти рациональное зерно, дать рациональное духовное объяснение, как правильно жить детям в семье. Есть дети-максималисты, есть родители-максималисты. Каждый конкретный случай уникальный. 

– Как объяснить ребенку, что молитва и пост ему будут полезны? 

– Сначала это все делается в игровой форме, в форме общения, объяснения, обучения в воскресной школе, где ребенок видит, что это не что-то придуманное одним или двумя людьми, а образ жизни, так делают многие люди, многие дети. Когда дети общаются между собой в воскресной школе, приходят в храм Божий, пытаются познавать закон Божий, реализовать свои знания в воскресной школе, тогда это все и прививается. 

Если семья благочестивая, то, конечно, и домашние приучают ребенка к такой жизни, чтобы он начинал учиться благочестию. Были раньше такие книги: «Училище благочестия», «Закон Божий», детские рассказы о Церкви, о Боге, о Священном Писании, об Иисусе Христе. Такую литературу необходимо иметь, самим знать о Церкви, для чего человек живет, молится, пытается спастись, чтобы самому это понимать и рассказывать об этом в доступной форме своему ребенку. Тогда ребенок будет эту информацию уже с малых лет правильно воспринимать и интерпретировать; определенные семена его духовной жизни будут заложены в этом возрасте. Они процветут, и будет у нас еще один христианин, который захочет своих детей научить православной вере, будет любить Церковь, поддерживать ее, любить свое государство. 

– Может ли молитва быть человеку в осуждение (может, недостаточно благоговейная или недостаточно внимательная)? 

– Такого не должно быть. Если человек к молитве относится как к определенной скороговорке, то, наверное, такая молитва не нужна. Краткое правило о молитве, написанное во всех молитвословах, такое: когда встанешь утром, перекрестись во имя Отца и Сына и Святого Духа, приведи себя в порядок, духовно настрой себя. Нужно определенное духовное, душевное состояние, чтобы молиться и чтобы молитва не была в осуждение. 

– Как научиться внимательной молитве? И вообще роль внимания в молитве какова? 

– Надо работать над собой, это бывает очень сложно. Я спрашивал об этом у схимников, у людей, которые посвятили молитвенному деланию довольно большой промежуток времени, спрашивал и у архиереев. Внимание – это такое качество, которое нужно вырабатывать, над которым надо работать, трудиться; и, конечно же, надо изменять себя. 

Если мы этого делать не будем, то много молитвенных трудов будет понапрасну. Это все равно что носить воду в решете. Поэтому мы должны помнить: чтобы не было решета, надо его законопатить, глиной замазать, тогда воду можно будет принести. Надо работать над собой, надо брать не количеством прочитанных молитв, а качеством: как ты их понял, как можешь объяснить, пересказать, о чем размышлял, когда молился, дает ли тебе это духовную пользу, понимаешь ли, о чем просишь, о чем молишься? Здесь важны такие параметры. 

– Может ли человек сам оценить, хорошо у него идет молитва или нет? 

– Это чувство бывает иногда ложным. Поэтому здесь надо трезво понимать, что оценочное суждение о том, хорошо или плохо идет молитва, должно стоять на втором плане. Но правило мы должны все-таки выполнить, потому что правило – это линейка, которая дает прямую линию. И эта линия самая короткая для достижения цели. Чтобы это правило было правильно выполнено, необходимо, прочитывая его, обращать внимание на то, что там написано. Когда прочитываешь, необходимо понимать образы, смысл, цель всего этого правила. Когда ты все это выполняешь, тогда особая духовная радость возникает. Не просто улыбка на лице, состояние эйфории. Нет, это особая духовная сила, ты ее чувствуешь или не чувствуешь. Когда я прочитываю молитву, то знаю, что Господь меня не оставит. Когда не прочитываю, начинаю испытывать терзание, какое-то уныние, не чувствую поддержки, благодатного воздействия. Это какое-то внутреннее состояние, я не могу его передать, но думаю, что каждый человек понимает, о чем я говорю. 

– Что является плодом молитвы? 

– Плод молитвы – это любовь и спасение, потому что молитва призвана изменить человека к лучшему, избавить его от страстей, всего ненужного, наносного, греховного. А все это в конце концов приводит человека к спасению, к Богу. Это плоды молитвы. 

– С чего начать обучение молитве человеку новоначальному, который только первые шаги делает в церкви? На что стоит обратить внимание? 

– Если бы это касалось монаха или трудника, ему следовало бы прилепиться к духовному опытному старцу или человеку, который уже знает, как надо молиться, какие испытания, искушения могут быть. Человеку-мирянину тоже надо присматриваться. Наверное, есть такие наиболее опытные люди, которые ходят в церковь, благообразные, благочестивые, несварливые, не обманывают, честные и внешне, и внутренне. Постараться быть поближе к священнику, к предстоятелю общины, стараться с ним найти общий язык, вести духовные беседы, исповедоваться, причащаться, вести духовно правильный образ жизни. 

– Благоприятствует ли молитве частое нахождение человека в уединении, в тишине, вообще тихий, спокойный образ жизни? 

– Да, очень часто благоприятствует. Но когда человек один, надо помнить, что бес тоже видит, чем человек занимается, может внушать какие-то мысли: «Посмотри это, посмотри то, обрати внимание, какой молитвослов, там еще книга рядом находится, она интересная». И начинается блуждание мыслей. Молитва в одиночестве тоже полезна, но надо помнить о том, что лукавый не дремлет и обязательно будет мешать этому делу: телефон обязательно зазвонит, что-то начнет чесаться, что-то заболит. Это знакомые вещи для людей, которые пытаются жить духовной жизнью, поэтому надо обратить на это внимание, что такое может быть. 

– И как с этим быть? 

– Нужен опытный духовник, старец, монах, священник, который мог бы подсказать, рассказать, как правильно относиться к этим явлениям. Это явления духовного характера. 

– Предлагаю подвести итог нашей сегодняшней темы, может быть, акцентировать внимание на каких-то моментах и дать наставление нашим телезрителям. 

– Прежде всего хотелось бы обратить внимание, что Господь нас никогда не оставляет по молитвам Церкви. Даже если нам бывает очень сложно молиться, очень трудно достигнуть созидательной и плодотворной молитвы, то мы должны помнить, что Церковь всегда возносит за нас молитву. И мы должны уповать на милость Божию, на то, что Господь никогда не оставляет Своих верных детей, особенно тех, которые идут Ему навстречу. Пусть Божие благословение, покров Царицы Небесной, молитвенное предстательство святителя Николая Чудотворца пребывают со всеми вами. 

Ведущий Денис Береснев 

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​